Вопрос № 113. Образ Родины и образ времени в лирике С. Есенина
«Край любимый! Сердцу снятся...», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Я покинул родимый дом...», «Закружилась листва золотая...», «Заметался пожар голубой...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Русь Советская», «Неуютная жидкая лунность…», "Спит ковыль. Равнина дорогая...",
«Письмо к женщине», "Низкий дом с голубыми ставнями", "Каждый труд благослови, удача...", «Заметался пожар голубой»,
Любовь к Родине как основной мотив творчества С. А. Есенина.
1. Вступительное слово:
1) поэтизация родной природы;
2) внутренняя потребность принять новую, революционную родину;
3) трагическое сознание своей отъединенности от авангарда революционного народа;
4) стремление преодолеть эту отъединенность.
2. Чтение стихотворения «Русь советская».
Комментарий к стихотворению «Русь советская»:
1) жанровые особенности стихотворения (произведение лиро-эпического жанра, наличие сюжета, системы образов);
2) образ лирического героя — центральный в стихотворении; средства раскрытия образа (образ лир. героя раскрывается в развитии сюжета и ритмико-мелодическими, интонац. средствами).
Обобщенная характеристика лирического героя стихотворения «Русь советская» и других стихотворений патриотического цикла.
Главная тема поэзии Есенина – тема родины. Образ Руси в дореволюционной лирике многолик и противоречив. В творчестве С. Есенина невозможно выделить стихи только о родине, о России, потому что все написанное им, проникнуто «чувством родины». И пейзажи, и философская лирика — тоже о родине, о России. Любовь поэта к деревне, и ко всему живому, тревога за судьбы «избяной» России спаяны с личной судьбой художника, с его поисками смысла жизни.
Родина – это и прекрасная «голубая» Русь, поэтическая страна, затерявшаяся в. степных просторах, отражающаяся в глубине синих озер, пропитанная ароматами полевых трав и цветов, про которую поэт скажет: «Люблю до радости и боли...». Любовь поэта к русской природе и самоотверженное желание раствориться в ней близки и понятны читателю:
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных...(1914)
Родина – это и нищая, многострадальная Россия, «черная, потом пропахшая выть», заброшенный край, «пустырь».
Родина – это и смиренная крестьянская страна, где «мирные пахари» и «добрые молодцы» готовы к любым испытаниям «без печали, без жалоб и слез».
Родина – это Русь молитвенная, «покойный уголок», где благодатный, райский дух, где «хаты – в ризах образа», «по церквям твой кроткий спас», где березы – «большие свечки», ели – «монашки», а ветер – «схимник». Лирический герой – богомолец («Гой ты, Русь моя родная...»), пастух («Я пастух, мои палаты...») или «странник убогий», славящий Господа. Кроткий, как сама природа, он воспринимает мир как Божью благодать:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою!»
Родина – это и Русь мятежная, разбойная, черная («В том краю, где желтая крапива...»). По ее дорогам бредут «люди в кандалах», «убийцы или воры», и лирический герой ощущает себя одним из них.
Родина – это «новый Назарет», преображенная страна, которой предстоит через муки и крест обрести себя. Предчувствие этого, предсказание будущей революции и гражданской войны звучит в стихотворении «Тучи с ожереба». Поэт зовет свою Русь, «царевну сонную», приобщиться к «веселой вере», которой теперь привержен и он («Не в моего ты бога верила...»).
Тема Родины постепенно входит в лирику Есенина. На раннем этапе творчества ее раскрытие происходит через пейзажные («Пороша») и бытовые зарисовки («В хате»), описание обычаев («По селу тропинкой кривенькой...»), отдельных эпизодов истории («Егорий») и религиозных традиций («Калики», «По дороге идут богомолки...»). «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве», — признавался поэт. Есенин видит свое поэтическое предназначение в служении родной земле, о чем он пишет в стихотворении «Поэт». Стремление к всеобщей гармонии, к единству всего сущего — важнейший принцип художественного мышления Есенина.
«Край любимый! Сердцу снятся...», «Я покинул родимый дом...», «Закружилась листва золотая...»
Тема родины – одна из главных тем в творчестве С. Есенина. Этого поэта принято связывать прежде всего с деревней, с родной для него рязанщиной. Но из рязанской деревни Константинове поэт уехал совсем молодым, жил потом и в Москве, и в Петербурге, и за границей, в родную же деревню приезжал время от времени как гость. Это важно знать для понимания позиции С. Есенина. Именно разлука с родной землей придала его стихам о ней ту теплоту воспоминаний, которая их отличает.
