Классный час на тему «Разговор о воспитанности»
Цель:
Обучающая: расширить представление детей о воспитанности.
Развивающая: формировать представление о том, что добрые слова и поступки помогают людям в жизни. Коррекция логического мышления на основе упражнения «Выберите добрые дела»
Воспитательная: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
I.Орг. момент.
-Добрый день ,дорогие ребята !Улыбнитесь друг другу, а теперь подарите улыбки мне. У всех замечательное настроение и от вас я только жду: внимания, терпения и готовности работать вместе со мной. Я надеюсь, что сегодня наше общение принесет вам новые знания, а значит новые радости.
Введение в тему.
-Какого человека называют воспитанным?
«Самое главное в воспитании в том, чтобы человек сам стал думать о
самом себе, чтобы он посмотрел на самого себя, задумался над собственной
судьбой».
Тем ребятам, кто склонен играть двойную роль - одну у себя дома, другую - напоказ, мы предлагаем такую игру.
У каждого из вас есть знакомые, друзья, мнением которых вы дорожите или хотите произвести хорошее впечатление. А теперь представьте себе, что этот друг всегда находится недалеко от вас и наблюдает за вами. Это изменит вас до неузнаваемости. Ты уже не сможешь дернуть за ухо младшего брата или обругать товарища. Под взглядом этого человека тебе и в голову не придет, возвратившись из школы, швырнуть в угол пальто, облизать тарелку или пробурчать какую-нибудь грубость маме. Так воображение поможет тебе прилично вести себя дома, нормально есть, быть вежливым с окружающими. А через некоторое время (попробуй, и ты сам в этом убедишься) кусок хлеба в грязной руке уже не покажется таким вкусным, невоспитанность товарищей будет тебя возмущать, а беспорядок в квартире - раздражать. Пройдет еще какое-то время, и ты почувствуешь, что хорошие манеры стали уже привычкой и внутренней потребностью. А теперь назовем черты поведения, которые мешают стать по-настоящему воспитанным, вежливым и культурным человеком. Это неумение держать слово, безответственность, нескромность, неумение хранить чужую тайну. Но такие черты, как доброжелательность и уважение к людям, плюс знание этикета составят культуру поведения. Только овладев правилами поведения, можно смело отправляться в путешествие по жизни.
Человек в отличие от животного учитывает последствия своих действий, руководствуясь при этом нормами поведения. Человек, испытывая голод, может временно отказаться от пищи, если это вызывается необходимостью. Человек может преодолеть страх и идти навстречу опасности, сознавая свой долг. Обдумывать, обсуждать, раскидывать умом. Вдумчивым мы называем того человека, который в своих суждениях избегает вредной торопливости, вдумывается во все.
К. Д. Ушинский составил для себя правила поведения, они целиком были основаны на обдуманности совершенствии действий и поступков. Вот они.
Правила поведения
1. Спокойствие совершенное, по крайней мере внешнее.
2. Прямота в словах и поступках.
3. Обдуманность действий.
4. Решительность.
5. Не говори о себе без нужды ни одного слова.
6. Не проводить времени бессознательно, делать то, что хочешь, а не то, что получится.
7. Каждый вечер делать отчет в своих поступках.
8. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.
К. Д. Ушинский
Пословицы. Как понимаете?
Не продумавши, ничего не начинай. Сначала подумай, а потом и нам скажи. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
– Ребята, посмотрите, что изображено на иллюстрациях
(Автобус, троллейбус, электричка, поезд) .
– Для чего они нам нужны (Чтобы перевозить людей) .
– Как можно назвать автобус, троллейбус, электричку, поезд одним словом? (Общественный транспорт) .
– Мы с вами каждую неделю ездим на поезде домой и в школу.
– Людей, которые едут в транспорте называют пассажирами. Давайте повторим это слово.
– Ребята, а как нужно вести себя в общественном транспорте? (Ответы)
– Я хочу вас познакомить с правила поведения в транспорте, которые нужно соблюдать всем пассажирам.
