СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Восклицательные предложения»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение словесной вежливости на уроках русского языка из опыта учителя русского языка и литературы.

  Тема «Восклицательные предложения»  5 класс

 З.С.  Сеит-Джемилевой МБОУ «Зоркинская СОШДС»

При изучении темы «Восклицательные предложения» подчёркиваем, что восклицательные предложения помогают выразить разные чувства: восторг, удивление, радость, ненависть, зависть, недоброжелательность и т.д. Предлагаю ученикам прочитать отрывки из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина, герои которой выражают очень разные чувства. Например, царица (говорит грубо, сердито, зло):

«Ах ты, мерзкое стекло!

Это врёшь ты мне назло.

Как тягаться ей со мною?

Я в ней дурь-то успокою.

Вишь какая подросла!

И не диво, что бела….»

Чувство восхищения выражено в словах богатыря:

«Что за диво!

Всё так чисто и красиво».

В отличие от царицы, царевна обращается ко всем с благородностью и уважением:

«Я не сержуся, –

Тихо молвила она, –

И отказ мой не вина».

Делаем вывод: от того, каким тоном говорит человек, зависит многое. Нередко настроение портится от грубого, раздражённого тона и, наоборот, улучшается от тона доброжелательного и мягкого. Очень важно следить за звучанием своей речи: чувства не обязательно выражать громко.

В конце урока слушаем отрывок «Весёлые уроки радионяни» – «Правила хорошего тона» (слова А. Хайта, муз. А. Пляцковского)

В какое бы общественное место

Судьба сегодня нас н привела

Учтите, никому не интересно

Всё знать про вши личные дела,

Про то, что к вам приехал дядя Коля,

Что кошка утащила пять котлет.

Что вы немножко пошалили в школе,

А маму вызывает педсовет.

Пожалуйста, потише!

Совсем не обязательно кричать,

Ведь вас и так услышат.

Попробуйте все тихо рассказать.

В музее, кинотеатре и трамвае

О том, о сём друг другу говорим,

Но часто одного не замечаем,

Что как в лесу дремучем мы кричим.

     При изучении темы «Диалог» обращаю внимание учащихся на то, что во время общения собеседники обращаются друг другу с вопросами, советами, просьбами. При этом очень часто раскрываются отношения между людьми. Они могут быть дружескими, добрыми или враждебными, равными или неравными. Очень часто нам приходить разговаривать с незнакомыми людьми: с продавцами в магазине, пассажирами в транспорте, с работниками библиотеками, музеев и т.д.

     Разыгрываем речевого ситуации по теме «В транспорте»

     Вам надо выйти на следующей остановке, а перед вами стоит несколько пассажиров. Как вы обратитесь к одному из них? Возможные диалоги:

  • Вы будете выходить на следующей остановке? (Употребление глагола сходить здесь не уместно)
  • Да.
  • Спасибо. Я за вами.
  • Скажите, пожалуйста. Вы выходите на следующей остановке?
  • Нет.
  • Будьте добры, разрешите пойти: я выхожу.

Обращаю внимание учащихся на то, что за вежливыми словами всегда должны стоять добрые поступки. Например:

      Вы сидите в автобусе. Входит пожилой человек. Как следует предложить ему место? («Садитесь, пожалуйста»; «Вы можете сесть на моё место» и т.д.)

      На этом же уроке учим четвероклассников вежливо разговаривать с библиотекарем. Предлагаю послушать разговор ученика VI класса с библиотекарем Ольгой Алексеевной:

  • Дайте мне книгу Гоголя «Тарас Бульба»
  • Возьми, пожалуйста, Андрюша. Обращайся с ней аккуратно и вовремя её верни.
  • Хорошо. Постараюсь.

Как можно охарактеризовать речевое поведения Андрея? Андрей не поздоровался с Ольгой Алексеевной, ни разу не назвал её по имени и отчеству. Андрей не сказал Ольге Николаевне ни спасибо, ни пожалуйста, а когда уходил, не попрощался.

      Предлагаю учащимся составить другой диалог на эту же тему. Приводим один из них.

