МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СЕВЕРНОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ОСТАНИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА
«Согласовано» Руководитель ШПО ________ Коверенко Е.А. Протокол № ___ от «__» __________________2015г. | «Согласовано» И.о. заместитель директора по УВР МКОУ Останинской ОШ ______Е.В. Карписонова «__»_____________2015г. | «Утверждаю» Директор МКОУ Останинской ОШ _____________Н.М. Ганич Приказ № ___ от «__»______________2015г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Коверенко Елены Александровны
8 класс
ПРЕДМЕТ : курс « Вокруг тебя мир» .
КОЛ-ВО ЧАСОВ : 36 часов ( 1 час в неделю ) КОЛ-ВО УЧАЩИХСЯ: 4 .
УМК: Вокруг тебя - Мир … : Книга для ученика. 8 класс / Авт.- сост . А . Сухарев Дериваз, В.Ю. Выборнова,и др– М. изд. ООО «Гендальф», 2002.
ПРОГРАММА для основных общеобразовательных школ . 2007 г
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____от «__»______________2015 г.
2015-2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана в рамках образовательной программы «Распространение знаний о международном праве в общеобразовательных учреждениях РФ», в которой участвуют три стороны: Министерство образования РФ, Международный Комитет Красного Креста (МККК) и Российское общество Красного Креста.
Цель курса: распространение знаний о нормах международного гуманитарного права в рамках таких учебных дисциплин:
в обществознании: дать элементарные знания об основополагающих принципах и нормах международного гуманитарного права, которые в системе будут изучаться в старших классах;
в литературе: показать роль принципа гуманности в отобранных для анализа и обсуждения произведениях.
Курс предполагает формирование системы нравственных ценностей учащихся. Усвоение понятий происходит пошагово: теоретическое осмысление; выделение признаков понятия в процессе работы над многозначной семантикой слова; рассмотрение данного понятия как приложимого или неприложимого в связи с положительными или отрицательными поступками персонажей в контексте анализа литературного произведения.
Существенным моментом в работе по данной программе будет являться опора на собственный опыт учащихся.
Таким образом, задачи курса:
1. Ориентировать на понимание необходимости гуманного отношения к человеку, закреплённого документами МККК.
2. Формировать системы нравственных ценностей учащихся (доброе и демократичное отношение детей друг к другу, терпимость, дипломатичность).
3. Учить оценивать свои поступки и поступки своих товарищей с правовой точки зрения и отвечать за них.
4. Формировать читательский вкус, учить анализировать и оценивать художественное произведение, вести диалог, дискуссию.
Формы и методы работы.
Курс предполагает сообщения учителя, учащихся, выразительное чтение, чтение по ролям, пересказ, словарную работу, создание речевых ситуаций, которые разрешаются на основе жизненного опыта учащихся. Многие художественные произведения, включенные в программу, развивают творческое воображение ученика.
Предполагаемый результат:
Монологическое высказывание, мини-сочинения, реферат.
Общая характеристика УМК "Вокруг тебя - Мир..."
Данные пособия:
- дополняют учебники основного курса литературы;
- согласованы с основными программами по литературе, рекомендованными Министерством образования и науки Российской Федерации;
- решают задачи литературного образования в гармоничном сочетании с решением воспитательных задач. Это выражается в постановке общих целей образовательного и воспитывающего характера (ориентированных на понимание необходимости ограничивать насилие в конфликтных ситуациях, в том числе и в ситуациях вооруженного конфликта, исходя из принципа гуманности) и частных целей, способствующих решению задач литературного образования учащихся (формированию читательского вкуса, умению анализировать и оценивать художественное произведение, развитию творческого потенциала учащихся, их речи и т.п.).
Художественные и публицистические произведения, помещенные в УМК, отличаются гуманистической направленностью. Предпочтение отдается текстам, принадлежащим
перу отечественных авторов. Отобранные фрагменты представляют собой достаточно завершенные части целого произведения.
Правовая информация вводится дозировано и адаптировано. Она адресована как ученику, так и учителю, что, с одной стороны, расширяет правовой кругозор последнего, а с другой - помогает подготовиться к разговору в классе.
От учеников не требуется безупречного знания правовой информации и употребления правовых терминов и понятий. Данный курс - пропедевтический и призван создать у учеников лишь самые общие представления об основных понятиях и нормах международного гуманитарного права, основанных на принципе гуманности.
