26
«ВОСПИТАНИЕ ИНТЕРЕСА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА К ЧТЕНИЮ И КНИГЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.»
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
Глава I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ИНТЕРЕСА
К ЧТЕНИЮ И КНИГЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Сущность понятия "читательские интересы" в контексте формирования читательской самостоятельности у младших школьников…………………….
1.2. Современные требования к уровню сформированности читательского интереса у младших школьников………………………………………………
1.3 Роль уроков литературного чтения в формировании читательских интересов…………………………………………………………………………
ГЛАВА 3. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
3.1. Диагностика уровня развития интереса к чтению на констатирующем этапе опытно-поисковой работы
3.2. Формирующий этап опытно-поисковой работы: комплекс заданий, направленный на развитие интереса к чтению у младших школьников 3.3. Диагностика уровня развития интереса к чтению у младших школьников по результатам опытно-поисковой работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Любовь к литературе зарождается в начальной школе на уроках чтения. Именно здесь, на начальной ступени обучения следует приобщать ребенка к литературе, формировать у него устойчивый интерес к чтению книг вообще. Формирование читательских интересов младших школьников привлекало внимание многих ученых, особо необходимо отметить работу в этом направлении Н. Н. Светловской и О. В. Джежелей. [6, стр.34]
Однако анализ работы учителей в современной общеобразовательной школе свидетельствует о том, что уровень практических усилий по развитию данных интересов учащихся недостаточно высок. Использование учителями средств стимулирования читательского интереса имеет незначительный эффект для решения таких задач, как приобщение школьников к основам родной культуры; изучение художественного произведения в соответствии с его природой; формирование у детей читательской компетентности и др. Все эти задачи не могут быть осуществлены в полной мере без всестороннего изучения проблемы интересов, а также диагностика читательских интересов современных школьников.
Таким образом, актуальность темы данной квалификационной работы обусловлена большой практической значимостью проблемы формирования читательского интереса у младших школьников, а также недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения процесса воспитания интереса к книге и чтению в современной начальной школе.
Цель исследования: создать, апробировать и доказать эффективность комплекса уроков и заданий, направленного на развитие интереса к чтению у младших школьников.
Объект исследования процесс становления интереса к чтению у младших школьников.
Предмет исследования содержание и организация работы по формированию интереса к чтению у младших школьников на уроках литературного чтения
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «читательский интерес» в контексте формирования читательской самостоятельности у младших школьников.
2. Охарактеризовать современные требования к уровню сформированности читательского интереса у младших школьников.
3. Раскрыть роль уроков литературного чтения в формировании читательских интересов.
4. Дать аналитическое описание опытно-поисковой работы по развитию интереса к книге и чтению младших школьников.
Гипотеза исследования: формированию у младших школьников читательского будет способствовать такая организация уроков литературного чтения при которой:
- учитываются индивидуальные интересы и творческие возможности учащихся начальной школы;
- расширяется круг чтения младших школьников;
- систематически используются в учебно-воспитательном процессе разные работы деятельности на уроках литературного чтения.
Методы исследования: в ходе работы использовался комплекс взаимо дополняемых методов исследования:
- теоретические: анализ и обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: анкетирование, наблюдение, беседа, опытно - экспериментальная работа, включающая констатирующий, формирующий и контрольные этапы, анализ результатов.
Методологическая основа исследования: труды К.Д.Ушинского, В.П. Вахтерова, Л.С.Выготского, Л.В.Занкова, М.И.Омороковой, Л.Ф.Климановой, В.Г. Горецкого, Н.Н. Светловской, О.В. Джежелей, В.П Чудиновой.
Практическая значимость дипломной работы заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности учителей начальных классов
ГЛАВА I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ИНТЕРЕСА
К ЧТЕНИЮ И КНИГЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
-
Сущность понятия "читательские интересы" в контексте формирования читательской самостоятельности у младших школьников
Теме исследования посвящены работы таких ученых, как
К.Д. Ушинский, М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская, В.П. Вахтеров, Л.С. Выготский и др. [1, стр.23 ]
Приоритетной целью современного начального литературного образования является формирование читательской компетентности.
При рассмотрении проблем формирования читательской компетентности базовыми являются понятия "чтение", "читательская деятельность".
По определению Н.Н. Светловской, чтение понимается как деятельность, причём деятельность высшего порядка, и акцентируется внимание на творческом аспекте этой деятельности. А в основе чтения лежит умение думать. А чтобы появилось желание читать, думать, читателю должно быть абсолютно понятно, что дает ему лично творческое общение с книгой-собеседником, а также ему это должно быть интересно. [17, стр.15]
Термин "интерес" в переводе с латинского обозначает "иметь значение". В.Ф. Ефимов отмечал, что "интерес – это то, что двигает человека к жизни, действию, познанию, определению, учению". [7, стр.14] Именно интерес помогает ориентироваться в информационном потоке, дает возможность проявить себя в деятельности.
Наличие читательского интереса, по утверждению И.М. Осмоловской и Л.Н. Петровой, – это не просто активная познавательная направленность детей на книгу как объект, который вызывает у них положительные эмоции и желание с ним действовать: рассматривать его, листать, читать, но также избирательность и увлеченность. [11, стр.12]
Читательский интерес – это достаточно сложная сфера направленности личности, в которой находят свое выражение характер, нравственно-эстетическое отношение к действительности, общий кругозор и культурный уровень человека.
Н.Н. Светловская рассматривает читательский интерес как положительное отношение социального объекта (личности, группы, общества) к чтению печатных произведений, приобретающих для него значимость и эмоциональную привлекательность в меру их соответствия его духовным потребностям, его читательской психологии. [18,стр.25]
В читательском интересе выражается отношение не вообще к книгам, а именно к выборочному прочтению их.
