Просмотр содержимого документа
«Военные угрозы национальной безопасности России и национальная безопасность»
Вызовы и угрозы безопасности Российской Федерации
Национальная безопасность государства
как система представляет собой совокупность связей и отношений, характеризующих такое состояние личности, общества и государства, при котором обеспечиваются их устойчивое, стабильное существование, удовлетворение и реализация жизненных потребностей, способность к эффективному парированию внутренних и внешних угроз, саморазвитию и прогрессу.
«Стратегия национальной безопасности РФ»
Угроза национальным интересам России:
- односторонний силовой подход в международных отношениях;
- противоречия между основными участниками мировой политики;
- угроза распространения оружия массового поражения и его попадание в руки террористов;
- совершенствование форм противоправной деятельности в кибернетической области и в сфере высоких технологий.
Вблизи границ России активизируется противоборство за доступ к природным, энергетическим, научно-техническим, людским и другим ресурсам на постсоветском пространстве, а также за расширение возможностей, в том числе легальных, по их использованию.
Потенциальные угрозы
Первая группа
Имеют геополитическую природу и несут опасность геополитическим интересам нашей страны, её геополитическому положению и статусу в мировом сообществе; также направлены против территориальной целостности и независимости внешней политики РФ.
Факторы обусловливающие возрастание опасностей:
- действия государств, направленные на нарушение целостности РФ (в том числе с использованием межэтнических, межконфессиональных и других внутренних противоречий) и на удовлетворение территориальных претензий к России со ссылками в отдельных случаях на отсутствие чёткого договорно-правового оформления межгосударственных границ;
- действия других стран, направленые на подрыв и сдерживание интеграционных процессов в рамках стран СНГ, ослабление связей РФ со странами Центральной, Восточной Европы и Балтии, а также с другими государствами в районах традиционного сотрудничества, приобретающие всё более скоординированный характер;
- нарушения прав и свобод русскоязычного населения и граждан РФ, проживающих в сопредельных государствах, приводящие к нарастанию напряжённости (в том числе в отдельных районах России) и неуправляемым миграционным процессам;
- политика «двойных стандартов», проводимая определёнными силами за рубежом, которые, заявляя на словах о необходимости обеспечения стабильности в РФ, в действительности стремятся сделать всё от них зависящее, чтобы не допустить этого и тем самым снизить значимость России в решении ключевых проблем мирового сообщества и деятельности международных организаций.
Вторая группа
Потенциальные угрозы, имеющие геоэкономическое измерение и способные нанести ущерб фундаментальным интересам России, ослабить её позиции в международных экономических отношениях, создать затруднения для поступательного роста экономического потенциала нашей страны, повышения благосостояния народа и укрепления обороноспособности России.
Основные угрозы:
- стремление ведущих западных стран ослабить экономическую самостоятельность РФ и закрепить за ней роль поставщика топливно-сырьевых ресурсов для мировой экономики и источника квалифицированной, но дешёвой рабочей силы;
- попытки ограничить присутствие России на зарубежных рынках, а также вытеснение с них;
- действия «партнёров», направленные на сохранение ограничений на доступ РФ к передовым технологиям, создание препятствий для полноправного участия России в международных финансово-экономических и торговых структурах и организациях.
Третья группа
Потенциальные угрозы в энергетической и ресурсной сфере, которые могут создавать препятствия развитию РФ как мировой энергетической державы, выражаться в претензиях иностранных государств на природные богатства нашей страны, на её базу естественных ресурсов.
Формы:
- выдвижение новых территориальных претензий к РФ;
- попытки игнорировать интересы РФ в решении проблем международной безопасности, противодействия её укреплению как одного из влиятельных центров многополюсного мира;
- разжигание новых очагов вооружённых конфликтов, прежде всего вблизи границ РФ и границ её союзников (Ближний Восток, Центральная Азия, Кавказ, Балканы);
- проведение всевозможного рода тайных, подрывных, разведывательных и пропагандистских операций, чтобы взять под контроль добычу и распределение топливно-энергетических ресурсов;
- расширение влияния НАТО, стремление закрепиться в постсоветском пространстве, а также попытки использовать совокупную военную мощь НАТО для оказания военно-политического давления и получения уступок в доступе к топливно-энергетическим ресурсам;
- создание (наращивание) группировок войск (сил), ведущих к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ РФ и границ её союзников, а также на прилегающих к их территории морях;
- ввод иностранных войск в нарушение Устава ООН на территорию сопредельных с РФ и дружественных ей государств.
Четвёртая группа
Потенциальные угрозы, непосредственно имеющие военный характер. Устранение подобных угроз связано с недопущением ситуаций, при которых могли бы быть совершены военная агрессия в отношении РФ или нападение на её воинские контингенты и граждан, находящихся за пределами нашего государства.
I. Внешние военные угрозы:
- развёртывание группировок сил и средств, имеющих целью военное нападение на РФ или её союзников;
- территориальные претензии к РФ, угрозы политического или силового отторжения от неё отдельных территорий;
- осуществление государствами, организациями и движениями программ по созданию оружия массового поражения;
- вмешательство во внутренние дела РФ со стороны иностранных государств или организаций, поддерживаемых иностранными государствами;
- демонстрация военной силы вблизи границ РФ, проведение учений с провокационными целями;
- наличие вблизи границ РФ или границ её союзников очагов вооружённых конфликтов, угрожающих их безопасности;
- нестабильность, слабость государственных институтов в приграничных странах;
- расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности РФ или её союзников;
- ввод иностранных войск на территории сопредельных и дружественных РФ государств;
- наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ РФ или границ её союзников и прилегающих к их территории морских водах;
- деятельность международных радикальных группировок, усиление позиций исламского экстремизма вблизи границ РФ;
- вооружённые провокации, включая нападения на военные объекты РФ, расположенные на территории зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на государственной границе РФ или границах её союзников;
- действия, затрудняющие доступ РФ к стратегически важным транспортным коммуникациям;
- действия, препятствующие работе систем государственного и военного управления РФ, обеспечению функционирования стратегических ядерных сил, предупреждению о ракетном нападении, противоракетной обороне, контролю космического пространства и обеспечению боевой устойчивости войск;
- дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан РФ в зарубежных государствах;
- распространение оборудования, технологий и компонентов, используемых для изготовления ядерного и других видов оружия массового поражения, а также технологий двойного назначения, которые могут использоваться для создания оружия массового поражения и средств его доставки.
II. Угроза из воздушно-космического пространства
Превращение средств борьбы в воздушно-космическом пространстве в главное оружие современных войн и их интенсивное развитие ведущими зарубежными странами свидетельствует об объективном нарастании этого вида угроз.
Особенности геостратегического положения РФ и факторы военно-географического плана
- большая протяжённость границ, площадь территории, низкая плотность размещения объектов ВС, экономики и инфраструктуры;
- наличие критически важных объектов Стратегических ядерных сил, топливно-энергетического комплекса и других потенциально опасных объектов;
- наличие анклавов (Калининградская область), а также удалённых и труднодоступных районов (Приморье, Сахалин, Камчатка);
- расположение мест добычи и переработки стратегически жизненно важных сырьевых ресурсов в отдалённых труднодоступных районах.