Вопросы организации групповой работы учащихся на уроках «Окружающего мира» 1. Организация групповой деятельности учащихся на уроке
При актуальном в настоящее время системно-деятельностном подходе в образовании ведущей становится познавательная деятельность, а не преподавание. Но в условиях школы применяется преимущественно традиционная фронтальная система обучения, которая не всегда учитывает личные интересы и потребности учащихся и не предполагает активной познавательной деятельности и работы в команде. Дети учатся рядом, но не вместе, не сотрудничая друг с другом. Это ведёт к снижению мотивации и интереса к изучению предмета. В результате снижается и эффективность обучения в целом [16, с. 114].
Данная ситуация заставляет внедрять в учебный процесс такие педагогические технологии, которые реализовывали бы основные цели в соответствии с системно-деятельностным подходом. Одной из таких технологий является групповая деятельность. Именно при правильно организованной работе в группе учащиеся приобретают коммуникативные умения и навыки, которых от них требует современное общество. Групповые формы работы на уроке способствуют развитию у учащихся критического мышления, адекватной самооценки, развивают самостоятельность и ответственность, способность к сотрудничеству. Учащиеся учатся отстаивать своё мнение, задавать вопросы, спорить [16, с. 114].
Групповая деятельность – это процесс организации коллективной учебно-познавательной деятельности учащихся, в ходе которой функционируют разные малые группы, происходит разделение ролей между учащимися, достигается их позитивная взаимозависимость, осуществляется взаимодействие, требующее индивидуальной ответственности каждого
[19, с. 87].
Групповая работа не является новой формой организации учебного процесса, однако нередко при её проведении допускаются серьёзные ошибки. Групповая деятельность может проходить успешно только при правильной её организации.
Главными признаками групповой работы учащихся на уроке являются [19, с. 89]:
разделение класса на группы для решения конкретных учебных задач;
непостоянный состав группы (подбор с учётом индивидуальных учебных возможностей каждого члена группы);
распределение ролей внутри группы;
выполнение учителем роли помощника;
определенное задание для каждой группы (как одинаковое, так и дифференцированное), его совместное выполнение под руководством лидера группы или учителя;
соблюдение этапов работы.
Одним из важных условий эффективной организации групповой работы является продуманное комплектование групп. Необходимо учитывать два признака: уровень учебных успехов учащихся и характер межличностных отношений.
Также, группы могут формироваться по желанию, случайным образом или набираться лидером. Но в этих случаях трудно прогнозировать результат работы. В группах «по желанию» нет психологической несовместимости, но учебные успехи и наполняемость разные.
Как и любая форма работы, групповая форма имеет как свои плюсы, так и свои недостатки. Представим их в виде таблицы 1 [11, с. 82].
Таблица 1
Преимущества и недостатки групповой работы [9, с. 74]
Конечно же, преимущества организации групповой работы учащихся на уроке очевидны, но ее нельзя противопоставлять другим формам. В условиях нового ФГОС применение групповых технологий на занятии становится необходимостью, так как групповая работы даёт возможность сформировать подходящие условия с целью формирования коммуникативных, регулятивных, познавательных и личностных УУД.
В ходе обучения групповые работы давно стали главным инструментом управления учебным процессом.
Использование групповых форм работы при выполнении заданий различного типа [18, с. 63]:
1.Группы получают одно и то же задание.
2. Группы получают разные задания.
3. Группы получают разные, но работающие на общий результат, задания.
Межличностные отношения участников случайных групп может привести к конфликту. Хотя использование современных компьютерных технологий в делении на группы помогает решить этот вопрос (учащиеся «не спорят» с компьютером). Практика показывает, что наиболее эффективных результатов позволяет достичь чёткое распределение ролей внутри каждой группы.
Роли могут быть следующими:
организатор – организует работу группы;
секретарь – оформляет решение группы;
спикер – представляет результаты работы группы, и другие.
Каждый участник одновременно выступает в роли «генератора идей», «понимающего», «критика». Организация групповой работы меняет и функцию учителя. Он должен стать организатором урока, соучастником коллективной деятельности.
