СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Военно-патриотическая подготовка обучающихся

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Последние несколько лет показали, что придерживаться доктрины, что у России нет внешних проблем, наивно - у России есть геополитические противники. К сожалению, ситуацию, в которой развивается военно-патриотическое движение, следует признать проблемной. Термин «военно-патриотическое воспитание» исчез из учета Минобороны, «предпризывная подготовка» осталась. Этот тип воспитания исчез из правил и был заменен «буржуазно-патриотическим воспитанием». В Государственной Думе РФ "О государственной молодежной политике в РФ" даже не упоминается патриотическое воспитание.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда было одной из важнейших задач школы. Означает формирование любви к Родине, готовности ее защищать. В то же время воспитание патриотизма - это работа по воспитанию чувства гордости за Родину и свой народ, уважения за ее великие достижения и страницы прошлого. Объективные и субъективные процессы значительно обострили национальный вопрос. Патриотизм стал перерождаться в национализм, смысл интернационализма потерялся. В общественном сознании распространяются эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность и неуважительное отношение к государству и общественным институтам. Престиж военной службы неуклонно падает.

Просмотр содержимого документа
«Военно-патриотическая подготовка обучающихся»

17


Военно-патриотическая подготовка обучающихся


Содержание



Введение………………………………………………………………………..

3

Глава 1. Теоретические основы начальной военной подготовки и военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе……………


5

1.1. Понятие военно-патриотического воспитание в процессе становления и развития молодого человека как гражданина и патриота…


5

1.2. Современная концепция военно-патриотического воспитания ………..

9

1.3. Особенности военно-патриотического воспитания школьников……

12

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по определению эффективности организации военно-патриотической подготовки в общеобразовательной школе …………………………………….…………



16

2.1. Анализ внеурочной программы военно-патриотической подготовки обучающихся в МБОУ «Иляксазская основная общеобразовательная школа» Сармановского муниципального района республики Татарстан …



16

2.2. Экспериментальная работа по определению эффективности организации военно-патриотической подготовки в общеобразовательной школе…………………………………………………………………………..



19

2.3. Результаты экспериментальной работы………………………………..

29

Заключение…………………………………………………………………….

34

Список использованных источников и литературы………………………..

37

Приложение




Введение


Последние несколько лет показали, что придерживаться доктрины, что у России нет внешних проблем, наивно - у России есть геополитические противники. К сожалению, ситуацию, в которой развивается военно-патриотическое движение, следует признать проблемной. Термин «военно-патриотическое воспитание» исчез из учета Минобороны, «предпризывная подготовка» осталась. Этот тип воспитания исчез из правил и был заменен «буржуазно-патриотическим воспитанием». В Государственной Думе РФ "О государственной молодежной политике в РФ" даже не упоминается патриотическое воспитание.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда было одной из важнейших задач школы. Означает формирование любви к Родине, готовности ее защищать. В то же время воспитание патриотизма - это работа по воспитанию чувства гордости за Родину и свой народ, уважения за ее великие достижения и страницы прошлого. Объективные и субъективные процессы значительно обострили национальный вопрос. Патриотизм стал перерождаться в национализм, смысл интернационализма потерялся. В общественном сознании распространяются эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность и неуважительное отношение к государству и общественным институтам. Престиж военной службы неуклонно падает.

Объект исследования: военно-патриотическая подготовка обучающихся 5-9 классов.

Предмет исследования: основы военно-патриотической подготовки обучающихся 5-9 классов в школе.

Цель исследования: изучить особенности организации военно-патриотической подготовки обучающихся.

Задачи исследования:

1. На основе анализа учебной, психологической и методической литературы по военно-патриотическому воспитанию молодежи определить сущность и структуру основных понятий.

2. Рассмотреть систему военно-патриотического воспитания в общеобразовательных школах.

3. Выявить особенности социального развития подростков.

4. Диагностировать духовно-нравственные ценности подростков.

В ходе работы использовались следующие методы исследования:

- анализ литературы по социальным, военным и образовательным вопросам, связанным с военно-патриотическим воспитанием;

- анализ литературы по методике организации и ведения военно-патриотической работы в образовательных учреждениях;

- анализ учебных программ, учебников и учебных материалов по социально-гуманитарным вопросам;

- изучение и обобщение опыта военно-патриотической работы образовательных учреждений;

- анализ внедрения в образовательных учреждениях методов и технологий, направленных на повышение результативности военно-патриотического воспитания и подготовки курсантов к военной службе;

- анкетирование;

- методы учебного эксперимента, систематизации и анализа экспериментальных данных.

Методическое обоснование: Гречухин Г.Б., Микрюков В.Ю., Кутепов В.А., Бурлаков А.И., Похилюк А.В., Лукьянова В.П., Кулаков В.Ф. Фазы исследования: теоретический; организационно-практический; обобщение.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.




Глава 1. Теоретические основы начальной военной подготовки и военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе


1.1. Понятие военно-патриотического воспитание в процессе становления и развития молодого человека как гражданина и патриота

Военно-патриотическое воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. Это технология двойного назначения, так как дает молодому гражданину основные морально-психологические качества, необходимые как будущему защитнику Родины, так и любому гражданину своей страны. Ведь мужество, сила характера и физическая выносливость необходимы и защитнику отечества, и врачу, инженеру. Патриотизм проявляется в поступках и деятельности человека. Любовь к своей «малой родине» порождает патриотические чувства национальной самоуверенности, сознательной любви к отечеству.

Патриотизм гармонично сочетает в себе лучшие национальные традиции народа с преданностью служению Отечеству. Патриотизм - это любовь к отечеству, преданность отечеству, стремление служить ее интересам и готовность жертвовать, чтобы защитить ее. На личностном уровне патриотизм - важнейшая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах и нормах поведения.

Государственный заказ на патриотическое воспитание личности присутствует в базовых законодательных актах Российской Федерации: Конституции Российской Федерации (1993 г), Национальной доктрины образования в Российской Федерации до 2015 года (Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751), Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы" (Утверждена Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. N 795), Федеральные государственные стандарты НОО и ООО (приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г № 373, приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897), Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006г. № 1760-р), Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года №1662-р).

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Военно-патриотическое воспитание - разносторонняя, планомерная и целенаправленная деятельность с целью развития у молодежи патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности выполнять свой гражданский долг, конституционные обязательства по защите интересов Отечества. Целью военно-патриотического воспитания является развитие у молодежи гражданского духа и патриотизма как важнейших духовных, нравственных и социальных ценностей, формирование профессионально значимых качеств, навыков и готовности к их активному развитию в жизни общества, особенно при прохождении военной службы - верность конституционной и военной службе, высокая ответственность и дисциплина. В содержании военно-патриотического воспитания можно выделить два основных компонента. Первый отличается социально-педагогической направленностью. В его основе лежат: положительные идеологические взгляды и позиции по основным социальным, историческим, моральным, политическим и военным проблемам; основные духовно-нравственные качества (любовь к Отечеству, уважение к законности, ответственность и др.).

