СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Волшебный мир искусства"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Волшебный мир искусства"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»


«Согласовано»

Руководитель ОЦ

Помыткина О.Д.

Протокол № ___ от «__»

__________________200___г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ №10»

Тетерина Е.Ю.

«__»________________200___г.


«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ №10»

Усольцева Н.Н.

Приказ № ___ от «__»_________________200___г.











ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

(НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)




Рассмотрено на заседании

методического совета

протокол № ____от «__»______________20___ г.





Составитель:

Ханькова Т.И.

Учитель музыки и МХК

МОУ «СОШ №10»,

Первая квалификационная категория







г. Ревда

2011 г.




Пояснительная записка


Важнейшей задачей воспитания духовной культуры школьников является разработка и внедрение творческой системы массового художественно-эстетического образования.

Искусство – важнейшее средство приобщения человека к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание. Поэтому художественные дисциплины по самой сути своей должны быть направлены на формирование внутреннего мира растущего человека, его духовно-нравственного облика. Этим и определяются особые возможности эстетического цикла на пути гуманизации школы. Основной воспитательной задачей художественно-эстетического направления является создание условий для развития свободной активной личности, живущей в связи с окружающим миром и его историей и осознающей свою ответственность перед ним.

В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:

- непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;

- развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

- единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования;

- системная организация управления учебно – воспитательным процессом.

Содержание программы отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. Основным документом, определяющим реализацию компетентностного подхода, является школьная модель формирования ключевых компетенций обучающихся. В соответствии с данным нормативным документом в начальной школе формируются и развиваются информационная, коммуникативная, учебно-познавательная и общекультурная компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Информационная компетенция - обеспечивает формирование навыков деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах, в образовательных областях, окружающем мире, информирует обучающегося о состоянии мира, воспитывает, изменяет строй его мышления, стиль мировосприятия и тип культур.

Учебно-познавательная компетенция - включает совокупность умений в сфере познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологическообщеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами. Под ними подразумеваются все мыслительные операции, на которые способен человеческий ум: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, организации, контроля, анализа, самооценки и регулирования учебно – познавательной деятельности. Ученик овладевает креативными навыками деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

Общекультурная компетенция - направлена на освоение способов физического, духовного, интеллектуального саморазвития. Очень важным аспектом является самовыражение личности. Общекультурная компетенция – круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать знаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно- нравственные основы жизни человека и человечества, культурологические основы семейных, социальных общественных явлений, компетенции в бытовой и культурно – досуговой сфере.

Интегрированные занятия искусства следует рассматривать как важную предпосылку успешной ориентации в современном мире, сложность, многогранность ипарадоксальность которого требуют соответствующего отражения в организации различных звеньев образовательного процесса. Интегрированные занятия по искусству представляют собой систематический курс, который формирует творческие способности учащихся, развитие фантазии, воображения, эмоционального отношения к природе и человеку.

Основной принцип построения программы - пропорциональность и равновесие музыки и живописи, равноценность и взаимодополнительность двух видов искусств на занятиях. Музыка не является фоном по отношению к изобразительной деятельности, так же как живописные образы не служат лишь иллюстрацией к музыкальным произведениям. Идет формирование способности к цветоэмоциональному реагированию на музыку у младших школьников; дети как будто "рисуют музыку с натуры".


Цель художественно-эстетического развития в общеобразовательной школе – сформировать художественную культуру учащихся в контексте различных видов искусств и творчества, оптимизировать и развивать лучшие качества личности.

Задачи:

  • творческое развитие личности;

  • развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;

  • развитие способности к эстетическому восприятию и переживанию;

  • стимулирование творческой активности ребенка, развитие способности к самостоятельному творчеству и самообразованию;

  • развитие познавательных способностей детей и мотивационной направленности в использовании свободного времени первоклассников.


Решение этих задач достижимо при помощи последовательного освоения художественного материала, через введение и постепенное расширение системы ключевых понятий, специфических на каждом этапе обучения, через обеспечение единства искусствоведческих и психолого-педагогических предпосылок комплексного образования, учитывающего и объективное содержание художественной картины мира, и возрастные особенности школьников.

Воспитательное значение, особенно в период формирования личности, имеет любая деятельность и, разумеется, всякая совместная деятельность учащегося и педагога. Во время общения с преподавателем усваивается не только определенный материал и происходит обучение школьников, но при правильно построенной работе формируются отношения между учителем и учащимися, которые вместе делают одно дело.

Предлагаемая программа предназначена для учащихся 1 класса (32 ч.).

Занятия по программе рекомендуется проводить как дополнительные по отношению к основным традиционным формам эстетической деятельности. Содержание программы включает преподавание детям музыки и изобразительного искусства с целью установления их интеграции и комплексного воздействия на эстетическое развитие личности.

Ее использование предполагает наряду с действующими программами по музыке и изобразительному искусству (и даже в рамках одного из этих предметов). Тематический план, составляющий основу программы, не противоречит содержанию предметов «Музыка» и «Изобразительное искусство» в начальных классах средней школы, так как направлен прежде всего на более эффективное эстетическое воспитание средствами интердисциплинарных взаимодействий.


Волшебный мир искусства”


Цель занятий: воспитание личности ребенка, формирование музыкально-эстетических интересов; обучение умению воспринимать музыкальные образы посредством изобразительного искусства; обогащение ассоциативного багажа ученика, расширение художественного кругозора.

