Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».
Волкова Н.А. Ягоды.
Совместная деятельность воспитателя с детьми 5-7 лет.
“Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство
для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребёнка”.
Василий Александрович Сухомлинский
Направление «Познавательное развитие».
Образовательная область «Познание».
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора
Ознакомление с природой. Растительный мир.
Задачи.
Расширить знания детей о съедобных и ядовитых ягодах.
Познакомить с правилами безопасности при сборе ягод.
Обогащать природоведческий словарь детей.
Формировать умение детей узнавать ягоды по описанию.
Развивать детскую любознательность.
Содержание.
Вид деятельности | Задачи. |
Беседа «Лесные дары. Ягоды». | Расширить знания детей о съедобных и ядовитых ягодах. Познакомить с правилами безопасности при сборе ягод. Обогащать природоведческий словарь детей. Формировать умение детей узнавать ягоды по описанию. Развивать детскую любознательность. |
Беседа «Выставка ягод». | Расширять знания детей о ягодах, лесных и садовых. Формировать умение детей поддерживать беседу, задавать и отвечать на вопросы, не отклоняясь от темы. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия ягод. Закреплять умение называть слова с заданными звуками. Развивать детскую любознательность. |
Валентин Петрович Катаев «Дудочка и кувшинчик». | Поддерживать интерес детей к ягодам. Развивать внимание детей, умение заинтересовано слушать сказку. Побуждать детей рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. Помочь детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Формировать умение детей вести диалог с воспитателем, быть доброжелательным и корректным собеседником. Воспитывать положительное отношение детей к труду. Вызвать интерес к народным поговоркам. |
Пальчиковая игра «Ягоды». | Поддерживать интерес детей к ягодам. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия ягод. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей. Увеличить подвижность пальцев детей. |
Речевая игра «Ягоды». | Расширять знания детей о ягодах. Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими внешний вид и вкус ягод. Совершенствовать умение детей узнавать ягоды по описанию. Развивать слуховое внимание детей. |
Речевая игра «По лесочку я хожу». | Поддерживать интерес детей к лесным ягодам. Продолжать упражнять детей в согласовании слов. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия ягод, и прилагательными. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. |
Речевая ситуация «Расскажи о ягодах». | Расширять знания детей о ягодах. Упражнять детей в составление простого распространённого предложения. Совершенствоваться умение детей согласовывать существительное с несколькими прилагательными в предложении. |
Словесная игра «Ягодные загадки». | Формировать умение детей узнавать ягоды по описанию. Упражнять детей в умение подбирать слова, сходные по звучанию. Развивать слуховое внимание детей. Поддерживать интерес детей к загадкам. |
Хороводная игра «Хоровод в лесу». | Поддерживать интерес детей к дарам леса. Отрабатывать интонационную выразительность речи детей. Формировать певческие навыки детей, умение произносить слова отчётливо. Продолжать развивать у детей навыки инсценирования песен. |
Интеллектуальная разминка «Ягоды». | Закрепить знания детей о ягодах. Развивать слуховое внимание детей, сообразительность, логическое мышление. |
Беседа «Лесные дары. Ягоды».
Задачи. Расширить знания детей о съедобных и ядовитых ягодах. Познакомить с правилами безопасности при сборе ягод. Обогащать природоведческий словарь детей. Формировать умение детей узнавать ягоды по описанию. Развивать детскую любознательность.
Материал к деятельности: Презентация «Лесные дары. Ягоды».
Беседа.
— Дорогие друзья, путешествие начинаем, страну добрых великанов посещаем. Вот лес, волшебная страна, добрых великанов полна. Деревья-великаны нас встречают, лесными дарами угощают. Лесные дары – это ягоды, грибы, орехи. Какие дары леса нашли дети? (ответы детей).
— Лесные поляны ароматами нас встречают, какие ягоды они предлагают? (ответы детей).
— Земляника и клубника – это травянистое растение, с маленькими, красными, ароматными ягодами. Морошка – травянистое растение с круглыми, маленькими, оранжевыми ягодами. Дети, по лесу гуляем, какие ягоды замечаем? (ответы детей).
— Брусника, голубика, черника – кустарнички с сочными, вкусными ягодами. Дети, чем отличаются эти ягоды? (ответы детей).
— Ягоды брусники красные. Ягоды голубики голубые. Ягоды черники чёрные. Клюква – кустарничек с ярко-красными, кислыми ягодами. Дети, по лесу пройдём, кустарники найдём. Какие ягоды растут на кустарниках? (ответы детей).
