СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вода и здоровье

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Вода и здоровье»

Тема урока: Вода и здоровье.

Цель:

-познакомить учащихся с экологическими проблемами воды;

-познакомить ребят со структурой воды;

-показать значение воды в жизни человека, способность воды нести здоровье человеку;

-формировать навыки бережного отношения к воде.

Оборудование: рисунки, таблички с названиями остановок.

УУД:

Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать ожидаемые с полученные результаты.

Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.

Задачи:

-Показать роль воды в жизни человека.

-Познакомиться с различными видами воды, узнать особенности, назначения к применению, изучить информацию на этикетках.

-Провести дегустацию столовой, столово-лечебной и лечебной воды.

-Изучить вопрос актуальности питьевого режима.

- Создать информационный буклет по материалам темы и распространить среди учащихся и педагогов школы.

План-конспект урока

1. Вступительная часть.

Здравствуйте, какое приятное слово. Я им пожелала вам здравствовать, т.е. быть здоровыми. Что такое здоровье? Очень важно быть здоровыми, тогда все силы мы сможем направить на достижение своих целей, задач. Поэтому на сегодняшнем уроке поговорим о здоровье. А как связано здоровье с водой, мы и попытаемся сегодня узнать!

Учитель: тема сегодняшнего занятия - Вода и здоровье.

Кровь природы, краса природы, дороже золота -  такие высказывания о воде нам оставили великие люди: Д. И Менделеев, Сергей Тимофеевич Аксаков, Леонардо да Винчи. Мы каждый день соприкасаемся с водой, мы так привыкли к ней и к ее разнообразным проявлениям в природе, что часто не замечаем отличительных свойств воды. Благодаря воде в организме совершаются функции терморегуляции, идет обмен веществ. Многие привычные нам явления природы связаны именно с особенностями воды, выделяющими ее среди других веществ. Единственное вещество на планете, существующее в трех состояниях: жидкое, в виде пара, в виде льда. На сегодняшнем занятии мы совершим экскурсию с остановками в различных пунктах и познакомимся с химией воды, влиянием ее на организм человека, с экологическими проблемами. А помогут нам в этом наши гиды- станции. (доска с табличками).

2. Основная часть.

1 остановка Экологическая.

22 марта 1993 года является историческим событием. Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций был провозглашен День воды. С тех пор это событие ежегодно отмечается 22 марта.

При всем обилии воды на планете на доступную часть пресной воды приходиться чуть меньше половины процентов всех ее запасов. В озере Байкал, самом глубоком в мире, содержится пресной воды больше, чем во всех пресных озерах земного шара.

В Росси более 2,5 млн. рек и ручьев и более 50 млн. человек. Крупные реки: Волга, Обь, Лена, Енисей, Амур.

В настоящее время с ростом городов и населения планеты увеличивается количество выбрасываемых сточных вод. Во время купального сезона наши реки страдают от выбрасываемого мусора. Но важно запомнить, что количество выбрасываемого мусора прямо пропорционально культуре человека.

По данным ООН ежегодно в Мировой океан выливается около 10 млн. тонн нефти. У Атлантического побережья США захоронено 90 тыс. контейнеров с радиоактивными отходами на 100 тыс. кюри. В Европейской части на 500 тыс. кюри.

Вопрос учителя:

- Хватит ли чистой пресной воды на всех жителей планеты?

Чистой пресной  воды хватит, если человек будет разумно относиться к воде.

Необходимо бережно относится к родникам, так как они являются звеном единой водной сети. Они являются украшением природы. И источником пресной воды. Вот как Иван Бунин выразил свое отношение к родникам.

Иван Бунин (ученик)

Родник.

В глуши лесной, в глуши зеленой,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьет из камней родник студеный:

 

Кипит, играет и спешит,

Крутясь хрустальными клубами,

И под ветвистыми дубами                  

Стеклом расплавленным бежит.

 

А небеса и лес нагорный

Глядят, задумавшись в тиши,

Как в светлой влаге голыши

Дрожат мозаикой узорной.