Учитель регулирует взаимодействие учащихся, выступает в роли консультанта. Учитель объясняет цели работы, разделяет учащихся на группы, даёт задание, контролирует ход его выполнения, попеременно участвуя в работе групп, но, при этом, не навязывает свою точку зрения, а побуждает к активному поиску. Таким образом, групповая форма работы ставит в активную позицию ученика.
В зависимости от типа задания можно выделить несколько способов работы в группах [7, с. 41]:
1. Группы получают одно задание, выполняют его, представляют в устной или письменной форме, сравнивают с результатами деятельности других групп, дополняя друг друга.
2. Группы получают разные задания. Выполнив задание, группы представляют результаты работы на общее обсуждение.
3. Группы получают разные, но работающие на общий результат задания. По окончании работы результаты сводятся вместе.
4. Группы перемещаются от одного задания к другому (принцип игры по станциям). Это дает возможность каждой группе последовательно проработать все задания.
5. Работа групп по принципу «эстафеты»: в пространстве аудитории перемещаются не группы, а задания. Каждой группе выдается задание, над которым она начинает работу. Через определенное время задание передается другой группе по кругу, а данная группа получает задание от другой.
Таким образом, каждая группа вносит свой вклад в решение каждой учебной задачи.
В конце работы каждая группа обобщает результаты своей работы и представляет конечный результат на всеобщее обсуждение.
Групповая деятельность на уроке делится на определённые этапы
[16, с. 121]:
предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания (постановка задач, инструктаж, раздача необходимого материала);
обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения, распределение обязанностей;
работа по выполнению учебного задания; наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся;
взаимная проверка и контроль выполнения задания в группе;
индивидуальная оценка работы группы и класса в целом, рефлексия, общий вывод о работе и достижении каждой группы.
Групповая форма организации учебного процесса имеет ряд очевидных преимуществ. Учащиеся приобретают важные навыки – умение сотрудничать для достижения общей цели, слушать других, уважать чужое мнение, разрешать конфликты.
Улучшается мотивация, соблюдается дифференцированный подход. Работа в группе позволяет учащемуся проявить себя независимо от личностных особенностей. Улучшаются межличностные отношения. Учащиеся усваивают больший объем материала, при этом для учителя упрощается процедура проверки работ.
Но существуют и определённые трудности, и недостатки данного вида деятельности, такие как [16, с. 123]:
трудности комплектования групп – часто в одной группе оказываются разные по силам ученики, и одинаковая для всех участников группы оценка не будет объективной для каждого;
неодинаковыми по силе могут оказаться и группы в целом;
необходимо учитывать, что в классе может быть ученик, который откажется от работы в группе;
нельзя допускать группы, состоящие только из слабых учащихся;
нельзя принуждать к совместной работе учащихся, отказывающихся работать;
групповая деятельность не должна длиться более 10–15 минут;
нельзя требовать абсолютной тишины, необходимо обучать умению слушать.
Таким образом, групповая деятельность не является идеальной и универсальной формой организации учебной работы. Её нельзя противопоставлять другим формам, только в сочетании друг с другом они дают положительные результаты. Но именно правильное использование групповой формы обучения позволяет решать актуальные задачи образования.
2. Организация групповой работы на уроке окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий
Одной из технологий, побуждающих учащихся к активной деятельности на уроке, является работа в группе. Групповое обучение предполагает такую организацию работы, при которой обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, мышления, интеллекта и ведет к взаимному обогащению, формированию универсальных учебных действий [23, с. 201].
Работу в группе можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т.е. на любом этапе, на любом виде урока.
Приведем пример. [23, с. 210]. Так на уроке окружающего мира в 3 классе изучают раздел «Отрасли промышленности». Заканчивался он повторительно-обобщающим уроком.
Вниманию ребят были представлены 2 предмета: гелиевый шарик и «волшебный сундучок». Именно они должны были «подсказать» тему урока. Ребята, которые заинтересовались шариком, вошли в одну группу, а кого заинтересовала тайна «волшебного сундучка» в другую.
