СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воображение детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация о развитии воображения дошкольников

Просмотр содержимого документа
«Воображение детей дошкольного возраста»

Воображение Воображение - это важнейшая сторона человеческой жизни и является одним из важных психических процессов, играющих большую роль в формировании познавательной сферы ребенка. Воображение - важнейший компонент любой формы творческой деятельности.

Воображение

Воображение - это важнейшая сторона человеческой жизни и является одним из важных психических процессов, играющих большую роль в формировании познавательной сферы ребенка.

Воображение - важнейший компонент любой формы творческой деятельности.

Роль воображения в творческом становлении личности в процессе обучения Творческое воображение – создание нового, оригинального образа, идеи. Способность воспроизвести услышанное, дополнить образ героя сказки новыми чертами, придумать новые события – первые элементы воображения. Особое место в структуре воображения занимает мечта – образ желаемого будущего.   Воображение начинает развиваться к 2 годам и после 3 лет. Малыш 3 – 4 лет иногда путает воображаемое с действительным - то, что он выдумал, с тем, что правда происходило. В возрасте 4-5 лет воображение становится творческим - сюжеты детских игр, рисунков, выдуманных рассказов становятся богаче и разнообразнее. В 4-5 лет у детей возрастают творческие проявления в деятельности. В возрасте пяти лет появляются мечты о будущем - закладываться основы творческого воображения.

Роль воображения в творческом становлении личности в процессе обучения

  • Творческое воображение – создание нового, оригинального образа, идеи.
  • Способность воспроизвести услышанное, дополнить образ героя сказки новыми чертами, придумать новые события – первые элементы воображения.
  • Особое место в структуре воображения занимает мечта – образ желаемого будущего.
  •   Воображение начинает развиваться к 2 годам и после 3 лет.
  • Малыш 3 – 4 лет иногда путает воображаемое с действительным - то, что он выдумал, с тем, что правда происходило.
  • В возрасте 4-5 лет воображение становится творческим - сюжеты детских игр, рисунков, выдуманных рассказов становятся богаче и разнообразнее.
  • В 4-5 лет у детей возрастают творческие проявления в деятельности.
  • В возрасте пяти лет появляются мечты о будущем - закладываться основы творческого воображения.
Дошкольник «отрывается» в воображении от конкретной ситуации и видит ее глазами не только разных людей, но и животных, предметов. Воображение возникает в ситуациях неопределенности - затрудняется найти в своем опыте объяснение какому-либо факту действительности. Воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира, остается непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка. Этапы творческого воображения: возникновение идеи;

Дошкольник «отрывается» в воображении от конкретной ситуации и видит ее глазами не только разных людей, но и животных, предметов.

Воображение возникает в ситуациях неопределенности - затрудняется найти в своем опыте объяснение какому-либо факту действительности.

Воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира, остается непроизвольным.

Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка.

Этапы творческого воображения:

  • возникновение идеи;
  • "вынашивание замысла";
  • его реализация
Приемы и способы создания образов воображения   Аналогия  – это процесс создания нового, по сходству с известным. Гиперболизация - способ создания образа воображения путем преувеличения всего образа объекта или его частей, наделения объекта значительно бóльшим количеством значимых признаков по сравнению с действительностью, преувеличения сил и возможности действия объекта. Акцентирования (заострение ) - прием создания образов воображения путем подчеркивания определенных свойств, черт, сторон различных явлений. Агглютинация– способ создания образа воображения путем объединения в единую систему представлений в такой последовательности (сочетании), которая отлична от наших непосредственных восприятий и переживаний (русалки, сфинксы, кентавры).