Читательский интерес можно классифицировать по разным основаниям. В зависимости от того, кто выступает субъектом (носителем) читательского интереса, его можно рассматривать как личностный и общественный, групповой.
В основе группового читательского интереса лежат групповые потребности. Групповой читательский интерес зависит от процессов общения и взаимовлияний читателей. На него оказывают воздействия общественно-психологические образования: нормы, традиции, обычаи, мнения, оценки, настроения.
Принадлежность к разным социальным общностям, выполнение различных ролей, своеобразие жизненного опыта, межличностное общение и психологические особенности личности делают ее читательские интересы разнообразнее и богаче группового интереса.
В зависимости от того, верно или искаженно отражают читательские интересы объективную значимость печатной продукции для читателя, их делят на истинные и ложные. Очень важно отличать ложные интересы от истинных. Особенно подвержены ложным интересам младшие школьники, так как им иногда навязывают то, что необходимо прочитать. С точки зрения "профилактики" формирования ложных читательских интересов важно развитие читательского вкуса как одной из основных составляющих читательского интереса.
Читательский же интерес, как сравнительно устойчивое свойство личности, формируется и проявляется путем многократного возникновения и обобщения временных состояний заинтересованности.
На основании исследования Н.Н. Светловской рассмотрим структуру читательского интереса (рис. 1).
Рис. 1 – Структура читательского интереса
В структуре читательского интереса выделен аспект заинтересованности как особого рода концентрации непроизвольного внимания с положительным тоном чтения и характеризующийся оптимальным уровнем процессов восприятия, мышления, воображения, запоминания. [ 17,стр.17]
К качественным характеристикам читательского интереса отнесены устойчивость, глубина, избирательность.
Устойчивость определяется в зависимости от того, чем вызван интерес. Если он вызван внешними стимулами (ситуативный интерес), то он способен затухать с изменением ситуации. Если же он является следствием доминирующей духовной или познавательной потребности человека (личностный интерес), то устойчивость его значительно выше. Но, тем не менее, если прослеживается создание ситуации, при которой читатель впервые переживет яркое состояние заинтересованности чтением, а затем путем подбора книг, с учетом сложившихся интересов, может воспроизводить заинтересованность новыми книгами, это способствует поддержанию, закреплению, переходу ситуативного интереса в устойчивую черту читательской заинтересованности.
Не менее важной чертой читательского интереса является его глубина. В ней устойчивость сочетается с активностью.
Избирательность читательского интереса дифференцируется по видам предпочитаемой литературы. В избирательности различают художественную и научно-познавательную направленность.
А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова считают показателем читательского интереса регулятивные процессы: сосредоточенность, внимание, малая отвлекаемость, стремление преодолеть трудности, попробовать разные ходы достижения цели.[ 1,стр.129]
Таким образом, в определении читательского интереса мы исходим из того, что читательский интерес – это наличие у читателя устойчивого интереса к книгам, которые читатель выделяет и предпочитает прочим книгам, так как испытывает в них личностную потребность, считает их более подходящими для себя – для пополнения своих знаний и опыта. Читательский интерес является явлением формирующимся и развивающимся. При специально создаваемых условиях его возможно и даже необходимо формировать в младшем школьном возрасте. При этом он может стать в достаточной степени устойчивым и действенным.
-
Современные требования к уровню сформированности
читательского интереса у младших школьников
Суть задачи образования, поставленной сегодня перед школой, определяется словами "образование" и "развитие" и состоит в том, что ученик сам в своей личностно-мотивированной деятельности создает свой образ по неким нравственным, общечеловеческим культурным образцам. Поэтому трудно переоценить значение чтения в решении задач образования и воспитания, учащихся в наше время, поскольку те нравственные образцы, которые ребенок осваивает, делает своими, усваивает их нравственные ценности, находятся не только в жизни, но и в искусстве.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, личности, свободно ориентирующейся в потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. Это станет возможным при условии сформированности у современного школьника самостоятельной читательской деятельности. [ 20,стр.22]
Н.Н. Светловская определяет читательскую самостоятельность как "личностное свойство, которое характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и системы знаний, умений, навыков, дающих ему возможность с наименьшей затратой сил и времени реализовать свои побуждения в соответствии с общественной и личной необходимостью".
[ 18.стр.32]
Читательская самостоятельность – надёжная основа непрерывного самообразования, самовоспитания и саморазвития.
Цель педагога – обогатить читательский опыт ребёнка, помочь ему стать самостоятельным читателем, целенаправленно и последовательно формируя его читательские интересы.
Для успешного достижения этой цели необходимо создать условия для формирования читательского интереса младших школьников и решить следующие задачи:
- развитие потребности в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм урочной и внеклассной деятельности;
- развитие читательской компетентности учащихся через организацию литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации;
- стимулирование творчества детей.
Под читательской компетентностью понимают необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению.
В качестве критериев интереса Е.Л. Гончарова рассматривает
- активную познавательную направленность ребенка на тот или иной предмет или явление действительности (в частности, чтение детской литературы);
- положительное эмоционально – окрашенное отношение к чтению; творческие проявления в привлекательной для ребенка деятельности.
[3,стр.36 ]
Исходя из этого, показателями читательского интереса младших школьников являются:
- положительное отношение к самой читательской деятельности ("люблю читать");
- заинтересованность конкретными книгами ("хочу эти книги");
- увлечение самим процессом чтения ("не могу оторваться от книги");
- стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой ("хочу, чтобы другие об этой книге узнали").
В основе работы с детьми по развитию интереса к чтению должны лежать основополагающие принципы деятельностного подхода и диалогического воспитания:
- принцип учета сенситивных периодов развития;
- принцип определения "зоны ближайшего развития" и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых;
- принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;
- принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности;
- принцип сотрудничества при организации управления различными формами деятельности;
- диалогический принцип.