Так образовались 2 группы по интересам. 1 группа исследовала шарик и убедилась в том, что он гелиевый, а гель это газ. Отсюда следует, что на уроке речь пойдет о добывающей промышленности. В это же время вторая группа отгадывала кроссворд, ключевым словом которого было слово «молоко», и ребята решили, что на уроке будет повторяться так же и пищевая промышленность. Они предположили, что эти 2 отрасли промышленности будут тесно связаны. Для проверки гипотезы, мною была предложена деловая игра. Когда ребята достали из сундучка пакет молока, я попросила прочитать его производителя. Им может оказаться молочный комбинат.
Ребятам, заинтересовавшимся гелиевым шариком, педагог предлагает добывать газ в крае. Это было предложение-провокация, на что ребята ответили, что в нашей области нет месторождений газа и нефти.
Следовательно, 2 группе предстояло выбрать место добычи газа самостоятельно. Формулируется основная задача урока: построить комбинат по переработке молочной продукции и комплекс по добыче газа, установить экономические связи между этими двумя отраслями.
Затем восстанавливается технологическая последовательность построения объектов. На столе карточки, где напечатаны слова: ТЕРРИТОРИЯ, ФИНАНСЫ, ПРОФЕССИИ, СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ТЕХНИКА, ПОСТРОЕНИЕ ОБЪЕКТА, РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОДУКЦИИ, нужно расположить их в правильном порядке.
Дальше краткий инструктаж учителя по каждому пункту плана. Местом «построения двух объектов» были 2 стола, где лежали таблички-названия профессий. Ребята должны были в группе выбрать кандидатуры главы администрации муниципального района и генерального директора газодобывающего комплекса, те, в свою очередь, учитывая возможности каждого члена своей группы, делают «назначения» на ту или иную должность.
Другими словами, каждый получает профессию и выполняет работу, соответствующую специальности. Финансы для закупки стройматериалов, техники приобретались в сберегательном банке, технику и «строительные материалы» на базе, а обратившись в «Бюро услуг», можно было воспользоваться услугами аэрофлота, полиции, скорой помощи (вторая половина территории класса была отведена для «работы» этих служб).
Реализация продукции являлась последним пунктом плана. В течение урока должны были появиться 2 проекта, но, для того, чтобы они появились «здесь» и «сейчас», была сделана колоссальная подготовка.
Может быть проведен классный час на тему «Все профессии важны», где дети познакомятся с такими профессиями, как менеджер, кредитный инспектор, генеральный директор и т. д. Во время проведения сюжетно-ролевых игр отрабатываются практические навыки общения работников сферы услуг с клиентами. Во время изучения отрасли пищевой промышленности, ребята могут подготовить материал о своих родителях, бабушках, дедушках, работающих в этой сфере.
Такая, тщательно продуманная до мелочей подготовка, позволяет ребятам успешно выполнить оба проекта.
Далее следует сдача объектов. Каждый участник группы должен отчитаться о своей проделанной работе.
В это время другая группа принимала объект. У каждого карточка с сигналом «?», которым мог воспользоваться любой, кто хотел задать вопрос «строителям», сдающим объект. Если объект принимался, ребята показывали карточку со знаком «!». Таким образом, линия газопровода «Газпром» и молочный комбинат «Снежинка» были приняты.
Итогом работы является отчет менеджеров по продаже и реализации продукции.
Задача, поставленная на уроке, выполнена, 2 отрасли промышленности оказались связаны способом реализации продукции. Ребята убедились в этом на практике и сделали вывод, что каждый товар должен попасть к тому, кто в нем нуждается. Так же отмечено, что были задействованы и остальные отрасли промышленности, работниками которых являлись сами дети.
