Психолого-педагогические ситуации к городскому конкурсу: « Сердце отдаю детям ».
Инструкция: «Перед вами – ряд затруднительных педагогических ситуаций. Познакомившись с содержанием каждой из них, необходимо выбрать из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой, который с педагогической точки зрения наиболее правилен, по вашему мнению».
Номинация: « Лучший классный классный».
1. Выйдя на работу после продолжительной болезни, классный руководитель обнаруживает, что коллега, ее замещавшая, оценивала работу дежурных в класс, в основном , двойками и тройками, четверок всего несколько, а пятерок ни одной. « Вот оставь вас, - расстроилась учительница, - сразу меня подведете!» Класс зашумел: « Да мы все тут вылизывали, старались, а Ирина Евгеньевна все равно не довольна. С Вами было лучше!» Получается, что коллега переусердствовала и ребята не так уж виноваты. Что делать?
А) Да ничего; дежурство, уборка класса – это все мелочи, думать надо об учебе – вот это действительно серьезно;
Б) строгость коллеги не комментировать, а ребят подбодрить на будущее:
« Ну теперь-то вы себя покажете!»;
В) строгость коллеги приветствовать и объявить ребятам, что теперь и сами будете строже оценивать дежурство.
2. После уроков в классе остались только дежурные. Заглянув в класс, учительница видит, что уборкой и не пахнет, а дежурные сидят на подоконнике у открытого окна и ловят скомканную бумажку на ниточке, которую кто-то спускает им с верхнего этажа. Выясняется, что это освоение нового средства связи перед надвигающейся в параллельных классах контрольной. Что делать?
А) срочно вызвать завхоза и попросить заколотить окна – безопасность ребят прежде всего!
Б) убедить ребят, что вариантов контрольной столько, что никакие средства связи не спасут;
В) объяснить ребятам всю опасность их затеи: манипуляции у открытого окна до добра не доведут;
Г) переориентировать ребят на любые другие средства связи (старые и новые) внутри школьного здания.
3. На перемене двое пятиклассников – мальчик и девочка громко спорят. Подошедшая учительница узнает, что мальчик разбил новый плеер девочки, который она принесла в школу. Мальчик уверяет, что это вышло случайно. А девочка требует деньги за разбитую вещь или же новый плеер. Как разрядить обстановку?
А) Требование девочки справедливо – стоимость разбитой вещи должна быть возмещена;
Б) требование девочки несправедливо – мальчик разбил плеер случайно;
В) успокоить детей, а затем связаться с их родителями ( возможно пригласит их в школу) и с ними решить вопрос о компенсации.
4. Шестой класс оставлен после уроков для уборки школы. Проверяя работу, классный руководитель видит на каждом этаже одно и то же: один-два человека подметают, а остальные ничего не делают. Выяснилось, что ребята не прочь поработать, но нет веников, тряпок, ведер – нет почти ничего, какая же тут работа?! Что делать?
А) Предложить подметать всем по очереди, чтобы каждому досталось;
Б) немедленно вызвать завхоза и потребовать ведра, веники и пр;
В) извиниться перед классом за нерадивость завхоза и отсутствие инвентаря;
5. Возвращаясь вечером домой, учительница видит восьмиклассника, копающегося на помойке. Подойдя, учительница спрашивает мальчика, что он делает. Тот, не смущаясь, объясняет: « Старый « Рубин» разбираю. Сейчас откручу платы, а потом продам их в соседнем телеателье». Учительница опешила: « Сережа, эти деньги не стоят того, чтобы ходить по помойкам». Мальчик удивлен: « А что такого? Это мой бизнес!» Что делать?
А) Предложить мальчику: « Сережа, проводика-ка меня до дома, по дороге мыс тобой поговорим – не на помойке же беседовать!»;
Б) задумчиво сказать: « Я бы, пожалуй пошла к тебе в напарники, если бы на помойке мне не было так противно…»;
В) с легкой ехидцей сказать: « Понятно… Помощь нужна?»;
Г) понимающе кивнуть: « Ну что же работай бизнесмен, работай, пока еще не совсем стемнело, не буду мешать…»
6. Во время перемены у второклассницы пропали наручные часы, которые она оставила в классе на парте. Девочка пожаловалась учительнице. Та сразу попросила детей «поискать». Часы нашлись на удивление быстро – в парте у одного мальчика. Он, перепуганный твердит, что часов не брал. Дети и учительница верят в это с трудом… После уроков в школу пришла мама мальчика, которой сын все рассказал, уверяя, что он не виноват. Женщина сама не верит, что сын – воришка, это на него абсолютно не похоже. Может, часы ему подбросил настоящий вор? Как быть?
А) Посоветовать маме внушить сыну, чтобы впредь был повнимательнее, а в случае чего – активнее отстаивал свою невиновность;
Б) Сухо напомнить маме , что, «после драки кулаками не машут»;
В) Осадить маму: если бы ее сын был действительно не виноват, то вел бы себя решительнее и не дал повода усомниться в своей честности;
Г) утешить маму ( если надо дать валерианки, в классе она всегда должна быть под рукой), но на всякий случай посоветовать понаблюдать за сыном – так ли он «чист и непорочен», как она думает.
