МКОУ «Черемисиновская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И. Ф. Алтухова
Фестиваль творческих открытий и инициатив «Леонардо»
Научно – исследовательская работа
«Вода: вчера, сегодня, завтра»
Подготовила:
Кудрина Олеся Геннадьевна, обучающаяся 8класс
Руководитель работы
Кухтинова Елена Анатольевна
учитель географии
МКОУ «Черемисиновская средняя
общеобразовательная школа
имени Героя Советского
Союза И. Ф. Алтухова»
Черемисиново, 2018
Содержание
Введение цели и задачи стр.3
Значение воды в природе стр.4-5
Влияние воды в жизни человека стр.5-6
Свойства воды стр.6
Воды так много и так мало стр.7
Какую воду лучше пить стр.8
Загрязнение воды стр.9-13
Заключение стр.14
Литература стр.15
Введение
Человек издревле стремился к воде: она была для него и кормилицей, и транспортным путем, и источником влаги и энергии. Какую воду сегодня мы употребляем? Всегда ли именно такую воду использовали наши земляки? Можно ли жить без воды? Ответам на эти вопросы и посвящено данное исследование.
Цель:
Выяснить, может ли существовать жизнь на земле без воды, и определить какими свойствами она обладает.
Выяснить, насколько загрязнена вода в наши дни.
Задачи:
Найти информацию в различных источниках.
Узнать о значении воды.
Узнать какую воду лучше употреблять
Обобщить и сделать выводы
Объект исследования: вода.
Предмет исследования : свойства воды.
Гипотеза: Вода, благодаря своим волшебным свойствам, просто необходима для жизни на Земле.
2
.ЗНАЧЕНИЕ ВОДЫ В ПРИРОДЕ
Вода! У тебя нет ни вкуса, ни запаха,
тебя невозможно описать,
тобой наслаждаются, не ведая,
что ты необходима для жизни:
ты есть сама жизнь.
Ты самое большое богатство в мире.
А. Сент – Экзюпери.
Организм человека пронизан миллионами кровеносных сосудов. Крупные артерии и вены соединяют друг с другом основные органы тела, более мелкие оплетают их со всех сторон, тончайшие капилляры доходят до каждой отдельной клетки. Копаете ли вы яму, сидите ли на уроке или крепко спите, по ним беспрерывно течет кровь. Для чего же нужна кровь? Кровь соединяет разные части тела в единую систему, в слаженный и работоспособный организм.
Рис 1
Такая же кровеносная система есть и у нашей планеты (рис. 1). Кровь Земли – это вода, а кровеносные сосуды – реки, ручьи, озера. Вода на земле играет ту же роль, что и кровь в организме человека, и, как недавно заметили ученые, структура речной сети очень похожа на структуру кровеносной системы человек
«Возница природы» - так назвал воду Леонардо да Винчи. Именно она, переходя из почвы в растения, из растений в атмосферу, стекая по рекам с материков в океаны и возвращаясь с воздушными потоками, соединяет друг с другом различные компоненты природы, превращая их в единую систему. Значит, воды украинских озер текут и в Днепре и в Тихом океане.
Вода не просто переходит из одного природного компонента в другой. Как и кровь, она переносит с собой огромное количество химических веществ, транспортируя их из почвы в растения, с суши в озера и океаны, из атмосферы на землю. Все растения могут потреблять питательные вещества, содержащие в почве, только с водой, где они находятся в растворенном состоянии. Если бы не приток воды из почвы в растения, все травы, даже растущие на самых богатых почвах, погибли бы от голода, уподобивших скупцу, умершему от голода на сундуке с золотом.
3. ВЛИЯНИЕ ВОДЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Вода - важнейшая составляющая среды нашего обитания. После воздуха, вода второй по значению компонент, необходимый для человеческой жизни. Насколько важна вода, свидетельствует тот факт, что ее содержание в различных органах составляет 70 - 90%. С возрастом количество воды в организме меняется. Трехмесячный плод содержит 90% воды, новорожденный 80%, взрослый человек - 70%. Вода присутствует во всех тканях нашего организма, например :
· Мозг содержит - 75 %
· Сердце - 75%
· Легкие - 85%
· Печень - 86%
· Почки - 83%
· Мышцы - 75%
· Кровь - 83%.