— Здесь колючие кустарники растут, ягоды свои берегут. Дети, чем отличаются ягоды малины и ежевики? (ответы детей).
— Дети, как вы считаете, колючки где: на листьях, на ветках или на ягодах? (ответы детей).
— Шиповник колючки тоже выставляет, ягоды свои оберегает. Ягоды шиповника блестящие, твёрдые, гладкие. А эти кустарники добры, ягодами рады поделиться они. Ягоды облепихи сочные, мягкие, яркие. Ягоды смородины чёрные, мягкие, сочные.
Зрительная гимнастика «Чудеса».
— Дети, по лесу шагаем, деревья изучаем. Какие ягоды растут на деревьях? (ответы детей).
— Ягоды рябины красные, сочные, горьковатые. Ягоды черёмухи чёрные, твёрдые, терпкие. Ягоды полезны и вкусны, здоровье возвращают они. Дети, назовите, пожалуйста, съедобные лесные ягоды. (Ответы детей).
— Земляник, клубника, черника, морошка, облепиха, ежевика, малина, смородина, рябина, черёмуха – съедобные ягоды. Многие ягоды растут не только в лесах, но и в садах. Дети, какую садовую ягоду, мы не нашли в лесу? (крыжовник).
— Ягоды в лесу собираем, правила безопасности соблюдаем.
Ягоды с корнем не вырываем, растение не убиваем.
Ягоды осторожно собираем, о колючих ветках не забываем.
Кустарники и деревья не обижаем, ветки не ломаем.
Спелые ягоды собираем, зелёные в лесу оставляем.
К незнакомым ягодам не подходи, могут быть ядовиты они.
— В лесу много ядовитых ягод. Дети, ядовитые ягоды запоминайте, никогда их не срывайте. Ядовиты ягоды Крушины и Жимолости лесной. Не зря жимолость прозвали Волчьей ягодой.
Ядовиты ягоды Бересклета и Снежноягодника.
Ядовиты ягоды Паслёна и Белладонны.
Ядовиты ягоды Вороньего глаза и Ландыша.
— Дети, лесные ягоды вспоминаем, загадки отгадаем.
1. В наших водится лесах
На раскидистых кустах.
Куст колючками покрыт,
Неприступен он на вид,
Черна и круголика,
Растёт … (ежевика).
2. Куст с шипами, куст колючий,
Но совсем, совсем не злючий!
Розой он цветёт прелестной,
Ягод нет его полезней!
Молодой садовник
Посадил … (шиповник).
3. Кто любит её,
тот рад поклониться.
А имя дала ей родная землица.
Ты под листик загляни-ка!
Там лесная … (земляника).
4. Запасают её люди
Как лекарство при простуде.
Не страшны и грипп, ангина,
Если рядом есть … (малина).
5. Красненькие бусинки
Качаются на кочках.
Маленькие ягодки,
Твёрдые листочки.
Догадалась Вика,
Здесь растёт … (брусника).
— Потрясающе, дети! Загадки отгадали, ягоды по описанию узнали. До свиданья, до свиданья добрый лес, волшебный лес! За лесные дары от души благодарим, и «Спасибо!» говорим.
Беседа «Выставка ягод».
Задачи. Расширять знания детей о ягодах, лесных и садовых. Формировать умение детей поддерживать беседу, задавать и отвечать на вопросы, не отклоняясь от темы. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия ягод. Закреплять умение называть слова с заданными звуками. Развивать детскую любознательность.
Материал к деятельности: Картина «Ягоды».
(Список ягод:1-барбарис, 2-брусника, 3-виноград, 4-виктория, 5-голубика, 6-ежевика,
7-земляника, 8-калина, 9-клубника, 10-клюква, 11-крыжовник, 12-малина,
13-морошка, 14-рябина, 15-смородина, 16-черёмуха, 17-черника, 18-шиповник).
Беседа.
— Дорогие друзья, приглашаем вас на выставку. Дети, назовите, пожалуйста, одним словом, что экспонируют на нашей выставке? (ответы детей).
— Экспонаты выставки – ягоды. На выставке вы увидите ягоды лесов и садов. Какие ягоды вы знаете? (ответы детей). Педагог повторяет названные ягоды и показывает их на таблице. Затем педагог называет и показывает ягоды, которые не назвали дети.
— В далёкие, далёкие времена, чтобы собрать ягоды, люди шли в леса. Но не всегда человеку удобно идти в лес. Лес далеко, в лесу живут опасные животные. Выбрал человек растения с самыми вкусными плодами и посадил их возле своего дома. Дети, какие ягоды растут в наших садах? (ответы детей). Педагог показывает на таблице ягоды, которые называют дети. Затем педагог называет и показывает ягоды, которые не назвали дети.
