СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Концепция программы.
« Больше внимания нужно уделять патриотическому воспитанию молодежи. Да, необходимо серьезно обновить эту работу, но некоторые традиционные методы, например,
военно-патриотические игры, востребованы и сегодня. Они выработают и командный дух, и сильный характер и формируют навыки поведения в самых сложных условиях»,- отметил в своем послании федеральному собранию Президент Российской Федерации 30 ноября 2010 года. «Стратегический приоритет политики в сфере детства – это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни», - подчеркнул он.
Возрождение патриотизма – шаг к возрождению России. Именно патриотизм является духовным достоянием личности, одним из важнейших элементов общественного сознания и фундамента общественной и государственной систем, составляет духовно-нравственную основу их жизнедеятельности и эффективного функционирования.
Программа « МЫ БУДУЩЕЕ РОССИИ» обуславливает качественную подготовку учащихся к соревнованиям в соответствии с Положениями (в рамках реализации данных программ). Военно-спортивные соревнования «Зарница», «Орленок», «Школа безопасности» предусматривают подготовку учащихся в различных областях: туризм, ориентирование, пожарное дело, правила дорожного движения, спортивную, медико-санитарную подготовку. В настоящее время нет образовательных программ, направленных на овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного участия в этих соревнованиях.
Преподаватели стоят перед проблемой правильного распределения нагрузки и последовательности овладения теоретическими и практическими знаниями и умениями, необходимыми для успешного участия в обширной программе игр. Данная программа предлагает вариант решения этой проблемы, предусматривая комплексную подготовку команд учащихся для участия в соревнованиях военно-патриотической направленности.
Получив знания на уроках ОБЖ, часть ребят желает попробовать и проверить себя в условиях соревнований. Вот для таких обучающихся, имеющих уже определенные знания и опыт, создана эта программа. Опыт показывает, что ребятам, особенно юношам, всегда присущ дух соперничества, желание быть лучшим: самым сильным, быстрым, метким, умелым. Это стремление и дает возможность реализовать программа «Юные патриоты», в которой изначально запланировано участие в таких сложных комплексных соревнованиях, как «Зарница», «Орленок», «Школа безопасности» участие в дальних походах, в поисковой работе, где подросткам нужно не только показать их умения и навыки в несложных видах спорта, но и глубокие теоретические знания по истории, правила дорожного движения, медицине и т.д.
Кроме того, эти соревнования воспитывают коллективизм, умение подчинять свои амбиции интересам команды, чувству ответственности за свои действия и поступки, спортивно-волевые качества. Программа направлена, в первую очередь, на нравственное воспитание и физическое совершенствование учащихся, подготовку их к самостоятельной жизни в обществе.
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского района
«Средняя общеобразовательная школа п. Красноленинский»
Военно-патриотический клуб
«МЫ БУДУЩЕЕ РОССИИ»
Педагог дополнительного образования: |
Короваев А.П. |
Направление: |
Гражданско-патриотическое |
п. Красноленинский, 2016 г.
Содержание:
Пояснительная записка………………...…………………………………..3
Цели и задачи программы…………………………………………………4
Принципы, средства реализации программы..…………………………..5
Ожидаемые результаты освоения программы……………………………6
Содержание ………………………. ..………………………………………8
Учебный план занятий ……………………………………………………15
Календарно-тематический план занятий ………..………………………17
Список литературы………………………………….………………….......22
Пояснительная записка
Концепция программы.
« Больше внимания нужно уделять патриотическому воспитанию молодежи. Да, необходимо серьезно обновить эту работу, но некоторые традиционные методы, например,
военно-патриотические игры, востребованы и сегодня. Они выработают и командный дух, и сильный характер и формируют навыки поведения в самых сложных условиях»,- отметил в своем послании федеральному собранию Президент Российской Федерации 30 ноября 2010 года. «Стратегический приоритет политики в сфере детства – это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни», - подчеркнул он.
Возрождение патриотизма – шаг к возрождению России. Именно патриотизм является духовным достоянием личности, одним из важнейших элементов общественного сознания и фундамента общественной и государственной систем, составляет духовно-нравственную основу их жизнедеятельности и эффективного функционирования.
Программа « МЫ БУДУЩЕЕ РОССИИ» обуславливает качественную подготовку учащихся к соревнованиям в соответствии с Положениями (в рамках реализации данных программ). Военно-спортивные соревнования «Зарница», «Орленок», «Школа безопасности» предусматривают подготовку учащихся в различных областях: туризм, ориентирование, пожарное дело, правила дорожного движения, спортивную, медико-санитарную подготовку. В настоящее время нет образовательных программ, направленных на овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного участия в этих соревнованиях.
Преподаватели стоят перед проблемой правильного распределения нагрузки и последовательности овладения теоретическими и практическими знаниями и умениями, необходимыми для успешного участия в обширной программе игр. Данная программа предлагает вариант решения этой проблемы, предусматривая комплексную подготовку команд учащихся для участия в соревнованиях военно-патриотической направленности.
Получив знания на уроках ОБЖ, часть ребят желает попробовать и проверить себя в условиях соревнований. Вот для таких обучающихся, имеющих уже определенные знания и опыт, создана эта программа. Опыт показывает, что ребятам, особенно юношам, всегда присущ дух соперничества, желание быть лучшим: самым сильным, быстрым, метким, умелым. Это стремление и дает возможность реализовать программа «Юные патриоты», в которой изначально запланировано участие в таких сложных комплексных соревнованиях, как «Зарница», «Орленок», «Школа безопасности» участие в дальних походах, в поисковой работе, где подросткам нужно не только показать их умения и навыки в несложных видах спорта, но и глубокие теоретические знания по истории, правила дорожного движения, медицине и т.д.
Кроме того, эти соревнования воспитывают коллективизм, умение подчинять свои амбиции интересам команды, чувству ответственности за свои действия и поступки, спортивно-волевые качества. Программа направлена, в первую очередь, на нравственное воспитание и физическое совершенствование учащихся, подготовку их к самостоятельной жизни в обществе.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ЦЕЛЬ: создание условий, способствующих патриотическому, физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России, его лидерских качеств.
ЗАДАЧИ:
воспитание у молодых людей патриотизма, гражданского сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей, воспитание гражданственности, патриотизма, чувства любви к Родине;
воспитание уважительного отношения к героической истории нашего государства,
его вооруженным силам; бережного отношения к героическому прошлому нашего народа, землякам;
воспитание потребности в здоровом образе жизни и активном отдыхе;
подготовка подрастающего поколения к военной службе и воспитание уважения к Российской Армии;
физическое и духовно-нравственное развитие детей и подростков;
совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности;
обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности.
освоение и совершенствование дисциплины общей и специальной физической подготовки воспитание сознательной дисциплины, силы воли, умения концентрироваться на выполнение поставленной цели и культуры поведения;
формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности;
воспитывать дисциплинированность.
Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса подростков в военному искусству, физической силе и красоте, мужеству, стойкости, смелости и решительности; стремлению к самоутверждению.
Реализацию программы предполагается осуществлять на основе следующих принципов:
гуманистических начал, многообразия и вариативности форм организации жизнедеятельности и образования детей и подростков;
приоритета интересов каждого обучающегося, учета его интеллектуальных и психофизиологических и личностных особенностей;
непрерывности образования и воспитания;
воспитывающего обучения;
учета специфических региональных особенностей культуры, экологии и условий жизни;
обеспечения подростку комфортной эмоциональной среды – «ситуации успеха» и развивающего обучения;
содействия выбору индивидуального образовательного маршрута.
Средства реализации программы:
Создание особой микросоциальной, развивающей среды дисциплины, порядка,
комфортности;
Обучение и воспитание подростков в соответствии с определенными программой направлениями и содержанием деятельности;
Использование отечественного и зарубежного опыта;
Приобщение подростков к жизни в гражданском обществе, к культуре мира и ненасилия.
Программа рассчитана на обучение и воспитание подростков (юношей и девушек) от 12 до 18 лет. Набор обучающихся в группы – свободный: все кто проявляет желание и интерес, независимо от физических данных. Но, главное, без медицинских противопоказаний.
Формы учебных занятий.
Учебно-тренировочное занятие. Содержание учебного материала должно соответствовать обучающей и воспитательной задаче.
Тематические экскурсии. Могут являться разновидностью занятий либо культурно-досуговым мероприятием.
Дискуссии, ролевые игры по тематике программы.
Трудовая деятельность педагога и обучающихся. Участие в совместном труде, например, в субботнике или работах по поддержанию материальной базы, что предполагает использование педагогом личного примера как метода решения воспитательной задачи.
Досуговые, массовые мероприятия, соревнования, посвященные различным историческим или памятным датам.
