СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вокруг тебя мир

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вокруг тебя мирВокруг тебя мирВокруг тебя мирВокруг тебя мирВокруг тебя мирВокруг тебя мирВокруг тебя мирВокруг тебя мирВокруг тебя мирВокруг тебя мирВокруг тебя мирВокруг тебя мирВокруг тебя мирВокруг тебя мирВокруг тебя мирВокруг тебя мирВокруг тебя мирВокруг тебя мир

Просмотр содержимого документа
«Вокруг тебя мир»

Дорожная карта организации внеурочной проектной деятельности

ФИО участника: Сташенко Н.М.

Класс 3

Предмет: окружающий мир

Тема: «Экологическая безопасность» (раздел «Наша безопасность»)

Тема проекта: " Правила отдыхающего на природе "

Исследуемый объект: места отдыха человека на природе

Цель проекта: определение доступных для всех отдыхающих правил поведения на природе, содействующих благоприятному взаимодействию человека с окружающей средой.

Продукт проекта: Устный журнал «Правила отдыхающего на природе».

Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)

Предметные УУД:

  • составлять памятки на основе изучено материала;

  • понимать взаимосвязь человека и природы, место человека в ней, воспитание любви и бережного отношения к природе.

  • работать с информацией из различных источников, систематизировать и обобщать знания и представления, преобразовывать зрительную информацию в словесную, делать выводы;

  • анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения на простом уровне;

  • представлять информацию в разных формах.


Метапреметные УУД:


коммуникативные УУД :

  • слушать и понимать окружающих, договариваться и распределять обязанности при работе в группе;

  • доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать;

  • строить письменные и устные высказывания, аргументировать свою точку зрения.


регулятивные УУД :

  • определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической ;

  • планировать и осуществлять простейшие исследования, анализировать результаты поисковой деятельности;

  • выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально

  • работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в том числе самостоятельно, используя икт;

  • оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки.

Личностные:

  • осознавать границы своего знания-незнания;

  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

  • сознавать свои эмоции, адекватно выражать их и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей


Этап

Деятельность учителя



Деятельность учащихся


Продукт

1.Подготовительный этап: деятельность, организованная на уроках окружающего мира (раздел: «Наша безопасность» и внеурочных занятиях)


Задача этапа:

1.Формирование познавательного интереса учащихся в исследовании влияния человека на природу

Методы исследования:

1. Анализ текста

2. Изучение и обобщение литературы


1. Изучение раздела по окружающему миру 3 класс «Наша безопасность» (3 класс)

2. Беседа по теме: Природа- наш дом.





3.Создание проблемной ситуации ориентированной на поиск ответов на вопросы:

  • Как человек взаимодействует с окружающей средой?

  • Как человек может навредить или помочь природе?


1. Уяснение материала изученного раздела.



2. Участие в выставке рисунков «Красота родной природы» по результатам беседы.


3. Ищут ответы на вопросы

Осознание значимости окружающей природы для человека.

Потребность экологического просвещения


2.Исследовательский этап (деятельность на внеурочном занятии «Правила отдыхающего на природе»)


Задачи исследования:

1.Формировать умение проектировать свою деятельность.

2.Расширить знания учащихся об экологии, как науки, изучающей взаимодействие человека и среды.

3.Проанализировать способы воздействия человека на природу.

4.Вывести правила отдыха на природе с позиции благоприятного экологического воздействия человека.


1.Подведение учащихся к формулированию темы, цели проекта, задач исследования, гипотезы.

1. Формулируют тему, цель проекта, выдвигают задачи, выдвигают гипотезу












Устный журнал «Правила отдыхающего на природе»

2. Деление учащихся на исследовательские микрогруппы.


2. Принимают роли исследования в соответствие с обозначенным тематическим полем.




3.Организация исследования в соответствие с поставленными задачами: формулировка вопросов,

на которые нужно

ответить

3. Проведение исследования.










4. Организация работы по оформлению результатов исследования.

4. Обобщение

полученных результатов (памятка).


5. Подведение к общим

выводам исследования

5. Формулирование общих выводов исследования



3.Заключительный этап

Задачи этапа:

1.Обобщить результаты работы

2.Организовать анализ совместной деятельности детей


Методы исследования:

1.Анализ полученных данных

2.Системный анализ


1.Организация рефлексии в микрогруппах, в аспекте:

-достижения поставленной цели и решения задач;

-оценки вклада каждого участника.


1. Осуществляют рефлексию по выделенным аспектам.