— Чтобы отличить садовые и лесные ягоды, мы говорим: лесная земляника – садовая земляника, лесная малина – садовая малина. Ягоды, которые растут садах, крупнее и слаще лесных ягод. Человек годами отбирал растения с самыми сладкими и крупными ягодами. Но в лесных ягодах больше полезных витаминов. Поэтому люди собирают лесные ягоды. Дети, какие ягоды мы собираем в лесу? (ответы детей).
Педагог показывает на таблице ягоды, которые называют дети. Затем педагог называет и показывает ягоды, которые не назвали дети.
— Дети, название ягод произнесите, сочетание звуков «-ика» в конце слова ищите. В каких словах-ягодах звуки «-ика» в конце слова? (брусника, голубика, ежевика, земляника, клубника, черника).
— Дети, в игру играем, ягоды быстро называем. Я покажу ягоду, а вы её назовёте.
Педагог в разброс указкой показывает на ягоды, дети называют ягоды. Если дети знакомы с цифрами до 20, можно назвать номер ягоды.
— Дети, можно ли ягоды кушать сырыми, не варёными? (ответы детей).
— Ягоды не требуют специальной обработки, но обязательно ягоды нужно хорошо вымыть, перед тем как кушать. Дети, какие блюда, десерты можно приготовить из ягод? (ответы детей).
— Из ягод изготовляют варенье, повидло, джем, мармелад, леденцы. Из ягод выжимают соки, готовят морсы, варят компоты. Ягоды добавляют в пироги, торты, пирожные. Дети, назовите ваше любимое блюдо из ягод? (ответы детей).
— Дети, какие у вас вопросы по теме «Ягоды»?
Педагог отвечает на вопросы детей, предлагает задать вопрос малоактивным детям, контролирует, чтобы вопросы и ответы были строго по теме.
— Чудесно! Молодцы, дети! На выставке побывали, ягоды изучали.
Валентин Петрович Катаев
«Дудочка и кувшинчик».
Задачи. Поддерживать интерес детей к ягодам. Развивать внимание детей, умение заинтересовано слушать сказку. Побуждать детей рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. Помочь детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Формировать умение детей вести диалог с воспитателем, быть доброжелательным и корректным собеседником. Воспитывать положительное отношение детей к труду. Вызвать интерес к народным поговоркам.
Чтение.
— Дети, я вам прочитаю сказку детского писателя Валентина Петровича Катаева «Дудочка и кувшинчик».
Поспела в лесу земляника. Взял папа кружку, взяла мама чашку, девочка Женя взяла кувшинчик, а маленькому Павлику дали блюдечко. Пошли они в лес и стали собирать ягоду: кто раньше наберёт. Выбрала мама Жене полянку получше и говорит:
— Вот тебе, дочка, отличное местечко. Здесь очень много земляники. Ходи, собирай.
Женя вытерла кувшинчик лопухом и стала ходить. Ходила-ходила, смотрела-смотрела, ничего не нашла и вернулась с пустым кувшинчиком. Видит — у всех земляника. У папы четверть кружки. У мамы полчашки. А у маленького Павлика на блюдечке две ягоды.
— Мама, а мама, почему у всех у вас есть, а у меня ничего нету? Ты мне, наверное, выбрала самую плохую полянку.
— А ты хорошенько искала?
— Хорошенько. Там ни одной ягоды, одни только листики.
— А под листики ты заглядывала?
— Не заглядывала.
— Вот видишь! Надо заглядывать.
— А почему Павлик не заглядывает?
— Павлик маленький. Он сам ростом с землянику, ему и заглядывать не надо, а ты уже девочка довольно высокая.
А папа говорит: — Ягодки — они хитрые. Они всегда от людей прячутся. Их нужно уметь доставать. Гляди, как я делаю.
Тут папа присел, нагнулся к самой земле, заглянул под листики и стал искать ягодку за ягодкой, приговаривая:
— Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвёртая мерещится.
— Хорошо, — сказала Женя. — Спасибо, папочка. Буду так делать.
Пошла Женя на свою полянку, присела на корточки, нагнулась к самой земле и заглянула под листики. А под листиками ягод видимо-невидимо. Глаза разбегаются. Стала Женя рвать ягоды и в кувшинчик бросать. Рвёт и приговаривает:
— Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвёртая мерещится.
Однако скоро Жене надоело сидеть на корточках.
— Хватит с меня, — думает. — Я уж и так, наверное, много набрала.
