Просмотр содержимого документа
«Воображение детей дошкольного возраста»
Воображение
Воображение - это важнейшая сторона человеческой жизни и является одним из важных психических процессов, играющих большую роль в формировании познавательной сферы ребенка.
Воображение - важнейший компонент любой формы творческой деятельности.
Роль воображения в творческом становлении личности в процессе обучения
- Творческое воображение – создание нового, оригинального образа, идеи.
- Способность воспроизвести услышанное, дополнить образ героя сказки новыми чертами, придумать новые события – первые элементы воображения.
- Особое место в структуре воображения занимает мечта – образ желаемого будущего.
- Воображение начинает развиваться к 2 годам и после 3 лет.
- Малыш 3 – 4 лет иногда путает воображаемое с действительным - то, что он выдумал, с тем, что правда происходило.
- В возрасте 4-5 лет воображение становится творческим - сюжеты детских игр, рисунков, выдуманных рассказов становятся богаче и разнообразнее.
- В 4-5 лет у детей возрастают творческие проявления в деятельности.
- В возрасте пяти лет появляются мечты о будущем - закладываться основы творческого воображения.
Дошкольник «отрывается» в воображении от конкретной ситуации и видит ее глазами не только разных людей, но и животных, предметов.
Воображение возникает в ситуациях неопределенности - затрудняется найти в своем опыте объяснение какому-либо факту действительности.
Воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира, остается непроизвольным.
Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка.
Этапы творческого воображения:
- возникновение идеи;
- "вынашивание замысла";
- его реализация
Приемы и способы создания образов воображения
- Аналогия – это процесс создания нового, по сходству с известным.
- Гиперболизация - способ создания образа воображения путем преувеличения всего образа объекта или его частей, наделения объекта значительно бóльшим количеством значимых признаков по сравнению с действительностью, преувеличения сил и возможности действия объекта.
- Акцентирования (заострение ) - прием создания образов воображения путем подчеркивания определенных свойств, черт, сторон различных явлений.
- Агглютинация– способ создания образа воображения путем объединения в единую систему представлений в такой последовательности (сочетании), которая отлична от наших непосредственных восприятий и переживаний (русалки, сфинксы, кентавры).
Схематизация - исключение каких-то свойств или качеств, присущих определенному предмету, лицу.
Реконструкция объекта по известным фрагментам имеет существенное значение в творческой работе.
Типизация — прием, при котором собираются характеристики сходных объектов, явлений, людей, относящихся к одной группе, и используются для создания уникального образа, являющегося отображением определенной действительности.
Перемещение – субъективное помещение объекта в новые ситуации, в которых он никогда не был, не может быть вообще или в которых субъект его никогда не видел. Придача – объекту приписываются (придаются) не свойственные ему качества или функции (сапоги-скороходы, ковер-самолет).
Все приемы воображения работают как единая система, при создании одного образа могут использоваться несколько из них.
Особенности развития произвольного воображения в дошкольном возрасте
- В зависимости от степени выраженности активности различают два вида воображения: пассивное и активное.
- Пассивное воображение характеризуется созданием образов, которые в последствии не воплощаются в практических делах, деятельности. Создаваемые образы заменяют реальную жизнедеятельность фантазиями, грезами и т.д.
- Элементы произвольности появляются по достижении пятилетнего возраста. Произвольное воображение также называется активным. Активное воображение, связано с выполнением конкретной практической деятельности.
- В рамках произвольного воображения выделяется 3 вида:
- Воссоздающее – задача заключается в представлении ребенка с последующим описанием объекта или предмета, которого он не видел. Пример: несуществующее животное, житель Марса или Луны.
- Творческое воображение – дошкольник создает новые образы на основе личного восприятия, отойдя от известных шаблонов и отодвигая границы.
- Мечты – от фантазий ребенка, что он получит на день рождения, до представлений, кем станет, когда вырастет.
Игры и упражнения для развития воображения у дошкольников 5 – 7 лет
- Упражнение «На что похожи наши ладошки »
Цель: развитие воображения и внимания .
- Игра — упражнение «Три краски».
Цель: развитие художественного восприятия и воображения .
- Упражнение «Волшебные кляксы».
Цель: развитие творческого воображения ; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.
- Игра – «Неоконченный рисунок».
Цель: развитие творческого воображения .
- Упражнение «Волшебная мозаика».
Цель: учить детей создавать в воображении предметы , основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.
- Игра «Поможем художнику».
Цель: учить детей воображать предметы на основе заданной им схемы.