8 класс интегрированный урок
Тема урока: «Вода известная и неизвестная»
Цель урока: интегрировать знания учащихся о воде как уникальном веществе природы.
Задачи урока:
Образовательная -изучить удивительные свойства воды, закрепить умение различать виды односоставных предложений; совершенствовать умение видеть их в контексте и использовать в собственной речи; - формировать умение вставлять в документ графические объекты (объекты WordArt, фигур); форматировать фигуры и объекты; применять эти умения в нестандартных ситуациях, способствовать развитию культуры речи; повысить мотивацию учащихся на учение.
Развивающая - развивать познавательную активность учащихся, продолжить развитие наблюдательности, памяти при просмотре компьютерной презентации и проведении демонстрационного эксперимента; продолжить развитие умений сравнивать, прогнозировать, обобщать и делать выводы;продолжить формирование умений работать самостоятельно с учебником, дополнительной литературой при подготовке сообщений;
продолжить развитие информационной культуры учащихся.
Воспитательная –формировать чувство прекрасного, воспитывать бережное и экономное отношение к водным ресурсам, продолжить воспитание уверенности в себе, формирование навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся; воспитание аккуратности, дисциплинированности на уроке, расширить кругозор учащихся.
Форма организации учебной деятельности учащихся – парная, групповая работа и индивидуальная.
Методы и приёмы обучения - проблемный, частично исследовательский, демонстрационный химический эксперимент, рассказ, беседа.
Оборудование – компьютер, мультимедийная презентация, высказывания на доске, глобус.
Тип урока – интегрированный(химии, биологии, литературы. русского языка, информатики).
Метапредметные связи: химия, биология, экология, литература, русский язык, информатика.
Надпись «Вода-чудо природы»
«Вода- сама жизнь»
«Вода- самое необыкновенное вещество в мире»
«Нет воды - нет жизни, есть вода - есть жизнь».
Ход урока:
1. Организационный момент: Добрый день! Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Это интегрированный урок, который нам поможет объединить знания разных наук для создания целостного представления об изучаемом объекте. Для этого предлагаем вам посмотреть видео фрагмент.
- Какое уникальное вещество мы сегодня будем изучать? (ответ детей)
Тема нашего урока «Вода известная и неизвестная»
ЕГ: Обратим ваше внимание на высказывание С. Аксакова: "Вода- красота всей природы. Вода жива, она бежит или волнуется ветром, она движется и даёт жизнь и движение всему её окружающему."
- Как вы его понимаете?
2.Изучение нового материала.
ИВ: Какие цели и задачи поставим на сегодняшний урок? (ответы детей)
Кластер «Вода»
- Что вы уже знаете о воде? В ходе урока вы будете дополнять данную схему новой информацией. (ответы вносятся в схему)
Работа в парах с информационными карточками
ЕА: Задание: Мы предлагаем вам поработать с информационной карточкой в паре. Внимательно прочитав информацию, поделиться новой и интересной для вас информацией. На выступление 1-2 минуты.
. (Видео фрагмент)
3. Работа с поэтическим текстом
ЕГ: О воде можно говорить очень долго. Звуками морского прибоя восхищаются композиторы и создают прекрасные музыкальные творения, о ней сочиняли и сочиняют стихотворения известные поэты.
Слушаем аудиозапись стихотворения И. Бунина.+ слайд
РОДНИК И.А.Бунин
В глуши лесной, в глуши зелёной,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьёт из камней родник студёный.(двус)
Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит. (однос., безличное)
А небеса и лес нагорный
Глядят, задумавшись в тиши,
как в светлой влаге голыши
Дрожат мозаикой узорной. (двусоставное)
1900г.
ЕГ: Мастер русского поэтического пейзажа, Бунин изображает природу во всей полноте чувственного восприятия. В его лаконичных и точных зарисовках, видны краски, слышатся звуки и ощущаются запахи леса, реки или луга.
- О чём говорит нам Бунин в своём стихотворении?( В тишину вторгается шум воды)
- Что является главным образом стихотворения? («родник студеный» — главный образ стихотворения.)
