СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Последние несколько лет показали, что придерживаться доктрины, что у России нет внешних проблем, наивно - у России есть геополитические противники. К сожалению, ситуацию, в которой развивается военно-патриотическое движение, следует признать проблемной. Термин «военно-патриотическое воспитание» исчез из учета Минобороны, «предпризывная подготовка» осталась. Этот тип воспитания исчез из правил и был заменен «буржуазно-патриотическим воспитанием». В Государственной Думе РФ "О государственной молодежной политике в РФ" даже не упоминается патриотическое воспитание.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда было одной из важнейших задач школы. Означает формирование любви к Родине, готовности ее защищать. В то же время воспитание патриотизма - это работа по воспитанию чувства гордости за Родину и свой народ, уважения за ее великие достижения и страницы прошлого. Объективные и субъективные процессы значительно обострили национальный вопрос. Патриотизм стал перерождаться в национализм, смысл интернационализма потерялся. В общественном сознании распространяются эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность и неуважительное отношение к государству и общественным институтам. Престиж военной службы неуклонно падает.
17
Военно-патриотическая подготовка обучающихся
Содержание
Введение……………………………………………………………………….. | 3 |
Глава 1. Теоретические основы начальной военной подготовки и военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе…………… | 5 |
1.1. Понятие военно-патриотического воспитание в процессе становления и развития молодого человека как гражданина и патриота… | 5 |
1.2. Современная концепция военно-патриотического воспитания ……….. | 9 |
1.3. Особенности военно-патриотического воспитания школьников…… | 12 |
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по определению эффективности организации военно-патриотической подготовки в общеобразовательной школе …………………………………….………… | 16 |
2.1. Анализ внеурочной программы военно-патриотической подготовки обучающихся в МБОУ «Иляксазская основная общеобразовательная школа» Сармановского муниципального района республики Татарстан … | 16 |
2.2. Экспериментальная работа по определению эффективности организации военно-патриотической подготовки в общеобразовательной школе………………………………………………………………………….. | 19 |
2.3. Результаты экспериментальной работы……………………………….. | 29 |
Заключение……………………………………………………………………. | 34 |
Список использованных источников и литературы……………………….. | 37 |
Приложение |
|
Введение
Последние несколько лет показали, что придерживаться доктрины, что у России нет внешних проблем, наивно - у России есть геополитические противники. К сожалению, ситуацию, в которой развивается военно-патриотическое движение, следует признать проблемной. Термин «военно-патриотическое воспитание» исчез из учета Минобороны, «предпризывная подготовка» осталась. Этот тип воспитания исчез из правил и был заменен «буржуазно-патриотическим воспитанием». В Государственной Думе РФ "О государственной молодежной политике в РФ" даже не упоминается патриотическое воспитание.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда было одной из важнейших задач школы. Означает формирование любви к Родине, готовности ее защищать. В то же время воспитание патриотизма - это работа по воспитанию чувства гордости за Родину и свой народ, уважения за ее великие достижения и страницы прошлого. Объективные и субъективные процессы значительно обострили национальный вопрос. Патриотизм стал перерождаться в национализм, смысл интернационализма потерялся. В общественном сознании распространяются эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность и неуважительное отношение к государству и общественным институтам. Престиж военной службы неуклонно падает.
Объект исследования: военно-патриотическая подготовка обучающихся 5-9 классов.
Предмет исследования: основы военно-патриотической подготовки обучающихся 5-9 классов в школе.
Цель исследования: изучить особенности организации военно-патриотической подготовки обучающихся.
Задачи исследования:
1. На основе анализа учебной, психологической и методической литературы по военно-патриотическому воспитанию молодежи определить сущность и структуру основных понятий.
2. Рассмотреть систему военно-патриотического воспитания в общеобразовательных школах.
3. Выявить особенности социального развития подростков.
4. Диагностировать духовно-нравственные ценности подростков.
В ходе работы использовались следующие методы исследования:
- анализ литературы по социальным, военным и образовательным вопросам, связанным с военно-патриотическим воспитанием;
- анализ литературы по методике организации и ведения военно-патриотической работы в образовательных учреждениях;
- анализ учебных программ, учебников и учебных материалов по социально-гуманитарным вопросам;
- изучение и обобщение опыта военно-патриотической работы образовательных учреждений;
- анализ внедрения в образовательных учреждениях методов и технологий, направленных на повышение результативности военно-патриотического воспитания и подготовки курсантов к военной службе;
- анкетирование;
- методы учебного эксперимента, систематизации и анализа экспериментальных данных.
Методическое обоснование: Гречухин Г.Б., Микрюков В.Ю., Кутепов В.А., Бурлаков А.И., Похилюк А.В., Лукьянова В.П., Кулаков В.Ф. Фазы исследования: теоретический; организационно-практический; обобщение.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы начальной военной подготовки и военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе
1.1. Понятие военно-патриотического воспитание в процессе становления и развития молодого человека как гражданина и патриота
Военно-патриотическое воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. Это технология двойного назначения, так как дает молодому гражданину основные морально-психологические качества, необходимые как будущему защитнику Родины, так и любому гражданину своей страны. Ведь мужество, сила характера и физическая выносливость необходимы и защитнику отечества, и врачу, инженеру. Патриотизм проявляется в поступках и деятельности человека. Любовь к своей «малой родине» порождает патриотические чувства национальной самоуверенности, сознательной любви к отечеству.
Патриотизм гармонично сочетает в себе лучшие национальные традиции народа с преданностью служению Отечеству. Патриотизм - это любовь к отечеству, преданность отечеству, стремление служить ее интересам и готовность жертвовать, чтобы защитить ее. На личностном уровне патриотизм - важнейшая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах и нормах поведения.
Государственный заказ на патриотическое воспитание личности присутствует в базовых законодательных актах Российской Федерации: Конституции Российской Федерации (1993 г), Национальной доктрины образования в Российской Федерации до 2015 года (Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751), Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы" (Утверждена Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. N 795), Федеральные государственные стандарты НОО и ООО (приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г № 373, приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897), Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006г. № 1760-р), Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года №1662-р).
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Военно-патриотическое воспитание - разносторонняя, планомерная и целенаправленная деятельность с целью развития у молодежи патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности выполнять свой гражданский долг, конституционные обязательства по защите интересов Отечества. Целью военно-патриотического воспитания является развитие у молодежи гражданского духа и патриотизма как важнейших духовных, нравственных и социальных ценностей, формирование профессионально значимых качеств, навыков и готовности к их активному развитию в жизни общества, особенно при прохождении военной службы - верность конституционной и военной службе, высокая ответственность и дисциплина. В содержании военно-патриотического воспитания можно выделить два основных компонента. Первый отличается социально-педагогической направленностью. В его основе лежат: положительные идеологические взгляды и позиции по основным социальным, историческим, моральным, политическим и военным проблемам; основные духовно-нравственные качества (любовь к Отечеству, уважение к законности, ответственность и др.).
