СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вопрос 113. Образ Родины и образ времени в лирике С. Есенина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

План: Образ Родины и образ времени в лирике С. Есенина («Край любимый! Сердцу снятся...», «Не бродить, не мять в кустах багряных...»,  «Я по­кинул родимый дом...»,  «Закружилась листва золотая...», «Заметался пожар голубой...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Русь Советская», «Неуютная жидкая лунность…», "Спит ковыль. Равнина дорогая...", «Письмо к женщине», "Низкий дом с голубыми став­нями", "Каждый труд благослови, удача...", «Заметал­ся пожар голубой»).

Просмотр содержимого документа
«Вопрос 113. Образ Родины и образ времени в лирике С. Есенина»

Вопрос № 113. Образ Родины и образ времени в лирике С. Есенина

«Край любимый! Сердцу снятся...», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Я по­кинул родимый дом...», «Закружилась листва золотая...», «Заметался пожар голубой...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Русь Советская», «Неуютная жидкая лунность…», "Спит ковыль. Равнина дорогая...",

«Письмо к женщине», "Низкий дом с голубыми став­нями", "Каждый труд благослови, удача...", «Заметал­ся пожар голубой»,

Любовь к Родине как основной мотив творчества С. А. Есенина.

1. Вступительное слово:

1) поэтизация родной природы;

2) внутренняя потребность принять новую, революционную родину;

3) трагическое сознание своей отъединенности от авангарда революционного народа;

4) стремление преодолеть эту отъединенность.

2. Чтение стихотворения «Русь советская».

  1. Комментарий к стихотворению «Русь совет­ская»:

1) жанровые особенности стихотворения (про­изведение лиро-эпического жанра, наличие сюжета, си­стемы образов);

2) образ лирического героя — цен­тральный в стихотворении; средства раскрытия образа (образ лир. героя раскрывается в развитии сю­жета и ритмико-мелодическими, интонац. средствами).

  1. Обобщенная характеристика лирического героя стихотворения «Русь советская» и других стихотворе­ний патриотического цикла.



Главная тема поэзии Есенина – тема роди­ны. Образ Руси в дореволюционной лирике многолик и противоречив. В творчестве С. Есенина невозможно выделить стихи только о родине, о России, потому что все написанное им, проникнуто «чувством родины». И пейзажи, и философская лирика — тоже о родине, о России. Любовь поэта к деревне, и ко всему живому, тревога за судьбы «избяной» России спаяны с личной судьбой художника, с его по­исками смысла жизни.

Родина – это и прекрасная «голубая» Русь, поэтическая страна, затерявшаяся в. степных просторах, отражающаяся в глубине синих озер, пропитанная ароматами полевых трав и цветов, про которую поэт скажет: «Люблю до радости и боли...». Любовь поэта к русской природе и самоотвержен­ное желание раствориться в ней близки и понятны читателю:

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных...(1914)

Родина – это и нищая, многострадальная Россия, «черная, потом пропахшая выть», за­брошенный край, «пустырь».

Родина – это и смиренная крестьянская страна, где «мирные пахари» и «добрые мо­лодцы» готовы к любым испытаниям «без пе­чали, без жалоб и слез».

Родина – это Русь молитвенная, «покой­ный уголок», где благодатный, райский дух, где «хаты – в ризах образа», «по церквям твой кроткий спас», где березы – «большие свеч­ки», ели – «монашки», а ветер – «схимник». Лирический герой – богомолец («Гой ты, Русь моя родная...»), пастух («Я пастух, мои пала­ты...») или «странник убогий», славящий Гос­пода. Кроткий, как сама природа, он воспри­нимает мир как Божью благодать:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою!»

Родина – это и Русь мятежная, разбойная, черная («В том краю, где желтая крапива...»). По ее дорогам бредут «люди в кандалах», «убий­цы или воры», и лирический герой ощущает се­бя одним из них.

Родина – это «новый Назарет», преображен­ная страна, которой предстоит через муки и крест обрести себя. Предчувствие этого, пред­сказание будущей революции и гражданской войны звучит в стихотворении «Тучи с ожереба». Поэт зовет свою Русь, «царевну сонную», приобщиться к «веселой вере», которой теперь привержен и он («Не в моего ты бога верила...»).


