СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воображение и творчество личности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал о воображении и творчестве личности

Просмотр содержимого документа
«Воображение и творчество личности»

1. ВООБРАЖЕНИЕ, ФУНКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ. СВЯЗЬ ПРОЦЕССА ВООБРАЖЕНИЯ С ДРУГИМИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ ЛИЧНОСТИ


Наряду с образами памяти, которые являются копиями восприятия, человек может создавать совершенно новые образы. В образах может предстать и то, чего мы непосредственно не воспринимали, и то, чего вообще не было в нашем опыте, и даже то, чего в такой именно форме в действительности не существует. Это образы воображения. Итак, воображение - это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы.

Неофрейдисты полагают, что основная функция воображения – защита личности, защита Я, компенсация негативных переживаний.


Связь воображения с другими психическими процессами


Вообще воображение связано со всеми сторонами психической деятельности человека: с его восприятием, памятью, мышлением, чувствами. Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.


Воображение и ощущения


Ощущения - первичные образы определенных свойств действительности - прямо или косвенно включаются в формирование всех (в том числе и обобщенных) мысленных образов. Будучи результатом непосредственного взаимодействия объекта и субъекта, результатом более или менее прямого воздействия объекта на органы чувств человека, ощущение отражает свойства этого объекта. Воображение вбирает в себя ощущения. Но при этом опирается на их смысловой момент, поэтому физиологически не зависит от деятельности органов чувств и не является продуктом деятельности органов чувств.


Воображение и восприятие


В отличие от ощущений восприятие воспроизводит целостность объекта: его пространственные и временные границы, форму, величину, объем и т.д. Восприятие - образ предмета в целом, в нем уже весьма полно раскрываются смысловые характеристики предметности и за счет этого возрастают константность образа и его адекватность.

В восприятии человек способен по данным отдельным элементам “достраивать” недостающие стороны объекта, “видеть” целое при реальной доступности лишь его частей. Это значит, что субъект в процессе воображения делает свои собственные установки, мотивы, желания предметом своей активности.


Воображение и память


Формирование образа воображения всегда происходит с опорой на образы памяти.

Психологи пытались доказать, что воображение есть детерминированная деятельность, что полет фантазии совершается закономерно. Но, наряду с этим обходили проблему возникновения новых элементов воображения, а они крепко-накрепко коренятся в содержании нашей памяти.

Деятельность воображения является деятельностью, которая психически обусловлена иначе, чем деятельность памяти.

Специфика воображения состоит в переработки прошлого. В этом отношении оно неразрывно связано с процессом памяти, так как преобразует все то, что есть в ней. Образы памяти - это воспроизведение прошлого опыта, так как основная функция памяти сохранить как можно точнее результаты прошлого опыта.


Воображение и мышление


Психология мышления является одной из самых разработанных областей психологической науки. В отечественной психологии мышление определяется как обобщенное опосредствованное отражение действительности, тесно связанное с чувственным познанием мира и практической деятельностью людей. Мышление является особой формой человеческой деятельности, формирующейся в практике, когда у человека возникает необходимость решить какую-нибудь задачу. Точка зрения российской психологии на мышление как на деятельность, возникшую в процессе жизни индивидуума, находит свое обоснование в учении И.П. Павлова. Согласно этому учению, в основе мышления лежит условно-рефлекторная деятельность, формирующаяся в индивидуальном опыте.

Воображение выступает необходимой формой связи чувственного и рационального, мысленным постижением сущности объекта и его чувственной реконструкции. Мышление же является своеобразной программой, определяющей течение процессов воображения. В ходе практической деятельности субъект одинаково опирается как на данные чувственного опыта, так и на мышление, которые теснейшим образом переплетаются.


Воображение и речь


Исследования показали, что очень мощный шаг в развитии воображения совершается в непосредственной связи с усвоением речи. Наблюдение за развитием воображения обнаружило зависимость этой функции от развития речи. Задержка в развитии речи, как установлено, знаменует собой и задержку развития воображения.