Практическая реализация этого содержания призвана дать молодежи глубокое понимание своей роли и положения на службе Отечеству, убеждение в необходимости защиты отечества; формирование качеств, качеств и навыков, необходимых для успешного выполнения служебных обязанностей в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации. Основа содержания: любовь к отечеству, верность гражданскому и военному долгу, воинская честь, отвага, стойкость, преданность, отвага, отвага и взаимопомощь. Различают основные принципы военно-патриотического воспитания: научность; гуманизм; приоритет историко-культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций; разнообразие форм, методов и средств, используемых для обеспечения эффективности обучения; ориентация на развитие навыков, способностей и личностных качеств на основе индивидуального подхода; тесная и неразрывная связь с другими формами образования. Реализация этих принципов необходима для того, чтобы выработать новое, искренне заинтересованное отношение к военной службе, готовность достойно выполнять функцию защиты отечества. Поэтому необходимо сделать все возможное, чтобы воспитание и развитие молодого человека как гражданина и патриота России обеспечивалось гармонично взаимодействующими социальными и государственными институтами. Только в этом случае можно рассчитывать на успешное решение одной из важнейших проблем российского общества.
Успех патриотического воспитания в школах во многом зависит от личностей, организующих эту работу, от их организаторских способностей, педагогического мастерства и уровня профессиональной подготовки.
Правильно спланированная система военно-патриотического воспитания реально помогает управлять процессом подготовки обучающихся к защите Родины, придает всей проводимой работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии военно-патриотической деятельности школьников.
Основная проблема обеспечения базовой военной подготовки, особенно в учебном заведении, - отсутствие достаточной материальной базы, которая включала бы не только наглядные пособия, но и тир, полосу препятствий, образцы современного стрелкового оружия.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность образовательного учреждения по формированию у школьников патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Таким образом, в настоящее время к ориентирам социальной и образовательной политики Российского государства отнесены идеалы патриотического сознания – служение Родине, верность своему Отечеству и готовность к выполнению гражданского долга. Названные моменты актуализируют необходимость совершенствования системы патриотического воспитания детей и молодежи, как важнейшего социального института, возрождения отечественной традиции нравственного воспитания как приоритетной задачи образовательного учреждения, эта проблема находится в фокусе внимания со стороны государственных органов, занимающихся молодежной политикой, и общества в целом.
1.2. Современная концепция военно-патриотического воспитания
Современная концепция военно-патриотического воспитания в содержании школьных дисциплин строится на изучении и закреплении имеющихся у учащихся знаний по допризывной подготовке. Кроме того, программа по ОВС (которую целесообразно увеличить) предполагает не только военную подготовку, но и психологическую.
Воспитательный эффект учебного процесса значительно повышается, если он сочетается с внеклассной работой [19, с. 479].
Федеральные государственные образовательные стандарты особое внимание обращают на возможности внеурочной деятельности в современной школе, ведь успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения в классе на уроке, но и от организации внеурочной работы. Так в Федеральных государственных образовательных стандартах указано, что «основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов» [13, c. 43].
Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов, освоения основной образовательной программы [6, c. 37].
Исследователи выделяют ряд педагогических принципов ведения внеурочной деятельности:
1. Принцип добровольности внеурочной работы обеспечивается тем, что ученики сами выбирают ту форму занятий, которая их интересует. Это относится к факультативным занятиям, кружкам, секциям и другим формам внеурочной работы.
2. Принцип общественной направленности предполагает, что содержание работы кружков, клубов, объединений и других форм внеурочной деятельности будет носить общественно значимый характер.
3. Принцип инициативы и самодеятельности требует, чтобы в ходе работы в полной мере учитывались пожелания самих школьников, их инициативные предложения и действия, чтобы каждый ученик выполнял определенный вид деятельности.
4. Принцип использования игровых форм деятельности, эмоциональных ситуаций.
5. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей участников отражается в содержании, формах, методах осуществления внеурочной деятельности [18, c .76].
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное [2, c. 56].
Выделяют различные формы организации внеурочной деятельности: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, КВНы, конкурсы, соревнования. Для организации внеурочной деятельности в школе формы внеурочных занятий можно разделить на две группы: 1) занятия в учебном кабинете (библиотеке, игровой комнате, спортивном и актовом залах, в других учебных помещениях); 2) выездные занятия (экскурсии, поездки, походы).
В патриотическом воспитании необходимо, чтобы достичь определённогорезультата, надо адаптировать излагаемую информацию для соответствующей аудитории. Еще одной необходимой особенностью классного часа воспитательной формы педагогического процесса является стимулирование потребности школьников в самовоспитании, т.е. их желание внести свои корректировки и поправки в работе класса [10, c. 76].
Одной из наиболее широко распространенных форм внеурочной деятельности являются кружки. Они занимают важное место и выполняют функции, которые не могут обеспечить никакие другие формы работы, так как они способствуют воспитанию активности, самостоятельности, формируют познавательные интересы учащихся, дают возможность системного углубленного изучения интересующей их темы, что в свою очередь оказывает положительное воздействие на формирование у учащихся военно-патриотических чувств [11, c. 87].
Во внеурочной деятельности уделяется внимание проведению конференций как одной из форм работы. Чаще конференции проводят с учащимися старших классов.
Одними из популярных и любимых у учащихся игр являются викторины. Их основная цель — повысить интерес к предмету, закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения [11, c. 34].
Основными образовательными результатами внеурочной деятельности являются:
1) приобретение учащимися новых знаний (об устройстве мира, общества, норм и традиций разных народов, о нормах поведения в обществе и т.д.), т.е. первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни. Данный результат основывается на уровне информационного контакта ребенка с учителем, как непосредственного носителя опыта и знаний;
2) получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к самым базовым ценностям общества (к людям, семье, обществу, Родине, природе и миру и другим общественным ценностям). Данный результат направлен на формирование у школьника ценностного отношения к социальным реальностям. Здесь результат базируется на взаимоотношениях уже равных участников, т.е. среди самих учащихся, между собой на уровне кружка, секции, класса или школы. В этой социальной среде ребенок может получить первое практическое подтверждение своих приобретённых знаний, начинает их ценить или подвергает сомнениям и отвергает;
3) получение учащимся опыта самостоятельного общественного действия и участия в нем. В данном процессе юным участник общественных отношений постепенно становиться социальным деятелем, участником процессов происходящих в обществе.
Таким образом, внеурочная деятельность имеет большое воспитательное значение. Ее содержание должно соответствовать индивидуально-возрастным особенностям учащихся, предполагать свободу выбора видов деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности будет достигнут тогда, когда работа со школьниками будет строится на основе познавательного интереса. В ее основе должна быть ориентация на активную самостоятельную познавательную и практическую деятельность школьников. Только добытые собственным трудом знания и умения обучающихся прочны, только они приносят удовлетворение и уверенность в собственных силах, пробуждают стремление к продолжению процесса познания.
1.3. Особенности военно-патриотического воспитания школьников
В Федеральных государственных образовательных стандартах отмечено, что стандарты ориентированы на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»):
- любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
- осознающий свою сопричастность судьбе Отечества [15, c. 44].
