СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вопросы реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в общеобразовательной организации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реализация ФГОС образования с умственной отсталостью

Просмотр содержимого документа
«Вопросы реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в общеобразовательной организации»

Вопросы реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в общеобразовательной организации КГКОУ ШИ11 Зам. директора по УВР  С.Е. Шишканова

Вопросы реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в общеобразовательной организации

КГКОУ ШИ11

Зам. директора по УВР

С.Е. Шишканова

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - (далее - Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - (далее - Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
С 01.09.2016 года вступили в силу федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
  • С 01.09.2016 года вступили в силу федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

  • легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
  • умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.
К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем, статус которых установлен учреждениями медико-социальной экспертизы.

К категории детей-инвалидов относятся

  • дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем, статус которых установлен учреждениями медико-социальной экспертизы.
Согласно части 3 статьи 79 ФЗ № 273  под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя:   использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания специальных учебников учебных пособий и дидактических материалов специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования  предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ

Согласно части 3 статьи 79 ФЗ № 273 под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя:

  • использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания
  • специальных учебников
  • учебных пособий и дидактических материалов
  • специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
  • предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь
  • проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий
  • обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность
  • и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ

Нормативно-правовая база реализации ФГОС

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N  273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15  
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от от 17 июля 2015 г.
  • N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
  • С изменениями и дополнениями
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на текущий учебный год
  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»

Нормативно-правовая база реализации ФГОС

  • Приказ Минобрнауки России от 12.03.2014 № 177 «Об утверждении порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности»
  • Приказ Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32 "Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
  • Положение о психолого­медико­педагогической комиссии (утверждено приказом Министерства образования и науки РФ от 20.09.2013 № 1082)
  • Письмо Минобрнауки РФ об индивидуальном обучении на дому от 05.09.2013 № 07­1317
  • Приказ Минобрнауки России от 14.10.2013 № 1145 "Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным образовательным программам"
Адаптированная основная образовательная программа общего образования обучающихся  с умственной отсталостью это программа, которая учитывает особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Адаптированная основная образовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью

это программа, которая учитывает особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ  ОБУЧАЮЩИХСЯ Легкая умственная отсталость  Умеренная, тяжелая и глубокая умственная отсталость  тяжелые и множественные нарушения развития ВАРИАНТ 1 ВАРИАНТ 2

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Легкая умственная отсталость

Умеренная, тяжелая и глубокая умственная отсталость

тяжелые и множественные нарушения развития

ВАРИАНТ 1

ВАРИАНТ 2

АООП реализуется организацией через Урочную деятельность 1 2 Внеурочную деятельность 3

АООП реализуется организацией через

Урочную деятельность

1

2

Внеурочную деятельность

3

Общая характеристика адаптированной основной образовательной программы для  обучающихся с умственной отсталостью Адаптированная основная программа представляет собой комплекс следующих характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты, организационно- педагогические условия, которые представлены в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по АООП.

Общая характеристика адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью

Адаптированная основная программа представляет собой комплекс следующих характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты, организационно- педагогические условия, которые представлены в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по АООП.

Вариант 1 может быть реализован  в разных формах: совместно с другими обучающимися в отдельных классах группах в отдельных организациях Образовательная организация должна обеспечить требуемые для данного варианта и категории обучающихся условия обучения и воспитания. Одним из важнейших условий включения ребенка с умственной отсталостью в среду других обучающихся является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию.

Вариант 1 может быть реализован в разных формах:

совместно с другими обучающимися

в отдельных классах

группах

в отдельных организациях

Образовательная организация должна обеспечить требуемые для данного варианта и категории обучающихся условия обучения и воспитания. Одним из важнейших условий включения ребенка с умственной отсталостью в среду других обучающихся является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию.

Определение варианта адаптированной основной образовательной программы для обучающегося осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного обследования.

Определение варианта адаптированной основной образовательной программы для обучающегося осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного обследования.

Учебный план включает:  обязательные предметные области;  коррекционно-развивающую область; внеурочную деятельность.

Учебный план

  • включает:
  • обязательные предметные области;
  • коррекционно-развивающую область;
  • внеурочную деятельность.
Обучение  в рамках Учебного плана  является  бесплатным  Учебный план реализуется посредством расписания  и является обязательным документом  Организация   несет ответственность  за исполнение Учебного плана в  полном объеме
  • Обучение  в рамках Учебного плана  является  бесплатным

  • Учебный план реализуется посредством расписания  и является обязательным документом

  • Организация   несет ответственность  за исполнение Учебного плана в  полном объеме
 Учебный план для учащихся фиксирует:  общий объём нагрузки максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся состав и структуру обязательных предметных областей распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. внеурочную деятельность

Учебный план для учащихся фиксирует:

  • общий объём нагрузки
  • максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся
  • состав и структуру обязательных предметных областей
  • распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
  • внеурочную деятельность
  В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает:  учебные занятия для факультативного изучения отдельных учебных предметов (например: элементарная компьютерная грамотность);  учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает:

учебные занятия для факультативного изучения отдельных учебных предметов (например: элементарная компьютерная грамотность);

учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.