Встала Женя на ноги и заглянула в кувшинчик. А там всего четыре ягоды. Совсем мало! Опять надо на корточки садиться. Ничего не поделаешь. Села Женя опять на корточки, стала рвать ягоды, приговаривать:
— Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвёртая мерещится.
Заглянула Женя в кувшинчик, а там всего-навсего восемь ягодок — даже дно ещё не закрыто.
— Ну, — думает, — так собирать мне совсем не нравится. Всё время нагибайся и нагибайся. Пока наберёшь кувшинчик, чего доброго, и устать можно. Лучше я пойду, поищу себе другую поляну.
Пошла Женя по лесу искать такую полянку, где земляника не прячется под листиками, а сама на глаза лезет и в кувшинчик просится. Ходила-ходила, полянки такой не нашла, устала и села на пенёк отдыхать. Сидит, от нечего делать ягоды из кувшинчика вынимает и в рот кладёт. Съела все восемь ягод, заглянула в пустой кувшинчик и думает:
— Что же теперь делать? Хоть бы мне кто-нибудь помог!
Только она это подумала, как мох зашевелился, мурава раздвинулась, и из-под пенька вылез небольшой крепкий старичок: пальто белое, борода сизая, шляпа бархатная и поперёк шляпы сухая травинка.
— Здравствуй, девочка, — говорит.
— Здравствуй, дяденька.
— Я не дяденька, а дедушка. Аль не узнала? Я старик боровик, коренной лесовик, главный начальник над всеми грибами и ягодами. О чём вздыхаешь? Кто тебя обидел?
— Обидели меня, дедушка, ягоды.
— Не знаю. Они у меня смирные. Как же они тебя обидели?
— Не хотят на глаза показываться, под листики прячутся. Сверху ничего не видно. Нагибайся да нагибайся. Пока наберёшь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно.
Погладил старик боровик, коренной лесовик свою сизую бороду, усмехнулся в усы и говорит:
— Сущие пустяки! У меня для этого есть специальная дудочка. Как только она заиграет, так сейчас же все ягоды из-под листиков и покажутся.
Вынул старик боровик, коренной лесовик из кармана дудочку и говорит:
— Играй, дудочка.
Дудочка сама собой заиграла, и, как только она заиграла, отовсюду из-под листиков выглянули ягоды.
— Перестань, дудочка.
Дудочка перестала, и ягодки спрятались. Обрадовалась Женя:
— Дедушка, дедушка, подари мне эту дудочку!
— Подарить не могу. А давай меняться: я тебе дам дудочку, а ты мне кувшинчик — он мне очень понравился.
— Хорошо. С большим удовольствием.
Отдала Женя старику боровику, коренному лесовику кувшинчик, взяла у него дудочку и поскорей побежала на свою полянку. Прибежала, стала посередине, говорит:
— Играй, дудочка.
Дудочка заиграла, и в тот же миг все листики на поляне зашевелились, стали поворачиваться, как будто бы на них подул ветер. Сначала из-под листиков выглянули самые молодые любопытные ягодки, ещё совсем зелёные. За ними высунули головки ягоды постарше — одна щёчка розовая, другая белая. Потом выглянули ягоды вполне зрелые — крупные и красные. И наконец, с самого низу показались ягоды-старики, почти чёрные, мокрые, душистые, покрытые жёлтыми семечками.
И скоро вся полянка вокруг Жени оказалась усыпанной ягодами, которые ярко сквозили на солнце и тянулись к дудочке.
— Играй, дудочка, играй! — закричала Женя. — Играй быстрей!
Дудочка заиграла быстрей, и ягод высыпало ещё больше — так много, что под ними совсем не стало видно листиков. Но Женя не унималась:
— Играй, дудочка, играй! Играй ещё быстрей.
Дудочка заиграла ещё быстрей, и весь лес наполнился таким приятным проворным звоном, точно это был не лес, а музыкальный ящик. Пчёлы перестали сталкивать бабочку с цветка; бабочка захлопнула крылья, как книгу, птенцы малиновки выглянули из своего лёгкого гнезда, которое качалось в ветках бузины, и в восхищении разинули жёлтые рты, грибы поднимались на цыпочки, чтобы не пропустить ни одного звука, и даже старая лупоглазая стрекоза, известная своим сварливым характером, остановилась в воздухе, до глубины души восхищённая чудной музыкой.
— Вот теперь-то я начну собирать! — подумала Женя и уже было протянула руку к самой большой и самой красной ягоде, как вдруг вспомнила, что обменяла кувшинчик на дудочку и ей теперь некуда класть землянику.
