СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательная задача

Вызвать интерес учеников через рассказ учителя о правовом государстве, этапах развития и становления правового государства, его основных принципах

Просмотр содержимого документа
«Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики»

Класс 7 Дата

Макросфера 2. «Воспитай в себе гражданина ДНР»

Микросфера «Человек и закон»

Тема урока: Правовое государство – справедливое государство»

Воспитательная задача

Вызвать интерес учеников через рассказ учителя о правовом государстве, этапах развития и становления правового государства, его основных принципах

Оргмомент. Приветствие, проверка готовности к уроку.

Ход урока

І.Приветствие.

Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Меня зовут Елена Алексеевна. Сегодня я буду вашим учителем на уроке гражданственности Донбасса.

Создание ситуации успеха.

 Психологический настрой. Метод «Ассоциации»:

Мне очень хочется, чтобы на этом уроке никто не переживал, не нервничал, а наоборот чувствовал себя комфортно. Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт»? (Слова должны начинаться с букв данного слова.)

К

– красота…

О

– органичность…

М

– мама…

Ф

– фантазия…

О

– отдых…

Р

– радость…

Т

– тепло…

Молодцы! Я думаю, мы настроились на нужный лад и можем начинать наш урок.

Курс уроков гражданственности Донбасса, как вам уже известно, воспитывает ответственных и активных граждан страны, уважительное отношение к человеку и его труду, поэтому является важным звеном в общеобразовательной программе школьника. На каждом уроке вы узнаете что-то новое, учитесь правильно себя вести в обществе, не нарушать законы.

ІІ.Актуализация опорных знаний

Начиная изучение темы «Человек и закон», вы познакомились с принципом «Разрешено все, что не запрещено». Ответьте, пожалуйста, на вопрос, как вы понимаете этот принцип?

(Ответы учеников)

Итак, мы выяснили, что человек должен действовать только в рамках закона. Ответьте тогда на следующий вопрос, что же является главным законом нашей республики?

(Ответы учеников)

В Конституции ДНР мы можем найти все права, которые мы с вами имеем и все обязанности, которые должны выполнять. Т.е. мы уже знаем, к какому документу нужно обратиться, чтобы узнать или уточнить свои права и обязанности. Кроме Конституции мы можем еще использовать Всемирные правовые документы, такие как « Всеобщая декларация прав человека», «Декларация прав человека и гражданина» и многие другие документы, о которых вы еще узнаете на уроках гражданственности Донбасса.

Сегодня мы с вами продолжаем изучение темы «Человек и закон» и попытаемся разобраться, почему правовое государство, которым является Донецкая Народная Республика, называют справедливым.

Запишите, пожалуйста, тему нашего урока Слайд 2

Тема – Правовое государство - справедливое государство

Мотивация – правовое государство – это государство, в котором господствует право! Государство, которое защищает права и свободы каждого человека, наши с вами права! Вот почему необходимо знать и понимать, что же такое правовое государство и как оно устроено.

Главная цель – познакомиться с понятием и структурой правового государства, понять, как же это государство защищает права и свободы человека

Установка на запоминание – к концу урока вы должны запомнить, что такое правовое государство, каковы основные признаки правового государства, на какие 3 ветви делится власть в правовом государстве

ІІІ. Новый материал слайд 3

Государство способно оказывать на общество не только позитивное, но и негативное воздействие: бюрократизм ( в переводе с греч. – «господство», т.е. власть, сосредоточенная в руках группы лиц), коррупция (подкуп, продажность должностных лиц), произвол, деспотия (неограниченная власть).

Исторически проявилось стремление государств к неограниченному расширению властного пространства, навязыванию большинству своей воли. Многие мыслители прошлого задумывались о том, как поставить государство на службу обществу, оградить его от злоупотреблений.

Сейчас мы свами составим диаграмму, которая поможет разобраться с нашей темой. Слайд 4

Эта диаграмма составляется в форме рыбьего скелета и имеет название фишбоун (рыбий скелет)

Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.

Верхние косточки— на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.

Нижние косточки — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.

Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Для того чтобы составить эту диаграмму, вам необходимо в течении 3 минут поработать с текстовыми карточками( прилагаются в разделе «Раздаточный материал), которые находится на ваших столах.

(Опрос некоторых учеников по составленным диаграммам; вывод делаем совместно)


5 слайд

Лекарством от болезней власти является право. Эта точка зрения наиболее последовательно была выражена в теории правового государства немецкого философа И.Канта (1724-1804).

Правовое государство – организация политической власти, основанная на праве, разделении властей, полном соблюдении прав и свобод человека (записать в тетрадь)

На вопрос, что такое правовое государство можно ответить так – это государство, в котором господствует право. Такой ответ будет правильным, но не полным. Поэтому правоведы подчеркивают, что самое главное в правовом государстве – обеспечить права человека и гражданина, а также о том, что государственная власть в правовом государстве действует только в рамках права, то есть ограничена правом.