Определение перспектив работы, как направлений социализации личности младшего школьника


2. Организация планирования тем последующих исследований


2. Определяют темы возможных исследований в рамках внеурочной проектной деятельности по окружающему миру













Тема «Правила отдыхающего на природе»


1.ПОДВЕДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ К ФОРМУЛИРОВАНИЮ ТЕМЫ ПРОЕКТА, ЗАДАЧ, ГИПОТЕЗЫ

1.1 Введение в содержание деятельности

-Наше занятие я предлагаю начать со сказки. Послушайте, пожалуйста. (слайд)

Жил-был старик со старухой у самого синего моря. Ловил старик неводом рыбу 30 лет и три года. Забросил старик невод и вытащил…..Впрочем, эту сказку знают все, это было в стародавние времена. А если бы закинул старик свой невод сегодня,(слайд) то пришел бы невод не только с тиною морскою, но и с ржавыми банками, битыми бутылками, рваными полиэтиленовыми пакетами. (слайд)

.. и с одною рыбкой, но не золотою, (слайд) а «нефтяною». Молвит рыбка голосом человеческим(слайд) «Не отпускай ты меня в грязное море,(слайд) а посели, в аквариум с чистой водой.

-О чем идет речь в этой сказке?

(о загрязнениях окружающей среды)

-Почему рыбка не желает жить в море?

Что такое окружающая среда? (слайд)

(Окружающая среда-это то, что нас окружает: воздух, вода ,почва).

-Какая наука учит бережному отношению к окружающей среде.

(Экология)

- А как человек может негативно повлиять на экологию?

(строит заводы, фабрики, выбрасывает отходы)

(Слайд)

- Я предлагаю вам послушать стихотворение (слушают чтение стихотворения с видео сопровождением)

- О чем говорится в этом стихотворении?

( о загрязнении природы отдыхающими)

- А почему так произошло?

- Что должен знать каждый человек, чтобы у других было место для отдыха на природе?

( Правила поведения на природе)

- Так какова тема нашего исследования?

(Правила отдыхающего на природе)

-Какую цель мы перед собой поставим?

(Слайд)

(Определить правила поведения на природе)

- Посмотрите на слайд.(СЛАЙД)

Вывести доступные для всех отдыхающих правила поведения на природе.

- Давайте познакомимся с задачами исследования. … прочитай, пожалуйста.

  1. Изучить, какой вред наносит человек природе во время отдыха;

  2. Что должен делать каждый отдыхающий, чтобы не вредить природе;

  3. Сформулировать правила для каждого отдыхающего, идущего на природу.

Как истинные исследователи мы должны выдвинуть гипотезу. Сформулируйте ее, используя формулу, Если….то…

Гипотеза:

Если каждый отдыхающий будет соблюдать правила культурного отдыха, то нам будет где отдыхать.


2. ДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ НА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ МИКРОГРУППЫ


- Вам предстоит работа в парах, предлагаю организовать работу так, как вы сидите

- Давайте вспомним правила работы.

РАБОТАЕМ ДРУЖНО, НО НЕ ГОВОРИМ ВСЕ СРАЗУ

ГОВОРИ ГРОМКО

КОГДА ГОВОРИТ ОДИН, ДРУГОЙ - СЛУШАЕТ

ВСЕ СМОТРЯТ НА ГОВОРЯЩЕГО

НЕ СМОТРИ НА ГОВОРЯЩЕГО

НЕ СОГЛАСЕН – СПОРЬ

НЕ СОГЛАСЕН – ДОСЛУШАЙ, И СКАЖИ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ

ЕСЛИ НЕ ПОНЯЛ, ПЕРЕСПРОСИ

В РАБОТЕ ДЕЛАЙ ТОЛЬКО ТО, ЧТО ИНТЕРЕСНО

КАЧЕСТВЕННО ВЫПОЛНЯЙ СВОЮ РАБОТУ

ВСЕГДА ПРОВЕРЯЙ ПРАВИЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ



3.ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИЕ С ПОСТАВЛЕННЫМИ ЗАДАЧАМИ

3.1. Постановка задачи исследования

- У каждой пары на планшете есть картинки с определенной ситуацией. Ваша задача обсудить, к чему могут привести такие действия. Выберите в паре того, кто будет отвечать, за выполнение работы у вас 30 с.

(Обсуждение ситуаций учащимися)

- Итак, первая пара, пожалуйста.

( Выступление пар с ответом. На слайде во время выступления картинки)

3.2. Формулирование правил поведения на природе.