Уже в ранних стихах С. Есенина звучат признания в любви к России. Так, одно из наиболее известных его произведений - 'Той ты, Русь, моя родная...". С самого начала Русь здесь предстает как нечто святое, ключевой образ стихотворения – сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах, и за этим сравнением – целая философия, система ценностей. Мир деревни – это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы.
Мир Руси для С. Есенина – это и мир убогих, бедных, горьких крестьянских домов, край заброшенный, "деревня в ухабинах", где радость коротка, а печаль бесконечна: "Грустная песня, ты – русская боль". Особенно это чувство усиливается в стихах поэта после 1914 года – начало войны, деревня кажется ему невестой, покинутой милым и ожидающей от него вестей с поля боя.
Для поэта родная деревня и Россия – это нечто единое, родина для него, особенно в раннем творчестве, это прежде всего родной край, родное село, то, что позднее, уже на исходе XX века, литературные критики определили как понятие "малой родины".
С присущей Есенину-лирику склонностью одушевлять все живое, все окружающее его, он и к России обращается как к близкому ему человеку: "Ой ты, Русь, моя родина кроткая, / Лишь к тебе я любовь берегу". Порой стихи поэта обретают ноту щемящей грусти, в них возникает чувство неприкаянности, лирический герой их – странник, покинувший родную хижину, всеми отверженный и забытый. И единственное, что остается неизменным, что сохраняет вечную ценность, - это природа и Россия:
А месяц будет плыть и плыть,
Роняя весла по озерам...
И Русь все так же будет жить.
Плясать и плакать у забора.
С. Есенин жил в переломную эпоху, насыщенную драматическими и даже трагическими событиями. На памяти его поколения – война, революция, снова война – теперь уже гражданская. Переломный для России год – 1917 – поэт встретил, как и многие художники его круга, с надеждами на обновление, на счастливый поворот в крестьянской доле.
В есенинской поэзии в 1917 году появляется новое ощущение России: "Уж смыла, стерла деготь / Воспрянувшая Русь". Чувства и настроения поэта этого времени очень сложны и противоречивы – это и надежды, и ожидание светлого и нового, но это и тревога за судьбу родного края, философские раздумья на вечные темы. Одна из них – тема столкновения природы и человеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего ее гармонию – звучит в стихотворении С. Есенина "Сорокоуст". В нем центральным становится обретающее глубоко символический смысл состязание между жеребенком и поездом. При этом жеребенок как бы воплощает в себе всю красоту природы, ее трогательную беззащитность. Паровоз же обретает черты зловещего чудовища. В есенинском "Сорокоусте" вечная тема противостояния природы и разума, технического прогресса сливается с размышлениями о судьбах России.
Судьба «избяной» России отождествлялась в представлении поэта с судьбой деревни. Предчувствие грядущих катастроф ярко выразилось в стихотворении «Я последний поэт деревни...» (1919):
Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берез.
На тропу голубого поля
Скоро выйдет железный гость.
Злак овсяный, зарею пролитый,
Соберет его черная горсть.
Неживые, чужие ладони,
Этим песням при вас не жить!
Только будут колосья-кони
О хозяине старом тужить.
Кажущаяся обреченность деревни перед лицом технического прогресса воспринималась поэтом как личная обреченность. Поэт хорошо понимал, что с разрушением деревни и простого деревенского быта уйдет и взращенная на этой почве поэзия и песенность России. В стихотворении «Сорокоуст» (1920) он изображает незабываемую картину, лирически согретую любовью к деревне, — «Как бежит по степям... / На лапах чугунных поезд...»,
А за ним
По большой траве,
Как на празднике отчаянных гонок.
Тонкие ноги закидывая к голове.
Скачет красногривый жеребенок –
Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
Красногривый жеребенок», как воплощение поэзии деревни и деревенского быта, по мысли поэта, несовместим с «железной» городской цивилизацией. Нежной жалостью и грустью, смешанной с отчаянием, проникнуты эти стихи, они запоминаются как символы уходящей и наступающей Руси. Полные драматизма и глубокого искреннего чувства, они сегодня воспринимаются как пророчество.
Черт бы взял тебя, скверный гость!
Наша песня с тобой не сживется.
Жаль, что в детстве тебя не пришлось
Утопить, как ведро в колодце.
Только мне, как псаломщику, петь
Над родимой страной аллилуйя.