7. За одной партой сидят мальчик – «крутой рокер» и девочка – фанатка попсы. Увидев портрет Бритни Спиро на тетради соседки, рокер выхватывает тетрадку и швыряет на пол со словами: «Спирс – г…». «От г… слышу», - огрызнулась девочка, поднимая тетрадь с пола. Вмешаться ли?
А) Конечно, вмешаться и возмутится: «Молодые люди, это что за лексикон – совсем распоясались…»:
Б) не хватало еще вмешиваться по пустякам;
В) строго предупредить: «Свои рок –и поп отношения выясняйте в другом месте»;
Г) нейтрально заметить: «Ближайшая дискотека вас рассудит».
8) Первоклассница жалуется учительнице на соседа по парте, которому она еще вчера дала ручку. А он до сих пор ее не вернул. Учительница успокаивает девочку: мальчик обязательно вернет ей ручку, а кроие всего этого, это такая мелочь, что раздувать скандал не нужно. Девочка проявляет настойчивость: «Нет Евгения Петровна, это не мелочь! Если Игорь взял, то должен отдать. Сегодня он взял и не отдал ручку, а завтра может взять деньги и тоже не отдать. Разве так можно?» Что ответить?
А) Согласиться с девочкой, что делать так нельзя, но призвать ее проявить терпение и дать возможность соседу самому исправить ситуацию и вернуть ручку без напоминания;
Б) в этой ситуации лучше придумать логичное обоснование «забывчивости» мальчика – например, что родители Игоря безработные и пока не могут обеспечить всем, чем нужно;
В) пока причины « забывчивости» Игоря неясны, самое верное – склонить девочку к тому, чтобы она ему ручку подарила – пусть Игорь пишет на здоровье!
Г) решительно сказать: «Зови сюда Игоря, сейчас мы с ним разберемся!»
9. Скучный урок химии. Вдруг один мальчик говорит: «Лидия Викторовна, я прочитал, что в западных университетах недавно введен новый учебный курс, в котором изучаются биографии и достижения суперзвезд, например, Мадонны. Желающих - тьма ! Вот бы нам так!» Что ответить?
А) Сухо отрезать: « Как только поступишь в западный университет, будешь учить биографии звезд, а пока сиди тихо и учи химию!»;
Б) саркастически заметить : «Мечтать не вредно!..»;
В) примирительно сказать: «Денис, давай помечтаем на перемене, а пока поработаем»;
10) После родительского собрания в первом классе к учительнице подходит мама девочки и просит учительницу поддержать ее стремление сделать из дочки музыканта. Оказывается, сама мама - музыкант и очень хочет, чтобы дочка пошла по ее стопам. А девочка противится и никак не хочет серьезно заниматься музыкой. Что ответить маме?
А) Твердо пообещать помочь маме и все время вести с девочкой «работу»;
Б) пообещать маме серьезно поговорить с девочкой, чтобы выяснить ее желания и интересы;
В) подробнее расспросить маму о причинах ее стремления сделать из дочери музыканта – сейчас это очень «проблемная» профессия;
Г) искренне удивиться выбору мамы: в в наше время быть музыкантом – совсем не прибыльно.
11. «В классе – «новый русский»: мальчик, ленивый и безответственный ученик. Несколько лет он проучился в частной школе, а в девятом классе родители перевели его в государственную школу, чтобы лучше подготовить к поступлению в вуз. После окончания девятого класса в его аттестате одни лишь тройки, да и те натянуты. Увидев свой аттестат, мальчик спрашивает учительницу: «А почему у меня все тройки? Я думал, будут пятерки». Что ответить?
А) Это тебе не частная школа- здесь нужно трудиться».
Б) «Ну что же, если дальше ты будешь иначе относиться к учебе, вместо троек будут пятерки»;
В) «Саша , твои тройки – и те завышены;
Г) «О чем ты? Скажи спасибо, что двоек нет.
12. По случаю окончания учебного года классному руководителю вручен ценный подарок от родителей и учащихся. В этот же день после уроков одна из учениц подходит к классному руководителю с упреками в том, что ее семье пришлось отдать на подарок чуть ли не последние деньги, которых у них и так не хватает. Девочка говорит, что у учительницы нет совести. Что делать?
А) Незамедлительно вернуть подарок и попросить родительский комитет раздать собранные на него деньги;
Б) строго предупредить родительский комитет, чтобы впредь никаких подарков не дарили и денег не собирали;
В) выразить сочувствие девочке и рассказать о собственных материальных проблемах;
Г) извиниться перед девочкой и предложить посильную материальную помощь ее семье – от себя лично или от школы.
Ключ
1. Б;
2. Б
3. В
4. Б
5. А
6. А
7. Г
8. А
9. В
10. Б
11. Б
12. Г