Дошкольный возраст – период активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поколений, передаче духовных и художественных ценностей. ДОУ и семья – первые социальные институты для детей дошкольного возраста, которые являются носителями и трансляторами традиций духовно – нравственного воспитания.
Просмотр содержимого документа
«Воспитание интереса к семейным традициям у старших дошкольников»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 50 с.Новоукраинского
Методическая разработка по социально – коммуникативному развитию
«Воспитание интереса к семейным традициям у старших дошкольников»
Воспитатель МАДОУ д/с № 50
Стоеросова К.В.
2018г
Методическая разработка по социально – коммуникативному развитию
«Воспитание интереса к семейным традициям у старших дошкольников»
Дошкольный возраст – период активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поколений, передаче духовных и художественных ценностей. ДОУ и семья – первые социальные институты для детей дошкольного возраста, которые являются носителями и трансляторами традиций духовно – нравственного воспитания.
ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Рассмотрим положения, касающиеся духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Конкретное содержание образовательных областей в сфере духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста (от 3 до 8 лет) зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализовывается в различных видах деятельности: игровой, коммуникативной, восприятии художественной литературы и фольклора, конструировании из различного материала, изобразительной, музыкальной, музыкально-ритмической.
Опыт социального взаимодействия ребенка с окружающим миром формируется благодаря семье, общению со сверстниками в детском саду и определяет, в значительной мере, его дальнейшую жизнь.
Задача педагога помочь ребенку в познании окружающего мира, самого себя, человеческих отношений для осознания своего взросления, изменения физических сил, духовных возможностей, и социального статуса. Решению этих задач в педагогическом процессе ДОО способствует создание в группе индивидуальных или коллективных коллекций фотографий, фотовыставок, тематических стендов и фотоальбомов.
Основная задача педагога - воспитать у детей интерес к семейным традициям, событиям, культуре семейных праздников и взаимоотношениям членов семьи.
План работы с детьми в течение года.
Тема | Содержание образовательной работы. |
1.Милая мамочка | Размещение в группе фотопортретов мам, рассматривание, любование, установление сходства детей по внешним признакам. Игры с фотографиями (мамы наблюдают за детьми, играют в прятки и т. д.). Составление словаря имён мам. Рубрика в уголке для родителей «Разучи со мною мама!». Творческое рассказывание «Моя мама». Рисование «Портрет моей мамочки». Заучивание пословиц и поговорок о мамах. Организация в группе выставки «Во что играла моя мама, когда была маленькая» (попросить мам принести свои игрушки или их фотографии, м.б. рассказы о любимых играх и т.п.). Коммуникативные игры: «Назови ласково», «Добрые слова», «Положи свое слово в шкатулочку». Игра-соревнование: «Мамины помощники». Подвижные игры: «Мамины бусы», «Моя мама самая…» (с мячом) Досуг в группе «Праздник мам», праздник «День матери» |
2. Мы такие разные | Выставка фотографий детей в соответствии с возрастом. Рассматривание фотографий с каждым ребенком в отдельности. Помещение каждой фотографии на стенд в присутствии всех детей, беседа о ребенке. Рассказы воспитателя в теплых ласковых выражениях о каждом ребенке, ласковое произнесение имени (характеристика внешнего вида: рост, цвет волос, глаз, выражения лица). Игры: "Найди портрет по описанию", " Угадай, о ком я рассказывала?" Психологический этюд «Каким я буду, когда вырасту» |
