СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вокруг тебя - мир 8 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по Вокруг тебя - мир 8 класс , включает в себя пояснительную записку,  учебно-тематический план, содержание программы, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 9 класса, перечень учебно-методического обеспечения, подробный календарно- учебный план на 35 часов

Просмотр содержимого документа
«Вокруг тебя - мир 8 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СЕВЕРНОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ОСТАНИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА


«Согласовано»

Руководитель ШПО

________ Коверенко Е.А.

Протокол № ___ от «__»

__________________2015г.


«Согласовано»

И.о. заместитель директора по УВР МКОУ Останинской ОШ

______Е.В. Карписонова

«__»_____________2015г.


«Утверждаю»

Директор МКОУ Останинской ОШ

_____________Н.М. Ганич

Приказ № ___ от «__»______________2015г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Коверенко Елены Александровны

8 класс



ПРЕДМЕТ : курс « Вокруг тебя мир» .

КОЛ-ВО ЧАСОВ : 36 часов ( 1 час в неделю ) КОЛ-ВО УЧАЩИХСЯ: 4 .

УМК: Вокруг тебя - Мир … : Книга для ученика. 8 класс / Авт.- сост . А . Сухарев Дериваз, В.Ю. Выборнова,и др– М. изд. ООО «Гендальф», 2002.

ПРОГРАММА для основных общеобразовательных школ . 2007 г




Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «__»______________2015 г.













2015-2016 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа разработана в рамках образовательной программы «Распространение знаний о международном праве в общеобразовательных учреждениях РФ», в которой участвуют три стороны: Министерство образования РФ, Международный Комитет Красного Креста (МККК) и Российское общество Красного Креста.

Цель курса: распространение знаний о нормах международного гуманитарного права в рамках таких учебных дисциплин:

 в обществознании: дать элементарные знания об основополагающих принципах и нормах международного гуманитарного права, которые в системе будут изучаться в старших классах;

 в литературе: показать роль принципа гуманности в отобранных для анализа и обсуждения произведениях.

Курс предполагает формирование системы нравственных ценностей учащихся. Усвоение понятий происходит пошагово: теоретическое осмысление; выделение признаков понятия в процессе работы над многозначной семантикой слова; рассмотрение данного понятия как приложимого или неприложимого в связи с положительными или отрицательными поступками персонажей в контексте анализа литературного произведения.

Существенным моментом в работе по данной программе будет являться опора на собственный опыт учащихся.

Таким образом, задачи курса:

1. Ориентировать на понимание необходимости гуманного отношения к человеку, закреплённого документами МККК.

2. Формировать системы нравственных ценностей учащихся (доброе и демократичное отношение детей друг к другу, терпимость, дипломатичность).

3. Учить оценивать свои поступки и поступки своих товарищей с правовой точки зрения и отвечать за них.

4. Формировать читательский вкус, учить анализировать и оценивать художественное произведение, вести диалог, дискуссию.

Формы и методы работы.

Курс предполагает сообщения учителя, учащихся, выразительное чтение, чтение по ролям, пересказ, словарную работу, создание речевых ситуаций, которые разрешаются на основе жизненного опыта учащихся. Многие художественные произведения, включенные в программу, развивают творческое воображение ученика.

Предполагаемый результат:

Монологическое высказывание, мини-сочинения, реферат.


Общая характеристика УМК "Вокруг тебя - Мир..."

Данные пособия:

- дополняют учебники основного курса литературы;

- согласованы с основными программами по литературе, рекомендованными Министерством образования и науки Российской Федерации;

- решают задачи литературного образования в гармоничном сочетании с решением воспитательных задач. Это выражается в постановке общих целей образовательного и воспитывающего характера (ориентированных на понимание необходимости ограничивать насилие в конфликтных ситуациях, в том числе и в ситуациях вооруженного конфликта, исходя из принципа гуманности) и частных целей, способствующих решению задач литературного образования учащихся (формированию читательского вкуса, умению анализировать и оценивать художественное произведение, развитию творческого потенциала учащихся, их речи и т.п.).

Художественные и публицистические произведения, помещенные в УМК, отличаются гуманистической направленностью. Предпочтение отдается текстам, принадлежащим

перу отечественных авторов. Отобранные фрагменты представляют собой достаточно завершенные части целого произведения.

