Городской семинар заместителей директоров по УВР
21.02.2019
Учитель биологии Кублова Е.А., 6-А класс
Тема: ВОДОРОСЛИ. МНОГООБРАЗИЕ ВОДОРОСЛЕЙ.
Цель урока: познакомить учащихся с группой растений, называемых водорослями; изучить основные отличительные признаки водорослей; рассмотреть особенности основных отделов водорослей.
Задачи:
Обучающие: сформировать представление о водорослях как представителях древних низших растений, научить учащихся отличать водоросли от других растений; познакомить со средой обитания водорослей;
раскрыть особенности строения тела одноклеточных и многоклеточных водорослей; познакомить учащихся со строением одноклеточной водоросли на примере хламидомонады;
познакомить с многообразием водорослей, раскрыть особенности их строения и условий обитания;
дать представление о способах размножения водорослей.
Развивающие: продолжить формирование знаний учащихся о высших и низших растениях,формирование коммуникативных универсальных учебных действий, в том числе умения слушать и выделять главное, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, работать с текстом учебника, заполнять сравнительные таблицы, работать в парах и группах.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе; осуществлять экологическое образование и воспитание учащихся.
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.
Методы и приемы, способствующие достижению планируемых результатов: словесные (беседа), наглядные (таблицы, презентация), практические (выполнение практических заданий на основе текста и презентаций, работа с карточками), поисковые, проблемные.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
ХОД УРОКА.
І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
Приветствие учащихся.
Проверка отсутствующих.
Настраивание на активную работу.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.Работа с карточками:
Карточка 1
Пока мы с вами вспомним основные вопросы, которые мы изучали на прошлом уроке, один ученик идет к доске работать по карточке.
Задание:
Расположить в правильной последовательности классификационные группы Царства Растений.
(Ответ: ВИД яблоня лесная или домашняя, РОД яблоня, СЕМЕЙСТВО розовые, ПОРЯДОК розоцветные, КЛАСС двудольные, ОТДЕЛ покрытосеменные или цветковые, ЦАРСТВО растения, НАДЦАРСТВО ядерные.)
2.Фронтальный опрос:
При ответе на вопросы каждый ученик, давший правильный ответ, получает «Улыбающийся смайлик». (10 шт.)
На прошлом уроке мы изучали Классификацию Растений. Давайте вспомним,
- Какое значение имеет классификация организмов?
(Ответ: В настоящее время на Земле трудно встретить участок суши или моря, где бы не было живых организмов. Удивительно разнообразен этот мир, населяющий нашу планету. До сих пор точно не известно, сколько видов живых существ обитает на Земле! По приблизительным подсчетам ученых свыше 3,5 млн. видов! Для того чтобы было удобно изучать живую природу, ученые распределяют организмы по группам, то есть классифицируют их. Классификация позволяет разобраться в огромном разнообразии видов).
- Какая наука занимается классификацией организмов?
(Ответ: Систематика. Систематика – это наука, которая объединяет организмы в группы по степени их родства).
- Кого считают основателем систематики как науки?
(Ответ: Становление систематики как науки связано с именем шведского ученого Карла Линнея, который создал наиболее удачную систему органического мира).
- Как называют единицы систематики?
(Ответ: Единица систематики называется: систематическая группа, или систематическая категория, или таксон).
- Какую единицу систематики Карл Линней считал основной?
(Ответ: Вид. Вид – это группа особей, одинаковых по строению и образу жизни, дающих при скрещивании плодовитое потомство и населяющих определенную территорию).
- Какие еще единицы систематики мы с вами учили на прошлом уроке и уже знаем?
Проверяем работу ученика у доски по карточке.
( Ответ: Вид – Род – Семейство – Порядок – Класс – Отдел – Царство – Надцарство).
- Какие Царства живой природы мы знает?
( Ответ: Царства Растений, Животных, Грибов, Бактерий – входят организмы, имеющие клеточное строение, и Царство Вирусы – организмы с неклеточной формой жизни).
