СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Водоросли, их многообразие, строение

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемая разработка урока по биологии в 5 классе по теме: «Водоросли, их многообразие, строение» соответствует требованиям ФГОС. Данный урок нацелен на формирование универсальных учебных действий посредством минипроекта и с применением образовательного контента «Клетка» в формате 3D.

Просмотр содержимого документа
«Водоросли, их многообразие, строение»

Урок по теме: «Водоросли, их многообразие, строение»

в рамках системно-деятельностного подхода


Цель:

предметная: изучение строения и многообразия водорослей;

методологическая: развитие умения распознавать и сравнивать различные группы водорослей;

метапредметная: формирование исследовательской компетенции обучающихся при изучении строения водорослей;

Планируемые результаты:
1) личностные УУД: научиться общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения в процессе беседы, показывать свою убежденность.
2) регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель и составлять план выполнения задания.
3) познавательные УУД: научиться выполнять творческие задания для самостоятельного получения и применения знаний; совершенствовать навыки работы с научным текстом, рисунками; устанавливать причинно-следственные связи.

4) коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли.
Методические приемы: беседа, презентация урока, лабораторная работа, 3D контент «Клетка».

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: презентация, видеоролик «Морские красные и бурые водоросли», образовательный 3D контент «Клетка».



Ход урока


1.Мотивирование (самоопределение)

к учебной деятельности

предполагается осознанное вхождение

учащегося в пространство учебной деятельности (определение целей и задач, которых учащиеся могут достичь на данном этапе урока):

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (надо);

2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (хочу);

3)устанавливаются тематические рамки (могу).

4) мотивируются учебные действия ("надо-много-хочу") и их самостоятельное осуществление (на данном этапе учащиеся формулируют тему урока, ставят цели)

УУД: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение и извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации.

Учитель:

Настроенье каково? – ВО! (ответ уч-ся)

Все такого мнения? – Все без исключения.

Может, ляжем, отдохнём? – Лучше мы урок начнём!

1. Разминка «Термины»

– ботаника – это…..

– низшие растения – это…..

– высшие растения – это…

– таллом, или слоевище – это…

2. Задание: Собери пазл (слайд №1)

(работа в группах).

Если правильно выполните задание, то получите объект, который мы будем сегодня изучать.

(учащиеся собирают пазл «Водоросли» - зелёные – хламидомонада, ульва, бурая – ламинария, красная – порфира)

Что у вас получилось? Какому рисунку (слайд №2) соответствует ваш объект? Назовите тему урока, цель. (запись темы урока, цели) (слайд №3)

Охарактеризуйте свои объекты исследования (работа с учебником, ответы уч-ся)

За правильное выполнение задания уч-ся ставят знак «+» у себя в тетради

2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения..

организуется подготовка

и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.







УУД: использование знаково – символических средств, выполнение действий по алгоритму


3. Демонстрация видеофильма

«Морские красные и бурые водоросли» 3мин 15 сек.

4. Беседа по видеофильму:

Что означает слово «водоросль»? Какие группы водорослей выделяют? Почему водоросли имеют разную краску?

(Слово «водоросли» буквально означает лишь то, что это растения, живущие в воде, однако не все растения в водоемах можно с научной точки зрения назвать водорослями, такие растения, как тростник, камыш, кувшинки, мелкие зеленые пластинки ряски, являются семенными (или цветковыми) растениями. К этим растениям научный термин «водоросли» неприменим, их называют водяными растениями)

(запись определения в тетради) (слайд №4)

5. Задание: Составить классификацию водорослей,

используя схему

водоросли

← ↓ →

↓ ↓


(зеленые, красные, бурые, одноклеточные, многоклеточные) (слайд №5,6)

За правильное выполнение задания уч-ся ставят знак «+» у себя в тетради

Физминутка.

Мы все вместе улыбнемся,

Подмигнем слегка друг другу,

Вправо, влево повернемся (повороты влево - вправо)

И кивнем затем по кругу (наклоны влево-вправо)

Все идеи победили,

Вверх взметнулись наши руки (поднимают руки вверх- вниз)

Груз забот с себя стряхнули

И продолжим путь науки (встряхнули кистями рук) (слайд №7)

3.Построение и реализация мини проекта.

учащиеся в коммуникативной

форме (в группе) обдумывают

проект будущих учебных действий по алгоритму:

1) ставят цель;

2) строят план достижения цели;

3) определяют средства-алгоритмы, модели.

6. Вспомним строение растительной клетки. (просмотр 3D контента «Клетка», фрагмент)

Назовите основные органоиды растительной клетки.

(оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды)

А вот какое строение имеют водоросли, выясним на примере зелёных водорослей.

7. Выполнение лабораторной работы (слайд №8)

«Строение зелёных водорослей»

(работа по группам, составить план работы, оформление в тетради)

Лабораторная работа №7

Тема: «Строение зелёных водорослей»

Цель – создание модели-аппликации «Водоросль» и изучение строения зелёных водорослей

Оборудование: учебник, рисунки, клей, детали модели-аппликации «Водоросль».

Ход работы:

1) поиск информации о строении водорослей;

2) создать модель аппликацию;

3) представить объект исследования.

4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.



УУД: структурируют знания, анализируют объект, выделяя существенные признаки. Извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний.

8. Защита минипроектов:

(сопоставьте полученные результаты с рисунками в учебнике)

I группа – «Хлорелла» (слайд №9)

II группа – «Хламидомонада» (слайд №10)

III группа – «Улотрикс» (слайд №11)

IV группа – «Спирогира» (слайд №12)

(учащиеся оценивают свои ответы и ответы одноклассников)

5. Рефлексия учебной деятельности на уроке.



УУД: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение и извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации.


С какими новыми терминами вы познакомились? (хроматофор, пиреноид, ризоиды)

Найдите в тексте учебника определения данных терминов.

(запись в тетради новых терминов и их определений) (слайд №14)

Хроматофор – чашеобразная пластида, содержащая хлорофилл.

Пиреноид – место образования и запаса крахмала.

Ризоиды – нитевидные корнеобразные выросты, служащие для прикрепления к грунту.

6. Самостоятельная работа с взаимопроверкой




УУД: рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Выполнение теста: (слайд №15,16)

1. Как называется тело водоросли?

А. Стебель Б. Таллом

В. Спорофит Г. Гаметофит

2. Какая водоросль относится к одноклеточным?

А. Спирогира Б. Саргассум

В. Хлорелла Г. Ламинария

3. С помощью каких частей многоклеточные

водоросли прикрепляются к грунту?

А. Корней Б. Слоевищ

В. Хроматофор Г. Ризоид

4. Хлорофилл в клетках зеленых водорослей

содержится в:

А. Хроматофоре Б. Цитоплазме

В. Лейкопластах Г. Ядре

Правильные ответы: (б,в,г,а).

За правильное выполнение задания уч-ся ставят знак «+» у себя в тетради



Д/з:

учебник Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2013 г.

п.18

Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Рабочая тетрадь / М.: Дрофа.

р.т. стр. 42, упр. 63.


Литература.

Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2013 г.

http://www.youtube.com/watch?v=VGzQxm6VaDU




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!