Выездные формы занятий – экскурсии, профильные лагеря, экспедиции, соревнования. Кроме названных выше существуют и другие формы занятий:
День клуба (собираются все группы, приходят интересные люди, проводятся беседы, просмотр и обсуждение фото- и видеоматериалов и т.п.);
походы по знаменательным историческим местам;
участие в соревнованиях по традиционным и боевым искусствам;
учебные семинары;
помощь ветеранам войн;
вахта памяти;
показательные выступления.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате реализации данной программы:
будет усовершенствована работа с педагогами дополнительного образования;
участники военно-патриотического клуба достигнут общекультурного уровня образования по истории родного края, овладеют основами научно-исследовательской деятельности, культурой мышления, оформления и защиты исследовательской работы;
члены клуба освоят правила безопасного поведения в повседневной жизни, принципы здорового образа жизни, способы самообороны и самосохранения, подготовятся к действиям в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях;
у детей и подростков сформируется потребность в регулярных занятиях физической культурой, воспитание осмысленного отношения к ним как способу самореализации и личностно значимому проявлению человеческих способностей;
компенсируются отсутствующие в основном образовании знания, умения и навыки в области краеведения, физкультуры, медицины, спорта, военной подготовки.
Условия реализации программы
Для успешной реализации данной программы имеется
Спортзал;
Открытую специально оборудованную спортивную площадка;
Спортивный инвентарь;
Туристический инвентарь;
Венно-полевая форма для членов клуба;
Учебный класс.
Методы, используемые в процессе обучения.
Методы, оценивающие и стимулирующие деятельность личности;
Методы, побуждающие и формирующие определенную деятельность, сознание личности;
Методы самовоспитания, т.е. самоуправляемого воспитания, которое подразумевает систему самостоятельных упражнений и тренировок.
Метод убеждения – разъяснение, эмоционально-словесное воздействие, внушение, просьба.
Словесные методы – рассказ, лекция, беседа, дискуссия, опрос, этическая беседа, диспут, инструкция, объяснение.
Метод показа – демонстрация изучаемых действий, экскурсии, посещение соревнований и т.п.
Метод упражнения – систематическое выполнение и повторение изучаемых действий, закрепление полученных знаний, умений и навыков.
Метод состязательности – поддержание у обучающихся интереса к изучаемому материалу, проверка на практике действенности полученных знаний и умений, демонстрация и сравнение достижений обучающихся, определение успехов, ошибок и путей их исправления.
Анкетирование, опрос обучающихся – позволяют выяснить состояние и динамику развития личностных качеств обучающихся и определить направления дальнейшего педагогического воздействия на них.
Работа с родителями (родительские собрания, родительский комитет, индивидуальная работа): дает возможность для согласованного воздействия на обучающегося педагогов и родителей.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Программа разработана на один учебный год, продолжительностью девять месяцев.
Общее количество часов (учебный час) - 144 часов, 31 неделя, 4.5ч/неделю.
Продолжительность учебного занятия – 40 минут. При проведении полевых выходов, учений, стрельб, а также других занятий, связанных с выходом в поле, выездом в воинскую часть, участием в учебно-полевых сборах и соревнованиях продолжительность учебного дня не регламентируется.
Учебный план объединения дополнительного образования
| Название объединения | Кол-во часов | Кол-во | Всего часов по |
| | в неделю | групп | программе в год |
Гражданско-патриотическое | Военно-патриотический | 4 | 1 | 144 |
| клуб «Мы будущее России» | | | |
СОДЕРЖАНИЕ
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (15 часов) Тема 1. Гимнастика.
Разучивание и тренировка в выполнении 1-го комплекса вольных упражнений, положений наскока и соскока со снаряда и действий у снарядов, упражнений на гимнастической скамейке, стенке, тренажерах, в лазанье по канату (шесту), с тяжестями. Разучивание и тренировка в выполнении упражнений: на перекладине – подтягивание; на брусьях – сгибание и разгибание рук в упоре; в прыжках – прыжок ноги врозь через козла в длину; тренировка в выполнении упражнений с тяжестями и в лазанье по канату (шесту).Совершенствование ранее изученных упражнений на перекладине, брусьях, с тяжестями и в лазание.
Тема 2. Преодоление препятствий.
Изучение общего контрольного упражнения на единой полосе препятствий по элементам. Изучение техники метания гранат с места и в движении. Тренировка в метании гранат на точность и дальность.
Разучивание приемов и действий при выполнении общего контрольного упражнения на единой полосе препятствий. Изучение техники метания гранат стоя с места, в движении, с колена и лежа. Тренировка в метании гранат на точность и дальность.
Тренировки в выполнении общего контрольного упражнения на единой полосе препятствий и метании гранаты Ф-1 на дальность.
Тема 3. Ускоренное передвижение.
Начальное обучение технике бега. Техника бега на короткие дистанции, старт, финиш. Техника бега на средние и длинные дистанции.
Техника бега по пересеченной местности.
Тренировка в беге на короткие (100 м) и средние (1 км) дистанции.
Тема 4. Комплексные занятия, игры.
Общая физическая подготовка: выполнение силовых упражнений на гимнастических снарядах – подтягивание, подъем переворотом, поднимание ног к перекладине, сгибание и разгибание рук упоре на брусьях; в прыжках – прыжок через козла в длину; на силовых тренажерах; с тяжестями; в лазанье. Тренировка в беге на 100 м и 1 км.
Проверка по упражнениям физической подготовки: марш-бросок на 5 км или лыжный марш на 5 км; метание гранат Ф-1 на дальность; приемы самообороны без оружия; передвижение на поле боя.
Общая физическая подготовка: выполнение упражнений на гимнастических снарядах, тренировка в беге на короткие и средние дистанции.
Игровые упражнения, способствующие развитию БЫСТРОТЫ Игровые упражнения, способствующие развитию СИЛЫ Игровые упражнения, способствующие развитию ЛОВКОСТИ Игровые упражнения, способствующие развитию ГИБКОСТИ
СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА (30 часов)
Тема 1. Строевые приемы и движение без оружия.
Занятие 1. Строи, команды и обязанности солдата перед построением и в строю.
Занятие 2. Выполнение команд: «Становись», «Смирно», «Вольно», «Заправится», «Отставить», «Головные уборы – снять (надеть)».
Занятия 3 и 4. Строевая стойка. Повороты на месте. Строевой и походный шаг.
Занятия 5 и 6. Повороты в движении.
Занятие 7. Отдание воинского приветствия на месте и в движении.
Занятие 8. Выход военнослужащего из строя и подход к начальнику. Возвращение в строй.
Занятие 9-14. Тренировка в выполнении строевых приемов без оружия.
Тема 2. Строевые приемы и движение с оружием.
Занятия 1 и 2. Строевая стойка с оружием и выполнение приемов с оружием на месте.
Занятия 3 и 4. Повороты и движение с оружием. Отдание воинской чести с оружием на месте и в движении. Выход из строя, подход к начальнику и возвращение в строй с оружием.
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА И ОРУЖЕЙНОЕ ДЕЛО (30 часов)
ЦЕЛЬЮ изучения данного курса является подготовка юношей к воинской службе путем освоения ими стрелкового оружия и средств индивидуальной защиты.
ЗАДАЧИ обучения:
• познакомить каждого курсанта с боевыми свойствами и устройством пневматического оружия, стрелкового оружия. России и боеприпасов к нему, а также ручных гранат и специальных средств;
научить подготавливать оружие к стрельбе, выполнять приемы и правила стрельбы из него по неподвижным и движущимся целям, чистить и смазывать оружие, измерять расстояние до местных предметов с помощью угловых величин;
ознакомить курсантов со специальными средствами полицейского назначения и средствами индивидуальной защиты;
дать навыки дуэльной стрельбы в усложненных условиях с использованием пневматического оружия;
научить вести огонь из автомата (пистолета)
Содержание
Тема № 1. Введение
Занятие № 1. Краткий экскурс в историю развития стрелкового оружия. Утерянные секреты изобретателей. Новая жизнь старых изделий. Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами.
Тема № 2. Материальная часть и ТТХ пневматической винтовки и пистолета
Занятие № 1. Назначение и боевые свойства пневматической винтовки и пистолета. Принципы работы механизмов пневматического оружия. Устранение основных неисправностей.
Занятие № 2. Неполная разборка и сборка оружия. Чистка и смазка. Приведение оружия к нормальному бою.
Тема № 3. Материальная часть и ТТХ автомата Калашникова (РПК) и ручных гранат.
Занятие № 1. Автомат Калашникова во всех его модификациях. Серия автоматов АК-100. Модификации, история создания. Ручной пулемет Калашникова (С)-74. Назначение, боевые свойства/общее устройство и принцип работы автомата (РПК).
Занятие № 2. Последовательность неполной сборки и разборки автомата РПК. Назначение и общее устройство основных частей и механизмов. Отработка нормативов по сборке-разборке оружия.
Занятие № 3. Подготовка АК (РПК) к стрельбе. Возможные задержки и неисправности при стрельбе и способы их устранения. Снаряжение магазина патронами и заряжение автомата.
