СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Вода и её свойства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - исследование направлен на формирование образовательных компетенций: информационных, коммуникационных, рефлексивных.

Просмотр содержимого документа
«"Вода и её свойства"»



Открытый урок


Учитель

Калабина Валентина Васильевна

Место работы

ГБОУ СОШ с. Екатериновка

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Окружающий мир

Тема урока

Вода и ее свойства

Класс

3



Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 3 класса в предметной области окружающий мир по теме “Вода и её свойства”.

Тип урока: урок-исследование.

Предмет: вода.

Объект: свойства воды.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и обучающихся.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.

  • Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.

  • Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: проверить справедливость утверждений о свойствах воды, определить условия очистки воды от примесей, актуализировать и расширить знания учащихся о значении воды в жизни человека и необходимости бережного отношения к ней.


Технологическая карта урока

Этап урока

Цель:

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Универсальные учебные действия

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Самоопределение к деятельности.

Цель:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Организую ситуацию, позволяющую настроится на положительные эмоции, проверить готовность к уроку.

-А сейчас проверь дружок,

Ты готов начать урок?

-Давайте подарим друг другу улыбку и начнем урок.

Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде? »

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!


- Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.


-Проверяют готовность к уроку.









Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность.

2.Актуализация знаний. Определение темы урока. Постановка цели урока.

Цель: организовать и направить к восприятию нового материала; суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель урока

- Вещество, которое мы будем изучать сегодня на уроке, вы узнаете из загадки:

Без рук, без ног

На гору ползет.

Кто сильнее всех на свете?

Что в руках не удержать?

Что в решете не унесешь?

Что в гору не выкатишь?












- Вода.

-Вещество, которое мы будем изучать сегодня на уроке - это ВОДА.



Регулятивные:

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные:

Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку)

Коммуникативные:

Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.

3.Постановка учебной задачи.

Цель:

А) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и его цель.

Б) Согласовать цель и тему урока





- Как вы думаете, много ли воды на Земле?

- Давайте посмотрим на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А все потому, что голубой краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой

– Сформулируйте тему урока.

– Сформулируйте учебную задачу.

– Что же такое вода?

(При повторении Д.З. получилось ключевое слово-Свойства; далее-вода)

Многим кажется, что они хорошо знают воду. Ведь все ежедневно умываются, пьют воду, часто наблюдают, как идёт дождь, как течёт река.

Но оказывается, не так всё просто в природе. В ней ещё много тайн. Учёные стараются разгадать их. А мы пока начнём с простого.

-Да.



-Изображены моря, океаны нашей планеты.






- Тема занятия: «Вода и ее свойства»

Цель занятия «Изучить свойства воды».






Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям.

Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме.

Регулятивные:

Уметь формулировать цель и учебную задачу урока.

Физминутка

4. Организация исследовательской работы.

Цель:

Организовать коммуникативное взаимодействие для выведения свойств воды




1. Класс делится на 3 группы,  каждая группа получает карту для фиксации результатов КАРТОЧКА 1 и направляются к столикам для проведения опытов (на столиках лежат инструкционные карты) –КАРТОЧКА 2.

Опыт 1. Прозрачность.
Опыт 2. Цвет.
Опыт 3. Запах.
Опыт 4. Текучесть.
Опыт 5. Растворитель.

2. Самопроверка по эталону с использованием презентации ИКТ.

- Работают в группах: объединяются, распределяют обязанности. Проводят опыт с водой в соответствии с заданием.

Капитаны от каждой группы по очереди выходят к доске, делают вывод и поясняют, а учитель вывешивает лист с написанным свойством. 

- прозрачная;

- не имеет запаха;

- бесцветная;

- не имеет вкуса;

- не имеет формы;

- растворяет вещества;

- текуча.





Познавательные:

Проверяют справедливость утверждений о свойствах воды,

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

Регулятивные:

Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном)

Коммуникативные:

Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль.

5. Беседа “Вода в природе”

Цель:

Уточнить и расширить знания учащихся о значении воды в природе.



















Интересные факты о воде

-– Как вы думаете, много ли воды на Земле? ИКТ

– Посмотрите на вид нашей Земли из космоса. Очень много на ней голубой краски. Голубым цветом изображают моря, океаны нашей планеты. Вода занимает ¾ поверхности земного шара. Вода повсюду. В воздухе (пар, облака, тучи). В земле (родники). В скоплениях льда на Южном и Северном полюсах.

Вода входит в состав любого живого организма: листья растений, в сок плодов и даже в сухих семенах

 Тело животных более половины состоит из воды, а в медузе – 90-95% воды. Даже тело человека на 2/3 состоит из воды.



