СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вода - источник жизни

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальный проект студента

Просмотр содержимого документа
«Вода - источник жизни»

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение Ленинградской области

«Борский агропромышленный комплекс»





Индивидуальный проект на тему:

«Вода - источник жизни»













2024 год



СОДЕРЖАНИЕ

ВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………… . 2

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗНАЧЕНИЯ ВОДЫ В ЖИЗНИ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ

1.1. ЗНАЧЕНИЕ ВОДЫ В ПРИРОДЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………. . 4

1.2.ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОДЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6

1.3. ОХРАНА ВОДОЁМОВ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . .9

1.4. ВОЗМОЖНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ОТ ЗАГРЯЗНЕННОЙ ВОДЫ . . .. . .10

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ СВОЙСТВ ВОДЫ. . . .. . . . . 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………….. 13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . . . . . ………… . . .14





























ВВЕДЕНИЕ

Название воды произошло еще с незапамятных времен и с того времени водой называют любую «живую» влагу, которая так необходима для жизни людей, животных и окружающей нас природы. Точного определения, почему воду назвали водой не существует, так как каждый народ имеет свое название, которое определяет значение воды для окружающих.

Вряд ли человек, выпивая стакан воды и используя ее в хозяйственной деятельности, задумывается о ценности воды.

Чистая вода - самая удивительная на Земле жидкость, бесценный дар природы. Она ничего не стоит, лишь когда её достаточно. Когда её нет, не найти на Земле ничего дороже и важнее для нашей жизни.

Вода – самое важное вещество на Земле, без которого не может существовать ни один живой организм, не могут протекать биологические процессы и химические реакции. Кроме того, нам захотелось с помощью экспериментов доказать выдвинутую гипотезу: вода - уникальное вещество, обладающее различными свойствами.

Актуальность работы заключается в значении чистой воды: где вода – там и жизнь. Мы те, кому предстоит жить и трудиться в третьем тысячелетии на планете Земля. Уже сегодня нас тревожат сведения о том, что мы дышим грязным воздухом, едим загрязнённую посторонними примесями пищу и пьём такую же плохую воду. В 21 веке проблема рационального использования и охраны водных ресурсов становится одной из самых острых как во всём мире, так и в России. Очень важно научиться наблюдать природу. Уметь бережно относиться к источникам воды, значит стать небезразличным к миру, в котором мы живем. Суметь увидеть, насколько жизнь нашей планеты зависит от водных ресурсов.

Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязненной воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду – наше главное богатство, надо беречь! Данная проблема является особо актуальной в нашем современном мире.

Исходя из актуальности вопроса, нами была выбрана тема индивидуального проекта: «Вода в природе».

Цель исследования: определить место воды в жизни живых существ.

Задачи:

1.Проанализировать научную литературу по теме исследования.

2. Уточнить и расширить знания о воде и ее значении для живых существ.

3. Выделить основные факторы загрязнения воды и меры по ее охране.

4. Провести опыты о свойствах воды.

5.Обобщить и сделать выводы.

Объект исследования: вода

Предмет исследования: использование воды живыми существами.

Гипотезой исследования мы выдвигаем утверждение, что человек неразумно относится к воде и загрязняет ее. Загрязнение водоемов опасно для всего живого.

В процессе работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературных источников, искусственный эксперимент, наблюдение, анализ, синтез, сопоставление и сравнение полученных результатов.

Индивидуальный проект состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, состоящей из 6 источников.








ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗНАЧЕНИЯ ВОДЫ В ЖИЗНИ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ

1.1. ЗНАЧЕНИЕ ВОДЫ В ПРИРОДЕ

Организм человека пронизан миллионами кровеносных сосудов. Крупные артерии и вены соединяют друг с другом основные органы тела, более мелкие оплетают их со всех сторон, тончайшие капилляры доходят до каждой отдельной клетки. Копаете ли вы яму, сидите ли на уроке или крепко спите, по ним беспрерывно течет кровь. Для чего же нужна кровь? Кровь соединяет разные части тела в единую систему, в слаженный и работоспособный организм.