Занятие № 4. Принадлежности к автомату (РПК). Порядок чистки и смазки оружия и его хранение.
Занятие № 5. Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип действия ручных гранат. Порядок осмотра и подготовки гранат к броску. Меры безопасности при обращении с ручными гранатами.
Тема №4. Материальная часть и ТТХ пистолета Макарова (ПМ)
Занятие № 1. Назначение, боевые свойства, общее устройство принцип работы ПМ. Назначение и общее устройство основных частей и механизмов.
Занятие № 2. Последовательность неполной сборки и разборки ПМ. Чистка и смазка. Снаряжение магазина патронами. Отработка нормативов по сборке-разборке оружия.
Тема №5. Стрелковое оружие России и боеприпасы к нему? Специальные средства полицейского назначения.
Занятие № 1. Пистолеты, револьверы, пистолеты-пулеметы, автоматы, винтовки и ружья отечественного производства, и их ТТХ, Специальное оружие. Основные ТТХ и назначение,
Занятие № 2. Оружие с боеприпасами различного назначения. Специальные средства полицейского назначения, их ТТХ.
Занятие № 3. Боеприпасы к стрелковому оружию. Стандарты производства боеприпасов в странах НАТО и России. Пробивное и останавливающее действие пули. Типы и модификации пуль отечественного производства и производства стран НАТО. Боеприпасы специального назначения.
Тема № 6. Правила и меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами
Занятие № 1. Общие правила безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Положение оружия, меры безопасности при обращении с ним во время следования на транспортных средствах, 50
несения боевой службы, на занятиях и стрельбах. Правила производства предупредительного выстрела.
Занятие № 2. Порядок осмотра оружия и патронов перед стрельбами. Меры предосторожности при устранении задержки. Правила заряжения и разряжения оружия. Меры безопасности при стрельбе холостыми патронами и при использовании имитационных средств.
Тема №7. Приведение оружия к нормальному бою
Занятие № 1. Порядок приведения оружия к нормальному бою для ведения огня днем.
Тема №8. Правила стрельбы из стрелкового оружия.
Занятие № 1. Выбор установки прицела, дели и точки прицеливания для стрельбы по неподвижным и появляющимся целям. Определение и учет поправок на отклонение от нормальных (табличных) целей в зависимости от условий стрельбы.
Занятие № 2 Виды движения цели. Выбор установок прицела и точки прицеливания при стрельбе по движущимся целям. Решение огневых задач.
Тема №9. Ведение огня с места по неподвижным и появляющимся целям
Занятие № 1. Подготовка упора для стрельбы лежа. Виды изготовок для стрельбы из винтовки (автомата, пистолета) лежа, сидя, стоя, в перемещении.
Занятие № 2. Выполнение одного упражнения учебных стрельб (УУС) из пневматической винтовки. Обучение стрельбе по неподвижной цели днем.
Занятие № 3..Выполнение двух УУС из пневматической винтовки. Обучение стрельбе по неподвижной цели днем.
Занятие № 4, Выполнение трех УУС из пневматической винтовки. Обучение стрельбе по появляющимся целям днем.
Занятие № 5. Выполнение одного УУС из пневматического пистолета.
Занятие № 6. Выполнение двух УУС из газобаллонного пневматического пистолета. Стрельба во время коротких остановок и на ходу.
Занятие № 7. Выполнение трех УУС из газобаллонного пневматического пистолета. Стрельба по неподвижным целям с места после передвижения.
Занятие № 8. Выполнение одного УУС из пистолета Макарова.
Занятие № 9. Выполнение одного УУС (начальное упражнение) боевыми патронами из автомата.
Занятие № 10. Выполнение упражнения по метанию ручных гранат.
Тема № 10. Тактика боя в курсе подготовки «Стрельба из личного оружия»
Занятие № 1. Ношение огнестрельного оружия в зависимости от ситуации. Техника передвижения при огневом контакте с противником: комбинирование кувырков и перекатов, «лепестки», передвижения по типу «маятника», «по-македонски». Способы опережения противника при огневом контакте,
Тема № 11. Средства индивидуальной защиты
Занятие № 1. Краткий экскурс в историю. Средства индивидуальной защиты бойца. Каски и их разновидности. Изделия «Колпак», «Маска», «Сфера». Средства бронезащиты. Степени и уровни защищенности. Требования к вышеуказанным изделиям. Стандарты изготовления данных изделий в России и странах НАТО.
Тема № 12. Тактическое снаряжение бойца. Холодное оружие
Занятие № 1. Универсальные тактические комплекты. Их комплектация. Десантные рюкзаки (РД) и разгрузочные жилеты (РЖ), их предназначение и использование. Доработка стандартных образцов. Занятие № 2. Пошив РД и РЖ.
Занятие № 3. Холодное оружие. Боевые ножи и ножи специального применения. Способы ношения холодного оружия.
Туризм (40 часов)
1. Туристские путешествия. История развития туризма
Роль туристских походов, путешествий, экскурсий в формировании характера человека, воспитании патриотизма и углублении знаний, полученных в школе, приобретении трудовых навыков и воспитании самостоятельности, чувства коллективизма.
История освоения России, знаменитые русские путешественники и исследователи. Книги, рассказывающие о путешествиях, и их авторы: Обручев, Арсеньев, Федосеев и другие.
История развития туризма в России. Влияние государства и различных общественных организаций в различные периоды на развитие туризма. Современная организация туризма в стране. История развития детско-юношеского туризма в стране и в родном городе, районе. Туристские традиции своего коллектива. Знакомство с туристами-земляками.
Виды туризма: пешеходный, лыжный, водный, горный, велосипедный, спелеотуризм. Характеристика каждого вида туризма, самодеятельный туризм, экскурсионный, международный.
Разрядные требования по спортивному туризму, спортивному ориентированию, туристскому многоборью, судейские звания.
2. Личное и групповое снаряжение
Требования к туристскому снаряжению: прочность, легкость, безопасность эксплуатации, удобство в использовании, гигиеничность, эстетичность. Групповое и личное снаряжение туриста. Подготовка личного снаряжения к походу с учетом сезона, условий похода. Обеспечение влагонепроницаемости вещей в рюкзаке, в палатке. Обувь туриста и уход за ней. Сушка одежды и обуви в походе.
Кухонное оборудование для летних и зимних условий: таганки, тросики, каны, топоры и пилы, чехлы к ним. Заточка и разводка пилы, усовершенствование пил и топоров для похода. Ремонтный набор.
Снаряжение для краеведческой работы.
Специальное снаряжение: веревки вспомогательные и основные, страховочные системы, карабины, репшнуры, альпеншток.
Практические занятия
Комплектование личного и общественного снаряжения. Подгонка личного снаряжения. Изготовление, усовершенствование и ремонт снаряжения.
3. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги.
Требования к месту бивака:
жизнеобеспечение — наличие питьевой воды, дров;
безопасность — удаленность от населенных пунктов, расположение на высоких берегах рек, отсутствие на территории бивака сухих и гнилых деревьев;
—комфортность — продуваемость поляны, освещенность утренним
солнцем, красивая панорама.
Организация бивака в безлесной зоне, в горах.
Установка палатки в различных условиях.
Типы костров и их назначение. Заготовка растопки, дров и предохранение их от намокания. Разведение костра в сырую погоду, при сильном ветре, в сильном тумане. Хранение кухонных и костровых принадлежностей, топора, пилы.
Оборудование места для приема пищи. Мытье и хранение посуды.
Правила работы дежурных по кухне.
Практические занятия
Выбор места бивака. Самостоятельная работа по развертыванию и свертыванию лагеря. Установка палаток в различных условиях. Заготовка дров — работа с пилой и топором.
4. Подготовка к походу, путешествию
Подбор группы и распределение обязанностей.
Пути подъезда к началу маршрута и отъезда при его завершении. Выяснение возможности пополнения продуктов в походе.
Оформление походной документации. Утверждение маршрутов многодневных походов в МКК. Порядок получения разрешения на выход в 1-3-дневный и многодневный поход. Смотр готовности, его назначение.
Подготовка снаряжения.
Смета расходов на подготовку и проведение похода.
Практические занятия
Изучение маршрутов учебно-тренировочных и зачетного (летнего) походов. Составление подробного плана-графика похода. Заполнение маршрутной документации. Составление сметы расходов.
Подготовка писем в адрес образовательных учреждений (школ, домов детского творчества и др.) с запросами по уточнению сведений о районе похода и о возможности остановки (ночлега) во время похода.
Контрольная работа — составление плана-графика 2-3-дневного похода.
5. Питание в туристском походе
Значение, режим и особенности питания в многодневном походе.
Калорийность, вес и нормы дневного рациона.
Способы уменьшения веса дневного рациона: использование сухих и сублимированных продуктов, ягод, грибов, свежей рыбы, съедобных растений.
Изменение режима питания в зависимости от условий дневного перехода.