— У, глупая дудка! — сердито закричала девочка. — Мне ягоды некуда класть, а ты разыгралась. Замолчи сейчас же!
Побежала Женя назад к старику боровику, коренному лесовику и говорит:
— Дедушка, а дедушка, отдай назад мой кувшинчик! Мне ягоды некуда собирать.
— Хорошо, — отвечает старик боровик, коренной лесовик, — я тебе отдам твой кувшинчик, только ты отдай назад мою дудочку.
Отдала Женя старику боровику, коренному лесовику его дудочку, взяла свой кувшинчик и поскорее побежала обратно на полянку. Прибежала, а там уже ни одной ягодки не видно — одни только листики. Вот несчастье! Кувшинчик есть — дудочки не хватает. Как тут быть? Подумала Женя, подумала и решила опять идти к старику боровику, коренному лесовику за дудочкой. Приходит и говорит:
— Дедушка, а дедушка, дай мне опять дудочку!
— Хорошо. Только ты дай мне опять кувшинчик.
— Не дам. Мне самой кувшинчик нужен, чтобы ягоды в него класть.
— Ну, так я тебе не дам дудочку.
Женя взмолилась:
— Дедушка, а дедушка, как же я буду собирать ягоды в свой кувшинчик, когда они без твоей дудочки все под листиками сидят и на глаза не показываются? Мне непременно нужно и кувшинчик, и дудочку.
— Ишь ты, какая хитрая девочка! Подавай ей и дудочку, и кувшинчик! Обойдёшься и без дудочки, одним кувшинчиком.
— Не обойдусь, дедушка.
— А как же другие-то люди обходятся?
— Другие люди к самой земле пригибаются, под листики сбоку заглядывают, да и берут ягоду за ягодой. Одну ягоду берут, на другую смотрят, третью примечают, а четвёртая мерещится. Так собирать мне совсем не нравится. Нагибайся да нагибайся. Пока наберёшь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно.
— Ах, вот как! — сказал старик боровик, коренной лесовик и до того рассердился, что борода у него вместо сизой стала чёрная-пречёрная. — Ах, вот как! Да ты, оказывается, просто лентяйка! Забирай свой кувшинчик и уходи отсюда!
Не будет тебе никакой дудочки. С этими словами старик боровик, коренной лесовик топнул ногой и провалился под пенёк.
Женя посмотрела на свой пустой кувшинчик, вспомнила, что её дожидаются папа, мама и маленький Павлик, поскорей побежала на свою полянку, присела на корточки, заглянула под листики и стала проворно брать ягоду за ягодой. Одну берёт, на другую смотрит, третью примечает, а четвёртая мерещится…
Скоро Женя набрала полный кувшинчик и вернулась к папе, маме и маленькому Павлику.
— Вот умница, — сказал Жене папа, — полный кувшинчик принесла! Небось устала?
— Ничего, папочка. Мне кувшинчик помогал. И пошли все домой — папа с полной кружкой, мама с полной чашкой, Женя с полным кувшинчиком, а маленький Павлик с полным блюдечком. А про дудочку Женя никому ничего не сказала…
— Вот и сказке конец, а кто слушал молодец. А теперь, разумные мои дети, на вопросы мои, пожалуйста, ответьте.
Вопросы к детям.
Какие ягоды собирала семья Жени?
Почему Женя решила, что она не может собрать ягоды?
Каким словам научил папа дочку при сборе ягод.
Понравилось ли Жене так собирать ягоды? Почему?
С кем познакомилась Женя в лесу?
Что старичок предложил Жене?
Что бы выбрали вы: дудочку или кувшинчик?
Помогла ли дудочка собрать Жене ягоды? Почему?
Как назвал Женю старичок? Почему?
Какой вывод для себя сделала Женя?
Почему «Дудочка и кувшинчик» сказка, а не рассказ?
Чему вас научила эта сказка?
— Сказка — вымысел, да в ней намёк, добрым молодцам, да красным девицам урок: не поклонясь до земли, и ягодку не сорвёшь, труд человека кормит, а лень — портит, от труда здоровеют, а от лени болеют.
Пальчиковая игра «Ягоды».
Задачи. Поддерживать интерес детей к ягодам. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия ягод. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей. Увеличить подвижность пальцев детей.
Игра.
Закличка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Я зову вас поиграть.
— Дети, в пальчиковую игру играем, ягоды изучаем. Движения пальчиками, пожалуйста, за мной повторяйте, рассказ читать мне помогайте.
Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, проговаривают названия ягод.
