СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вода – чудо природы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность в том, что, поскольку вода способна реагировать на очень широкий спектр электромагнитных колебаний, она отражает фундаментальные свойства Вселенной в целом. Вся наша планета тоже, как и люди состоит на 70% из воды.

Вода – самое  ценное на Земле  и должна почитаться, охраняться, очищаться и получать истинную любовь и заботу всех людей.

Вода – это часть внешней среды обитания и вода – важнейшая живая внутренняя структура нашей жизни.

 

           Цель исследования – доказать, что ВОДА - это живое вещество, обладающие свойством запоминать и переносить информацию как живых существ, так и косной материи. Работая над работой, мы поставили такие задачи:

  1. Изучение воды, как важнейший экологический фактор в жизни организмов.
  2. Изучение структуры воды.
  3. У воды есть память.

  Предмет исследования:  2 стакана воды. 2 цветка.

 

         Гипотеза -  обосновать непредсказуемое поведение воды. У воды есть память.

Во время работы мы использовали такие методы исследования:

- анализ

- наблюдение

- сбор информации из книг, журналов, газет;

- анкетирование

- сравнение;

- обобщение.

Просмотр содержимого документа
«Вода – чудо природы»

ВОДА – ЧУДО ПРИРОДЫ.

Муржакупов Дамир

учащийся 4 «А» класса ГУ «ФМЛ», г. Костанай

Руководитель: Суслова А.Н..,

учитель начальных классов ГУ «ФМЛ», г. Костанай.


Актуальность в том, что, поскольку вода способна реагировать на очень широкий спектр электромагнитных колебаний, она отражает фундаментальные свойства Вселенной в целом. Вся наша планета тоже, как и люди состоит на 70% из воды.

Вода – самое ценное на Земле и должна почитаться, охраняться, очищаться и получать истинную любовь и заботу всех людей.

Вода – это часть внешней среды обитания и вода – важнейшая живая внутренняя структура нашей жизни.


Цель исследования – доказать, что ВОДА - это живое вещество, обладающие свойством запоминать и переносить информацию как живых существ, так и косной материи.
Работая над работой, мы поставили такие задачи:

  1. Изучение воды, как важнейший экологический фактор в жизни организмов.

  2. Изучение структуры воды.

  3. У воды есть память.

Предмет исследования: 2 стакана воды. 2 цветка.


Гипотеза - обосновать непредсказуемое поведение воды. У воды есть память.

Во время работы мы использовали такие методы исследования:

- анализ

- наблюдение

- сбор информации из книг, журналов, газет;

- анкетирование

- сравнение;

- обобщение.

Описать работу какие опыты проводить

Вода реагирует на любую информацию: на её словесную форму, содержание мыслей образов, музыку. Изменяется её физико-химическая структура, форма кристаллов, вкус, энергетика.

В опытах с дистиллированной водой в двух прозрачных емкостях.

По № 1 вода слышала только хорошие, приятные эмоции.

Вода под № 2слышала только грубое обращение, плохие слова.

После заморажевания, вода реагировала на слова. Под № 1 ровные симметричные кристаллы.

В противоположность этому под № 2 в воде деформированные кристаллы.

Фотографии кристаллов воды, образованных, под воздействием слов—«любовь и признательность» – поражают своей красотой и изысканностью. Казалась, вода радовалась и ликовала, создавая пышно распустившийся цветок

В опытах с цветами:

Цветок под № 1расцвел, вырос. Цветок под № 2стал вянуть. Мы поливали их водой №1 и водой № 2. Фотографии прилагаются.


Список использованной литературы:

  1. Ахманов М. Вода, которую мы пьем. Качество питьевой воды и ее очитска с помощью бытовых фильтров. СПб .: «Невский проспект», 2002,192 с.

  2. Батмангхелидж Ф. Вода для здоровья. Мн.: ООО «Попурри», 2005, 288 с.

  3. Ершов М,Е Самые распространенные способы очистки воды.

  4. Обербайль К. Чудо-вода. М.ОО «ТД «Издательство Мир книги», 2005 , 128 с.

  5. Суслов Б.Н.Вода М.

  6. Большая энциклопедия. Кирилла и Мефодия.

  7. Начальная школа. Справочник школьника. М.1996 г.