Вода действительно является источником жизни на земле – ни одна клетка живого организма не может без нее существовать. Вода участвует в процессе дыхания, так как дышать сухим воздухом человек может относительно недолго. Вода выводит из организма человека шлаки, отходы и токсины. Доставляет в клетки кислород и питательные вещества (минеральные соли, витамины). Внутриклеточная жидкость регулирует температуру тела и не дает клеткам слипаться. Кроме того, она служит смазкой для суставов и костей, защищает от ударов внутренние органы. Внутриклеточная жидкость необходима для восстановления и исцеления организма природным способом, созданным Богом.
Значение воды для человека настолько велико, что для нормальной жизнедеятельности ему необходимо выпивать более 1,5 – 2 литра в день.
Интересно! Поскольку в мышцах содержится больше воды, чем в жире, то, чем мы стройнее, тем больше воды в нашем теле.
Недостаток воды тяжело переносится организмом. Обезвоживание способствует развитию многих болезней.
Следовательно, если содержание воды окажется хоть немного ниже нормы, это вызовет те же последствия, что и недостаточный полив для огорода. Конечно, многие овощи будут продолжать расти, но их состояние окажется далеким от идеального, а некоторые растения вообще засохнут. Увидеть обезвоживание невозможно, но оно чувствуется.
4. Свойства воды.
Как построена молекула воды.
Этот очень важный вопрос изучен ещё недостаточно. Строение молекул в жидкой воде очень сложно. Когда лёд плавится, его сетчатая структура частично сохраняется в образующейся воде. Молекулы в талой воде состоят из многих простых молекул - из агрегатов, сохраняющих свойства льда. При повышении температуры часть их распадается, их размеры становятся меньше.
Взаимное притяжение ведёт к тому, что средний размер сложной молекулы воды в жидкой воде значительно превышает размеры одной молекулы воды. Такое необычайное молекулярное строение воды обусловливает её необычайные физико-химические свойства.
5. Воды так много и так мало.
Вода окружает человека, сопровождает его всю жизнь. Она падает каплями из проносящейся грозовой тучи, журчит в ручейках, низвергается потоками в водопадах, сплошной массой движется в реках, радует наш глаз в озерах, морях и океанах, сползает ледниками с гор. Это все вода видимая.
Однако часть ее недоступна глазу. Особое место занимает не видимая нами вода в толще Земли. Современная наука подтвердила народную мудрость, что «вода везде». Академик В. И. Вернадский говорил, что вода вездесущая, так как не только образует поверхностные скопления, но и входит в состав всех минералов и горных пород.
Мы хорошо знаем, что вода многолика: она и пар, и снег, и жидкость, и лед. Больше всего воды, конечно, в морях и океанах. Здесь ее количество достигает 1370 млн. км³.
Второе место занимает масса невидимой воды в земной коре и частично в мантии. Здесь ее содержится около 1300 млн. км³.
В твердом виде вода образует ледники. Основная масса их сосредоточена в Арктике и Антарктике. Общее количеств льда на Земле колеблется от 25 до 27 млн. км³. Именно в них содержатся основные количества пресной воды. Человек потребляет большое количество воды. Это видно из таблиц №1 и №2 (смотри приложение).
В воздушной оболочке Земли вода больше всего распространена в виде пара. Но ее много и в жидком, и в твердом состоянии. Однако общее количество воды в атмосфере невелико и не превосходит 15 тыс. км³.
Преимущества вод, сосредоточенных в земной коре, очевидны, прежде всего, в них содержится более 15 % запасов всех пресных вод, и они у нас буквально под ногами.