Тема Родины постепенно входит в лирику Есенина. На раннем этапе творчества ее раскрытие происходит через пейзажные («По­роша») и бытовые зарисовки («В хате»), описание обычаев («По селу тропинкой кривенькой...»), отдельных эпизодов истории («Егорий») и религиозных традиций («Калики», «По дороге идут бого­молки...»). «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве»,признавался поэт. Есенин видит свое поэтическое предназначение в служении родной земле, о чем он пишет в стихотворении «По­эт». Стремление к все­общей гармонии, к единству всего сущего — важнейший принцип художественного мышления Есенина.

«Край любимый! Сердцу снятся...», «Я по­кинул родимый дом...», «Закружилась листва золотая...»


Тема родины – одна из главных тем в творчестве С. Есенина. Этого поэ­та принято связывать прежде всего с деревней, с родной для него рязанщиной. Но из рязанской деревни Константинове поэт уехал совсем молодым, жил потом и в Москве, и в Петербурге, и за границей, в родную же деревню приезжал время от времени как гость. Это важно знать для понимания пози­ции С. Есенина. Именно разлука с родной землей придала его стихам о ней ту теплоту воспоминаний, которая их отличает.


Уже в ранних стихах С. Есенина звучат признания в любви к России. Так, одно из наиболее известных его произведений - 'Той ты, Русь, моя родная...". С самого начала Русь здесь предстает как нечто святое, клю­чевой образ стихотворения – сравнение крестьянских хат с иконами, об­разами в ризах, и за этим сравнением – целая философия, система цен­ностей. Мир деревни – это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы.

Мир Руси для С. Есенина – это и мир убогих, бед­ных, горьких крестьянских домов, край заброшенный, "деревня в ухаби­нах", где радость коротка, а печаль бесконечна: "Грустная песня, ты – русская боль". Особенно это чувство усиливается в стихах поэта после 1914 года – начало войны, деревня кажется ему невестой, покинутой милым и ожидающей от него вестей с поля боя.

Для поэта родная деревня и Россия – это нечто единое, родина для него, особенно в раннем творчест­ве, это прежде всего родной край, родное село, то, что позднее, уже на исходе XX века, литературные критики определили как понятие "малой родины".

С присущей Есенину-лирику склонностью одушевлять все живое, все окружающее его, он и к России обращается как к близкому ему человеку: "Ой ты, Русь, моя родина кроткая, / Лишь к тебе я любовь берегу". Порой стихи поэта обретают ноту щемящей грусти, в них возни­кает чувство неприкаянности, лирический герой их – странник, поки­нувший родную хижину, всеми отверженный и забытый. И единствен­ное, что остается неизменным, что сохраняет вечную ценность, - это при­рода и Россия:

А месяц будет плыть и плыть,

Роняя весла по озерам...

И Русь все так же будет жить.

Плясать и плакать у забора.

С. Есенин жил в переломную эпоху, насыщенную драматическими и даже трагическими событиями. На памяти его поколения – война, рево­люция, снова война – теперь уже гражданская. Переломный для России год – 1917 – поэт встретил, как и многие художники его круга, с надежда­ми на обновление, на счастливый поворот в крестьянской доле.

В есенинской поэзии в 1917 году появляется новое ощущение России: "Уж смыла, стерла деготь / Воспрянувшая Русь". Чувства и настроения поэта этого времени очень сложны и противоречивы – это и надежды, и ожидание светлого и нового, но это и тревога за судьбу родного края, философские раздумья на вечные темы. Одна из них – тема столкнове­ния природы и человеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего ее гармонию – звучит в стихотворении С. Есенина "Сорокоуст". В нем цент­ральным становится обретающее глубоко символический смысл состязание между жеребенком и поездом. При этом жеребенок как бы воплощает в себе всю красоту природы, ее трогательную беззащитность. Паровоз же обретает черты зловещего чудовища. В есенинском "Сорокоусте" вечная тема проти­востояния природы и разума, технического прогресса сливается с размыш­лениями о судьбах России.


