СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание эмоциональной культуры младших школьников в учебном процессе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Воспитание эмоциональной культуры младших школьников в учебном процессе»


Балейский филиал ГАПОУ «Читинский педагогический колледж»













Воспитание эмоциональной культуры младших школьников в учебном процессе

(Сообщение по МДК 04.01)



















Выполнила студентка 413 группы

Гордова Ирина









Балей, 2019 г.



Воспитание эмоциональной культуры

младших школьников в учебном процессе

Эмоциональная культура – один из критериев общей культуры человека. Эмоции имеют такую же значимость в развитии личности, как интеллект, мышление, речь и другие категории. С.Л. Рубинштейн писал, что “эмоция находится в единстве и взаимосвязи с интеллектом, мышление с эмоцией”, но и “самое мышление как реальный психический процесс уже само является единством интеллектуального и эмоционального, а эмоция – единством эмоционального и интеллектуального”.

В культуре проявления эмоций находит отражение связь языковой личности с окружающей действительностью. По тому, как человек выражает свое эмоциональное состояние, какими языковыми средствами пользуется при этом, обладает ли умением видеть, какие эмоции и чувства испытывает собеседник, и умением поставить себя на его место, можно судить о степени его воспитанности и развитости душевных качеств.

Под “эмоциональной культурой” мы понимаем совокупность знаний для умений и навыков, обеспечивающих личности незатрудненную регуляцию и коррекцию собственных эмоций, эмоциональное отношение к действительности, к произведениям искусства разных родов, видов и жанров, а так же эмоциональной отзывчивости в процессе коммуникации.

Исходя из данного определения, можем предположить, что эмоциональная культура (как и любая культура вообще) приобретается индивидом путем обучения, воспитания, через личный опыт, понятно, что младший школьник имеет очень небольшой эмоциональный опыт – “нулевой уровень” языковой личности На этом этапе ребенок свои эмоции не может достаточно верболизовать в силу физиологического и психологического развития. Позже, когда он достигнет новой, вербальной ступени, то сможет выразить многие эмоциональные состояния в речи. Однако даже взрослый человек не всегда умеет описать свое настроение, испуг, любовь и другие чувства. Исследование показало, что взрослые (испытуемые – студенты, учителя и воспитатели детских садов) могут назвать от 10 до 20 слов-наименований эмоций. Ребенок же, естественно, знает еще меньше. А культура – это, прежде всего, “высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие”

Недостаток эмоциональной культуры, проявляясь в бестактности, грубости, равнодушии, приводит к серьезным социальным последствиям – разобщении людей, которые соединены общими целями, родственными отношениями.

Этот спад уровня эмоциональной воспитанности естественным образом влияет на воспитание подрастающего поколения. Дети, как губка, впитывают негативные проявления поведения, и в первую очередь речевого, своих родителей, старших детей, соседей. Поэтому сейчас, как никогда ранее, назрел вопрос о целенаправленном включении в процесс обучения и воспитания работы по формированию эмоциональной культуры.

Всего учеными определено более 500 эмоциональных состояний.

Как и любая другая, культура эмоций начинает формироваться в семье. Пример родителей, их взаимоотношения, эмоциональный климат семьи – все это откладывает свой отпечаток в душе ребенка на всю жизнь. Но и воспитательное значение учебных учреждений (детского сада, школы) в формировании культуры эмоций человека огромно.

Работа по воспитанию души, именно так мы видим проблему формирования эмоциональной культуры, должна вестись, на наш взгляд, по нескольким направлениям.

1 направление: личностно-ориентированный подход в формировании эмоциональной культуры. Центром такого подхода является ребенок.

Данное направление предполагает создание условий для развития эмоциональной сферы учащихся: обогащение личного эмоционального опыта, создание положительной эмоциональной среды, использование диалогической формы межличностного общения, основанного на положительных эмоциях.

2 направление: деятельностная основа формирования эмоциональной культуры. Суть данного направления заключается в следующем:

- формирование на начальном этапе эмпатии и толерантности;

- обогащение словаря учащихся словами-наименованиями эмоций и использование знаний в коммуникативной деятельности;

- развитие и активизация воображения как вида деятельности.