Какую воду лучше пить
ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОДЫ
Вода – основа жизни всех живых организмов на Земле, одно из главных богатств на Земле. Издавна человек селился рядом с водоёмом. Там, где есть вода – есть жизнь. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. Человеку нужно выпивать в день около 2-х литров воды. И примерно в 20 раз больше ежедневно требуется каждому из нас для мытья, приготовления пищи и так далее.
В последние годы экологи всех стран бьют тревогу. Из-за небрежного отношения человека к водным ресурсам на Земле происходят большие изменения вредные для здоровья человека, приводящие к гибели животных и растений.
Наше государство старается охранять водные ресурсы. Действуют законы, которые предписывают гражданам нашей страны правила обращения с водными ресурсами и использования воды в технических целях, чтобы сохранить её в чистом виде для будущих поколений людей, для растений и животных. Но встречаются нарушители законов, которые не думают не только о других людях, даже и о собственном здоровье.
Вода должна быть чистой! К сожалению, мало делается для того, чтобы их не загрязняли заводы, фабрики, фермы.
Часто встречаются случаи, когда большие заводы и фабрики выбрасывают свои отходы прямо в реку или озеро, когда в воду попадают различные продукты химии, яды, нефть, бытовой мусор (рис.2, 3)
Рис.2, 3 Загрязнение воды
Берега рек часто превращаются в свалку. В загрязнённой воде погибает всё живое: рыба, раки, растения. Река болеет, и её воды не могут быть использованы человеком.
В сельском хозяйстве люди применяют удобрения и ядохимикаты. Дождевая вода переносит часть их в водоёмы. Вот и опасное загрязнение воды! Работники сельского хозяйства всегда должны правильно хранить и использовать эти вещества! (рис.4)
Рис. 4. Загрязнение реки нерастворимым осадком
Теперь представим такой случай. Водитель помыл свой автомобиль или мотоцикл в реке или озере. В воду попали бензин, смазочное масло. Нам неприятно будет купаться в такой воде. А как будут чувствовать себя в ней мальки рыб и другие обитатели водоёма? Многие из них погибнут. Нужно помнить: нельзя мыть в водоёмах машины, мотоциклы и даже велосипеды (
рис. 5)
Рис. 5. Как люди загрязняют воду
Очень часто люди бросают в водоёмы мусор, не понимая, что совершают страшное зло. Под водой оказываются разбитые бутылки, консервные банки с острыми краями и многое-многое другое. Представьте, как это опасно для людей, купающихся в водоёме, а особенно для тех, кто ныряет. В больницы нередко доставляют людей, получивших тяжёлые травмы.
Учёные подсчитали, что каждый год во всём мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 т
ысяч товарных поездов (рис. 6)
Рис. 6. Загрязнённый водоём
Однажды ученые исследовали участок речного дна длиной 5 км и обнаружили:
14 крупных железобетонных плит,
16 больших труб,
34 куска рельсов,
9 мотков колючей проволоки,
27 изогнутых железных листов,
43 огнетушителя,
18 пил,
31 топор,
112 санок,
36 сковородок,
108 котелков, чайников и кастрюль,
27 утюгов,
2486 разбитых бутылок,
814 разбитых стеклянных банок,
2214 консервных банок и много другого м
усора. (рис. 7)
Рис. 7. День очистки водоёмов-2011: цифры, находки.
5 июня 2011 г., уже в девятый раз дайверы (Да́йвинг (англ. «diving» от англ. «to dive» — нырять) — это подводное плавание со специальным снаряжением) отметили ежегодный праздник под названием «Международный День очистки водоёмов». В этот союз входят дайверы из России, Украины, Белоруссии и Казахстана, а также русскоговорящие любители подводного плавания из Египта и Индонезии. В этот день дайверы собрали сотни тонн мусора из водоёмов, в акции приняли участие более 25 тысяч человек.
Никогда не выбрасывайте в воду мусора! Не оставляйте его и на берегу, потому что он с берега может легко попасть в воду.