Практическая реализация этого содержания призвана дать молодежи глубокое понимание своей роли и положения на службе Отечеству, убеждение в необходимости защиты отечества; формирование качеств, качеств и навыков, необходимых для успешного выполнения служебных обязанностей в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации. Основа содержания: любовь к отечеству, верность гражданскому и военному долгу, воинская честь, отвага, стойкость, преданность, отвага, отвага и взаимопомощь. Различают основные принципы военно-патриотического воспитания: научность; гуманизм; приоритет историко-культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций; разнообразие форм, методов и средств, используемых для обеспечения эффективности обучения; ориентация на развитие навыков, способностей и личностных качеств на основе индивидуального подхода; тесная и неразрывная связь с другими формами образования. Реализация этих принципов необходима для того, чтобы выработать новое, искренне заинтересованное отношение к военной службе, готовность достойно выполнять функцию защиты отечества. Поэтому необходимо сделать все возможное, чтобы воспитание и развитие молодого человека как гражданина и патриота России обеспечивалось гармонично взаимодействующими социальными и государственными институтами. Только в этом случае можно рассчитывать на успешное решение одной из важнейших проблем российского общества.

Успех патриотического воспитания в школах во многом зависит от личностей, организующих эту работу, от их организаторских способностей, педагогического мастерства и уровня профессиональной подготовки.

Правильно спланированная система военно-патриотического воспитания реально помогает управлять процессом подготовки обучающихся к защите Родины, придает всей проводимой работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии военно-патриотической деятельности школьников.

Основная проблема обеспечения базовой военной подготовки, особенно в учебном заведении, - отсутствие достаточной материальной базы, которая включала бы не только наглядные пособия, но и тир, полосу препятствий, образцы современного стрелкового оружия.

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность образовательного учреждения по формированию у школьников патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Таким образом, в настоящее время к ориентирам социальной и образовательной политики Российского государства отнесены идеалы патриотического сознания – служение Родине, верность своему Отечеству и готовность к выполнению гражданского долга. Названные моменты актуализируют необходимость совершенствования системы патриотического воспитания детей и молодежи, как важнейшего социального института, возрождения отечественной традиции нравственного воспитания как приоритетной задачи образовательного учреждения, эта проблема находится в фокусе внимания со стороны государственных органов, занимающихся молодежной политикой, и общества в целом.


1.2. Современная концепция военно-патриотического воспитания

Современная концепция военно-патриотического воспитания в содержании школьных дисциплин строится на изучении и закреплении имеющихся у учащихся знаний по допризывной подготовке. Кроме того, программа по ОВС (которую целесообразно увеличить) предполагает не только военную подготовку, но и психологическую.

Воспитательный эффект учебного процесса значительно повышается, если он сочетается с внеклассной работой [19, с. 479].

Федеральные государственные образовательные стандарты особое внимание обращают на возможности внеурочной деятельности в современной школе, ведь успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения в классе на уроке, но и от организации внеурочной работы. Так в Федеральных государственных образовательных стандартах указано, что «основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов» [13, c. 43].

Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов, освоения основной образовательной программы [6, c. 37].

Исследователи выделяют ряд педагогических принципов ведения внеурочной деятельности:

1. Принцип добровольности внеурочной работы обеспечивается тем, что ученики сами выбирают ту форму занятий, которая их интересует. Это относится к факультативным занятиям, кружкам, секциям и другим формам внеурочной работы.

2. Принцип общественной направленности предполагает, что содержание работы кружков, клубов, объединений и других форм внеурочной деятельности будет носить общественно значимый характер.

3. Принцип инициативы и самодеятельности требует, чтобы в ходе работы в полной мере учитывались пожелания самих школьников, их инициативные предложения и действия, чтобы каждый ученик выполнял определенный вид деятельности.

4. Принцип использования игровых форм деятельности, эмоциональных ситуаций.

5. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей участников отражается в содержании, формах, методах осуществления внеурочной деятельности [18, c .76].

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное [2, c. 56].

Выделяют различные формы организации внеурочной деятельности: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, КВНы, конкурсы, соревнования. Для организации внеурочной деятельности в школе формы внеурочных занятий можно разделить на две группы: 1) занятия в учебном кабинете (библиотеке, игровой комнате, спортивном и актовом залах, в других учебных помещениях); 2) выездные занятия (экскурсии, поездки, походы).

В патриотическом воспитании необходимо, чтобы достичь определённогорезультата, надо адаптировать излагаемую информацию для соответствующей аудитории. Еще одной необходимой особенностью классного часа воспитательной формы педагогического процесса является стимулирование потребности школьников в самовоспитании, т.е. их желание внести свои корректировки и поправки в работе класса [10, c. 76].

Одной из наиболее широко распространенных форм внеурочной деятельности являются кружки. Они занимают важное место и выполняют функции, которые не могут обеспечить никакие другие формы работы, так как они способствуют воспитанию активности, самостоятельности, формируют познавательные интересы учащихся, дают возможность системного углубленного изучения интересующей их темы, что в свою очередь оказывает положительное воздействие на формирование у учащихся военно-патриотических чувств [11, c. 87].

Во внеурочной деятельности уделяется внимание проведению конференций как одной из форм работы. Чаще конференции проводят с учащимися старших классов.

Одними из популярных и любимых у учащихся игр являются викторины. Их основная цель — повысить интерес к предмету, закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения [11, c. 34].

Основными образовательными результатами внеурочной деятельности являются:

1) приобретение учащимися новых знаний (об устройстве мира, общества, норм и традиций разных народов, о нормах поведения в обществе и т.д.), т.е. первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни. Данный результат основывается на уровне информационного контакта ребенка с учителем, как непосредственного носителя опыта и знаний;

2) получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к самым базовым ценностям общества (к людям, семье, обществу, Родине, природе и миру и другим общественным ценностям). Данный результат направлен на формирование у школьника ценностного отношения к социальным реальностям. Здесь результат базируется на взаимоотношениях уже равных участников, т.е. среди самих учащихся, между собой на уровне кружка, секции, класса или школы. В этой социальной среде ребенок может получить первое практическое подтверждение своих приобретённых знаний, начинает их ценить или подвергает сомнениям и отвергает;

3) получение учащимся опыта самостоятельного общественного действия и участия в нем. В данном процессе юным участник общественных отношений постепенно становиться социальным деятелем, участником процессов происходящих в обществе.

Таким образом, внеурочная деятельность имеет большое воспитательное значение. Ее содержание должно соответствовать индивидуально-возрастным особенностям учащихся, предполагать свободу выбора видов деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности будет достигнут тогда, когда работа со школьниками будет строится на основе познавательного интереса. В ее основе должна быть ориентация на активную самостоятельную познавательную и практическую деятельность школьников. Только добытые собственным трудом знания и умения обучающихся прочны, только они приносят удовлетворение и уверенность в собственных силах, пробуждают стремление к продолжению процесса познания.


1.3. Особенности военно-патриотического воспитания школьников

В Федеральных государственных образовательных стандартах отмечено, что стандарты ориентированы на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»):

- любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

- осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

- осознающий свою сопричастность судьбе Отечества [15, c. 44].