В лес по ягоды идём, | «Шагаем» средним и указательным пальцами правой руки по левой руке. | |
И корзиночки возьмём. | Ладони и пальцы рук, сложенные в горсти. | |
Здесь растут земляника, клубника, брусника, черника ежевика. | Загибаем указательным пальцем правой руки каждый пальчик на левой руке, начиная с мизинца. (Дети проговаривают названия ягод). Загибаем указательным пальцем левой руки каждый пальчик на правой руке, начиная с мизинца. | |
Клюква, малина, рябина, калина, шиповник. | |
Ягоды мы собираем, | Шевелим пальчиками обеих рук. | |
На зиму запасаем. | Соединяем руки перед собой, сложив ладонь к ладони, пальцы к пальцам. | |
— Прекрасно! Молодцы, дети! Пальчиками играли, ягоды назвали.
Речевая игра «Ягоды».
Задачи. Расширять знания детей о ягодах. Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими внешний вид и вкус ягод. Совершенствовать умение детей узнавать ягоды по описанию. Развивать слуховое внимание детей.
Материал к деятельности: Картина «Ягоды».
Игра.
Педагог показывает картину «Ягоды».
По тропинке ёжик шёл,
Ёжик ягодку нашёл.
Витаминов много в ней.
Ну-ка, съешь её скорей!
— Дети, назовите одним словом, что вы видите на картине. (Ответы детей).
— Ягоды – это растения. Дети, какие ягоды вы знаете? (Ответы детей).
— В игру «Ягоды» играем, правила игры не нарушаем.
Игровые правила:
описание запоминаем, ягоду угадаем;
рассказ не перебиваем, тишина – отвечаем.
Педагог контролирует, чтобы дети ожидали окончания рассказа, а затем отвечали. Дети отвечают хором.
Лексический материал.
Ягоды садовые, крупные, гладкие, блестящие, сладкие, прозрачные – это … (виноград).
Ягода нежная, лесная, сочная, блестящая, немного голубая – это … (голубика).
Ягода садовая, крупная, красная, сочная, сладкая, ароматная – это … (виктория).
Ягода лесная, красная, гладкая, блестящая, кислая – это … (клюква).
Ягода садовая, полосатая, гладкая, блестящая, кисло-сладкая – это … (крыжовник).
Ягода лесная, красная, сочная, сладкая, ароматная – это … (клубника, земляника).
Ягоды садовые, гладкие, блестящие, черные, кисло-сладкие – это … (смородина).
Ягода зернистая, пушистая, ароматная, сочная, сладкая – это … (малина).
Ягода лесная, зернистая, чёрная, мягкая, сочная, кисло-сладкая – это … (ежевика).
— Прелестно, дети! Ягоды по описанию узнали, правильно назвали.
Речевая игра «По лесочку я хожу».
(Индивидуально или подгруппа детей до 10 человек).
Задачи. Поддерживать интерес детей к лесным ягодам. Продолжать упражнять детей в согласовании слов. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия ягод, и прилагательными. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.
Игровой материал: волшебный цветок (флажок).
Игра.
По лесочку я хожу, Я на ягодки гляжу: На кусте малинка, На дереве – рябинка, | В травке – земляничка, Под горой – черничка, Клюковка – на кочке… – Пусто в кузовочке! Ольга Теплякова |
— Дети, по лесу гуляем, лесные ягоды изучаем. Я называю ягоды, что растут на полянке, а вы посчитаете ягоды.
Игровые правила.
Цветок даю, ягоду назову.
Ягоду называй, один, два, много считай.
Цветок ведущему возвращай.
Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя ягоды, дети считают. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали слова. При необходимости педагог подсказывает слово.
Лексический материал.
Ягоды спелой клубники. – Одна ягода спелой клубники, две ягоды спелой клубники, много ягод спелой клубники.
Ягоды полезной черники. – Одна ягода полезной черники, две ягоды полезной черники, много ягод полезной черники.
Ягоды лесной малины. – Одна ягода лесной малины, две ягоды лесной малины, много ягод лесной малины.
Ягоды чёрной ежевики. – Одна ягода чёрной ежевики, две ягоды чёрной ежевики, много ягод чёрной ежевики.
Ягоды кислой клюквы. – Одна ягода кислой клюквы, две ягоды кислой клюквы, много ягод кислой клюквы.
Ягоды ароматной земляники. – Одна ягода ароматной земляники, две ягоды ароматной земляники, много ягод ароматной земляники.
Ягоды красной брусники. – Одна ягода красной брусники, две ягоды красной брусники, много ягод красной брусники.
Ягоды горькой рябины. – Одна ягода горькой рябины, две ягоды горькой рябины, много ягод горькой рябины.