Правовая информация вводится дозировано и адаптировано. Она адресована как ученику, так и учителю, что, с одной стороны, расширяет правовой кругозор последнего, а с другой - помогает подготовиться к разговору в классе.

От учеников не требуется безупречного знания правовой информации и употребления правовых терминов и понятий. Данный курс - пропедевтический и призван создать у учеников лишь самые общие представления об основных понятиях и нормах международного гуманитарного права, основанных на принципе гуманности.

Для УМК характерны:

- системность, преемственность и взаимосвязь всех трех компонентов - литературоведческого, этического, правового - внутри разделов каждой книги и между пособиями 5-8-го классов в целом;

- развивающий характер методики (активно-деятельностная модель, опора на жизненный опыт учащихся, проблемность, диалоговость, коммуникативность, интегративные методики и др.).

Место в учебном процессе

УМК может быть использован для подготовки системы уроков внеклассного чтения, системы уроков развития речи, а также для факультативного курса, спецкурса или курса по выбору.


Проблематика пособия.

Ответственность тех, кто участвует в конфликте (в том числе и в вооруженном), за выбор средств и методов  достижения цели.

Дополнительная информация исторического и правового характера.

Вводимые понятия. Ограничение, ответственность, цели, средства, методы, культура, культурные ценности, гражданские объекты.

Тексты, наиболее важные для понимания специфики курса (5-6 учебных часов): Р.Шекли "Абсолютное оружие", Д.Покровский "Очерки Москвы" (фрагмент), Л.Буссенар "Капитан Сорви-голова" (отрывок), Р.Брэдбери "Улыбка", М.Шолохов "Судьба человека" (отрывок), Ф.Искандер "Возмездие".


Раздел 1. В пределах допустимого

Гуманистический компонент. Стремление к цели связано с выбором средств, используемых для ее достижения. Для того, чтобы определить, какие средства допустимы, а какие  нет, важно осознать ответственность за возможные последствия  подобного выбора.

В экстремальной ситуации принятие такого решения представляет особую сложность.

Литературоведческий компонент.    Совершенствование навыков исследовательской работы; знакомство учащихся с художественными особенностями жанра новеллы.



О.Генри "Обращение Джимми Валентайна" (новелла)

Цели: общая - привлечь внимание учащихся к проблеме выбора определенных средств на пути достижения цели;

частные - продолжить совершенствование навыков исследовательской работы; познакомить учащихся с художественными особенностями жанра новеллы (факультативно).





Урок развития речи

Цели: общая - подготовить учеников к обсуждению проблем следующего раздела;

частные - продолжить формирование навыков владения активной лексикой, характеризующей нравственно-психологические особенности личности; развивать навыки аргументации, умение группировать и классифицировать.



Раздел 2. Какой ценой?

Гуманистический компонент. Тот, кто участвует в конфликте, несет ответственность за выбор средств и способов достижения цели.

Правовой компонент. В случае любого вооруженного конфликта  право воюющих сторон выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным.

Литературоведческий компонент. Художественные особенности научно- фантастического рассказа; анализ системы образов; анализ композиции лирического текста

Вводимые понятия. Военный объект, гражданские объекты, культура, культурные ценности, ограничение, средство, цель. 

Р.  Шекли "Абсолютное оружие" (рассказ) (3 часа)

Цели: общая - продолжить разговор с учащимися о важности выбора средств на пути достижения цели,  о необходимости сознавать ответственность за возможные последствия сделанного выбора;

частные - дать общее представление о фантастике и научной фантастике, познакомить с художественными особенностями научно-фантастического рассказа.

Урок развития речи

На материале фрагментов из мемуаров Д.Покровского "Очерки Москвы" (кулачный бой) и отрывка из повести Л.Буссенара "Капитан Сорви-голова"

Цели: общие - продолжить разговор об ответственности за выбор средств и методов для достижения поставленной цели применительно к ситуации вооруженного конфликта; познакомить учащихся с основными нормами по ограничению средств и методов ведения военных действий;

частныеразвивать умение работать с информативным текстом; развивать умение аргументировать; обогащение словарного запаса.



Р.Брэдбери "Улыбка" (рассказ)

Цели: общая  - обсудить с учениками всеобщую значимость культурных ценностей, необходимость их сохранения;

частная - продолжить работу по формированию умения анализировать систему образов; развивать навыки самостоятельной работы и  устного рассказывания.

 

Урок развития речи

На материале газетной статьи.