Чтобы наши родники и другие водные источники всегда были чистыми, каждый может участвовать в проекте «Чистая вода». Для этого надо бережно относится к воде, не загрязнять водоемы и территории вокруг, участвовать в экологических субботниках. Понимать, что наши реки, озера, родники - единая система. И если каждый гражданин будет заботиться о чистоте воды, то на всей Земле чистой воды станет больше.

На следующей остановке мы узнаем о воде как источнике жизни.

2 остановка Вода и здоровье

Для человеческого организма вода — это второе по значимости вещество после кислорода. Вода регулирует температуру тела, увлажняет воздух при дыхании, обеспечивает доставку питательных веществ и кислорода ко всем клеткам тела, выводит шлаки и отходы процессов жизнедеятельности.

Человек на 70-75% состоит из воды: 10% воды содержат волосы, клетки разных тканей 60%, ЦНС – 90%. Вода является своеобразным индикатором старения. Тело ребенка от рождения до годовалого возраста содержит 80–85% воды. При достижении 18 лет содержание воды уменьшается до 65–70%, а в старости — до 25%.

Многие ученые склоняются к мысли, что в обеспечении организма качественной водой и в количестве, необходимом для нормального процесса обмена веществ, заключается секрет продления молодости. Вода поддерживает гомеостаз так как входит в состав крови, лимфы, тканевой жидкости.

От воды зависит наше самочувствие в течение дня. Помимо утоления жажды, вода обладает прекрасным тонизирующим эффектом и в отличие от других напитков не имеет побочных действий. Все слышали о закаливании:

(ученик) Все знают о закаливании водой. При этой процедуре создается своеобразный массаж кожи, повышается ее тонус, возбуждается нервная система.

Но необходимо помнить о трех основных принципах закаливания: индивидуальность, систематичность, постепенность.

Общие закаливающие процедуры поднимают сопротивляемость всего организма.

-Спасибо, да действительно закаливание имеет огромный положительный эффект на организм, но только закаляться необходимо правильно!

-Посмотрите какие атрибуты я принесла с собой на урок, о чем они нам говорят?

(ученик) Баня у русских людей насущная потребность не только для соблюдения чистоплотности, не только главное лекарство от вех недугов, но и своего рода наслаждение. А.С. Пушкин никогда не забывал о русской бане, великолепие которой так вдохновенно воспел в «Руслане и Людмиле».

До недавнего времени считали, что баня в основном превосходное средство восстановления сил, закаливания и сгонки веса. Ныне научные представления об этой процедуре расширились. На горячем полке идет постепенное нарастание нагрузки, комплексное воздействие. Благодаря бане увеличиваются такие показатели, как сила, скорость, выносливость, координация движений.

Банная процедура особенно полезна людям сидячих профессий, потому что хорошо восполняет недостаток движений.

Мудра русская пословица: «В который день паришься, в тот день не состаришься».

От чистой воды зависит наша продолжительность жизни. Об этом свидетельствуют результаты исследований, согласно которым при постоянном употреблении чистой воды можно продлить свою жизнь на 8-10 лет.

Вода — это сама жизнь. Она содержится во всех живых организмах. Вода входит в состав нейронов, поэтому участвует в функциях запоминания.

Если воды выводится на 6-8% больше нормы, то возникает мышечная слабость, головокружение, головная боль и др. явления. Избыточная потеря 10% воды приводит к более тяжёлым изменениям, а – 15-20% - вызывает смерть. Без воды человек может прожить только несколько суток.

- Сколько литров воды в сутки необходимо употреблять человеку?

В зависимости от интенсивности работы, внешних условий (в т.ч. климата), культурных традиций человек суммарно (вместе с пищей) употребляет от 2 до 4 л воды в сутки. Непосредственно в виде свободной жидкости (разных напитков или жидкой пищи) взрослый человек в среднем потребляет в сутки около 1–2 литра воды. Остальное составляет вода, поступающая в организм в виде твердой пищи. Даже «сухая» еда на 50–60% состоит из воды.

В наше время очень большое число людей страдает заболеваниями желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), обмена веществ, недостатка веществ в организме. Многие пьют минеральную воду, чтобы утолить жажду. 