Необходимо каждому из нас – людей – изменить своё отношение к воде, иначе через несколько десятков лет мы можем остаться без чистой пресной воды. Надо бережно относиться к имеющимся водоёмам, охранять их, содержать в чистоте берега, сажать деревья для укрепления берегов, строить очистные станции. Ведь даже мы – школьники – можем участвовать в этом важном деле: принимать участие в субботниках по уборке, благоустройству берегов, пляжей, мест отдыха, бережно и экономно расходовать воду.
Это надо понять и запомнить каждому человеку. Беречь воду – это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.
Воды на Земле одновременно и много и мало.
Если взглянуть на глобус, то можно увидеть, что синего цвета больше. А если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одного цвета – голубого. А вы знаете, насколько глубоки моря и океаны?
Если бы на дно можно было спуститься на лифте, то пришлось бы ехать 5 часов, а с 10-этажного дома – всего за 1 минуту!
Но оказывается, морская солёная вода непригодна для питья и для многих технических производств и сельского хозяйства. А пресной воды существует мало.
Многие государства мира испытывают недостаток в питьевой воде. Учёные подсчитали, что её количество настолько мало, что на каждые сто литров солёной воды приходится всего лишь один литр пресной.
Представьте себе сразу 500 литровых банок, наполненных водой. Они, наверное, даже не поместились бы в этом классе. Вот столько воды пропадает зря, если из плохо закрытого крана в течение суток будет течь струйка толщиной всего лишь со спичку.
Таким образом, главная жидкость нашей планеты - вода Мирового океана загрязняется и меняет свои свойства. А это означает нарушение круговорота воды в природе, а нарушение круговорота воды приводит к гибели жизни на Земле. Загрязнение водоемов опасно для всего живого. Чтобы уберечь водоемы от загрязнения, сточные воды предприятий, ферм пропускают через очистные сооружения.
Каждый человек должен беречь воду!
Заключение.
Мы расширили свои знания по данной теме. Узнали, что – непременная составляющая часть всего живого. Ни один из живых организмов нашей планеты не может существовать без воды. В организме человека вода: увлажняет кислород для дыхания; регулирует температуру тела; помогает организму усваивать питательные вещества; защищает жизненно важные органы; смазывает суставы; помогает преобразовать пищу в энергию; участвует в обмене веществ; выводит различные отходы из организма.
Вода помогает нам избавляться от шлаков и токсинов, укреплять иммунную систему, нормализовать обмен веществ. Вода – это самое главное в жизни мы бережно должны к ней относиться. Каждый год мы замечаем изменение в воде поэтому каждый человек должен задуматься над тем какая вода была вчера, сегодня и какая она станет завтра!
Литература
1. Ахманов М. Вода, которую мы пьем. Качество питьевой воды и ее очистка с помощью бытовых фильтров. СПб.: «Невский проспект», 2002, 192 с. ISBN 5-94371-183-Х.
2. Батмангхелидж Ф. Вода для здоровья. Мн.: ООО «Попурри», 2005, 288 с. ISBN 985-483-371-2..
3. Ершов М.Е. Самые распространенные способы очистки воды. Донецк: Сталкер, 2006, 94 с.
4. Обербайль К. Чудо-вода. М.: 000 «ТД «Издательство Мир книги», 2005, 128 с.
5. Суслов Б. Н. Вода. М.: Гос.изд. технико-теоретической литературы, 1950, 64 с.
6. Эмото Масару. Тайная жизнь воды. Мн.: «Попурри», 2006, 160 с.
7. Эмото Масару. Энергия воды для самопознания и исцеления. М.: ООО Издательский дом «София», 2006, 96 с.
8. Большая энциклопедия. Кирилла и Мефодия, 2008
9. Начальная школа. Справочник школьника. М.: 1996
http://www.sibecolog.ru/text/1.htm
10. МГУ «Проблемы использования питьевой воды», АО «ЭКМОС», 2004г
11.Крикунов Е.А., Пасечкин В.В. «Занимательная экология», И.д. «Дрофа», 1999г.