Цели: общие - продолжить разговор о необходимости защищать культурные ценности в ситуации вооруженного конфликта; продолжить разговор о нормах по ограничению средств и методов ведения войны, в соответствии с которыми в ситуации вооруженного конфликта культурные ценности не должны подвергаться нападению;

частные - развивать умения работать с информативным текстом и аргументировать; развивать творческие способностей на основе речевой ситуации.

 

И.Бунин "Люблю цветные стекла окон...", "У птицы есть гнездо..." (стихотворения)

Цели: общая - создать условия для разговора об отношении человека к дому, о чувствах, которые может испытывать человек, лишившийся дома;

частные - углубить знания школьников о композиции лирического стихотворения, закрепить навыки лексико-стилистического анализа поэтического текста; развивать умение сопоставлять близкие тематически тексты.

 

Урок развития речи

На материале фрагмента из рассказа М.Шолохова "Судьба человека"  и отрывках из воспоминаний Л.Ивановой

Цели: общие - привлечь внимание учащихся к переживаниям людей, лишившихся дома в ситуации вооруженного конфликта; продолжить разговор об ограничении средств достижения цели в ситуации вооруженного конфликта, в соответствии с которыми объекты, не служащие непосредственно военным целям не должны подвергаться нападению;

частные -  продолжить развитие умения работать с информативным текстом; развивать умение аргументировать


Раздел 3. Каждый выбирает...

Гуманистический компонент. Необходимо, чтобы избираемые средства были  соразмерны достигаемой цели. Соразмерность цели и средств, избираемых для ее достижения, особенно важна в экстремальных, конфликтных ситуациях (в том числе и в ситуациях вооруженного конфликта).

Правовой компонент. Наряду с принципом гуманности и ограничением средств и методов ведения военных действий, необходимость соразмерять цели и средства является одним из важнейших правил, которое должны соблюдать участники вооруженного конфликта.

Литературоведческий компонент. Совершенствование навыков исследовательской работы по сопоставлению персонажей литературного произведения.

Вводимые понятия: метод, соразмерить.

 

Ф. Искандер  "Возмездие" (рассказ)

Цели:

общая - привлечь внимание учащихся к проблеме соразмерности цели и средств, избираемых для ее достижения;

частные - продолжить совершенствование навыков сопоставительной характеристики персонажей; развития умения аргументировать.

Урок развития речи

Цели: общие - подвести итоги обсуждаемой в разделе проблемы; углубить представление о принципе соразмерности, лежащем в основе некоторых норм международного гуманитарного права; познакомить с историческим примером проявления военной хитрости в ситуации вооруженного конфликта;

частная - развитие творческих способностей; развитие умения обобщать и сопоставлять.

 Раздел 4. Под знаком Красного Креста

Гуманистический компонент. По мере развития силового конфликта людям может потребоваться медицинская помощь. Медицинский персонал, руководствуясь принципами гуманности и беспристрастности, должен оказывать помощь  всем без исключения, как в мирное, так и в военное время.

Правовой компонент. Понятие "медицинский персонал"; защита медицинского персонала в международном гуманитарном праве; эмблема красного креста или красного полумесяца на белом поле как защитный знак. Дополнительная информация: из истории Российского общества Красного Креста.

Литературоведческий компонент. Исторический фон художественного произведения, внутренний монолог как приём психологизма, жанр стихотворения в прозе, текстовая характеристика литературного героя, композиционно-организующие компоненты текста.

Вводимые понятия. Медицинский персонал, эмблема.

 

М.Булгаков "Стальное горло" (рассказ)

Цели: общие - обратить внимание на то, что деятельность медицинского персонала основывается на принципе гуманности; продолжить обсуждение проблемы трудности выбора модели поведения в экстремальной ситуации;

частные - углубить представление о внутреннем монологе как приеме психологизма, раскрывающем характер героя; развитие исследовательских способностей.

 

И.Тургенев "Памяти Ю.П.Вревской" (стихотворение в прозе)

Цели: общая - привлечь внимание к личности, для которой милосердие, гуманное отношение к страдающим стало основным жизненным принципом;

частныепознакомить с новым жанром -  стихотворением в прозе; развитие умения формулировать вывод.

 

С.Сергеев-Ценский "Первая русская сестра" (рассказ)

Уроки обучения написанию выборочного изложения.