- Мы с вами рассмотрели разные ситуации. Как человек негативно может повлиять на природу. Сейчас я предлагаю вам прочитать в парах рассказ о том, как ребята сходили на пикник. Ваша задача будет выбрать запрещающие знаки, которые изображены под текстом, и сформулировать к ним правила поведения отдыхающего на природе. Каждая пара выбирает те запрещающие знаки, которые помогают предотвратить ситуацию, описываемую ими ранее. Под запрещающим знаком запишите правило поведения на природе. Пишите аккуратно, потому что результат своей работы вы будете показывать с помощью документ -камеры.

Текст

Однажды ребята решили отправиться на пикник в лес. Они нашли удобную поляну и каждый принялся заниматься интересным им делом. Маша нашла несколько кустиков ландышей. Она решила сорвать их для своей сестры. Миша наловил почти целый сочок бабочек и побежал хвастаться ребятам. Когда он прибежал на полянку, застал интересную картину. Петя весело качался на ветке дерева, а прямо под этим деревом друзья, Ваня и Оля, писали ножом свои имена, чтобы скрепить их дружбу. Ребята развели костер, пообедали и играли в игры. Тут Ваня наступил на разбитую бутылку. Дети очень испугались. Они быстро подхватили Ивана, наспех забинтовав ему ногу, и направились домой, и совершенно забыли о костре.


4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОФОРМЛЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.

- Сейчас, на основе вашей работы вы выступите с сообщениями, которые и составят устный журнал «Правила отдыхающего на природе».

- Первая пара, пожалуйста. Представьте нам свои правила и покажите, какие экологические знаки вы выбрали и обоснуйте свой выбор.

(Слайд)

-Ребята, ваши выводы на следующем занятии мы оформим в памятку «Правила отдыхающего на природе».

- Давайте вспомним гипотезу нашего исследования.

(слайд)

- Подтвердили ли мы ее?

- как сформулированные нами правила помогут в этом?

5. ПОДВЕДЕНИЕ К ОБЩИМ ВЫВОДАМ ИССЛЕДОВАНИЯ

- Ребята, вы все большие молодцы. Предлагаю вам оценить свою работу.

- ответьте на вопросы:

- мне понравилось…

- я узнал…

- мне было сложно…

- я буду…

- Я надеюсь, что вы будите любить и беречь нашу природу, соблюдая выведенные нами правила поведения отдыхающего на природе. Наше занятие окончено.


































Дорожная карта организации внеурочной проектной деятельности

ФИО участника_____________________

Класс 2

Предмет: окружающий мир

Тема: «Явления природы» (раздел «Природа»)

Тема проекта: «Какой должна быть температура в кабинете»

Исследуемый объект: кабинет начальных классов в аспекте параметра температуры

Цель проекта: проверить соответствие температуры воздуха в кабинете начальных классов установленным нормам

Продукт проекта: исследовательский отчет «Температура в моем классе»

Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

- проводить наблюдения, ставить опыты, используя лабораторное оборудование;

– находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач;

- анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения на простом уровне;

- представлять информацию в разных формах;

- работать с прибором, считывать и преобразовывать графическую, табличную информацию в словесную, делать выводы на основе результатов замеров.

Метапреметные УУД:

коммуникативные УУД 

- слушать и понимать окружающих, договариваться и распределять обязанности при работе в группе;

- строить письменные и устные высказывания, аргументировать свою точку зрения;

регулятивные УУД 

– определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической ;

- планировать и осуществлять простейшие эксперименты, анализировать результаты своей деятельности;

- выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально

- работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в том числе самостоятельно, используя икт;

- оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки.



Личностные УУД:

- осознавать границы своего знания-незнания;

-осознавать свои эмоции, адекватно выражать их и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей



Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Продукт

Подготовительный этап (деятельность, организованная на уроках окружающего мира и внеурочных занятиях)

Задача этапа:

1.Формирование познавательного интереса учащихся в исследовании температурных особенностей класса

Методы исследования:

  1. Анализ текста

  2. Проведение замеров температуры




1.Анализ способов измерения температуры в различных средах.



2. Знакомство с единицами измерения температуры.





3.Создание проблемной ситуации о влиянии температуры воздуха в классе на работоспособность учащихся

1. Учатся измерять температуру воды, тела.





2. Осознают теоретические основы единиц измерения температуры.



3.Осознание вероятности взаимосвязи температуры окружающей среды и работоспособности человека















Интеллектуальная потребность определения температуры воздуха в различных зонах классного кабинета

Исследовательский этап (деятельность на внеурочном занятии «Какой должна быть температура в кабинете»)

Задачи этапа:

    1. Формировать умение планировать собственную исследовательскую деятельность.