Таким образом, развитие читательского интереса младших школьников определяется по таким критериям, как:
- наличие эмоционального отношения к процессу чтения;
- устойчивость доминирующих потребностей и мотивов к чтению художественного произведения;
- потребность в чтении литературных произведений определенной тематики, жанров;
- умение ориентироваться в группе книг, выбрать среди них книгу с заданными параметрами (жанр, тематика), объяснить своё отношение к книге, высказать мнение о прочитанном;
- умение извлекать и пользоваться необходимой информацией из прочитанных текстов различных жанров.
Схему работы по развитию интереса к чтению младших школьников можно представить в виде схемы:
- урок литературного чтения;
- внеклассные занятия;
- совместная работа с библиотекой;
- работа с родителями.
Анализ существующих программ по литературному чтению младших школьников показывает, что, несмотря на позитивные изменения в системе работы по литературному образованию младших школьников, обнаруживается недостаточность разработки методики, обеспечивающей высокий эмоционально-эстетический уровень процесса чтения. Так, например, основное внимание уделяется развитию:
-
технической стороны чтения (техника чтения),
-
смысловой стороне чтения (обучение анализу художественного произведения).
Требования, предъявляемые к ребёнку на начальном этапе литературного образования, в основном направлены на знания, умения и навыки ребёнка, а не на его индивидуальное развитие. Поэтому следует учитывать в учебной деятельности по формированию интереса к процессу чтения и особенности читателей младшего школьного возраста.
Во-первых, младший школьник реагирует на текст в первую очередь эмоционально. Детские переживания, связанные с текстом, – большая ценность для начальной школы. И хотя нынешняя школа ставит задачу эмоционального развития детей, решить её непросто. Ведь для этого нужно иметь определённую методологию, знать конкретную методику урока, критерии оценки читательского развития ребёнка за период обучения.
Другая особенность читателей младшего школьного возраста – отождествление художественного мира и реального. Не случайно этот период в развитии читателя называют возрастом «наивного реализма». Это выражается в отношении к персонажу как к живому, реальному; в проявлении доверчивости к его изображению.
В-третьих, следует отметить наличие у младших школьников чуткости к слову и к художественной детали. Ребёнок реагирует подчас на такие психологические тонкости, которые взрослые могут и не заметить.
В-четвёртых, присущ младшим школьникам так называемый эффект присутствия, означающий способность ребёнка жить в образе.
В-пятых, последняя особенность читателя младшего возраста – это отсутствие реакции на художественную форму.
В процессе чтения дети в первую очередь видят героев, сюжет, отдельные события, но не строфы, эпитеты, знаки препинания, деление на абзацы. Ребёнок сам их не замечает, а значит, пропускает мимо без осмысления, просто не может понимать, что это. [ 13.стр.11]
Таким образом, особенности восприятия младших школьников и являются для учителя опорой в процессе развития у них интереса к процессу чтения. На уроке учителю необходимо показывать детям, что чтение – это общение, диалог читателя и автора. Но это общение не непосредственное, а общение через текст, созданный автором.
Так происходит влияние книги на читающего ребёнка. И очень трудно порой выделить главный результат урока: что важнее, – понимание авторской позиции или личные переживания ребёнка по прочитанному. Скорей всего, эти две стороны восприятия книги равноценны. Только одна сторона (литературное восприятие) подчиняется законам литературы, а другая сторона (личное восприятие) – законам индивидуального развития ребёнка.
В настоящее время существует два направления обучения чтению детей младшего школьного возраста: формирование читателя и приобщение к литературе как особому виду искусства. Именно учитель способен синтезировать эти направления при организации уроков литературного чтения. [ 15,стр.21]
1.3. Роль уроков литературного чтения в формировании читательских
интересов
Уроки литературного чтения должны развивать у школьников интерес к книге и любовь к чтению, а также прививать им полезные в будущем знания, умения, навыки. В настоящее время существует два направления обучения чтению детей младшего школьного возраста: формирование читателя и приобщение к литературе как особому виду искусства. Именно учитель способен синтезировать эти направления при организации уроков литературного чтения. Творческим чтением движет любознательность. Назначение работы учителя — способствовать перерастанию любопытства в любознательность, помогать читателю не останавливаться на запоминании фактов, а искать их логику, обусловленность, причинность. Таким образом, постепенно формируется привычка и навык полноценного вдумчивого чтения и грамотный читатель. Большую эффективность имеют нестандартные уроки: игра – путешествие, сказки и др.
Работа по воспитанию читательского интереса реализовывается посредством уроки литературного чтения, внеклассного чтения, сотрудничество со школьной библиотекой, чтение в семейном кругу, литературные праздники. Над вопросом воспитания читательского интереса работали и продолжают работать многие ученые, такие как О.И. Никифорова, И.А. Зимняя, Н.Н. Светловская, М.И. Окорокова, Н.Г. Морозова. [ 26,стр.202]
Читая книгу, ребенок познает мир, он представляет себя в этот мир, он сочувствует героям (не единый малыш лил слёзы над зайкой, которого прогнала плутовка лиса из лубяной избушки; а как сочувствовал малыш Буратино, чтобы не достался золотой ключик Карабасу Барабасу?).
Грэм Грин писал: «Только в детстве книга действительно влияет на нашу жизнь. Далее мы восхищаемся ею, получаем от нее удовольствие, возможно, благодаря ей меняем свои взгляды, но главным образом находим в книге только подтверждение тому, что в нас заложено….» [3, стр78].
Чтение – это общение читающего с исписанной страницей. В сущности, чтение для ребенка – это странствие как бы в теле и глазами героев известных произведений; беседуя с малышом, устремляя его внимание на настоящую Страну Чудес, которая обступает его повсюду – дома, на кухне, на улице, - эти герои раскрывают ему чародейство человеческого языка.