3. Создаем альбом | Внесение в группу семейного альбома воспитателя (рассматривание фотографий). Рассказ воспитателя о наиболее значимых для него фотографиях: людях, событиях. Мотивация - " Хотели бы вы иметь такие альбомы? Чьи фотографии вы хотели бы поместить в альбом? Наклеим ваши фотографии на листы бумаги, а когда их будет много, украсим наш альбом". |
4. Наш вернисаж | Рассматривание фотографий детей, проявляющих различные эмоциональные состояния, (веселое, грустное, задумчивое, обиженное), определение настроения, его причины и следствия. Сюжетно - дидактические игры "Наш вернисаж" (сравнение фотографий с портретами, рисование детьми автопортретов). "Карлсон ищет друзей" (различение признаков отличающих людей друг от друга). Развлечение: "Как на наши именины..." (уточнить значение имени, присвоение имени ребенком). |
6. Моя семья. | Рассказ воспитателя по теме "Что такое хорошая семья?" Рассказы детей " Забавные истории в нашей семье". Беседа – диалог с презентацией «О чём говорят эти фотографии?» Создание стенда " Те, кого мы любим", " Нам с ними интересно". Оформление фотографий в паспарту для сюжетно - ролевой игры " Семья". Моделирование семейных отношений. Конкурс «Счастливая семья» Игра – моделирование "Генеалогическое древо моей семьи". Беседы «Любимый отдых членов семьи», «Традиции нашей семьи». НОО «В мире любимых фотографий». Чтение художественных произведений о семье, обсуждение прочитанного материала. Заучивание пословиц Семья сильна, когда над ней крыша одна. Добрая семья прибавит разума-ума. На что и клад, если в семье лад. Инсценировка шуток-малюток, стихов, сказок. Создание детских дизайнерских проектов (из бумаги и картона) - «Мой дом». Фотовыставки родителей и детей «Моя дружная семья», «Мир увлечений в нашей семье». |
7. Я и мои друзья. | Заполнение странички в альбоме " Я и мои друзья". Рассказы детей о своих друзьях. Оформление стенда "Хоровод друзей" предложить детям объяснить выбор своей пары в хороводе дружбы. Сюжетно - дидактическая игра (нравственные рассуждения) " Если бы у меня была волшебная палочка". Пальчиковая игра «Дружба». «Мысленная картинка - дружба». Дети мысленно рисуют картинку, а затем рассказывают о том, что у них получилось. Образовательная ситуация «К чему ведут ссоры в игре» напомнить детям о том, что ссора мешает игре и дружбе (чтение стихотворения А. Шибаевой «Подружки») Сюжетно - ролевая игра «Праздник именинников» - доставить детям веселье и радость. Коллективная творческая работа «Дружные дети». |
8.Мой детский сад | Оформление детского сада, группы, набором фотографий на разные темы " Как мы трудимся", " Мы старшие в детском саду" и др. Общение " Путешествие в наше детство" (воспоминания детей по фотографиям). Диалог " Приглашаем на выставку фотографий". Художественный труд " Альбом, который напомнит мне о детском саде" (внешнее оформление альбома, рисунки в альбом). Творческие задания по изобразительной деятельности «Я в детском саду», «Мой любимый уголок детского сада», «Мой любимый детский сад» Сюжетно - ролевые игры: «Детский сад», «Праздники в детском саду», «Кто работает в детском саду» Составление рассказов «Почему я люблю детский сад», «Детский сад будущего» Выставка «Детский сад - дом детства» Рассматривание фотографий, иллюстраций, видеофильмов. История моего детского сада. |
Литературные источники.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).
«Твоя мама» (стихи советских поэтов) М. «Детская литература» 1988.
«О маме» (стихи и рассказы) М. «Детская литература» 1988.
«При солнышке тепло, при матери добро» (русские пословицы и поговорки) М. «Детская литература» 1979
Ю.В. Полякевич, Г.Н. Осинина «Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет».
О.Р.Меремьянина «Развитие социальных навыков детей 5-7 лет».
Фесюкова, Л.Б. Комплексные занятия по воспитанию нравственности для детей 4 – 7 лет / Л.Б. Фесюкова. –Х.: ЧП «АН ГРО ПЛЮС», 2010. – 192 с.
Шипицина, Л.М. Азбука общения / Л.М.Шипицина, – СПб.: Детство – Пресс, 2010. – 384с