Таким образом, в нормативной образовательной документации современной системы образования подчеркивается необходимость военно-патриотического воспитания. Прежде чем объединить военно-патриотическое воспитание с другими направлениями воспитательного процесса, важно выявить его собственную природу, его самостоятельные функции в формировании личности, определить, каково содержание военно-патриотической деятельности и соответствующего обучения, какие ситуации, какая мотивация, какие условия жизнедеятельности наиболее благоприятствуют развитию личности патриота, интернационалиста, стойкого, мужественного и умелого защитника Родины.

Под военно-патриотическим воспитанием нами будет пониматься многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность по формированию у подростков и молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины [11, c. 20].

Теоретико-методологической основой перестройки системы военно-патриотического воспитания учащихся являются положения современной педагогической науки, в которой широко представлены разнообразные вопросы воспитания и учебно-воспитательной работы в различных институциональных сферах (образования, культуры, спорта, досуга и др.). В настоящее время имеются определенные результаты в исследовании теоретических, методологических и организационных проблем патриотического воспитания [17, c. 32].

Многие авторы исследовали педагогические аспекты патриотического воспитания подготовки подростков к защите Отечества, в основе которых лежат:

- физическое воспитание и физическая подготовка с учетом индивидуальных особенностей подростков;

- недостаточная изученность проблемы повышения эффективности подготовки подростков к защите Отечества;

- основополагающие идеи по интеграции деятельности всех субъектов, причастных к формированию готовности подростков в защите Отечества и ее реализации на практике [4, c. 36].

В современной отечественной педагогике целью военно-патриотического воспитания является развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности [16, c. 44].

Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:

- проведение научно-обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий для эффективного военно-патриотического воспитания молодежи;

- утверждение в сознании и чувствах молодежи патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышению престижа государственной военной службы; — создание новой эффективной системы военно-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у молодежи верности Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей. В содержании военно-патриотического воспитания можно выделить два основных, тесно взаимосвязанных между собой компонента. Первый из них характеризуется более широкой социально-педагогической направленностью. Он основывается на таких элементах, как: позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам; важнейшие духовно-нравственные, деятельностные качества (любовь к Родине, уважение к законности, ответственность за выполнение конституционных обязанностей по защите Отечества и обеспечению безопасности его граждан и другие) [17, c. 43].

Таким образом, решение проблемы военно-патриотического воспитания подростков и молодежи в современных условиях предполагает внедрение в практическую деятельность государственных органов, образовательных учреждений, общественных организаций и движений концепций, методик и технологий, отвечающих целям и задачам военно-патриотического воспитания.

Таким образом, актуальность проблемы военно-патриотического воспитания с особой силой проявляется в настоящее время в связи с социально-политическими и экономическими вызовами, характеризующими современное международное общество. Эти вызовы находят свое проявление в связи с кризисом социальных систем, возникшей экономической нестабильностью, углубляющимися межнациональными распрями, ухудшением экологической обстановки и т.д.

В этих условиях недопустимо снижение воспитательной функции школы, где нередко практикуется культурно-развлекательный подход, воспитание строится без учета личностных потребностей ребенка. Не вызывает сомнение и то, что во многом ухудшило социально-педагогическую ситуацию прекращение деятельности детских и молодежных организаций.

В связи с этим необходимо конструктивно исследовать имеющийся опыт военно-патриотического воспитания подростков и молодежи и наполнить его новым, соответствующим современным реалиям содержанием, сохраняя при этом преемственность и верность национальным традициям.

Перед отечественными педагогами стоит в качестве актуальной задача разработки системы целостного непрерывного процесса военно-патриотического воспитания подростков и молодежи.


Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по определению эффективности организации военно-патриотической подготовки в общеобразовательной школе


2.1. Анализ внеурочной программы военно-патриотической подготовки обучающихся в МБОУ «Иляксазская основная общеобразовательная школа» Сармановского муниципального района республики Татарстан

Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна из важнейших задач современной школы. В настоящий момент в МБОУ «Иляксазская основная общеобразовательная школа» Сармановского муниципального района республики Татарстан реализуется программа по военно-патриотическому воспитанию. Одним из основополагающих направлений по патриотическому воспитанию в школе является внеурочная деятельность.

Более пяти лет в школе работает военно-патриотический клуб «Юнармия». Главной целью деятельности клуба является воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения чувства верности Родине, готовности к служению Отечеству и его защите. Военно-патриотический клуб посещают разновозрастные учащиеся с 5 по 11 классы.

Все учащиеся, посещающие военно-патриотический клуб, принимают активное участие в различных мероприятиях, таких как районный смотр песни и строя, спартакиада допризывной молодежи, ВСИ «Зарница», месячник героико-патриотического воспитания, конкурс патриотической песни, Конкурс чтецов, Вахта Памяти, которая посвящена празднованию 9 мая Великой Победы над фашистскими захватчиками.

Формы работы по патриотическому воспитанию постоянно обновляются и осуществляются через учебную и внеклассную деятельность школы.   Опыт показывает, что разные патриотические мероприятия у учащихся школы вызывают высоконравственный эмоциональный отклик, патриотические чувства: любовь к Родине и героическим страницам прошлого нашей Отчизны.

Знания, получаемые учащимися школы на занятиях, выходят за рамки школы, становятся для них духовными ориентирами, нравственными ценностями и идеалами.

Эффективная система патриотического воспитания в социальном пространстве общеобразовательного учреждения, способствует развитию нравственных качеств, таких как любовь к Родине, традициям, верности конституционному долгу.                    

Цель современной школы – воспитание личности, способной творчески участвовать в преобразовании общества, быть готовой к выполнению конституционных обязанностей, в том числе к защите Отечества. Важнейшая часть патриотического воспитания – сохранение памяти о ратных подвигах, героизме и самопожертвовании наших предков.

Эффективная система патриотического воспитания в социальном пространстве общеобразовательных учреждений, способствует развитию нравственных качеств, таких как любовь к Родине, традициям, верности конституционному долгу.

Необходимо выделить направления в деятельности военно-патриотического клуба.

Первое направление. Воспитание молодежи на славных боевых и трудовых подвигах народа. Данное направление включает в себя следующие мероприятия:

1. Проведение уроков Мужества, встреч с ветеранами Афганистана.

2. Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов.

3. Проведение конкурсов военно-патриотической песни.

 Учащиеся школы изучают темы, которые касаются традиций, уставов и военной формы российского воинства. В связи с этим в военно-патриотическом клубе создана научно-исследовательская группа, которая с помощью Интернет-ресурсов изучает боевые действия Красной армии в годы Великой Отечественной войны.

На теоретических занятиях в процессе изучения исторического материала, касающегося ратных подвигов военнослужащих Красной армии, в годы Великой Отечественной войны, у молодежи формируются представления о гражданской ответственности, о патриотизме и об осознании общественного и воинского долга.

Изучение истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у детей и подростков патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине.  Воспитание любви к Родине, своему народу в целом конкретизируется в формировании чувства гордости за службу в Вооруженных силах РФ, а также готовности отдать жизнь за свободу, независимость и конституционный строй России.

