СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание двигательной и творческой активности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках музыки.

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыкальные игры, песни–инсценировки и музыкально–ритмические упражнения – эффективный путь воспитания двигательной и творческой активности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках музыки.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание двигательной и творческой активности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках музыки.»

Воспитание двигательной и творческой активности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках музыки.

Музыкальные игры, песни–инсценировки и музыкально–ритмические упражнения – эффективный путь воспитания двигательной и творческой активности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках музыки. Дети склонны проявлять свои чувства в движениях. Музыка и связанные с ней движенияделают ребят более эмоциональными, активными, оживленными на уроках.От педагога требуется большое внимание к воспитанию двигательной и творческой активности: движение только тогда помогает ярче и полнее воспринимать музыку, если дети эмоционально отражают в них ее характер и особенности.Влияние музыки и движения на двигательную активность детей решает много задач, в том числе и воспитательную. Музыкальные игры, инсценирование пени, речь с движением дают возможность воспитывать у детей познавательную активность (готовность к действию) помогают развивать инициативу.
У детей с ограниченными возможностями здоровья вопрос о двигательной активности стоит особенно остро: многие дети не понимают, не хотят, не могут, не умеют (по различным причинам: эмоциональным, психо – физическим и т.д.) самостоятельно включиться в игру. Поэтому на уроках музыки педагог не должен брать инициативу по выполнению заданий (инсценирование песни, музыкальной игры, музыкально – ритмического упражнения) на себя. Нужно использовать такие коррекционные приёмы и методы работы, при которых обучающиеся выполнили бы это сами, по своему желанию, инициативе, пусть медленнее, менее отчетливо, но самостоятельно.Большое значение для развития двигательной активности детей на уроках музыки имеют музыкальные игры, в которых педагог, обращаясь к одному из обучающихся, предлагает выполнить в игровой форме ведущую роль. Использование на музыкальных занятиях игровых ситуаций, игровых примеров и, наконец, музыкально – дидактических игр дает возможность увлечь, заинтересовать детей. Фронтальное использование музыкально – дидактических игр на уроках музыки – это еще один прием активизации внимания детей. Приведу пример. На уроке организую дидактическую игру: учащимся раздаются карточки с ритмическим рисунком музыкального произведения. Учитель проигрывает песенку, чтобы прослушивался ритм мелодии. Дети должны определить, у кого ритмический рисунок соответствует проигранному. Музыкальные игры, песни - инсценировки, музыкально – ритмические упражнения вызывают у обучающихся и старших, и младших классов интерес, дети оживляются, стараются выполнить предложенные упражнения с учётом своих возможностей и способностей. После того, как преодолена скованность обучающихся, учитель музыки должен воспитывать у детей самостоятельность в выполнении задания. Все музыкальные задания развивают у детей самостоятельность, тем, что обучающемуся самому приходится разбираться в музыке и выполнять связанные с ней действия игры, инсценировки.

Большая двигательная активность нужна обучающимся, когда от них требуется сделать выбор по выполнению музыкальных заданий. Если есть выбор, следовательно, нужна инициатива, и не стоит следовать примеру педагога в выполнении задания. Инициативу и находчивость развивают многочисленные варианты музыки, в которых дети используют знакомые движения, упражнения по своему выбору.
Необходимо у детей с ограниченными возможностями здоровья развивать и творческую активность. Творческая активность детей поначалу проявляется в их способностях непосредственно реагировать на музыку движением в свободных видах деятельности.
Под влиянием обучения они все более сознательно и точно, по – своему, изменяют характер знакомых движений в соответствии с характером музыки. Наконец, они сами создают движения, которые выявляют их восприятие музыки. Основанием для проявления творческой активности должно быть искреннее, живое переживание детьми музыкальных образов в музыкальной игре, песне – инсценировке, музыкально – ритмическом движении. Во время подлинной творческой деятельности лицо ребенка озаряется радостью, каждое найденное движение придает творческую смелость. Воспитание творческой активности на уроках музыки учит детей самостоятельно отвечать на музыку и самостоятельно действовать.
Развивать творческую активность необходимо начинать с первых классов и продолжать во втором и третьем классе и только в четвертом классе дети начинают сознательно искать и находить движения, ритм отвечающие музыке. Учитель музыки должен на каждом уроке отводить несколько минут на творческую активность детей. Желательно предоставлять детям возможность двигаться под несложные музыкальные отрывки, разнообразные по характеру. Например «Веселый поезд» музыка З. Компанйца, слова О. Высотской. «Игра с мишкой» музыка Г.Финаровского, слова В.Антонова. «Летчики» музыка Л. Сидельникова. Такие импровизации дети очень любят, а педагогу они дают возможность проверять насколько правильно, ярко и детально дети воспринимают музыку. Применяя эти методы, я заметила что дети запоминают в первую очередь то, что действует на их чувства. Поэтому наиболее эффективными принципами активности на уроках музыки считаю следующее:

  • насыщенность занятия материалом: учебно-наглядным и музыкально-дидактическим;

  • динамичность урока;

  • заинтересованность детей уроком;

  • эмоциональность преподнесения материала;

  • дифференцированный подход к каждому ребенку.

Опираясь на эти принципы, используя методы и приемы я готовлю детей быть организованными, дисциплинированными, инициативными и активными.

Известно, что все люди рождаются с разными возможностями и способностями, ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ограниченными возможностями нет. Работа с ними - процесс трудный и длительный. Именно здесь на помощь приходит музыкотерапия, способствующая развитию музыкальных и творческих способностей. В процессе систематической работы при использовании различных видов музыкальной деятельности (хоровое пение, танцы, игра на инструменте) происходит всестороннее развитие ребенка.

Дети с ограниченными возможностями практически не испытывают интереса к окружающему миру, часто погружены в себя, некоторые из них не идут на контакты с людьми. Музыкальная работа в этом случае имеет свою специфику. И поэтому я включила в содержание своей методической разработки материал для развития речи, координационных движений, общей и мелкой моторики, необходимый для обучения и воспитания детей с особыми нуждами в развитии.

Таким образом, применение выше изложенных методов и приёмом использования музыкальных средств для реабилитации детей с ограниченными возможностями, оказывает весьма эффективное воздействие не только на коррекцию психомоторных реакций, но также на развитие всех сенсорных систем, памяти, и психо-эмоциональной сферы ребенка, способствует разработке артикуляционного аппарата и развития речи в целом: она становится более эмоциональной и выразительной.

Занятия в музыкальной школе – это ещё и возможность показать себя на сцене в качестве пианиста, певца хора или солиста – вокалиста. Выступления помогают детям с ограниченными возможностями избавиться от комплексов, повышают их самооценку, делают их более коммуникабельными, открытыми в общении. Эффективность коррекционно-развивающего обучения в целом, во многом зависитот слаженности в работе различных специалистов.

Например. Работа над усвоением детьми текстов песен могла бы стать общей задачей, одним из мостиков, связывающих между собой деятельность целого ряда специалистов: педагога-музыканта, логопеда, дефектолога, инструктора ЛФК, педагога по ритмике.

И в заключении хотелось бы отметить, что на Западе давно существуют ассоциации музыкальныхтерапевтов. Не пора ли и нам ознакомиться с подобным опытом и начать работу по подготовке преподавателей музыки специальной квалификации для работы с детьми, имеющими различные отклонения в развитии по особым программам с внедрением инновационных методик с целью реабилитации и коррекции имеющихся недостатков.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!