Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Реставрационный колледж «Кировский»
Военные угрозы национальной безопасности России
Национальной безопасностью называется состояние защищённости личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойное качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства .
Соответственно угроза национальной безопасности – это прямая или косвенная возможность нанесения ущерба чему-либо из перечисленного выше .
Стратегические национальные приоритеты - важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы, достойное качество и уровень жизни граждан Российской Федерации, осуществляется устойчивое социально – экономическое развитие и охрана суверенитета страны, её независимости и территориальной целостности
Основными приоритетами национальной безопасности Российской Федерации являются национальная оборона, государственная и общественная безопасность .
Оборона государства — это система политических, экономических, социальных и правовых мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории .
Она организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом «Об обороне», другими законами Российской Федерации и нормативными правовыми актами.
На сегодняшний день развитие мира идёт таким образом, что страны всё больше и больше взаимодействуют друг с другом, укрепляя взаимозависимость различных событий (это и есть одна из отличительных черт глобализации ). Однако нередко между государствами обостряются противоречия , связанные с ресурсами , борьбой за сферы влияния , разрывом между уровнями благосостояния и так далее. Вся эта обстановка приводит к тому, что некоторые вопросы вполне могут решаться военным путём , поэтому, давайте рассмотрим основные угрозы военной безопасности для нашей страны.
Угрозы национальной безопасности РФ:
Несомненной угрозой является политика ряда зарубежных стран , направленная на достижение преобладающего превосходства в военной сфере . В частности угрозой является и экономическое давление , непрерывно оказываемое на Россию. Кроме того, глобальная система противоракетной обороны формируется в одностороннем порядке , не говоря уже о запуске военных спутников и летательных аппаратов ( милитаризация околоземного космического пространства может послужить толчком для новой холодной войны ).
Основными угрозами военной безопасности для Российской Федерации в современном мире являются:
- политика ряда ведущих зарубежных стран, направленная на достижение преобладающего превосходства в военной сфере , прежде всего, в стратегических ядерных силах, путём развития высокоточных, информационных и других высокотехнологичных средств ведения вооружённой борьбы, стратегических вооружений в неядерном оснащении;
- формирование в одностороннем порядке глобальной системы противоракетной обороны и милитаризация околоземного космического пространства , способные привести к новому витку гонки вооружений.
Таким образом, одной из главных задач по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации является национальная оборона .
Под этим подразумевается предотвращение региональных и, тем более, глобальных конфликтов и войн.
В современной международной обстановке существуют три типа угроз национальной безопасности России , нейтрализация которых является в определенной степени функцией Вооруженных Сил Российской Федерации: внешние; внутренние; трансграничные.
К основным внешним угрозам относятся:
- развертывание группировок сил и средств, имеющих целью военное нападение на Российскую Федерацию или ее союзников;
- территориальные претензии к Российской Федерации, угроза политического или силового отторжения от Российской Федерации отдельных территорий;
- вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств;
- наращивание группировок войск, ведущих к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации;
- вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты РФ, расположенные на территориях зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на государственной границе РФ или на границах ее союзников;
- действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;
- дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах.
К основным внутренним угрозам относятся:
- попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушение территориальной целостности России;
- планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападение на государственные, народно-хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;
- создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований;
- незаконное распространение на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ; широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильности в масштабах субъектов Российской Федерации;
- деятельность сепаратистских и радикальных религиозных национальных движений в Российской Федерации.
К основным трансграничным угрозам относятся:
- создание, оснащение, обеспечение и подготовка на территориях других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории России;
- деятельность поддерживающихся из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок, направленная на подрыв конституционного строя РФ, создание угрозы территориальной целостности РФ и безопасности ее граждан;
- трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную противозаконную деятельность в масштабах, угрожающих национальной безопасности России, ведение враждебных по отношению к РФ информационных действий;
- деятельность наркобизнеса, создающая угрозу проникновения наркотиков на территорию РФ или транзита наркотиков в другие страны:
- угроза деятельности международных террористических организаций: в настоящее время произошло сращивание внутреннего и международного терроризма, а его угрозы возрастают, в том числе с применением компонентов оружия массового поражения.
В настоящее время стратегические цели совершенствования национальной обороны состоят:
- в предотвращении глобальных и региональных войн и конфликтов
- в осуществлении стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны.
Стратегическое сдерживание предполагает разработку и системную реализацию комплекса взаимосвязанных политических, дипломатических, военных, экономических, информационных и иных мер, направленных на упреждение или снижение угрозы деструктивных действий со стороны государства-агрессора (коалиции государств).
Российская Федерация обеспечивает национальную оборону, исходя из принципов рациональной достаточности и эффективности, в том числе за счёт методов и средств невоенного реагирования, механизмов публичной дипломатии и миротворчества, международного военного сотрудничества.
Военная безопасность обеспечивается посредством развития и совершенствования военной организации государства и оборонного потенциала, а также выделения на эти цели достаточного объёма финансовых, материальных и иных ресурсов.
Государственная политика в области национальной обороны и военного строительства на долгосрочную перспективу нацелена на совершенствование Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, призванных при любых условиях развития военно-политической обстановки обеспечить безопасность, суверенитет и территориальную целостность государства.
Вооруженные силы Российской Федерации играют главную роль в обеспечении военной безопасности государства.
Российская Федерация рассматривает возможность применения военной силы для обеспечения своей национальной безопасности, исходя из следующих принципов:
- применение всех имеющихся в ее распоряжении сил и средств, включая ядерное оружие, в случае необходимости отражение вооруженной агрессии, если все другие меры разрешения кризисной ситуации исчерпаны или оказались неэффективными;
- применение военной силы внутри страны в строгом соответствии с Конституцией и федеральными законами в случае возникновения угрозы жизни граждан, территориальной целостности страны, а также угрозы насильственного изменения конституционного строя.
В настоящее время обеспечение национальной безопасности России от военных угроз только за счет политических возможностей (членства в международных организациях, партнерских отношений, возможности влияния) становится малоэффективным.
Анализ существующих угроз национальной безопасности России с учетом изменений, произошедших в области военного и боевого противостояния, поставил на повестку дня вопрос о необходимости переоценки перспектив военного строительства в России с учетом роли и места нашей страны в современном мире. В этой связи в стране планово проводятся мероприятия по укреплению и оснащению современным вооружением Вооруженных сил Российской Федерации.
Главной задачей укрепления национальной обороны в среднесрочной перспективе является переход к качественно новому облику Вооружённых Сил Российской Федерации с сохранением потенциала стратегических ядерных сил за счёт совершенствования организационно-штатной структуры и системы территориального базирования войск и сил.
Поднимается престиж военной службы и статус офицерского состава, а также обеспечивается выполнение государственных программ и заказов на разработку, создание и модернизацию вооружения, военной и специальной техники, в том числе средств связи, разведки, радиоэлектронной борьбы и управления.
Обеспечение военной безопасности РФ является важнейшим направлением деятельности государства
Военная доктрина РФ ( Указ Президента РФ от 5.02.2010 г. № 146.)
15. Для военных действий будет характерно возрастающее значение высокоточного, электромагнитного, лазерного, инфразвукового оружия, информационно-управляющих систем, беспилотных летательных и автономных морских аппаратов, роботизированных вооружений и военной техники.
16. Ядерное оружие остается фактором предотвращения возникновения ядерных военных конфликтов и конфликтов с применением обычных средств поражения.
20. РФ оставляет за собой право применить ЯО в ответ на применение против нее (союзников) ядерного и других видов ОМП, а также в случае агрессии против РФ с применением обычного оружия.