Абстракт



В данной научной работе вода рассматривается как главный компонент жизни, процесс производства воды, как продукта питания. Исследовательская работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Во введении обозначены актуальность темы, цели и задачи исследования, определены объект и предмет исследования, выдвигается гипотеза. Поставленные цели и задачи были достигнуты с помощью обозначенных в работе способов и приемов исследования: наблюдение, экскурсия, фотосъемка, опрос, анализ по полученным данным.

В первой главе с помощью поискового метода из разных источников рассматриваем воду и ее роль в жизни живых организмов.

Во второй главе исследования рассмотрены вопросы изучения структуры воды. Ее изменения под действием внешней среды.

В третьей главе с помощью наблюдения и эксперимента описаны проделанные опыты с водой.

В работе было произведено самостоятельное изучение как теоретических, так, и практических материалов.

При исследовании изучен широкий ряд литературных источников, проведен эксперимент, совершена экскурсия на производство.

Работа актуальна потому, что наиболее важным результатом работы можно считать формирование бережного, почтительного отношения к воде.









Оглавление

Введение ………………………………………………………………. 3

Глава 1 Вода и ее роль в жизни живых организмов ……………….. 6

1.1 Экология воды………………………………………………………

1.2 Роль воды в жизни человека. ………………………………………

Глава 2 ……………………………………………………………..

2.1 Структура воды.. ……………………………………………….

2.2. Уникальные свойства воды ……………………………………………….

Глава 3 ………………………………………………………………………

    1. Эксперименты с водой ………………………………………………………

    2. У воды есть память ……………………………………………………………

    3. Долгий и нелегкий путь воды …………………………………………….

    4. Социальный опрос ………………………………………………………….

Заключение ……………………………………………………………………………………

Список использованной литературы ………………………………………………..

Приложение ……………… …………………………………………………………………….











Введение

Нет на Земле напитка лучше,

чем стакан  чистой  холодной воды.

                                                                                                                   В. Песков

          Вода – это не просто обычная жидкость. Это самое распространенное вещество в природе и главная составная часть всех живых организмов. Сколько воды на Земле? Много или мало? Оказывается, вода покрывает 70% поверхности Земли. Это много. Ученые подсчитали, что 97% всех запасов воды на планете Земля приходится на соленые воды морей и океанов. И только 3% водных запасов – пресная вода. А это очень мало.

В природе ею заполнены чаши океанов, моря, озера, реки, болота. Есть и искусственные водоемы – пруды, водохранилища и каналы. Она есть также и в глубине Земли, и в ее атмосфере.

Она постоянно совершает круговорот в природе. Когда солнце нагревает поверхность Земли, вода превращается в пары и попадает в атмосферу. Когда вода в атмосфере охлаждается, она образует облака. Затем некоторое количество этой воды вновь выпадает на Землю в виде дождя.

Вода - это древний универсальный символ чистоты, плодородия и источник самой жизни.

Актуальность в том, что, поскольку вода способна реагировать на очень широкий спектр электромагнитных колебаний, она отражает фундаментальные свойства Вселенной в целом. Вся наша планета тоже, как и люди состоит на 70% из воды.

Вода – самое ценное на Земле и должна почитаться, охраняться, очищаться и получать истинную любовь и заботу всех людей.

Вода – это часть внешней среды обитания и вода – важнейшая живая внутренняя структура нашей жизни.

Цель исследования – доказать, что ВОДА - это живое вещество, обладающие свойством запоминать и переносить информацию как живых существ, так и косной материи.
Работая над работой, мы поставили такие задачи:

  1. Изучение воды, как важнейший экологический фактор в жизни организмов.

  2. Изучение структуры воды.

  3. У воды есть память.

Предмет исследования: 2 стакана воды. 2 цветка.

Гипотеза - обосновать непредсказуемое поведение воды. У воды есть память.

Во время работы мы использовали такие методы исследования:

- анализ

- наблюдение

- сбор информации из книг, журналов, газет;

- анкетирование

- сравнение;

- обобщение.

Описать работу какие опыты проводить

Вода реагирует на любую информацию: на её словесную форму, содержание мыслей образов, музыку. Изменяется её физико-химическая структура, форма кристаллов, вкус, энергетика.