Занятия состоят из 28 однотипных заданий, цель которых развивать цветоэмоциональную отзывчивость на музыку, дать детям представление о том, что музыка может вызывать разные цветовые ассоциации и способствовать цветовой визуализации.

Звучит музыка. Какие образы она навевает? Дерево на ветру? Или скачущая девочка с мячом? Птенчик на краю гнезда или быстрые капли дождя за окном? Бегущее животное? А может быть, и не стоит задумываться о том, как именно назвать то, что мы чувствуем, слушая музыкальные произведения? Можно просто потанцевать кисточкой по бумаге. Все изменения характера музыки, смена частей, настроений могут быть выражены с помощью цвета. Рисование во время слушания позволяет чувствам ребенка проявиться сразу, подобно жестам взволнованного человека; эмоции не скованы необходимостью соблюдать спокойствие в процессе слушания и, выплескиваясь на бумаге, углубляются и совершенствуются, тогда как в процессе пассивного слушания они постепенно затухают и, не успев развиться, стать более осознанными, могут исчезнуть.

Ожидаемые результаты

Занятия развивают ассоциативность мышления, формируют навыки художественного обобщения, учат многообразному видению реальности, формируют способность творческого познания мира. Целый ряд психологических явлений превращает эстетическое переживание в сотворчество: это – сопереживание, вовлечение, вживание, присутствие, отождествление, соучастие и т.д. Механизмы переживания требуют эмоционального духовного напряжения, творческих усилий со стороны ребёнка. Именно поэтому сам принцип проведения данных занятий, пробуждающих и стимулирующих творческий потенциал ребёнка, основан прежде всего на оптимизации воображения, эмоционально-образной сферы школьников. В процессе живого восприятия учащиеся понимают, что один вид искусства находит своё продолжение в другом.

Формируются эстетический вкус школьников, целостное представление о синтезе искусств. Выявляются способные и одаренные дети, оказывается всяческое содействия в развитии их способностей, профориентация школьников.

Уровень приобретенных знаний, умений и навыков учащихся выявляется путем создания и защиты индивидуальных творческих альбомов «Я рисую музыку».

Ребёнок   рисует   не   столько    музыку    во   время   её   звучания,   сколько   себя, своё   настроение   и   восприятие.  Нужно   учить   детей   видеть   красоту   во   всём. 


Учебно – тематический план



ТЕМА

Кол – во часов

1

Вводное занятие «Волшебный мир музыки»

1 час

2

Сен – Санс «Карнавал животных»

16 час.

3

Конкурс творческих альбомов « Я рисую музыку Сен – Санса»

1 час

4

М.Мусоргский «Картинки с выставки».

12 час.

5

Выставка творческих работ «Я рисую музыку М.Мусоргского»

1 час

6.

Итоговое занятие. Просмотр мультфильма «Картинки с выставки»

1 1 час




Содержание курса


1.Вводное занятие «Волшебный мир музыки»

Музыка в жизни людей. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего мира. Осмысленное художественное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальная живопись и живописная музыка. Знакомство с основными средствами музыки (мелодия, гармония, темп и т.п.) и живописи (рисунок, колорит, композиция и т.д.).

2. Сен – Санс «Карнавал животных»

Беседа о музыке Сен – Санса. Обсуждение способов цветового изображения. Слушаем и рисуем музыку. В своем произведении под названием "Карнавал животных" французский композитор Сен-Санс виртуозно и в то же время с улыбкой демонстрирует изобразительные возможности музыкального искусства.

Главная особенность "изюминка" "Карнавала животных" (или "Зоологической фантазии") - в остроумной, по- французски изящной изобразительности.

По форме - это сюита из 14 миниатюр, описывающих людей и зверей. ("Королевский марш льва", "Аквариум", "Антилопы", "Кенгуру", "Лебедь" и др.)

В пьесе "Лебедь" создан образ совершенной красоты неподвластной времени

У каждого участника карнавала свой характер, своя стихия, как будто не музыкант, а художник рисует их в нашем воображении. Выразительность и изобразительность музыки в рисунке.

3. Конкурс творческих альбомов «Я рисую музыку Сен – Санса»

Защита альбомов.

4. М. Мусоргский «Картинки с выставки».

История создания цикла. Слушая музыку "Картинок", передают сюжет, цвета настроений . В ней оригинальным образом сочетаются картинки из реальной жизни со сказочной фантастикой и образами прошлого. Пьесы-«картины» связываются между собой темой-интермедией «Прогулка», изображающей проход по галерее и переход от картины к картине.

5. Выставка творческих работ «Я рисую музыку М.Мусоргского»

Конкурс рисунков.

6. Итоговое занятие. Просмотр мультфильма «Картинки с выставки»


Литература



  1. Алексеева В.В. Что такое искусство /В.В.Алексеева.- М., 1991.

  2. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства / Н.А. Горяева.- М., 1991.

  3. «Искусство в школе» - общественно – педагогический и научно – методический журнал.

  4. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект/Рос. акад. образования; под. ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – (стандарты второго поколения);

  5. Музыка и живопись для детей. – CD-ROM/ - М., 2002.

  6. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование– М.: Просвещение, 2011;

  7. Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004;

  8. Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе: учебное пособие / Г.П.Сергеева – М., 2000.

  9. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект/Рос. акад. образования; под. ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – (стандарты второго поколения);

  10. Музыка и живопись для детей. – CD-ROM/ - М., 2002.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!