Цели: общие - обратить внимание на то, что медицинский персонал в ситуации вооруженного конфликта не участвует в боевых действиях, и его деятельность по оказанию медицинской помощи в условиях вооруженного конфликта основывается на принципах гуманности и беспристрастности; подвести к пониманию того,  что медицинский персонал нуждается в защите, так как в его действиях реализуется одна из норм Женевских конвенций - оказание медицинской помощи всем нуждающимся в ней; познакомить с некоторыми страницами истории Российского Общества Красного Креста;

частные - закрепить навыки написания выборочного изложения; развивать общие навыки работы с художественным текстом и навыки составления текстовой характеристики литературного героя.

 

Урок развития речи

На основании отрывков из документальной повести С.Алексиевич "У войны - не женское лицо"

Цели: общая - подвести итог обсуждаемой в разделе проблеме; познакомить с основными нормами международного гуманитарного права, защищающими медицинский персонал;

частные - развивать навык анализа содержания научно-популярного текста; развитие навыка аргументации в письменной речи; развивать умение делать вывод по обсуждаемой проблеме с опорой на вспомогательные вопросы.

 

Раздел 5. По принципу гуманности 

Цели:  общие - познакомить учащихся с некоторыми принципами Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца; систематизировать представления по  международному гуманитарному праву и Международному движению Красного Креста и Красного Полумесяца, полученные учащимися в ходе работы в 5-7 классах;

частные - развивать умение самостоятельного анализа произведений с точки зрения их проблемно-тематической близости; развитие умения совершенствовать сделанные ранее самостоятельно выводы; развитие умения систематизировать понятия; развитие навыка групповой исследовательской работы; развитие навыка построения устного сообщения.

 

М.Пришвин "Голубая стрекоза"

Цели:

общая - продолжить разговор о роли медицинского персонала на войне, о проблеме оказания деятельной помощи конкретному человеку;

частная - продолжить работу над формированием умения выявлять функциональную роль метафор.

 

А.Ахматова "Памяти Вали" (стихотворение)

Цели:

общая - эмоционально подготовить к разговору об особой уязвимости детей в ситуации вооруженного конфликта;

частная - углубить представление учащихся о лирическом "я" автора поэтического текста.

 

В.Быков "Крутой берег реки" (рассказ)

Цели:

общие - углубить представление о гуманном отношении к человеку, продолжить обсуждение проблемы отдаленных последствий вооруженного конфликта для мирных людей;

частные - углубить представление о фабуле и сюжете; продолжить развитие навыков сравнения близких тематически текстов, а также навыков анализа системы персонажей.

 

Е.Носов "Белый гусь" (рассказ)

Цели:

общая продолжить обсуждение проблем гуманного отношения к беззащитным и ответственности за  их жизнь;

частные - формировать умение различать автора, рассказчика и участников событий; продолжить знакомство с юмором как особым художественным приемом; обратить внимание на роль пейзажа в осуществлении авторского замысла.

 


Урок развития речи.  Подведение итогов работы по книгам "Вокруг тебя - Мир..." в 5-8 классах

Цели: общие - подвести итог работы с 5-го по 8-й класс; убедиться в понимании учениками основной идеи и сквозных смысловых и понятийных линий всех книг УМК "Вокруг тебя - Мир...";

частные - развивать навыки самостоятельной исследовательской работы; развивать навык аргументации, умение обобщать и систематизировать.

 

№ п\п

Тема

Кол-во часов

Литературоведческий

компонент

Этический компонент

Правовой компонент

Этические и правовые понятия

Ведение (2 ч)

1

История замысла Международного комитета Красного Креста

1





2

Из истории Российского Красного креста

1





В пределах допустимого (3 ч)

3

В пределах допустимого. О.Генри. слово об авторе. О жанре новеллы

1

Совершенствование навыков исследовательской работы; художественные особенности жанра новеллы

Стремление к цели связано средств, используемых для ее достижения. Для того чтобы определить, какие средства допустимы, а какие нет, важно осознать ответственность за возможные последствия подобного выбора. В экстремальной ситуации принятие такого решения представляет особую сложность


Цель

Средство

4

О.Генри «Обращение Джимми Валентайна»

1

5

урок развития речи

1

Какой ценой? (16 ч)

6

Роберт Шекли. Слово об авторе. Фантастика. Научная фантастика.