Норма закладки продуктов. Составление меню, списка продуктов на день, на весь поход. Фасовка и упаковка продуктов.
Практические занятия
Составление меню и списка продуктов. Фасовка и упаковка продуктов. Приготовление пищи на костре.
Контрольная работа — составление меню на 3-5 дней.
6. Техника и тактика в туристском походе.
Понятие о тактике в туристском походе. Тактика планирования нитки маршрута. Разработка плана-графика похода. Маршруты линейные и кольцевые. Радиальные выходы. Разработка запасных вариантов маршрута. Дневки. Заброска продуктов и переноска «челноком».Изучение, разведка сложных участков маршрута. Определение способов их преодоления. Перестроения колонны при преодолении сложных участков. Подведение итогов дневного перехода и корректировка плана на следующий день. Характеристика естественных препятствий: лесные заросли, завалы, склоны, реки, болота, осыпи, снежники. Движение группы По дорогам и тропам. Разведка маршрута и по необходимости маркировка. Техника движения на равнине по травянистой поверхности, песку, мокрому грунту, через кустарники, по камням, болоту. Передвижение по тундре, по карликовой растительности, стланику, высокотравью, густому кустарнику.
Движение в тайге. Сложности ориентирования. Техника преодоления завалов, густых зарослей, низинных заболоченных участков. Движение в горах. Основные формы горного рельефа. Передвижение по травянистым склонам, осыпям различной величины, скалам. Правила ходьбы в горах (темп движения в зависимости от рельефа местности, правильная постановка стопы, правило трех точек опоры, исключение рывков и прыжков, интервал, движение «серпантином» и «в лоб», самостраховка альпенштоком, короткие привалы).
Использование силы трения, увеличение или уменьшение давления на поверхность.
Использование страховки и самостраховки на сложных участках маршрута. Использование специального снаряжения: страховочная система, веревки, карабины и т.д. Узлы: «простой» и «двойной проводник», «восьмерка», «прямой», «схватывающие» узлы, «встречный». Техника вязания узлов.
Броды через равнинные и горные реки: выбор места брода и способ прохождения. Страховка и самостраховка во время брода.
Практические занятия
Отработка техники движения и преодоления препятствий.
7. Обеспечение безопасности в туристском походе, на тренировочных занятиях
Система обеспечения безопасности в туризме. Безопасность — основное и обязательное требование при проведении походов и тренировочных занятий. Ответственность каждого члена группы перед собой и другими членами группы в соблюдении мер безопасности.
Опасности в туризме: субъективные и объективные.
Субъективные опасности: недостаточная физическая, техническая, морально-волевая подготовка участников похода, недисциплинированность, слабая предпоходная подготовка (нехватка продуктов, недостаток сведений о районе похода, неточный картографический материал, некачественное снаряжение), переоценка сил группы и недооценка встречающихся препятствий, пренебрежение страховкой и ослабление внимания на простых участках маршрута, недостаточный самоконтроль и взаимный контроль при низких температурах и ветре, неумение правильно оказать первую доврачебную помощь, небрежное обращение с огнем и горячей пищей.
Объективные опасности: резкое изменение погоды, технически сложные участки, гипоксия (горная болезнь), солнечные ожоги в горах и на снегу, ядовитые животные и насекомые, стихийные бедствия.
Меры по исключению субъективных и преодолению объективных опасностей. Роль маршрутно-квалификационных комиссий в оценке подготовленности групп. Обязательность выполнения рекомендаций МКК и поисково-спасательной службы.
Практические занятия
Разбор причин возникновения аварийных и экстремальных ситуаций в походах.
8. Туристские слеты и соревнования
Организация, проводящая мероприятие. Состав Оргкомитета, его функции. План его работы.
Утверждение главного судьи и комплектование судейской коллегии.
Выбор района проведения мероприятия, требования к нему (обеспечение безопасности, удобства подъезда и т.д.).
Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся Российской Федерации. Основные разделы правил.
Задачи и характер соревнований. Классификация соревнований. Положение о соревнованиях. Работа мандатной комиссии. Порядок подачи и рассмотрения протестов.
Права и обязанности участников, представителей, тренеров. Требования к снаряжению (личному и групповому) и форме одежды участников.
Порядок снятия команд и участников с соревнованийПрава и обязанности судей.
Меры по обеспечению безопасности при проведении туристских слетов, соревнований.
Разработка условий проведения соревнований.
Работа судей на этапах. Старший судья и судьи на этапах, их права и обязанности. Оборудование и оформление этапа и мест работы судей. Организация судейской страховки.
Инструктаж судей: условия преодоления этапа с показом вариантов правильного и неправильного его прохождения, трактовка нарушений и пользование таблицей штрафов. Непредусмотренные ситуации и действия судьи.
Судейская документация, порядок протоколирования и организация информации участников о допущенных нарушениях и штрафах. Контрольное время на прохождение этапа, действие судьи в случае его превышения.
Практические занятия
Участие в разработке Положения и условий проведения школьных соревнований. Подготовка инвентаря и снаряжения для соревнований. Участие в выборе района соревнований, слета.
Участие в постановке этапов дистанции. Работа в качестве судей на этапах. Участие в соревнованиях.
9. Причины возникновения аварийных ситуаций в походе и меры их предупреждения. Психологические аспекты взаимоотношений в группе
Основные причины возникновения аварийных ситуаций в туризме (слабая дисциплина, изменение состава группы, маршрута, недостаток снаряжения, неправильная техника и тактика преодоления естественных препятствий, слабая подготовленность группы и т.д.).
Разбор и анализ несчастных случаев в туризме.
Проверка туристских групп перед выходом в поход. Проверка схоженности группы и умение руководителя принять правильное решение, знание маршрута всеми участниками группы, техническая, тактическая, физическая и морально-волевая подготовка участников группы.
Соответствие снаряжения и набора продуктов питания реальной сложности предстоящего маршрута. Адаптация в туризме и ее особенности применительно к видам туризма.
Психологическая совместимость людей в туристской группе и ее значение для безопасности похода. Личный пример, авторитет руководителя. Условия, при которых проявляется несовместимость. Сознательная дисциплина — важнейший фактор успеха похода. Руководство и лидерство. Экстремальные ситуации в походе. Психология малых групп. Отношения, складывающиеся в группе. Факторы устойчивости группы.
Практические занятия
Разбор конкретных аварийных ситуаций в туризме, воспитание сознательной дисциплины, активное участие в подготовке похода. Психологический тренинг. Подготовка снаряжения к походам.
10. Действия группы в аварийных ситуациях
Характеристика условий, создающих затруднение для нормального движения и ориентации. Тактические приемы выхода группы из аварийных ситуаций (остановка движения, разбивка лагеря, отход группы к месту предыдущей стоянки, продолжение движения до более подходящего места стояния).
Организация бивака в экстремальных ситуациях.
Повышение надежности страховки путем коллективных действий, соблюдение самостраховки.
Организация и тактика поиска группы, нарушившей контрольные сроки. Работа по спасению группы, терпящей бедствие, Порядок эвакуации группы с маршрута. Связь с поисково-спасательной службой и медицинскими учреждениями района похода.
Практические занятия
Отработка умений выживания и сохранения группы в экстремальных условиях. Практическая отработка современных средств и способов страховки и самостраховки в экстремальных условиях. Разработка тактики действия группы в конкретной аварийной ситуации в зависимости от вида туризма, местности и погодных условий.
11. Подведение итогов туристского путешествия
Разбор действий участников похода и группы в целом. Отчеты ответственных за свою работу. Обработка собранных материалов. Подготовка маршрутной ленты, фотографий, описания по дням. Составление отчета о походе. Подготовка газеты по итогам похода.
Подготовка экспонатов для школьного музея.
Ремонт и сдачи 'туристского инвентаря и снаряжения.
Практические занятия
Подготовка и составление отчета о походе. Ремонт туристского инвентаря и снаряжения. Подготовка отчетного вечера, выставки или газеты по итогам похода. Подготовка экспонатов для передачи в школьный музей.
Топография и ориентирование
12. Топографическая и спортивная карта
Виды топографических карт и основные сведения о них: масштаб, рамка и зарамочное оформление. Генерализация топографической карты. Какие карты лучше использовать при проведении походов. Условные знаки топографических карт.
Спортивная карта, ее назначение, отличие от топографической карты. Виды спортивных карт. Условные знаки спортивных карт: масштабные, внемасштабные, линейные и площадные. Условные знаки: населенные пункты, гидрография, дорожная сеть и сооружения на ней, растительный покров, местные предметы.
Изображение рельефа на топографических и спортивных картах. Отдельные типы рельефа: пойменный, мелкосопочник, овражно-балочный. Тщательное изображение различных форм рельефа на спортивных картах. Влияние рельефа на пути движения. Построение профиля маршрута.
