СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Водоросли, их многообразие в природе».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«« Водоросли, их многообразие в природе».»

Технологическая карта урока «открытия» новых знаний


Предмет - биология
Класс - 6
Тема урока « Водоросли, их многообразие в природе».

Тип урока – урок усвоения новых знаний (комбинированный урок?)


Ресурсы: учебник автор И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко «Биология», микроскоп, гербарный материал, учебный фильм «Размножение водорослей», презентация, компьютер.

Цель урока: познакомить учащихся с характерными признаками строения и жизнедеятельности водорослей как представителей низших растений. Их многообразием.

План урока:

1. Общая характеристика водорослей.

2. Клеточное строение водорослей

3. Размножение водорослей

4.Многообразие водорослей.

Основные понятия: водоросли, слоевище, ризоиды, хроматофор, спора


Планируемые результаты (связаны с формированием УУД):


Предметные

Метапредметные

Личностные

- формировать умение отличать водоросли от других изученных растений (по гербарию);

– формировать умение объяснять особенности строения и жизнедеятельность водорослей;

– формировать умение понимать смысл биологических терминов.

- сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

- сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.


- формирование ценностного отношения к природе и научной картины мира;

- сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в парах.



ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Этапы урока

Ресурс

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1 этап.

Орг. момент


Ребята, я рада вас видеть, улыбнитесь друг другу, пожелайте отличного настроения, добра и успехов. (Учитель приветствует и проверяет готовность детей к уроку.)

Сегодня на уроке нам будет помогать план-схема, которую вы по окончании урока вклеите в тетрадь.


На столе стоит красиво украшенная коробка с бантом и надписью ДЗ

2 этап.




Мотивация (создание проблемной ситуации)

(1слайд презентации) «Цветение» воды.







(2слайд) Фотосинтез






Слова на доске

Внимание на слайд. Какое природное явление вы видите? Что может цвести в воде? (Водоросли)

Молодцы! Водоросли – это 1-е понятие, которое нам сегодня пригодиться.

У каких организмов мы уже встречали такую окраску, с чем она может быть связана?

(говорят РАСТЕНИЯ).

Молодцы! Растения! Это 2-е понятие необходимое нам сегодня.

Да, верно: 1-е водоросли

2-е растения, а вот ещё подсказки



Ребята, На доске приклеены слова-перевёртыши. Давайте прочтём их. (На доске приклеиваю правильные названия)

АРИГОРИПС

ЯИРАНИМАЛ

АДАНОМОДИМАЛХ

АРИФРОП

Знаете, что это такое? Молодцы! Это разные виды водорослей. А вы встречали в своей жизни водоросли? Где?

Предположение: водная среда
Предположение: растут в воде.



Ответ учащихся

- в клетках растений есть специальные органы хлоропласты содержащие зелёный пигмент - хлорофилл.

Обучающиеся называют слова.

Учащиеся предлагают свои предположения.


Это активизирует внимание учащихся, делает их участниками учебного занятия








Ученики приводят примеры, которые позволят составить определенное мнение.


3 этап. Актуализация знаний



???

- фотосинтез это процесс образования сахара из воды и углекислого газа, за счет энергии солнечного света.

- наличие хлорофилла, солнечного света, воды и углекислого газа условие протекания фотосинтеза.

4 этап.

Целеполагание



(3 слайд)







(4 слайд ) - УЗНАТЬ

- ИЗУЧИТЬ

- ПОНЯТЬ

1-е водоросли, 2-е растения, 3-е разные виды предположите тему урока?!

Молодцы! (Уточняю тему урока)

Запишите тему в план-схему.

Каждый урок должен иметь результат. Мы должны - УЗНАТЬ

- ИЗУЧИТЬ

- ПОНЯТЬ

Что вы У,И,П вы мне ответите в конце урока.

Осваивать тему мы будем по план-схеме. Какой у нас следующий пункт? (Определение водоросль)



Узнать особенности строения и жизнедеятельности водорослей

Изучить многообразие водорослей.

Понять, как размножаются, от каких условий зависит способ размножения.

5 этап. Изучение нового материала

(изучение новой темы)

Слайд 5, слайд 6


Слайд 7











клетка хламидомонады








(Слайд ТБ)








(Слайд 12) Я увидел








Видеоролик (13)

Я предлагаю вам самим сложить определение.


Действительно, большинство водорослей растут в пресных и соленых водоемах. Но некоторые в сырых местах на камнях и почве.

Среди водорослей есть Одноклеточные и Многоклеточные. (слайд 7) Одни из низ микроскопические – другие гиганты. Записали7? Какой следующий пункт у нас по плану?

По своему строению водоросли отличаются от других растений. Их тело не расчленено на корень, стебель и листья, а представлено СЛОЕВИЩЕМ=ТАЛЛОМ. Имеет различную форму – нитчатую, лентовидную, кустистую. В нем нет органов и большого разнообразия тканей. Поэтому водоросли относят к низшим растениям. РИЗОИДЫ – бесцветные нитевидные клетки, прикрепляющие водоросль к грунту.

ХРОМАТОФОР - органоид содержащий пигмент. Хроматофор бывает разнообразной формы.


Какой следующий этап? С ТБ. С чего мы начинаем работу? Сейчас, ребята, вы рассмотрите в микроскоп строение многоклеточной водоросли, сможете увидеть ядро и хроматофор с зелёным пигментом – хлорофиллом.




Рассмотрели. Акцентирую внимание учеников на строении, что многоклеточные водоросли состоят из множества клеток, а одноклеточные всего из одной.


Физминутка для глаз.


Размножение водорослей. (видеоролик 2 мин)

Записываем виды размножения водорослей (запись в тетрадь)


Бесполое Половое

Выполняют задание в парах. Складывают определение из отрывков.