Для УМК характерны:
- системность, преемственность и взаимосвязь всех трех компонентов - литературоведческого, этического, правового - внутри разделов каждой книги и между пособиями 5-8-го классов в целом;
- развивающий характер методики (активно-деятельностная модель, опора на жизненный опыт учащихся, проблемность, диалоговость, коммуникативность, интегративные методики и др.).
Место в учебном процессе
УМК может быть использован для подготовки системы уроков внеклассного чтения, системы уроков развития речи, а также для факультативного курса, спецкурса или курса по выбору.
Проблематика пособия.
Ответственность тех, кто участвует в конфликте (в том числе и в вооруженном), за выбор средств и методов достижения цели.
Дополнительная информация исторического и правового характера.
Вводимые понятия. Ограничение, ответственность, цели, средства, методы, культура, культурные ценности, гражданские объекты.
Тексты, наиболее важные для понимания специфики курса (5-6 учебных часов): Р.Шекли "Абсолютное оружие", Д.Покровский "Очерки Москвы" (фрагмент), Л.Буссенар "Капитан Сорви-голова" (отрывок), Р.Брэдбери "Улыбка", М.Шолохов "Судьба человека" (отрывок), Ф.Искандер "Возмездие".
Раздел 1. В пределах допустимого
Гуманистический компонент. Стремление к цели связано с выбором средств, используемых для ее достижения. Для того, чтобы определить, какие средства допустимы, а какие нет, важно осознать ответственность за возможные последствия подобного выбора.
В экстремальной ситуации принятие такого решения представляет особую сложность.
Литературоведческий компонент. Совершенствование навыков исследовательской работы; знакомство учащихся с художественными особенностями жанра новеллы.
О.Генри "Обращение Джимми Валентайна" (новелла)
Цели: общая - привлечь внимание учащихся к проблеме выбора определенных средств на пути достижения цели;
частные - продолжить совершенствование навыков исследовательской работы; познакомить учащихся с художественными особенностями жанра новеллы (факультативно).
Урок развития речи
Цели: общая - подготовить учеников к обсуждению проблем следующего раздела;
частные - продолжить формирование навыков владения активной лексикой, характеризующей нравственно-психологические особенности личности; развивать навыки аргументации, умение группировать и классифицировать.
Раздел 2. Какой ценой?
Гуманистический компонент. Тот, кто участвует в конфликте, несет ответственность за выбор средств и способов достижения цели.
Правовой компонент. В случае любого вооруженного конфликта право воюющих сторон выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным.
Литературоведческий компонент. Художественные особенности научно- фантастического рассказа; анализ системы образов; анализ композиции лирического текста
Вводимые понятия. Военный объект, гражданские объекты, культура, культурные ценности, ограничение, средство, цель.
Р. Шекли "Абсолютное оружие" (рассказ) (3 часа)
Цели: общая - продолжить разговор с учащимися о важности выбора средств на пути достижения цели, о необходимости сознавать ответственность за возможные последствия сделанного выбора;
частные - дать общее представление о фантастике и научной фантастике, познакомить с художественными особенностями научно-фантастического рассказа.
Урок развития речи
На материале фрагментов из мемуаров Д.Покровского "Очерки Москвы" (кулачный бой) и отрывка из повести Л.Буссенара "Капитан Сорви-голова"
Цели: общие - продолжить разговор об ответственности за выбор средств и методов для достижения поставленной цели применительно к ситуации вооруженного конфликта; познакомить учащихся с основными нормами по ограничению средств и методов ведения военных действий;
частные – развивать умение работать с информативным текстом; развивать умение аргументировать; обогащение словарного запаса.
Р.Брэдбери "Улыбка" (рассказ)
Цели: общая - обсудить с учениками всеобщую значимость культурных ценностей, необходимость их сохранения;
частная - продолжить работу по формированию умения анализировать систему образов; развивать навыки самостоятельной работы и устного рассказывания.
Урок развития речи
На материале газетной статьи.
Цели: общие - продолжить разговор о необходимости защищать культурные ценности в ситуации вооруженного конфликта; продолжить разговор о нормах по ограничению средств и методов ведения войны, в соответствии с которыми в ситуации вооруженного конфликта культурные ценности не должны подвергаться нападению;
частные - развивать умения работать с информативным текстом и аргументировать; развивать творческие способностей на основе речевой ситуации.