С началом империалистической войны чувство Родины еще полнее овладевает поэтом. В этот период Есенин воспринимает себя действительно «последним поэтом деревни». Обращаясь к России, он говорит о крестьянах: «Вот где, Русь, твои добрые молодцы, вся опора в годину невзгод». В любви Есенина к деревне звучат искренние сыновьи чувства. В его стихах неотделима любовь к матери и к родным местам.
Стремясь найти ответы на трагические вопросы современности, Есенин обращается к исторической тематике. В 1921 г. создает поэму «Пугачев», где романтизируется история и личность бунтаря. Одновременно с этим зреют в душе поэта сознание обреченности, мотивы усталости, которые получают воплощение в цикле «Москва кабацкая».
Во многом теми же настроениями проникнуты и "Персидские мотивы", которые принято называть любовным циклом Есенина. «Персидские мотивы» написаны под впечатлением поездок на Кавказ в 1924—1925 гг. Но его герой не только возлюбленный Шаганэ, он — философ и человек "скитальческой судьбы". Это поэтическое самоопределение созвучно образу восточного поэта-мудреца, ощущающего радость бытия на грешной земле. В этом цикле "нежностью пропитано" каждое слово, а любовная песня представляется метафорой жизни, короткой и прекрасной».
«Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Заметался пожар голубой», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...»
Какова главная тема стихотворения «Шаганэ...»? Главная из них — тема любви. Любви в широком смысле слова, не только к женщине, но и к России, к жизни, к природе, к Востоку.
В послереволюционной поэзии С. Есенина тема родины насыщена нелегкими думами о месте поэта в новой жизни, он болезненно переживает отчуждение от родного края, ему трудно найти общий язык с новым поколением, для которого календарный Ленин на стене заменяет икону, а "пузатый "Капитал" - Библию. Особенно горько поэту сознание того, что новое поколение поет новые песни: "Поют агитки Бедного Демьяна". Это тем более грустно потому, что С. Есенин справедливо замечает: "Я поэт! И не чета каким-то там Демьянам". Поэтому так горестно звучат его строки: "Моя поэзия здесь больше не нужна, / Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен". Но даже желание слиться с новой жизнью не заставляет С. Есенина отказаться от своего призвания российского поэта; он пишет: "Отдам всю душу октябрю и маю, / Но только лиры милой не отдам". И поэтому таким глубоко прочувствованным пафосом наполнено его признание:
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким "Русь".
Сегодня нам, живущим в России, трудно до конца понять смысл этих строк, а ведь написаны они были в 1924 году, когда само это название – Русь – было едва ли не запретным, а гражданам полагалось жить в "Ресефесере". С темой родины у С. Есенина связано понимание своей поэтической миссии, своей позиции "последнего певца деревни", хранителя ее заветов, ее памяти.
Творческий кризис преодолевался постепенно, и к 1924 году определилась новая позиция поэта, перерабатывающего свою драму. Стихи лета 1924 года — «Возвращение на родину», «Русь Советская», «Русь уходящая», «Стансы», «Письмо женщине» — свидетельствовали о новом взгляде поэта на советскую действительность.
Ах, родина! Какой я стал смешной.
На щеки впалые летит сухой румянец.
Язык сограждан стал мне как чужой,
В своей стране я словно иностранец.
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь». «Русь Советская».
В стихотворении «Русь Советская» лирический герой видит «край осиротелый», «мельницу с крылом единственным», «золу да слой дорожной пыли», сплошные кресты, «как будто в рукопашной мертвецы застыли с распростертыми руками». Но жизнь кипит: крестьяне «корявыми, немытыми речами свою обсуживают жизнь», комсомол увлеченно поет песни на стихи Демьяна Бедного. Померкли краски в описании деревни, но Есенин пока боится выносить окончательный приговор: а вдруг он, поэт, не прав, а они, строители будущего, видят новый свет у хижин, и «Капитал» Маркса научит их жить лучше? Будет момент, когда Есенину покажется, что «коммуной вздыбленная Русь» — это не так уж плохо. Но кризис разъедал душу и воплотился в поэме «Черный человек».
Стихотворение «Неуютная жидкая лунность» (1925) воспринимается как обретенный в трудных поисках выход, как истина, открывшаяся смятенной душе поэта:
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной стороны.
Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И березам и тополям.
Грустные раздумья сменяются оптимистическим звучанием стихов того же 1925 года «Я иду долиной. На затылке кепи...». Энергичная, мускулистая строка воспринимается как убедительное свидетельство возрожденного к жизни духа.
На земле милее, полно плавать в небо.
Как ты любишь долы, так бы труд любил.