Считаем, что описанную выше форму работы на уроке очень важной в становлении личности каждого ребенка. Дети учатся сотрудничать в группе, оказывать взаимную помощь, на практике реализовывать себя в той профессии, которую выбрали, получать организационные и коммуникативные навыки общения друг с другом. Обучающиеся накапливают опыт культуры общения с представителями сферы услуг.
Деловая игра позволяет осуществить тесную связь с жизненными задачами, которые придется решать детям в будущем.
3. Специфика уроков предметной области «Окружающий мир»
Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов. Периодизация психического развития, предложенная Л. С. Выготским, ставит воображение в центре психологических новообразований дошкольников.
Изучая методические особенности обучения окружающему миру, обратимся к Виноградовой Н.Ф.
Она указывает, что основные цели предмета окружающий мир – это формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество»; воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
Принципы построения уроков окружающего мира [4, с. 69]:
Интеграция – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.
Педоцентризм – определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития.
Культурологический – обеспечение широкого эрудиционного фона обучения.
Экологизация определяется социальной значимостью решения экологического образования младших школьников при ознакомлении с окружающим миром.
Поступательность – обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного обучения в среднем и старшем звене.
Краеведческий – обязывает широко применять местное окружение.
В 1 классе важным является формирование у первоклассников новой социальной роли: определение наиболее целесообразных форм сотрудничества школьников в процессе учебной деятельности, установление их последовательности и взаимосвязи; обеспечение формирования у детей умения сотрудничать с учетом индивидуальности каждого участника совместной деятельности.
Функции предмета «окружающий мир»: образовательная; развивающая; воспитывающая; культурологическая; пропедевтическая.
Указывая на методические особенности уроков, следует отметить, что формы работы на уроке в 1 классе это работа в парах, созданным по взаимным симпатиям; работа в парах, созданным по деловым отношениям; работа в группах по взаимным симпатиям; работа в группах по деловым и эмоциональным отношениям; работа в группах на общий результат.
Методические приемы обучения на уроках окружающего мира: выдвижение проблемы; постановка предположений; обсуждение гипотез; сравнение полученных выводов с текстом учебника; поиск эмоциональных опор (рассматривание иллюстраций); составление графического плана – опоры.
Виноградова Н.Ф. так же отмечает, что работа на уроках с учебником «Окружающий мир» на уроках будет успешной при условии, если учитель: ведет ее систематически; хорошо знает его содержание и особенности построения; сам владеет приемами работы с этим средством обучения
[4, с. 72].
Далее мы изучили и проанализировали программу «Планета знаний» авторов Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова и программу А.А. Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Школа России»).
Все изученные компоненты мы н занесли в таблицу 1.
Таблица 1
Сравнительный анализ программ по предмету «Окружающему миру»
Признаки для сравнения | Плешаков «Школа России» | Ивченкова и Потапов «Планета знаний» |
1. Цели курса | Образовательная и воспитательная. Развивающего аспекта в целях напрямую не названо, задачи уточняют цель. | Комплексная |
2. Задачи курса: | Задачи совпадают с формулировкой, предложенной в стандарте. Задачи комплексные. | Образовательные и воспитательные – работают на развитие. |
3. Основные идеи | Идея многообразия мира, идея целостности мира, идея уважения к миру. | Целостности научной картины мира, оценочное отношение к миру |
4. Ценностные ориентиры содержания курса | Природа. Культура. Наука. Человечество. Международное сотрудничество. Патриотизм. Семья. Труд и творчество. Здоровый образ жизни. Нравственных выбор. Разница в этих УМК. Нравственные ориентиры сформулированы короче. Ценностные ориентиры одинаковые. | Ценность жизни. Ценность природы. Ценность человека. Ценность добра. Ценность истины. Ценность семьи, ценность труда и творчества. ценность свободы. Ценность социальной солидарности. |