Судьба «избяной» России отождествлялась в пред­ставлении поэта с судьбой деревни. Предчувствие гря­дущих катастроф ярко выразилось в стихотворении «Я последний поэт деревни...» (1919):

Я последний поэт деревни,

Скромен в песнях дощатый мост.

За прощальной стою обедней

Кадящих листвой берез.

На тропу голубого поля

Скоро выйдет железный гость.

Злак овсяный, зарею пролитый,

Соберет его черная горсть.

Неживые, чужие ладони,

Этим песням при вас не жить!

Только будут колосья-кони

О хозяине старом тужить.

Кажущаяся обреченность деревни перед лицом тех­нического прогресса воспринималась поэтом как лич­ная обреченность. Поэт хорошо понимал, что с разру­шением деревни и простого деревенского быта уйдет и взращенная на этой почве поэзия и песенность Рос­сии. В стихотворении «Сорокоуст» (1920) он изобра­жает незабываемую картину, лирически согретую лю­бовью к деревне, — «Как бежит по степям... / На лапах чугунных поезд...»,

А за ним

По большой траве,

Как на празднике отчаянных гонок.

Тонкие ноги закидывая к голове.

Скачет красногривый жеребенок –

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

Красногривый жеребенок», как воплощение поэзии деревни и деревенского быта, по мысли поэта, несовмес­тим с «железной» городской цивилизацией. Нежной жалостью и грустью, смешанной с отчаянием, проник­нуты эти стихи, они запоминаются как символы ухо­дящей и наступающей Руси. Полные драматизма и глубокого искреннего чувства, они сегодня восприни­маются как пророчество.

Черт бы взял тебя, скверный гость!

Наша песня с тобой не сживется.

Жаль, что в детстве тебя не пришлось

Утопить, как ведро в колодце.

Только мне, как псаломщику, петь

Над родимой страной аллилуйя.


С началом империалистической войны чувство Родины еще полнее овладевает поэтом. В этот период Есенин воспринимает себя действительно «последним поэтом деревни». Обращаясь к Рос­сии, он говорит о крестьянах: «Вот где, Русь, твои добрые молод­цы, вся опора в годину невзгод». В любви Есенина к деревне зву­чат искренние сыновьи чувства. В его стихах неотделима любовь к матери и к родным местам.


Стремясь найти ответы на трагические вопросы современности, Есенин обращается к исторической тематике. В 1921 г. создает по­эму «Пугачев», где романтизируется история и личность бунтаря. Одновременно с этим зреют в душе поэта сознание обреченности, мотивы усталости, которые получают воплощение в цикле «Москва кабацкая».

Во многом теми же настроениями проникнуты и "Персидские мотивы", которые принято называть любовным циклом Есенина. «Персид­ские мотивы» написаны под впечатлением поездок на Кавказ в 1924—1925 гг. Но его герой не только возлюбленный Шаганэ, он — философ и человек "скитальческой судьбы". Это поэтическое самоопреде­ление созвучно образу восточного поэта-мудреца, ощущающего радость бытия на грешной земле. В этом цикле "нежностью пропи­тано" каждое слово, а любовная песня представляется метафорой жизни, короткой и прекрасной».

«Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Заметался пожар голубой», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...»

  • Какова главная тема стихотворения «Шаганэ...»? Главная из них — тема любви. Любви в широком смысле слова, не только к женщине, но и к России, к жизни, к природе, к Востоку.


В послереволюционной поэзии С. Есенина тема родины насыщена не­легкими думами о месте поэта в новой жизни, он болезненно переживает от­чуждение от родного края, ему трудно найти общий язык с новым поколени­ем, для которого календарный Ленин на стене заменяет икону, а "пузатый "Капитал" - Библию. Особенно горько поэту сознание того, что новое поко­ление поет новые песни: "Поют агитки Бедного Демьяна". Это тем более грустно потому, что С. Есенин справедливо замечает: "Я поэт! И не чета каким-то там Демьянам". Поэтому так горестно звучат его строки: "Моя поэзия здесь больше не нужна, / Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен". Но даже желание слиться с новой жизнью не заставляет С. Есенина отка­заться от своего призвания российского поэта; он пишет: "Отдам всю душу октябрю и маю, / Но только лиры милой не отдам". И поэтому таким глубо­ко прочувствованным пафосом наполнено его признание:

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким "Русь".