Ты ли деревенским, ты ль крестьянским не был?
Размахнись косою, покажи свой пыл.
Дыхание мирозданья слышится в строках стихотворения "Спит ковыль..." (1925). Философ. раздумья слиты в них с темой родины, Руси, с осознанием себя как крестьянского поэта. Стихотворение это датировано 1925 годом, относится к зрелой лирике поэта. В нем выражены его сокровенные мысли, в строке "радуясь, свирепствуя и мучась" – трудный исторический опыт, который пришлось испытать людям есенинского поколения. Стихотворение построено на традиционных поэтических образах: ковыль как символ русского пейзажа и одновременно символ тоски, полынь с ее богатой символикой, журавлиный крик как знак разлуки. Традиционному пейзажу, в котором олицетворением поэзии является не менее традиционный "свет луны", противостоит "новый свет", скорее абстрактный, неживой, лишенный поэзии. И в противоположность ему звучит признание лирического героя есенинского стихотворения в приверженности вековому деревенскому укладу. Особенно значим у поэта эпитет "золотой": "Все равно остался я поэтом / Золотой бревенчатой избы". Он один из наиболее частых в лирике С. Есенина, но обычно он связан с цветовым понятием: золотой - то есть желтый, но непременно и с оттенком высшей ценности: "роща золотая", "золотою лягушкой луна". В этом стихотворении оттенок ценностности преобладает: золотой не столько цвет избы, сколько символ ее непреходящей ценности как символ уклада деревенской жизни с присущей ей красотой, гармонией. Деревенская изба – это целый мир, ее разрушение не искупается для поэта никакой заманчивой новью. Финал стихотворения звучит несколько риторически, но в общем контексте поэзии С. Есенина он воспринимается как глубокое и искреннее признание автора. Таким образом, тема родины в поэзии С. Есенина развивается от безотчетной, почти по-детски естественной привязанности к родному краю до осознанной, выдержавшей испытания трудным временем перемен и переломов авторской позиции.
Деревенская Россия была для Есенина и религией, и философией, и воплощением всех надежд. Через всю поэзию Есенина, в которой слиты трагедии и тревоги века, проходит тема родины вместе с темами жизни и смерти.
Анализ стихотворения Сергея Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая»
Теме Родины посвящены многие стихи. Среди них и «Спит ковыль. Равнина дорогая» Оно было написано в июле 1925 года и опубликовано в газете «Бакинский рабочий» за полгода до смерти поэта.
Композиционно это стихотворение состоит из шести строф, каждая из которых четверостишие. Его можно логически разделить на две части: в первой поэт описывает красоту окружающей природы и говорит о своей любви к родине, во второй – о том, что он несмотря ни на какие перемены, произошедшие в социальной жизни, никогда не изменит этому чувству. Главная тема стихотворения – глубокая, выстраданная любовь поэта к родному краю. Есенин не представляет своей жизни без бескрайних просторов полей, лугов и лесов. В трудные минуты воспоминания о любимых уголках природы согревают душу и придают силы поэту.
Читая это стихотворение, слышишь голос лирического героя, который пронизан чувством грусти, сожаления. Повествование течёт спокойно и размеренно, он словно сдерживает душевные муки. Перед моим внутренним взором представилась картина: ночь, залитая лунным светом равнина, насыщенный запах луговых трав. Стоит тишина, но если прислушаться, то можно услышать, как лёгкий ветерок слегка колышет тонкие травинки и где-то вдалеке раздаётся крик журавля. Есенин описывает дорогие ему уголки окружающей природы: бескрайние просторы родных полей, лесов, лугов.
Стихотворение начинается двумя предложениями, которые вводят нас в мир природы, окружающий лирического героя:
Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Слово «дорогая» стоит в сильной позиции, для чего Есенин использует инверсию. Вводя нас в мир чувственного восприятия природы, автор использует в качестве олицетворения глагол «спит». Это описание позволяет нам ощутить настроение лирического героя. Наблюдая уголок родного края, у него возникает чувство теплоты и любви к родине:
Никакая родина другая
Не вольёт мне в грудь мою теплынь.
Созерцая природу, лирический герой замечает малейшие изменения, происходящие в окружающем: «спит ковыль», «свинцовой свежести полынь».
Следующая строфа состоит из двух предложений. Здесь перед нами предстаёт картина философских размышлений лирического героя, которые в основном передаются путём использования глаголов и деепричастий.
Знать, у всех у нас такая участь.
И, пожалуй, всякого спроси –
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живётся на Руси.