И.Бунин "Люблю цветные стекла окон...", "У птицы есть гнездо..." (стихотворения)
Цели: общая - создать условия для разговора об отношении человека к дому, о чувствах, которые может испытывать человек, лишившийся дома;
частные - углубить знания школьников о композиции лирического стихотворения, закрепить навыки лексико-стилистического анализа поэтического текста; развивать умение сопоставлять близкие тематически тексты.
Урок развития речи
На материале фрагмента из рассказа М.Шолохова "Судьба человека" и отрывках из воспоминаний Л.Ивановой
Цели: общие - привлечь внимание учащихся к переживаниям людей, лишившихся дома в ситуации вооруженного конфликта; продолжить разговор об ограничении средств достижения цели в ситуации вооруженного конфликта, в соответствии с которыми объекты, не служащие непосредственно военным целям не должны подвергаться нападению;
частные - продолжить развитие умения работать с информативным текстом; развивать умение аргументировать
Раздел 3. Каждый выбирает...
Гуманистический компонент. Необходимо, чтобы избираемые средства были соразмерны достигаемой цели. Соразмерность цели и средств, избираемых для ее достижения, особенно важна в экстремальных, конфликтных ситуациях (в том числе и в ситуациях вооруженного конфликта).
Правовой компонент. Наряду с принципом гуманности и ограничением средств и методов ведения военных действий, необходимость соразмерять цели и средства является одним из важнейших правил, которое должны соблюдать участники вооруженного конфликта.
Литературоведческий компонент. Совершенствование навыков исследовательской работы по сопоставлению персонажей литературного произведения.
Вводимые понятия: метод, соразмерить.
Ф. Искандер "Возмездие" (рассказ)
Цели:
общая - привлечь внимание учащихся к проблеме соразмерности цели и средств, избираемых для ее достижения;
частные - продолжить совершенствование навыков сопоставительной характеристики персонажей; развития умения аргументировать.
Урок развития речи
Цели: общие - подвести итоги обсуждаемой в разделе проблемы; углубить представление о принципе соразмерности, лежащем в основе некоторых норм международного гуманитарного права; познакомить с историческим примером проявления военной хитрости в ситуации вооруженного конфликта;
частная - развитие творческих способностей; развитие умения обобщать и сопоставлять.
Раздел 4. Под знаком Красного Креста
Гуманистический компонент. По мере развития силового конфликта людям может потребоваться медицинская помощь. Медицинский персонал, руководствуясь принципами гуманности и беспристрастности, должен оказывать помощь всем без исключения, как в мирное, так и в военное время.
Правовой компонент. Понятие "медицинский персонал"; защита медицинского персонала в международном гуманитарном праве; эмблема красного креста или красного полумесяца на белом поле как защитный знак. Дополнительная информация: из истории Российского общества Красного Креста.
Литературоведческий компонент. Исторический фон художественного произведения, внутренний монолог как приём психологизма, жанр стихотворения в прозе, текстовая характеристика литературного героя, композиционно-организующие компоненты текста.
Вводимые понятия. Медицинский персонал, эмблема.
М.Булгаков "Стальное горло" (рассказ)
Цели: общие - обратить внимание на то, что деятельность медицинского персонала основывается на принципе гуманности; продолжить обсуждение проблемы трудности выбора модели поведения в экстремальной ситуации;
частные - углубить представление о внутреннем монологе как приеме психологизма, раскрывающем характер героя; развитие исследовательских способностей.
И.Тургенев "Памяти Ю.П.Вревской" (стихотворение в прозе)
Цели: общая - привлечь внимание к личности, для которой милосердие, гуманное отношение к страдающим стало основным жизненным принципом;
частные - познакомить с новым жанром - стихотворением в прозе; развитие умения формулировать вывод.
С.Сергеев-Ценский "Первая русская сестра" (рассказ)
Уроки обучения написанию выборочного изложения.
Цели: общие - обратить внимание на то, что медицинский персонал в ситуации вооруженного конфликта не участвует в боевых действиях, и его деятельность по оказанию медицинской помощи в условиях вооруженного конфликта основывается на принципах гуманности и беспристрастности; подвести к пониманию того, что медицинский персонал нуждается в защите, так как в его действиях реализуется одна из норм Женевских конвенций - оказание медицинской помощи всем нуждающимся в ней; познакомить с некоторыми страницами истории Российского Общества Красного Креста;
частные - закрепить навыки написания выборочного изложения; развивать общие навыки работы с художественным текстом и навыки составления текстовой характеристики литературного героя.