5. Естественнонаучные принципы отбора содержания | Родиноведческие, краеведческие, землеведческие, сезонность, экологические, санитарно-гигиенические. | Родиноведческие, краеведческие, землеведческие, сезонность, исторические, экологические, санитарно-гигиенические. |
6. Ведущие методы и методические приемы обучения | Проблемно-поисковый подход. Наблюдения, опыты, творческие задания, дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование. Наглядные методы, словесные, практические | Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Наглядные методы, словесные, практические |
7. Формы обучения | Урок, экскурсия, внеурочная деятельность, лаборатория. | Урок, экскурсия, внеурочная деятельность, лаборатория. |
8. Материально-техническое обеспечение курса (в т.ч. средства обучения) | Книгопечатная продукция (учебники, рабочие тетради, тесты, атлас), наглядные пособия, электронно-наглядные пособия, учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, игры и игрушки, натуральные объекты. | Книгопечатная продукция (учебники, рабочие тетради, тесты) наглядные пособия, приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ, а также разнообразный раздаточный материал, измерительные приборы: весы, термометры, сантиметровые линейки, мензурки, набор энциклопедий экскурсионное снаряжение, в том числе складные лупы, компасы, бинокли, садовые совки, рулетки путеводители. |
9. Содержательные линии (блоки), количество часов на их изучение | Блоки: 1класс «Что и кто?» - 20ч., «Как, откуда и куда?» - 12ч., «Где и куда?» - 11ч., «Почему и зачем?» - 22ч. Блоки: 2 класс «Где мы живем?» - 4ч., «Природа» - 20ч., «Жизнь города и села» - 10ч., «Здоровье и безопасность» - 9ч., «Общение» - 7ч., «Путешествие» - 18ч. Блоки: 3 класс «Как устроен мир» - 6ч., «Эта удивительная природа» - 18ч., «Мы и наше здоровье» - 10 ч., «Наша безопасность» - 7ч., «Чему учит экономика» - 12 ч., «Путешествие по городам и странам» - 15ч. Блоки: 4 класс «Земля и человечество» - 9 ч., «Природа России» - 10 ч., «Родной край - часть большой страны» - 15 ч. «Страницы всемирной истории» - 5 ч., «Страницы истории России» - 20ч., «Современная Россия» 9ч. | Блоки: 1класс «Как мы понимаем друг друга» - 9ч., «Как мы узнаем, что перед нами» - 4ч., «Времена года» 3ч., «Как ты узнаешь мир» - 4 ч., «Твоя семья и друзья» - 7ч., «Времена года» - 6ч. «Что нас окружает» - 10ч., «Времена года» - 4ч., «Живые обитатели природы» - 9ч., «Времена года» - 6ч. Блоки: 2 класс «Как мы будем учиться, общие слова-понятия» - 2ч., «Наша планета» - 36ч., «Земля – наш общий дом» - 26ч., Блоки: 3 класс «Вещество и энергия» - 4 ч., «Оболочка планеты, охваченная жизнью» - 6ч., «Экологическая система» - 9ч., «Живые участники круговорота веществ» - 13 ч. «Введение. Отправляемся в путешествие» - 1ч., «Твои родные и твоя родина» - 4ч., «Времена Древней Руси, московского государства, Российской империи, советской России и СССР» 21ч., «Современна Россия» 6ч. Блоки: 4 класс «Как работает организм человека» - 16ч., «Рукотворная природа» - 16ч., «Человек и его внутренний мир» - 5ч., «Человек в мире людей» - 6ч., «Человек и прошлое человечества» - 10ч., «Человек и многоликое человечество» - 3 ч., «Человек и единое человечество» - 6ч. |
10. Планируемый результат | Планируемые результаты данного УМК совпадают с формулировкой, предложенной в стандарте. | Формулировка отличается, но соответствует требованиям стандарта, предложена схема взаимосвязи результатов |
Делая выводы по таблице 1, стоит отметить, что отличительной чертой УМК «Школа России» является доступность предложенного материала, построение материала в учебнике, цели, задачи и планируемые результаты соответствуют новому стандарту.
Отличительной чертой УМК «Планета знаний» является избыточность материала, которые ребята могут усвоить и избыточность заданий, которые ученики могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт) и составляющие сравнительно небольшую часть курса, должны усвоить все ученики; цели, задачи и планируемые результаты соответствуют новому стандарту.