- С каким Царством мы с вами более подробно знакомимся в этом году?
( Ответ: С Царством Растений).
ІІІ. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
1).ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОДОРОСЛЕЙ.
Вот мы и подошли с вами к теме нашего сегодняшнего урока.
- На какие две большие группу, или подцарства, делятся все растения?
( Ответ:Подцарства Высшие растения и Низшие растения).
Работаем со схемой на слайде. ( по щелчку).
растения
высшие низшие
водоросли
- Какие растения относятся к низшим?
( Ответ:К низшим растениям относятся те растения, у которых нет сформированных органов и тканей – это водоросли).
Записываем в тетрадях: число, классная работа, тема урока « Водоросли. Общая характеристика и многообразие водорослей».
А теперь давайте окунемся в удивительный мир моря и вспомним, что мы знаем о водорослях! Смотрим фильм «Водоросли».
ГОЛОС ЗА КАДРОМ. (Шум моря)
Водоросли самые древние живые организмы на Земле. Они первыми заселили Мировой океан, обогатив его кислородом, тем самым создали условия для жизни другим организмам. Их тело не имеет органов и тканей и называется таллом или слоевище. Благоприятными условиями существования водорослей являются: наличие света, источников углерода и минеральных солей, а основной средой обитания для них служит вода. Большое влияние на жизнь водорослей оказывают температура и соленость воды. Большинство водорослей — обитатели пресных и морских водоемов. Среди более 30 тыс. ныне известных водорослей встречаются одноклеточные, колониальные и многоклеточные формы. Размеры водорослей колеблются от микроскопических до нескольких десятков метров. Они могут населять толщу воды, свободно плавать в ней, образуя фитопланктон, либо поселяются на дне, прикрепляясь к разнообразным предметам, живым и мертвым организмам, образуя фитобентос. Заселяют водоросли и горячие источники, а также водоемы с повышенной соленостью. Кроме водных различают водоросли наземные, почвенные, водоросли снега и льда. Самыми многочисленными отделами водорослей в современном мире являются Зеленые, Бурые и Красные водоросли. (Шум моря).
Внимательно посмотрели фильм. Давайте вместе назовем основные особенности водорослей как низших растений. ( Слайд ). !!!!!!!
- Водоросли – самая древняя группа растений на Земле.
- Жизнь всех водорослей связана с водой.
- Водоросли – это низшие растения, так как их тело не разделено на органы, и они не имеют тканей.
- Тело водорослей называется – слоевище или таллом.
- Водоросли бывают одноклеточные, многоклеточные и колониальные.
- Питаются водоросли, как и все растения - автотрофно.
- Воду и растворенные в ней минеральные веществаводоросли поглощают все поверхностью тела.
2). МНОГООБРАЗИЕ ВОДОРОСЛЕЙ.
а).В фильме шла речь о самых многочисленных современных отделах водорослей. Кто помнит, как они называются?
( Ответ:Зеленые, Бурые и Красные водоросли).
Схема на доске.
ВОДОРОСЛИ
Зеленые Бурые Красные
б). Каждая группа (ряд)получает задание (вытягивают карточку).
Работают с текстом учебника по разделу, который соответствует теме вытянутой карточки.
Заполняют свой раздел сравнительной таблицы «Многообразие водорослей».(Распечатана на каждого ученика).
Из предложенных карточек, выбирают те, которые подходят для их отдела. (Заполняют схему на доске.С рассказом).
Зелёные водоросли -
Это самый обширный отдел среди всех водорослей, насчитывающий около 20 тыс. видов.Обитают они преимущественно в пресных водоемах и на увлажненных участках суши (в почве, на стволах деревьев, на снегу и льду), но встречаются и соленых водах. Их отличительный признак – зеленый цвет слоевища, сходный с окраской высших растений, потому что в их клетках хлорофилл преобладает над другими пигментами. Зеленые водоросли разнообразны по внешнему виду: бывают одноклеточные, колониальные, многоклеточныенитчатые, пластинчатые,многоклеточные харовые.