Примерный годовой учебный план общего образования Предметные обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными области  Классы нарушениями): Учебные предметы Обязательная часть I-IV классы Количество часов в год 1. Язык и речевая практика 1 1.1. Русский язык 2 2. Математика 1.2. Чтение 99 3. Естествознание 2.1.Математика 3 1.3.Речевая практика 99 102 4. Искусство 3.1.Мир природы и человека Всего 4 99 Музыка Изобразительное искусство 5. Физическая культура 136 102 66 66 136 102 6. Технологии 5.1. Физическая культура 136 34 33 136 68 6.1. Ручной труд 405 136 34 99 68  Итого 33 34 136 102 34 66 507 68 Часть, формируемая участниками образовательных отношений 34 34 168 102 Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) 34 34 34 693 Коррекционно-развивающая 34 168 102 34 680 - Внеурочная деятельность область (коррекционные занятия и 135 34 405 693 102 680 168 ритмика): 102  Всего к финансированию 680 782 198 2733 132 204 102 782 782 204 306 136 1023 3039 136 204 1122 136 810 1112 540 1122 5412

Примерный годовой учебный план общего образования

Предметные

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными

области

Классы

нарушениями):

Учебные предметы

Обязательная часть

I-IV классы

Количество часов в год

1. Язык и речевая практика

1

1.1. Русский язык

2

2. Математика

1.2. Чтение

99

3. Естествознание

2.1.Математика

3

1.3.Речевая практика

99

102

4. Искусство

3.1.Мир природы и человека

Всего

4

99

  • Музыка
  • Изобразительное искусство

5. Физическая культура

136

102

66

66

136

102

6. Технологии

5.1. Физическая культура

136

34

33

136

68

6.1. Ручной труд

405

136

34

99

68

Итого

33

34

136

102

34

66

507

68

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

34

34

168

102

Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)

34

34

34

693

Коррекционно-развивающая

34

168

102

34

680

-

Внеурочная деятельность

область (коррекционные занятия и

135

34

405

693

102

680

168

ритмика):

102

Всего к финансированию

680

782

198

2733

132

204

102

782

782

204

306

136

1023

3039

136

204

1122

136

810

1112

540

1122

5412

Примерный недельный учебный план общего образования Предметные обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): области  Классы Обязательная часть Учебные предметы Количество часов в год 1. Язык и речевая практика 1 2. Математика 1.1. Русский язык 2 3. Естествознание 3 2.1.Математика 1.2. Чтение 3 4. Искусство 3.1.Мир природы и человека 3 1.3.Речевая практика 3 3 4 Всего 5. Физическая культура 2 Музыка Изобразительное искусство 2 3 4 4 6. Технологии 5.1. Физическая культура 2 4 1 3 4 2  Итого 3 6.1. Ручной труд 1 1 1 4 12 2 4 Часть, формируемая участниками образовательных отношений 2 1 3 1 15 1 15 2 Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) 21 1 3 1 1 5 8 Коррекционно-развивающая - 1 20 3 5 1 21 область (коррекционные занятия и 3 20 Внеурочная деятельность 12 1 4 3 6 23 ритмика): 20 5  Всего к финансированию 23 81 6 3 4 23 9 6 4 31 90 4 6 33 24 4 33 16 33 130

Примерный недельный учебный план общего образования

Предметные

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями):

области

Классы

Обязательная часть

Учебные предметы

Количество часов в год

1. Язык и речевая практика

1

2. Математика

1.1. Русский язык

2

3. Естествознание

3

2.1.Математика

1.2. Чтение

3

4. Искусство

3.1.Мир природы и человека

3

1.3.Речевая практика

3

3

4

Всего

5. Физическая культура

2

  • Музыка
  • Изобразительное искусство

2

3

4

4

6. Технологии

5.1. Физическая культура

2

4

1

3

4

2

Итого

3

6.1. Ручной труд

1

1

1

4

12

2

4

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

2

1

3

1

15

1

15

2

Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)

21

1

3

1

1

5

8

Коррекционно-развивающая

-

1

20

3

5

1

21

область (коррекционные занятия и

3

20

Внеурочная деятельность

12

1

4

3

6

23

ритмика):

20

5

Всего к финансированию

23

81

6

3

4

23

9

6

4

31

90

4

6

33

24

4

33

16

33

130

Требования к структуре адаптированной образовательной программы(вариант 1)

Требования к структуре адаптированной образовательной программы(вариант 1)

Предметные результаты освоения АООП Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью связаны с овладением содержанием каждой предметной области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности применения их в практической деятельности. Стандарт определяет для каждой предметной области дифференцированные требования к личностным и предметным результатам с учётом особенностей и возможностей обучающихся с умственной отсталостью.

Предметные результаты освоения АООП

  • Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью связаны с овладением содержанием каждой предметной области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности применения их в практической деятельности. Стандарт определяет для каждой предметной области дифференцированные требования к личностным и предметным результатам с учётом особенностей и возможностей обучающихся с умственной отсталостью.
Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
  • Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Минимальный уровень  является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. В случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану (СИПР) или на вариант 2 АООП
  • Минимальный уровень  является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. В случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану (СИПР) или на вариант 2 АООП
Результаты оценивания учебных программ  (начальная школа)   Адаптированная основная общеобразовательная программа    Оценивание усвоения учебной программы проходит по двум уровням: 1 уровень – достаточный 2 уровень – минимальный.  Не усвоение учебного материала по одному или нескольким предметам не является показателем для оставления ученика на повторный год обучения.  Не усвоение материала по многим предметам является показателем для обучения по индивидуальной программе или по программе 2-го варианта.  

Результаты оценивания учебных программ (начальная школа)

Адаптированная основная общеобразовательная программа

 

Оценивание усвоения учебной программы проходит по двум уровням:

1 уровень – достаточный

2 уровень – минимальный.

Не усвоение учебного материала по одному или нескольким предметам не является показателем для оставления ученика на повторный год обучения.

Не усвоение материала по многим предметам является показателем для обучения по индивидуальной программе или по программе 2-го варианта.

 

Учебный план Учебный план

Учебный план

Учебный план

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!