Художественная литература содействует целеустремленному литературному формированию личности. В.А. Левин подразумевает литературное развитие как одно из потребных ситуаций становления человека современного образования, самостоятельно создающего свою жизнь и расплачивающегося за свои действия перед людьми и совестью. [ 10,стр.26]
Младшие школьники учатся постигать на примерах элементарных, доступных рассказов содержание произведения, его центральную мысль, познакомятся с главными лицами, их характерами и действиями, оценивают разные поступки. В простой форме дети принимают представление об изобразительных орудиях языка художественных творений. ''На каждое произведение, - писал К.Д. Ушинский, - мы должны смотреть как на окно, чрез которое мы можем показать детям ту или другую сторону жизни''. [19, стр.38] И вправду, художественная литература является значительным средством знакомства окружающим их миром. Знания, которые приобретают дети при чтении художественных литературы – об окружающем мире, о своих ровесниках, об их жизни, развлечениях, приключениях, о природе и ее охране, начальные познания из истории нашей Родины – помогает накапливанию социально-нравственного опыта ребенка.
Уроки литературного и внеклассного чтения дают большой потенциал для познавательного развития и творчества детей. Это и обсуждение прочитанного произведения, его театрализация, различные конкурсы и викторины, занимательные игры. Они проходят увлекательно, дают значительный эмоциональный заряд. Литературоведы, как Н.Н. Светловская, О.В. Джежелей привнесли большой вклад в развитие системы внеклассного чтения. [18, стр.33]
Разные виды работ над текстом способствуют развитию интереса к чтению, а также формированию навыков выразительного чтения. Например, инсценирование текста или отрывка, выборочное чтение, чтение в лицах, чтение цепочкой по предложению, чтение цепочкой по абзацу, чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку, чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос и т.д. [19. стр.122]
Приоритетной целью уроков литературного чтения является формирование интереса детей к чтению, к книге, литературе, воспитание художественного вкуса, расширение и систематизация знаний о лучших образцах классической и современной детской литературы, доступных для понимания младшими школьниками. Предмет, который получил название «Литературное чтение», предполагает интегративный подход к обучению и воспитанию младшего школьника как читателя. [22, стр.18]
На уроках литературного чтения произведение рассматривается как художественное явление, в котором определенными выразительными средствами передается духовное содержание. Именно анализ образных средств, которые использовал автор, способствует выделению идеи произведения, характеристике авторских идей и взглядов. Содержание художественного произведения может быть оценено только на основе анализа используемых форм выражения, в процессе которого происходит сравнение позиции писателя с возникшим при чтении мнением читателя. Этим восприятие художественного произведения отличается от дидактического, где идея не «спрятана», а высказывается прямо и не подлежит обсуждению. По меткому выражению В.Г. Белинского, произведение нужно воспринимать сначала «сердцем», а потом «умом», – выдающийся критик был противником «интеллектуального» способа работы над произведением. [25.стр.121 ]
Анализ художественного текста – самый сложный, но необходимый вид работы в литературном чтении. Ничто так не учит вдумываться, вглядываться в текст, не только читать, но и вычитывать, т.е. видеть глубину содержания, следовать за мыслью автора и постигать ее как анализ. Анализ художественного текста ведется путем постановки вопросов. Школьник, отвечая на вопрос, вдумывается в текст, запоминает его содержание, улавливает с помощью учителя особенности формы, использует язык писателя в своей речевой практике.
Поскольку литература – это один из видов художественного творчества, то в процессе анализа детям необходимо показать, как «сделано» произведение, то есть дать им представление о тех художественных приемах и средствах, которыми пользуется автор и которые доступны детям (рифма, сравнение, олицетворение). В ходе анализа необходимо обращать внимание на художественный мир произведения, формулируя вопросы так, чтобы с их помощью мир раскрылся перед детьми, чтобы они заметили художественное мастерство автора. Проводя анализ произведения на уроках литературного чтения, учитель должен научиться превращать его из учебного упражнения в серьезный, интересный, полезный для детей разговор о литературе, ее особенностях как вида искусства, её воздействии на человека, разговор, который никогда не надоест, так как с его помощью решаются жизненно важные, существенные для ребенка вопросы: станет ли тайное явным; можно ли победить смерть и сделать жизнь вечной; что такое природа и каково место человека в ней и так далее- от самых простых до глубоких, философских. Анализ произведения помогает удерживать в детях интерес к чтению, к миру, любопытство, пытливость, учит думать, сопоставлять.
Погружая младшего школьника слишком резко в самостоятельное чтение (при отсутствии сформированного прочного навыка чтения), нарушается естественный процесс восприятия детьми шести-семи лет художественных текстов. Существуют особенности восприятия младшими школьниками литературных произведений.
На первом этапе восприятия происходит слежение за развитием действий в художественном произведении, воссоздание в воображении его образов и возникновение соответствующих переживаний. Дети этого возраста принимают произведение сначала чувствами, а затем уже умом и логикой. Дидактика начального образования должна считаться с тем, что нельзя избежать этого этапа восприятия, ведь с него начинается осознание произведения как совокупности эмоций, чувств, идей, мыслей. В начальной школе процесс обучения часто строится таким образом, что ребенок не успевает пережить, осознать возникшие чувства, оценить влияние прослушанного произведения на субъективное состояние. Учащихся сразу погружают в дидактическую сущность произведения (чему учит, какая главная мысль, какова идея). [26,стр.198]
Этап чувственного переживания произведения весьма важен потому, что только на его основе возникают оценочные суждения – второй этап восприятия произведения. Теперь, осознав, какие эмоции возникли при слушании произведения, ребенок может оценить и авторские идеи, осознать воспитательные возможности произведения, его поучительные стороны, характеристики героев. [ 14,стр.38]
На третьем этапе начинается влияние результатов восприятия на личность слушателя, реализация его в оценочных суждениях, самостоятельной речевой, художественной деятельности.