УЧИТЕЛЬ: (Слайд. Рисунки).
Кодноклеточным зеленым водорослям относиться ХЛАМИДОМОНАДА – грушевидной формы, с двумя жгутиками, хлорофилл и другие пигменты находятся в чашевидной пластиде – хроматофоре, живет в пресных водоемах.
ХЛОРЕЛЛА – шаровидной формы, без жгутиков, хроматофор чашевидной формы, живет в пресных и соленых водоемах, в почве.
Эти водоросли приводят к «цветению воды» - вода с изумрудным оттенком.
Многоклеточные водоросли могут иметь нитчатую форму – это УЛОТРИКС – в проточной воде, ярко – зеленые шелковистые нити, в клетках хроматофор имеет форму незамкнутого кольца, прикрепляется ко дну ризоидами,. СПИРАГИРА – скользкие ярко – зеленые комки в стоячих и медленно проточных пресных водах, свободно плавает, образует большие массы тины, имеютв клетках хроматофоры в виде спирально закрученных лент.
УЛЬВА или МОРСКОЙ САЛАТ – самая крупная пластинчатая морская зеленая водоросль (до 1,5 м).
ВОЛЬВОКС – колониальная водоросль в виде подвижных зеленых шариков, из 500 – 60 тыс. клеток.
Харовые водоросли – самые сложные по строению зеленые водоросли, имеют ветвистые нитевидные образования - ризоиды. НИТЕЛЛА – обитатель аквариума.
Бурые водоросли
Бурые водоросли – в основном морские растения прибрежной зоны. Характерной особенностью является исключительно многоклеточное строение и пластинчатая форма слоевища.Отдел Бурые водоросли насчитывает около 1,5 тыс. видов. По размерам они бывают от нескольких сантиметров до десятков метров. Пластинчатая слоевище бурых водорослей окрашены в желто – бурый цвет, потому что в их клетках кроме хлорофилла, содержится большое количество коричневых и желтых пигментов. Эти растения имеют наиболее сложное строение среди всех водорослей: клетки у них собраны в один – два ряда, чем напоминают ткани высших растений. На конце пластинок слоевища могут иметь воздушные пузыри. К грунту бурые водоросли прикрепляются ризоидами или подошвами.
УЧИТЕЛЬ:(Слайд. Рисунки).
ЛАМИНАРИЯ, или МОРСКАЯ КАПУСТА – самая известная бурая водоросль, прикрепляется ко дну ризоидами, длина буро – зеленой пластины 5-6 метров иногда до 20 м, встречается чаще всего в холодных морях Северного полушария.
ФУКУС – растение холодных северных морей, крепится ко дну подошвой, слоевище в виде разветвленных пластин 30 – 100 см в высоту, имеет воздушные пузыри.
МАКРОЦИСТИС – самая большая в мире бурая водоросль, за день вырастает на 30 – 45 см, и достигает длины до 145 м, масса ее тела до 150 кг., обитает в морях Южного полушария. Имеют воздушные пузыри.
Красные водоросли
Красные водоросли – в основном многоклеточные морские водоросли с кустистым, рассеченным, разнообразным слоевищем. Их насчитывается около 4 тыс. видов. Размеры бывают от нескольких сантиметров до метра в длину. В клетках этих водорослей, кроме хлорофилла, много красных и синих пигментов. Окраска бывает от ярко - красногодо фиолетового. Это единственные водоросли, живущие на глубине 200 – 250 м. Прикрепляются ко дну с помощью ризоидов или подошвы.Практически все виды красных водорослей – обитатели соленых водоемов (морей, океанов), только около 200 видов – пресноводные формы.
УЧИТЕЛЬ: (Слайды. Рисунки).
ПОРФИРА – вид пластинок розово – пурпурного цвета с гладкими или волнистыми краями, имеет подошву, растет в северных и южных морях.