Второе направление. Военно-спортивные игры. Военно-спортивные игры в комплексе решают задачи почти всех компонентов системы военно-патриотического воспитания. Практическая значимость данных мероприятий четко прослеживается с помощью обратной связи «школа-армия». Военно-спортивные игры оказывают положительное влияние на организационное укрепление коллектива класса, способствует развитию общественной активности молодежи, формирует качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины. Не менее важную роль в военно-патриотическом воспитании играют военно-патриотические праздники, День защитника Отечества. Целью данного направления является освоение молодежью правил безопасного поведения в повседневной жизни и обеспечение физической готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях.

Третье направление. Основы военной службы. На занятиях подростки знакомятся с основами огневой, строевой, тактической и топографической подготовки. Учащиеся в процессе теоретических занятий получают общие представления о профессиях, востребованных в Вооруженных силах РФ. Также ученики приобретают знания, касающиеся дисциплины в рядах Вооруженных сил РФ и всей системы взаимоотношений и жизнедеятельности со строгим соблюдением не только воинских ритуалов, но и полным выполнением всех основных требований организации внутренней службы и внутреннего порядка, определяемых воинскими уставами. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.

Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о становлении по-настоящему гармоничной личности.

Но основным институтом, гарантирующим жизнеспособность системы военно-патриотического воспитания, было и остается государство. Именно от государственной политики в этой области зависят ее состояние и эффективность.


2.2. Экспериментальная работа по определению эффективности организации военно-патриотической подготовки в общеобразовательной школе

МБОУ «Иляксазская основная общеобразовательная школа» Сармановского муниципального района республики Татарстан расположена в двухэтажном каменном здании с собственным тренажерным залом, аудиторией, столовой и стадионом. Кроме кабинета ОБЖ, специальных помещений для военного обучения нет. Однако имеется большое количество стендов на различных участках военной подготовки, аппаратуры химической и радиационной разведки, ОЗК, реплик (в том числе разборных) стрелкового оружия.

В школе обучаются 36 учеников, из них 12 (5-10 классы) проходят обучение по вопросам безопасности жизнедеятельности.

Для определения эффективности организации военно-патриотической подготовки в общеобразовательной школе и определения основных причин негативного отношения к воинской службе было проведено анкетирование юношей. В исследовании принимало участие 10 юношей, в возрасте 12-16 лет. Большинство ребят воспитывается в полных семьях, в хорошей, дружественной атмосфере. В коллективе во взаимоотношениях видимые разногласия отсутствуют. Учащиеся имеют достаточный уровень развития необходимых навыков, активны, коммуникабельны. На занятиях, как правило, внимательны, периодически могут отвлекаться на соседей, в большинстве случаев на замечания реагируют адекватно.

Каждый испытуемый характеризуется определенным типом темперамента, разной мотивацией, а также направленностью на учебный процесс. Отмечается избирательное отношение к учебным предметам. Большинство юношей обладают склонностями к определенным творческим или спортивным занятиям; посещают спортивные секции, дополнительные занятия и тренировки вне стен учебного заведения. Режим дня, у каждого испытуемого характеризуется в разной степени загруженностью. Не у всех ребят отмечается сформированность представлений о службе в армии. Очевидным становится неуверенность и неопределенность в принятии решений, относительно воинской службы.

При интерпретации результатов исследования эффективности организации военно-патриотической подготовки в общеобразовательной школе по анкетированию обучающихся 5-9 классов использовали качественную оценку. Качественный анализ анкеты проводился с учетом их формального и содержательного аспекта.

Результаты, полученные в ходе анкетирования, позволили сделать следующие выводы об отношении обучающихся 5-9 классов к службе в армии.

Хочется отметить, что знания ребят в области правовых законов недостаточные. Данные ответов на вопрос о знании законов, действующих на территории РФ, большая часть обучающихся 5-9 классов (69,2%) знают законы лишь частично, 23,1% вообще не знают и только 7,7% ответили утвердительно, что представлено на рисунке 2.2.1.

Рис. 2.2.1. Показатели наличия знаний в области правовых законов у респондентов

Данные рисунка 2.2.1 демонстрируют, что основная группа респондентов не владеет знаниями правовой базы, что характеризует низкий уровень организации начальной военной подготовки и военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе.

Однако, отвечая на вопрос о том, считают ли респонденты себя законопослушным гражданином, большинство (76,9%) согласились с высказыванием, однако 23,1% затрудняются ответить. Знание терминов «Отчизна», «Родина», «Отечество», «дедовщина» (неуставные отношения) у ребят на высоком уровне (см. рис. 2.2.2).

Рис. 2.2.2. Показатели позиционирования себя законопослушным гражданином

Данные рисунка 2.2.2 показывают, почти все респонденты ответили правильно на данные вопросы. В результате выявления у ребят сведений о законах, правилах и основных терминов РФ об армии, необходима работа по улучшению знаний в области правовых законов.

Большинство респондентов (76,9%) доверяют профессиональной армии. Кроме того, отвечая на вопрос о своем отношении к службе в Вооруженных Силах, большая часть респондентов (61,5%) считает, что служба в армии - это долг гражданина, каждый молодой человек должен его исполнить; отрицательное отношение у 23,1% юношей и 15,4% не задумывались над данным вопросом.

При этом отвечая на вопрос о необходимости поднятия престижа Вооруженных Сил, большинство - 76,9% ответили положительно, и не задумывались над данным вопросом – 23,1% обучающихся 5-9 классов. Далее проводилась оценка отношения к воинской службе в армии, как показано на рисунке 2.2.3.

Рис. 2.2.3. Отношение обучающихся 5-9 классов к службе в армии

В большей степени, обучающиеся 5-9 классов отметили тот факт, что «Служба в армии – это гражданский долг» - 61,5% и каждый молодой человек обязан его исполнить; хорошая школа жизни, помогающая окрепнуть физически и закалить характер свойственно 30,8% испытуемых и, для 7,7% – это время, потерянное впустую, которое можно было провести иначе и плодотворнее. «В какую сторону изменится жизнь после прохождения службы в армии» большинство респондентов - 61,5% ответили, что станут крепче, выносливее и решительнее; 23,1% - не представляют еще, как это может отразиться на человеке и 15,4% - уверены, что служба в армии никак не отразится на их дальнейшей жизни, и скорее всего, ничего не даст.

При этом отвечая на вопросы о том, кто должен служить в армии, большинство (76,9%) ответили положительно, за службу по контракту – 15,4% и не задумывались над данным вопросом – 7,7% обучающихся 5-9 классов.

Однако, отвечая на вопрос о желании добровольно служить в армии, только 30,8% дали утвердительный ответ, однако 38,5% ответили отрицательно. На вопрос о необходимости защищать Родину, больше половины ответили, что наемная армия (53,8%), долг гражданина 23,1% и не задумывались об этом 23,1%, что объясняется тем, что юноши боятся оказаться в горячих точках, защищая Родину; недостаточностью патриотического воспитания и готовности личности к выполнению своего гражданского долга. 61,5% респондентов ответили «положительно» на вопрос «Как Вы относитесь к альтернативной службе?», 15,4% обучающихся 5-9 классов считают, что должен быть выбор, и отрицательно отнеслись к альтернативной службе 23,1% испытуемых.

