методологическая: развитие умения распознавать и сравнивать различные группы водорослей;
метапредметная: формирование исследовательской компетенции обучающихся при изучении строения водорослей;
4) коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли.
Методические приемы: беседа, презентация урока, лабораторная работа, 3D контент «Клетка».
1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности предполагается осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности (определение целей и задач, которых учащиеся могут достичь на данном этапе урока): 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (надо); 2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (хочу); 3)устанавливаются тематические рамки (могу). 4) мотивируются учебные действия ("надо-много-хочу") и их самостоятельное осуществление (на данном этапе учащиеся формулируют тему урока, ставят цели) УУД: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение и извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации. | Учитель: Настроенье каково? – ВО! (ответ уч-ся) Все такого мнения? – Все без исключения. Может, ляжем, отдохнём? – Лучше мы урок начнём! 1. Разминка «Термины» – ботаника – это….. – низшие растения – это….. – высшие растения – это… – таллом, или слоевище – это… 2. Задание: Собери пазл (слайд №1) (работа в группах). Если правильно выполните задание, то получите объект, который мы будем сегодня изучать. (учащиеся собирают пазл «Водоросли» - зелёные – хламидомонада, ульва, бурая – ламинария, красная – порфира) Что у вас получилось? Какому рисунку (слайд №2) соответствует ваш объект? Назовите тему урока, цель. (запись темы урока, цели) (слайд №3) Охарактеризуйте свои объекты исследования (работа с учебником, ответы уч-ся) За правильное выполнение задания уч-ся ставят знак «+» у себя в тетради |
2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения.. организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. УУД: использование знаково – символических средств, выполнение действий по алгоритму | 3. Демонстрация видеофильма «Морские красные и бурые водоросли» 3мин 15 сек. 4. Беседа по видеофильму: Что означает слово «водоросль»? Какие группы водорослей выделяют? Почему водоросли имеют разную краску? (Слово «водоросли» буквально означает лишь то, что это растения, живущие в воде, однако не все растения в водоемах можно с научной точки зрения назвать водорослями, такие растения, как тростник, камыш, кувшинки, мелкие зеленые пластинки ряски, являются семенными (или цветковыми) растениями. К этим растениям научный термин «водоросли» неприменим, их называют водяными растениями) (запись определения в тетради) (слайд №4) 5. Задание: Составить классификацию водорослей, используя схему водоросли ← ↓ → ↓ ↓ (зеленые, красные, бурые, одноклеточные, многоклеточные) (слайд №5,6) За правильное выполнение задания уч-ся ставят знак «+» у себя в тетради |
Физминутка. | Мы все вместе улыбнемся, Подмигнем слегка друг другу, Вправо, влево повернемся (повороты влево - вправо) И кивнем затем по кругу (наклоны влево-вправо) Все идеи победили, Вверх взметнулись наши руки (поднимают руки вверх- вниз) Груз забот с себя стряхнули И продолжим путь науки (встряхнули кистями рук) (слайд №7) |
3.Построение и реализация мини проекта. учащиеся в коммуникативной форме (в группе) обдумывают проект будущих учебных действий по алгоритму: 1) ставят цель; 2) строят план достижения цели; 3) определяют средства-алгоритмы, модели. | 6. Вспомним строение растительной клетки. (просмотр 3D контента «Клетка», фрагмент) Назовите основные органоиды растительной клетки. (оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды) А вот какое строение имеют водоросли, выясним на примере зелёных водорослей. 7. Выполнение лабораторной работы (слайд №8) «Строение зелёных водорослей» (работа по группам, составить план работы, оформление в тетради) Лабораторная работа №7 Тема: «Строение зелёных водорослей» Цель – создание модели-аппликации «Водоросль» и изучение строения зелёных водорослей Оборудование: учебник, рисунки, клей, детали модели-аппликации «Водоросль». Ход работы: 1) поиск информации о строении водорослей; 2) создать модель аппликацию; 3) представить объект исследования. |
4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. УУД: структурируют знания, анализируют объект, выделяя существенные признаки. Извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний. | 8. Защита минипроектов: (сопоставьте полученные результаты с рисунками в учебнике) I группа – «Хлорелла» (слайд №9) II группа – «Хламидомонада» (слайд №10) III группа – «Улотрикс» (слайд №11) IV группа – «Спирогира» (слайд №12) (учащиеся оценивают свои ответы и ответы одноклассников) |
5. Рефлексия учебной деятельности на уроке. УУД: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение и извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации. | С какими новыми терминами вы познакомились? (хроматофор, пиреноид, ризоиды) Найдите в тексте учебника определения данных терминов. (запись в тетради новых терминов и их определений) (слайд №14) Хроматофор – чашеобразная пластида, содержащая хлорофилл. Пиреноид – место образования и запаса крахмала. Ризоиды – нитевидные корнеобразные выросты, служащие для прикрепления к грунту. |
6. Самостоятельная работа с взаимопроверкой УУД: рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Выполнение теста: (слайд №15,16) 1. Как называется тело водоросли? А. Стебель Б. Таллом В. Спорофит Г. Гаметофит 2. Какая водоросль относится к одноклеточным? А. Спирогира Б. Саргассум В. Хлорелла Г. Ламинария 3. С помощью каких частей многоклеточные водоросли прикрепляются к грунту? А. Корней Б. Слоевищ В. Хроматофор Г. Ризоид 4. Хлорофилл в клетках зеленых водорослей содержится в: А. Хроматофоре Б. Цитоплазме В. Лейкопластах Г. Ядре Правильные ответы: (б,в,г,а). За правильное выполнение задания уч-ся ставят знак «+» у себя в тетради |
| Д/з: учебник Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2013 г. п.18 Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Рабочая тетрадь / М.: Дрофа. р.т. стр. 42, упр. 63. |
Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2013 г.