Такая же кровеносная система есть и у нашей планеты. Кровь Земли – это вода, а кровеносные сосуды – реки, ручьи, озера. Вода на земле играет ту же роль, что и кровь в организме человека, и, как недавно заметили ученые, структура речной сети очень похожа на структуру кровеносной системы человека.

Вода - важнейшая составляющая среды нашего обитания. После воздуха, вода второй по значению компонент, необходимый для человеческой жизни. Насколько важна вода, свидетельствует тот факт, что ее содержание в различных органах составляет 70-90%. Трехмесячный плод содержит 90% воды, новорожденный 80%, взрослый человек - 70%. Вода присутствует во всех тканях нашего организма, так, например:

Мозг содержит - 75 %

Сердце - 75%

Легкие - 85%

Печень - 86%

Почки - 83%

Мышцы - 75%

Кровь - 83%.

Вода действительно является источником жизни на земле. Ни одна клетка живого организма не может без нее существовать. Вода участвует в процессе дыхания, так как дышать сухим воздухом человек может относительно недолго. Вода выводит из организма человека шлаки, отходы и токсины. Доставляет в клетки кислород и питательные вещества (минеральные соли, витамины). Внутриклеточная жидкость регулирует температуру тела и не дает клеткам слипаться. Кроме того, она служит смазкой для суставов и костей, защищает от ударов внутренние органы. Внутриклеточная жидкость необходима для восстановления и исцеления организма природным способом, созданным Богом.

Значение воды для человека настолько велико, что для нормальной жизнедеятельности ему необходимо выпивать более 1,5 – 2 литров в день.

Поскольку в мышцах содержится больше воды, чем в жире, то, чем мы стройнее, тем больше воды в нашем теле.

Недостаток воды тяжело переносится организмом. Обезвоживание способствует развитию многих болезней.



1.2. ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОДЫ

Вода – основа жизни всех живых организмов на Земле, одно из главных богатств на Земле. Издавна человек селился рядом с водоёмом. Там, где есть вода – есть жизнь. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. Человеку нужно выпивать в день около 2-х литров воды. И примерно в 20 раз больше ежедневно требуется каждому из нас для мытья, приготовления пищи и так далее.

В последние годы экологи всех стран бьют тревогу. Из-за небрежного отношения человека к водным ресурсам на Земле происходят большие изменения вредные для здоровья человека, приводящие к гибели животных и растений.

Наше государство старается охранять водные ресурсы. Действуют законы, которые предписывают гражданам нашей страны правила обращения с водными ресурсами и использования воды в технических целях, чтобы сохранить её в чистом виде для будущих поколений людей, для растений и животных. Но встречаются нарушители законов, которые не думают не только о других людях, даже и о собственном здоровье.

Вода должна быть чистой. К сожалению, мало делается для того, чтобы их не загрязняли заводы, фабрики, фермы.

Часто встречаются случаи, когда большие заводы и фабрики выбрасывают свои отходы прямо в реку или озеро, когда в воду попадают различные продукты химии, яды, нефть, бытовой мусор.

Берега рек часто превращаются в свалку. В загрязнённой воде погибает всё живое: рыба, раки, растения. Река болеет, и её воды не могут быть использованы человеком.

В сельском хозяйстве люди применяют удобрения и ядохимикаты. Дождевая вода переносит часть их в водоёмы. Вот и опасное загрязнение воды! Работники сельского хозяйства всегда должны правильно хранить и использовать эти вещества!

Теперь представим такой случай. Водитель помыл свой автомобиль или мотоцикл в реке или озере. В воду попали бензин, смазочное масло. Нам неприятно будет купаться в такой воде. А как будут чувствовать себя в ней мальки рыб и другие обитатели водоёма? Многие из них погибнут. Нужно помнить: нельзя мыть в водоёмах машины, мотоциклы и даже велосипеды.