В отношении планов относительно выполнения гражданского долга по защите Отечества, 61,5% ребят ответили, что с радостью будут служить по призыву или поступят в военное учебное заведение; хотели бы проходить альтернативную гражданскую службу – 15,4%; не смогут проходить службу в армии по состоянию здоровья 23,1% (см. рис. 2.2.4).

Рис. 2.2.4. Планы относительно выполнения гражданского долга по защите Отечества

Большое значение на ребят оказывает воспитание в семье. Так в 76,9% семей, родственники служили в армии; 15,4% ответили, что «Нет» и 7,7% ребят затруднились ответить. При этом, 84,6% респондентов, отметили, что воспитание в семье влияет на формирование взглядов на службу в армии, и только 15,4% не связывают воспитание в семье на формирование взглядов относительно службы в армии.

Отвечая на вопрос, направленный на развитие и самовоспитание, 84,6% респондентов «закаляют свое тело и дух» с охотой занимаясь в кружках, секциях и только 15,4% относятся к этому как к бесполезной деятельности.

На блок вопросов, направленных на необходимость проведения дополнительных консультаций и разного рода о службе в армии был проведен сравнительный анализ и вывели средние результаты, получив при этом: нуждаются в помощи и адаптации 61,5% юношей, не нуждаются вообще в никакой помощи – 23,1% ребят, причем отвечая на вопросы данного блока, меньше всего отметили помощь психолога, а больше всего – создание юношеских клубов для подготовки к службе в армии с приглашением различных специалистов. Не задумывались над этим вопросом – 15,4% (см. рис. 2.2.5).

Рис. 2.2.5. Необходимость профессиональной помощи в получении информации о службе в армии

Таким образом, данные проведенного анкетирования говорят о том, более половины респондентов считают службу своим гражданским долгом, однако, такое же количество респондентов не готовы служить в армии по разным причинам. В качестве первопричин отрицательного отношения к воинской службе были выявлены страх перед жесткой воинской дисциплиной, опасение попасть в зону военных действий и неуставные отношения, дедовщина. Основываясь на результатах анкетирования отношения учащихся допризывников к воинской службе можно говорить об острой необходимости планирования психологической и физической подготовки.

На основании выявленных недостатков был проведен формирующий этап эксперимента. Предлагается выстроить учебный процесс с учетом индивидуально-психологических особенностей студентов, повышается качество обучения, предполагается сотрудничество, взаимопонимание и доверие между преподавателем и учеником. Для этого в школе предлагается проводить всевозможные внеклассные мероприятия: беседы, уроки, тематические линии, отслеживающие хронологию событий Второй мировой войны и событий, военно-спортивные соревнования.

В соответствии с Федеральными законами «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «Об образовании»; Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000г №551, Федеральным законом от 26.05.1995 г. №27-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; Федеральным законом от 13.03.1995 г. №32-Ф3 «О днях воинской славы (победных днях) России» на базе МБОУ «Иляксазская основная общеобразовательная школа» Сармановского муниципального района республики Татарстан предлагается внедрить программу мероприятий, направленную на развитие духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование профессионально значимых знаний, умений, навыков и качеств, необходимых защитникам Родины.

Программа мероприятий военно-патриотической подготовки в общеобразовательной школе предполагает участие в военно-патриотических мероприятиях:

  1. фестивали, конкурсы военно-патриотической песни;

  2. выставки, конкурсы рисунков, плакатов, боевых листков;

  3. военно-спортивные соревнования, спартакиады, игры, квесты;

  4. смотр строя и песни;

  5. проведение митингов, посвященных Дням воинской Славы России;

  6. несение почетного караула у мемориалов и памятников, акция «Пост №1»

  7. уроки мужества, встречи с ветеранами, тематические классные часы;

  8. посещение музеев, выставок;

  9. просмотры военно-исторических фильмов;

  10. профориентационные встречи учащихся с военным комиссаром

города;

  1. участие в городском празднике «День призывника»

  2. работа по созданию наглядной агитации военно-патриотического характера совместно со школьным пресс-центром;

  3. поисковая работа в рамках проектной деятельности учащихся;

  4. участие в акциях «Марафон памяти», «Ветеран», «Помним, гордимся, наследуем», «Голубь Мира» и др.;

  5. участие в заочных интернет-конкурсах военно-патриотического направления.

Мероприятия внеурочной деятельности разрабатываются с учётом возрастных особенностей детей и в разной степени охватывают всех учащиеся школы с 1 по 9 классы.

В образовательной организации сформированы необходимые и достаточные условия для реализации дополнительных образовательных программ патриотической направленности:

  • нормативно-правовая база: право осуществления дополнительных образовательных программ закреплено лицензией Министерства общего и профессионального образования; педагогами разработаны дополнительные образовательные программы;

  • материально-техническая база: спортивный и актовый залы; кабинеты для организации работы кружков (музыки, технологии, ИЗО), оснащенный кабинет ОБЖ;

  • в учебный план ежегодно включаются элективные курсы, проектные формы работы, индивидуально-групповые виды деятельности, кружки, работа клубов и общественных детских объединений;

  • высокий уровень качества кадрового состава, в штатном расписании образовательного учреждения имеются: 1 педагог – организатор, 1 педагог-библиотекарь, 1 педагог-психолог, 1 преподаватель-организатор ОБЖ, ежегодно поддержку программы осуществляют представители общественных организаций и предприятий района.

В Приложении 1 представлен учебно-тематический план реализации мероприятия программы. Выполнение программы приведёт к оздоровлению общества – совершенствованию и развитию системы, обеспечивающей целенаправленное формирование у молодежи высокой социальной активности, гражданственности и патриотизма, чувства гордости и верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей.

Ориентация в работе на духовно-нравственные и историко-культурные традиции повышает значимость национально-регионального компонента. Военно-патриотическая тематика перекликается с тематикой школьных предметов: «История России», «ОБЖ», «НВП», «Физическая культура», «Литература» и др.(см. Приложение 2).

Главными показателями эффективности работы с подрастающим поколением по данной программе является:

  • рост национального самосознания;

  • повышение нравственности, духовности;

  • рост личностных достижений, повышение познавательной активности;

  • установление гуманных отношений партнерского сотрудничества;

  • обеспечение права и возможности каждому обучающемуся на удовлетворение его культурно-образовательных потребностей;

  • рост уровня воспитанности, соответствующий гармонично развитой личности;

  • улучшение физического здоровья, пропаганда здорового образа жизни;

  • повышение психологической самооценки обучающихся, воспитание лидерских качеств;

  • вовлечение в деятельность детско-юношеского объединения учащихся с девиантным поведением, состоящих на всех видах учета, в банке данных.


