ВОКАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
ПЕСЕНКИ-РАСПЕВКИ ПО ИНТЕРВАЛАМ И ИНТОНАЦИОННЫМ ОБОРОТАМ.
«ПРИМА»
Андрей-воробей,не гоняй голубей,
Гоняй галочек из-под палочек.
Барашеньки-крутороженьки по горам ходят, по лесам бродят,
В скрипочку играют, Ваню потешают.
Выпал снег, первый снег, всюду шум, всюду смех.
Я с горы полечу, вдоль реки покачу.
Я кричу и смеюсь, я пурги не боюсь.
«СЕКУНДА»
Я играю на гармошке, и поют мои друзья.
Подпевают за окошком нам четыре воробья.
Сорока, сорока, где была? Далеко,
Кашку варила, детушек кормила.
Лиса по лесу ходила, звонки песни выводила,
Лиса лычки драла, лиса лапотки сплела.
Лето рясно в рубахе красной,
В зеленых сапожках бежит по дорожке.
Уж как шла Лиса по травке, нашла грамоту в канавке.
Она села на пенек и читала весь денек.
«ТЕРЦИЯ»
Ку-ку на суку.
Сидит кукушка на суку, кричит: ку-ку, ку-ку, ку-ку…
Как только ей не надоест, весь день кричит, не пьет, не ест!
Солнца луч, солнца луч. Он разгонит стаи туч.
Солнышко-ведрышко, выгляни в окошечко.
Твои детки плачут, по камушкам скачут.
Петя-булочник, испеки ситничек,
Сладкую ватрушку, булочку и плюшку.
Та-та, два кота, два ободранных хвоста.
Серый кот в чулане, все усы в сметане.
Черный кот полез в подвал и мышонка там поймал.
Спи, мой мишка, баю, баю. Ночь спустилась голубая.
Звезды сонные мигают, засыпают, баю, баю.
У медведя во бору грибы, ягода беру,
А медведь на нас глядит, и ворчит.
Дин-дон, дин-дон, в переулке ходит слон.
Старый, серый, сонный слон дин-дон, дин-дон.
«КВАРТА»
Вставай!
На заре труба поет: «Та-ра! Та-ра!»
Нас в поход она зовет: «Та-ра! Та-ра!»
Василек, василек, мой любимый цветок.
Скок, скок, поскок, молодой дроздок,
Но водичку пошел, молодичку нашел.
Гуси летят, на всю Русь трубят:
«Гу – гу – гу! Мы несем весну».
«КВИНТА»
Пароходик, пароход мимо берега плывет.
Часы стучат: тик-так, тик- так.
Часы ворчат: тик-так, тик-так.
Считать минуты – не пустяк:
Тик-так, тик-так, тик-так, тик-так.
Утром встану рано, рано, небо чисто-чисто,
И ко мне бегут тюльпаны по траве пушистой.
Кудахчут куры во дворах:
Кудах – тах – тах,
Кудах – тах – тах.
ИНТОНАЦИОННЫЙ ОБОРОТ: 5-3-1 СТУПЕНИ.
Капитан!
Бубенчики висят, качаются звенят.
Повторим мы их звон: динь-динь, дан-дан, дон-дон!
Колокольцы бубенцы раззвонились, удальцы.
Дили, дили, дили – дон! Отгадай, откуда звон?
Федорок с вершок, голова с горшок,
Шапка колышком, ножки бревнышком.
ИНТОНАЦИОННЫЙ ОБОРОТ: 5-6-5-3 СТУПЕНИ.
Выросла я, липка, тоненькой и гибкой.
Не ломай меня! Не ломай меня!
Зайку бросила хозяйка - под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог. Весь до ниточки промок.
Тонкая березка, ростом невеличка.
Словно у подростка, у нее косичка.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИМПРОВИЗАЦИЙ.
Маленькая Юлька, ты у нас чистюлька.
Быстро поднимайся, мойся, одевайся.
Ты пройди, пройди по кругу, выбери подругу.
Фокус-покус, трали-вали, едет мышь на самосвале.
Ты чего же это, мышь, сверху вниз на нас глядишь?
Кыш! Кыш! Кыш!
Топи, топи, тошки, кую, кую ножки,
Ножки у Антошки едут по дорожке.
Мой веселый, звонкий мяч, ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой - не угнаться за тобой!
Белка пела и плясала, Будто заводная.
Все подметки оттоптала – шла домой босая.
Федя-медя, требуха, съел корову и быка
И пятнадцать поросят - только хвостики висят.
Шел, шел без дорог. Где шел – там и лег.
До весны пролежал, а потом побежал.