КОРАЛЛИНА – имеет вид кустика, пропитана известью, очень много в тропических морях.
ФИЛЛОФОРА– стелющийся разветвленный кустик.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
Признаки | Зеленые водоросли | Бурые водоросли | Красные водоросли |
Среда обитания | пресные и соленые водоемы, влажная почва, снег, лед. | в основном морские растения, прибрежной зоны. | в основном морские растения, могут жить на больших глубинах. |
Особенности окраски | хлорофилл преобладает | много коричневых и желтых пигментов. | много красных и синих пигментов. |
Особенности строения | одноклеточные, колониальные, многоклеточные. | многоклеточные. | в основном многоклеточные |
Образ жизни | активно, пассивно плавающие, прикрепленные. | пассивно плавающие, прикрепленные. | прикрепленные. |
Представители | хламидомонада, хлорелла, спирагира, улотрикс, ульва, вольвокс,нителла. | ламинария, саргассум, цистозейра, макроцистис. | порфира, кораллина, филлофора |
в) ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА:
Я ногами постучу,
Головою покручу,
И руками поверчу,
Встану – сяду, помолчу,
Биологию учу!!!
г) ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
Строение одноклеточных зеленых водорослей
ЦЕЛЬ: познакомиться со строением водорослей, на примере хламидомонады – одноклеточной зеленой водоросли.
ОБОРУДОВАНИЕ: видеофрагмент «Хламидомонада».
ХОД РАБОТЫ
-
Рассмотреть хламидомонаду в водоеме.
-
Изучить строение клетки хламидомонады.
-
Используя рисунок учебника зарисовать хламидомонаду, обозначить и подписать ее органеллы.
-
_
______________________________________
-
_
______________________________________
-
_______________________________________
-
_______________________________________
-
_______________________________________
-
_______________________________________
-
_______________________________________
ВЫВОД:
1. Хламидомонада – это _____________________________________________
2. Она имеет чашеобразный хроматофор, в котором содержится - __________
3. В хроматофоре на свету происходит процесс - ________________________, и образуется - ______________________________________________________
4. Хламидомонада активно передвигается с помощью ____________________
5. Движение в направлении света обеспечивает - ________________________
IV. ОБОБЩЕНИЕ, СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.
- Вопросы для повторения и обсуждения.
- Играем: Я предлагаю вам высказывание, если оно верное, вы хлопаете в ладоши, если неверное, то не хлопаете. Понятно?
-
Водоросли обитают только в воде? (Нет).
-
Тело водорослей называют слоевище? (Да).
-
Зеленые водоросли бывают только многоклеточные? (Нет).
-
Бурые водоросли не имеют зеленого пигмента хлорофилла? (Нет).
-
Красные водоросли могут жить на больших глубинах? (Да).
-
Водоросли прикрепляются ко дну с помощью корня? (Нет).
-
Хламидомонада передвигается с помощью жгутиков? (Да).
-
Водоросли питаются автотрофно? (Да).
-
Зеленые водоросли вызывают «цветение воды»? (Да).
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
-
Изучить материал учебника.
-
Приготовьте сообщения о значении зеленых, бурых и красных водорослях (задание по группам – рядам, как работали на уроке).
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, РЕФЛЕКСИЯ:
Мы с вами сегодня хорошо поработали. Узнали много нового.
А теперь каждый из вас попробует оценить для себя результат нашего урока!
На каждой парте стоят «смайлики».
- Если вы узнали много нового и вам все было понятно – ЖЕЛТЫЙ.
- Если вам было интересно, вы узнали много нового, но остались вопросы, которые вы пока не совсем поняли – ЗЕЛЕНЫЙ.
- Если вы сегодня узнали много нового, но во многом еще вам надо разобраться и понять, и вам есть над чем поработать – КРАСНЫЙ.
Наш урок окончен, всем большое спасибо, до свидания! (Дневники на оценки).