2.3. Результаты экспериментальной работы

С целью проверки эффективности опытно-экспериментальной работы была проведена повторная диагностика, анализ и сравнение результатов исследования. Основными задачами было: выявить эффективность проведения после проведения формирующего этапа эксперимента комплекса занятий в рамках курса ОБЖ, направленный на положительное отношение обучающихся 5-9 классов к службе в армии и проанализировать полученные результаты и составить рекомендации по позитивному изменению отношения юношей к службе в армии.

В результате контрольного исследования проведена оценка динамику произошедших изменений отношения обучающихся 5-9 классов к службе в армии. Оказалось, что все юноши, посещающие занятия в рамках курса ОБЖ и проявляющие активность значительно повысили свои показатели. Эти изменения значительны. 84,6% юношей из 10 отметили важность и необходимость патриотического воспитания для формирования готовности к службе в армии. Ребята стали более уверенно отвечать на поставленные вопросы, касающиеся основ военной службы, терминологии; у них сформировались такие ценности, как ответственность, чувство патриотизма, гражданский долг перед Отечеством. В то же время только 38,5% респондентов активно участвовали в военно-патриотических мероприятиях и демонстрировали знания о сущности и специфике службы в армии.

Хочется отметить, что знания ребят в области правовых законов заметно повысились, так отвечая на вопрос о действующем законодательстве, большинство обучающихся 5-9 классов (53,8%) ответили утвердительно;% частично знающих законы оказалось 38,5%; один человек по прежнему их не знает – 7,7%. Знание терминологии, такой как «Отчизна», «Родина», «Отечество», «Дедовщина» у ребят на высоком уровне. Юноши все ответили правильно на данные вопросы.

Большинство опрошенных доверяют профессиональной армии и считают себя законопослушным гражданином (84,6%), затрудняются ответить – 15,4%.

При этом отвечая на вопрос о необходимости поднятия престижа Вооруженных Сил, большинство - 84,6% ответили положительно, и не задумывались над данным вопросом – 15,4% обучающихся 5-9 классов.

Проанализировав результаты анкеты на контрольном этапе, большинство респондентов (84,6%) считает, что служба в армии – это долг гражданина, каждый молодой человек должен его исполнить; остальная часть стараются пока не думать об этом – 7,7%; отрицательного отношения выявлено не было.

Наглядно сравнение изменения отношения молодых людей к службе в армии на констатирующем и контрольном этапах представлены на рисунке 2.3.1.

Рис. 2.3.1. Отношение обучающихся 5-9 классов к службе в армии на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Анализируя данные рисунка 2.3.1, следует отметить, что отношение респондентов к службе в армии изменилось, обучающиеся 5-9 классов отметили факт гражданского долга – 76,9%; хорошей школой жизни посчитали 23,1% обучающихся 5-9 классов. При этом отвечая на вопрос о том, кто должен служить в армии, все ответили положительно – каждый гражданин (92,3%) и служба по контракту – 7,7%. Однако отвечая на вопрос о том, кто должен защищать Родину, 30,8% ответили, что Родину должна защищать наемная армия.

Изменились ответы обучающихся 5-9 классов в положительную сторону на о том, в какую сторону изменится жизнь после прохождения службы в армии», большинство респондентов – 84,6% ответили, что станут крепче, выносливее и решительнее; 15,4% - уверены, что служба в армии никак не отразится на их дальнейшей жизни, и скорее всего, ничего не даст.

В отношении планов относительно выполнения гражданского долга по защите Отечества, 61,5% ребят ответили, что с радостью будут служить по призыву или поступят в военное учебное заведение; хотели бы проходить альтернативную гражданскую службу – 30,8%; не смогут проходить службу в армии по состоянию здоровья 7,7%. Те ребята, которые относили себя к тем, кто не сможет служить в армии по состоянию здоровья, изменили свое отношение по данному вопросу, выбрав альтернативную службу, как показано на рисунке 2.3.2.

Рис. 2.3.2. Планы относительно выполнения гражданского долга по защите Отечества на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Отвечая на вопрос, направленный на развитие и самовоспитание, 92,3% респондентов «закаляют свое тело и дух» с охотой занимаясь в кружках, секциях. На блок вопросов, направленных на необходимость проведения дополнительных консультаций и разного рода помощи в адаптации к службе в армии (помощь психолога, встреча с ветеранами вооруженных сил и боевых действий, создание юношеских клубов), оказалось, что:

  • различного рода встречи с ветеранами Вооруженных Сил и ветеранами участниками боевых действий заинтересованы 76,9% обучающихся 5-9 классов;

  • за создание юношеских клубов с приглашением специалистов ответили 84,6% респондентов.

Результат контрольного эксперимента по исследованию отношения обучающихся 5-9 классов к службе в армии показал, что у юношей, участвующих в эксперименте, возрос познавательный интерес к знаниям военной и патриотической направленности, изменилось отношение к службе в армии, и повысился уровень осознания необходимости и важности формирования готовности к службе в Вооруженных силах.

Повторное анкетирование позволило сделать вывод о том, что положительное отношение к службе в армии, патриотическое отношение к воинскому долгу чаще проявляется у юношей кто детально знаком с условиями прохождения службы в Вооруженных Силах.

Результаты контрольного эксперимента направленные на положительное отношение к службе в армии показали, что у обучающихся 5-9 классов, участвующих в эксперименте, возрос познавательный интерес к знаниям военной и патриотической направленности, повысился уровень осознания важности, необходимости формирования готовности к службе в Вооруженных Силах. Юноши, посещающие занятия ОБЖ и активно, участвующие во время занятий намерены в будущем использовать свои навыки и умения, компетентность при прохождении службы в армии.

Результаты проведенного исследования показали, что проблема нежелания молодых людей служить в армии существует. Эта проблема понимается всеми уровнями военной службы, начиная с молодежи и заканчивая государством. Но, несмотря на ее остроту и важность, проблема не решена, чтобы решить требования обеих сторон.

Для сохранения результатов направленных на положительное отношение обучающихся 5-9 классов к службе в армии необходимо в своей работе придерживаться следующих рекомендаций.

Таким образом, экспериментальное исследование показало эффективность внеурочной деятельности для военно-патриотического воспитания обучающиеся 5-9 классов, в том числе использование таких форм и методов обучения как беседа, обсуждение, инсценировка, применение мультимедийных презентаций и просмотр видеороликов. После реализации внеурочных мероприятий по военно-патриотическому воспитанию школьников произошли следующие положительные изменения: ученики знают понятие «патриот», считают себя патриотами, у них развито самосовершенствование, смелость в отстаивании своего мнения; ценится выше всего готовность помочь друг другу в трудную минуту, честность, порядочность; положительный интеллектуальный и эмоциональный настрой учащихся; повышение интереса к занятиям во внеурочное время, чтение дополнительной литературы, активное участие в мероприятиях, готовность участников мероприятий по военно-патриотическому воспитанию к сознательной и активной самореализации в социально значимой деятельности на благо Отечества.