В общем можно заключить, что отличительная особенность конструирования курса «Окружающий мир» его интегрированный и культурологический характер, что позволяет учитывать особенности восприятия младшим школьником окружающего мира, развивать их общую культуру, эрудицию, творческие способности.
Уроки окружающего мира дают большой простор для развития воображения, критического мышления, расширяют кругозор, создают условия для активного, самостоятельного исследования самых разных тем и проблем.
Список источников и литературы
Закон "Об образовании Российской Федерации " (в действующей редакции).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г.).
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253).
Виноградова Н. Ф., Рыдзе О. А. Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы http://nsc.1september.ru/article.php.
Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир. Программа для 1–4 классов // В сб.: «Программы для четырехлетней начальной школы». – М.: Вентана-Граф, 2015.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1967 – 93 с.
Дьяченко В. К. Общие формы организации процесса обучения: актуальные проблемы теории и практики обучения / В. К. Дьяченко. - Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1984. - 185 с.
Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении / В.К. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1991.
Завьялова Т. П., Стародубцева И. В. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников. – М.: АРКТИ, – 2008. – 56 с.
Захарова А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. – Минск: Прогресс, 1993. – 100 с.
Зиновкина М. М. Дополнительные рекомендации по выполнению итоговой работы. Курсы повышения квалификации «Методика развития творческого мышления и творческих способностей учащихся". АНО ДПО «МЦИТО», г. Киров, 2016.
Леонтьев А.А. Психология коллективной деятельности в учении. Начальная школа плюс до и после / А.А. Дьяченко. – 2012. – №11. – С. 4–6.
Лийметс Х. И. Групповая работа на уроке / Х. И. Лийметс. - Москва: Наука, 1987. - 144 с.
Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке / Х.Й. Лийметс. – М.: Просвещение, 1975.
Методическое пособие «Обучение в 3 классе по учебнику «Окружающий мир» / Г.Г. Ивченкова, И.В.Потапов Е.В.Саплина, А.И.Саплин – М., 2015.
Носова И.В. Особенности работы в малых группах / И.В. Носова // Начальная школа плюс до и после. – 2014. – №6. – С. 69.
Обучение и развитие (Эксперим.-пед. исследование) / Л.В. Занков, З.М. Романовская, М.В. Зверева; ред. Л.В. Занков. – М.: Педагогика, 1975. – 440 с.
Окружающий мир. 3 класс. 1 часть: учебник для общеобразовательных учреждений / А. А. Плешаков. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 175 с.
Окружающий мир: учебник для 3 класса: в 2 ч./ Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов Е.В.Саплина, А.И.Саплин. – М.: Астрель, 2013год.
Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое агентство, 1995. – 647 с. – С. 231.
Программа образовательных учреждений. Начальная школа: 1 – 4. Учебно-методический комплект «Планета знаний»: окружающий мир Г.Г. Ивченкова, И.В.Потапов, Е.В.Саплина, А.И.Саплин. – М.: АСТ: Астрель, Владимир: ВКТ 2010.
Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований / А.И. Савенков. – Самара: Учебная литература, 2016. – 192 с.
Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. Пос. для студентов сред. пед. учеб. Заведений. – М.: Академия, 2010.
Субботина, Л. Ю. Развитие воображения детей: учеб. пособие. – / Л.Ю. Субботина. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.
Тарасова Т.И. Экологическое образование младших школьников во внеклассной работе: Учеб. пос. – Борисоглебск, 2012.
Уроки развития воображения. – М., 2010 – 44–73 с.
Утёмов В. В. Интеллектуальные инструменты ТРИЗ для развития творческого системного мышления учащихся. Курсы повышения квалификации «Методика развития творческого мышления и творческих способностей учащихся". АНО ДПО «МЦИТО», г. Киров, 2016.
Щуркова Н. Е. Программа воспитания / Н. Е. Щуркова. - Москва: Педагогический поиск, 2015. - 80 с.
10