  • Здравствуйте, Ольга Алексеевна!
  • Здравствуй, Лена
  • Ольга Алексеевна! Нет ли в вашей библиотеке «Сказок Андерсена?»
  • Пожалуйста, Леночка. Только обращайся с ней аккуратно.
  • Хорошо. Большое спасибо.
  • Пожалуйста.
  • До свидания, Ольга Алексеевна.
  • До свидания, Лена.

На уроке были разыграны и такие ситуации, как: «Я в гостях», «У меня гости». Предлагаю учащимся проанализировать два диалога:

I. В дверь позвонили. Дверь отворила мама Серёжи

  • Серёжа дома? – спросил её Юра
  • Дома.
  • Позовите его. Разрешите ему пойти со мной погулять.

II. У Серёжи был день рождения. Он пригласил гостей. Первой пришла Лена Иванова.

  • Здравствуйте, – сказала Лена, – я, кажется, первой пришла.
  • Очень хорошо, Лена, раздевайся, пожалуйста.
  • Спасибо.
  • А теперь, Леночка, проходи в большую комнату. Если хочешь, можешь посмотреть эти книги.

Учащиеся отмечают, что Юра вёл себя не вежливо в разговоре с мамой Серёжи. Он не поздоровался с ней. Выражая просьбу, не употребил слово пожалуйста. В отличии от Юры, Лена умеет вести себя в гостях.

      Ребята предлагают следующие варианты выражения благодарности:

  • Спасибо. Было очень вкусно.
  • Спасибо. Нам всё очень понравилось.
  • Большое спасибо за угощение.
  • Нина Петровна, Вы очень вкусно всё приготовили. Большое спасибо.

При обсуждении диалогов подвожу учащихся к следующим выводам:

1. Когда ты говоришь, старайся подбирать слова, которые не огорчали бы твоего собеседника.

2. Во время разговора терпеливо до конца выслушивай собеседника, не перебивай его

3. Не привлекай к своему разговору внимание посторонних.

4. Старайся, чтобы тон твоего разговора был доброжелательным, уважительным. 

Просмотр содержимого документа
««Восклицательные предложения»»

Обучение словесной вежливости на уроках русского языка из опыта учителя русского языка и литературы.

Тема «Восклицательные предложения» 5 класс

З.С. Сеит-Джемилевой МБОУ «Зоркинская СОШДС»

При изучении темы «Восклицательные предложения» подчёркиваем, что восклицательные предложения помогают выразить разные чувства: восторг, удивление, радость, ненависть, зависть, недоброжелательность и т.д. Предлагаю ученикам прочитать отрывки из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина, герои которой выражают очень разные чувства. Например, царица (говорит грубо, сердито, зло):

«Ах ты, мерзкое стекло!

Это врёшь ты мне назло.

Как тягаться ей со мною?

Я в ней дурь-то успокою.

Вишь какая подросла!

И не диво, что бела….»

Чувство восхищения выражено в словах богатыря:

«Что за диво!

Всё так чисто и красиво».

В отличие от царицы, царевна обращается ко всем с благородностью и уважением:

«Я не сержуся, –

Тихо молвила она, –

И отказ мой не вина».

Делаем вывод: от того, каким тоном говорит человек, зависит многое. Нередко настроение портится от грубого, раздражённого тона и, наоборот, улучшается от тона доброжелательного и мягкого. Очень важно следить за звучанием своей речи: чувства не обязательно выражать громко.

В конце урока слушаем отрывок «Весёлые уроки радионяни» – «Правила хорошего тона» (слова А. Хайта, муз. А. Пляцковского)

В какое бы общественное место

Судьба сегодня нас н привела

Учтите, никому не интересно

Всё знать про вши личные дела,

Про то, что к вам приехал дядя Коля,

Что кошка утащила пять котлет.

Что вы немножко пошалили в школе,

А маму вызывает педсовет.

Пожалуйста, потише!

Совсем не обязательно кричать,

Ведь вас и так услышат.

Попробуйте все тихо рассказать.

В музее, кинотеатре и трамвае

О том, о сём друг другу говорим,

Но часто одного не замечаем,

Что как в лесу дремучем мы кричим.