А сейчас мы с вами узнаем ещё об одном свойстве воды. Посмотрите у меня две банки с водой. Что видите?

Есть ли запах?

- Опускаю по яйцу в каждую банку (в одной яйцо пошло на дно, в другой всплыло). Как вы думаете, в чём причина?

Я вам сделаю подсказку: около государства Израиль есть Мертвое море. Именно благодаря этому минеральному веществу Вы можете спокойно улечься на тихую водную гладь и читать свой любимый журнал не опасаясь утонуть.



- А еще ребята приготовили на урок немного интересных фактов о воде.

Отвечают на вопрос, высказывают свои мнения и предположения

Уточняют и расширяют свои знания о воде.


















(дети цепочкой выступают)

1. Вода самый лучший тонизирующий напиток и у неё нет побочных эффектов.

2.Кровь человека на 83 % состоит из воды.

3.По утверждению биологов, без пищи человек может прожить около двух месяцев, а без воды не проживёт и пяти дней.

4. Нехватка воды сначала угнетает, а затем убивает некоторые функции организма.

5. Вода может предотвратить расстройства, связанные с дефицитом внимания у детей и взрослых.

6.Вода повышает работоспособность, улучшает фиксацию внимания.

7.Вода помогает снимать стресс, тревогу и депрессию.

8.Вода восстанавливает сон.

9. Вода помогает снять усталость, - она придаёт нам энергию молодости. Вода делает кожу гладкой, позволяя уменьшить эффекты старения.

10 Вода вызывает блеск в глазах.

11. Вода самое лучшее средство для снижения веса.

12.Человек в среднем за день выпивает полтора – два с половиной литра воды, которую нечем заменить.

13.Вода выводит из человеческого организма вредные продукты обмена – пот, мочу, пар.

14.Всемирный Водный день празднуется каждый год 22 марта.


Познавательные:

Классифицировать объекты.

Коммуникативные:

Проявлять активность в коллективной деятельности

Закрепление “Роль воды в жизни человека и охрана вод”.


Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни животные, ни люди. Вода не только поит, но и кормит – добывает электрический ток. Вода – это большая и удобная дорога. По ней плывут пассажирские и грузовые суда. Вода приводит в порядок не только наше тело, но и наводит чистоту на улицах городов. А надо ли охранять воду?

Вода – это одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нами, если исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязнения воды страдает всё живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду надо беречь.

Это тема нашего следующего урока.

Отвечают на вопрос, высказывают свое мнение.

Уточняют свои знания по данному вопросу.

Регулятивные:

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные:

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Коммуникативные:

Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия.

Карточка 1

Карта

учёных-исследователей


Запишите результат опыта

Опыт 1. Прозрачность воды.


Опыт 2.

Цвет воды.


Опыт 3.

Запах воды.


Опыт 4.  

Вода – растворитель?  


Опыт 5.

Текучесть.


Опыт 6.

Воздействие температуры.



КАРТОЧКА 2                  Инструкционные карты к проведению опытов:

Инструкционная карта №1.

  1. Возьмите линейку и опустите в стакан с водой. Видна ли она?

  2. Сделайте вывод: о каком свойстве воды это говорит?

  3. Запишите вывод в карту.

Инструкционная карта №2.

  1. Возьмите полоски цветной бумаги и сравните с цветом воды в стакане.

  2. Сделайте вывод: имеет ли вода цвет?

  3. Запишите вывод в карту.

Инструкционная карта №3.

  1. Поднесите стаканчик с водой к носу.

  2. Сделайте вывод: имеет ли чистая вода запах?

  3. Запишите вывод в карту.

Инструкционная карта №4.

  1. Возьмите стаканчик с водой и переместите воду в другой стаканчик.

  2. Сделайте вывод: о каком свойстве воды идёт речь? (текучесть, растворение, испарение, перемещение)

  3. Запишите вывод в карту.

Инструкционная карта №5.

  1. Насыпьте в один стаканчик с водой немного сахарного песка, а в другой – речного песка. Помешайте. Что произошло?

  2. Сделайте вывод: все ли вещества могут растворяться в воде?

  3. Запишите вывод в карту.


Карточка № 3 Рефлексия:

Тема:                                                         Вода

  1. 2 прилагательных (какая?)   ………………………………………………………….

  2. 3 глагола (что делает)           ………………………………………………………….

  3. Фраза о воде                            ………………………………………………………….

Синоним слову вода