1. Общая характеристика водорослей.
2. Клеточное строение водорослей
3. Размножение водорослей
4.Многообразие водорослей.
Этапы урока | Ресурс | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1 этап. Орг. момент | | Ребята, я рада вас видеть, улыбнитесь друг другу, пожелайте отличного настроения, добра и успехов. (Учитель приветствует и проверяет готовность детей к уроку.) Сегодня на уроке нам будет помогать план-схема, которую вы по окончании урока вклеите в тетрадь. | На столе стоит красиво украшенная коробка с бантом и надписью ДЗ |
2 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации) | (1слайд презентации) «Цветение» воды. (2слайд) Фотосинтез Слова на доске | Внимание на слайд. Какое природное явление вы видите? Что может цвести в воде? (Водоросли) Молодцы! Водоросли – это 1-е понятие, которое нам сегодня пригодиться. У каких организмов мы уже встречали такую окраску, с чем она может быть связана? (говорят РАСТЕНИЯ). Молодцы! Растения! Это 2-е понятие необходимое нам сегодня. Да, верно: 1-е водоросли 2-е растения, а вот ещё подсказки Ребята, На доске приклеены слова-перевёртыши. Давайте прочтём их. (На доске приклеиваю правильные названия) АРИГОРИПС ЯИРАНИМАЛ АДАНОМОДИМАЛХ АРИФРОП Знаете, что это такое? Молодцы! Это разные виды водорослей. А вы встречали в своей жизни водоросли? Где? | Предположение: водная среда Предположение: растут в воде. Ответ учащихся - в клетках растений есть специальные органы хлоропласты содержащие зелёный пигмент - хлорофилл. Обучающиеся называют слова. Учащиеся предлагают свои предположения. Это активизирует внимание учащихся, делает их участниками учебного занятия Ученики приводят примеры, которые позволят составить определенное мнение. |
3 этап. Актуализация знаний | | ??? | - фотосинтез это процесс образования сахара из воды и углекислого газа, за счет энергии солнечного света. - наличие хлорофилла, солнечного света, воды и углекислого газа условие протекания фотосинтеза. |
4 этап. Целеполагание | (3 слайд) (4 слайд ) - УЗНАТЬ - ИЗУЧИТЬ - ПОНЯТЬ | 1-е водоросли, 2-е растения, 3-е разные виды предположите тему урока?! Молодцы! (Уточняю тему урока) Запишите тему в план-схему. Каждый урок должен иметь результат. Мы должны - УЗНАТЬ - ИЗУЧИТЬ - ПОНЯТЬ Что вы У,И,П вы мне ответите в конце урока. Осваивать тему мы будем по план-схеме. Какой у нас следующий пункт? (Определение водоросль) | Узнать особенности строения и жизнедеятельности водорослей Изучить многообразие водорослей. Понять, как размножаются, от каких условий зависит способ размножения. |
5 этап. Изучение нового материала (изучение новой темы) | Слайд 5, слайд 6 Слайд 7 клетка хламидомонады (Слайд ТБ) (Слайд 12) Я увидел Видеоролик (13) | Я предлагаю вам самим сложить определение. Действительно, большинство водорослей растут в пресных и соленых водоемах. Но некоторые в сырых местах на камнях и почве. Среди водорослей есть Одноклеточные и Многоклеточные. (слайд 7) Одни из низ микроскопические – другие гиганты. Записали7? Какой следующий пункт у нас по плану? По своему строению водоросли отличаются от других растений. Их тело не расчленено на корень, стебель и листья, а представлено СЛОЕВИЩЕМ=ТАЛЛОМ. Имеет различную форму – нитчатую, лентовидную, кустистую. В нем нет органов и большого разнообразия тканей. Поэтому водоросли относят к низшим растениям. РИЗОИДЫ – бесцветные нитевидные клетки, прикрепляющие водоросль к грунту. ХРОМАТОФОР - органоид содержащий пигмент. Хроматофор бывает разнообразной формы. Какой следующий этап? С ТБ. С чего мы начинаем работу? Сейчас, ребята, вы рассмотрите в микроскоп строение многоклеточной водоросли, сможете увидеть ядро и хроматофор с зелёным пигментом – хлорофиллом. Рассмотрели. Акцентирую внимание учеников на строении, что многоклеточные водоросли состоят из множества клеток, а одноклеточные всего из одной. Физминутка для глаз. Размножение водорослей. (видеоролик 2 мин) Записываем виды размножения водорослей (запись в тетрадь) Бесполое Половое | Выполняют задание в парах. Складывают определение из отрывков. Слушают объяснение учителя. Работа в парах. Один настраивает микроскоп, второй готовит микропрепарат. Перед началом работы вспоминают и проговаривают технику безопасности при выполнении работы. Рассматривают микропрепарат в микроскоп. Делаю выводы. оболочка – прозрачная, целлюлозная, защитная функция; цитоплазма – вязкая; ядро – наследственная информация; хроматофор – зелёный чашеобразный, содержит хлорофилл (пиреноид – запас крахмала); светочувствительный глазок. |
7 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление) | Слайд 14 Слайд 15 | Из чего состоит тело одноклеточной водоросли? (с. 109 рис.108) Выдать задание Соне Ч., затем вызвать к доске, чтобы подписала составные части (индивидуальная работа с ОВЗ) Многообразие водорослей. (с.111) Подцарство водоросли Отдел Отдел Отдел Зелёные Бурые Красные водоросли (записывают в схему) От чего зависит цвет водоросли? Ребята, перед вами на столах лежит гербарный материал водоросли – низшие растения и представители высших растений. Рассмотрите и сравните их. Сделайте вывод. В чем отличие? У водорослей нет листьев, корней, цветков. Нет большого количества тканей. Для закрепления изученного материала, предлагаю вам, решить кроссворд. Кроссворд на доске | Индивидуальная работа ребёнка ОВЗ с заданием. Работа с учебником. По рядам 1 ряд – Зелёные водоросли. 2 ряд – Красные водоросли. 3 ряд – Бурые водоросли. Читают 2 мин. Один ученик с ряда рассказывает общую характеристику отдела. Рассматривают гербарный материал, (зелёные, красные и бурые водоросли и цветковые растения), сравнивают. Делаю вывод о разном строении и отсутствии органов у водорослей. Решают кроссворд. Кроссворд Начерчен на доске. Выходят и записывают слова в кроссворд. |
8 этап. Рефлексия и оценивание | Слайд 16 | Ребята, сегодня вы все очень хорошо потрудились на уроке. Что вы узнали, И, П нового? | Отметки за сегодняшний урок вы получите на следующем уроке. Выполнив тест. Сегодня ставлю отметки ученикам за безупречное соблюдение правил ТБ при выполнении практической работы. |
9 этап. Домашнее задание | Слайд 17 | Достаю из коробки банку салата из морской капусты. Интересно, какое отношение имеет салат из морской капусты к нашему уроку и ДЗ? Спишите ДЗ со слайда. Я благодарю вас за хорошую работу на уроке. ДЗ предлагаю вам на выбор: п.20 читать, рис.108 с.109 зарисовать, выучить новые определения 2. подготовить сообщение о значении водорослей в природе и жизни человека. | Высказывают предположение. Записывают ДЗ |