    2. Расширить знания учащихся способах измерения температуры

2.Формировать умение измерять температуру с помощью лабораторного диска

3.Проанализировать показания результатов исследования

4.Формировать умение представлять результаты работы



Методы исследования:

  1. Анализ текста

  2. Лабораторный опыт

  3. Анализ полученных данных

  4. Синтез

  5. Сравнение

  6. Обобщение

1. Актуализация знаний учащихся о температуре и способах ее измерения





2.Подведение учащихся к формулированию темы, цели проекта, задач исследования, гипотезы.



3.Деление учащихся на исследовательские микрогруппы.



4.Организация лабораторного исследования в соответствие с задачами исследования.



5. Организация работы по оформлению результатов исследования.









6. Организация последовательности предоставления отчета исследования.



7. Подведение к общим выводам исследования

1. Воспроизводят информацию, изученную ранее









2. Формулируют тему проекта, выдвигают задачи, выдвигают гипотезу



3. Принимают задачи исследования в соответствие с обозначенной ролью



4. Проведение лабораторного исследования.





5. Оформление полученных результатов в таблицу, сопоставление данных с показателями нормы





6. Оформление и представление результата исследования.





7.Формулирование общих выводов исследования

Исследовательский устный отчет «Температура в моем классе»

Заключительный этап (деятельность на внеурочном занятии «Температура моего кабинета»)

Задачи этапа:

1.Обобщить результаты работы

2.Организовать анализ совместной деятельности детей



Методы исследования:

1.Анализ полученных данных

2.Системный анализ


1.Руководство подготовкой информационного стенда «Температура в моем классе».



2.Организация рефлексии в микрогруппах, в аспекте:

-достижения поставленной цели и решения задач;

-оценки вклада каждого участника.



3. Организация планирования тем последующих исследований

1. Оформляют стенд «Температура в моем классе»







2.Осуществляют рефлексию по выделенным аспектам.













3.Определяют темы возможных исследований в рамках внеурочной проектной деятельности по окружающему миру


Оформление результатов исследования в информационный стенд.

Определение перспектив работы.



























План-конспект занятия



1. Актуализация знаний учащихся о температуре и способах ее измерения

- Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы будем задавать много вопросов, отвечать на них не только устно, но и практическим путём через опыты, наблюдения и эксперимент. Будет очень интересно.

-Ребята, когда мы произносим слова "тепло", "холодно", "горячо",что мы имеем в виду?

-Правильно. Температура показывает , насколько тёплым или холодным является тот или иной предмет.

- На уроках окружающего мира вы познакомились с прибором для измерения температуры. Как он называется?

- В каких единицах измеряется температура традиционно в нашей стране? (В Цельсиях)

- Предлагаю вспомнить, какие есть термометры. Посмотрите на интерактивную доску. Здесь вы видите изображения термометра и названия видов термометра.

(ртутный термометр, электронный термометр, термометр для измерения температуры на улице, термометр для измерения температуры в помещении, термометр для воды, термометр для определения температуры пищи.)

- Выходите по очереди к доске и соотносите название с изображением. Если вы сделаете правильный выбор, то услышите звук апплодисметов.

- Молодцы.

2.Формулирование учащимися темы проекта, задач, гипотезы



- Скажите в нашем кабинете тепло или холодно?

- А можете ли вы сказать какая температура точно?

- Можем ли мы утверждать, что температура везде в классе одинаковая?



- А какой должна быть температура в классе?

- А влияет ли температура в классе на нашу работу?



-Как вы  думаете, чем мы будем сегодня заниматься, какова будет тема исследования?

Слайд Тема проекта: «Определение температуры воздуха в кабинете»

- Мы выступим с вами в роли ученых-исследователей. Как вы думаете, какая цель стоит перед нами в рамках решения проекта

Слайд   Цель проекта:  определить температуру в разных зонах кабинета

- Какие задачи мы поставим перед собой?

Слайд

  • Узнать какой должна быть температура в классе

  • Узнать как температура влияет на работу учеников класса

  • Определить температуру в разных зонах классного кабинета

  • Сравнить показатели температуры

  • Сделать выводы, о соответствии температуры установленным нормам.



- Проводя исследование, ученые всегда выдвигают гипотезы. Сформулируйте варианты гипотезы.

- Позвольте, я обобщу ваши мнения в такую гипотезу.

Слайд   Гипотеза исследования: Если в классной комнате температура будет благоприятной, то нам будет комфортно работать и отдыхать в классе



3.Деление учащихся на исследовательские микрогруппы в соответствие с научным направлением. Предъявление задач исследования

- Вы будете работать в парах (можете взять 4 человека).