Лирический герой принимает жизнь такой, как она есть, во всех её проявлениях и противоречиях. Следующие строки являются связующим компонентом первых двух четверостиший. В первой части окружающий мир, описанный в начале стихотворения, наполняется деталями:
Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Вторая часть, -
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля, -
Продолжает философские размышления лирического героя на тему отношения к родине. Чем дальше читаешь это стихотворение, тем больше оно нравится. В последних строфах находит свое развитие философская проблема, поставленная в начале произведения. Здесь повествуется о серьёзных переменах, произошедших в социальной жизни и мировоззрении людей:
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы
Это подтверждается использованием однокоренных слов «новым светом», «новью». Но эти перемены на истинные чувства лирического героя не повлияли:
Всё равно остался я поэтом
Золотой бревёнчатой избы.
Идеал Есенина – патриархальная, «Голубая» Русь, а не «железная», какой она стала при советской власти.
В произведении «Спит ковыль. Равнина дорогая...» заявление о том, что прогресс несет в себе не только созидательное, но и негативное, разрушительное начало сформулировано более абстрактно, оно граничит с недосказанностью:
По ночам, прижавшись к изголовью,
Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брызжет новью
На мои поляны и луга.
Стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая...» в целом, не характерно в плане раскрытия темы деревни. В нем нет столь обычного для ранних есенинских произведений сладостного любования красотами родной земли.
Лирический герой желает остаться в старом мире, воспринимает все перемены как враждебные:
Вижу я, как сильного врага, 
Как чужая юность брызжет новью
На мои поляны и луга.
Лирический герой видит окружающий мир как продолжение себя, и поэтому появление новой жизни воспринимается им как вторжение в личный мир. Он не принимает изменений, но и не выступает против них, а остаётся в своём прежнем мире. Семантика «покоя», заявленная первыми строками, в последующих строфах развенчивается, эмоциональный накал постепенно нарастает и взрывается тревожным исповедальным криком о назревших неразрешимых противоречиях, отчаянным возгласом:
Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть.
Сколько безысходности и душевной боли в этом невольно выплеснувшемся горьком возгласе!
У С.А. Есенина, женатого на иностранке, была реальная возможность остаться за границей и зажить более комфортной, респектабельной, а главное — спокойной жизнью, но он не мыслил себя без России, пусть нищей, голодной, измотанной в социальных конфликтах, но самой родной и единственной в мире. И он вернулся, быть может, зная о том, что едет на родину умирать.
Есенин, возможно, предчувствуя свою гибель, пишет эти пророческие строчки. Не случайно слова «пропеть» и «умереть» рифмуются в этой строфе. Поэт мечтает оставить после себя достойную своей родины песню, чтобы живущие после него ощутили притягательную силу родных мест. Отдав таким образом дань родине, поэт считает свою миссию выполненной. Стихотворение звучит очень выразительно и музыкально. Этому способствует аллитерация звуков «в», «н», «с», «т» («ковыль», «равнина», «луны», «таинственный», «теснимый») и ассонанс гласных «о», «и» («равнина», «полынь», «окрик», «изголовью»).
Есенин не понимал советскую власть, он воспринял «новый свет» как нечто враждебное, он до конца своих дней остался поэтом золотой бревёнчатой избы, его идеал – патриархальная Русь.
Стихотворение построено на традиционно поэтических образах: ковыль как символ русского пейзажа и одновременно символ тоски, полынь с ее богатой символикой и журавлиный крик как знак разлуки. Традиционному пейзажу, в котором олицетворением поэзии является не менее традиционный «свет луны», противостоит «новый свет», скорее абстрактный, неживой, лишенный поэзии. И в противоположность ему звучит признание лирического героя есенинского стихотворения в приверженности вековому деревенскому укладу. Особенно значим у поэта эпитет «золотой»: «Все равно останусь я поэтом – Золотой бревенчатой избы».
Он один из наиболее часто встречающихся в лирике С. Есенина, но обычно он связан с цветовым понятием: золотой – то есть желтый, но непременно и с оттенком высшей ценности: «роща золотая», «золотою лягушкой луна». В этом стихотворении оттенок ценности преобладает: золотой не только цвет избы, сколько символ ее непреходящей ценности как символа уклада деревенской жизни с присущей ей красотой, гармонией. Деревенская изба – это целый мир, ее разрушение не искупается для поэта никакой заманчивой новью. Финал стихотворения звучит несколько риторически, но в общем контексте поэзии С. Есенина он воспринимается как глубокое и искреннее признание автора. Таким образом, тема родины в поэзии С. Есенина развивается от безотчетной, почти по-детски естественной привязанности к родному краю к осознанной, выдержавшей испытания трудным временем перемен и переломов авторской позиции.