Таким образом, полноценное восприятие художественного произведения на уроках литературного чтения осуществляется через чувства, образы и мысли младших школьников. Во время литературного чтения художественного произведения идет воздействие на слуховые, зрительные анализаторы детей, вызывая у них разнообразную гамму чувств. Подход к литературе как виду искусства дает широкие возможности для формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста.
ГЛАВА 3. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
3.1. Диагностика уровня развития интереса к чтению на констатирующем этапе опытно-поисковой работы
База исследования – «СОШ №21, г. Дербента. Испытуемыми являлись ученики 4-го «Б» класса, в количестве 9 человек, средний возраст – 10-11 лет. Дети обучаются по программе «Школа России».
Цель начального этапа: является выявление начального уровня развития интереса к чтению младших школьников.
Задачи начального этапа:
-
Выбрать показатели развития интереса к чтению художественной литературы.
-
Выявить уровни развития интереса.
-
Подобрать диагностический материал для проверки начального уровня развития интереса.
-
Провести диагностику уровня развития определенных показателей.
-
Обработать полученные результаты.
Исходя из целей и задач, особенностей исследования, взяв во внимание этапы работы, критерии, по которым можно судить об уровне развития интереса к чтению младших школьников.
Для того чтобы оценить уровень развития интереса к чтению младших школьников в качестве параметров оценивания были взяты три показателя:
-
Эмоционально-ценностное отношение к книге
-
Читательский кругозор
-
Читательская самостоятельность.
На основе данных показателей определяем уровни развития интереса к чтению младших школьников [7, с. 57-58].
Было выбрано три уровня развития интереса к чтению младших школьников, каждому уровню были установлены соответствующие характеристики. (Критерии, показатели уровня показаны в Приложении 1.)
Таким образом, можно подсчитать итог по 3 показателям:
Высокий уровень: 23-28 баллов.
Средний уровень: 14-22 балла.
Низкий уровень: 0-13 баллов.
Диагностические задания.
Диагностика № 1. Изучение эмоционально-ценностного отношения к книге на констатирующем этапе.
Инструкция: Детям предложены вопросы, мы наблюдаем и оцениваем их отношение к книге.
Особенности каждого ученика эмоционально-ценностного отношения к книге отмечаются в баллах в соответствующей графе таблицы 2 (Приложение 2).
Уровень эмоционально-ценностного отношения к книге оценивался по вопросам, которые показаны в Приложении 2.
Таким образом, общий итог 1 задания:
Высокий уровень: 13-16 баллов
Средний уровень: 8-12 баллов Низкий уровень: 0-7 баллов.
Результаты наблюдения:
Исследуемая группа состояла из 9 детей. В результате устной индивидуальной беседы были получены следующие показатели:
- с высоким уровнем – 3обучающихся (33%) – Валерия В., Диана Х., Айша В.,
- со средним уровнем – 5 обучающихся (56%) – Алим К.,Гамид И., Дамир С., Захар И., Кристина С.,
- с низким уровнем – 1 обучающийся (11%) – Вильдан М.
Анализируя результаты данного наблюдения, мы видим, что три ребенка читают не только для того, чтобы получить дополнительную информацию, но и ради удовольствия; они считают, что книга в жизни необходима и ценна. Но из 9 детей оказался 1 ученик с низким уровнем. У него не было внимания, заинтересованности, он мешал выполнять задания другим детям, не задумывался о пользе книг, не видел необходимости в их чтении. Остальные дети были со средним уровнем, они не всегда внимательно выполняли задания, иногда отвлекались. Также у них наблюдалась неуверенность в своих высказываниях, действиях, но с помощью взрослого у детей появлялось стремление высказаться и передать свое отношение к книге.
Диагностика № 2. Изучение читательского кругозора младших школьников на начальном этапе.
Инструкция: определяем уровень читательского кругозора по вопросам художественных произведений, наблюдаем и оцениваем.
Уровень читательского кругозора оценивался по вопросам.
Вопросы показаны в Приложении 3. Подсчет результатов включал определенные критерии, которые приложены в таблице 3, (Приложении 3.)
Таким образом, общий итог 2 задания:
Высокий уровень: 5-6 баллов
Средний уровень: 3-4 балла Низкий уровень: 0-2 балла.
Результаты диагностики:
Исследуемая группа состояла из 9 детей. В ходе проведения данного исследования нами были получены следующие результаты:
- с высоким уровнем – 1 обучающийся (11%) – Айша В;
-со средним уровнем – 7 обучающихся (78%) – Алим К., Валерия В., Гамид И., Диана Х., Д С., Захар И., Кристина С.,
- с низким уровнем – 1 обучающийся (11%) – Вильдан М.
Анализируя результаты данного наблюдения, мы видим, что у испытуемых преобладает средний уровень читательского кругозора: эти дети стараются выбирать книги сами по своему усмотрению;
- высокий уровень только у одной девочки; она выполнила все задания, может легко ориентироваться в разнообразии детской литературы, умеет взять знакомые книги, находить правильное соответствие произведения по названию, фамилии автора и заголовку.
- низкий уровень сформированности данного умения у одного обучающегося, он трудно определяется в книжном разнообразии.
Диагностика № 3. Изучение читательской самостоятельности младших школьников на начальном этапе.
Для данной диагностики были взяты читательские формуляры из школьной библиотеки. Они рассматривались следующим образом:
1. Частоты посещения:
- посещают библиотеку 1раз в 2 недели (Ч)
- посещают библиотеку 1 раз в месяц (Р)
- посещают библиотеку реже 1 раза в 2-3 месяца (ОР).