При изучении темы «Диалог» обращаю внимание учащихся на то, что во время общения собеседники обращаются друг другу с вопросами, советами, просьбами. При этом очень часто раскрываются отношения между людьми. Они могут быть дружескими, добрыми или враждебными, равными или неравными. Очень часто нам приходить разговаривать с незнакомыми людьми: с продавцами в магазине, пассажирами в транспорте, с работниками библиотеками, музеев и т.д.

Разыгрываем речевого ситуации по теме «В транспорте»

Вам надо выйти на следующей остановке, а перед вами стоит несколько пассажиров. Как вы обратитесь к одному из них? Возможные диалоги:

  • Вы будете выходить на следующей остановке? (Употребление глагола сходить здесь не уместно)

  • Да.

  • Спасибо. Я за вами.

  • Скажите, пожалуйста. Вы выходите на следующей остановке?

  • Нет.

  • Будьте добры, разрешите пойти: я выхожу.

Обращаю внимание учащихся на то, что за вежливыми словами всегда должны стоять добрые поступки. Например:

Вы сидите в автобусе. Входит пожилой человек. Как следует предложить ему место? («Садитесь, пожалуйста»; «Вы можете сесть на моё место» и т.д.)

На этом же уроке учим четвероклассников вежливо разговаривать с библиотекарем. Предлагаю послушать разговор ученика VI класса с библиотекарем Ольгой Алексеевной:

  • Дайте мне книгу Гоголя «Тарас Бульба»

  • Возьми, пожалуйста, Андрюша. Обращайся с ней аккуратно и вовремя её верни.

  • Хорошо. Постараюсь.

Как можно охарактеризовать речевое поведения Андрея? Андрей не поздоровался с Ольгой Алексеевной, ни разу не назвал её по имени и отчеству. Андрей не сказал Ольге Николаевне ни спасибо, ни пожалуйста, а когда уходил, не попрощался.

Предлагаю учащимся составить другой диалог на эту же тему. Приводим один из них.

  • Здравствуйте, Ольга Алексеевна!

  • Здравствуй, Лена

  • Ольга Алексеевна! Нет ли в вашей библиотеке «Сказок Андерсена?»

  • Пожалуйста, Леночка. Только обращайся с ней аккуратно.

  • Хорошо. Большое спасибо.

  • Пожалуйста.

  • До свидания, Ольга Алексеевна.

  • До свидания, Лена.

На уроке были разыграны и такие ситуации, как: «Я в гостях», «У меня гости». Предлагаю учащимся проанализировать два диалога:

I. В дверь позвонили. Дверь отворила мама Серёжи

  • Серёжа дома? – спросил её Юра

  • Дома.

  • Позовите его. Разрешите ему пойти со мной погулять.

II. У Серёжи был день рождения. Он пригласил гостей. Первой пришла Лена Иванова.

  • Здравствуйте, – сказала Лена, – я, кажется, первой пришла.

  • Очень хорошо, Лена, раздевайся, пожалуйста.

  • Спасибо.

  • А теперь, Леночка, проходи в большую комнату. Если хочешь, можешь посмотреть эти книги.

Учащиеся отмечают, что Юра вёл себя не вежливо в разговоре с мамой Серёжи. Он не поздоровался с ней. Выражая просьбу, не употребил слово пожалуйста. В отличии от Юры, Лена умеет вести себя в гостях.

Ребята предлагают следующие варианты выражения благодарности:

  • Спасибо. Было очень вкусно.

  • Спасибо. Нам всё очень понравилось.

  • Большое спасибо за угощение.

  • Нина Петровна, Вы очень вкусно всё приготовили. Большое спасибо.

При обсуждении диалогов подвожу учащихся к следующим выводам:

1. Когда ты говоришь, старайся подбирать слова, которые не огорчали бы твоего собеседника.

2. Во время разговора терпеливо до конца выслушивай собеседника, не перебивай его

3. Не привлекай к своему разговору внимание посторонних.

4. Старайся, чтобы тон твоего разговора был доброжелательным, уважительным.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!