Обучение словесной вежливости на уроках русского языка из опыта учителя русского языка и литературы.
Тема «Восклицательные предложения» 5 класс
З.С. Сеит-Джемилевой МБОУ «Зоркинская СОШДС»
При изучении темы «Восклицательные предложения» подчёркиваем, что восклицательные предложения помогают выразить разные чувства: восторг, удивление, радость, ненависть, зависть, недоброжелательность и т.д. Предлагаю ученикам прочитать отрывки из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина, герои которой выражают очень разные чувства. Например, царица (говорит грубо, сердито, зло):
«Ах ты, мерзкое стекло!
Это врёшь ты мне назло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
Вишь какая подросла!
И не диво, что бела….»
Чувство восхищения выражено в словах богатыря:
«Что за диво!
Всё так чисто и красиво».
В отличие от царицы, царевна обращается ко всем с благородностью и уважением:
«Я не сержуся, –
Тихо молвила она, –
И отказ мой не вина».
Делаем вывод: от того, каким тоном говорит человек, зависит многое. Нередко настроение портится от грубого, раздражённого тона и, наоборот, улучшается от тона доброжелательного и мягкого. Очень важно следить за звучанием своей речи: чувства не обязательно выражать громко.
В конце урока слушаем отрывок «Весёлые уроки радионяни» – «Правила хорошего тона» (слова А. Хайта, муз. А. Пляцковского)
В какое бы общественное место
Судьба сегодня нас н привела
Учтите, никому не интересно
Всё знать про вши личные дела,
Про то, что к вам приехал дядя Коля,
Что кошка утащила пять котлет.
Что вы немножко пошалили в школе,
А маму вызывает педсовет.
Пожалуйста, потише!
Совсем не обязательно кричать,
Ведь вас и так услышат.
Попробуйте все тихо рассказать.
В музее, кинотеатре и трамвае
О том, о сём друг другу говорим,
Но часто одного не замечаем,
Что как в лесу дремучем мы кричим.
При изучении темы «Диалог» обращаю внимание учащихся на то, что во время общения собеседники обращаются друг другу с вопросами, советами, просьбами. При этом очень часто раскрываются отношения между людьми. Они могут быть дружескими, добрыми или враждебными, равными или неравными. Очень часто нам приходить разговаривать с незнакомыми людьми: с продавцами в магазине, пассажирами в транспорте, с работниками библиотеками, музеев и т.д.
Разыгрываем речевого ситуации по теме «В транспорте»
Вам надо выйти на следующей остановке, а перед вами стоит несколько пассажиров. Как вы обратитесь к одному из них? Возможные диалоги:
- Вы будете выходить на следующей остановке? (Употребление глагола сходить здесь не уместно)
- Да.
- Спасибо. Я за вами.
- Скажите, пожалуйста. Вы выходите на следующей остановке?
- Нет.
- Будьте добры, разрешите пойти: я выхожу.
Обращаю внимание учащихся на то, что за вежливыми словами всегда должны стоять добрые поступки. Например:
Вы сидите в автобусе. Входит пожилой человек. Как следует предложить ему место? («Садитесь, пожалуйста»; «Вы можете сесть на моё место» и т.д.)
На этом же уроке учим четвероклассников вежливо разговаривать с библиотекарем. Предлагаю послушать разговор ученика VI класса с библиотекарем Ольгой Алексеевной:
- Дайте мне книгу Гоголя «Тарас Бульба»
- Возьми, пожалуйста, Андрюша. Обращайся с ней аккуратно и вовремя её верни.
- Хорошо. Постараюсь.
Как можно охарактеризовать речевое поведения Андрея? Андрей не поздоровался с Ольгой Алексеевной, ни разу не назвал её по имени и отчеству. Андрей не сказал Ольге Николаевне ни спасибо, ни пожалуйста, а когда уходил, не попрощался.
Предлагаю учащимся составить другой диалог на эту же тему. Приводим один из них.
