Ход урока:
1. Оргмомент.
2. Изучение нового материала.
Учитель.
Ребята, сегодняшний урок мы посвящаем удивительному на Земле веществу – воде и её влиянию на жизнь человека. Вода – одно из главных природных богатств человечества. От неё зависит не просто благополучие, но и само существование целых народов. Не случайно с давних пор люди селились по берегам крупных и малых рек, озёр и морей. Академик А.П. Карпинский назвал воду живой кровью, которая создаёт жизнь там, где её нет.
Гимном этому необыкновенному веществу звучат строки французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя не возможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца».
Ребята, как вы понимаете слова Антуана де Сент-Экзюпери?
Да, действительно, ребята, вода играет для нас важное хозяйственное значение и служит духовной пищей, ведь человек всегда стремиться провести свой отдых именно на берегу реки или озера. Не случайно из глубины веков дошло до нас изречение: «Три вещи человек может созерцать бесконечно: текучую воду, горящий огонь и плывущие облака».
Воды суши, которые пригодны для использования в хозяйстве, называются водными ресурсами. Это определение необходимо записать в тетрадь, используя учебник стр. 109. Что мы понимаем под выражением воды суши?
Ребята, откройте, пожалуйста атлас карту «Водные ресурсы» и скажите все ли районы России одинаково обеспечены водными ресурсами, давайте рассмотрим на примере Восточно-Европейской равнины.
Россия богата водными ресурсами, но размещены они неравномерно. Северо-запад Русской равнины - озёрный край, очень хорошо обеспечен водой, а юго-восток Русской равнины, Предуралье испытывают недостаток воды.
На доске.
Промышленность и сельское хозяйство
Водные ресурсы
Питьё
Производство
бытовых продуктов
Энергия рек, приливов
(ГЭС, ПЭС)
Водные пути
1.Итак, ребята, мы используем водные ресурсы для питья, но нужно заметить, что воды пригодной для употребления в пищу, очень мало.
Если весь запас воды на Земле принять за 1 литр, то запасы пресной воды составляют всего 30 мл., а запасы доступной пресной воды в жидком состоянии –
6 мл. Это очень мало, поэтому вода – наше богатство, к которому, я призываю вас, относиться бережно и экономно.
2.Также мы используем водные ресурсы для производства бытовых продуктов, так для производства 1 тонны сахара требуется 100 м куб. воды, 1т бумаги – 900 м куб.
3.Водные пути: посмотрите на рис. 78 стр. 112 учебника и назовите наиболее судоходные реки России, покажите их на карте.
4.Водные ресурсы мы используем ещё для выработки электроэнергии на ГЭС и ПЭС.
Прочтите, пожалуйста, на стр. 110 учебника абзац «Что происходит с рекой при строительстве на ней гидротехнических сооружений?» и скажите
Какие же будут последствия сооружений ГЭС на реках?
5.Очень велики объёмы потребления воды в промышленности, она используется в качестве растворителя, в сельском хозяйстве, в основном для орошения полей.
Ребята, скажите, а всегда ли бывают положительными последствия использования человеком водных ресурсов?
Нет, мы загрязняем воды суши бытовыми отходами, отходами от промышленных предприятий, стоками от животноводческих ферм. Всё это приводит к ухудшению качества воды, к гибели рыб, морских животных, ко многим инфекционным заболеваниям человека. Таким образом, мы с вами понимаем, что водные ресурсы испытывают сильный антропогенный пресс. Важно принять скорейшие меры по сохранению этой уникальной системы жизнеобеспечения человечества. А кардинальные перемены по отношению к водам суши нужно начать, прежде всего, с себя.
Мне хочется узнать, как бы вы поступили в следующих ситуациях, и кем вы себя считаете рачительными хозяевами природы или другом?
1.Покидая временную стоянку на берегу реки, что вы сделаете с остающимся после себя мусором:
- выбросите его в речку;
- оставите на берегу;
- поступите как-то иначе (предложите свой вариант).
2.После весеннего разлива рек в понижениях остаётся много рыбы, особенно мальков, которые обречены на гибель. Ваши действия:
- ничего не стану делать – пусть природа сама разбирается;
- наловлю и сварю уху;
- выловлю мальков и мелкую рыбу и выпущу их в большую реку.
3. Если вам предстоит возможность построить домик на берегу реки, который покрыт лесом, что вы сделаете:
- вырубите мешающие строительству взрослые деревья;
- выберете поляну, находящуюся на расстоянии около 300м от воды и без широкого вида на речку.
Рефлексия.
Продолжите следующие предложения
1. Сегодня на уроке задумался я ………………………..
2. Сегодняшний урок показал мне………………………
Выполнили мы цели урока?
Домашнее задание. (по выбору учащегося)
1.Составить памятку туриста с указанием правил поведения на реке, около водоёмов.
2. Подготовить плакат, обращение, которые бы приостановили загрязнение рек, озёр, морей.
1. Разработайте правила, обеспечивающие вашу экологическую безопасность, связанную с использованием пресной воды, например, не пить воду из неизвестного водного источника.