Физкультминутка: Создаем руками и ногами звуки дождя, легкие капли, затем дождь усиливается, ливень, добавляем гром и молнии, дождь прекращается, последние капли.

Проблема: Минеральная вода – это вкусный напиток, утоляющий жажду или раствор химических соединений, являющийся фармацевтическим препаратом?

Существует множество классификаций минеральных вод. Мы с вами рассмотрим только одну. Как классифицируются минеральные воды по назначению или степени минерализации.

В зависимости от назначения минеральных вод различают:

  • столовые - уровень минерализации не превышает 1 г/л; способны нормализовать функцию пищеварительных органов; ценны чистотой и безвредностью для организма; можно использовать без консультации врача, пить без ограничений, сочетая природный вкус и пользу для здоровья; («Заповедник», «Кристалин», «Святой источник»)

  • лечебно-столовые - уровень минерализации в рамках 1-10 г/л, отличаются приятными вкусовыми качествами, но и оказывают лечебное, а скорее профилактическое, воздействие на организм; могут потребляться на нерегулярной основе относительно здоровыми людьми; («Боржоми», «Ессентуки №4», «Меркурий», «Нарзан», «Новотерская», «Славяновская» и т. д.).

  • лечебные - уровень минерализации более 10 г/л, не подходят для утоления жажды, а только для лечения и принимаются по назначению врача в соответствующей дозировке при определенной методике потребления. («Ессентуки №17» и другие, главным образом малоизвестные марки)

(работа с этикетками)

Существуют правила употребления воды:

Минутка здоровья, пробуем разные виды минеральной воды, обсуждаем вкусовые и другие качества воды.

Делаем вывод относительно поставленной проблемы.

3 остановка. Тайны воды.

До середины ХVIII века вода считалась неделимым веществом. И только в 1783 году французский химик Антуан Лоран Лавуазье пришел к выводу, что вода имеет сложное строение: в ее состав входят водород и кислород. После этого свыше ста лет все считали, что вода — соединение, описываемое единственно возможной формулой H2O

Благодаря существованию водородных связей в молекуле возможно наличие удивительных свойств воды, например, когда водородные связи разрываются, вода переходит в пар вода может переходить и в лед.

1932 году мир облетела сенсация: кроме обычной воды, в природе существует еще и так называемая тяжелая вода – в ее молекулах место водорода занимает его тяжелый изотоп – дейтерий. D2О. Тяжелая вода на 10% плотнее обычной, кипит при 101,42 °С, замерзает при +3,8 °С. Тяжелая вода применяется в качестве замедлителя нейтронов в ядерных реакторах. Сегодня известно, что изотопных разновидностей воды может быть 135

- Проводятся ли в настоящее время исследования, связанные с водой?

На этот вопрос мы ответим на данной остановке.

Сегодня доказана теория об информационной памяти воды — свойствах воды воспринимать и передавать негативную или позитивную информацию о материи, с которой она контактировала ранее. Все дело в структуре воды. Вода состоит из кластеров, которые являются хранителями памяти воды.

В 1995 году японским ученым Масару Эмото впервые удалось зафиксировать реакцию воды на разные слова, музыку. Воде перед заморозкой говорили «спасибо» на многих языках: немецком, английском, корейском, китайском. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды.

При этих словах вода приобретает форму снежинок. Когда мы произносим такие прекрасные слова и в нашем организме все преображается, ведь человек почти на 80% состоит из воды.

Когда воде говорили негативные слова, то вода не имела никакой структуры, и вносит в организм состояние дисгармонии. Гены хранят память предыдущих поколений и на 75% состоят из воды. Можем себе представить как изменится структура генов под действием сквернословия, выходящего из уст человека. То, что человек сказал, то запишется на генах и передается следующим поколениям в виде физических, психических и духовных болезней. Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту.

При многочисленных исследованиях, ученые говорят, что факты есть. Все это можно увидеть. А почему это происходит это скрыто от нас. Это является тайной воды.

На одном уроке невозможно сказать о всех загадках воды. Но самое главное, что вы должны запомнить, вода будет являться источником жизни, если человек будет бережно относиться к воде.

Вот и подходит к концу наша экскурсия и последняя остановка

4 остановка Игровая.