- Здравствуйте, Ольга Алексеевна!
- Здравствуй, Лена
- Ольга Алексеевна! Нет ли в вашей библиотеке «Сказок Андерсена?»
- Пожалуйста, Леночка. Только обращайся с ней аккуратно.
- Хорошо. Большое спасибо.
- Пожалуйста.
- До свидания, Ольга Алексеевна.
- До свидания, Лена.
На уроке были разыграны и такие ситуации, как: «Я в гостях», «У меня гости». Предлагаю учащимся проанализировать два диалога:
I. В дверь позвонили. Дверь отворила мама Серёжи
- Серёжа дома? – спросил её Юра
- Дома.
- Позовите его. Разрешите ему пойти со мной погулять.
II. У Серёжи был день рождения. Он пригласил гостей. Первой пришла Лена Иванова.
- Здравствуйте, – сказала Лена, – я, кажется, первой пришла.
- Очень хорошо, Лена, раздевайся, пожалуйста.
- Спасибо.
- А теперь, Леночка, проходи в большую комнату. Если хочешь, можешь посмотреть эти книги.
Учащиеся отмечают, что Юра вёл себя не вежливо в разговоре с мамой Серёжи. Он не поздоровался с ней. Выражая просьбу, не употребил слово пожалуйста. В отличии от Юры, Лена умеет вести себя в гостях.
Ребята предлагают следующие варианты выражения благодарности:
- Спасибо. Было очень вкусно.
- Спасибо. Нам всё очень понравилось.
- Большое спасибо за угощение.
- Нина Петровна, Вы очень вкусно всё приготовили. Большое спасибо.
При обсуждении диалогов подвожу учащихся к следующим выводам:
1. Когда ты говоришь, старайся подбирать слова, которые не огорчали бы твоего собеседника.
2. Во время разговора терпеливо до конца выслушивай собеседника, не перебивай его
3. Не привлекай к своему разговору внимание посторонних.
4. Старайся, чтобы тон твоего разговора был доброжелательным, уважительным.
Просмотр содержимого документа
««Восклицательные предложения»»
Обучение словесной вежливости на уроках русского языка из опыта учителя русского языка и литературы.
Тема «Восклицательные предложения» 5 класс
З.С. Сеит-Джемилевой МБОУ «Зоркинская СОШДС»
При изучении темы «Восклицательные предложения» подчёркиваем, что восклицательные предложения помогают выразить разные чувства: восторг, удивление, радость, ненависть, зависть, недоброжелательность и т.д. Предлагаю ученикам прочитать отрывки из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина, герои которой выражают очень разные чувства. Например, царица (говорит грубо, сердито, зло):
«Ах ты, мерзкое стекло!
Это врёшь ты мне назло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
Вишь какая подросла!
И не диво, что бела….»
Чувство восхищения выражено в словах богатыря:
«Что за диво!
Всё так чисто и красиво».
В отличие от царицы, царевна обращается ко всем с благородностью и уважением:
«Я не сержуся, –
Тихо молвила она, –
И отказ мой не вина».
Делаем вывод: от того, каким тоном говорит человек, зависит многое. Нередко настроение портится от грубого, раздражённого тона и, наоборот, улучшается от тона доброжелательного и мягкого. Очень важно следить за звучанием своей речи: чувства не обязательно выражать громко.
В конце урока слушаем отрывок «Весёлые уроки радионяни» – «Правила хорошего тона» (слова А. Хайта, муз. А. Пляцковского)
В какое бы общественное место
Судьба сегодня нас н привела
Учтите, никому не интересно
Всё знать про вши личные дела,
Про то, что к вам приехал дядя Коля,
Что кошка утащила пять котлет.
Что вы немножко пошалили в школе,
А маму вызывает педсовет.
Пожалуйста, потише!
Совсем не обязательно кричать,
Ведь вас и так услышат.