8. Шесть котят есть хотят. Дай им каши с молоком,
Пусть лакают языком, потому что кошки
Не едят из ложки.
Ночь пришла, ночь пришла, тишину привела.
Задремал петушок, и запел сверчок.
10. Кто там прячется в углу? Кто забился под скалу?
Кто усами шевелит, ничего не говорит?
Старый краб, не будь упрям, вылезай-ка лучше к нам!
11.Ой ты, радуга-дуга! Под тобой лежат луга.
В небе ты повисла, словно коромысло.
Я красивую такую в полминуты нарисую.
«БУТЕРБРОД С МАСЛОМ»
Очень нравится детям «намазывать масло на бутерброд». Ну, а масло это наш голос! Пение на легато один из самых сложных видов пения в этом возрасте, но благодаря такому простому сравнению дети очень быстро и легко понимают, как нужно петь.
«СТЕКЛЯННЫЕ ВАЗОЧКИ»
Непросто объяснить порою и пение на стаккато. В таком случае, я прошу детей «взять в руки маленькие вазочки – из самого тонкого стекла и каждую, очень аккуратно, чтобы не разбить, поставить на свою ступеньку». Использование образных движений помогает детям лучше координировать силу голоса, понять, как исполнить этот приём.
«Часики» - (М.ф «Фиксики»)
Тики-тики-тики-тики-так-так-так (тики-восьмые, так-четверти).
«ПТИЧКИ»
Птички прилетали, крыльями махали.
Сели. Посидели. И дальше полетели.
«ЗДРАВСТВУЙ»
Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок!
«РАДУГА»
Гляньте: радуга над нами, | Нарисовать рукой над головой полукруг |
Над деревьями, | Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты |
Домами, | Руки сложены над головой крышей. |
И над морем, над волной, | Нарисовать волну рукой. |
И немножко надо мной. | Дотронуться до головы. |
Пропевание гласных: «А-О-У-И-Э» - упражнять в точном интонировании
трезвучий, удерживать интонацию на повторяющихся звуках.
«ВЕТЕР»
Раз-два-три-четыре-пять! | Дети кладут ладони на плечи и то соединяют. |
Будем с ветром мы играть! | Локти то перед грудью, то разводят их в стороны. |
Ветер с листьями играет, | Поднимают руки вверх и встряхивают кистями. |
Ветер веточки качает, | Качают поднятыми руками вправо – влево. |
Клонит иву вниз, к ручью, | Наклоняются вперед, стараясь достать руками пол. |
Гонит к берегу волну. | Делают волнообразные движения руками перед собой. |
Только дуб стоит могучий, Тянет веточки он к туче, Ветра не боится он, Не согнуть у дуба ствол. | Встают прямо, руки вдоль туловища. Поднимают руки вверх. Кладут ладони за голову, напрягая мышцы рук. |
РАСПЕВКА «ЦВЕТОЧЕК»
Цель: подготовить голосовые связки к пению, задать позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшить эмоциональный климат.
На полянке, между кочек, От травы зеленой Потянулся вверх цветочек, Хрупкий, несмышленый. Он от ветра задрожал И листочки вверх поднял. Вот росой умылся, А потом раскрылся! | Дети сидят на корточках, опустив голову Медленно поднимают голову. «Дрожат» Выпрямляются, поднимают руки вверх, «Умываются». Встают, руки в стороны. |
- Здравствуй, солнце ясное!- Здравствуй, день пригожий! Я цветок – такой прекрасный, Добрый и хороший! | Хлопают над головой. Разводят руки в стороны, чуть наклонившись. Гладят себя по голове. |
«СОЛНЫШКО И ТУЧКА»
( «Вокально-хоровая работа в детском саду» М. Ю. Картушина, стр. 156).
Цель: Продолжать формировать у детей навык различать музыкальные части, выполнять движения в соответствии с ними. Развивать активность детей, закреплять умение соблюдать дистанцию во время передвижения, следить за осанкой, ориентироваться в пространстве.
Дети стоят в кругу. На полу лежат платочки-листочки.
На 1ч. музыки водящий (педагог) поднимает вверх солнышко на палочке. Дети идут по кругу, взявшись за руки, поют. Проигрыш – дети двигаются между платочками в произвольном направлении, подражая движениям любых животных или птиц (кошка, собака, воробей, медведь и т. д.)
На 2ч. музыки водящий (педагог) поднимает вверх тучку на палочке. Дети присаживаются на корточки, надевают на голову платочки и не шевелятся. Проигрыш – водящий с тучкой ходит между детьми и «капает дождиком» на пошевелившихся участников игры (легонько стучит пальчиком.