Таким образом, в нормативной образовательной документации современной системы образования подчеркивается необходимость военно-патриотического воспитания. Прежде чем объединить военно-патриотическое воспитание с другими направлениями воспитательного процесса, важно выявить его собственную природу, его самостоятельные функции в формировании личности, определить, каково содержание военно-патриотической деятельности и соответствующего обучения, какие ситуации, какая мотивация, какие условия жизнедеятельности наиболее благоприятствуют развитию личности патриота, интернационалиста, стойкого, мужественного и умелого защитника Родины.
Под военно-патриотическим воспитанием нами будет пониматься многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность по формированию у подростков и молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины [11, c. 20].
Теоретико-методологической основой перестройки системы военно-патриотического воспитания учащихся являются положения современной педагогической науки, в которой широко представлены разнообразные вопросы воспитания и учебно-воспитательной работы в различных институциональных сферах (образования, культуры, спорта, досуга и др.). В настоящее время имеются определенные результаты в исследовании теоретических, методологических и организационных проблем патриотического воспитания [17, c. 32].
Многие авторы исследовали педагогические аспекты патриотического воспитания подготовки подростков к защите Отечества, в основе которых лежат:
- физическое воспитание и физическая подготовка с учетом индивидуальных особенностей подростков;
- недостаточная изученность проблемы повышения эффективности подготовки подростков к защите Отечества;
- основополагающие идеи по интеграции деятельности всех субъектов, причастных к формированию готовности подростков в защите Отечества и ее реализации на практике [4, c. 36].
В современной отечественной педагогике целью военно-патриотического воспитания является развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности [16, c. 44].
Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:
- проведение научно-обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий для эффективного военно-патриотического воспитания молодежи;
- утверждение в сознании и чувствах молодежи патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышению престижа государственной военной службы; — создание новой эффективной системы военно-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у молодежи верности Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей. В содержании военно-патриотического воспитания можно выделить два основных, тесно взаимосвязанных между собой компонента. Первый из них характеризуется более широкой социально-педагогической направленностью. Он основывается на таких элементах, как: позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам; важнейшие духовно-нравственные, деятельностные качества (любовь к Родине, уважение к законности, ответственность за выполнение конституционных обязанностей по защите Отечества и обеспечению безопасности его граждан и другие) [17, c. 43].
Таким образом, решение проблемы военно-патриотического воспитания подростков и молодежи в современных условиях предполагает внедрение в практическую деятельность государственных органов, образовательных учреждений, общественных организаций и движений концепций, методик и технологий, отвечающих целям и задачам военно-патриотического воспитания.
Таким образом, актуальность проблемы военно-патриотического воспитания с особой силой проявляется в настоящее время в связи с социально-политическими и экономическими вызовами, характеризующими современное международное общество. Эти вызовы находят свое проявление в связи с кризисом социальных систем, возникшей экономической нестабильностью, углубляющимися межнациональными распрями, ухудшением экологической обстановки и т.д.
В этих условиях недопустимо снижение воспитательной функции школы, где нередко практикуется культурно-развлекательный подход, воспитание строится без учета личностных потребностей ребенка. Не вызывает сомнение и то, что во многом ухудшило социально-педагогическую ситуацию прекращение деятельности детских и молодежных организаций.
В связи с этим необходимо конструктивно исследовать имеющийся опыт военно-патриотического воспитания подростков и молодежи и наполнить его новым, соответствующим современным реалиям содержанием, сохраняя при этом преемственность и верность национальным традициям.
Перед отечественными педагогами стоит в качестве актуальной задача разработки системы целостного непрерывного процесса военно-патриотического воспитания подростков и молодежи.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по определению эффективности организации военно-патриотической подготовки в общеобразовательной школе
2.1. Анализ внеурочной программы военно-патриотической подготовки обучающихся в МБОУ «Иляксазская основная общеобразовательная школа» Сармановского муниципального района республики Татарстан
Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна из важнейших задач современной школы. В настоящий момент в МБОУ «Иляксазская основная общеобразовательная школа» Сармановского муниципального района республики Татарстан реализуется программа по военно-патриотическому воспитанию. Одним из основополагающих направлений по патриотическому воспитанию в школе является внеурочная деятельность.
Более пяти лет в школе работает военно-патриотический клуб «Юнармия». Главной целью деятельности клуба является воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения чувства верности Родине, готовности к служению Отечеству и его защите. Военно-патриотический клуб посещают разновозрастные учащиеся с 5 по 11 классы.
Все учащиеся, посещающие военно-патриотический клуб, принимают активное участие в различных мероприятиях, таких как районный смотр песни и строя, спартакиада допризывной молодежи, ВСИ «Зарница», месячник героико-патриотического воспитания, конкурс патриотической песни, Конкурс чтецов, Вахта Памяти, которая посвящена празднованию 9 мая Великой Победы над фашистскими захватчиками.
Формы работы по патриотическому воспитанию постоянно обновляются и осуществляются через учебную и внеклассную деятельность школы. Опыт показывает, что разные патриотические мероприятия у учащихся школы вызывают высоконравственный эмоциональный отклик, патриотические чувства: любовь к Родине и героическим страницам прошлого нашей Отчизны.
Знания, получаемые учащимися школы на занятиях, выходят за рамки школы, становятся для них духовными ориентирами, нравственными ценностями и идеалами.
Эффективная система патриотического воспитания в социальном пространстве общеобразовательного учреждения, способствует развитию нравственных качеств, таких как любовь к Родине, традициям, верности конституционному долгу.
Цель современной школы – воспитание личности, способной творчески участвовать в преобразовании общества, быть готовой к выполнению конституционных обязанностей, в том числе к защите Отечества. Важнейшая часть патриотического воспитания – сохранение памяти о ратных подвигах, героизме и самопожертвовании наших предков.
Эффективная система патриотического воспитания в социальном пространстве общеобразовательных учреждений, способствует развитию нравственных качеств, таких как любовь к Родине, традициям, верности конституционному долгу.
Необходимо выделить направления в деятельности военно-патриотического клуба.
Первое направление. Воспитание молодежи на славных боевых и трудовых подвигах народа. Данное направление включает в себя следующие мероприятия:
1. Проведение уроков Мужества, встреч с ветеранами Афганистана.
2. Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов.
3. Проведение конкурсов военно-патриотической песни.
Учащиеся школы изучают темы, которые касаются традиций, уставов и военной формы российского воинства. В связи с этим в военно-патриотическом клубе создана научно-исследовательская группа, которая с помощью Интернет-ресурсов изучает боевые действия Красной армии в годы Великой Отечественной войны.
На теоретических занятиях в процессе изучения исторического материала, касающегося ратных подвигов военнослужащих Красной армии, в годы Великой Отечественной войны, у молодежи формируются представления о гражданской ответственности, о патриотизме и об осознании общественного и воинского долга.
Изучение истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у детей и подростков патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине. Воспитание любви к Родине, своему народу в целом конкретизируется в формировании чувства гордости за службу в Вооруженных силах РФ, а также готовности отдать жизнь за свободу, независимость и конституционный строй России.