Практические занятия
Упражнения на запоминание условных знаков. Изучение элементов рельефа по моделям и на местности. Определение по горизонталям различных форм рельефа. Выбор путей движения с учетом основных форм и элементов рельефа.
13. Компас. Работа с компасом
Компас, правила пользования им. Ориентирование карты и компаса. Азимут, снятие азимута с карты. Движение по азимуту. Факторы, влияющие на точность движения по азимуту. Приемы обхода препятствий. Движение через промежуточные ориентиры. Взятие азимута на предмет.
Практические занятия
Упражнения по определению азимута, снятие его с карты. Тренировка на прохождение азимутальных отрезков, прохождение через контрольные пункты по азимуту без использования карты. Упражнения и соревнования на прохождение азимутальных дистанций в ограниченном коридоре.
14. Измерение расстояний
Способы измерения расстояний на карте и на местности. Измерение кривых линий на карте с помощью курвиметра, обычной нитки.
Измерение среднего шага. Счет шагов при движении шагом, бегом на местности различной проходимости. Глазомерный способ измерения расстояния, необходимость постоянной тренировки глазомера. Определение пройденного расстояния по времени движения.
Определение расстояния до недоступного предмета, ширины реки, оврага.
Практические занятия
Измерение длины шага, построение графика перевода числа шагов в метры. Упражнения по отработке автоматизма при счете шагов, измерение различных отрезков на карте и на местности. Прохождение и пробегание отрезков различной длины. Упражнения по определению расстояния до недоступного предмета, определению ширины реки, оврага.
15. Способы ориентирования
Ориентирование в походе с помощью топографической карты, не дающей полной информации о местности. Определение своего местонахождения при наличии сходной (параллельной) ситуации. Движение в походе при использовании кроки и схем участков маршрута.
Ориентирование при условии отсутствия видимости. Организация разведок в походе, опрос местных жителей, уточнение у них имеющихся карт и схем.
Движение по легенде (подробному описанию пути).
Особенности ориентирования в различных природных условиях: в горах, в тундре, на воде.
Ориентирование при использовании спортивной карты, определение точки своего стояния и выбор пути движения.
Практические занятия
Упражнения по определению точки своего нахождения на местности при помощи карты. Участие в соревнованиях по ориентированию.
16. Ориентирование по местным приметам. Действия в случае потери ориентировки
Определение сторон горизонта и азимутов при помощи Солнца, Луны, Полярной звезды. Определение сторон горизонта по растительности, при помощи местных предметов, созданных природой, людьми.
Причины, приводящие к потере ориентировки. Порядок действий в случае потери ориентировки: прекращение движения, анализ пройденного пути, поиск сходной, параллельной ситуации на карте, попытка найти опорные ориентиры и подтвердить свои предположения. Необходимость выхода на крупные линейные или площадные ориентиры. Использование троп, идущих в нужном направлении, движение по генеральному азимуту. Движение вдоль ручьев, рек, выход к жилью.
Поведение членов группы, необходимость жесткой дисциплины и отсутствия паники.
Действия отдельного члена группы, участника соревнований в случае потери им ориентировки. Основная задача — движение по тропам и дорогам до выхода к населенным пунктам, стремление как можно меньше срезать тропинки, идти по азимуту. Обязательное извещение организаторов соревнований о своем местонахождении при выходе к людям во избежание напрасных поисковых работ.
Практические занятия
Упражнения по определению своего местонахождения на различных картах. Определение сторон горизонта по местным предметам, небесным светилам.
17. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи
Соблюдение гигиенических требований в походе. Походный травматизм. Заболевания в походе. Профилактика заболеваний и травматизма. Работа с группой по развитию самоконтроля и усвоению гигиенических навыков.
Помощь при различных травмах. Тепловой и солнечный удар, ожоги. Помощь утопающему, обмороженному, пораженному электрическим током. Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца. Респираторные и простудные заболевания. Укусы насекомых и пресмыкающихся. Пищевые отравления и желудочные заболевания.
Наложение жгута, ватно-марлевой повязки, обработка ран, промывание желудка.
Практические занятия
Способы обеззараживания питьевой воды. Оказание первой помощи условно пострадавшему (определение травмы, диагноза, практическое оказание помощи).
18. Приемы транспортировки пострадавшего
Зависимость способа транспортировки и переноски пострадавшего от характера и места повреждения, его состояния, от количества оказывающих помощь. Транспортировка на рюкзаке с палкой, в рюкзаке, на веревке, вдвоем на поперечных палках. Переноска вдвоем на шестах (или лыжах) со штормовками, на носилках-плетенках из веревок, на шесте. Изготовление носилок из шестов, волокуши из лыж.
Способы иммобилизации и переноски пострадавшего при травмах различной локализации.
Практические занятия
Изготовление носилок, волокуш, разучивание различных видов транспортировки пострадавшего.
19. Краткие сведения о строении и функциях организма человека и
влиянии физических упражнений
Краткие сведения о строении человеческого организма (органы и системы). Костно-связочный аппарат. Мышцы, их строение и взаимодействие. Основные сведения о строении внутренних органов. Кровеносная система. Сердце и сосуды. Изменения сердца под влиянием нагрузок различной интенсивности. Дыхание и газообмен. Постановка дыхания в процессе занятий.
Органы пищеварения и обмен веществ. Органы выделения (кишечник, почки, легкие, кожа).
Нервная система — центральная и периферическая. Элементы строения и основные функции. Ведущая роль центральной нервной системы в деятельности организма.
Влияние различных физических упражнений на укрепление здоровья, повышение работоспособности, на совершенствование двигательных качеств человека (быстрота, сила, ловкость, выносливость). Совершенствование координации движений и точности их выполнения под влиянием систематических занятий физической культурой и спортом.
Совершенствование функций органов дыхания и кровообращения под воздействием занятий спортом. Влияние занятий физическими упражнениями на обмен веществ.
20. Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных
травм на тренировках
Врачебный контроль и самоконтроль. Значение и содержание врачебного контроля при занятиях спортом. Объективные данные: вес, динамометрия, спирометрия. Порядок осуществления врачебного контроля. Показания и противопоказания к занятиям различными видами туризма.
Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение. Понятие о «спортивной форме», утомлении, перетренировке. Меры предупреждения переутомления.
Дневник самоконтроля. Изменение показателей при правильном и неправильном построении учебно-тренировочного процесса. Спортивный массаж и его применение в процессе тренировки, приемы самомассажа, противопоказания к массажу.
21. Общая физическая подготовка
Практические занятия
Упражнения для рук и плечевого пояса: сгибания и разгибания, вращения, махи, отведения и приведения, рывки на месте и в движении.
Упражнения для мышц шеи: наклоны, вращения и повороты головы в различных направлениях.
Упражнения для туловища для формирования правильной осанки: из различных исходных положений — наклоны, повороты и вращения туловища; в положении лежа — поднимание и опускание ног, круговые движения одной и обеими ногами, поднимание и опускание туловища.
Упражнения для ног: различные маховые движения ногами, приседания на обеих и на одной ноге, выпады с дополнительными пружинящими движениями.
Упражнения с сопротивлением: упражнения в парах — повороты и наклоны туловища, сгибание и разгибание рук, переталкивание, приседания с партнером, переноска партнера на спине и на плечах, элементы борьбы в стойке, игры с элементами сопротивления.
Упражнения с предметами
Упражнения с короткой и длинной скакалкой: прыжки с вращением скакалки вперед, назад, на одной и обеих ногах, прыжки с поворотами в приседе и полуприседе.
Упражнения с отягощением: упражнения с набивными мячами — бро
сать и ловить в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа), с по
воротами и приседаниями.
Упражнения с гантелями, штангой, мешками с песком: сгибание и разгибание рук, повороты и наклоны туловища, поднимание на носки, приседания.
Элементы акробатики
Кувырки (вперед, назад, в стороны) в группировке, полушпагат; полет-кувырок вперед с места и с разбега, перевороты (в стороны и вперед).
Подвижные игры и эстафеты
Игры с мячом; игры бегом с элементами сопротивления, с прыжками, с метанием; эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы препятствий с переноской, расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, метанием в цель, бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом в различных сочетаниях перечисленных элементов. Игры на внимание, сообразительность, координацию.
Легкая атлетика
Бег на короткие дистанции 30, 60, 100 м из различных исходных положений. Эстафетный бег на этих же дистанциях. Бег на 100, 800 м. Бег по пересеченной местности (кросс) до 3-5 км с преодолением различных естественных и искусственных препятствий. Интервальный и переменный бег. Прыжки в длину и высоту с места и с разбега. Тройной, пятерной прыжок и многоскоки. Метание гранаты, толкание ядра. Прыжки в высоту.
Лыжный спорт
Изучение попеременного и одновременного способа ходьбы на лыжах. Изучение техники поворотов на месте и в движении. Прохождение на лыжах дистанции 3, 5 нм на время. Катание с гор. Спуски и подъемы на склонах различной крутизны. Повороты и торможение во время спусков. Разучивание приемов падения в экстренных ситуациях.