Ягоды мелкой черёмухи. – Одна ягода мелкой черёмухи, две ягоды мелкой черёмухи, много ягод мелкой черёмухи.
Ягоды целебного шиповника. – Одна ягода целебного шиповника, две ягоды целебного шиповника, много ягод целебного шиповника.
— Прелестно, дети! Ягоды считали, слова правильно изменяли.
Речевая ситуация «Расскажи о ягодах».
Задачи. Расширять знания детей о ягодах. Упражнять детей в составление простого распространённого предложения. Совершенствоваться умение детей согласовывать существительное с несколькими прилагательными в предложении.
Разговор.
— Дети, помогите мне, пожалуйста, составить картотеку о ягодах. Я назову ягоду, а вы кратко расскажите о ягоде. Назовите ягоду, садовая она или лесная, съедобная или несъедобная, ядовитая.
Педагог контролирует соответствие предложения предложенной схеме. При необходимости подсказывает слово.
Лексический материал.
Брусника. – Брусника – это лесная, съедобная ягода.
Виноград. – Виноград – это садовая, съедобная ягода.
Виктория. – Виктория – это садовая, съедобная ягода.
Вороний глаз. – Вороний глаз – это лесная, несъедобная, ядовитая ягода.
Голубика. – Голубика – это лесная, съедобная ягода.
Ежевика. – Ежевика – это лесная, съедобная ягода.
Земляника. – Земляника – это лесная и садовая, съедобная ягода.
Клубника. – Клубника – это лесная и садовая, съедобная ягода.
Клюква. – Клюква – это лесная, съедобная ягода.
Крыжовник. – Крыжовник – садовая, съедобная ягода.
Малина. – Малина – это лесная и садовая, съедобная ягода.
Рябина. – Рябина – это лесная и садовая, съедобная ягода.
Смородина. – Смородина – это садовая, съедобная ягода.
Снежноягодник. – Снежноягодник – это лесная, несъедобная, ядовитая ягода.
Черёмуха. – Черёмуха – это лесная и садовая, съедобная ягода.
Черника. – Черника – это лесная, съедобная ягода.
Шиповник. – Шиповник – это лесная и садовая, съедобная ягода.
— Замечательно, дети! О ягодах рассказали, кратко ягоду описали.
Словесная игра «Ягодные загадки».
Задачи. Формировать умение детей узнавать ягоды по описанию. Упражнять детей в умение подбирать слова, сходные по звучанию. Развивать слуховое внимание детей. Поддерживать интерес детей к загадкам.
Игра.
— Дети, в «Ягодные загадки» играем, правила не нарушаем.
Игровые правила:
внимательно слушаем загадку;
пока загадку читают, молчим;
хором отвечаем, ягоду называем.
Педагог после каждой загадки, просит детей, объяснить: какие слова в тексте помогли отгадать загадку.
Кто любит её, тот рад поклониться. А имя дала ей родная землица. Ты под листик загляни-ка! Там лесная … (земляника). | На колючей тонкой ветке В полосатых майках детки. Куст с шипами — не шиповник, Как зовётся он? … (крыжовник). | Запасают её люди Как лекарство при простуде. Не страшны и грипп, ангина, Если рядом есть … (малина). |
Эту ягоду найдёте Не в саду, а на болоте. Кругла, а не брюква Кислая … (клюква). | Это ягода прекрасна, Чёрная, белая, красная. В саду их родина. Что это? … (смородина). | На болоте уродилась, В мягкой травке притаилась. Жёлтенькая брошка — Ягодка ... (морошка). |
Вот лозы родные детки — Ягоды на тонкой ветке. Гроздья крупные висят, Как янтарь они горят. Солнцу южному рад, Сочный … (виноград). | В наших водится лесах На раскидистых кустах. Куст колючками покрыт, Неприступен он на вид, Черна и круголика, Растёт … (ежевика). | Куст с шипами, куст колючий, Но совсем, совсем не злючий! Розой он цветёт прелестной, Ягод нет его полезней! Молодой садовник Посадил … (шиповник). |
Красненькие бусинки Качаются на кочках. Маленькие ягодки, Твёрдые листочки. Догадалась Вика, Здесь растёт … (брусника). | Что за ягода такая — голубая – голубая? На болоте, там и тут эти ягоды растут. Догадалась Вика, Это … (голубика). | На зелёненьком кусточке, Чёрны ягодки-дружочки. Зрения улучшают, Здоровья добавляют. Догадалась Вика, Это… (черника). |
— Земляника, малина, клюква, крыжовник, виноград, шиповник, смородина, морошка, ежевика, голубика, брусника, черника – это… ягоды.