Заключение


В настоящее время к ориентирам социальной и образовательной политики Российского государства отнесены идеалы патриотического сознания – служение Родине, верность своему Отечеству и готовность к выполнению гражданского долга. Названные моменты актуализируют необходимость совершенствования системы патриотического воспитания детей и молодежи, как важнейшего социального института, возрождения отечественной традиции нравственного воспитания как приоритетной задачи образовательного учреждения, эта проблема находится в фокусе внимания со стороны государственных органов, занимающихся молодежной политикой, и общества в целом.

Внеурочная деятельность имеет большое воспитательное значение. Ее содержание должно соответствовать индивидуально-возрастным особенностям учащихся, предполагать свободу выбора видов деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности будет достигнут тогда, когда работа со школьниками будет строится на основе познавательного интереса. В ее основе должна быть ориентация на активную самостоятельную познавательную и практическую деятельность школьников. Только добытые собственным трудом знания и умения обучающихся прочны, только они приносят удовлетворение и уверенность в собственных силах, пробуждают стремление к продолжению процесса познания.

Актуальность проблемы военно-патриотического воспитания с особой силой проявляется в настоящее время в связи с социально-политическими и экономическими вызовами, характеризующими современное международное общество. Эти вызовы находят свое проявление в связи с кризисом социальных систем, возникшей экономической нестабильностью, углубляющимися межнациональными распрями, ухудшением экологической обстановки и т.д. В этих условиях недопустимо снижение воспитательной функции школы, где нередко практикуется культурно-развлекательный подход, воспитание строится без учета личностных потребностей ребенка. Не вызывает сомнение и то, что во многом ухудшило социально-педагогическую ситуацию прекращение деятельности детских и молодежных организаций. В связи с этим необходимо конструктивно исследовать имеющийся опыт военно-патриотического воспитания подростков и молодежи и наполнить его новым, соответствующим современным реалиям содержанием, сохраняя при этом преемственность и верность национальным традициям.

Для определения эффективности организации военно-патриотической подготовки в общеобразовательной школе и определения основных причин негативного отношения к воинской службе было проведено анкетирование юношей. В исследовании принимало участие 10 юношей, в возрасте 12-16 лет. Результаты, полученные в ходе анкетирования, позволили сделать следующие выводы об отношении обучающихся 5-9 классов к службе в армии.

Более половины респондентов считают службу своим гражданским долгом, однако, такое же количество респондентов не готовы служить в армии по разным причинам. В качестве первопричин отрицательного отношения к воинской службе были выявлены страх перед жесткой воинской дисциплиной, опасение попасть в зону военных действий и неуставные отношения, дедовщина. Основываясь на результатах анкетирования отношения учащихся допризывников к воинской службе можно говорить об острой необходимости планирования психологической и физической подготовки.

На основании выявленных недостатков был проведен формирующий этап эксперимента. Учебный процесс построится с учетом индивидуально-психологических особенностей студентов, повышается качество обучения, предполагается сотрудничество, взаимопонимание и доверие между преподавателем и учеником. Для этого в школе проводятся всевозможные внеклассные мероприятия: беседы, уроки, тематические линии, отслеживающие хронологию событий Второй мировой войны и событий, военно-спортивные соревнования.

С целью проверки эффективности опытно-экспериментальной работы была проведена повторная диагностика, анализ и сравнение результатов исследования. Основными задачами было: выявить эффективность проведения после проведения формирующего этапа эксперимента комплекса занятий в рамках курса ОБЖ, направленный на положительное отношение обучающихся 5-9 классов к службе в армии и проанализировать полученные результаты и составить рекомендации по позитивному изменению отношения юношей к службе в армии.

Результаты проведенного исследования показали, что проблема нежелания молодых людей служить в армии существует. Эта проблема понимается всеми уровнями военной службы, начиная с молодежи и заканчивая государством. Но, несмотря на ее остроту и важность, проблема не решена, чтобы решить требования обеих сторон. Для сохранения результатов направленных на положительное отношение обучающихся 5-9 классов к службе в армии необходимо в своей работе придерживаться следующих рекомендаций.

Экспериментальное исследование показало эффективность внеурочной деятельности для военно-патриотического воспитания обучающиеся 5-9 классов, в том числе использование таких форм и методов обучения как беседа, обсуждение, инсценировка, применение мультимедийных презентаций и просмотр видеороликов. После реализации внеурочных мероприятий по военно-патриотическому воспитанию школьников произошли следующие положительные изменения: ученики знают понятие «патриот», считают себя патриотами, у них развито самосовершенствование, смелость в отстаивании своего мнения; ценится выше всего готовность помочь друг другу в трудную минуту, честность, порядочность.

Список использованных источников и литературы


  1. Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе: учеб. пособие [Текст]. М.: Айрис-пресс, 2015. 150 с.

  2. Адаменко С.С. Воспитываем патриотов России [Текст] // Народное образование. Вестник. 2016. №4. С. 23- 25.

  3. Аманбаева Л.И. Гражданское воспитание учащейся молодёжи в новых социальных условиях: учеб. пособие, Якутск, 2012. С. 351

  4. Балуев Б. П. Споры о судьбах России. Н. Я. Данилевский и его книга «Россия и Европа». Тверь, 2001.

  5. Буров А.И. Искусство и военно-патриотическое воспитание школьников: сб. сочинений. [Текст] / М.: Просвещение, 2014. 400 с.

  6. Военно-патриотическое воспитание молодежи в современных

условиях: сб. науч. трудов [Текст] // АН, 2013. 220 с.

  1. Ефремова Г.М. Патриотическое воспитание школьников [Текст] // Воспитание школьников. Вестник. М.: Москва-Пресс, 2016. № 8. С. 17-19.

  2. Иваненков С.П, Кусжанова А.Ж. Молодежь и патриотическое воспитание [Текст] // Социология. 2014. №3. С.89- 90.

  3. Ильичев Н. О сущности содержании и значении патриотизма [Текст] // Вестник Российского философского общества. 2014. № 3. С . 87-89.

  4. Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма [Текст] // Педагогика. 2015. № 5. С. 52-55.

  5. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей: метод. пособие. [Текст] / М., 2014. 100 с.

  6. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России. [Текст] / М.: Педагогика, 2013. 180 с.

  7. Мазыкина Н. В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности [Текст] // Воспитание школьников. 2014. № 6. С. 6-11.

  8. Микрюков В.Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности: в 2-х кн.: учеб. пособие. [Текст] /М.: Высшая школа, 2014. Кн. 1. Личная безопасность. 479 с.

  9. Микрюков В.Ю. Традиции и инновации в военно-патриотическом образовании учащихся в современной России: учеб. пособие [Текст] / М.: АВН, 2015. 320 с.

  10. Официальный сайт движения «Волонтеры Победы» [Электронный ресурс]. URL: https://xn--90abhd2amfbbjkx2jf6f.xn--p1ai/about (дата обращения: 13.12.2021).

  11. Панасюк В.П. Подходы в управлении патриотическим воспитание молодежи ,[Текст] /Панасюк В.П.// Региональное образование 21 века: проблемы и перспективы – 2018. - С. 60-61.

  12. Пензева Г.Г. Патриотический потенциал воспитательной работы с молодежью на современном этапе [Текст] /Г.Г. Пензева// Социальная политика и социальное партнёрство. — 2018. — № 10. - С. 60-65.