Очень часто люди бросают в водоёмы мусор, не понимая, что совершают страшное зло. Под водой оказываются разбитые бутылки, консервные банки с острыми краями и многое-многое другое. Представьте, как это опасно для людей, купающихся в водоёме, а особенно для тех, кто ныряет. В больницы нередко доставляют людей, получивших тяжёлые травмы.

Учёные подсчитали, что каждый год во всём мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов.

Необходимо каждому из нас изменить своё отношение к воде, иначе через несколько десятков лет мы можем остаться без чистой пресной воды. Надо бережно относиться к имеющимся водоёмам, охранять их, содержать в чистоте берега, сажать деревья для укрепления берегов, строить очистные станции. Ведь даже мы – студенты – можем участвовать в этом важном деле: принимать участие в субботниках по уборке, благоустройству берегов, пляжей, мест отдыха, бережно и экономно расходовать воду.

Это надо понять и запомнить каждому человеку. Беречь воду – это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.

Воды на Земле одновременно и много, и мало.



1.3. ОХРАНА ВОДОЁМОВ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ

В реках и других водоемах происходит естественный процесс самоочищения воды. Однако он протекает медленно. Пока промышленно-бытовые сбросы были невелики, реки сами справлялись с ними. В наш индустриальный век в связи с резким увеличением отходов водоемы уже не справляются со столь значительным загрязнением. Возникла необходимость обезвреживать, очищать сточные воды и утилизировать их.

Чтобы очищать сточные воды, строят очистные сооружения. В них загрязнённая вода проходит через различные фильтры. Они задерживают вредные примеси, а чистую воду пропускают. Интересно, что во многих очистных сооружениях помогают очищать воду особые микробы, не опасные для людей. Эти микробы обезвреживают ядовитые вещества.

Сейчас строятся и такие предприятия, которых вообще нет сточных вод. Загрязнённую воду там очищают и снова используют, затем опять очищают и опять используют. Такому предприятию не нужно брать свежую воду из озера или реки. Оно не сливает туда и отработанную воду. Это самые современные предприятия, и их становится всё больше.

Для очистки жидких стоков применяют специальные системы очистных сооружений. Для очистки бытовых стоков, а также для каждого предприятия проектируются свои очистные сооружения.

Охрана вод представляет собой систему мероприятий, направленных на предотвращение и устранение последствий загрязнения и истощения вод, их рациональное использование. Благодаря специальным мерам охраны обеспечивается экологическое благополучие водных ресурсов. Водное законодательство регулирует не только водопотребление, но и условия, которые должны соблюдаться на территориях, прилегающих к водоемам.



1.4. ВОЗМОЖНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ОТ ЗАГРЯЗНЕННОЙ ВОДЫ

Возможные заболевания Загрязненная гидросфера является благоприятным фактором для быстрого распространения различных заболеваний. Вместе с водой в организм попадают бактерии и микробы, способные лишить жизней значительную часть мирового населения. К наиболее известным болезням, возникающим по этой причине, относятся:

тиф;

гастрит;

шистосомоз;

психические аномалии;

энтеровирус;

кишечные расстройства;

лямблиоз;

врожденные уродства;

амебиаз;

эндокринные нарушения;

поражение кожи;

онкологические заболевания;

ожоги слизистых;

снижение репродуктивной функции.

Для профилактики этих заболеваний рекомендуется употребление бутилированной воды и установка в системе водоснабжения очищающих фильтров. В отдельных случаях допускается использование предметов из серебра, способных обеззараживать воду, однако такой метод нельзя назвать эффективным.

































ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ СВОЙСТВ ВОДЫ

Вода (оксид водорода) - прозрачная жидкость, не имеющая цвета (в малом объёме), запаха и вкуса. Химическая формула: Н2O. В твёрдом состоянии называется льдом или снегом, а в газообразном — водяным паром.

Что может вода?