Сегодня нам, живущим в России, трудно до конца понять смысл этих строк, а ведь написаны они были в 1924 году, когда само это название – Русь – было едва ли не запретным, а гражданам полагалось жить в "Ресефесере". С темой родины у С. Есенина связано понимание своей поэтической миссии, своей позиции "последнего певца деревни", хранителя ее заветов, ее памяти.


Творческий кризис преодолевался постепенно, и к 1924 году определилась новая позиция поэта, перера­батывающего свою драму. Стихи лета 1924 года — «Возвращение на родину», «Русь Советская», «Русь уходящая», «Стансы», «Письмо женщине» — свиде­тельствовали о новом взгляде поэта на советскую дей­ствительность.

Ах, родина! Какой я стал смешной.

На щеки впалые летит сухой румянец.

Язык сограждан стал мне как чужой,

В своей стране я словно иностранец.


Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь». «Русь Советская».

В стихотворении «Русь Советская» лириче­ский герой видит «край осиротелый», «мельни­цу с крылом единственным», «золу да слой до­рожной пыли», сплошные кресты, «как будто в рукопашной мертвецы застыли с распростерты­ми руками». Но жизнь кипит: крестьяне «коря­выми, немытыми речами свою обсуживают жизнь», комсомол увлеченно поет песни на сти­хи Демьяна Бедного. Померкли краски в описа­нии деревни, но Есенин пока боится выносить окончательный приговор: а вдруг он, поэт, не прав, а они, строители будущего, видят новый свет у хижин, и «Капитал» Маркса научит их жить лучше? Будет момент, когда Есенину по­кажется, что «коммуной вздыбленная Русь» — это не так уж плохо. Но кризис разъедал душу и воплотился в поэме «Черный человек».

Стихотворение «Неуютная жидкая лунность» (1925) воспринимается как обретенный в трудных по­исках выход, как истина, открывшаяся смятенной ду­ше поэта:

Через каменное и стальное

Вижу мощь я родной стороны.

Полевая Россия! Довольно

Волочиться сохой по полям!

Нищету твою видеть больно

И березам и тополям.

Грустные раздумья сменяются оптимистическим звучанием стихов того же 1925 года «Я иду долиной. На затылке кепи...». Энергичная, мускулистая строка воспринимается как убедительное свидетельство воз­рожденного к жизни духа.

На земле милее, полно пла­вать в небо.

Как ты любишь долы, так бы труд лю­бил.

Ты ли деревенским, ты ль крестьянским не был?

Размахнись косою, покажи свой пыл.

Дыха­ние мирозданья слышится в строках стихотворения "Спит ковыль..." (1925). Философ­. раздумья слиты в них с темой родины, Руси, с осознанием себя как крестьянского поэта. Стихотворение это датировано 1925 годом, относится к зрелой лирике поэта. В нем выражены его сокровенные мысли, в строке "радуясь, свиреп­ствуя и мучась" – трудный исторический опыт, который пришлось испытать людям есенинского поколения. Стихотворение построено на традиционных поэтических образах: ковыль как символ русского пейзажа и одновременно символ тоски, полынь с ее богатой символикой, журавлиный крик как знак разлуки. Традиционному пейзажу, в котором олицетворением поэзии явля­ется не менее традиционный "свет луны", противостоит "новый свет", ско­рее абстрактный, неживой, лишенный поэзии. И в противоположность ему звучит признание лирического героя есенинского стихотворения в привер­женности вековому деревенскому укладу. Особенно значим у поэта эпитет "золотой": "Все равно остался я поэтом / Золотой бревенчатой избы". Он один из наиболее частых в лирике С. Есенина, но обычно он связан с цвето­вым понятием: золотой - то есть желтый, но непременно и с оттенком выс­шей ценности: "роща золотая", "золотою лягушкой луна". В этом стихотво­рении оттенок ценностности преобладает: золотой не столько цвет избы, сколько символ ее непреходящей ценности как символ уклада деревенской жизни с присущей ей красотой, гармонией. Деревенская изба – это целый мир, ее разрушение не искупается для поэта никакой заманчивой новью. Финал стихотворения звучит несколько риторически, но в общем контекс­те поэзии С. Есенина он воспринимается как глубокое и искреннее призна­ние автора. Таким образом, тема родины в поэзии С. Есенина развивается от безотчетной, почти по-детски естественной привязанности к родному краю до осознанной, выдержавшей испытания трудным временем перемен и пере­ломов авторской позиции.