Попробуйте все тихо рассказать.
В музее, кинотеатре и трамвае
О том, о сём друг другу говорим,
Но часто одного не замечаем,
Что как в лесу дремучем мы кричим.
При изучении темы «Диалог» обращаю внимание учащихся на то, что во время общения собеседники обращаются друг другу с вопросами, советами, просьбами. При этом очень часто раскрываются отношения между людьми. Они могут быть дружескими, добрыми или враждебными, равными или неравными. Очень часто нам приходить разговаривать с незнакомыми людьми: с продавцами в магазине, пассажирами в транспорте, с работниками библиотеками, музеев и т.д.
Разыгрываем речевого ситуации по теме «В транспорте»
Вам надо выйти на следующей остановке, а перед вами стоит несколько пассажиров. Как вы обратитесь к одному из них? Возможные диалоги:
Вы будете выходить на следующей остановке? (Употребление глагола сходить здесь не уместно)
Да.
Спасибо. Я за вами.
Скажите, пожалуйста. Вы выходите на следующей остановке?
Нет.
Будьте добры, разрешите пойти: я выхожу.
Обращаю внимание учащихся на то, что за вежливыми словами всегда должны стоять добрые поступки. Например:
Вы сидите в автобусе. Входит пожилой человек. Как следует предложить ему место? («Садитесь, пожалуйста»; «Вы можете сесть на моё место» и т.д.)
На этом же уроке учим четвероклассников вежливо разговаривать с библиотекарем. Предлагаю послушать разговор ученика VI класса с библиотекарем Ольгой Алексеевной:
Дайте мне книгу Гоголя «Тарас Бульба»
Возьми, пожалуйста, Андрюша. Обращайся с ней аккуратно и вовремя её верни.
Хорошо. Постараюсь.
Как можно охарактеризовать речевое поведения Андрея? Андрей не поздоровался с Ольгой Алексеевной, ни разу не назвал её по имени и отчеству. Андрей не сказал Ольге Николаевне ни спасибо, ни пожалуйста, а когда уходил, не попрощался.
Предлагаю учащимся составить другой диалог на эту же тему. Приводим один из них.
Ольга Алексеевна! Нет ли в вашей библиотеке «Сказок Андерсена?»
Пожалуйста, Леночка. Только обращайся с ней аккуратно.
Хорошо. Большое спасибо.
Пожалуйста.
До свидания, Ольга Алексеевна.
До свидания, Лена.
На уроке были разыграны и такие ситуации, как: «Я в гостях», «У меня гости». Предлагаю учащимся проанализировать два диалога:
I. В дверь позвонили. Дверь отворила мама Серёжи
II. У Серёжи был день рождения. Он пригласил гостей. Первой пришла Лена Иванова.
Здравствуйте, – сказала Лена, – я, кажется, первой пришла.
Очень хорошо, Лена, раздевайся, пожалуйста.
Спасибо.
А теперь, Леночка, проходи в большую комнату. Если хочешь, можешь посмотреть эти книги.
Учащиеся отмечают, что Юра вёл себя не вежливо в разговоре с мамой Серёжи. Он не поздоровался с ней. Выражая просьбу, не употребил слово пожалуйста. В отличии от Юры, Лена умеет вести себя в гостях.
Ребята предлагают следующие варианты выражения благодарности:
Спасибо. Было очень вкусно.
Спасибо. Нам всё очень понравилось.
Большое спасибо за угощение.
Нина Петровна, Вы очень вкусно всё приготовили. Большое спасибо.
При обсуждении диалогов подвожу учащихся к следующим выводам:
1. Когда ты говоришь, старайся подбирать слова, которые не огорчали бы твоего собеседника.
2. Во время разговора терпеливо до конца выслушивай собеседника, не перебивай его
3. Не привлекай к своему разговору внимание посторонних.
4. Старайся, чтобы тон твоего разговора был доброжелательным, уважительным.