ТЕМА. ВОДОРОСЛИ, ИХ МНОГООБРАЗИЕ В ПРИРОДЕ
(6 класс)
Дидактическая цель – создать условия для осмысления новой учебной информации, применения их в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.
Планируемые результаты обучения:
предметные:
формирование систематизированных знаний о водорослях как о низших растениях, особенностях их строения, разнообразии и значении;
развитие представления о классификации живых организмов;
метапредметные:
развитие умения выделять существенные признаки изучаемых биологических объектов;
развитие навыков самостоятельного приобретения новых знаний;
личностные:
формирование представления о многообразии растительного мира, осознание его значимости для человечества;
формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного к окружающей среде;
осознание необходимости сохранения многообразия и природных местообитаний растений.
Тип урока – урок открытия нового знания.
Методы – проблемный, частично-поисковый, исследовательский.
Используемые технологии: здоровьесбережение, проблемное обучение, развивающее обучение.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, работа в парах, групповая
Средство обучения: учебник (Биология. 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко; под ред. И.Н.Пономарёвой. М.: Вентана-Граф).
Ход урока
Внимательно послушайте четверостишие:
Есть низшие растения
Огромного значения,
Хоть не имеют органов,
Без них нам жить нельзя!
Как вы считайте, о каком понятии идет речь в четверостишии?
Дайте определение понятия «Низшие растения».
Какие растения относятся к низшим растениям?
Как вы считайте, о чём мы с вами будем говорить? Какие цели мы должны решить на сегодняшнем уроке?
Я уверена, что вы уже обладаете определенными знаниями о водорослях. Я помогу расширить их. На столе лежит «Кластер» по ходу урока вам нужно будет заполнить.
I этап. Общая характеристика водорослей (индивидуальная работа).
Внимательно прочитайте задания в карточке №1.Чтобы правильно выполнить данное задание вам необходимо обратиться к разделу «Общая характеристика» §20, на стр.108 учебника (Приложение 1).
Внесите полученные данные в «Кластер».
II этап. Строение водорослей. (парная работа)
По своему строению водоросли отличаются от других растений. Объяснить сущность данного утверждения, вам поможет раздел «Строение водорослей» на стр.108 учебника. Найдите в данном разделе выделенные понятия, выясните их значение. Прочитайте формулировку пазла на стр.109.
Одноклеточные водоросли отличаются от многоклеточных водорослей. Чтобы в этом убедиться, вы должны выполнить лабораторную работу на сайте: http://www.virtulab.net/ «Изучение внешнего строения водорослей. Строение спирогиры». Задания лабораторной работы помогут закрепить полученные знания в ходе работы. Проанализируйте свою работу на данном этапе и внесите пометки в «Кластер».
III этап. Размножение водорослей
Водоросли размножаются разными способами. Каждый из них имеет преимущества. Просмотр видеофильма поможет вспомнить способы размножения. Сделать вывод. Полученные данные внесите в «Кластер».
(Существует несколько способов бесполого размножения-преимущество, новообразовавшие дочерние клетки схожие с материнской клеткой в условиях изменившейся среды не дает им возможность для приспособления к новым условиям – недостаток. Образовавшаяся зигота несет признаки разных родительских клеток, поэтому она не является абсолютнойих копией. Больше возможностей приспособиться к новой среде обитания).
IV этап. Многообразие водорослей.
В природе насчитывают около 30 тысяч видов водорослей. Наука, которая занимается изучением водорослей называется альгология. Все разнообразные виды водорослей объединены в несколько отделов. Внимательно послушайте сообщение ребят.
Конкурс «Эрудит» (групповая)
I группа
К какому отделу относится изображённая водоросль? Соотнесите рисунок водоросли и её описание. (Ульва)
А) это одноклеточная водоросль, имеющая жгутики и хроматофор в виде подковы
Б) это многоклеточная нитчатая водоросль, имеющая хроматофор в виде незамкнутого кольца
В) это многоклеточная листовидная водоросль, она съедобна, второе её название – морской салат.
II группа
К какому отделу относятся изображённая водоросль? Соотнесите рисунок водоросли и её описание. (Саргассум)
А) эта водоросль может достигать в длину несколько метров, она съедобна и имеет второе название морская капуста.
Б) эта водоросль самая крупная из известных водорослей, что отражено в её названии. Она имеет размеры до 40 м и может расти на полметра в день.
В) эта водоросль может образовывать в море целые плавучие острова и затруднять судоходство, её именем названо море
III группа.
К какому отделу относятся изображённая водорослей? Соотнесите рисунок водоросли и её описание (Порфира)
А) эта водоросль имеет листовидную форму, она съедобна и имеет второе название красный морской салат
Б) эта водоросль имеет вид кустика, используется для получения гелеобразного вещества агар-агар, широко применяемое в микробиологии и в пищевой промышленности. (Кластер)
Vэтап. Значение водорослей.
Перечислите значения водорослей, используя картинку (Слайд 16).
Составьте синквейн «Водоросли».
Рефлексия. Лестница успеха
Д/з: Изучить текст и рисунки §20 учебника. Выполнить задания в конце параграфа.
Приложение 1
ТЕМА. ВОДОРОСЛИ, ИХ МНОГООБРАЗИЕ В ПРИРОДЕ
Карточка №1.
Прочитайте первый абзац раздела «Общая характеристик໧20 на стр108 учебника и определите где обитают водоросли.
Прочитайте второй абзац раздела «Общая характеристика» §20 выясните, чем хлорелла обыкновенная отличается от макроцистиса грушевидного.
Карточка №2.
Найдите в разделе «Строение водорослей» на стр108 учебника выделенные понятия, выясните их значение.
Определите тип питание водорослей.
Прочитайте формулировку пазла на стр.109. Назовите характерные признаки водорослей.
Карточка №3.
Выполните лабораторную работу на сайте:http://www.virtulab.net/ «Изучение внешнего строения водорослей. Строение спирогиры».Сделайте вывод.
Карточка №4.
Ответьте на вопросы:
Почему водоросли размножаются разными способами?
Какие преимущества дает каждый из них?
Карточка №5.
Н айдите на стр.111 раздел «Многообразие водорослей». Заполните в тетради схему «Отделы водорослей».
О тделы водорослей
Карточка №6.
Перечислите значения водорослей, используя картинку.
Карточка №7.
Водоросли
(два прилагательных)
(три глагола)
(фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме)
(синоним из одного слова)