Речь освобождает ребенка от непосредственных впечатлений о предмете, она дает ребенку возможность представлять себе тот или иной предмет, которого он не видел, и мыслить о нем. Это дает возможность ему чрезвычайно свободно обращаться в сфере впечатлений, обозначаемых словами.


Воображение и эмоции


Активная работа фантазии вызывает богатую эмоциональную картину состояния детей. Известно, как дети воспринимают сказки. А детская игра? Она просто теряет смысл для ребенка, если у нее отсутствует яркий эмоциональный фон и, одновременно, игра целиком держится на активной деятельности воображения. Связь воображения и эмоций проявляется и у взрослых. Все мы хоть раз в жизни получали высокое эмоциональное удовлетворение от мечты.

Воображение и эмоции в жизни ребенка нераздельны. Л.С. Выготский вывел «закон общего эмоционального знака», суть которого выразил словами «…всякое чувство, всякая эмоция стремиться воплотиться в образы, соответствующие этому чувству». Таким образом, богатая эмоциональная жизнь стимулирует развитие воображения [16].

Образы воображения могут приобретать побудительную силу, становиться мотивами поведения и деятельности. Поэтому развитие воображения - это и основа формирования мотивационно - потребностной сферы человека.




2. ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСТВА



Виды воображения


Имеются различные подходы для выделения классификации воображения. Так, выделяют пассивное и активное воображение. Пассивное воображение является примитивной формой и может быть непреднамеренным (непроизвольным) и преднамеренным (произвольным). Непреднамеренное воображение проявляется в непроизвольной трансформации образов, совершающейся под влиянием малоосознанных потребностей, влечений без сознательного вмешательства человека.

В пассивном воображении преобладает аутистическое мышление. Пассивное преднамеренное воображение (грезы) создает образы, не связанные с волей, с попыткой воплотить их в жизнь. Преобладание в процессах воображения грез свидетельствует о дефектах развития личности, о ее одиночестве, фрустрированности.

Активное (истинное) воображение – это намеренный и сознательный процесс, при котором образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями, которые ставит себе

человек.

Четкую границу между активным и пассивным воображением провести трудно. Всегда остается вероятность их взаимопроникновения.

Активное воображение делят на воспроизводящее (воссоздающее) и творческое (преобразующее).

Воспроизводящее воображение не связано с созданием нового образа объекта, оно проявляется, например, при создании предмета по чертежу. Преобразующее воображение может быть связано с воссозданием заданных образов, например при чтении описания героя литературного произведения [14].

В зависимости от характера образов, которыми оперирует воображение, иногда различают конкретное и абстрактное воображение. При абстрактном воображении задействованы образы высокой степени обобщенности – схемы, символы (в математике), при конкретном воображении осуществляется оперирование конкретными образами реальной действительности.

Еще одной классификацией является деление воображения по той роли, которую оно играет в жизни человека, на познавательное и аффективное.

Познавательное воображение проявляется в разыгрывании каких-то действий (игра ребенка с куклами и т. п.).

Аффективное воображение проявляется при проигрывании человеком своего переживания (у детей – переживание страха при воображении ситуации угрозы: волка, Бабы Яги и т. п.).

Л. С. Выготский в своих исследованиях первоначально подчеркивал аффективный характер воображения: «Деятельность воображения представляет собой разряд аффектов» [3, с. 69], а в более поздних работах вслед за Т. Рибо указывал на единство эмоциональных и интеллектуальных компонентов [6].

Разделение воображения на эти виды происходит в возрасте 2,5–3 лет.

Без специального руководства развитие воображения может иметь неблагоприятные прогнозы. Одна из основных линий педагогики воображения должна быть направлена на овладение ребенком [6].


Виды творчества


Виды творчества разнообразны, как и сферы деятельности. Выделяют научное, техническое, художественное, музыкальное, литературное, педагогическое творчество с различными их подвидами. Между некоторыми из них имеются довольно тесные связи.