Приемы и способы создания образов воображения

  • Аналогия  – это процесс создания нового, по сходству с известным.
  • Гиперболизация - способ создания образа воображения путем преувеличения всего образа объекта или его частей, наделения объекта значительно бóльшим количеством значимых признаков по сравнению с действительностью, преувеличения сил и возможности действия объекта.
  • Акцентирования (заострение ) - прием создания образов воображения путем подчеркивания определенных свойств, черт, сторон различных явлений.
  • Агглютинация– способ создания образа воображения путем объединения в единую систему представлений в такой последовательности (сочетании), которая отлична от наших непосредственных восприятий и переживаний (русалки, сфинксы, кентавры).
 Схематизация - исключение каких-то свойств или качеств, присущих определенному предмету, лицу. Реконструкция  объекта по известным фрагментам имеет существенное значение в творческой работе. Типизация — прием, при котором собираются характеристики сходных объектов, явлений, людей, относящихся к одной группе, и используются для создания уникального образа, являющегося отображением определенной действительности.  Перемещение – субъективное помещение объекта в новые ситуации, в которых он никогда не был, не может быть вообще или в которых субъект его никогда не видел.  Придача  – объекту приписываются (придаются) не свойственные ему качества или функции (сапоги-скороходы, ковер-самолет). Все приемы воображения работают как единая система, при создании одного образа могут использоваться несколько из них.

Схематизация - исключение каких-то свойств или качеств, присущих определенному предмету, лицу.

Реконструкция  объекта по известным фрагментам имеет существенное значение в творческой работе.

Типизация — прием, при котором собираются характеристики сходных объектов, явлений, людей, относящихся к одной группе, и используются для создания уникального образа, являющегося отображением определенной действительности. 

Перемещение – субъективное помещение объекта в новые ситуации, в которых он никогда не был, не может быть вообще или в которых субъект его никогда не видел. Придача  – объекту приписываются (придаются) не свойственные ему качества или функции (сапоги-скороходы, ковер-самолет).

Все приемы воображения работают как единая система, при создании одного образа могут использоваться несколько из них.

Особенности развития произвольного воображения в дошкольном возрасте

  • В зависимости от степени выраженности активности различают два вида воображения: пассивное и активное.
  • Пассивное воображение характеризуется созданием образов, которые в последствии не воплощаются в практических делах, деятельности. Создаваемые образы заменяют реальную жизнедеятельность фантазиями, грезами и т.д.
  • Элементы произвольности появляются по достижении пятилетнего возраста. Произвольное воображение также называется активным. Активное воображение, связано с выполнением конкретной практической деятельности.
  • В рамках произвольного воображения выделяется 3 вида:
  • Воссоздающее – задача заключается в представлении ребенка с последующим описанием объекта или предмета, которого он не видел. Пример: несуществующее животное, житель Марса или Луны.
  • Творческое воображение – дошкольник создает новые образы на основе личного восприятия, отойдя от известных шаблонов и отодвигая границы.
  • Мечты – от фантазий ребенка, что он получит на день рождения, до представлений, кем станет, когда вырастет.
Игры и упражнения для развития воображения у дошкольников 5 – 7 лет   Упражнение  «На что похожи наши  ладошки »  Цель:  развитие воображения и внимания . Игра —  упражнение  «Три краски».  Цель:  развитие  художественного восприятия и  воображения . Упражнение  «Волшебные кляксы».  Цель:  развитие творческого воображения ; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами. Игра – «Неоконченный рисунок».  Цель:  развитие творческого воображения . Упражнение  «Волшебная мозаика».  Цель: учить детей создавать в  воображении предметы , основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов. Игра «Поможем художнику».  Цель: учить детей  воображать  предметы на основе заданной им схемы.

Игры и упражнения для развития воображения у дошкольников 5 – 7 лет

  • Упражнение  «На что похожи наши  ладошки »

Цель:  развитие воображения и внимания .

  • Игра —  упражнение  «Три краски».

Цель:  развитие  художественного восприятия и  воображения .

  • Упражнение  «Волшебные кляксы».

Цель:  развитие творческого воображения ; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

  • Игра – «Неоконченный рисунок».

Цель:  развитие творческого воображения .

  • Упражнение  «Волшебная мозаика».

Цель: учить детей создавать в  воображении предметы , основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.

  • Игра «Поможем художнику».

Цель: учить детей  воображать  предметы на основе заданной им схемы.