Гимнастические упражнения
Упражнения на снарядах: гимнастическая стенка, канат, шест, лестница, скамейка, перекладина, брусья, кольца; опорные и простые прыжки с мостика и трамплина через козла, коня.
Спортивные игры: ручной мяч, баскетбол, футбол, волейбол.
Плавание. Освоение одного из способов плавания: старты и повороты, плавание на время 25, 50, 100 и более метров.
22. Специальная физическая подготовка
Практические занятия
Упражнения на развитие выносливости
Бег в равномерном такте по равнинной и пересеченной местности, открытой и закрытой, в том числе и по заболоченной на дистанции от 5 до 15 км. Бег «в гору». Ходьба на лыжах на дистанции от 5 до 15 км. Марш-броски и туристские походы (однодневные и многодневные). Плавание различными способами на дистанции до 800 м. Многократное пробегание отрезков на различные дистанции с изменением скорости, темпа и продолжительности бега в различных условиях местности. Смешанное передвижение с чередованием ходьбы, бега. Бег по песку, по кочкам; бег на мелком месте в воде. Упражнения со скакалкой в заданном темпе.
Упражнения на развитие быстроты
Бег с высокого и низкого старта на скорость на дистанции 30, 60, 100, 200, 400 м. Бег на месте в быстром темпе с высоким подниманием бедра. Бег семенящий, прыжковый. Бег с внезапной сменой направлений, с внезапными остановками, с обеганием препятствий. Эстафеты: встречные, с преодолением препятствий, с прыжками, по кругу и т.д. Быстрое приседание и вставание. Бег с переменной скоростью и повторный бег. Бег боком и спиной вперед. Бег змейкой между расставленными в различном положении стойками.
Упражнения со скакалкой: два прыжка на один оборот скакалки, один прыжок на два оборота скакалки, чередование различных прыжков на одной и двух ногах. Бег через барьеры различной высоты на дистанции 60, 100, 200 м.
Различные игры и игровые упражнения, выполняемые в быстром темпе (баскетбол 3:3, футбол 5:5, с укороченными таймами).
Упражнения для развития ловкости и прыгучести
Прыжки в длину в яму с песком, через яму с водой, канаву, ручей. Прыжки по кочкам. Прыжки в высоту через планку, жердь, поваленное дерево с одной и двух ног. Прыжки через коня, козла. Прыжки на одной и обеих ногах на месте и в движении. Прыжки со скакалкой в движении. Прыжки вверх из положения приседа, упора присев. Бег-прыжки и прыжки по ступенькам в заданном темпе. Прыжки вниз с гимнастической лестницы, бровки оврага, берега реки и т.д.
Элементы акробатики: кувырки, перекаты, перевороты, ложные падения на лыжах. Гимнастические упражнения на различных снарядах, требующие сложной координации движении. Упражнения на равновесие, выполняемые на гимнастическом бревне, скамейке. Переправа по бревну через овраг, ручей, канаву; переправа по качающемуся бревну. Подъем по гимнастической лестнице, стенке, в том числе без помощи ног; подъем по крутым склонам оврагов, берегов ручьев.
Элементы скалолазания
Игры: баскетбол, гандбол, футбол со специальными падениями. Эстафеты с применением сложных двигательных заданий, требующих координации движений. Участие в преодолении туристской полосы препятствий.
Упражнения для развития силы
Сгибание и разгибание рук в упорах о предметы на разной высоте от пола (гимнастическую стенку, стул, гимнастическую скамейку, пол). Из упора лежа отталкивание от пола с хлопком. Приседания на двух и одной ногах. Прыжки и подскоки на одной и двух ногах без отягощения и с отягощением (гантели, набивные мячи весом 2-4 кг, диск от штанги, штанга) с последующим быстрым выпрямлением.
Броски набивного мяча одной и двумя руками из-за головы, от груди, снизу, сбоку, броски с поворотом туловища.
Упражнения для развития силы отдельных мышечных групп (туловища, рук, ног) без предметов и с предметами (набивными мячами, гантелями, резиновыми амортизаторами).
Упражнения со штангой (40-60% от веса спортсмена), повороты туловища со штангой на плечах, приседания, выжимания и выталкивания штанги от груди и др.
Упражнения на гимнастической стенке: подтягивание на руках, поднимание ног до угла 90 градусов и др.
Эстафеты с переноской тяжелых предметов (набивных мячей, камней, партнеров по команде и т.д.).
Упражнения для развития гибкости, на развитие и расслабление мышц
Ходьба с выпадами, перекрестным шагом. Пружинистые приседания в положении выпада, полушпагат, шпагат. Маховые движения руками и ногами в различной плоскости. Пружинистые наклоны туловища вперед, в стороны, назад из различных исходных положений. Парные упражнения с сопротивлением на гибкость, растяжение и подвижность суставов. Круговые движения туловищем, повороты с движением и без движения руками и ногами. Упражнения с палками, булавами. Отведение ног и рук в различных упражнениях, из различных исходных положений, на месте и в движении. Размахивание руками и ногами, с расслаблением мышц при взмахе вперед, назад, в стороны. Махи руками (свободно опущенными) при повороте туловища. Наклоны вперед, в стороны, медленный бег с расслаблением мышц плечевого пояса и рук. Встряхивание рук, ног на месте и в движении. Упражнения на восстановление дыхания — глубокий вдох и продолжительный выдох
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
Кабинет для проведения аудиторных занятий;
Спортивный зал;
Площадка для организации спортивно-туристских игр на открытом воздухе;
Подсобное помещение для хранения инвентаря;
Медицинская аптечка;
Палатки туристские;
Рюкзаки туристские;
Коврики туристские;
Компасы;
Топографические и спортивные карты местности;
Веревки, страховочные обвязки, страховочные карабины;
ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА (30 часов)
Тема 1. Оказание первой медицинской помощи.
Занятие 1. Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях. Понятие о ране, классификация ран. Виды кровотечений. Использование табельных и подручных средств для остановки кровотечения. Наложение повязок при различных ранениях: в голову, грудную клетку, верхние и нижние конечности.
Занятие 2. Наложение повязок при различных ранениях: в голову, грудную клетку, живот, верхние и нижние конечности. Первая медицинская помощь при переломах костей, вывихах и ушибах. Использование подручных материалов на поле боя дли иммобилизации переломов костей.
Занятие 3. Признаки клинической и биологической смерти. Техника проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца. Оказание первой медицинской помощи при ожогах и отморожениях. Ожоги, причины возникновения, признаки и классификация. Отморожения, переохлаждения, ознобления и замерзание: причины, признаки, классификация.
Занятие 4. Первая помощь при утоплении, солнечном и тепловом ударе. Оказание первой медицинской помощи при отравлении техническими жидкостями и поражении электрическим током. Меры безопасности при работе с ядовитыми жидкостями и электрическим током.
Занятие 5. Первая помощь при радиационных поражениях, поражениях отравляющими и сильнодействующими ядовитыми веществами.
Тема 2. Средства индивидуального медицинского оснащения военнослужащих и правила пользования ими.
Занятие 1. Табельные средства индивидуального медицинского оснащения личного состава: аптечка индивидуальная (АИ-1М и АИР-3), аптечка войсковая (АВ), пакет перевязочный индивидуальный (ППИ и АВ-3), пакет противохимический индивидуальный (ИПП-10 и ИПП-11). Предназначение, порядок и правила пользования.
Тема 3. Розыск раненных на поле боя. Вынос и вывоз раненых с поля боя.