2. Жанрового разнообразия востребованной литературы в библиотеке.
Цель: выяснить, умеет ли ребёнок различать литературные жанры:
сказку, рассказ, стихотворение, малые фольклорные формы.
Прочитываются литературные произведения, а обучающиеся определяют жанр. Объясняют свой выбор.
Демонстрационный материал ( Приложении 5.)
Уровень читательской самостоятельности оценивался по следующим параметрам:
1.Часто ли ты посещаешь библиотеку?
2.Понимание жанровых различий.
Результаты уровня читательской самостоятельности даны в таблице 4 (Приложение 6).
Таким образом, общий итог 3 задания:
Высокий уровень: Ч (1 раз в 2 недели) – 5-6 баллов
Средний уровень: Р (1 раз в месяц) – 3-4 балла Низкий уровень: ОР (1 раз в 2-3 месяца) – 0-2 балла.
Результаты наблюдения:
Жанровое разнообразие востребованной литературы в библиотеке следующие:
сказки – 2 ученика;
рассказы – 2 ученика;
стихотворения – 1 ученик;
приключения, фантастика – 2 ученика;
журналы – 2 ученика;
справочная литература – 0 учеников.
Общий итог уровня читательской самостоятельности в ходе проведения данного исследования нами были получены следующие результаты:
С высоким уровнем – 3 обучающихся (33%) – Валерия В., Диана Х., Айша В.
Со средним уровнем – 3 обучающихся (33%) – Гамид К., Дамир С.,Кристина
С низким уровнем – 3 обучающихся (34%) – Вильдан М., Гамид И., Захар И.
Общий итог диагностики по теме «Развитие интереса к чтению» оценивался по критериям:
1.Эмоционально-ценностное отношение к книге
2.Читательский кругозор
3.Читательская самостоятельность.
Высокий уровень: 23-28 баллов
Средний уровень: 14-22 балла Низкий уровень: 13-0 баллов.
Таким образом, по общему итогу диагностики развития интереса к чтению мы получили следующие результаты:
Высокий уровень: 3 обучающихся (33%) – Валерия В. (25 баллов); Диана Х. (23 балла); Айша В. (26 баллов).
Средний уровень: 4 обучающихся (44%) – Алим К. (20 баллов); Гамид И. (15 баллов); Дамир С. (18 баллов); Кристина С. (20 баллов).
Низкий уровень: 2 учащихся (23%) – Вильдан М. (6 баллов), Захар И.
(12 баллов).
Результаты общения с родителями:
- родители отмечают, что детям не нравится читать, сами родители не являются активными читателями, ссылаясь на нехватку времени;
- чаще всего приходится заставлять ребёнка читать, наблюдать за его чтением; поощрением считается ПК, мультфильмы, прогулки и т. д.;
- приобретаются книги, журналы только на интересующую тему;
- читают дома книги в течение 20-25 минут.
Такое неравномерное распределение учащихся по уровням дает нам то, что у детей недостаточно сформированы составляющие интереса к чтению, которые дали бы им находить необходимую литературу, познавать мир книг с увлечением.
Таким образом, результаты опытно-поисковой работы показывают, что у большинства младших школьников уровень интереса к чтению сформирован недостаточно, (т. е. находятся на среднем уровне) или почти не сформированы, (т. е. находятся на низком уровне). Из всех исследуемых параметров наименее развитыми являются:
- читательская самостоятельность;
- эмоционально-ценностное отношение к книге (дети больше времени тратят, просиживая у ПК, а не с книгами); редко посещают библиотеку.
В итоге по уровню развития интереса к чтению младших школьников на начальном этапе мы получили такие результаты (таблица 4):
- Высокий уровень (В): 3 человека (33%)
- Средний уровень (С): 4 человека (44%)
- Низкий уровень (Н): 2 человека (23%).
Можно увидеть, что больше половины обучающихся класса находятся на среднем и низком уровнях, меньшая часть – на низком уровне развития интереса к чтению. Перед нами стала задача, найти такие задания, которые могли бы развить у обучающихся интерес к чтению художественной литературы.
3.2. Формирующий этап опытно-поисковой работы:
комплекс заданий, направленный на развитие интереса к чтению у младших школьников
По результатам констатирующего этапа опытно-поисковой работы планируется работа на формирующем этапе.
Анализируя методические взгляды развития интереса детей к чтению в процессе ознакомления с художественными произведениями, для формирующего этапа опытно-поисковой работы мы условно определили два этапа работы:
-
Подготовительный этап.
-
Основной этап (непосредственное обучение): на занятиях и в повседневной жизни.
Цели формирующего этапа опытно-поисковой работы:
- разработка и апробация комплекса заданий, направленного на развитие следующих компонентов интереса к чтению: эмоционально-ценностное отношение к книге; развитие восприятия литературного произведения; развитие речевого творчества детей; развитие театральных навыков у школьников.
Задачи формирующего этапа:
- подобрать литературный материал;
- подобрать задания, которые направлены на развитие выделенных компонентов интереса к чтению художественной литературы.
Анализ результатов констатирующего этапа опытно-поисковой работы предопределил задачи и содержание формирующего этапа исследования. В классе, где проводилась работа, в структуру урока вводились специальные учебные задания и ситуации, использовались разные приёмы, проводились тематические классные часы.
Для осуществления этих заданий использовались индивидуальные, групповые формы работы детей.
Чтобы уровень интереса к чтению художественной литературы у учащихся в целом стал выше, необходимо, чтобы каждое задание выполнялось на более высоком уровне [1, с. 37].
Таким образом, результаты диагностики позволили спланировать комплекс заданий, направленный на развитие интереса к чтению учащихся.