Урок развития речи
На основании отрывков из документальной повести С.Алексиевич "У войны - не женское лицо"
Цели: общая - подвести итог обсуждаемой в разделе проблеме; познакомить с основными нормами международного гуманитарного права, защищающими медицинский персонал;
частные - развивать навык анализа содержания научно-популярного текста; развитие навыка аргументации в письменной речи; развивать умение делать вывод по обсуждаемой проблеме с опорой на вспомогательные вопросы.
Раздел 5. По принципу гуманности
Цели: общие - познакомить учащихся с некоторыми принципами Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца; систематизировать представления по международному гуманитарному праву и Международному движению Красного Креста и Красного Полумесяца, полученные учащимися в ходе работы в 5-7 классах;
частные - развивать умение самостоятельного анализа произведений с точки зрения их проблемно-тематической близости; развитие умения совершенствовать сделанные ранее самостоятельно выводы; развитие умения систематизировать понятия; развитие навыка групповой исследовательской работы; развитие навыка построения устного сообщения.
М.Пришвин "Голубая стрекоза"
Цели:
общая - продолжить разговор о роли медицинского персонала на войне, о проблеме оказания деятельной помощи конкретному человеку;
частная - продолжить работу над формированием умения выявлять функциональную роль метафор.
А.Ахматова "Памяти Вали" (стихотворение)
Цели:
общая - эмоционально подготовить к разговору об особой уязвимости детей в ситуации вооруженного конфликта;
частная - углубить представление учащихся о лирическом "я" автора поэтического текста.
В.Быков "Крутой берег реки" (рассказ)
Цели:
общие - углубить представление о гуманном отношении к человеку, продолжить обсуждение проблемы отдаленных последствий вооруженного конфликта для мирных людей;
частные - углубить представление о фабуле и сюжете; продолжить развитие навыков сравнения близких тематически текстов, а также навыков анализа системы персонажей.
Е.Носов "Белый гусь" (рассказ)
Цели:
общая - продолжить обсуждение проблем гуманного отношения к беззащитным и ответственности за их жизнь;
частные - формировать умение различать автора, рассказчика и участников событий; продолжить знакомство с юмором как особым художественным приемом; обратить внимание на роль пейзажа в осуществлении авторского замысла.
Урок развития речи. Подведение итогов работы по книгам "Вокруг тебя - Мир..." в 5-8 классах
Цели: общие - подвести итог работы с 5-го по 8-й класс; убедиться в понимании учениками основной идеи и сквозных смысловых и понятийных линий всех книг УМК "Вокруг тебя - Мир...";
частные - развивать навыки самостоятельной исследовательской работы; развивать навык аргументации, умение обобщать и систематизировать.
№ п\п | Тема | Кол-во часов | Литературоведческий компонент | Этический компонент | Правовой компонент | Этические и правовые понятия |
Ведение (2 ч) |
1 | История замысла Международного комитета Красного Креста | 1 | | | | |
2 | Из истории Российского Красного креста | 1 | | | | |
В пределах допустимого (3 ч) |
3 | В пределах допустимого. О.Генри. слово об авторе. О жанре новеллы | 1 | Совершенствование навыков исследовательской работы; художественные особенности жанра новеллы | Стремление к цели связано средств, используемых для ее достижения. Для того чтобы определить, какие средства допустимы, а какие нет, важно осознать ответственность за возможные последствия подобного выбора. В экстремальной ситуации принятие такого решения представляет особую сложность | | Цель Средство |
4 | О.Генри «Обращение Джимми Валентайна» | 1 |
5 | урок развития речи | 1 |
Какой ценой? (16 ч) |