Второе направление. Военно-спортивные игры. Военно-спортивные игры в комплексе решают задачи почти всех компонентов системы военно-патриотического воспитания. Практическая значимость данных мероприятий четко прослеживается с помощью обратной связи «школа-армия». Военно-спортивные игры оказывают положительное влияние на организационное укрепление коллектива класса, способствует развитию общественной активности молодежи, формирует качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины. Не менее важную роль в военно-патриотическом воспитании играют военно-патриотические праздники, День защитника Отечества. Целью данного направления является освоение молодежью правил безопасного поведения в повседневной жизни и обеспечение физической готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях.
Третье направление. Основы военной службы. На занятиях подростки знакомятся с основами огневой, строевой, тактической и топографической подготовки. Учащиеся в процессе теоретических занятий получают общие представления о профессиях, востребованных в Вооруженных силах РФ. Также ученики приобретают знания, касающиеся дисциплины в рядах Вооруженных сил РФ и всей системы взаимоотношений и жизнедеятельности со строгим соблюдением не только воинских ритуалов, но и полным выполнением всех основных требований организации внутренней службы и внутреннего порядка, определяемых воинскими уставами. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.
Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о становлении по-настоящему гармоничной личности.
Но основным институтом, гарантирующим жизнеспособность системы военно-патриотического воспитания, было и остается государство. Именно от государственной политики в этой области зависят ее состояние и эффективность.
2.2. Экспериментальная работа по определению эффективности организации военно-патриотической подготовки в общеобразовательной школе
МБОУ «Иляксазская основная общеобразовательная школа» Сармановского муниципального района республики Татарстан расположена в двухэтажном каменном здании с собственным тренажерным залом, аудиторией, столовой и стадионом. Кроме кабинета ОБЖ, специальных помещений для военного обучения нет. Однако имеется большое количество стендов на различных участках военной подготовки, аппаратуры химической и радиационной разведки, ОЗК, реплик (в том числе разборных) стрелкового оружия.
В школе обучаются 36 учеников, из них 12 (5-10 классы) проходят обучение по вопросам безопасности жизнедеятельности.
Для определения эффективности организации военно-патриотической подготовки в общеобразовательной школе и определения основных причин негативного отношения к воинской службе было проведено анкетирование юношей. В исследовании принимало участие 10 юношей, в возрасте 12-16 лет. Большинство ребят воспитывается в полных семьях, в хорошей, дружественной атмосфере. В коллективе во взаимоотношениях видимые разногласия отсутствуют. Учащиеся имеют достаточный уровень развития необходимых навыков, активны, коммуникабельны. На занятиях, как правило, внимательны, периодически могут отвлекаться на соседей, в большинстве случаев на замечания реагируют адекватно.
Каждый испытуемый характеризуется определенным типом темперамента, разной мотивацией, а также направленностью на учебный процесс. Отмечается избирательное отношение к учебным предметам. Большинство юношей обладают склонностями к определенным творческим или спортивным занятиям; посещают спортивные секции, дополнительные занятия и тренировки вне стен учебного заведения. Режим дня, у каждого испытуемого характеризуется в разной степени загруженностью. Не у всех ребят отмечается сформированность представлений о службе в армии. Очевидным становится неуверенность и неопределенность в принятии решений, относительно воинской службы.
При интерпретации результатов исследования эффективности организации военно-патриотической подготовки в общеобразовательной школе по анкетированию обучающихся 5-9 классов использовали качественную оценку. Качественный анализ анкеты проводился с учетом их формального и содержательного аспекта.
Результаты, полученные в ходе анкетирования, позволили сделать следующие выводы об отношении обучающихся 5-9 классов к службе в армии.
Хочется отметить, что знания ребят в области правовых законов недостаточные. Данные ответов на вопрос о знании законов, действующих на территории РФ, большая часть обучающихся 5-9 классов (69,2%) знают законы лишь частично, 23,1% вообще не знают и только 7,7% ответили утвердительно, что представлено на рисунке 2.2.1.
Рис. 2.2.1. Показатели наличия знаний в области правовых законов у респондентов
Данные рисунка 2.2.1 демонстрируют, что основная группа респондентов не владеет знаниями правовой базы, что характеризует низкий уровень организации начальной военной подготовки и военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе.
Однако, отвечая на вопрос о том, считают ли респонденты себя законопослушным гражданином, большинство (76,9%) согласились с высказыванием, однако 23,1% затрудняются ответить. Знание терминов «Отчизна», «Родина», «Отечество», «дедовщина» (неуставные отношения) у ребят на высоком уровне (см. рис. 2.2.2).
Рис. 2.2.2. Показатели позиционирования себя законопослушным гражданином
Данные рисунка 2.2.2 показывают, почти все респонденты ответили правильно на данные вопросы. В результате выявления у ребят сведений о законах, правилах и основных терминов РФ об армии, необходима работа по улучшению знаний в области правовых законов.
Большинство респондентов (76,9%) доверяют профессиональной армии. Кроме того, отвечая на вопрос о своем отношении к службе в Вооруженных Силах, большая часть респондентов (61,5%) считает, что служба в армии - это долг гражданина, каждый молодой человек должен его исполнить; отрицательное отношение у 23,1% юношей и 15,4% не задумывались над данным вопросом.
При этом отвечая на вопрос о необходимости поднятия престижа Вооруженных Сил, большинство - 76,9% ответили положительно, и не задумывались над данным вопросом – 23,1% обучающихся 5-9 классов. Далее проводилась оценка отношения к воинской службе в армии, как показано на рисунке 2.2.3.
Рис. 2.2.3. Отношение обучающихся 5-9 классов к службе в армии
В большей степени, обучающиеся 5-9 классов отметили тот факт, что «Служба в армии – это гражданский долг» - 61,5% и каждый молодой человек обязан его исполнить; хорошая школа жизни, помогающая окрепнуть физически и закалить характер свойственно 30,8% испытуемых и, для 7,7% – это время, потерянное впустую, которое можно было провести иначе и плодотворнее. «В какую сторону изменится жизнь после прохождения службы в армии» большинство респондентов - 61,5% ответили, что станут крепче, выносливее и решительнее; 23,1% - не представляют еще, как это может отразиться на человеке и 15,4% - уверены, что служба в армии никак не отразится на их дальнейшей жизни, и скорее всего, ничего не даст.
При этом отвечая на вопросы о том, кто должен служить в армии, большинство (76,9%) ответили положительно, за службу по контракту – 15,4% и не задумывались над данным вопросом – 7,7% обучающихся 5-9 классов.
Однако, отвечая на вопрос о желании добровольно служить в армии, только 30,8% дали утвердительный ответ, однако 38,5% ответили отрицательно. На вопрос о необходимости защищать Родину, больше половины ответили, что наемная армия (53,8%), долг гражданина 23,1% и не задумывались об этом 23,1%, что объясняется тем, что юноши боятся оказаться в горячих точках, защищая Родину; недостаточностью патриотического воспитания и готовности личности к выполнению своего гражданского долга. 61,5% респондентов ответили «положительно» на вопрос «Как Вы относитесь к альтернативной службе?», 15,4% обучающихся 5-9 классов считают, что должен быть выбор, и отрицательно отнеслись к альтернативной службе 23,1% испытуемых.