Розыск раненых в зависимости от характера обстановки и местности днем и ночью. Укрытие и маскировка раненых на поле боя и оказание им первой медицинской помощи. Порядок вызова санитара. Приемы и способы переноски раненных с помощью подручным материалов. Эвакуация раненых с учетом характера ранения и вида транспорта.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов | Общее |
п/п | | количество часов |
| | |
1 | Физическая подготовка | 15 |
| | |
2 | Огневая подготовка и оружейное дело | 29 |
| | |
3 | Строевая подготовка | 30 |
| | |
4 | Туризм | 40 |
| | |
5 | Военно-медицинская подготовка | 30 |
| | |
| Итого: | 144 |
| | |
№ | Наименование темы | Теория | Практика | Всего часов | | ||||||||||||
| | ||||||||||||||||
п\ | | | | | | ||||||||||||
п | | | | | | ||||||||||||
| | | | | | ||||||||||||
| ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (15 часов) | | | | | ||||||||||||
| | | | | | ||||||||||||
1 | Гимнастика | - | 3 | 3 | | ||||||||||||
| | | | | | ||||||||||||
2 | Преодоление препятствий | - | 3 | 3 | | ||||||||||||
| | | | | | ||||||||||||
| 3 | Ускоренное передвижение | - | | 3 | 3 | | ||||||||||
| | | | | | | | ||||||||||
| 4 | Комплексные и игровые упражнения | - | | 6 | 6 | | ||||||||||
| | | | | | | | ||||||||||
| | ИТОГО: | - | | 15 | 15 | | ||||||||||
| | | | | | | | ||||||||||
| | СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА (30 часов) | | | | ||||||||||||
| | | | | | | | ||||||||||
| 1 | Строевые приемы и движения без оружия | 5 | | 10 | 15 | | ||||||||||
| | | | | | | | ||||||||||
| 2 | Строевые приемы в движении и с оружием | 5 | | 10 | 15 | | ||||||||||
| | | | ||||||||||||||
| | | | | | | | ||||||||||
| : | ИТОГО | 10 | | 20 | 30 | | ||||||||||
| | | | | | | |||||||||||
| | ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА И ОРУЖЕЙНОЕ ДЕЛО (29 часов) |
|
| |||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
| 1 | Введение | 1 | | 0 | 3 | | ||||||||||
| | | | | | | | ||||||||||
| 2 | Материальная часть и ТТХ пневматической | 1 | | 2 | 3 | | ||||||||||
| винтовки | | | ||||||||||||||
| | | | | | | |||||||||||
| | | | | | | | ||||||||||
| 3 | Материальная часть и ТТХ автомата | 2 | | 4 | 6 | | ||||||||||
| Калашникова (РПК) и ручных гранат |
|
| ||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
| 4 | Материальная часть и ТТХ пистолета Макарова | 1 | | 1 | 2 | | ||||||||||
| | | | | | | | ||||||||||
| | Стрелковое оружие России и боеприпасы к |
|
|
|
|
| ||||||||||
| 5 | нему. Специальные средства полицейского | 1 | | 1 | 2 | | ||||||||||
| | назначения. | | | | | | ||||||||||
| | | | | | | | ||||||||||
| 6 | Правила и меры безопасности при обращении с | 1 | | - | 1 | | ||||||||||
| оружием и боеприпасами. | | | ||||||||||||||
| | | | | | | |||||||||||
| | | | | | | | ||||||||||
| 7 | Приведение оружия к нормальному бою. | 1 | | - | 1 | | ||||||||||
| | | | | | | | ||||||||||
| 8 | Правила стрельбы из стрелкового оружия. | 2 | | 2 | 4 | | ||||||||||
| | | | | | | | ||||||||||
| 9 | Ведение огня с места по неподвижным и | 1 | | 2 | 3 | | ||||||||||
| появляющимся целям | | | ||||||||||||||
| | | | | | | |||||||||||
| | | | | | | | ||||||||||
| 10 | Тактика боя в курсе подготовки «Стрельба из | 1 | | - | 1 | | ||||||||||
| личного оружия» | | | ||||||||||||||
| | | | | | | |||||||||||
| | | | | | | | ||||||||||
| 11 | Средства индивидуальной защиты. | 2 | | 2 | 4 | | ||||||||||
| | | | | | | | ||||||||||
| | Тактическое снаряжение бойца. | | | | | | ||||||||||
| 12 | | 1 | | - | 1 | | ||||||||||
| | Холодное оружие | | | | | | ||||||||||
| | | | | | | | ||||||||||
| | Итого | 15 | | 14 | 29 | | ||||||||||
| | | | | | | |
Туризм (40 часов)
| | | | | |
Туристские путешествия, история развития туризма |
| ||||
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
| | | | |
|
Личное и групповое туристское снаряжение |
| ||||
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
| | | | |
|
| Организация туристского быта. Привалы и ночлеги |
|
|
|
|
| | | | |
|
| Подготовка к походу, путешествию |
|
|
|
|
| | | | |
|
| Питание в туристском походе |
|
|
|
|
| | | | |
|
Техника и тактика в туристском походе |
| ||||
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
| Обеспечение безопасности в туристском походе, на тренировочных занятиях. | | | |
|
|
|
|
|
|
|
| Туристские слеты и соревнования |
|
|
|
|
| Причины возникновения аварийных ситуаций в походе и меры их предупреждения. Психологические аспекты взаимоотношений в группе. |
|
|
|
|
| Действия группы в аварийных ситуациях |
|
|
|
|
| Подведение итогов туристского похода. |
|
|
|
|
| Топографическая и спортивная карта. |
|
|
|
|
| Компас. Работа с компасом. |
|
|
|
|
| Измерение расстояний. |
|
|
|
|
| Способы ориентирования. |
|
|
|
|
| Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки |
|
|
|
|
| Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. |
|
|
|
|
| Приемы транспортировки пострадавшего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | |
|
|
| | | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА (30 часов)
1 | Оказание первой медицинской помощи | 4 | 4 | 8 | |
| | | | | |
| Средства индивидуального медицинского | | | | |
2 | оснащения военнослужащих и правила | 6 | 6 | 12 | |
пользования ими. | | ||||
| | | | | |
| | | | | |
| Розыск раненных на поле боя. Вынос и вывоз | | | | |
3 | раненых с поля боя. | 5 | 5 | 10 | |
| | | | | |
| Итого | 15 | 15 | 30 | |
| | | | | |
Календарно-тематический план занятий
№ | Наименование темы | Теоритическ | Практическо |
п/п | | ое занятие | е занятие |
1 | Введение. Инструктаж техники безопасности на занятиях. | 2 | |
| Правила и меры безопасности при обращении с оружием. |
|
|
2 | Стрелковое оружие России и боеприпасы к нему. | 1 | 1 |
| Специальные средства полицейского назначения | | |
3 | Строевые приемы и движения без оружия | 2 | |
4 | Строевые приемы и движения с оружием | 2 | |
5 | Приведение оружия к нормальному бою. Тактика боя в курсе | 2 | |
| подготовки «Стрельба из пневматической винтовки» |
|
|
6 | Ведение огня с места по неподвижным и появляющимся | 1 | 1 |
| мишеням | | |
7 | Психологическая подготовка бойца спецподразделения | 2 | |
8 | Ведение огня с места по неподвижным мишеням |
| 2 |
9 | Психологическая подготовка бойца спецподразделения | 2 | |
10 | Строевые приемы и движения без оружия |
| 2 |
11 | Строевые приемы и движения с оружием |
| 2 |
12 | Розыск раненных на поле боя. Вынос с поле боя | 2 | |
13 | Материальная часть и ТТХ пневматической винтовки | 1 | 1 |
14 | Розыск раненных на поле боя. Вынос с поле боя | 2 | |
15 | Материальная часть и ТТХ пневматической винтовки | 1 | 1 |
16 | Оказание первой медицинской помощи | 2 | |
17 | Силы спецопераций армии | 2 | |
18 | Средства индивидуального медицинского оснащения | 2 | |
| военнослужащих и правила пользования ими |
|
|
19 | Розыск раненных на поле боя. Вынос с поле боя | 2 | |
20 | Методы и способы ведения разведки | 2 | |
21 | Средства индивидуального медицинского оснащения | | |
| военнослужащих и правила пользования ими |
|
|
22 | Строевые приемы и движения без оружия |
| 2 |
23 | Строевые приемы и движения с оружием |
| 2 |
24 | Строевые приемы и движения с оружием |
| 2 |
25 | Строевые приемы и движения с оружием |
| 2 |
26 | Психологическая подготовка бойца спецподразделения | 2 | |
27 | Техника и тактика действий антитеррористических групп | 2 | |
28 | Методы и способы ведения разведки | 2 | |
29 | Действия подразделения в разведке | 2 | |
30 | Действия подразделения в разведке | 2 | |
31 | Строевые приемы и движения с оружием |
| 2 |
32 | Действия подразделения в разведке | 2 | |
33 | Строевые приемы и движения без оружия |
| 2 |
34 | Материальная часть и ТТХ автомата Калашникова | 2 | |
35 | Боевые действия в городе | 2 | |
36 | Средства индивидуальной защиты | 2 | |
37 | Материальная часть и ТТХ автомата Калашникова |
| 2 |
38 | Холодное оружие | 2 | |
39 | Силы спецопераций армии | 2 | |
40 | Тактическая подготовка | 2 | |
41 | Материальная часть и ТТХ автомата Калашникова |
| 2 |
42 | Психологическая подготовка бойца спецподразделения | 2 | |
43 | Тактическая подготовка | | 2 |
44 | Средства индивидуального медицинского оснащения | 2 | |
| военнослужащих и правила пользования ими |
|
|
45 | Боевые действия в городе | 2 | |
46 | Тактическая подготовка | 2 | |
47 | Оказание первой медицинской помощи | 2 | |
48 | Розыск раненных на поле боя. Вынос и вывоз раненных с | 2 | |
| поля боя | | |
49 | Боевые действия в городе | 2 | |
50 | Оказание первой медицинской помощи | 2 | |
51 | Тактическая подготовка | 2 | |
52 | Средства индивидуальной защиты | | 2 |