- Какие средства выразительности использует автор для описания родниковой воды? (Метафора «хрустальными», сравнение со стеклом, эпитет «светлая» — изображая родник, автор не скупится на художественные приемы.)
-Давайте посмотрим, какие предложения использует автор?(ответы детей)
Давайте обратимся к известному вам стихотворению Н. Некрасова «Снежок порхает, кружится»
- Прочитайте.
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.( )
И превратились лужицы
В холодное стекло.( )
Где летом пели зяблики,( )
Сегодня — посмотри! —( )
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.( )
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух. ( ) Н. Некрасов
- О чём нам пишет Некрасов?
- А какие предложения здесь автор использует?
- Определите: какие предложения автор использует в тексте(односоставные или двусоставные?) (Дети определяют) – Выделите грамматические основы.
- Почему поэты используют в своих произведениях односоставные предложения? ( Оказываются более выразительными, чем их синонимичные варианты; Живее, эмоциональнее, непосредственнее передают авторский замысел, помогают передать тончайшие оттенки поэтической речи.)
-Выполнить синтакс. разбор предложений: На улице бело.
- Давайте повторим всё, что вы знаете об односоставном предложении. Для это у вас на парте лежат карточки. С помощью этих карточек, вы должны составить кластер(опорный конспект)

*Взаимопроверка (меняются местами) (по листу)
Учитель раздаёт карточки с предложениями о воде, а учащиеся распределяют их по группам в кластере.
Иногда под ногами скользкий лед. В решете воду не носят. Не зная броду, не лезь в воду. И в мутной воде рыбу ловят. Дождь. Белые волны хлещут по глине. От воды веяло свежестью. На море тихо. Быть дождю. За рекой тихо поют.
Взаимопроверка( возвращаются на свои места и проверяю друг друга по слайду)
Звуками морского прибоя восхищаются композиторы и создают прекрасные музыкальные творения. Мы вам предлагаем просто закрыть глаза и представить себя на берегу моря
4. Физкультминутка: (выполняют под “Стихия воды”)
ИВ: "Темным облаком летела, опустилась белой птицей, превратилась в человечка, постояла у крылечка. покатилась кувырком и запела ручейком."Совершая круговорот, вода участвует во многих химических и физических процессах живой и неживой природы. Эти удивительные превращения-таяние, испарение, кипение, конденсация, замерзание- сопровождаются тепловыми явлениями.
Работая в группах, прочитайте текст учебника, проведите исследование, найдите ответ на поставленный вопрос.
1 гр Физические свойства и особенности воды
Работа с учебником:Стр. 84 - прочитать текст о физических свойствах воды.?Температура кипения воды 100 0С, плавления – 00С. Это аномально высокие значения- почему?
2 грХимические свойства воды
Работа с учебником: Стр. 84-86- просмотреть химические свойства воды. Вода – одно из наиболее реакционно-способных веществ. Проверьте взаимодействие воды с цинком, медью, оксидом кальция, солью, песком
Предлагаю просмотреть в/ф и ответить на вопрос какими химическими свойствами обладает вода?(ответы детей)
ЕА: А сейчас ребята мы продолжим нашу работу в том же направлении, но уже в кабинете информатики (переходим в другой кабинет).
Актуализация знаний (по информатике).
Для того, чтобы использовать ваши умения работать в текстовом редакторе с таблицами, формулами и фигурами для изучения свойств воды по химии вспомните (один ученик демонстрирует на компьютере – через проектор, как работать с таблицей, отвечая на наводящие вопросы учителя):
Как вставить таблицу в текстовый документ?
Как вносить в таблицу текстовую информацию?
Можно ли текст расположить вертикально? Как это сделать?
Как добавить столбцы (строки) в таблицу?
Как удалить столбцы (строки) из таблицы?
Как объединить ячейки в таблице?
Как изменить размер ячеек?
Можно ли вставить в таблицу рисунок, фото?
ЕА: В научном тексте часто используют надстрочные и подстрочные знаки, или, по-другому их называют верхние и нижние индексы. Например, в математике это может быть степень числа, где показатель степени будет являться верхним индексом. В химии в формуле молекулы кислорода О2, 2-ка будет являться нижним индексом. К вам вопрос.