В опытах с дистиллированной водой в двух прозрачных емкостях.

По № 1 вода слышала только хорошие, приятные эмоции.

Вода под № 2слышала только грубое обращение, плохие слова.

После заморажевания, вода реагировала на слова. Под № 1 ровные симметричные кристаллы.

В противоположность этому под № 2 в воде деформированные кристаллы.

Фотографии кристаллов воды, образованных, под воздействием слов—«любовь и признательность» – поражают своей красотой и изысканностью. Казалась, вода радовалась и ликовала, создавая пышно распустившийся цветок

В опытах с цветами:

Цветок под № 1расцвел, вырос. Цветок под № 2стал вянуть. Мы поливали их водой №1 и водой № 2. Фотографии прилагаются.































Глава 1

1.1 Экология воды

В жизни организмов вода выступает как важнейший экологический фактор. Без воды нет жизни. Живых организмов, не содержащих воду, на Земле не найдено. Она является основной частью протоплазмы клеток, тканей, растительных и животных соков. Все биохимические процессы, газообмен в организме осуществляются при наличии воды. Вода с растворенными в ней веществами обусловливает давление клеточных и тканевых жидкостей, включая и межклеточный обмен. В период активной жизнедеятельности растений и животных содержание воды в их организмах, как правило, довольно высокое.

В природе существует около 1330 видов воды. Они различаются по происхождению (родниковая, дождевая, почвенная, из свежего или долго лежащего снега и пр.), по количеству и характеру растворенных в ней веществ. Вода — самое распространенное вещество на Земле. 3/4 поверхности земного шара покрыты водой в виде океанов, морей, рек и озер. Много воды находится в газообразном состоянии в виде паров в земной атмосфере; в виде огромных масс снега и льда на вершинах гор и в полярных странах. Вода имеет очень большое значение в жизни растений, животных и человека. Происхождение жизни на Земле обязано воде. В организме она представляет собой среду, в которой протекают химические процессы, обеспечивающие жизнедеятельность организма, а так же принимает участие в целом ряде биохимических реакций как растворитель.

            Борьба с загрязнением окружающей среды – одна из важнейших проблем современности.

Жидкие отходы производства, сбрасываемые в реки, отравляют все живое и представляют опасность для людей, если попадают в водопровод. Попавшие в воду удобрения могут вызвать бурный рост сине - зеленых водорослей, поглощающих из воды кислород, отчего другие растения и животные гибнут.

        Одним из распространенных загрязнителей водоемов являются   вещества, которые используются в качестве моющих средств. Они способствуют образованию опухолей.  Исследователи утверждают, что эти вещества покрыли слоем пены многие европейские реки. Их обнаруживают даже в питьевой воде. Они не поддаются очистке. Поэтому ученые стараются их заменить.  Загрязнения воды вызывают ухудшение состояния здоровья.В водах, содержащих фекальные массы, растительные или животные остатки, поступающие с предприятий пищевой промышленности, бумажные волокна и остатки целлюлозы от предприятий целлюлозно-бумажной промышленности, процессы разложения протекают практически одинаково. Поскольку аэробные бактерии используют кислород, первым результатом распада органических остатков является уменьшение содержания кислорода, растворенного в принимающих стоки водах. Оно изменяется в зависимости от температуры, а также в некоторой степени - от солености и давления. Пресная вода при 20° C и интенсивной аэрации в одном литре содержит 9,2 мг растворенного кислорода. С повышением температуры воды этот показатель уменьшается, а при ее охлаждении - увеличивается. По нормативам, действующим при проектировании муниципальных очистных сооружений, для распада органических веществ, содержащихся в одном литре коммунальных сточных вод обычного состава при температуре 20° С, требуется примерно 200 мг кислорода в течение 5 дней. Это значение, называемое биохимической потребностью в кислороде (БПК), принято в качестве стандарта при расчетах количества кислорода, необходимого для очистки данного объема стоков. Величина БПК сточных вод предприятий кожевенной, мясообрабатывающей и сахарорафинадной промышленности гораздо выше, чем коммунальных стоков.