53 | Боевые действия в городе | 2 | |
54 | Розыск раненных на поле боя. Вынос и вывоз раненных с | 2 | |
| поля боя | | |
55 | Материальная часть и ТТХ пистолета Макарова | 2 | |
56 | Оказание первой медицинской помощи | | 2 |
57 | Стрельба из пневматической винтовки | | 2 |
58 | Строевые приемы с оружием | | 2 |
59 | Стрельба из пневматической винтовки | | 2 |
60 | Оказание первой медицинской помощи | | 2 |
61 | Строевые приемы с оружием | | 2 |
62 | Строевые приемы без оружия | | 2 |
63 | Оказание первой медицинской помощи | | 2 |
64 | Комплексные и игровые упражнения | | 2 |
65 | Гимнастика. Комплекс вольных упражнений №1 и №2 |
| 2 |
66 | Оказание первой медицинской помощи | 2 | |
67 | Комплексные и игровые упражнения | | 2 |
68 | Преодоление препятствий | | 2 |
69 | Ускоренное передвижение | | 2 |
70 | Преодоление препятствий | | 2 |
71 | Оказание первой медицинской помощи | 2 | |
72 | Комплексные и игровые упражнения | | 2 |
| Всего часов | | 144 |
Мониторинг результатов образовательной деятельности
| № | Показатели | Критерии | Степень выраженности | Методы |
| п/п | | | оцениваемого качества | |
| | | | | |
1.Теоретическая подготовка
1.1. | Теоретические | Соответствие | Низкий | уровень | (ребенок | не | Наблюдения, | |||||||||||||||||||||
| знания (по | теоретических | овладел в достаточной степени | беседы, опрос | ||||||||||||||||||||||||
| основным | умений и | знаниями | | и | умениями, | | |||||||||||||||||||||
| разделам | навыков | предусмотренных программой); | | ||||||||||||||||||||||||
| учебно – | ребенка | Средний | уровень | (ребенок | | ||||||||||||||||||||||
| тематического | программным | усвоил | знания | и | умения | | |||||||||||||||||||||
| плана | требованиям | программы | и справляется | с | | ||||||||||||||||||||||
| программы) | | заданием с помощью взрослого) | | ||||||||||||||||||||||||
| | | Высокий | уровень | (ребенок | | ||||||||||||||||||||||
| | | освоил практически весь объем | | ||||||||||||||||||||||||
| | | знаний, | | предусмотренных | | ||||||||||||||||||||||
| | | программой | за | конкретный | | ||||||||||||||||||||||
| | | период и выполняет | задания | | |||||||||||||||||||||||
| | | самостоятельно). | | | | | |||||||||||||||||||||
| | | | | ||||||||||||||||||||||||
1.2 | Владение | Осмысленность | Низкий уровень (ребенок как | Собеседование, | ||||||||||||||||||||||||
| специальной | и правиль | правило, | избегает | употреблять | наблюдение | ||||||||||||||||||||||
| термино- | ность использо | специальные термины); | | | |||||||||||||||||||||||
| логией | вания | Средний | уровень | (ребенок | | ||||||||||||||||||||||
| | специальной | сочетает | | | специальную | | |||||||||||||||||||||
| | терминологии | терминологию с бытовой); | | | |||||||||||||||||||||||
| | | Высокий | | | уровень | | |||||||||||||||||||||
| | | (специальные термины ребенок | | ||||||||||||||||||||||||
| | | употребляет | осознанно и | в | | ||||||||||||||||||||||
| | | полном | соответствии | с | их | | |||||||||||||||||||||
| | | содержанием). | | | | | |||||||||||||||||||||
| | | | | | | | |||||||||||||||||||||
| | 2. Практическая подготовка | | | | | ||||||||||||||||||||||
| Практические | Соответствие | Низкий | уровень | (ребенок | не | Практические | | ||||||||||||||||||||
| умения и | практических | овладел | в достаточной | степени | задания | | |||||||||||||||||||||
| навыки, | умений и | знаниями | и | умениями, | | | |||||||||||||||||||||
| предусмотренн | навыков | предусмотренными | | | | | | ||||||||||||||||||||
| ые программой | программным | программой); | | | | | | ||||||||||||||||||||
| (по основным | требованиям | | Средний | уровень | (ребенок | | | ||||||||||||||||||||
| разделам | | усвоил | знания | и | умения | | | ||||||||||||||||||||
| учебно – | | программы | и справляется | с | | | |||||||||||||||||||||
| тематического | | заданием с помощью взрослого); | | | |||||||||||||||||||||||
| плана | | Высокий | уровень | (ребенок | | | |||||||||||||||||||||
| | | | | ||||||||||||||||||||||||
| программы) | | освоил практически | весь объем | | | ||||||||||||||||||||||
| | | знаний, | | предусмотренных | | | |||||||||||||||||||||
| | | программой, | за | конкретный | | | |||||||||||||||||||||
| | | период | и | выполняет | задания | | | ||||||||||||||||||||
| | | самостоятельно). | | | | | | ||||||||||||||||||||
2.2 | Владение | Отсутствие | | Низкий уровень умений | | Практические | | |||||||||||||||||||||
| специальным | затруднений в | (ребенок испытывает серьезные | задания | | |||||||||||||||||||||||
| оборудованием | использовании | затруднения при работе с | | | | ||||||||||||||||||||||
| и оснащением | специального | | | | |||||||||||||||||||||||
| оборудованием); | | | | | | ||||||||||||||||||||||
| | оборудования и | | | | | | |||||||||||||||||||||
| | • Средний уровень (работает | | | | |||||||||||||||||||||||
| | оснащения | | | | |||||||||||||||||||||||
| | соборудованием с помощью | | | | |||||||||||||||||||||||
| | | | | | |||||||||||||||||||||||
| | | педагога); | | | | | | | |||||||||||||||||||
| | | • Высокий уровень (работаетс | | | | ||||||||||||||||||||||
| | | оборудованием самостоятельно, | | | |||||||||||||||||||||||
| | | не испытывает особых | | | | | |||||||||||||||||||||
| | | трудностей). | | | | | | | |||||||||||||||||||
| | | | | | | ||||||||||||||||||||||
2.3. | Творческие | Креативность в | Начальный (элементарный) | | Практические | | ||||||||||||||||||||||
| навыки | выполнении | уровень развития креативности | задания | | |||||||||||||||||||||||
| | практических | (ребенок в состоянии | | | | | |||||||||||||||||||||
| | заданий | | | | | ||||||||||||||||||||||
| | выполнять лишь простейшие | | | | |||||||||||||||||||||||
| | | | | | |||||||||||||||||||||||
| | | практические задания | | | | | |||||||||||||||||||||
| | | педагога); | | | | | | | |||||||||||||||||||
| | | • Репродуктивный уровень | | | | ||||||||||||||||||||||
| | | (выполняет в основном задания | | | |||||||||||||||||||||||
| | | на основе образца); | | | | | | ||||||||||||||||||||
| | | •Творческий уровень | | | | | |||||||||||||||||||||
| | | (выполняет практические | | | | ||||||||||||||||||||||
| | | задания с элементами | | | | | |||||||||||||||||||||
| | | творчества) | | | | | | |
Список литературы
Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – 416 с.
Бачевский, В. И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан: Учебно-методическое пособие по разделу «Основы военной службы». – М.: ООО «Редакция журнала «Военные знания», 2001. – 186 с.
Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.
Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.
Воронцов, В. Л. Могущество знания. – М.: Изд-во «Знание», 1979. – 380 с.
Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность /Авт.-сост. Т. А.Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы».
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы».
Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.
Лебедева, О. В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5-10 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
Мизиковский Г. В. Межпредметные связи в курсе допризывной подготовки юношей. – М.: Просвещение, 1990. – 237 с.
Николаев, Г. Г. Воспитание гражданских качеств подростков в детских общественных объединениях. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. – 134с.
Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по основам безопасности жизнедеятельности. /Авт.-сост. Г. А.Колодницкий.
Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А.Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.
Пути модернизации образования: инновационные образовательные и организационные технологии в кадетских школах и в школах-интернатах: материалы и учебно-методические разработки участников Всероссийского семинара-совещания / сост. А. Н.Кузибецкий, Е. В.Никульшина. – Волгоград: Изд. ВГИПК РО, 2004. – 190 с.
Сборник нормативных правовых документов и материалов по патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе / сост. Н. В.Мазыкина, Б. И.Мишин, под ред. А. К.Бруднова. – М.: Мнемозина, 2000. – 192 с.
Строевой Устав Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.: Военное издательство,
1994. – 328 с.
18. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1974. Т.2. – с.160.
19. Харламов, И. Ф. Педагогика: Учеб.пособие. – М.: Высш. шк., 1999. – 512 с.
20. Юности честное зерцало: Программы по нравственному воспитанию школьников, сценарии мероприятий / Авт.-сост. Т. М.Кумицкая, О. Е. Жиренко. – М.: 5 за знания, 2005. – 192 с.