СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Волшебница - зима"

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Наш урок сегодня посвящён искусству природы. Мы будем говорить о прекрасном: мы продолжим открывать для себя красоту русского слова, его выразительность, будем учиться понимать поэзию, любить и беречь природу

Просмотр содержимого документа
«"Волшебница - зима"»

Тема. Волшебница-зима.

Цель:

- создать условия для формирования представления о произведениях русских поэтов о зиме, подготовить детей к выразительному чтению стихов;

- развивать образное мышление через эмоциональную сферу;

- воспитывать эстетические чувства, любовь к природе родного края.

Девиз урока:

«Читать надо сердцем – самого главного глазами не увидишь».

А. Экзюпери

Тип урока: урок читательских удовольствий.

Оборудование: презентация «Красота русской природы», «Русские художники о зиме», выставка книг, портреты поэтов, музыка Чайковского, Вивальди.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Звучит музыка Вивальди «Январь».

Учитель:

Есть просто храм, есть храм науки.

А есть ещё природы храм-

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь.

С. Смирнов

- Всё главное в жизни человека – одно-единственное. Жизнь – одна, солнце – одно, сердце – одно, Родина тоже единственная. Сколько волшебных слов, звуков, красок способны передать красоту родного края!

- «Мы в природе прикасаемся к творчеству жизни и участвуем в нём», писал М. Пришвин.

- Наш урок сегодня посвящён искусству природы. Мы будем говорить о прекрасном: мы продолжим открывать для себя красоту русского слова, его выразительность, будем учиться понимать поэзию, любить и беречь природу.

- А кто будет главной героиней вы узнаете, разгадав кроссворд:

1. Какой это мастер на окна нанёс

И листья, и травы, и заросли роз? (Мороз)

2. Покрутилась в воздухе звёздочка немножко,

Села и растаяла на моём окошке. (Снежинка)

3. Гуляю в поле, летаю на воле,

Кручу, бурчу, знать никого не хочу. (Метель)

4 .У нас под самой крышей белый гвоздь растёт,

Но как солнышко взойдёт, гвоздь растает, упадёт. (Зима)

- Посмотрите в окно. Как волшебно поработала над природой зима. Сегодня она подарила нам радостный день. Зима пришла к нам не только в природе, но и пришла к нам на урок.

- Сегодня мы проведём урок читательских удовольствий, используя метод «Шесть шляп мышления».

- Вашему вниманию представлена выставка книг, в которых стихи великих русских поэтов: Пушкина, Фета, Некрасова, Есенина.

- Уроки бывают разные: грустные и весёлые, интересные и не очень. Я подарю вам урок волшебный.

- Какие виды искусства передают настроение, чувства человека? (Изобразительное искусство, музыка, литература).

- С помощью каких средств? (Красок, цвета, звуков, слов).

- О зиме написано много стихов поэтами, картин – художниками, музыки – композиторами. Таким образом эти талантливые, творческие люди дарят нам чудо, которое нужно уметь слышать сердцем и душой.

Девиз урока:

«Читать надо сердцем –

самого главного глазами не увидишь».

А. Экзюпери.

Метод «6 шляп мышления».

  1. Белая шляпа. Какой мы обладаем информацией?

-Попробуйте ответить на вопрос: «Какая у нас зима?» Кто-то скажет: «Холодная и снежная», а кто-то возразит: «вовсе не холодная и не вьюжная». «Красивая, пушистая и белоснежная!» - восхищённо воскликнет другой.

-Наша зима разная. На первый взгляд, каждый год одно и то же: снег да мороз. А на самом деле, если присмотреться, она и студёная и с оттепелью, с метелями и с капелью, снежная, да и с солнцем. День зимой разный! Задумчивый и загадочный, будто сама природа ждёт появления сказки.

-И сказка приходит, заглядывая в окна домов. Она осторожно подкрадывается к людям из дальнего леса.

(Информация детей о зиме).

  1. Жёлтая шляпа. Какие преимущества зимы?

(Информация детей).