Деревенская Россия была для Есенина и религией, и философией, и воплощением всех надежд. Через всю поэзию Есенина, в которой слиты траге­дии и тревоги века, проходит тема родины вместе с темами жизни и смерти.

Анализ стихотворения Сергея Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая»


Теме Родины посвящены многие стихи. Среди них и «Спит ковыль. Равнина дорогая» Оно было написано в июле 1925 года и опубликовано в газете «Бакинский рабочий» за полгода до смерти поэта. 

Композиционно это стихотворение состоит из шести строф, каждая из которых четверостишие. Его можно логически разделить на две части: в первой поэт описывает красоту окружающей природы и говорит о своей любви к родине, во второй – о том, что он несмотря ни на какие перемены, произошедшие в социальной жизни, никогда не изменит этому чувству. Главная тема стихотворения – глубокая, выстраданная любовь поэта к родному краю. Есенин не представляет своей жизни без бескрайних просторов полей, лугов и лесов. В трудные минуты воспоминания о любимых уголках природы согревают душу и придают силы поэту. 

Читая это стихотворение, слышишь голос лирического героя, который пронизан чувством грусти, сожаления. Повествование течёт спокойно и размеренно, он словно сдерживает душевные муки. Перед моим внутренним взором представилась картина: ночь, залитая лунным светом равнина, насыщенный запах луговых трав. Стоит тишина, но если прислушаться, то можно услышать, как лёгкий ветерок слегка колышет тонкие травинки и где-то вдалеке раздаётся крик журавля. Есенин описывает дорогие ему уголки окружающей природы: бескрайние просторы родных полей, лесов, лугов. 

Стихотворение начинается двумя предложениями, которые вводят нас в мир природы, окружающий лирического героя: 

Спит ковыль. Равнина дорогая, 

И свинцовой свежести полынь. 

Слово «дорогая» стоит в сильной позиции, для чего Есенин использует инверсию. Вводя нас в мир чувственного восприятия природы, автор использует в качестве олицетворения глагол «спит». Это описание позволяет нам ощутить настроение лирического героя. Наблюдая уголок родного края, у него возникает чувство теплоты и любви к родине: 

Никакая родина другая 

Не вольёт мне в грудь мою теплынь. 

Созерцая природу, лирический герой замечает малейшие изменения, происходящие в окружающем: «спит ковыль», «свинцовой свежести полынь». 

Следующая строфа состоит из двух предложений. Здесь перед нами предстаёт картина философских размышлений лирического героя, которые в основном передаются путём использования глаголов и деепричастий. 

Знать, у всех у нас такая участь. 

И, пожалуй, всякого спроси – 

Радуясь, свирепствуя и мучась, 

Хорошо живётся на Руси. 

Лирический герой принимает жизнь такой, как она есть, во всех её проявлениях и противоречиях. Следующие строки являются связующим компонентом первых двух четверостиший. В первой части окружающий мир, описанный в начале стихотворения, наполняется деталями:

Свет луны, таинственный и длинный, 

Плачут вербы, шепчут тополя. 

Вторая часть, - 

Но никто под окрик журавлиный 

Не разлюбит отчие поля, - 

Продолжает философские размышления лирического героя на тему отношения к родине. Чем дальше читаешь это стихотворение, тем больше оно нравится. В последних строфах находит свое развитие философская проблема, поставленная в начале произведения. Здесь повествуется о серьёзных переменах, произошедших в социальной жизни и мировоззрении людей: 

И теперь, когда вот новым светом 

И моей коснулась жизнь судьбы 

Это подтверждается использованием однокоренных слов «новым светом», «новью». Но эти перемены на истинные чувства лирического героя не повлияли: 

Всё равно остался я поэтом 

Золотой бревёнчатой избы. 

Идеал Есенина – патриархальная, «Голубая» Русь, а не «железная», какой она стала при советской власти.