1. В автобусе нельзя кричать.
– Как вы думаете, почему? (Потому что в автобусе едет много пассажиров. Кто- то может себя плохо чувствовать, кто-то разговаривать по телефону или читать газету, а мы своим криком помешаем им) .
2. Держись крепко за поручень, чтобы не упасть.
– Если водитель повернет на перекрестке или резко затормозит, то автобус неожиданно остановится и те пассажиры, которые не держались могут упасть и больно удариться.
3. Не входи в транспорт и не выходи из него, когда закрываются двери.
– Как вы думаете, почему? (Потому что закрывающиеся двери могут придавить заходящего пассажира.)
4. Заботься об удобствах других пассажиров.
– Нельзя в транспорте толкаться, топать, наступать на ноги другим пассажирам, кушать, потому что будет неприятно людям, если их испачкают, ударят, обольют и ещё это некультурно.
5. Уступай места старшим.
Дети уступают места дедушкам, бабушкам, женщинам с сумками, так как им тяжело стоять.
– Сейчас мы с вами расскажем стихи о поведении в транспорте.
На остановке зайчики прыгали как мячики, весело скакали: прыг да скок кругом!
И старенького Мишку толкнули в бок локтём.
Ждёшь на остановке, стой и не крутись!
А задел кого-то, сразу извинись!
Правила поведения в транспорте:
1. Не балуйся на остановке в ожидании транспорта.
Подошёл автобус,
зайки гурьбой двери осадили,
рвутся, словно в бой у зайчат,
уступить дорогу не хотят.
Пассажирам выйти зайцы не дают,
все гурьбой толпятся и на всех орут.
Сначала выходящих надо пропустить,
а потом спокойно внутрь заходить.
2. Сначала выпусти пассажиров из транспорта, а потом заходи сам!
Воспитатель: А кто из вас знает стихи о правилах поведения в общественном транспорте?
Вот заходишь ты в салон, люди тут со всех сторон.
Даже если друг зовёт, не мешай пройти вперёд!
На соседей не ложись, и за поручни держись!
О каком правиле поведения, ребята говорится в этом стихотворении? (Ответы детей.)
4. Без билета ездить нельзя!
П/И «Билетики»
1 остановка «Игровая».
2 остановка «Музыкальная».
3 остановка «Спортивная».
Назначается «заяц». Он становится в центр. Вокруг него становятся ребята парами лицом друг к другу. Внутренний круг - билетики, внешний – пассажиры. По команде круги начинают двигаться в разные стороны. Ведущий говорит: «Контролёр!». Пассажиры должны схватить любой билетик. Заяц тоже пытается схватить. Тот, кому не досталось билетика, становится «зайцем». Повторяется 3-4 раза.
Воспитатель: Продолжим, ребята, говорить о правилах поведения в общественном транспорте.
Лев в автобусе сидел,
И в окошко всё глядел,
Рядом бабушка стояла, сумку полную держала
Лев, и сильный, и большой,
Место бабушке больной,
Уступить не захотел,
Она стояла - он сидел.
Это грустно и обидно,
И за льва, конечно, стыдно!
Старших надо уважать
И места им уступать!
5. Уступай место старшим!
Возмущается народ: белка семечки грызёт1 Шелухой усыпан пол. К Белке Заяц подошёл: «Мусор на пол не кидают. А сумела набросать, так сумей его собрать!»
6. Не мусори в общественном транспорте!
Слон мороженое ел, прямо с ним в автобус сел! Там мороженое тает, на соседей попадает! Вдруг шофёр затормозил, слон стаканчик уронил. Только брызги полетели! Пассажиры обомлели. Я хочу к вам обратиться, чтобы так не осрамиться, ты с мороженым в салон, не входи как этот Слон.
Рефлексия: дети садятся на пол, образуя круг. Воспитатель бросает мяч и задаёт вопросы: Что нового вы сегодня узнали?
Что вызвало у вас затруднения?
Что вам понравилось?