- Сейчас мы составим правила работы. Прочитайте различные способы работы в парах и назовите те, которые нужно соблюдать, а остальные мы выбросим в «мусор»

РАБОТАЕМ ДРУЖНО, НО НЕ ГОВОРИМ ВСЕ СРАЗУ

ГОВОРИ ГРОМКО

КОГДА ГОВОРИТ ОДИН, ДРУГОЙ - СЛУШАЕТ

ВСЕ СМОТРЯТ НА ГОВОРЯЩЕГО

НЕ СОГЛАСЕН – СПОРЬ

НЕ СОГЛАСЕН – ДОСЛУШАЙ, И СКАЖИ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ

ЕСЛИ НЕ ПОНЯЛ, ПЕРЕСПРОСИ

В РАБОТЕ ДЕЛАЙ ТОЛЬКО ТО, ЧТО ИНТЕРЕСНО

КАЧЕСТВЕННО ВЫПОЛНЯЙ СВОЮ РАБОТУ

ВСЕГДА ПРОВЕРЯЙ ПРАВИЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

- Итак, какие правила вы оставите? (дети называют, Вы их относите к !, потом ненужные перетяните в мусор)

- Соблюдайте их, они условие вашей работы.

Прежде чем проводить исследование, как истинные ученые познакомимся с теорией. Сейчас каждый из вас получит информацию о требованиях к норме температуры воздуха в классе и влиянии температуры на работу учеников. Это теоретическая база вашего исследования. Эта информация вам пригодится для формулировки выводов, поэтому будьте внимательны. На работу я вам даю 1 минуту.

- В работе обратите внимание на показатели нормы температуры в кабинете.

1.Температура воздуха в учебных помещениях и кабинетах должна составлять 18 - 24°С

2. Если температура воздуха выше 24°С, то появляется слабость, сонливость, понижается работоспособность младшего школьника.

3. Если температура воздуха менее 18°С, то это может привести к общему дискомфорту и простудным заболеваниям.

4. Учебные помещения проветриваются во время перемен.


4.Организация лабораторного исследования в соответствие с задачами исследования.

- Предлагаю вам провести научное исследование и определить температуру воздуха в кабинете. Посмотрите внимательно в таблицу, там указано, где конкретно вам проводить замеры. Первая группа, вы будете определять температуру у окна, а вторая на своем месте – это центр класса.

- Результаты исследования вы занесете в таблицу.

- Работая, распределите обязанности между собой:

- кто замеряет, кто фиксирует.

- Ребята, сегодня мы будем работать с лабораторным диском. Давайте ознакомимся с алгоритмом работы. Послушайте его внимательно.

Алгоритм работы с лаб.диском.

- Возьмите стилус, прикрепленный к нижней части крышки лаб.диска.

- Работая с сенсорным экраном, пользуйтесь только стилусом.

- Подсоедините измерительное устройство в разъем датчика температуры.

- Нажмите стилусом на сенсорном экране функцию «собрать» - температура

- Результаты исследования вы занесите в таблицу.

Норма температуры

Температура у окна

18 - 24°С



Норма температуры

Температура в центре класса

18 - 24°С



- Первая пара вы остаетесь на месте и делаете замеры, если будут вопросы вы можете мне их задать, подняв руку. А вторая пара вы проходите вместе со мной к окну.
Повторить алгоритм работы

Алгоритм работы с лаб.диском.

- Отсоедините карандаш, прикрепленный к нижней части лаб.диска.

- Работая с сенсорным экраном, пользуйтесь только карандашом.

- Вставьте измерительное устройство в разъем датчика температуры.

- Нажмите карандашом на сенсорном экране функцию «собрать» - температура

- Результаты исследования вы занесите в таблицу.


- Пусть полученные результаты пока останутся тайной исследования

5. Организация работы по оформлению результатов исследования.

- Итак, вы получили результаты. Свои выводы вы представите по плану (вывести на экран):

1. Какой показатель температуры воздуха является нормой

2. Какие показатели вы получили.

3. Как влияет температура в классном кабинете на нашу работу


Определите, кто из вашей исследовательской группы будет выступать.

- На подготовку я даю вам 2 минуты.

В качестве шаблона выступления вы можете воспользоваться памяткой.

Памятка.

Мы проводили исследование по температуры классного кабинета Нормальным показателем является 18-24°С, мы получили такие данные ___________________________________________________________

Таким образом, можно сделать вывод, что температура в центре класса соответствует (или не соответствует) норме. Поэтому температура воздуха в классе в центральной зоне является (не является) благоприятной для учебы и отдыха.