Анализ стихотворения Сергея Есенина «Неуютная жидкая лунность…»
В стихотворении "Неуютная жидкая лунность…", написанном в двадцать пятом году, поэт лишает природу всякого очарования. В ней появляется что-то застывшее, однообразное. Неужели лирический герой здесь – антипод автора? Нет, скорее всего, взгляды Есенина сильно изменились за такой долгий срок. Ведь нельзя забывать о событии, которое изменило жизнь всего народа, о революции.
Есенин поддерживал революцию семнадцатого года, но "воспринимал ее по-своему, с крестьянским уклоном", "больше стихийно, чем сознательно". Это наложило особый отпечаток на творчество поэта и во многом предопределило его дальнейший путь.
Семнадцатый год не принес даже намека на "крестьянский рай" – "Инонию", который поэт воспел в своих стихах. Есенин начинает проклинать "железного гостя", несущего гибель патриархальному, деревенскому укладу, и оплакивать старую, уходящую, "деревянную Русь". Этим и объясняется противоречивость поэзии Есенина, прошедшего путь от певца патриархальной, обездоленной России до певца России социалистической, России ленинской.
Поездка за границу становится переломом в жизни и творчестве поэта. Вернувшись, он переосмысливает свое отношение к жизни в целом. У него появляется целый ряд стихотворений, в которых он прославляет Россию советскую. Под влиянием этих настроений и создается "Неуютная жидкая лунность…".
С самой первой строки поэт отгораживается от мира прошлого, который для него неразрывно связан с природой, которую он воспевал в течение многих лет. "Лунность" – неологизм, часто используемый Есениным для выделения особых, сверхъестественных красок ночи, – вместе с такими определениями, как "неуютная", "жидкая", создают совершенно иной образ. Новая "лунность" превращается во что-то близкое, осязаемое и отнюдь не привлекательное. То же самое происходит со многими "классическими" образами Есенина. Например, "усохшие вербы", "чахоточный свет луны".
«Лунность» оказывается «неуютной жидкой», свет луны «чахоточным». «Бесконечные равнины» навевают тоску. Вербы выглядят «усохшими». «Песне тележных колес» герой готов предпочесть «моторный лай», не соглашаясь возвращаться к ней «ни за что». «Равнодушен» он стал и к дому, разглядев в нем «лагучу». Природа ассоциируется у него с трудом пахаря, который был обречен «волочиться сохой по полям». Он готов отказаться от своего будущего ради того, чтобы на смену бедности «родной стороны», пусть через «бури и грозы», пришло «каменное и стальное»:
Я не знаю, что будет со мною...
Может, в новую жизнь не гожусь,
Но и все же хочу я стальною
Видеть бедную, нищую Русь...
«Будущая мощь» России возвышается им в противовес ее прежней нищете, которую, «любя, проклинал не один» он.
В первой половине стихотворения создается настроение некоторого отчуждения, которое передается и читателю. Но ровно посередине идет четверостишье:
Мне теперь по душе иное…
И в чахоточном свете луны
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной стороны
С этих строк начинается гимн прогрессу – "новой жизни". Поэт больше не жалеет об уходящей "деревенской Руси", ведь теперь он "хочет стальною видеть бедную, нищую Русь". Мелодика стиха изменяется. В ней появляется чеканный ритм, выделенный местами аллитерацией:
"Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!"
Песенная стилистика стихотворения не согласуется с его содержательной стороной, что выявляет противоречивость переживаний лирического героя, оказавшегося на переломе эпох. В своей душе он пытается соединить любовь и ненависть («любя, проклинал»), прошлое и будущее («...что видел я в резвую юность...» — «...не знаю, что будет со мною...»), сомнение и веру, преданность вечным ценностям и стремление к обновлению. Его выбор, провозглашенный и обоснованный в стихотворении как естественный исход истории России («Нищету свою видеть больно//И березам и тополям»), сопряжен с непосильным духовным напряжением.
Есенин искренне переживал за судьбу России, и это стало отличительной чертой всех произведений поэта. Его стихи стали одной из самых ярких страниц истории русской литературы начала XX века. Отошла в прошлое эпоха Есенина но его поэзия продолжает жить, пробуждая чувство любви к родному краю, к своему отечеству:
Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: Не надо рая,
Дайте родину мою".

4