СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание чувства патриотизма, гражданственности, толерантности на уроках музыки.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель должен научить ребят вдумываться в каждое слово, в каждую строчку, ведь у каждой песни своя история. И эту историю педагог должен знать и рассказывать своим ученикам.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание чувства патриотизма, гражданственности, толерантности на уроках музыки.»

ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 



Важнейшее направление работы педагога – это воспитание чувства патриотизма, гражданственности, толерантности и других самых важных черт настоящего человека. Учителя музыки всегда были воспитателями духовной культуры подрастающего поколения. При подборе репертуара они должны стремиться к тому, чтобы каждое произведение оставляло в душах наших воспитанников добрый и светлый след. Выбирая для детей песенные музыкальные произведения, мы воспитываем прежде всего правильное отношение к музыкальному искусству у наших учеников. Воспитываем, как говорил Д.Б. Кaбалевский, «иммунитет против пошлости», который так важен при формировании базовых национальных ценностей.

Хоровое пение всегда являлось активной и доступной формой обучения музыки в общеобразовательной школе. Д.Б. Кабалевский «Каждый класс – хор!» В процессе хорового исполнения развиваются не только музыкальные способности, но и способности и свойства, имеющие значение в развитии личности обучающихся. Это значит, что каждый класс объединен одной идеей, подчинен единому исполнительскому замыслу. Коллективная природа хорового пения делает его ценным фактором патриотического воспитания обучающихся. Основная задача такого хорового пения по патриотическому воспитанию -  способствовать формированию высококультурной, широко образованной личности.

Работая над песенными музыкальными произведениями, учитель должен научить ребят вдумываться в каждое слово, в каждую строчку, ведь у каждой песни своя история. И эту историю педагог должен знать и рассказывать своим ученикам интересно, эмоционально и ярко.

Сначала идет работа над текстом. Текст каждой из песен должен быть прочитан так, как читают хорошие стихи, выразительно и осмысленно. И дальнейшая работа, в процессе которой будут решаться музыкально-исполнительские задачи, должна начинаться с работы над текстом, над словом. И далее - над логическими ударениями, смысловыми акцентами, интонацией и кульминационными моментами. При разучивании любых произведений неприемлемо формальное отношение к музыкальному творению, особенно если это касается музыки патриотического характера. 

В репертуаре учителя музыки должны быть песни о «малой» и «большой» Родине, песни, воспевающие родную природу, песни о любви. Особенное отношение должно быть к песням о гражданской войне, Великой Отечественной войне, к песням о мире и дружбе. Приобщая ребят к духовным ценностям, мы, педагоги, воспитываем в них чувство патриотизма и любви к своей сильной и неповторимой Родине. Очень много песен патриотического содержания: «Вечер на рейде» (муз. В. Соловьева-Седого, сл. А. Чуркина), «Моя Россия» (муз. Г. Струве, сл. Л. Кондрашенко), «Выйду ночью в поле с конем» (из репертуара группы «Любэ»), «Бессмертный полк» (муз. Алексея Ольханского, сл. Елены Олейник), «Закаты алые» (муз. В. Осошник, сл. Н. Осошник), «Журавли» (муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова), «Подари улыбку миру» (муз. и сл. О. Сазоновой) и другие музыкальные произведения.

  Если учитель будет использовать в своей работе все направления, он поможет сформировать у детей представление о русской хоровой культуре, и воспитать уважение и гордость за землю, на которой они живут. Несомненно, содержание патриотического воспитания раскрывается через приобщение детей к культурному наследию своей страны.

Чувства и переживания, вызываемые музыкальными произведениями, а также песенный репертуар, отношение к ним обучающихся являются основой приобретения таких качеств, как порядочность, уважение к старшим, благородство. Они приобщают наших детей к великим ценностям, к сохранению народных традиций, духовности.

Приобщить детей к искусству и воспитать в них настоящих патриотов можно только на крепком фундаменте классической, духовной, народной и патриотической музыки, на лучших образцах современной музыки.  

   Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, надо учитывать то, что молодое поколение «впитывает» не только прекрасное. Все, что мы сможем вложить в наше будущее   сегодня, завтра принесет положительные результаты. Воспитаем неравнодушных людей, патриотов – значит сможем быть уверенными в развитии и становлении нормального цивилизованного общества и сильной державы.

Список литературы:

1.Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки / Методическое пособие для учителей начальной школы М. Просвещение, 1978

2.Буйлова Л.Н. Актуальные направления организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей / Л.Н. Буйлова // Внешкольник. –2014. - № 6

3.Драбенок И.Б. Духовно-нравственное воспитание в хоре / И.Б.   Драбенок // Социально-педагогическая работа. – 2008. – № 9

 4. Касимова Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А. Касимова, Д. Е.Яковлев. – М. Айрис-пресс, 2005

5.Струве Г.А. Школьный хор / Книга для учителей М. Просвещение,1981