Тема: Водные богатства
Тип урока: урок открытия нового знания
Технологии: личностно-ориентированная технология
Формы работы: групповая, индивидуальная, коллективная.
Методы репродуктивный, исследовательский, частично-поисковый.
Приёмы: составление кластера, проблемный вопрос, составление памятки.
Цели: познакомить с разнообразием водоемов; научить различать части реки.
Планируемый результат:
Познавательные УУД: знать понятия искусственный и естественный водоемы, устье, исток, приток, русло, формировать умение работать с разными источниками информации: рисунок, модель, кластер, учебник, словарь.
Коммуникативные УУД: повышать активность учащихся на уроках, уметь работать в группах, в парах, развивать умение осуществлять совместный поиск решения.
Регулятивные УУД: улучшать результат обучения, повышать навыки планирования и самоконтроля, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Личностные УУД: понимать и принимать нравственные ценности и идеи воспитывать любовь к родному краю, чувство бережного отношения к его природным «богатствам».
Задачи урока:
Познакомить учащихся с новыми понятиями, терминами и определениями. Узнать обо всех водоёмах планеты.
Развивать мышление, память, внимание, способность сопоставлять, анализировать, делать выводы. Прививать интерес к предмету.
Воспитывать любовь к родному краю, чувство бережного отношения к его природным «богатствам».
Основные термины и понятия: Искусственный и естественный водоемы, устье, исток, приток, русло.
Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, ОБЖ, музыка, математика
Оборудование: картинки, фотографии с изображением водных пейзажей, карточки со словами
Ход урока:
Организационный момент
-Добрый день. Хәйерле көн!
Подарим улыбки,
Гостям, мне, друзьям.
Свободно вздохнем,
И урок наш начнем.
Слайд 1.
Ҡыңғырау шылтырғас,
Урындарға ултырҙыҡ.
Йылмайҙыҡ, тынысландыҡ
Һәм уҡырға тотондоҡ.
Самоопределение к деятельности:
Перед вами черный ящик. Там находится самое ценное для человека. Без этого он сможет прожить и несколько дней. Как вы думаете, что это?
Сегодня мы поговорим о воде. А что бы определить тему, предлагаю собрать пазлы и прочитать высказывание Антуана-де-сент – Экзюпери.
СЛАЙД 2.
«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое… Ты-сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете…».
Прочитаем хором последнее предложение. Что говорит автор?
Да, мы будем говорить о воде как о богатстве. Тема нашего урока: «Водные богатства». СЛАЙД 3.
На башкирском языке –«hыу байлыктары».
- Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.) Муравьишка-вопросик
УЗНАЕМ
НАУЧИМСЯ
«Что составляет водные богатства?».
- Проверьте, правильно ли вы предположили. Прочитайте задачи урока в учебнике стр.82.
- Посмотрите на глобус. Какие цвета вы видите на нём? (Синий, коричневый, жёлтый, зелёный)
- Оттенков какого цвета больше всего? Почему?
Если на карту земли посмотреть,
Земли на земле всего одна треть.
-Ребята, я хочу вам показать наглядно какую часть нашей планеты занимает вода. Если весь земной шар разделить на 4 части, то 3 из них это вода. Какой вывод сделаете?
- А теперь предлагаю ответить на вопрос «Что составляет водные богатства?». Давайте составим кластер «Водоемы». Перед собой положили рабочие листы. Будем заполнять.
Водоемы Һыу ятҡылыҡтары |
Естественные тәбиғи | Искусственные яһалма |
Океан-5 | море диңгеҙ | озеро күл | река йылға | водохранилище Һыу һаҡлағыс | канал | пруд быуа |
Россия –единственное государство, у берегов которого располагается 12 морей, принадлежавх трем океанам (Северно Ледовитого, Тихому и Атлантическому. А рек в России больше 2,5 млн.
Таким образом, водные богатства нашей планеты разнообразны.
ВОПРОС- ПЛАН
-А теперь рассмотрим строение реки. Для этого составим схему.
-Каждая река начинается с родничка, ручейка, озера, болота, ледника. Начало реки называется (истоком-йылға башы, инеш).
-Углубление, по которому течёт река, называется (русло-үҙән).
-Место, где река впадает в море, озеро или другую реку называется (устьем-йылға тамағы)
-У реки есть левый и правый берега-ярҙары. Чтобы определить, где находится левый берег, а где правый, где левый приток, где правый, нужно встать лицом по течению, в сторону устья и справа будет правый берег, а слева - левый.(правый берег-уң яр, левый берег-һул яр)
-На своём пути река встречает другие речки и ручейки, которые впадают в неё. Это притоки реки. У реки могут быть левые и правые притоки.
- Ребята, вы только задумайтесь, сколько различных водоёмов существует на планете. Но среди такого огромного количества воды человек беспокоится о её нехватке! Воды одного только Тихого океана хватит для нужд человечества на многие годы! Почему человек обеспокоен?
- Воды на Земле одновременно и много, и мало. Её много в морях и океанах, но морская вода не пригодна для питья. В морской воде содержится 35г соли на стакан воды. Это примерно с размер спичечного коробка. Кроме соли, в такой воде растворён йод и различные примеси.
- Итак, морская вода не пригодна для использования человеком.
Я предлагаю вам попробовать минеральную воду санатория Ассы, что находится в Белорецком районе. Вода какая на вкус? Можно постоянно упортреблять эту воду?
- Человеку необходима пресная вода.
-Ребята, а в нашем районе имеются водоемы? А какие водоёмы вы знаете?
-Не зря же, Учалинский район называют –краем озер. На территории нашего района 29 озер. А также 7 рек берут начало. Как называется главная река нашей республики? СТЕНД
Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— А теперь проверим все ли усвоили материал урока. Предлагаю тест.
ТЕСТ:
1. Болото, реки, ручьи, море, океан- это___какие____ водоёмы? (естественные)
2. Пруд, водохранилище, канал – это ____какие____ водоемы? ( искусственные)
3.Место, где река впадает в другую реку, озеро или море – это ....(устье)
4. Начало реки это ........ (исток)
Рефлексия
— Оцените свои достижения на уроке. Кто для себя открыл новое, кому было интересно, кто был активным на уроке, возьмите капельку воды и пополните на море знаний этой каплей
Музыкальная минутка: Урок наш завершим на веселой ноте. Частушки .
Спасибо всем.
исток-йылға башы, инеш
океан канал море-диңгеҙ
озеро-күл река-йылға
водохранилище- һыу һаҡлағыс
пруд-быуа берег-яр
водоёмы-һыу ятҡылыҡтары
естественные-тәбиғи
искусственные-яһалма
устье-йылға тамағы
приток-ҡушылдыҡ
русло-үҙән родник-шишмә
ледники болото-һаҙлыҡ
Части реки