В данной работе по развитию интереса у детей можно выделить три направления:
-
Развитие читательских умений при восприятии литературного произведения: умение эмоционально откликаться на художественные произведения; умение создавать в своём воображении картины, адекватные авторскому замыслу (словесное рисование); умение воспринимать произведения в единстве содержания и формы на уроках литературного чтения.
-
Развитие речевого творчества детей (сочинение собственных сказок, стихов).
-
Развитие театральных навыков детей (участие в инсценировках, дидактических спектаклях).
Задание: предлагаем варианты рассказов
Для школьников даются две версии какого-нибудь рассказа. Прочитав оригинал и посмотрев, видео просмотр, обучающиеся, обсуждая, сравнивали разные версии рассказа. Потом создали другую версию того же самого рассказа, но изменяя некоторые элементы.
Они распознают и детально описывают главные элементы, включая композицию, героев, сюжет и тему. Подчёркивают сходство и различия между версиями. Примеры рассказов детей в Приложении 5.
Следующее задание: «Берём интервью у героя»
После прочтения книги, обучающиеся берут интервью друг у друга.
Один задаёт герою книги вопросы, а другой отвечает от имени героя.
Школьники ведут интервью в соответствующем образе и изображают героя рассказа. Примеры интервью детей в Приложении 6.
Драматизация:
Обучающиеся делают приготовления к театрализованной постановке и представляют его на публику, под режиссурой одного из учеников или учителя. Они заучивают свои роли, внимательно выслушивают указания и работают вместе с одноклассниками, чтобы представить драматизацию. Они контролируют свои действия и эмоции, с выражением рассказывают и пластично изображают своих героев и их чувства.
Дети пишут отзыв на стихотворение:
Обучающимся, после чтения и анализа произведения на уроке, предлагается написать отзыв на данное произведение по плану: читая стихотворение «Название», «Автор». Я представляю… Я слышу… Мне нравится/ятся стихотворение/герои (какие именно), потому, что… Примеры отзывов детей в Приложении 7.
Дидактические спектакли:
Дидактический театр в школе может быть одним из эффективных образовательных кружков. А особенно театр как искусство является мощным проводником в мир культуры.
Это театр учебный, где все спектакли носят обучающий характер.
Упражнение «Потерянные буквы»:
Данное упражнение на развитие антиципации. Буквы и слова иногда теряются. Но даже без некоторых букв и слов мы можем читать. Попробуем? Написать на бумаге, распечатать на принтере или написать маркером на специальной доске фразы, которые приведены ниже. Обучающиеся угадывают буквы и слова. Например, Книжн... что? (полочка).
Нов... что? (футболочка).
Больш... что? (ложка).
Рыж... кто? (кошка).
Чем полезны такие упражнения? Они направлены на развитие антиципации. Антиципация – это предугадывание. Такими упражнениями чтение можно развить беглым, осознанным, легким.
Примеры упражнений с антиципацией на литературном тексте (Приложение 8).
Создание иллюстраций: «Кадр за кадром».
Обучающиеся знакомятся с произведением, анализируют, делят его на смысловые блоки и составляют иллюстрации на каждый смысловой блок. Затем, опираясь на иллюстрации, они рассказывают сюжет произведения. После урока можно организовать выставку из рисунков, повесив их на специальный стенд.
Прием «Цветопись»:
Приемы психорисунка дают возможность воплотить понимание абстрактных понятий через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать характер героев, совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки. Примеры детских объяснений в Приложении 9.
Это помогает читателю лучше усвоить, текст, организуя, направляя чтение, соединяя различные части произведения во взаимосвязанную систему, где каждой отводится место в соответствии ее значимостью.
Прием «Сравнение»:
Задание, которое может вызвать у школьника интерес к чтению, представляется, в виде сравнений национальных поговорок. Пословицы разных народов часто бывают очень похожими, так школьнику можно предложить самостоятельно найти это сходство или найти по предложенной пословице похожую пословицу из другого языка.
Например: Где огонь – там и дым (турецкая). Нет дыма без огня (русская) или: Друг – зеркало друга (таджикская). Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты (русская). Хочешь узнать человека – узнай его друга (японская).
Игра-викторина для младших школьников «По сказочным тропинкам» (Приложение 10).
Этот метод, предлагает известный педагог Ш. Амонашвили. Суть его в том, что советы, что же прочитать, даёт ребёнку Карлсон. Он шлёт ему письма, от каких книг он сам без ума. Это авторитетное мнение любимого героя оказывает своё положительное действие. Ребёнок с радостью берётся за чтение, которое любит сам Карлсон. Примеры писем от Карлсона в Приложении 11.
Конкурс «Сочинительство сказок» – тоже интересная форма работы с обучающимися по развитию читательских интересов. Младший школьник выступает в роли автора сказки, он ее сочиняет и иллюстрирует. Это и работа по созданию творческого проекта. Примеры детей в Приложении 12.
Проектная деятельность:
Совместно с учителем дети создают свои первые проекты, выступают с презентациями своих работ. Примеры проектов детей в Приложении 13.
В результате такой работы снимается трудность в чтении, страх и неуверенность детей. У них развивается интерес к чтению, эта работа соединяет детей, родителей и учителей в достижении общей цели.
Важная роль в развитии интереса к чтению играет семья.
Недаром ещё в XVI веке были написаны строчки, что ребёнок учится тому, что видит у себя дома. Родители всегда служат примером ему.
Для того чтобы определить роль семьи к чтению, можно пригласить библиотекаря на родительские собрания, приготовить анкеты с вопросами о детском чтении.
Родительские собрания, которые можно провести совместно с детьми.
Например, «Приобщение детей к чтению».
Приведем несколько советов родителям, которые можно предложить на одном из родительских собраний, из книги В. Уильяме «Нерадивый читатель. Как воспитать и поддержать в деталях привычку к чтению». Советы родителям помещены в Приложении 14.