В мелких водотоках с быстрым течением, где вода интенсивно перемешивается, поступающий из атмосферы кислород компенсирует истощение его запасов, растворенных в воде. Одновременно углекислый газ, образующийся при разложении содержащихся в сточных водах веществ, улетучивается в атмосферу. Таким образом сокращается срок неблагоприятного воздействия процессов разложения органики. И наоборот, в водоемах со слабым течением, где воды перемешиваются медленно и изолированы от атмосферы, неизбежное уменьшение содержания кислорода и рост концентрации углекислого газа влекут за собой серьезные изменения. Когда содержание кислорода уменьшается до определенного уровня, происходит замор рыбы и начинают погибать другие живые организмы, что, в свою очередь, приводит к увеличению объема разлагающейся органики.



1.2 Роль воды в жизни человека

«Нельзя сказать, что вода необходима для жизни: она и есть жизнь»,- так сказал Сент  Экзюпери об этой жидкости, которую мы употребляем , не особенно задумываясь. Это простейшее химическое соединение двух атомов водорода и одного атома кислорода H2O. Знаете ли Вы, что вода наиболее ценный для человека продукт, и что наш организм на 60-70% состоит из воды. Человеку необходимо выпивать как минимум 1,5 литра воды в сутки.

В нашей повседневной жизни мы сталкиваемся с водой постоянно. При этом можно сказать, что мы «воду пьем» и «воду льем». Об этих двух вариантах использования воды человеком мы сейчас и поговорим.

а) вода «пищевая» - сама по себе она не имеет питательной ценности, но у нее далеко не маленький перечень «обязанностей» в нашем организме:

- регулирует температуру тела;

- увлажняет воздух;

- доставляет в клетки организма питательные вещества и витамины;

- защищает жизненно важные органы;

- помогает преобразовать пищу в энергию;

- помогает питательным веществам усваиваться органами;

- выводит шлаки.

б) вода хозяйственно-бытовая не менее важный фактор в жизнедеятельности человека:

- питье и приготовление пищи;

- личная гигиена;

- мытье посуды;

- поливка цветов и домашние питомцы;

- промышленность и производство.

Итак, я убедился, что вода играет огромную роль в жизни каждого человека и природы в целом.





Глава 2

2.1 Структура воды.

Структура воды это так как организованны ее молекулы. Они объединяются в группы называемые кластерами. Ученые предположили, что именно кластеры являются своеобразными ячейками памяти, в которые вода как на магнитофонную ленту записывает все что видит, слышит, ощущает.Современные приборы смогли зафиксировать, что в каждой ячейке памяти воды находятся 440 тысяч информационных панелей, каждая из которых отвечает за свой вид взаимодействия с окружающей средой. Мартин Чаплин(профессор, заведующий лабораторией лондонского университета): «Если рассматривать кластер как группу определенных молекул, то срок его жизни мал, но если говорить о нем как о структуре, которые молекулы могут покидать и в которые молекулы могут включаться, то кластер может эффективно существовать в течение длительного времени». Именно устойчивость кластерной структуры подтвердило гипотезу способности воды запечатлевать и сохранять информацию.



2.2. Уникальные свойства воды

Вода – самое привычное вещество на Земле. Она сопровождает каждое мгновение нашей жизни, но знаем ли мы тайну которую хранит в себе эта удивительная стихия? Откуда она пришла? Кто и зачем одарил его нашу планету – единственную во всей вселенной? Быть может, ответы на вопросы знает сама вода? Ведь сегодня ее на Земле столько же сколько было тогда, когда все начиналось, когда зарождался мир, обретая привычные очертания и ощущения. Но не один ученый не может объяснить, например, почему плотность воды при минусовой температуре увеличивается, а при плюсовой уменьшается. Любое вещество при охлаждении сжимается, а вода наоборот расширяется – это уникальное свойство стали использовать еще в далеком прошлом. Северные народы добывали камень для строительства, заливая воду перед заморозками в расщелины скал. На юге деревянные клинья вбивали в трещины породы и заливали их водой, разбухая, эти клинья разрывали камень. Гораздо позже ученые установили, что находясь в порах и капиллярах, вода способна создавать огромное давление. В зерне, например, в момент прорастания оно может достигать четырехсот атмосфер, вот почему росток с легкостью пробивает асфальт.