  1. Чёрная шляпа. Недостатки зимы?

(Информация детей).

  1. Красная шляпа. Какие возникают чувства?

-Много красивых строк написано поэтами о красавице зиме. Сегодня мы послушаем подготовленные вами стихи таких поэтов, как Пушкин, Вяземский, Толок, Суриков, Блок, Тютчев, Есенин, Некрасов, Бальмонт. Хочу обратить внимание, ребята, что для того, чтобы наиболее выразительно прочитать текст, нужно не только самим представить картины, нарисованные автором, но и постараться, чтобы каждый слушатель в классе понял содержание, ещё ярче ощутил те чувства и настроения, которые испытал автор.

-Наша зима у поэтов, музыкантов, художников – красавица, порой озорная, порой тихая, словно сон. Вот как она появляется у А. С. Пушкина, холодная, спокойная и величественная.

«Вот вечер, тучи нагоняя…»

-Но есть в зиме и что-то молодое и весёлое. П. Вяземский, встречая зиму, восклицает.

«Зима» П. Вяземский.

-Все рады проказам матушки-зимы. Мороз румянит щёки, пощипывает нос.

«Снег да снег» А. Толок.

-Снег лёгкий, пушистый и очень скользкий. Санки летят по нему так, что дух захватывает.

«Детство» И. Суриков.

«Мама, глянь-ка из окошка…» А. Фет.

«Внукам – шалунишкам» А. Блок.

-С. А. Есенин рисует зиму немного грустной. Спокойно и печально звучат строки.

«Еду. Тихо. Слышны звоны» С. А. Есенин.

-Зима – волшебница. Она околдовывает всех, кто подвластен её чарам.

Тютчев пишет: «Чародейкою-зимою околдован лес стоит…». Сергей Есенин вторит: «Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна.»

-Зима одевает природу в невиданные наряды. Послушаем ещё Есенина.

«Белая берёза» С. Есенин.

-Наука сейчас всё может объяснить: причины потепления, похолодания. Можно объяснить, как получается узор на окнах. Но нельзя и забыть о волшебстве, о чудесах, сказке. Ведь узоры на окне – это волшебство Мороза. Послушайте Некрасова.

«Мороз-воевода» Н. А. Некрасов.

- Снежинки – это тоже маленькое волшебство Мороза. И все они разные.

«Снежинки» К. Бальмонт.

-В этих произведениях о зиме рассказывается образно, с сердцем и чувствами.

Учитель:

Вместе с музыкой хорошей

К нам приходит волшебство.

Осторожней, осторожней.

Не спугнуть бы нам его.

-Послушайте музыкальные произведения и попробуйте рассказать, какие настроения в музыке о зиме передаёт композитор.

Звучит музыка П. Чайковского «Времена года», Вивальди «Времена года».

5. Зелёная шляпа. Цвет исследований, новых идей.

- Допустим, что в году три времени года (весна, лето, осень), нет зимы. Ваши мысли об этом.

Ответы детей.

  1. Синяя шляпа. Цвет размышлений о результатах.

-- Можно сказать, что ни одно время года так не волшебно, как зима. Летом и весной земля шумит жизнью – всё движется, дышит, радуется теплу и свету. Зимой всё по-другому. Всё живое спряталось и спит, ожидает тепла. И чародейка-зима дарит всему этому белому безмолвию новую жизнь: неподвижную, немую, таинственную. Эта жизнь – жизнь сна, время белой и тихой природы.

1. Составление ассоциативного куста

2. Составление сенкана «Зима».

3. Составление акростиха « Пожелания товарищу»:

З – здоровья

И – интереса

М - мира, мудрости

А – активности.

- Какие выводы можно сделать?

Ответы детей.

Учитель:

- Сегодня мы много говорили о зиме. Но говорили не обычным языком, а волшебным. Вы порадовали меня тем, что многое знаете. И, самое главное, стремитесь знать больше.

- Мы работали не только умом, а и сердцем чувствовали. А это делает человека счастливым. Верьте в сказку, в чудо! И они будут с вами!





































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!