3 направление: культурный компонент формирования эмоциональной культуры. Эмоциональная культура как часть общей культуры человека не может формироваться изолированно. Она обязательно опирается на такие виды искусства как народная культура, классическая, эстрадная, театр, музей (настоящий или импровизированный), искусство слова, которые, в свою очередь, являются частью духовной культуры. На этой основе развиваются эстетические, социальные эмоции. Общение с миром искусства – это не только развлечение. Разные виды искусства пользуются разными знаковыми системами: слуховыми образами (музыка), зрительными (живопись), словесными (литература). Уметь читать эти коды (знаки) должен каждый человек.

4 направление: коммуникативная основа эмоциональной культуры. Эмоции проявляются в общении или могут быть результатом общения. Коммуникативная деятельность предполагает, что эмоции – один из основных компонентов общения. Поэтому умение выбрать соответствующий словарь, тон разговора, позу, жесты, мимику, умение поставить себя на место собеседника, войти в его положение, или наоборот, умение поставить эмоциональный барьер в беседе с неприятным партнером, отличает эмоционально культурного человека от прочих.

Все четыре направления реализуются одновременно, на всех уроках и во внеурочной деятельности. Цель всей работы – воспитание отзывчивого, терпимого к другим и строгого к себе, понимающего душевное состояние оппонента и обладающего умением сдерживать негативные проявления эмоций человека. Кроме того, обогащение эмоционального опыта учащихся средствами произведений художественной литературы, музыки, живописи, театра на основе анализа, синтеза и соотнесения с реальной жизнью превращает эмоциональную культуру в личностное качество, то есть становится потребностью человека.

Воспитание в детях культуры эмоций, как части коммуникативной культуры, предполагает обращение к текстам произведений художественной литературы. Когда писатель физически ощутимо передает какое-либо чувство, то он тем самым фиксирует внимание читателя на данном душевном переживании, заставляет еще и еще раз пережить вместе с героем его состояние. В результате такого сопереживания читатель приобщается к миру чувств, о которых он раньше мог и не подозревать. Возможность и умение словесного описания чувств и тем самым их “закрепления” - существенный элемент духовной жизни человека, его эмоциональной культуры.

Читая с детьми “Теплый хлеб” К.Паустовского, детям можно предложить следующие вопросы:

  1. Какой проступок совершил Филька по прозвищу “Да ну тебя”?

  2. За что же он ударил раненого коня?

  3. Раскаивался ли Филька?

  4. Почему же он вдруг испугался? Что грозило людям, если бы мельница остановилась навсегда?

  5. Осознал ли Филька свою жестокость и несправедливость?

  6. Сразу ли герой принял решение помириться с конем, или в его душе происходила борьба добра со злом характера?

  7. Как же происходило примирение? Легко ли это далось Фильке? Почему?

  8. Всегда ли мы бываем в ладу с самими собой? Чему учит нас этот рассказ?

Не менее важным фактором в развитии души ребенка является народная культура. Нельзя воспитать гражданина, уважающего свою страну, ее законы, природу, не приобщив его к роднику народной песни, танца, слова. Видеть прекрасное в старинных русских традициях, праздниках, костюмах необходимо также учить, как читать и писать. Современные мамы вряд ли споют десяток народных колыбельных песен. А ведь они всегда передавались от матери к дочери. В них звучит материнская любовь, нежность, ласка. Эта материнская поэзия являлась, по сути, оберегом ребенку от “всякого супостата, зло человека”.

В последнее время очень много говорится о том, как надо учить мыслить (школьников, студентов и вообще подрастающее поколение), но значительно реже вспоминаем о том, что надо учить чувствовать, что чувства нуждаются в воспитании и упражнении, как и любая другая телесная и душевная способность. Поэтому педагоги должны целенаправленно воспитывать эмоциональную культуру младших школьников в учебном процессе.

Литература:

    1. Журнал «Начальная школа 2100»- Воспитание эмоциональной культуры младших школьников

    2. https://moluch.ru/archive/204/49927/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!