Мартин Чаплин (профессор, заведующий лабораторией лондонского университета) говорит: «Вода – это маленькая молекула, которая имеет крайне специфические свойства и нельзя найти другие молекулы, которые бы имели такие же аномалии». Александр Солодилов (доктор наук; Россия) говорит, что если бы не было какой-то из них - не было бы самой жизни на планете.

Любое из свойств воды уникально. До сих пор у науки нет ответа на вопросы: почему только вода единственное вещество на планете может находиться в трех агрегатных состояниях: твердом, жидком и газообразном? Почему из всех жидкостей именно у воды самое большое поверхностное натяжение? Почему она является самым мощным растворителем на Земле? И каким образом она способна подниматься по стволам огромных деревьев, преодолевая давление в десятки атмосфер?



Глава 3

    1. Эксперименты с водой

Опыт № 1

  1. В прозрачный стакан набрали воду из под крана. Подписали № 1.

Воде под № 1говорили только хорошие, нежные , приятные слова, эмоции.

В прозрачный стакан набрали воду из под крана. Подписали № 2.

Воде под № 2 говорили грубые , плохие слова, передавая отрицательную энергию

Оба стакана поместили в морозильную камеру.

2. После замораживания рассмотрели кристаллы воды под № 1. Они были ровные , изящные, симметричные .

В стакане под № 2 кристаллы деформированы, обрывчатые линии.

ВЫВОД:

Фотографии кристаллов воды, образованных, под воздействием слов—«любовь и признательность» – поражают своей красотой и изысканностью. Казалось, вода радовалась и ликовала, создавая свой рисунок.

В другом стакане вода имела негативные проявления.

Вода реагирует на любую информацию: на её словесную форму, содержание мыслей образов, музыку. Изменяется её физико-химическая структура, форма кристаллов, вкус, энергетика.


ОПЫТ № 2

  1. В цветочный горшок под № 1 посадили цветок и поливали в одно и тоже время водой под № 1 с положительными эмоциями

  2. В цветочный горшок под № 2 посадили цветок и поливали в одно и тоже время водой под № 2 с отрицательными эмоциями

  3. Цветок под № 1расцвел, вырос.

  4. Цветок под № 2 стал вянуть.

Фотографии прилагаются.

ВЫВОД:

Фотографии цветка в горшке № 1 , под воздействием слов—«любовь и признательность» –восхищают своей красотой

Цветок в другом горшке под № 2 имеет негатив. Он просто завял, сгнил.



    1. У воды есть память

В 1976 году была выдвинута фантастическая гипотеза, которая способна обосновать непредсказуемое поведение воды: «У воды есть память!» Результаты экспериментов, проведенных во многих странах показали, что вода воспринимает и запечетлевает любое воздействие, запоминает все что происходит в окружающем пространстве. Догадывались ли об этом наши предки когда превращали обычную воду в целебную, используя для этого сосуды из серебра.

3.3. Долгий и нелегкий путь воды

До того как попасть в наши дома вода проделывает долгий и нелегкий путь. В природе реки и ручьи текут по плавно изменяющимися руслу, в то время как в водопроводной системе вода множество раз поворачивает под прямым углом. С каждым таким поворотом ее естественная структура все больше и больше разрушается.

Леонид Извеков (исследователь; заведующий лабораторией по исследованию структуры воды; Россия) говорит, что вода водопроводная имеет кристаллы различных форм, но все они сильно деформированы, то есть она может действовать по-разному, но никакой симметрии и красоты увидеть нельзя. Известно, что во многих крупных городах водопроводная вода существует замкнутом цикле. После агрессивной очистки, пройдя через мощные фильтры, она опять возвращается в наши дома, сохраняя память о биохимическом веществе и о насилии, которому подвергалась. Но еще сильнее информационные загрязнения, которые накапливает вода, протекая по многим километровым трубам из 1000 и 1000 домов и квартир.

Социологический опрос.

 Для того чтобы выяснить уровень знаний населения и учащихся школы о качестве питьевой воды и влиянии её на организм человека,  я провел анкетирование среди школьников и взрослых жителей нашего микрорайона Наурыз.

Я задал ряд вопросов:   Что вы думаете о качестве воды?   Вы пьете сырую воду?

Какую воду вы пьете чаще?   Ваши предложения по улучшению качества воды.

      И вот что получилось.