Как в текст, вставить верхние и нижние индексы? Приведите свой пример (учащиеся демонстрируют вставку верхнего и нижнего индексов; приводят свои пример, записывая их на компьютере; учитель демонстрирует всем через проектор).
5. Изучение и закрепление нового материала (по химии).
ИВ: На компьютере в текстовом редакторе вы уже можете оформлять полученную информацию в виде таблицы. Поэтому, все уравнения химических реакций, о которых будет идти речь, вы будете записывать в таблицу, работая на компьютере. После урока ваши таблицы будут распечатаны, вы вклеите их в тетрадь.
Пояснение по таблице, что должно в ней быть…..
Таблицу вы должны составить самостоятельно, но в ней обязательно должны быть вещества, вступающие в реакцию и продукты реакции. Т.е взаимодействие воды с разными веществами:
Учащиеся составляют таблицу.
Исходные вещества | Продукты реакции |
H₂O | + | CaO | = | Ca(OH)₂ |
3H₂O | + | P2O5 | = | 2H3PO4 |
2H₂O | + | 2Li | = | 2 LiOH+H2 |
H₂O | + | Zn | = | ZnO+H2 |
H₂O | + | C | = | CO+H2 |
H₂O | - | H2+O2 |
Для тех кто справился с таблицей быстрее других дополнительные задания:
Задание№1 Массовая доля воды в организме человека составляет примерно 70% от массы тела. Найдите массу воды в своём организме.
Решение:
W = m (вода) 100% / m (орг.)
M (вода) = w m (орг.) = 0,7 50 = 35 кг
Ответ: масса воды в моём организме составляет 35 кг.
Задание №2 Вычислите объем чистой воды, которая бесцельно расходуется при плохо закрытом кране за час и за сутки, если стакан (250мл) наполняется за минуту.
ЕГ: Вода- эффективное топливо будущего. Об этом писал в своем романе "Таинственный остров" французкий писатель Жюль Верн.
" Какое топливо заменит уголь?
-Вода,- ответил инженер.
-Вода?- переспросил Пенкроф.-
Вода будет гореть в топках пароходов, локомотивов, вода будет нагревать воду?
- Да, это будет делаться при помощи электричества, которое в руках человека станет могучей силой, ибо все великие открытия следуют друг за другом и дополняют друг друга.
-Да, я уверен, что наступит день и вода заменит топливо,- ответил инженер".
Работа с учебником
ИВ: Для чего же нужна вода человеку? Изучите информацию на стр.76 §27, составьте схему применение воды, работая с компьютером, и сделайте вывод, используя односоставные предложения.

6. Домашнее задание:
П. 29- читать;
Сочинение - рассуждение: «Нужно ли охранять водные ресурсы Тюменской области»;
Используя электронный документ Microsoft Word, составить схему: «Способы очистки воды»
7. Заключение урока, выводы
ИВ:Сегодня на уроке мы изучили такое знакомое всем, но такое удивительное и загадочное вещество – воду. Этот урок помог объединить в одно целое ваши знания о воде из курсов разных предметов. Какие же выводы можно сделать по окончании нашего урока? Выбрать высказывание о воде и прокомментировать его…
150 мл воды. - условно возьмём эту величину за весь запас воды на Земле. 6 мл – это запас всей пресной воды (в том числе ледники и подземные воды). А теперь с помощью стеклянной палочки капните на предметное стекло небольшую каплю – эта капля и составит для человека весь запас доступной пресной воды от объёма всех мировых водных ресурсов.
К какому выводу можно прийти? (Вода – это богатство, к которому надо относиться очень бережно и экономно).
Ежегодное потребление воды в расчёте на одного жителя Земли составляет 7 – 8 тонн.
ЕГ: Если хочешь понять душу леса, найди лесной ручей… М. Пришвин «Лесной ручей»
Рефлексия
Как вы считаете, чем для вас был сегодняшний наш урок ?
Всем спасибо за работу!
7