В произведении «Спит ковыль. Равнина дорогая...» заявление о том, что прогресс несет в себе не только созидательное, но и негативное, разрушительное начало сформулировано более абстрактно, оно граничит с недосказанностью:

По ночам, прижавшись к изголовью,

Вижу я, как сильного врага,

Как чужая юность брызжет новью

На мои поляны и луга.

Стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая...» в целом, не характерно в плане раскрытия темы деревни. В нем нет столь обычного для ранних есенинских произведений сладостного любования красотами родной земли.


Лирический герой желает остаться в старом мире, воспринимает все перемены как враждебные: 

Вижу я, как сильного врага, 

Как чужая юность брызжет новью 

На мои поляны и луга. 

Лирический герой видит окружающий мир как продолжение себя, и поэтому появление новой жизни воспринимается им как вторжение в личный мир. Он не принимает изменений, но и не выступает против них, а остаётся в своём прежнем мире.  Семантика «покоя», заявленная первыми строками, в последующих строфах развенчивается, эмоциональный накал постепенно нарастает и взрывается тревожным исповедальным криком о назревших неразрешимых противоречиях, отчаянным возгласом:

Дайте мне на родине любимой,

Все любя, спокойно умереть.

Сколько безысходности и душевной боли в этом невольно выплеснувшемся горьком возгласе!

У С.А. Есенина, женатого на иностранке, была реальная возможность остаться за границей и зажить более комфортной, респектабельной, а главное — спокойной жизнью, но он не мыслил себя без России, пусть нищей, голодной, измотанной в социальных конфликтах, но самой родной и единственной в мире. И он вернулся, быть может, зная о том, что едет на родину умирать.


Есенин, возможно, предчувствуя свою гибель, пишет эти пророческие строчки. Не случайно слова «пропеть» и «умереть» рифмуются в этой строфе. Поэт мечтает оставить после себя достойную своей родины песню, чтобы живущие после него ощутили притягательную силу родных мест. Отдав таким образом дань родине, поэт считает свою миссию выполненной. Стихотворение звучит очень выразительно и музыкально. Этому способствует аллитерация звуков «в», «н», «с», «т» («ковыль», «равнина», «луны», «таинственный», «теснимый») и ассонанс гласных «о», «и» («равнина», «полынь», «окрик», «изголовью»). 


Есенин не понимал советскую власть, он воспринял «новый свет» как нечто враждебное, он до конца своих дней остался поэтом золотой бревёнчатой избы, его идеал – патриархальная Русь.

Стихотворение построено на традиционно поэтических образах: ковыль как символ русского пейзажа и одновременно символ тоски, полынь с ее богатой символикой и журавлиный крик как знак разлуки. Традиционному пейзажу, в котором олицетворением поэзии является не менее традиционный «свет луны», противостоит «новый свет», скорее абстрактный, неживой, лишенный поэзии. И в противоположность ему звучит признание лирического героя есенинского стихотворения в приверженности вековому деревенскому укладу. Особенно значим у поэта эпитет «золотой»: «Все равно останусь я поэтом – Золотой бревенчатой избы».

Он один из наиболее часто встречающихся в лирике С. Есенина, но обычно он связан с цветовым понятием: золотой – то есть желтый, но непременно и с оттенком высшей ценности: «роща золотая», «золотою лягушкой луна». В этом стихотворении оттенок ценности преобладает: золотой не только цвет избы, сколько символ ее непреходящей ценности как символа уклада деревенской жизни с присущей ей красотой, гармонией. Деревенская изба – это целый мир, ее разрушение не искупается для поэта никакой заманчивой новью. Финал стихотворения звучит несколько риторически, но в общем контексте поэзии С. Есенина он воспринимается как глубокое и искреннее признание автора. Таким образом, тема родины в поэзии С. Есенина развивается от безотчетной, почти по-детски естественной привязанности к родному краю к осознанной, выдержавшей испытания трудным временем перемен и переломов авторской позиции.

Анализ стихотворения Сергея Есенина «Неуютная жидкая лунность…»

В стихотворении "Неуютная жидкая лунность…", написанном в двадцать пятом году, поэт лишает природу всякого очарования. В ней появляется что-то застывшее, однообразное. Неужели лирический герой здесь – антипод автора? Нет, скорее всего, взгляды Есенина сильно изменились за такой долгий срок. Ведь нельзя забывать о событии, которое изменило жизнь всего народа, о революции.

