Урок биологии в 7 классе
Тема урока: «Высшие споровые растения»
Цели урока:
Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся по основным отделам высших споровых растений, проследить усложнение их организации;
Развивающие: развивать умения анализировать, обобщать, синтезировать, делать выводы, сравнивать;
совершенствовать умение работать с учебником; развивать навыки исследовательской работы, развивать логическое мышление и речь учащихся.
Воспитательные: прививать любовь к природе, всему живому, что нас окружает;
развивать уважительное отношение к живым организмам, природе.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы: Словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия);
Наглядные (рисунки, таблицы, комнатные растения, презентация, инструктивные карточки);
Практические (решение тестовых заданий, заданий различного характера: на соответствие, установление правильной последовательности и др.).
Технологии: классно-урочная система, проблемное обучение, технологии развития критического мышления, технология учебно-поисковой деятельности, здоровьесберегающие технологии.
Оборудование: рабочие тетради, учебник для 7 класса, рисунки и таблицы с изображением высших растений, инструктивные карточки с заданиями, гербарные образцы растений, комнатные растения.
Базовые понятия и термины: Высшие растения, спорофит, гаметофит, спорангии, споры, гаметы, оплодотворение, зигота, вайи, корневище, придаточные корни, заросток, сорусы.
ХОД УРОКА
Высшие споровые растения: мхи, папоротники, плауны, хвощи.
Мхи, в отличие от водорослей, имеют стебель и листья. Корней у мхов нет, их заменяют ризоиды (от греч. риза — корень и эйдос — вид) — бесцветные нитевидные клетки. С помощью ризоидов мхи укрепляются в почве и всасывают воду (рис. 38, а). Мхи преимущественно распространены в хорошо увлажнённых местах, и лишь некоторые виды встречаются в засушливых областях (в сухой период они находятся в состоянии покоя и возобновляют жизнедеятельность при выпадении осадков).
Папоротпики, хвощи, плаупы растут в основном во влажпых тенистых местах (рис. 38, б, в, г). Это многолетние, чаще всего травянистые растения. В тропических широтах встречаются древовидные папоротники. Все они имеют корни, стебли и листья. У этих растений хорошо развиты отдельные виды тканей, что позволяет им достигать больших размеров.
Современные плауны» хвощи и папоротники — это потомки очень крупных древовидных растений, живших около 300 млн лет назад в каменноугольном периоде палеозойской эры на всех материках, включая Антарктиду. В то время климат на нашей планете был постоянно влажным и тёплым. Часто шли ливневые дожди. В этих условиях росли древовидные гигантские растения, которые формировали леса. Некоторые деревья этих лесов достигали в высоту почти 40 м. Под их пологом существовали небольшие растения, напоминавшие современные мхи, папоротники, хвощи и плауны (рис. 39). Отмирая, они образовали залежи каменного угля: многоводные реки во время разливов сносили упавшие деревья на мелководья, покрывали их там илом и песком. Под давлением наносов и воды деревья спрессовывались и за многие миллионы лет без доступа кислорода превращались в каменный уголь. В пластах каменного угля находят отпечатки и окаменелые части растений и животных. По ископаемым остаткам учёные узнают о растениях, которые жили сотни миллионов лет назад и давно вымерли.
Просмотр видеофрагмента с диска «Многообразие живых организмов» о папоротниках, хвощах, плаунах (5 мин)
Ответьте на вопрос: Что общего у этих растений?
- древнее происхождение
- тело состоит из стебля, корня и листьев
- размножаются спорами
2) Работа с интерактивной схемой: (3 мин)
Рассмотрите объекты и выполните задание: Систематизируйте объекты
Орляк, щитовник мужской, хвощ полевой, маршанция, страусник, плаун сплюснутый, сфагнум, хвощ лесной, плаун годичный, хвощ луговой, кукушкин лен, плаун булавовидный.
Работа с текстом учебника и диском «Биология 5-6, Пасечник») (12 мин)
Сделайте вывод об эволюционных связях этих групп растений.
Оцените правильность выполнения работы, исправьте ошибки.
Физкультминутка ( 20-21 минута).
Работа со справочным материалом, сообщения учащихся, составление опорной схемы (9 мин.)
Примерный вариант опорной схемы
Значение в природе:
Растительный покров
Пища
Место обитания организмов
Закрепление (5 мин).
Как цветет папоротник? – проблемный вопрос.
Петро, герой повести Н. Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала», так увидел цветение папоротника: «Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле, чудо! Движется и становится все больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя. «Теперь пора!» - подумал Петро и протянул руку. Смотрит, тянутся из-за него сотни мохнатых рук также к цветку, а позади его что-то перебегает с места на место. Зажмурив глаза, дернул он за стебелек, и цветок остался в его руках»
Ребята, зная строение папоротника, найдите ошибку в этой легенде. Обоснуйте правильность ответа.
Выступление учащихся с презентацией. «Путешествие в Чертово городище»
Домашнее задание (2 мин.):
1) Изучите п.16, ответьте на вопрос.
2) Найдите интересную информацию о высших споровых растениях, их применении в жизни человека.
3) Почему так называются растения: кукушкин лен, страусник, седой мох?
6. Подведение итогов. Рефлексия (4 мин).
1) Как связаны предметы из загадочного сундучка с темой нашего урока?
ОТВЕТЫ
Каменный уголь - образовался из древних папоротникообразных,
Торф – образуется из отмерших частей мхов верхового болота,
Детская присыпка – раньше собирали и использовали споры плаунов,
Трава хвоща полевого – лекарственное растение,
Книга Н.В. Гоголя с рассказом «Вечер накануне Ивана Купалу» - описание легенды о цветении папоротника,
Компас – приглашение на виртуальную экскурсию в Чертово городище, где встречаются реликтовые объекты – светящийся мох и папоротник-многоножка, а так же произрастают самые обычные высшие споровые растения.
Новые понятия
Мхи. Папоротники. Хвощи. Плауны
Ответьте на вопросы
1. Почему папоротники, хвощи, плауны относят к высшим споровым растениям?
2. Что такое ризоиды? Почему из нельзя называть корнями?
3. Чем мхи отличаются от водорослей?
4. Почему сейчас нет древовидных папоротников?
ПОДУМАЙТЕ!
Почему мхи — низкорослые расгения, а папорот ники в основном имеют крупные размеры?