  13. Поляков, С.П. Военно-патриотическое воспитание учащихся на истории Великой Отечественной войны в контексте их подготовки к военной службе: материалы науч.- практ. конф., 29 апреля 2014 г. [Текст] / Под ред. А.К. Быкова. М.: Институт семьи и воспитания РАО, 2014. С. 123-126.

  14. Ткачева, А.Н. Великая Победа как фактор гражданского становления или история, которую надо помнить [Текст] // Воспитательный потенциал Великой Победы и его реализация в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений: материалы науч.-практ. конф., 29 апреля 2015 г. / под ред. А.К. Быкова. М.: Институт семьи и воспитания РАО, 2015. 140 с.









Приложение 1

Учебно-тематический план



Наименование разделов, блоков, тем

Всего

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

теоретических

практических

Введение

1

1



I Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

5

5


Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Задачи, решаемые РСЧС, ее структура

II Основы подготовки к военной службе

37

10

27

Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил. Основы применения подразделений в общевойсковом бою. Способы ориентирования на местности по компасу и местным предметам.

III Основы медицинских знаний и охрана здоровья подростков

4

1

3

Первая медицинская помощь. Медицинская аптечка, природные лекарственные средства. Первая медицинская помощь при ранениях и травмах. Первая медицинская помощь при остановке сердечной деятельности

IV ОФП

10

0

10

Прикладная физическая подготовка

V Военно- патриотическое воспитание

12


12

Подготовка и участие в военно-патриотических мероприятиях

Итого

68

16

52












Приложение 2

Мероприятия по реализации основных направлений военно-патриотической подготовки обучающихся

п/п

Наименование мероприятий

Духовно-нравственное направление

1.

Использование определённых форм работы на уроках по предметам гуманитарного цикла.

2.

Организация и проведение мероприятий, посвящённых памятным датам, историческим праздникам.

3.

Работа лектория по темам «Духовно-нравственное воспитание личности», «Здоровый образ жизни».

4.

Организация и проведение тренингов и деловых игр, формирующих социальную активность, целеустремлённость, предприимчивость.

5.

Работа по формированию у обучающихся уважительного отношения к семье, семейным традициям (День семьи, тематические вечера, праздники для мам, бабушек, пап, классные часы).

Культурно – историческое направление

1.

Культурно – исторические встречи «Моя малая Родина».

2.

Конкурс стенгазет «Отчизны верные сыны» о героях Великой Отечественной войны, презентаций.

3.

Конкурс рефератов «Наши знаменитые земляки».

4.

Участие в школьных и районных акциях.

5.

Проведение в рамках предметной недели по экологии классных часов, тематических вечеров, конкурсов плакатов, фотографий, презентаций на экологическую тему.

6.

Организация и проведение школьных фестивалей патриотической песни, конкурса чтецов.

Гражданско – правовое направление


1.

Продолжение изучения основ государственной системы РФ, конституции РФ, государственной символики, прав и обязанностей граждан России.

2.

Проведение правовой декады.

3.

Организация встреч с представителями полиции, суда и прокуратуры.

4.

Организация школьного самоуправления.

Военно – патриотическое направление

1.

Проведение Уроков Мужества в дни воинской славы России с участием ветеранов Вооружённых Сил, Великой Отечественной войны, тружеников тыла, участников локальных военных конфликтов.

2.

Организация книжных выставок «Военная история России».

3.

Организация и проведение выставок детского рисунка «Защитники

Отечества», «Война глазами детей».

4.

Подготовка постоянно действующего стенда «Дни Воинской Славы России».

5.

Торжественное проведение мероприятий, посвящённых Дню Победы, Дню защитника Отечества, Дню вывода войск из Афганистана.

6.

Организация и проведение мероприятий, посвящённых Дню Победы.

7.

Участие в реализации районного проекта «Звезда Победы».

8.

Участие в конкурсе проектов «Я – гражданин России».

Научно – методическое обеспечение системы работы по патриотическому воспитанию

1.

Разработка программы патриотического воспитания учащихся на 2015-2020 годы.

2.

Систематизация нормативной базы (федеральные программы, образовательные программы, программ дополнительного образования, методические письма и др.).

3.

Формирование комплекта литературы патриотической направленности для библиотеки школы.

4.

Создание кино, видео фонда для проведения тематических мероприятий посвященных: Дню защитника Отечества; Дню Победы; Дням Воинской Славы.

5.

Разработка сценариев традиционных школьных праздников.

6.

Разработка положений о различных спортивных и военно-спортивных соревнованиях.

7.

Разработка инструкций по охране труда при проведении экскурсий, походов, экспедиций, соревнований.

8.

Изучение позитивного опыта деятельности ОО района, области, России по организации и содержанию патриотического воспитания.





Приложение 3

Календарный план мероприятий по военно-патриотической подготовке обучающихся

Сентябрь

1. Участие в организации, планировании и проведении месячника безопасности.

2. «В мире профессий». Встреча с представителями ОВД, ГИБДД, пожарной части.

3. Урок - игра «Твоя безопасность в школе, дома, на улице» (5-е классы);

4. Просмотр видеофильма «Приказано выжить!»

5. Конкурс игра «Мозговой штурм»

Октябрь

1. Ветераны живут рядом.

2. Теоретическая подготовка: Правовые основы

военной службы.

3. Военно-историческая подготовка: из истории Вооруженных Сил РФ.

4. Организация бесед по классам «День народного единства».

5. Встреча с ветеранами войны и труда.

Ноябрь

1. Участие в подготовке и проведении Недели ОБЖ:

2. Брейн-ринг «Безопасность на дорогах и не только» (8-

9 классы);

3. Литературная викторина по пожарной безопасности (6-7 классы);

4. Занимательные уроки по ОБЖ (5–6 классы);

5. Конкурс рисунков «Внимание, опасность!» (5-6классы);

Декабрь

1. Теоретическая подготовка: Уставы ВС РФ – Общевоинские уставы.

2. Строевая подготовка: элементы строя, виды строя, строевые приемы без оружия.

Январь

1. Ратные страницы истории Отечества

2.Символы воинской славы и чести. Строевая подготовка

3. Планирование и подготовка мероприятий месячника воинской славы.

Февраль

1. Парад исторических войск (5-7 классы);

2. Военно-спортивная игра «А, ну-ка, парни!»;

3. «Дни воинской славы России» - устный журнал (8-9 классы);

4. Встреча с представителями военкомата «Как стать офицером Российской армии» (9 класс).

Март

  1. Разработка, планирование и подготовка мероприятий

к месячнику Памяти и Дню защиты детей.

  1. Военная присяга на верность Родине – России.

  2. Физическая подготовка: теория и методика развития

выносливости.

Апрель

1. Планирование, организация и проведение мероприятий «Школа безопасности» (5-9 классы);

2. Игровая программа «Слабое звено» (7-8 классы);

Май

1. Декада Памяти: Линейка Памяти; Встречи с ветеранами войны и труда, Акция «Ветераны живут рядом» (5-9 классы);

2. Фестиваль военной песни (5-9 классы).