Памятка.

Мы проводили исследование по температуры классного кабинета Нормальным показателем является 18-24°С, мы получили такие данные ___________________________

Таким образом, можно сделать вывод, что температура у окна соответствует (или не соответствует) норме. Поэтому температура воздуха в классе в зоне окна является (не является) благоприятной для учебы и отдыха.


6. Организация последовательности предоставления отчета исследования (презентация).

- Приглашаю представителей 1-й пары.

- Приглашаю представителей 2-й пары.

7. Подведение к общим выводам исследования

- Какие же мы можем сделать выводы?

-Посмотрите на слайд, что мы оставим

ТЕМПЕРАТУРА В центре класса СООТВЕТСТВУЕТ УСТАНОВЛЕННОЙ НОРМЕ

ТЕМПЕРАТУРА В центре класса ВЫШЕ УСТАНОВЛЕННОЙ НОРМЫ

ТЕМПЕРАТУРА В центре класса НИЖЕ УСТАНОВЛЕННОЙ НОРМЫ


ТЕМПЕРАТУРА у окна СООТВЕТСТВУЕТ УСТАНОВЛЕННОЙ НОРМЕ

ТЕМПЕРАТУРА у окна ВЫШЕ УСТАНОВЛЕННОЙ НОРМЫ

ТЕМПЕРАТУРА у окна НИЖЕ УСТАНОВЛЕННОЙ НОРМЫ

-Давайте вспомним гипотезу нашего исследования:

СЛАЙД: Если в классной комнате температура будет соответствовать установленным нормам, мы будем комфортно себя чувствовать.

- Соответствует ли температура установленным нормам?

- Как вы себя чувствуете?

- Как вы считаете, подтвердилась ли наша гипотеза? Почему?


- Оцените сою работу, продолжите фразу:

Мне понравилось…

Я узнала…

Я довольна собой…

- Спасибо за работу, в будущем вы вполне можете стать исследователями в различных направлениях наук



Дорожная карта организации внеурочной проектной деятельности

ФИО участника_____________________

Класс 4

Предмет: окружающий мир

Тема : Из книжной сокровищницы Руси (раздел: Страницы истории России)

Тема проекта: "Развитие письменности на Руси"

Исследуемый объект: история развития письменности

Цель проекта- Знакомство с историей развития письменности на Руси и ее значением для человека.

Задачи:

  1. Систематизировать и расширить знания учащихся о создателях славянской азбуки.

  2. Определять сходства и различия современной и славянской азбук.

  3. Создать книгу «История письма».

  4. Обобщить результаты исследования.

Продукт проекта: книга «История письма»

Планируемые результаты :

Предметные УУД:

  • понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения;

  • работать с информацией из различных источников, систематизировать и обобщать знания и представления, преобразовывать зрительную информацию в словесную, делать выводы;

  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

  • представлять информацию в разных формах.



коммуникативные УУД :

  • слушать и понимать окружающих, договариваться и распределять обязанности при работе в группе;

  • доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать;

  • строить письменные и устные высказывания, аргументировать свою точку зрения.



регулятивные УУД :

  • определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической ;

  • планировать и осуществлять простейшие исследования, анализировать результаты поисковой деятельности;

  • выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально

  • работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в том числе самостоятельно, используя икт;

  • оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки.

Личностные:

  • осознавать границы своего знания-незнания;

  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

  • сознавать свои эмоции, адекватно выражать их и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей



Этап

Деятельность учителя



Деятельность учащихся


Продукт

1.Подготовительный этап: деятельность, организованная на уроках окружающего мира (раздел: Страницы истории России); и внеурочных занятиях.

Задачи:

    1. Познакомиться с создателями славянской азбуки.

    2. Создать условия для осознанного понимания того, что Древняя Русь была страной высокой культуры.

Методы:

  • Поисковый метод

  • Синтез

  • Исторический метод

  • Системный анализ


1.Беседа по теме:

Роль книги в развитии культуры.

2.Организация работы с кратким содержанием свода повести временных лет.







3.Создание проблемной ситуации ориентированной на поиск ответов на вопросы:

  1. Как развитие человечества связано с возникновением письменности?

  2. Как изменялись носители информации от древних времён до современности?


    1. Уяснение роли книги в развитии культуры.


    1. Избирательное чтение и аспектный анализ повести временных лет. (Поучения Владимира Мономаха, Песнь о вещем Олеге)



3. Подбор иллюстративного материала и разработка мини-сообщений в рамках проектного направления.



Познавательная потребность овладения информацией о роли книги в развитии культуры и человека.