Ответ на вопрос «Что является главным и какова же основная обязанность правового государства?» дает также статья 3 конституции ДНР. Посмотрите на доску

слайд 6

(Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность Донецкой Народной Республики, ее государственных органов и должностных лиц).

Донецкая Народная Республика признала права и свободы человека высшей ценностью, и тем самым согласилась с требованиями демократического международного сообщества, такими общепризнанными актами международного права, как Всеобщая декларация прав человека 1948г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966г., о которых вы будете говорить на следующих уроках.

Таким образом, мы с вами выяснили, что понятие «Правовое государство» очень многогранно. Существует множество различных определений. Однако вся сущность сводится к одной главной черте – господство права и ограниченность власти правом! Отсюда и название – правовое государство!

Развитие теории правового государства слайд 7

Развитие правового государства издавна беспокоило общество. Давайте посмотрим по таблице, что же говорили о государстве и праве известные люди, философы, правоведы

Личность

Характеристика правового государства

Платон

Государство возможно только там, где господствует справедливый закон

Цицерон

Право должно быть выше власти

С.А. Котляревский

Будущее страны – господство права

Просмотрев эту таблицу мы понимаем, что недовольство властью охватывало не только простой народ, который наиболее страдал от произвола.

Физкультурная минутка. Упражнения для глаз. Слайд 8

Пришло время поговорить об основных признаках правового государства. Наука называет как минимум 3 таких признака:

Слайд 9

  • Верховенство права (Ни один государственный орган, ни одно должностное лицо, никакой коллектив лиц, никакие государственные и общественные организации, ни один человек не освобождается от обязанности подчиняться закону). Закон суров, но это закон! – с почтением говорили древние римляне, имея в виду принцип абсолютного господства закона в обществе

Слайд 10

  • Гарантия прав и свобод человека (права человека – главный естественный ограничитель государственной власти)

Слайд 11

  • Разделение властей, которое способствует ограничению государственной власти слайд 12

Ветвь власти

Состав

Основные функции

Законодательная

Парламент

Народный Совет Донецкой Народной Республики.

Забота о создании правовых законов, которые признают, гарантируют и защищают права человека

Исполнительная

Правительство

Глава Республики

Обязана действовать на основе принятых законов и опираться на них, принимая правительственные решения





Судебная





Все суды





Ее исключительные полномочия – рассмотрения гражданских, уголовных, административных и иных дел в судебных заседаниях на основе строгого соблюдения Конституции и законов

Таким образом, главная задача разделения властей – исключить захват, сосредоточение ее в одних руках – какого-либо человека или организации, партии, парламента или правительства.



6. Государство и личность. Слайд 13

Как же строятся отношения между государством и личностью?

Принимая законы и другие решения, государство берет на себя конкретные обязательства перед личностью. В свою очередь, личность обязана подчиняться общим установлениям государства, выполнять свои конституционные обязанности. В правовом государстве существует взаимная ответственность государства и личности.



IV.Закрепление материала

Посмотрите на интеллектуальные карты на ваших столах.

слайд 14.

Они помогут вам легче запомнить и закрепить новый материал. В начале урока я вам назвала цели, которые мы должны были достигнуть = давайте вместе сделаем вывод, справились мы или нет:

  • Что такое правовое государство? (Государство, в котором господствует право/ высшая цель – обеспечить права человека и гражданина)

  • Какие признаки правового государства вы знаете? (Верховенство права, Незыблемость прав и свобод человека, принцип разделения властей)



Интеллектуальная карта

V.Домашнее задание

Слайд 15

Открываем дневники, записываем домашнее задание! Написать мини-сочинение на тему: «Почему правовое государство называют справедливым»

VI.Подведение итогов.

Прием «Микрофон» (продолжить предложения..)

- Сегодня для меня интересным было…

- Мне понравилось ( непонравилось)…

- Я узнал(а)…

Учитель: Мне очень приятно было с вами поработать. Я бы хотела попросить вас поднять карточку настроения, с которым вы заканчиваете урок.

Слайд 16

VII. Оценивание

Спасибо всем за внимание. До свидания.

Слайд 17.





Раздаточный материал



Текст №1

Развитие правового государства стало необходимым, поскольку правители стремились к неограниченной власти, что стало причиной их произвола. Т.е. правитель мог выполнять любые действия, не учитывая при этом права своего народа.

Главы государств навязывали людям свою волю, не учитывали интересы граждан, что стало причиной деспотии (деспотия в переводе с греческого – неограниченная власть).

Вследствие всего этого люди начали выражать свое недовольство, непринятие такой власти, что привело к народным восстаниям.

Поэтому развитие правового государства было единственным решением ограничения власти правителя, поскольку главная ценность правового государства – права и свободы человека и равенство законов для всех.

Интеллектуальная карта



Диаграмма «Фишбоун»





Карточки настроения



Не все было понятно.



Было скучно, я устал







Было интересно и понятно



11




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!