В отношении планов относительно выполнения гражданского долга по защите Отечества, 61,5% ребят ответили, что с радостью будут служить по призыву или поступят в военное учебное заведение; хотели бы проходить альтернативную гражданскую службу – 15,4%; не смогут проходить службу в армии по состоянию здоровья 23,1% (см. рис. 2.2.4).
Рис. 2.2.4. Планы относительно выполнения гражданского долга по защите Отечества
Большое значение на ребят оказывает воспитание в семье. Так в 76,9% семей, родственники служили в армии; 15,4% ответили, что «Нет» и 7,7% ребят затруднились ответить. При этом, 84,6% респондентов, отметили, что воспитание в семье влияет на формирование взглядов на службу в армии, и только 15,4% не связывают воспитание в семье на формирование взглядов относительно службы в армии.
Отвечая на вопрос, направленный на развитие и самовоспитание, 84,6% респондентов «закаляют свое тело и дух» с охотой занимаясь в кружках, секциях и только 15,4% относятся к этому как к бесполезной деятельности.
На блок вопросов, направленных на необходимость проведения дополнительных консультаций и разного рода о службе в армии был проведен сравнительный анализ и вывели средние результаты, получив при этом: нуждаются в помощи и адаптации 61,5% юношей, не нуждаются вообще в никакой помощи – 23,1% ребят, причем отвечая на вопросы данного блока, меньше всего отметили помощь психолога, а больше всего – создание юношеских клубов для подготовки к службе в армии с приглашением различных специалистов. Не задумывались над этим вопросом – 15,4% (см. рис. 2.2.5).
Рис. 2.2.5. Необходимость профессиональной помощи в получении информации о службе в армии
Таким образом, данные проведенного анкетирования говорят о том, более половины респондентов считают службу своим гражданским долгом, однако, такое же количество респондентов не готовы служить в армии по разным причинам. В качестве первопричин отрицательного отношения к воинской службе были выявлены страх перед жесткой воинской дисциплиной, опасение попасть в зону военных действий и неуставные отношения, дедовщина. Основываясь на результатах анкетирования отношения учащихся допризывников к воинской службе можно говорить об острой необходимости планирования психологической и физической подготовки.
На основании выявленных недостатков был проведен формирующий этап эксперимента. Предлагается выстроить учебный процесс с учетом индивидуально-психологических особенностей студентов, повышается качество обучения, предполагается сотрудничество, взаимопонимание и доверие между преподавателем и учеником. Для этого в школе предлагается проводить всевозможные внеклассные мероприятия: беседы, уроки, тематические линии, отслеживающие хронологию событий Второй мировой войны и событий, военно-спортивные соревнования.
В соответствии с Федеральными законами «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «Об образовании»; Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000г №551, Федеральным законом от 26.05.1995 г. №27-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; Федеральным законом от 13.03.1995 г. №32-Ф3 «О днях воинской славы (победных днях) России» на базе МБОУ «Иляксазская основная общеобразовательная школа» Сармановского муниципального района республики Татарстан предлагается внедрить программу мероприятий, направленную на развитие духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование профессионально значимых знаний, умений, навыков и качеств, необходимых защитникам Родины.
Программа мероприятий военно-патриотической подготовки в общеобразовательной школе предполагает участие в военно-патриотических мероприятиях:
фестивали, конкурсы военно-патриотической песни;
выставки, конкурсы рисунков, плакатов, боевых листков;
военно-спортивные соревнования, спартакиады, игры, квесты;
смотр строя и песни;
проведение митингов, посвященных Дням воинской Славы России;
несение почетного караула у мемориалов и памятников, акция «Пост №1»
уроки мужества, встречи с ветеранами, тематические классные часы;
посещение музеев, выставок;
просмотры военно-исторических фильмов;
профориентационные встречи учащихся с военным комиссаром
города;
участие в городском празднике «День призывника»
работа по созданию наглядной агитации военно-патриотического характера совместно со школьным пресс-центром;
поисковая работа в рамках проектной деятельности учащихся;
участие в акциях «Марафон памяти», «Ветеран», «Помним, гордимся, наследуем», «Голубь Мира» и др.;
участие в заочных интернет-конкурсах военно-патриотического направления.
Мероприятия внеурочной деятельности разрабатываются с учётом возрастных особенностей детей и в разной степени охватывают всех учащиеся школы с 1 по 9 классы.
В образовательной организации сформированы необходимые и достаточные условия для реализации дополнительных образовательных программ патриотической направленности:
нормативно-правовая база: право осуществления дополнительных образовательных программ закреплено лицензией Министерства общего и профессионального образования; педагогами разработаны дополнительные образовательные программы;
материально-техническая база: спортивный и актовый залы; кабинеты для организации работы кружков (музыки, технологии, ИЗО), оснащенный кабинет ОБЖ;
в учебный план ежегодно включаются элективные курсы, проектные формы работы, индивидуально-групповые виды деятельности, кружки, работа клубов и общественных детских объединений;
высокий уровень качества кадрового состава, в штатном расписании образовательного учреждения имеются: 1 педагог – организатор, 1 педагог-библиотекарь, 1 педагог-психолог, 1 преподаватель-организатор ОБЖ, ежегодно поддержку программы осуществляют представители общественных организаций и предприятий района.
В Приложении 1 представлен учебно-тематический план реализации мероприятия программы. Выполнение программы приведёт к оздоровлению общества – совершенствованию и развитию системы, обеспечивающей целенаправленное формирование у молодежи высокой социальной активности, гражданственности и патриотизма, чувства гордости и верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей.
Ориентация в работе на духовно-нравственные и историко-культурные традиции повышает значимость национально-регионального компонента. Военно-патриотическая тематика перекликается с тематикой школьных предметов: «История России», «ОБЖ», «НВП», «Физическая культура», «Литература» и др.(см. Приложение 2).
Главными показателями эффективности работы с подрастающим поколением по данной программе является:
рост национального самосознания;
повышение нравственности, духовности;
рост личностных достижений, повышение познавательной активности;
установление гуманных отношений партнерского сотрудничества;
обеспечение права и возможности каждому обучающемуся на удовлетворение его культурно-образовательных потребностей;
рост уровня воспитанности, соответствующий гармонично развитой личности;
улучшение физического здоровья, пропаганда здорового образа жизни;
повышение психологической самооценки обучающихся, воспитание лидерских качеств;
вовлечение в деятельность детско-юношеского объединения учащихся с девиантным поведением, состоящих на всех видах учета, в банке данных.
2.3. Результаты экспериментальной работы
С целью проверки эффективности опытно-экспериментальной работы была проведена повторная диагностика, анализ и сравнение результатов исследования. Основными задачами было: выявить эффективность проведения после проведения формирующего этапа эксперимента комплекса занятий в рамках курса ОБЖ, направленный на положительное отношение обучающихся 5-9 классов к службе в армии и проанализировать полученные результаты и составить рекомендации по позитивному изменению отношения юношей к службе в армии.