Иллюстрации и мини-сообщения.

2.Исследовательский этап (деятельность на внеурочном занятии «История развития письменности на Руси»)

Задачи:

  1. 1. Определять сходства и различия современной и славянской азбук.

  2. 2. Создать книгу «История письма».

  3. 3. Обобщить результаты исследования.

Методы:

  1. Теоретический анализ и синтез

  2. Гипотетический метод

  3. Практический метод

1.Подведение учащихся к формулированию темы проекта, цели, задач, гипотезы исследования

1. Формулируют тему, цель проекта, определяют задачи, выдвигают гипотезу

















Книга «История письма»

2. Деление учащихся на исследовательские микрогруппы


2. Осознают и принимают задачи исследования в соответствие с тематическим полем проектной деятельности.




3.Организация о исследования в соответствие с задачами исследования: формулировка вопросов,

на которые нужно

ответить, заданий для

микрогрупп.


3. Проведение исследования.










4. Организация работы по оформлению результатов исследования.

4. Обобщение

полученных результатов.


5. Подведение к общим

выводам исследования

5.Формулирование общих выводов исследования

3.Заключительный этап


Задачи:

1.Обобщить результаты исследования

2.Способствовать формированию интереса учащихся к дальнейшему изучению истории.


Методы:

  1. Обобщение

  2. Системный анализ

1.Организация рефлексии в аспекте:

-достижения поставленной цели и решения задач, подтверждения гипотезы;

-оценки вклада каждого участника.


1.Осуществляют рефлексию по выделенным аспектам.







Определение перспектив работы с целью формирования познавательного интереса к дальнейшему изучению истории.


2. Организация планирования тем последующих исследований


2. Определяют темы возможных исследований в рамках внеурочной проектной деятельности по окружающему миру





























  1. Приветствие

Здравствуйте ребята, я очень рада всех вас видеть. Присаживайтесь.

2.Эмоциональный настой.

Аз и буки, и глаголь,

Азбуку учить изволь!

Без нее ты никуда,

Не слагаются слова!

Письменность, культура наши,

До сих пор ведут вперед,

От души гордимся этим,

Знанья азбуки- полет!


- Ребята, зачем нам нужна письменность? (Мы можем общаться друг с другом на расстоянии, писать письма, узнавать много нового из книг, учебников, журналов). 

- А как возникла письменность, вы знаете?

- Для того чтобы проверить ваши предположения ( Для того чтобы узнать это) я предлагаю вам попробовать себя в роли исследователей.

- Какова тема нашего исследования.

(История развития письменности на Руси)

- Какую цель мы перед собой поставим?

( Познакомиться с историей развития письменности на Руси)

- А как вы думаете, связаны ли этапы развития письменности и развитие человека?

(Продолжение цели)

(и показать ее значение для человека)

- А какие задачи?

1.Познакомиться с создателями славянской азбуки.

2.Определять сходства и различия современной и славянской азбук.

3.Создать книгу «История письма».

4.Обобщить результаты исследования.

5. Способствовать формированию интереса учащихся к дальнейшему изучению истории.

- Раз мы с вами сегодня выступаем в роли исследователей, я предлагаю вам выдвинуть гипотезу- предположение. По формуле

Если бы не существовало письменности, то ……человек не смог бы передавать свои знания и опыт.

- Молодцы ребята.




Формирование творческих групп

-Вспомните правила работы в группах.

( Перетаскивание на смарт-доске)

РАБОТАЕМ ДРУЖНО, НО НЕ ГОВОРИМ ВСЕ СРАЗУ

ГОВОРИ ГРОМКО

КОГДА ГОВОРИТ ОДИН, ДРУГОЙ - СЛУШАЕТ

ВСЕ СМОТРЯТ НА ГОВОРЯЩЕГО

НЕ СМОТРИ НА ГОВОРЯЩЕГО

НЕ СОГЛАСЕН – СПОРЬ

НЕ СОГЛАСЕН – ДОСЛУШАЙ, И СКАЖИ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ

ЕСЛИ НЕ ПОНЯЛ, ПЕРЕСПРОСИ

В РАБОТЕ ДЕЛАЙ ТОЛЬКО ТО, ЧТО ИНТЕРЕСНО

КАЧЕСТВЕННО ВЫПОЛНЯЙ СВОЮ РАБОТУ

ВСЕГДА ПРОВЕРЯЙ ПРАВИЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ



2.1 Наскальные рисунки

Ребята, а вы знаете, что предшествовало появлению письменности?

- Для того, чтобы это узнать. Я предлагаю вам прочитать текст на желтых карточках.