Научное творчество связано с открытием явлений и общих закономерностей развития реального мира. Результатом исследования является получение нового знания или открытия.

В. Р. Ирина и А. А. Новиков специфику научного творчества видят в следующем: «Научное творчество – наивысший акт познания, характеризующийся оригинальностью, неповторимостью способов получения принципиально нового научного знания и повторимостью их результатов, акт, в основе которого лежит процесс преобразования интуитивного знания» [11, с. 157].

Техническое творчество связано с практическим (технологическим) преобразованием действительности. Оно опирается на наглядно-образные и наглядно-действенные компоненты мышления. Процесс технического творчества выражается в изобретательстве, конструировании, а его продуктом является изобретение механизмов, конструкций, отвечающее запросам практики. Отсюда его рациональность и утилитарность.

Художественное творчество связано с эстетическим освоением действительности и удовлетворением эстетических потребностей людей. Его особенности. реализуется художественное творчество в особой форме общественного сознания – искусстве, а продуктом художественного творчества выступает художественный образ, заключенный в каком-либо материальном объекте (картине, скульптуре, литературном произведении и т. п.)

Сотворчество. В сфере искусства выделяют особый вид творчества людей, воспринимающих произведения искусства, называемый сотворчеством. Это уровень восприятия, позволяющий зрителю или слушателю открыть и понять за событийной стороной произведения искусства его глубинное смысловое значение (контекст – текст – подтекст).

Педагогическое творчество – это поиск и нахождение нового в сфере педагогической деятельности. Речь идет о субъективной, а не объективной новизне, или о том, что называется инновацией. Возможно и использование старого метода, приема в новых условиях. Вторая ступень – открытие нового не только для себя, но и для других, т. е. новаторство. Частным видом педагогического творчества является импровизация – нахождение неожиданного педагогического решения и его воплощение «здесь и сейчас».


3. ОСОБЕННОСТИ КРЕАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ


Высокая впечатлительность рождает и высокое самомнение и тщеславие. Творческая инициатива характеризуется отсутствием шаблона, функциональной фиксированности и ригидности в мыслительной и исполнительной деятельности [8].

П. Торренс собрал 84 определения креативных людей, и оказалось, что они могут иметь противоположные качества.

К числу таких качеств относится стремление к доминированию и превосходству, стремление к риску, нарушение привычного порядка, тяготение к независимости, радикализму. Вместе с тем у творческих людей отмечаются оптимизм, готовность приходить на помощь, чувство прекрасного, юмор. Наиболее часто отмечается два качества: стремление к доминированию и оптимизм [8]. Выделены и некоторые другие личностные черты, отличающие креативных людей от некреативных. Это самонадеянность, самодовольство, непризнание социальных ограничений. Некоторые исследователи отмечают у креативов склонность к риску, стойкость к помехам окружающей среды, разного рода конфликтам. Люди с таким типом личности могут как достигать высокого уровня креативности, так и демонстрировать деструктивное, даже криминальное поведение [6, с.102]. Е. А. Гуськовой установлено, что у креативных подростков агрессивность выражена больше, чем у некреативных, однако агрессивность у креативных является средством самоутверждения [5].

Отмечается роль саморегуляции у творческих личностей, их устремленность к определенному роду деятельности, «последовательность, цепкость внимания».

Эстетическая чувствительность как особенность творческой личности.

Специальная эстетическая чувствительность играет роль тонкого решета, и понятно, почему тот, кто лишен ее, никогда не будет истинным творцом. Р. Кеттелл, Х. Гоу и Ф. Беррон отмечают высокую силу Я у креативных личностей в науке, литературе, архитектуре и искусстве.

А. Пуанкаре Т. А. Барышева и Ю. А. Жигалов выделяют эстетические креативные свойства личности, занимающейся художественным творчеством, такие как эстетическая эмпатия, чувство формы и стиля, перфекционизм.