В результате контрольного исследования проведена оценка динамику произошедших изменений отношения обучающихся 5-9 классов к службе в армии. Оказалось, что все юноши, посещающие занятия в рамках курса ОБЖ и проявляющие активность значительно повысили свои показатели. Эти изменения значительны. 84,6% юношей из 10 отметили важность и необходимость патриотического воспитания для формирования готовности к службе в армии. Ребята стали более уверенно отвечать на поставленные вопросы, касающиеся основ военной службы, терминологии; у них сформировались такие ценности, как ответственность, чувство патриотизма, гражданский долг перед Отечеством. В то же время только 38,5% респондентов активно участвовали в военно-патриотических мероприятиях и демонстрировали знания о сущности и специфике службы в армии.
Хочется отметить, что знания ребят в области правовых законов заметно повысились, так отвечая на вопрос о действующем законодательстве, большинство обучающихся 5-9 классов (53,8%) ответили утвердительно;% частично знающих законы оказалось 38,5%; один человек по прежнему их не знает – 7,7%. Знание терминологии, такой как «Отчизна», «Родина», «Отечество», «Дедовщина» у ребят на высоком уровне. Юноши все ответили правильно на данные вопросы.
Большинство опрошенных доверяют профессиональной армии и считают себя законопослушным гражданином (84,6%), затрудняются ответить – 15,4%.
При этом отвечая на вопрос о необходимости поднятия престижа Вооруженных Сил, большинство - 84,6% ответили положительно, и не задумывались над данным вопросом – 15,4% обучающихся 5-9 классов.
Проанализировав результаты анкеты на контрольном этапе, большинство респондентов (84,6%) считает, что служба в армии – это долг гражданина, каждый молодой человек должен его исполнить; остальная часть стараются пока не думать об этом – 7,7%; отрицательного отношения выявлено не было.
Наглядно сравнение изменения отношения молодых людей к службе в армии на констатирующем и контрольном этапах представлены на рисунке 2.3.1.
Рис. 2.3.1. Отношение обучающихся 5-9 классов к службе в армии на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
Анализируя данные рисунка 2.3.1, следует отметить, что отношение респондентов к службе в армии изменилось, обучающиеся 5-9 классов отметили факт гражданского долга – 76,9%; хорошей школой жизни посчитали 23,1% обучающихся 5-9 классов. При этом отвечая на вопрос о том, кто должен служить в армии, все ответили положительно – каждый гражданин (92,3%) и служба по контракту – 7,7%. Однако отвечая на вопрос о том, кто должен защищать Родину, 30,8% ответили, что Родину должна защищать наемная армия.
Изменились ответы обучающихся 5-9 классов в положительную сторону на о том, в какую сторону изменится жизнь после прохождения службы в армии», большинство респондентов – 84,6% ответили, что станут крепче, выносливее и решительнее; 15,4% - уверены, что служба в армии никак не отразится на их дальнейшей жизни, и скорее всего, ничего не даст.
В отношении планов относительно выполнения гражданского долга по защите Отечества, 61,5% ребят ответили, что с радостью будут служить по призыву или поступят в военное учебное заведение; хотели бы проходить альтернативную гражданскую службу – 30,8%; не смогут проходить службу в армии по состоянию здоровья 7,7%. Те ребята, которые относили себя к тем, кто не сможет служить в армии по состоянию здоровья, изменили свое отношение по данному вопросу, выбрав альтернативную службу, как показано на рисунке 2.3.2.
Рис. 2.3.2. Планы относительно выполнения гражданского долга по защите Отечества на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
Отвечая на вопрос, направленный на развитие и самовоспитание, 92,3% респондентов «закаляют свое тело и дух» с охотой занимаясь в кружках, секциях. На блок вопросов, направленных на необходимость проведения дополнительных консультаций и разного рода помощи в адаптации к службе в армии (помощь психолога, встреча с ветеранами вооруженных сил и боевых действий, создание юношеских клубов), оказалось, что:
различного рода встречи с ветеранами Вооруженных Сил и ветеранами участниками боевых действий заинтересованы 76,9% обучающихся 5-9 классов;
за создание юношеских клубов с приглашением специалистов ответили 84,6% респондентов.
Результат контрольного эксперимента по исследованию отношения обучающихся 5-9 классов к службе в армии показал, что у юношей, участвующих в эксперименте, возрос познавательный интерес к знаниям военной и патриотической направленности, изменилось отношение к службе в армии, и повысился уровень осознания необходимости и важности формирования готовности к службе в Вооруженных силах.
Повторное анкетирование позволило сделать вывод о том, что положительное отношение к службе в армии, патриотическое отношение к воинскому долгу чаще проявляется у юношей кто детально знаком с условиями прохождения службы в Вооруженных Силах.
Результаты контрольного эксперимента направленные на положительное отношение к службе в армии показали, что у обучающихся 5-9 классов, участвующих в эксперименте, возрос познавательный интерес к знаниям военной и патриотической направленности, повысился уровень осознания важности, необходимости формирования готовности к службе в Вооруженных Силах. Юноши, посещающие занятия ОБЖ и активно, участвующие во время занятий намерены в будущем использовать свои навыки и умения, компетентность при прохождении службы в армии.
Результаты проведенного исследования показали, что проблема нежелания молодых людей служить в армии существует. Эта проблема понимается всеми уровнями военной службы, начиная с молодежи и заканчивая государством. Но, несмотря на ее остроту и важность, проблема не решена, чтобы решить требования обеих сторон.
Для сохранения результатов направленных на положительное отношение обучающихся 5-9 классов к службе в армии необходимо в своей работе придерживаться следующих рекомендаций.
Таким образом, экспериментальное исследование показало эффективность внеурочной деятельности для военно-патриотического воспитания обучающиеся 5-9 классов, в том числе использование таких форм и методов обучения как беседа, обсуждение, инсценировка, применение мультимедийных презентаций и просмотр видеороликов. После реализации внеурочных мероприятий по военно-патриотическому воспитанию школьников произошли следующие положительные изменения: ученики знают понятие «патриот», считают себя патриотами, у них развито самосовершенствование, смелость в отстаивании своего мнения; ценится выше всего готовность помочь друг другу в трудную минуту, честность, порядочность; положительный интеллектуальный и эмоциональный настрой учащихся; повышение интереса к занятиям во внеурочное время, чтение дополнительной литературы, активное участие в мероприятиях, готовность участников мероприятий по военно-патриотическому воспитанию к сознательной и активной самореализации в социально значимой деятельности на благо Отечества.
Заключение
В настоящее время к ориентирам социальной и образовательной политики Российского государства отнесены идеалы патриотического сознания – служение Родине, верность своему Отечеству и готовность к выполнению гражданского долга. Названные моменты актуализируют необходимость совершенствования системы патриотического воспитания детей и молодежи, как важнейшего социального института, возрождения отечественной традиции нравственного воспитания как приоритетной задачи образовательного учреждения, эта проблема находится в фокусе внимания со стороны государственных органов, занимающихся молодежной политикой, и общества в целом.