6 | Роберт Шекли. Слово об авторе. Фантастика. Научная фантастика. | 1 | Художественные особенности научно-фантастического рассказа, анализ системы образов, анализ композиции лирического текста Художественные особенности научно-фантастического рассказа, анализ системы образов, анализ композиции лирического текста | Тот, кто участвует в конфликте, несет ответственность за выбор средств достижения цели. Для ограничения последствий вооруженного конфликта необходимо ограничение воюющих в выборе средств достижения цели Тот, кто участвует в конфликте, несет ответственность за выбор средств достижения цели. Для ограничения последствий вооруженного конфликта необходимо ограничение воюющих в выборе средств достижения цели | В случае любого вооруженного конфликта право воюющих сторон выбирать методы и средства ведения войны не является неограниченным В случае любого вооруженного конфликта право воюющих сторон выбирать методы и средства ведения войны не является неограниченным | Военные и гражданские объекты Культура Культурные ценности Ограничение цивилизация |
7 | Р.Шекли «Абсолютное оружие» | 1 |
8 | Аналитическая работа по тексту Р.Шекли «Абсолютное оружие» | 1 |
9 | фрагмент из мемуаров Д.Покровского "Очерки Москвы" (кулачный бой) | 1 |
10 | Отрывок из повести Л.Буссенара "Капитан Сорви-голова" | 1 |
11 | Урок развития речи На материале фрагментов из мемуаров Д.Покровского "Очерки Москвы" (кулачный бой) и отрывка из повести Л.Буссенара "Капитан Сорви-голова" | 1 |
12 | рассказ Р.Брэдбери «Улыбка» | 1 |
13 | урок развития речи (на материале газетной статьи) | 1 |
14 15 | стихотворения И.Бунина «Люблю цветные стекла окон…» и «У птицы есть гнездо…» | 2 |
16-19 | Рассказ М.Шолохова «Судьба человека» | 4 |
20 | из воспоминаний Л.Ивановой | 1 |
21 | урок развития речи (по отрывкам из рассказа М.Шолохова «Судьба человека» и из воспоминаний Л.Ивановой) | 1 |
Каждый выбирает… (4) |
22 | Ф. Искандер. Слово о писателе | 1 | Совершенствование навыков исследовательской работы по сопоставлению персонажей литературного произведения | Необходимо, чтобы избираемые средства были соразмерны достигаемой цели. Соразмерность цели и средств, избираемых для ее достижения, особенно важна в экстремальной или конфликтной ситуации | Наряду с принципом гуманности и ограничением средств и методов ведения военных действий необходимость соразмерять цели и средства является одним из важнейших правил, которое должны соблюдать участники вооруженного конфликта | Метод Соразмерность |
23 24 | рассказ Искандера «Возмездие» | 2 |
25 | урок развития речи (подведение итогов обсуждаемой проблемы) | 1 |
Под знаком красного креста (5 ч ) |
26 | рассказ М.Булгакова «Стальное горло | 1 | Исторический фон художественного произведения, внутренний монолог как прием психологизма, жанр стихотворения в прозе, текстовая характеристика литературного героя, композиционно-организующие компоненты текста | По мере развития силового конфликта людям может понадобиться медицинская помощь. Медицинский персонал, руководствуясь принципом гуманности и беспристрастности, должен оказывать помощь всем без исключения как в мирное, так и в военное время | Понятие «медицинский персонал»; защита медицинского персонала в международном гуманитарном праве; эмблема красного креста или красного полумесяца на белом фоне как защитный знак. Дополнительная информация: из истории Российского общества Красного Креста | Медицинский персонал Эмблема |
27 | стихотворение в прозе И.Тургенева «Памяти Ю.П.Вревской» | 1 |
28 | Рассказ С.Сергеева-Ценского «Первая русская сестра») | 1 |
29 | Об организации медицинской помощи в России | 1 |
30 | Урок развития речи (обучение написанию изложения по рассказу С.Сергеева-Ценского «Первая русская сестра») | 1 |
По принципу гуманности (6 ч) |
31 | Рассказ М.Пришвина «Голубая стрекоза» | 1 | Функциональная роль метафор, лирическое «я» автора поэтического текста, фабула и сюжет, анализ системы персонажей, юмор как особый художественный прием, роль пейзажа | | Дополнительная информация: Принципы Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца | Гуманность Беспристрастность Нейтральность Независимость Добровольность Единство Универсальность |
32 | Стихотворение А.Ахматовой «Памяти Вали» | 1 |
33 | Рассказ В.Быкова «Крутой берег реки» | 1 |
34 | Рассказ Е.Носова «Белый гусь» | 1 |
35-36 | Подведение итогов работы по книгам "Вокруг тебя - Мир..." в 5-8 классах | 2 | | | | |