  • Вода может растворять соли. А что происходит с краской, для этого возьмем стакан и заполним его на 1/3 водой, насыпаем туда ложку соли и размешиваем, соль растворилась.

Теперь наливаем в воду несколько капель краски, вода окрасилась, значит, и краска тоже растворилась.

  • Замерзание воды

Вода при различных условиях замерзает не одинаково, скорость замерзания воды при различных температурах разная.

Лед быстрее получить из горячей воды. Если рассуждать логически, то замерзнет быстрее холодная вода. Ведь горячей нужно сначала остыть, а потом уже замерзнуть, а вот холодной остывать не нужно. Однако опыты показывают, что в лед быстрее превращается именно горячая вода. Точного ответа на вопрос, почему все-таки горячая вода замерзает быстрее холодной, до сих пор не существует. Возможно, дело в разнице в переохлаждении, испарении, образовании льда, конвекции, либо причина в воздействии разжиженных газов на горячую и холодную воду.

  • Определение жесткости воды

По уровню жесткости воду делят на 4 типа:

Мягкая вода (менее 2 миллиэквивалентов на литр);

Нормальная вода (от 2 до 4 миллиэквивалентов на литр);

Жесткая вода (от 4 до 6 миллиэквивалентов на литр);

Очень жесткая вода (6 и более миллиэквивалентов на литр).

Методы:

1)Можно измерить жесткость воды в домашних условиях. Для этого нам понадобится хозяйственное 72 % мыло и дистиллированная вода. Находим у мыла поперечный разрез и с него собираем стружку. Нам понадобится всего 1 грамм. Подогреваем дистиллированную воду (около десяти мл) и добавляем в нее мыльную стружку. После этого наполняем любой удобный сосуд 0,5 л обычной воды. Берем шприц и добавляем по 1 мл мыльной воды в сосуд с чистой водой, не забывая каждый раз их размешивать. Прекратить данную манипуляцию нужно после появления устойчивых мыльных пузырей. Определите, сколько мл мыльного раствора было потрачено. Полученные данные умножьте на 2. Результат будет равняться степени жесткости.

2) Еще одним подтверждением жесткости воды служит образование белых следов от брызг воды на стекло.

Таким образом, проведенные опыты показали, что вода обладает многими полезными для живых существ, свойствами. К ним относятся: растворение солей, замерзание, жесткость воды.





















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью данного исследования являлось определить место воды в жизни живых существ. Для достижения этой цели был решен ряд задач.

В главе 1 была проанализирована научная литературу по данной проблеме. Было выяснено, что жизнь всего живого на Земле не возможна без воды.

В главе 2 представлены опыты с водой, доказывающие основные свойства воды, такие как растворение солей, замерзание, жесткость воды.

Таким образом, в данной работе доказано, что вода занимает одно из важнейших мест в жизни не только человека, но любого живого существа. Следовательно, поставленная в начале работы, цель, достигнута, а, связанные с ней задачи, решены.

























СПИСОУ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  • Замерзание воды. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://sciencing.com/water-freeze-4600114.html (дата обращения: 17.04.2024)

  • Определение плотности воды. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://ru.wikihow.com/найти-плотность-воды (дата обращения: 17.04.2024)

  • Человек влияет на воду. [Электронный ресурс]Режим доступа: URL: https://travelask.ru/questions/110606-kak-vliyaet-na-vodnye-resursy-deyatelnost-cheloveka-privedit (дата обращения: 17.04.2024)

  • Лаура Эртимо: Вода. Книга о самом важном веществе в мире
    Подробнее:[Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://www.labirint.ru/books/695072/ (дата обращения: 17.04.2024)

  • [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://pikabu.ru/story/20_udivitelnyikh_faktov_o_vode_6684272 (дата обращения: 17.04.2024)

  • [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://multiurok.ru/blog/samyie-intieriesnyie-fakty-o-vodie.html (дата обращения: 17.04.2024)