— Потрясающе, дети! Загадки отгадали, ягоды по описанию узнали.
Хороводная игра «Хоровод в лесу».
Задачи. Поддерживать интерес детей к дарам леса. Отрабатывать интонационную выразительность речи детей. Формировать певческие навыки детей, умение произносить слова отчётливо. Продолжать развивать у детей навыки инсценирования песен.
Игровой материал: на шнурке картинки: землянка, ежевика, подосиновик.
Игра.
— Красны девицы да добры молодцы, подходите!
В хоровод со мной поиграть вы хотите?
Становитесь в круг смелей, и игру начнём скорей.
Считалкой выбирают землянику, ежевику, подосиновик. Дети выполняют движения хоровода по показу педагога. Ягоды и подосиновик в центре круга.
1. Мы пойдём, пойдём, пойдём. Землянику мы найдём. Земляника-ягода. Как же ты красна Земляника-ягода, Как же ты вкусна. Земляника-ягода, Руку нам давай! Земляника-ягода В хоровод вставай! | Дети, держась за руки, идут хороводным шагом по кругу. Останавливаются, поворачиваются в круг лицом и ритмично хлопают в ладоши. Земляника, руки на пояс, бежит внутри круга, мимо детей по кругу. Земляника останавливается, и встаёт в хоровод. |
2. Мы пойдём, пойдём, пойдём, Ежевику мы найдём. Ежевика-ягода, Синий-синий цвет. Ежевики-ягоды, В хороводе нет! Ежевика-ягода Руку нам давай. Ежевика-ягода. В хоровод вставай! | Дети, держась за руки, идут хороводным шагом по кругу. Останавливаются, поворачиваются в круг лицом и ритмично хлопают в ладоши. Ежевика, руки на пояс, бежит внутри круга, мимо детей по кругу. Ежевика останавливается, и встаёт в хоровод. |
3. Мы пойдём, пойдём, пойдём, Подосиновик найдём. Красный подосиновик, Где тебя найти? Красный подосиновик, Встретим на пути. Красный подосиновик, Руку нам давай. Красный подосиновик, В хоровод вставай | Дети, держась за руки, идут хороводным шагом по кругу. Останавливаются, поворачиваются в круг лицом и ритмично хлопают в ладоши. Подосиновик, руки на пояс, бежит внутри круга, мимо детей по кругу. Подосиновик останавливается, и встаёт в хоровод. |
Мы идём, идём, идём, Дары леса несём. | Дети, держась за руки, идут хороводным шагом по кругу. |
— Красны девицы! Добры молодцы! Хоровод вы красиво танцевали, лесные дары собрали.
Интеллектуальная разминка «Ягоды».
Задачи. Закрепить знания детей о ягодах. Развивать слуховое внимание детей, сообразительность, логическое мышление.
Беседа.
— Дети, интеллект наш развиваем, предложение продолжаем.
Дети отвечают хором. Если ответы разные или ответ неверный, педагог повторяет вопрос ещё раз. Если дети не называют верный ответ, педагог читает вопрос и ответ.
Вопросы.
Клюква, земляника, малина, калина – это … (ягоды).
Ягоды, которые растут в лесу какие? – … (лесные).
Ягоды, растущие в саду? – … (садовые).
Шиповник – полезный, бересклет – … (ядовитый).
Крыжовник твёрдый – малина … (мягкая).
Брусника – кустарничек, клубника – … (трава).
Малина – кустарник, рябина – … (дерево).
Клубника сладкая – клюква … (кислая).
Черёмуха растёт высоко, а черника – … (низко).
Арбуз тяжёлый – крыжовник … (лёгкий).
Виктория крупная – земляника … (мелкая).
Виктория растёт в саду, а брусника – … (в лесу).
Малина – красная, ежевика – … (чёрная).
Не спелые ягоды не срываем, ветки деревьев – … (не ломаем).
Ежевика – ягода, ежиха – … (животное).
Варенье из земляники … (земляничное).
Цвет, похожий на малину, – … (малиновый).
Чипсы вредны для здоровья – ягоды… (полезны).
Чего больше в лесу: ягод или земляники? … (ягод).
— Дети, интеллектуальную разминку прекращаю, благодарность объявляю. На вопросы быстро отвечали, ответы правильно называли. Все вы, дети, молодцы! Особенно отметить хочу … Педагог отмечает наиболее активных детей.
— За игру вас, дети, благодарю!!!
Примечание. Интеллектуальную разминку можно проводить в начале лексической темы, с целью выявить знания детей по теме.