1

Художественные особенности научно-фантастического рассказа, анализ системы образов, анализ композиции лирического текста






Художественные особенности научно-фантастического рассказа, анализ системы образов, анализ композиции лирического текста


















Тот, кто участвует в конфликте, несет ответственность за выбор средств достижения цели. Для ограничения последствий вооруженного конфликта необходимо ограничение воюющих в выборе средств достижения цели






Тот, кто участвует в конфликте, несет ответственность за выбор средств достижения цели. Для ограничения последствий вооруженного конфликта необходимо ограничение воюющих в выборе средств достижения цели




В случае любого вооруженного конфликта право воюющих сторон выбирать методы и средства ведения войны не является неограниченным





В случае любого вооруженного конфликта право воюющих сторон выбирать методы и средства ведения войны не является неограниченным











Военные и гражданские объекты


Культура


Культурные ценности


Ограничение


цивилизация













7

Р.Шекли «Абсолютное оружие»

1

8

Аналитическая работа по тексту Р.Шекли «Абсолютное оружие»


1

9

фрагмент из мемуаров Д.Покровского "Очерки Москвы" (кулачный бой)

1

10

Отрывок из повести Л.Буссенара "Капитан Сорви-голова"

1

11

Урок развития речи

На материале фрагментов из мемуаров Д.Покровского "Очерки Москвы" (кулачный бой) и отрывка из повести Л.Буссенара "Капитан Сорви-голова"

1

12

рассказ Р.Брэдбери «Улыбка»

1

13

урок развития речи (на материале газетной статьи)

1

14

15

стихотворения И.Бунина «Люблю цветные стекла окон…» и «У птицы есть гнездо…»

2

16-19

Рассказ М.Шолохова «Судьба человека»

4

20

из воспоминаний Л.Ивановой

1

21

урок развития речи (по отрывкам из рассказа М.Шолохова «Судьба человека» и из воспоминаний Л.Ивановой)


1

Каждый выбирает… (4)

22

Ф. Искандер. Слово о писателе

1

Совершенствование навыков исследовательской работы по сопоставлению персонажей литературного произведения

Необходимо, чтобы избираемые средства были соразмерны достигаемой цели. Соразмерность цели и средств, избираемых для ее достижения, особенно важна в экстремальной или конфликтной ситуации

Наряду с принципом гуманности и ограничением средств и методов ведения военных действий необходимость соразмерять цели и средства является одним из важнейших правил, которое должны соблюдать участники вооруженного конфликта

Метод


Соразмерность

23

24

рассказ Искандера «Возмездие»

2

25

урок развития речи (подведение итогов обсуждаемой проблемы)

1

Под знаком красного креста (5 ч )

26

рассказ М.Булгакова «Стальное горло

1

Исторический фон художественного произведения, внутренний монолог как прием психологизма, жанр стихотворения в прозе, текстовая характеристика литературного героя, композиционно-организующие компоненты текста

По мере развития силового конфликта людям может понадобиться медицинская помощь. Медицинский персонал, руководствуясь принципом гуманности и беспристрастности, должен оказывать помощь всем без исключения как в мирное, так и в военное время

Понятие «медицинский персонал»; защита медицинского персонала в международном гуманитарном праве; эмблема красного креста или красного полумесяца на белом фоне как защитный знак.

Дополнительная информация: из истории Российского общества Красного Креста

Медицинский персонал


Эмблема






27

стихотворение в прозе И.Тургенева «Памяти Ю.П.Вревской»

1

28

Рассказ С.Сергеева-Ценского «Первая русская сестра»)

1

29

Об организации медицинской помощи в России

1

30

Урок развития речи (обучение написанию изложения по рассказу С.Сергеева-Ценского «Первая русская сестра»)

1

По принципу гуманности (6 ч)

31

Рассказ М.Пришвина «Голубая стрекоза»

1

Функциональная роль метафор, лирическое «я» автора поэтического текста, фабула и сюжет, анализ системы персонажей, юмор как особый художественный прием, роль пейзажа





Дополнительная информация:


Принципы Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца



Гуманность


Беспристрастность


Нейтральность


Независимость


Добровольность


Единство


Универсальность

32

Стихотворение А.Ахматовой «Памяти Вали»

1

33

Рассказ В.Быкова «Крутой берег реки»

1

34

Рассказ Е.Носова «Белый гусь»

1

35-36

Подведение итогов работы по книгам "Вокруг тебя - Мир..." в 5-8 классах

2







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!