Давно древние люди передавали друг другу информацию, рисуя животных, сцены охоты на скалах и камнях. Это были первые шаги человека к созданию письменности. Наскальная живопись сохранилась до наших дней.

- Итак, что же предшествовало появлению письменности?

(Наскальная живопись)

- Возьмите планшеты. Определите, кто в паре кто ищет информацию, а кто контролирует.

( Инструкция по пользованию планшета. Поиск картинок в яндексе)

- Для чего люди делали наскальные рисунки?

2.2. Пиктография

- Предположите, как дальше могла развиваться письменность? Что произошло потом?

- Для того чтобы проверить ваши предположения, изучите текст на зеленых карточках.

Затем люди стали заменять рисунки символами. Что бы информация сохранилась дольше, первобытные люди стали выбивать силуэты животных и символы на скалах острым камнем. Такой вид письма получил название- пиктография, а сами символы называются пиктограммами.

- Ребята, так как назывался следующий период развития письменности?

Я предлагаю вам выполнить следующую работу.

На столах у вас лежат отдельные синие карточки. Представьте себе, как люди не знающие букв, могли написать такие фразы. Попробуйте с помощью пиктограмм записать эти предложения.

( на листах А4, маркерами)

(Мы идем ловить рыбу.

Я вижу солнце.)

-Пожалуйста, первая пара. Продемонстрируйте свою пиктограмму, остальные попробуйте догадаться, что здесь хотели написать ваши одноклассники.

- Как вы думаете, существуют ли пиктограммы в наше время? Какие?


2.3. Древнерусский алфавит.


- А удобно ли было пользоваться пиктограммами?

- Почему?

- Правильно, искажалась информация. Поэтому люди придумали алфавит. На уроке окружающего мира мы с вами знакомились с создателями первой славянской азбуки, помните ли вы их?

(Кирилл и Мефодий)

- А как она называлась?

-Обратите внимание на информацию размещенную на .


Славянская азбука удивительна и до сих пор считается одной из самых удобных систем письма. А имена Кирилла и Мефодия, «первоучителей словенских», стали символом духовного подвига.  Они помнили и о том, что буквы должны быть красивыми, и чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. В славянской азбуке было 43 буквы, а называлась она Кириллицей. Но была и другая азбука, которая называлась Глаголицей. Кириллица и глаголица отличались по форме их букв. В кириллице форма букв была геометрически простой, четкой и удобной для письма. Форма букв глаголицы, наоборот, была чрезвычайно сложной и замысловатой, со множеством завитков, петель и т.п. 

-Что нового вы узнали?

- Первая буква славянского алфавита А называлась АЗ. Б-Буки

-Попробуйте прочитать вместе эти буквы, что получаетс?

(Азбуки)

- Какой мы можем сделать вывод?

(Первая азбука называлась по двум первым буквам)

- У вас на столах лежат памятки. На них представлены буквы русского алфавита- а напротив их прочтение на славянском.

Все мы знаем простое слово мама. Все 2 буквы и 2 слога. А давайте узнаем, как бы оно читалось на славянском.

- ….пожалуйста, прочитай.

- Понятно ли вам было? А почему?

2.4. Современный русский алфавит.

- Да, славянский афавит был сложен для прочтенияя.

- Поэтому при Перт 1 была произведена реформа и количество букв в русском алфавите изменилось.

- Какое количество букв в нем содержится?

Посмотрите, пожалуйста, на слайд.

- Посмотрите на эти книги. Что необычного вы заметили?

- Давайте рассмотрим страницы этой книги. Какие они?

- Характерные черты первой буквы. Витиеватость, яркость, большой формат.

2.5. Книга «История развития письменности»

- Я предлагаю вам побывать в роли славянских книгописцев и оформить первую заглавную букву страницы книги. «История письма»

- Но для начала давайте вспомним периоды развития письменности.

У вас на столах лежат страницы, рисунки и цветные карандаши. Я предлагаю вам подобрать рисунки, которыее соответствуют тексту и оформить первую заглавную букву. Приступаем к работе.

(оформление страницы книги)

- Какая страница будет первой? Второй?

- Пожалуйста,… кто первый представит свою страницу?

2.6. Подведение итогов

- Проводя исследование мы смогли решить поставленные задачи.

(Слайд с задачами)

Узнали больше о создателях славянской азбуки. Определили сходства и различия современной и славянской азбук, обобщили результаты исследования и на их основе создали книгу «История письма».

- Можем ли мы сказать, что наши предположения (гипотеза) подтвердились?

(слайд)

- Спасибо всем за хорошую работу, наше занятие окончено.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!