Есенин поддерживал революцию семнадцатого года, но "воспринимал ее по-своему, с крестьянским уклоном", "больше стихийно, чем сознательно". Это наложило особый отпечаток на творчество поэта и во многом предопределило его дальнейший путь.

Семнадцатый год не принес даже намека на "крестьянский рай" – "Инонию", который поэт воспел в своих стихах. Есенин начинает проклинать "железного гостя", несущего гибель патриархальному, деревенскому укладу, и оплакивать старую, уходящую, "деревянную Русь". Этим и объясняется противоречивость поэзии Есенина, прошедшего путь от певца патриархальной, обездоленной России до певца России социалистической, России ленинской.

Поездка за границу становится переломом в жизни и творчестве поэта. Вернувшись, он переосмысливает свое отношение к жизни в целом. У него появляется целый ряд стихотворений, в которых он прославляет Россию советскую. Под влиянием этих настроений и создается "Неуютная жидкая лунность…".

С самой первой строки поэт отгораживается от мира прошлого, который для него неразрывно связан с природой, которую он воспевал в течение многих лет. "Лунность" – неологизм, часто используемый Есениным для выделения особых, сверхъестественных красок ночи, – вместе с такими определениями, как "неуютная", "жидкая", создают совершенно иной образ. Новая "лунность" превращается во что-то близкое, осязаемое и отнюдь не привлекательное. То же самое происходит со многими "классическими" образами Есенина. Например, "усохшие вербы", "чахоточный свет луны".



«Лунность» оказывается «неуютной жидкой», свет луны «чахоточным». «Бесконечные равнины» навевают тоску. Вербы выглядят «усохшими». «Песне тележных колес» герой готов предпочесть «моторный лай», не соглашаясь возвращаться к ней «ни за что». «Равнодушен» он стал и к дому, разглядев в нем «лагучу». Природа ассо­циируется у него с трудом пахаря, который был обречен «волочиться сохой по полям». Он готов отказаться от своего будущего ради того, чтобы на смену бедности «родной стороны», пусть через «бури и грозы», пришло «каменное и стальное»:

Я не знаю, что будет со мною...

Может, в новую жизнь не гожусь,

Но и все же хочу я стальною

Видеть бедную, нищую Русь...

«Будущая мощь» России возвышается им в противовес ее прежней нищете, которую, «любя, проклинал не один» он.

В первой половине стихотворения создается настроение некоторого отчуждения, которое передается и читателю. Но ровно посередине идет четверостишье:

Мне теперь по душе иное…

И в чахоточном свете луны

Через каменное и стальное

Вижу мощь я родной стороны

С этих строк начинается гимн прогрессу – "новой жизни". Поэт больше не жалеет об уходящей "деревенской Руси", ведь теперь он "хочет стальною видеть бедную, нищую Русь". Мелодика стиха изменяется. В ней появляется чеканный ритм, выделенный местами аллитерацией:

"Полевая Россия! Довольно

Волочиться сохой по полям!"

Песенная стилистика стихотворения не согласуется с его содержательной стороной, что выявляет противоречивость переживаний лирического героя, оказавшегося на пере­ломе эпох. В своей душе он пытается соединить любовь и ненависть («любя, проклинал»), прошлое и будущее («...что видел я в резвую юность...» — «...не знаю, что будет со мною...»), сомнение и веру, преданность вечным ценностям и стремление к обновлению. Его выбор, провозглашенный и обоснованный в стихотворении как естественный исход истории России («Нищету свою видеть больно//И березам и тополям»), сопряжен с непо­сильным духовным напряжением.

Есенин искренне переживал за судьбу России, и это стало отличительной чертой всех произведений поэта. Его стихи стали одной из самых ярких страниц истории русской литературы начала XX века. Отошла в прошлое эпоха Есенина но его поэзия продолжает жить, пробуждая чувство любви к родному краю, к своему отечеству:

Если крикнет рать святая:

"Кинь ты Русь, живи в раю!"

Я скажу: Не надо рая,

Дайте родину мою".


4