Внеурочная деятельность имеет большое воспитательное значение. Ее содержание должно соответствовать индивидуально-возрастным особенностям учащихся, предполагать свободу выбора видов деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности будет достигнут тогда, когда работа со школьниками будет строится на основе познавательного интереса. В ее основе должна быть ориентация на активную самостоятельную познавательную и практическую деятельность школьников. Только добытые собственным трудом знания и умения обучающихся прочны, только они приносят удовлетворение и уверенность в собственных силах, пробуждают стремление к продолжению процесса познания.
Актуальность проблемы военно-патриотического воспитания с особой силой проявляется в настоящее время в связи с социально-политическими и экономическими вызовами, характеризующими современное международное общество. Эти вызовы находят свое проявление в связи с кризисом социальных систем, возникшей экономической нестабильностью, углубляющимися межнациональными распрями, ухудшением экологической обстановки и т.д. В этих условиях недопустимо снижение воспитательной функции школы, где нередко практикуется культурно-развлекательный подход, воспитание строится без учета личностных потребностей ребенка. Не вызывает сомнение и то, что во многом ухудшило социально-педагогическую ситуацию прекращение деятельности детских и молодежных организаций. В связи с этим необходимо конструктивно исследовать имеющийся опыт военно-патриотического воспитания подростков и молодежи и наполнить его новым, соответствующим современным реалиям содержанием, сохраняя при этом преемственность и верность национальным традициям.
Для определения эффективности организации военно-патриотической подготовки в общеобразовательной школе и определения основных причин негативного отношения к воинской службе было проведено анкетирование юношей. В исследовании принимало участие 10 юношей, в возрасте 12-16 лет. Результаты, полученные в ходе анкетирования, позволили сделать следующие выводы об отношении обучающихся 5-9 классов к службе в армии.
Более половины респондентов считают службу своим гражданским долгом, однако, такое же количество респондентов не готовы служить в армии по разным причинам. В качестве первопричин отрицательного отношения к воинской службе были выявлены страх перед жесткой воинской дисциплиной, опасение попасть в зону военных действий и неуставные отношения, дедовщина. Основываясь на результатах анкетирования отношения учащихся допризывников к воинской службе можно говорить об острой необходимости планирования психологической и физической подготовки.
На основании выявленных недостатков был проведен формирующий этап эксперимента. Учебный процесс построится с учетом индивидуально-психологических особенностей студентов, повышается качество обучения, предполагается сотрудничество, взаимопонимание и доверие между преподавателем и учеником. Для этого в школе проводятся всевозможные внеклассные мероприятия: беседы, уроки, тематические линии, отслеживающие хронологию событий Второй мировой войны и событий, военно-спортивные соревнования.
С целью проверки эффективности опытно-экспериментальной работы была проведена повторная диагностика, анализ и сравнение результатов исследования. Основными задачами было: выявить эффективность проведения после проведения формирующего этапа эксперимента комплекса занятий в рамках курса ОБЖ, направленный на положительное отношение обучающихся 5-9 классов к службе в армии и проанализировать полученные результаты и составить рекомендации по позитивному изменению отношения юношей к службе в армии.
Результаты проведенного исследования показали, что проблема нежелания молодых людей служить в армии существует. Эта проблема понимается всеми уровнями военной службы, начиная с молодежи и заканчивая государством. Но, несмотря на ее остроту и важность, проблема не решена, чтобы решить требования обеих сторон. Для сохранения результатов направленных на положительное отношение обучающихся 5-9 классов к службе в армии необходимо в своей работе придерживаться следующих рекомендаций.
Экспериментальное исследование показало эффективность внеурочной деятельности для военно-патриотического воспитания обучающиеся 5-9 классов, в том числе использование таких форм и методов обучения как беседа, обсуждение, инсценировка, применение мультимедийных презентаций и просмотр видеороликов. После реализации внеурочных мероприятий по военно-патриотическому воспитанию школьников произошли следующие положительные изменения: ученики знают понятие «патриот», считают себя патриотами, у них развито самосовершенствование, смелость в отстаивании своего мнения; ценится выше всего готовность помочь друг другу в трудную минуту, честность, порядочность.
Список использованных источников и литературы
Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе: учеб. пособие [Текст]. М.: Айрис-пресс, 2015. 150 с.
Адаменко С.С. Воспитываем патриотов России [Текст] // Народное образование. Вестник. 2016. №4. С. 23- 25.
Аманбаева Л.И. Гражданское воспитание учащейся молодёжи в новых социальных условиях: учеб. пособие, Якутск, 2012. С. 351
Балуев Б. П. Споры о судьбах России. Н. Я. Данилевский и его книга «Россия и Европа». Тверь, 2001.
Буров А.И. Искусство и военно-патриотическое воспитание школьников: сб. сочинений. [Текст] / М.: Просвещение, 2014. 400 с.
Военно-патриотическое воспитание молодежи в современных
условиях: сб. науч. трудов [Текст] // АН, 2013. 220 с.
Ефремова Г.М. Патриотическое воспитание школьников [Текст] // Воспитание школьников. Вестник. М.: Москва-Пресс, 2016. № 8. С. 17-19.
Иваненков С.П, Кусжанова А.Ж. Молодежь и патриотическое воспитание [Текст] // Социология. 2014. №3. С.89- 90.
Ильичев Н. О сущности содержании и значении патриотизма [Текст] // Вестник Российского философского общества. 2014. № 3. С . 87-89.
Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма [Текст] // Педагогика. 2015. № 5. С. 52-55.
Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей: метод. пособие. [Текст] / М., 2014. 100 с.
Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России. [Текст] / М.: Педагогика, 2013. 180 с.
Мазыкина Н. В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности [Текст] // Воспитание школьников. 2014. № 6. С. 6-11.
Микрюков В.Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности: в 2-х кн.: учеб. пособие. [Текст] /М.: Высшая школа, 2014. Кн. 1. Личная безопасность. 479 с.
Микрюков В.Ю. Традиции и инновации в военно-патриотическом образовании учащихся в современной России: учеб. пособие [Текст] / М.: АВН, 2015. 320 с.
Официальный сайт движения «Волонтеры Победы» [Электронный ресурс]. URL: https://xn--90abhd2amfbbjkx2jf6f.xn--p1ai/about (дата обращения: 13.12.2021).
Панасюк В.П. Подходы в управлении патриотическим воспитание молодежи ,[Текст] /Панасюк В.П.// Региональное образование 21 века: проблемы и перспективы – 2018. - С. 60-61.
Пензева Г.Г. Патриотический потенциал воспитательной работы с молодежью на современном этапе [Текст] /Г.Г. Пензева// Социальная политика и социальное партнёрство. — 2018. — № 10. - С. 60-65.
Поляков, С.П. Военно-патриотическое воспитание учащихся на истории Великой Отечественной войны в контексте их подготовки к военной службе: материалы науч.- практ. конф., 29 апреля 2014 г. [Текст] / Под ред. А.К. Быкова. М.: Институт семьи и воспитания РАО, 2014. С. 123-126.