Эстетическая эмпатия – это эмоциональное погружение в мир художественного произведения, художественное перевоплощение в создаваемый писателем, композитором, артистом образ, отождествление себя с создаваемым образом.

Чувство формы и стиля – довольно субъективные характеристики, трудно поддающиеся научному описанию. Чувство формы – это чувство гармонии, эстетичности, красоты; это когнитивно-эмоциональный комплекс, проявляющийся в способности воспринимать и создавать форму, законченность произведения, убирая из него все лишнее.

Перфекционизм – это стремление к совершенству, высокие личные стандарты, стремление человека доводить результаты любой своей деятельности до их соответствия самым высоким эталонам (нравственным, эстетическим, интеллектуальным).

Характеристика креативов, полученная западными психологами, во многом получила подтверждение и в исследованиях отечественных психологов.

Т. С. Суслова отмечает основные черты, характерные для креативных личностей. Это сознательность, ответственность, упорство, чувство долга, высокий контроль над поведением и эмоциями, решительность, предприимчивость, склонность к риску, социальная смелость, интернальный локус контроля, интеллектуальная лабильность.


4. Причины возникновения трудностей у творческих личностей в процессе обучения в школе


М. М. Жердева путем опроса старшеклассников выявила факторы, которые препятствуют раскрытию их творческого потенциала. К внутренним факторам относятся нежелание развивать свой творческий потенциал, отсутствие таланта, знаний, лень, нетерпение, невнимание и др. К внешним относятся недостаточный уровень материальной обеспеченности, загруженность бытовыми проблемами, одиночество, зависть сверстников, замкнутость, проблемы со здоровьем и др. [9]. Систематизируя виды барьеров творчества, В. М. Воскобойников выделил следующие:

Контрсуггестивные барьеры – предубеждение, неверие в свои силы, недоверие к коллегам, ригидность взглядов и установок, приспособленчество.

Тезаурусные барьеры – низкий уровень образования, интеллектуального развития, недоступность информации.

Интеракционные барьеры – неумение планировать и организовывать деятельность свою и других.

Эти три этапа психологически неравнозначны и требуют различных волевых усилий. Иногда камнем преткновения служит последний этап – завершение. Но все же трудность, связанную с началом деятельности, представители творческих профессий иногда испытывают особенно остро [13, c.71].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
  1. Бодалев А. А., Рудкевич Л. А. Как становятся великими и выдающимися? М., 2003.

  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.

  3. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1968.

  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб, 1997.

  5. Гуськова Е. А. Связь креативности и агрессии в подростковом возрасте. Психология XXI века: Тезисы Международной межвузовской научно-практической конференции. СПб., 2001. С. 297–298.

  6. Дорфман Л. Я., Ковалева Г. В. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 101–105.

  7. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника//Вопросы психологии. 1988. № 6. С. 52–59.

  8. Ермолаева-Томина Л. Б. Опыт экспериментального изучения творческих способностей // Вопросы психологии. 1977. № 4. С. 74–84.

  9. Жердева М. М. Особенности развития креативных способностей в старшем школьном возрасте // Ананьевские чтения, 2005: Материалы научно-практической конференции. СПб., 2005. С. 462–464.

  10. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - ИД "Питер", 2011. – 448 с.

  11. Ирина В. Р., Новиков А. А. В мире научной интуиции. М., 1978. Искусствознание и психология художественного творчества. М., 1988.

  12. Кудрявцев В. Т. К пониманию воображения как универсальной человеческой способности: Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества. М., 2007. Т. 2. С. 155.

  13. Лук А. Н. Психология творчества. М., 1978.

  14. Сапарина Е. В. Ага! И его секреты. М., 1967.

  15. Творчество: теория, диагностика, технология: Словарь-справочник для специалистов в области образования, инноваций и гуманитарных технологий в социальной сфере / Под ред. Т. А. Барышевой. СПб., 2008. – 296 с.


14