Показатели силы нервной системы:
В конце каждого занятия не чувствую усталости. Материал усваиваю хорошо как в начале занятия, так и в конце.
В конце учебного года занимаюсь с той же активностью и продуктивностью, что и в начале.
Сохраняю высокую работоспособность до конца в период экзаменов и зачетов.
Быстро восстанавливаю силы после сессии, любой работы.
В ситуациях опасности действую смело, легко, подавляя излишнее волнение, неуверенность, страх.
Склонен к риску, к «острым» ощущениям во время сдачи экзаменов и в других опасных ситуациях.
На собраниях, заседаниях смело высказываю свое мнение, критикую недостатки своих товарищей.
Стремлюсь участвовать в общественной работе.
Неудачные попытки (при решении задачи, сдаче зачетов и т.д.) мобилизуют меня на достижение поставленной цели.
В случае неудачного ответа на экзаменах, получения двойки, незачета настойчиво готовлюсь к пересдаче.
Порицания родителей, преподавателей, друзей (неудовлетворительная оценка, выговор, наказание) оказывают положительное влияние на мое состояние и поведение.
Безразличен к насмешкам и шуткам.
Легко сосредоточиваю и поддерживаю внимание во время умственной работы при помехах (хождение, разговоры).
После неприятностей легко успокаиваюсь и сосредоточиваюсь на работе.
Показатели уравновешенности нервных процессов
Спокойно делаю трудную и неинтересную работу.
Перед экзаменами, выступлениями сохраняю спокойствие.
Накануне экзаменов, переезда, путешествия поведение обычное.
Хорошо сплю перед серьезными испытаниями (соревнования и др.).
Сдерживаю себя, легко и быстро успокаиваюсь.
В волнующих ситуациях (спор, ссора) владею собой, спокоен.
Характерна вспыльчивость и раздражительность по любому поводу.
Проявляю сдержанность, самообладание при неожиданном известии.
Легко храню в секрете неожиданную новость.
Начатую работу всегда довожу до конца.
Тщательно готовлюсь к решению сложных вопросов, поручений.
Настроение ровное, спокойное.
Активность в учебной работе, физической работе проявляется равномерно, без периодических спадов и подъемов.
Равномерная и плавная речь, сдержанные движения.
Показатели подвижности нервных процессов.
Стремлюсь скорее начать выполнение всех учебных и общественных поручений.
Спешу, поэтому допускаю много ошибок.
К выполнению заданий приступаю сразу, не всегда обдумывая их.
Легко изменяю привычки, навыки и легко их приобретаю.
Быстро привыкаю к новым людям, новым условиям жизни.
Люблю быть с людьми, легко завожу знакомства.
Быстро втягиваюсь в новую работу.
Легко перехожу от одной работы к другой.
Люблю, когда задания часто меняются.
Легко и быстро засыпаю, просыпаюсь и встаю.
Легко переключаюсь от переживания неудач и неприятностей к деятельности.
Чувства ярко проявляются в эмоциях, в мимике и негативных реакциях (краснею, бледнею, бросает в пот, дрожь, ощущаю сухость во рту и т.д.).
Часто меняется настроение по любому поводу.
Речь и движения быстрые.
Оценка результатов работы по определению типов ВНД
А) Сложите в каждой графе баллы со знаком « + » и отдельно со знаком « – », переведите их в проценты. За 100% принимается общее число оценок, умноженное на максимальный балл.
Б) На основании полученных данных сделайте заключение о выраженности силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов собственной нервной системы, придерживаясь следующих ориентировочных границ: 50% и более – высокая, 49 – 25% - средняя, 24 – 0% - низкая. Соответствующие границам цифры со знаком « + » характеризуют высокую, среднюю и низкую выраженность силы, уравновешенности и подвижности нервной системы, со знаком « – » - слабость, неуравновешенность и инертность.