Ткачева, А.Н. Великая Победа как фактор гражданского становления или история, которую надо помнить [Текст] // Воспитательный потенциал Великой Победы и его реализация в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений: материалы науч.-практ. конф., 29 апреля 2015 г. / под ред. А.К. Быкова. М.: Институт семьи и воспитания РАО, 2015. 140 с.
Приложение 1
Учебно-тематический план
Наименование разделов, блоков, тем | Всего | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся | ||
теоретических | практических | ||||
Введение | 1 | 1 |
|
| |
I Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях | 5 | 5 |
| Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Задачи, решаемые РСЧС, ее структура | |
II Основы подготовки к военной службе | 37 | 10 | 27 | Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил. Основы применения подразделений в общевойсковом бою. Способы ориентирования на местности по компасу и местным предметам. | |
III Основы медицинских знаний и охрана здоровья подростков | 4 | 1 | 3 | Первая медицинская помощь. Медицинская аптечка, природные лекарственные средства. Первая медицинская помощь при ранениях и травмах. Первая медицинская помощь при остановке сердечной деятельности | |
IV ОФП | 10 | 0 | 10 | Прикладная физическая подготовка | |
V Военно- патриотическое воспитание | 12 |
| 12 | Подготовка и участие в военно-патриотических мероприятиях | |
Итого | 68 | 16 | 52 |
|
Приложение 2
Мероприятия по реализации основных направлений военно-патриотической подготовки обучающихся
№ п/п | Наименование мероприятий | |
Духовно-нравственное направление | ||
1. | Использование определённых форм работы на уроках по предметам гуманитарного цикла. | |
2. | Организация и проведение мероприятий, посвящённых памятным датам, историческим праздникам. | |
3. | Работа лектория по темам «Духовно-нравственное воспитание личности», «Здоровый образ жизни». | |
4. | Организация и проведение тренингов и деловых игр, формирующих социальную активность, целеустремлённость, предприимчивость. | |
5. | Работа по формированию у обучающихся уважительного отношения к семье, семейным традициям (День семьи, тематические вечера, праздники для мам, бабушек, пап, классные часы). | |
Культурно – историческое направление | ||
1. | Культурно – исторические встречи «Моя малая Родина». | |
2. | Конкурс стенгазет «Отчизны верные сыны» о героях Великой Отечественной войны, презентаций. | |
3. | Конкурс рефератов «Наши знаменитые земляки». | |
4. | Участие в школьных и районных акциях. | |
5. | Проведение в рамках предметной недели по экологии классных часов, тематических вечеров, конкурсов плакатов, фотографий, презентаций на экологическую тему. | |
6. | Организация и проведение школьных фестивалей патриотической песни, конкурса чтецов. | |
Гражданско – правовое направление |
| |
1. | Продолжение изучения основ государственной системы РФ, конституции РФ, государственной символики, прав и обязанностей граждан России. | |
2. | Проведение правовой декады. | |
3. | Организация встреч с представителями полиции, суда и прокуратуры. | |
4. | Организация школьного самоуправления. | |
Военно – патриотическое направление | ||
1. | Проведение Уроков Мужества в дни воинской славы России с участием ветеранов Вооружённых Сил, Великой Отечественной войны, тружеников тыла, участников локальных военных конфликтов. | |
2. | Организация книжных выставок «Военная история России». | |
3. | Организация и проведение выставок детского рисунка «Защитники Отечества», «Война глазами детей». | |
4. | Подготовка постоянно действующего стенда «Дни Воинской Славы России». | |
5. | Торжественное проведение мероприятий, посвящённых Дню Победы, Дню защитника Отечества, Дню вывода войск из Афганистана. | |
6. | Организация и проведение мероприятий, посвящённых Дню Победы. | |
7. | Участие в реализации районного проекта «Звезда Победы». | |
8. | Участие в конкурсе проектов «Я – гражданин России». | |
Научно – методическое обеспечение системы работы по патриотическому воспитанию | ||
1. | Разработка программы патриотического воспитания учащихся на 2015-2020 годы. | |
2. | Систематизация нормативной базы (федеральные программы, образовательные программы, программ дополнительного образования, методические письма и др.). | |
3. | Формирование комплекта литературы патриотической направленности для библиотеки школы. | |
4.
| Создание кино, видео фонда для проведения тематических мероприятий посвященных: Дню защитника Отечества; Дню Победы; Дням Воинской Славы. | |
5. | Разработка сценариев традиционных школьных праздников. | |
6.
| Разработка положений о различных спортивных и военно-спортивных соревнованиях. | |
7. | Разработка инструкций по охране труда при проведении экскурсий, походов, экспедиций, соревнований. | |
8. | Изучение позитивного опыта деятельности ОО района, области, России по организации и содержанию патриотического воспитания. |
Приложение 3
Календарный план мероприятий по военно-патриотической подготовке обучающихся
Сентябрь |
1. Участие в организации, планировании и проведении месячника безопасности. 2. «В мире профессий». Встреча с представителями ОВД, ГИБДД, пожарной части. 3. Урок - игра «Твоя безопасность в школе, дома, на улице» (5-е классы); 4. Просмотр видеофильма «Приказано выжить!» 5. Конкурс игра «Мозговой штурм» |
Октябрь |
1. Ветераны живут рядом. 2. Теоретическая подготовка: Правовые основы военной службы. 3. Военно-историческая подготовка: из истории Вооруженных Сил РФ. 4. Организация бесед по классам «День народного единства». 5. Встреча с ветеранами войны и труда. |
Ноябрь |
1. Участие в подготовке и проведении Недели ОБЖ: 2. Брейн-ринг «Безопасность на дорогах и не только» (8- 9 классы); 3. Литературная викторина по пожарной безопасности (6-7 классы); 4. Занимательные уроки по ОБЖ (5–6 классы); 5. Конкурс рисунков «Внимание, опасность!» (5-6классы); |
Декабрь |
1. Теоретическая подготовка: Уставы ВС РФ – Общевоинские уставы. 2. Строевая подготовка: элементы строя, виды строя, строевые приемы без оружия. |
Январь |
1. Ратные страницы истории Отечества 2.Символы воинской славы и чести. Строевая подготовка 3. Планирование и подготовка мероприятий месячника воинской славы. |
Февраль |
1. Парад исторических войск (5-7 классы); 2. Военно-спортивная игра «А, ну-ка, парни!»; 3. «Дни воинской славы России» - устный журнал (8-9 классы); 4. Встреча с представителями военкомата «Как стать офицером Российской армии» (9 класс). |
Март |
Разработка, планирование и подготовка мероприятий к месячнику Памяти и Дню защиты детей. Военная присяга на верность Родине – России. Физическая подготовка: теория и методика развития выносливости. |
Апрель |
1. Планирование, организация и проведение мероприятий «Школа безопасности» (5-9 классы); 2. Игровая программа «Слабое звено» (7-8 классы); |
Май |
1. Декада Памяти: Линейка Памяти; Встречи с ветеранами войны и труда, Акция «Ветераны живут рядом» (5-9 классы); 2. Фестиваль военной песни (5-9 классы). |