Слушают объяснение учителя.

















Работа в парах. Один настраивает микроскоп, второй готовит микропрепарат. Перед началом работы вспоминают и проговаривают технику безопасности при выполнении работы.

Рассматривают микропрепарат в микроскоп. Делаю выводы.


  1. оболочка – прозрачная, целлюлозная, защитная функция;

  2. цитоплазма – вязкая;

  3. ядро – наследственная информация;

  4. хроматофор – зелёный чашеобразный, содержит хлорофилл (пиреноид – запас крахмала);

  5. светочувствительный глазок.


7 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)







Слайд 14






Слайд 15











Из чего состоит тело одноклеточной водоросли? (с. 109 рис.108) Выдать задание Соне Ч., затем вызвать к доске, чтобы подписала составные части (индивидуальная работа с ОВЗ)


Многообразие водорослей. (с.111)

Подцарство водоросли



Отдел Отдел Отдел

Зелёные Бурые Красные водоросли

(записывают в схему)

От чего зависит цвет водоросли?

Ребята, перед вами на столах лежит гербарный материал водоросли – низшие растения и представители высших растений. Рассмотрите и сравните их. Сделайте вывод. В чем отличие?

У водорослей нет листьев, корней, цветков. Нет большого количества тканей.


Для закрепления изученного материала, предлагаю вам, решить кроссворд. Кроссворд на доске


Индивидуальная работа ребёнка ОВЗ с заданием.




Работа с учебником.

По рядам 1 ряд – Зелёные водоросли.

2 ряд – Красные водоросли.

3 ряд – Бурые водоросли. Читают 2 мин. Один ученик с ряда рассказывает общую характеристику отдела.


Рассматривают гербарный материал, (зелёные, красные и бурые водоросли и цветковые растения), сравнивают. Делаю вывод о разном строении и отсутствии органов у водорослей.





Решают кроссворд. Кроссворд Начерчен на доске.

Выходят и записывают слова в кроссворд.

8 этап. Рефлексия и оценивание

Слайд 16

Ребята, сегодня вы все очень хорошо потрудились на уроке. Что вы узнали, И, П нового?

Отметки за сегодняшний урок вы получите на следующем уроке. Выполнив тест. Сегодня ставлю отметки ученикам за безупречное соблюдение правил ТБ при выполнении практической работы.

9 этап. Домашнее задание










Слайд 17

Достаю из коробки банку салата из морской капусты. Интересно, какое отношение имеет салат из морской капусты к нашему уроку и ДЗ?


Спишите ДЗ со слайда. Я благодарю вас за хорошую работу на уроке.



ДЗ предлагаю вам на выбор:

  1. п.20 читать, рис.108 с.109 зарисовать, выучить новые определения

2. подготовить сообщение о значении водорослей в природе и жизни человека.


Высказывают предположение.

Записывают ДЗ




Цикл Развития ламинарии










СПИРОГИРА


ЛАМИНАРИЯ

ХЛАМИДОМОНАДА

ПОРФИРА





Кроссворд

Кроссворд


Горизонталь:

  1. Органоид в клетках водорослей, содержащий хлорофилл и выполняющий функцию фотосинтеза.

  2. Как называют массовое размножение зелёных водорослей в хорошо прогреваемых водоёмах

  3. Тело водорослей нерасчленённое на ткани и органы.

Вертикаль:

  1. Научное название водоросли «морская капуста»

  2. Нитевидные выросты, прикрепляющие водоросль к субстрату (грунту)

Горизонталь:

  1. Органоид в клетках водорослей, содержащий хлорофилл и выполняющий функцию фотосинтеза.

2)Как называют массовое размножение зелёных водорослей в хорошо прогреваемых водоёмах

3)Тело водорослей нерасчленённое на ткани и органы.

Вертикаль:

1)Научное название водоросли «морская капуста»

  1. Нитевидные выросты, прикрепляющие водоросль к субстрату (грунту)


Кроссворд

Кроссворд


Горизонталь:

1) Органоид в клетках водорослей, содержащий хлорофилл и выполняющий функцию фотосинтеза.

2)Как называют массовое размножение зелёных водорослей в хорошо прогреваемых водоёмах

3)Тело водорослей нерасчленённое на ткани и органы.

Вертикаль:

1)Научное название водоросли «морская капуста»

2)Нитевидные выросты, прикрепляющие водоросль к субстрату (грунту)

Горизонталь:

1)Органоид в клетках водорослей, содержащий хлорофилл и выполняющий функцию фотосинтеза.

2)Как называют массовое размножение зелёных водорослей в хорошо прогреваемых водоёмах

3)Тело водорослей нерасчленённое на ткани и органы.

Вертикаль:

1)Научное название водоросли «морская капуста»

2)Нитевидные выросты, прикрепляющие водоросль к субстрату (грунту)


Кроссворд

Кроссворд


Горизонталь:

1)Органоид в клетках водорослей, содержащий хлорофилл и выполняющий функцию фотосинтеза.

2)Как называют массовое размножение зелёных водорослей в хорошо прогреваемых водоёмах

3)Тело водорослей нерасчленённое на ткани и органы.

Вертикаль:

1)Научное название водоросли «морская капуста»

2)Нитевидные выросты, прикрепляющие водоросль к субстрату (грунту)

Горизонталь:

1)Органоид в клетках водорослей, содержащий хлорофилл и выполняющий функцию фотосинтеза.

2)Как называют массовое размножение зелёных водорослей в хорошо прогреваемых водоёмах

3)Тело водорослей нерасчленённое на ткани и органы.

Вертикаль:

1)Научное название водоросли «морская капуста»

2)Нитевидные выросты, прикрепляющие водоросль к субстрату (грунту)



МОДИМАЛХ


АДАНО

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!