               

Результат опроса показал, что более половины населения не употребляют сырую воду. На вопрос какую воду вы чаще пьете, 54 человека из ста сказали кипяченую, 22 человек профильтрованную, и 24  сырую.

        При опросе о качестве воды, выяснилось, что более 60 человек из 100 считают, что надо улучшить систему очистки, 38 человек считает, что надо чаще проверять воду на пригодность к использованию.

    Причина заключается в том, что население недостаточно информировано о последствиях воздействия некачественной воды  на организм каждого из нас. Взрослые и школьники недооценивают  вред, наносимый такой питьевой водой  всем живым существам и человеческому организму.

Исходя из результатов, проведенного анкетирования, сделан вывод о том, что данная проблема актуальна и важна для каждого из нас. Многие имеют поверхностные, отрывочные  знания о проблеме воздействия воды на живые организмы, в том числе и организм человека. Не каждый из опрошенных  связывает имеющиеся заболевания, различные недомогания    с качеством  питьевой  воды.



Заключение

В наши дни водная проблема стала одной из самых важных.

         Благодаря воде, на нашей планете зародилась и до сих пор существует жизнь. Мы привыкли к воде и часто забываем о том, что вода - это самая большая драгоценность на Земле. Но запасы воды не безграничны. Если исчезнет вода – исчезнет и жизнь. Наша планета станет такой же безжизненной  планетой, как и другие планеты в солнечной системе.

        Пока ещё не поздно, нам надо сделать всё необходимое для сохранения водоёмов и спасти нашу голубую планету, а значить и нас самих.

Предлагаю ряд охранных мероприятий:  

1.  Не сбрасывать в реку и не складировать в городе и на берегу   бытовой мусор, отходы промышленных, сельскохозяйственных предприятий;

2.  Запретить вырубку деревьев и кустарников по долинам рек;

3.  Не мыть автотранспортные средства у реки;

4.  Проводить регулярные мероприятия по очистке берегов рек и улиц  от бытового мусора;

5.  Необходимо охранять водные богатства, рационально и бережно их использовать.

 

 «Вода- это чудо природы, самое драгоценное ископаемое» - говорил

                                                                                                 А. П. Карпиненский.



Вода имеет свои уникальные и тонкие черты. Она бесцветна, без вкуса, без запаха, прозрачна, не имеет формы, текуча, обладает теплоемкостью и хороший растворитель. Туман, облака, роса, дождь, град, иней, снег, гололед, изморозь - все это вода в разных состояниях. Без нее не обходятся ни в одном уголке нашей планеты. Ее влияние поистине огромно. Люди должны сохранить присутствие воды в нашей жизни.

«Ведь вода – это и есть жизнь»  – писал А. Де Сент-Экзюпери.





















Список использованной литературы:

1. Г.Г. Маленков. Успехи физической химии, 2001г.

2. С.В. Зенин, Б.В. Тяглов, Г.Б.Сергеев, З.А. Шабарова. Исследование внутримолекулярных взаимодействий в нуклеотидамидах методом ЯМР. Материалы 2-й Всесоюзной конф. По динамической Стереохимии. Одесса.1975г.с.53.

3. Масару Эмото. Послания воды: Тайные коды кристаллов льда. Перев. с англ. М. ООО Издательский дом «София».2005г.

4. Резников К.М. Вода жизни //Прикладные информационные аспекты медицины. – 2001г. – Т.4. - №2. С.3-10.

5.     «Вулканы»: Детская энциклопедия  – 2-изд., перераб. – Москва изд., «Махаон», 2007 – 124с., ил.

6.     «Мир моря»: Детская энциклопедия   – 2-изд., перераб. – Москва изд., «Махаон», 2007 – 123с., ил.

7.     Капля, речка, океаны. Текст А. Ефремова Санкт – Петербург. Издательский дом «Современная педагогика», 2004. –519,[1] с.: ил.

8.     Книга для чтения по охране природы: Для учащихся  сред. шк./Сост.А.Н.Захлебный. – М.:Просвещение, 1986. – 175 с., ил.

9.     Что такое. Кто такой: Детская энциклопедия: В 3 т. Ч-80 Т.1. А - Ж/Сост.В.С.Шергин, А. И. Юрьев. –5-у изд., перераб. И доп. – М.:















Приложение:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!