В народе очень много сложено пословиц, загадок о воде. Я приготовила загадки связанные с водой, которые вы можете попробовать разгадать.

Что в решете не унесешь? (вода)

День и ночь кричит, а голос не устает? (водопад)

С неба пришел и в землю ушел (дождь)

горя не знает, а слезы проливает (туча)

Что в руках не удержать (воду)

По морю идет, идет, а до берега дойдет, так и пропадет (волна)

Не огонь, а жжется (лед)

Скатерть бела весь свет одела (снег)

Кругом вода, а с питьем беда (море)

Сани бегут, а оглобли стоят (река и берега)

Не море, ни земля, корабли не плавают, а ходить нельзя (болото)

Дом шумит, хозяева молчат. Пришли люди - хозяев забрали, а дом в окошки ушел (Вода, рыбы, рыбаки, невод)

В новой стене, в круглом окне, днем стекло разбито, за ночь вставлено (прорубь)

Рыбам зиму жить тепло, крыша толстое стекло. (лед)

Он бежит по горным склонам, тараторя сам с собой, и в густой траве зеленой прячет хвостик голубой. (ручей)

На одном уроке невозможно сказать о всех загадках воды. Но самое главное, что вы должны запомнить, вода будет являться источником жизни, если человек будет бережно относиться к воде.

Рефлексия.

Насколько важна эта тема в нашей жизни?

Домашнее задание.

  1. Синквейн «Вода»

  2. Памятка «Береги воду»

3. Выставление оценок

4. Заключительная часть. 

Приложение к уроку.

Памятка о «здоровой» воде!

  • Столовая. Годится для каждодневного употребления здоровыми людьми, так как содержит менее 1 г соли на литр воды и с небольшим содержанием микроэлементов.

  • Лечебно-столовая. Имеет несколько видов: с высоким содержанием соли (от 1 до 10г) и низким содержанием микроэлементов, и с низкой концентрацией соли (до 1г) в воде и большим содержанием биологических микроэлементов;

  • Лечебная. Содержит высокую концентрацию соли (более 10г/л) и не рекомендуется для ежедневного употребления.

Информационный лист

Кальций - катион (Са2+ )

Принимает участие в построении костной ткани, зубов. Влияет на нервную проводимость, на свертывание крови.

Кальций усиливает сократительную силу сердечной мышцы, повышает иммунитет, обладает противовоспалительным действием. Горячие кальциевые воды помогают при язвенной болезни желудка и гастрите.

Магний-катион (Mg 2+ )

Магний способствует уменьшению спазмов желчного пузыря, снижает уровень холестерина в крови, благотворно влияет на нервную систему, поддерживает работу сердца и органов дыхания, оказывает расслабляющее действие на мышечные клетки, поддерживает их эластичность и гибкость, стимулирует ферментные реакции и способствует перевариванию пищи, активизирует работу кишечника, способствует выведению токсинов (например, алкоголя), отдаляет физиологическое старение клеток.

Катионы Na+ и К+

Регулируют в организме человека электрохимические и биохимические процессы, участвуют в минеральном и водном обмене. Калий и натрий поддерживают необходимое давление в тканевых и межтканевых жидкостях организма. Калий влияет на изменения в сердце и центральной нервной системе. Калий отвечает за кислотно-щелочное равновесие крови, активизирует работу сердца, благотворно влияет на работу почек.

Сульфат-анион (S042-)

Увеличивают образование желчи печеночными клетками, усиливают сокращение желчного пузыря и выход желчи в кишечник. Выведение с желчью продуктов воспаления, желчных кислот, пигментов, холестерина уменьшает воспалительные явления в желчном пузыре и процесс камнеобразования.

Гидрокарбонат-анион (НС03-)

Стимулирует секреторную деятельность желудка, снижая кислотность содержимого желудка, они уменьшают спазм привратника и ускоряют эвакуацию пищи из него в двенадцатиперстную кишку.

Хлорид - ион

Ионы хлора служат материалом для выработки соляной кислоты железистыми клетками желудка. Способствует улучшению процессов пищеварения, ускоряя усвоение пищевых белков, жиров и углеводов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!