Самое важное, что могут родители: посоветовать ребёнку, записаться в библиотеку и на первых порах вместе с ним посещать её.
Итак, формирующий этап опытно-поисковой работы должен показать, что использование различных методик по развитию читательских интересов младших школьников положительно будет сказываться на успешном развитии детей в целом.
3.3. Диагностика уровня развития интереса к чтению у младших
школьников по результатам опытно-поисковой работы
Целью заключительного этапа опытной работы является: отслеживание итогового уровня развития интереса к чтению младших школьников.
Для определения изменения уровня интереса к чтению у младших школьников на контрольном этапе проведена диагностика, в которой нужно было выполнить ряд заданий похожих на констатирующем этапе опытно поисковой работы.
Были рассмотрены подобные первым параметры:
1.Эмоционально-ценностное отношение к книге
2.Читательский кругозор
3.Читательская самостоятельность.
Диагностические задания:
Диагностика № 1. Изучение эмоционально-ценностного отношения к книге на заключительном контрольном этапе.
Инструкция: детям предложены вопросы, мы наблюдаем и оцениваем их отношение к книге.
Уровень эмоционально-ценностного отношения к книге оценивался по вопросам (Приложение 15):
Критерии и показатели уровня эмоционально-ценностного отношения к книге показаны в таблице 2 (Приложение 2).
Таким образом, общий итог 1 задания на заключительном этапе:
Высокий уровень: 13-16 баллов
Средний уровень: 8-12 баллов
Низкий уровень: 0-7 баллов Результаты диагностики:
Исследуемая группа состояла из 9 детей. В результате устной индивидуальной беседы были получены следующие показатели:
- с высоким уровнем 4 обучающихся (44%) – Валерия В., Диана Х.,
Айша В., Кристина С;
- со средним уровнем 5 обучающихся (56%) – Алим К.,
Вильдан М., Гамид И., Дамир С., Захар И;
- с низким уровнем 0 обучающихся (0%)
Результаты диагностики эмоционально-ценностного отношения к книге по результатам опытно-поисковой работы на заключительном этапе на диаграмме:
Рис.4. Результаты исследования эмоционально-ценностного отношения к книге
Диагностика № 2. Изучение читательского кругозора младших школьников на заключительном этапе.
Инструкция: определяем уровень читательского кругозора на материале художественных произведений, наблюдаем и оцениваем.
Уровень читательского кругозора оценивался по следующим вопросам (Приложение 16).
Подсчет результатов включал определенные критерии.
Критерии и показатели уровня читательского кругозора в таблице 3 (Приложение 3).
Таким образом, суммарный итог 2 задания:
Высокий уровень: 5-6 баллов
Средний уровень: 3-4 баллов Низкий уровень: 0-2 балла.
Результаты диагностики:
Результаты обработки материалов, характеризующих уровень читательского кругозора на заключительном этапе на рис. 5.
Рис. 5. Результаты исследования уровня читательского кругозора
Исследуемая группа состояла из 9 детей. В ходе проведения данного исследования нами были получены следующие результаты:
- с высоким уровнем 5 обучающихся (56%) – Алим К., Валерия В., Диана Х., Айша В., Кристина С;
- со средним уровнем 4 обучающихся (44%) – Вильдан М., Гамид И., Дамир С., Захар И.
- с низким уровнем 0 обучающихся (0%).
Диагностика № 3. Изучение читательской самостоятельности младших школьников на заключительном контрольном этапе.
Инструкция: Для данной диагностики были взяты читательские формуляры из школьной библиотеки. Они рассматривались с точки зрения:
1. Частоты посещения:
- посещают библиотеку 1раз в 2 недели (Ч)
- посещают библиотеку 1 раз в месяц (Р)
- посещают библиотеку реже 1 раза в 2-3 месяца (ОР).
2. Жанрового разнообразия востребованной литературы в библиотеке.
Цель: выяснить, владеет ли ребёнок умением различать литературные жанры: сказку, рассказ, стихотворение, малые фольклорные формы.
Прочитываются литературные произведения, обучающиеся определяют жанр. Объясняют выбор. Демонстрационный материал в Приложении 17.
Индивидуальные особенности изучения потребности читательской самостоятельности отмечаются в баллах в соответствующей графе таблицы 5 (Приложение 18).
Уровень читательской самостоятельности оценивался по следующим параметрам:
-
Часто ли ты посещаешь библиотеку?
-
Понимание жанровых различий.
Результаты уровня читательской самостоятельности даны в таблиц 5 (Приложение 18).
Таким образом, суммарный итог 3 задания:
Высокий уровень: Ч (1 раз в 2 недели) – 5-6 баллов
Средний уровень: Р (1 раз в месяц) – 3-4 балла Низкий уровень: ОР (1 раз в 2-3 месяца) – 0-2 балла.
Результаты диагностики:
Исследуемая группа состояла из 9 детей. В ходе проведения данного исследования нами были получены следующие результаты:
- с высоким уровнем 5 обучающихся (56%) – Алим К., Валерия В., Диана Х., Айша В., Кристина С;
-со средним уровнем обучающихся (44%) – Вильдан М., Гамид И., Дамир С., Захар И.
- с низким уровнем 0 обучающихся (0%).
Жанровое разнообразие востребованной литературы в библиотеке является близким к учебному материалу, но уже стало более разнообразным, т. е. дети берут не только те книги и журналы, которые были заданы или показаны в школе:
Сказки – 11% (показатели уменьшились на 11%);
рассказы – 33% (показатели увеличились на 11%);
стихотворения – 22% (показатели увеличились на 11%);
детские журналы – 11% (показатели понизились на 11%);
справочная литература – 11% (новые данные);
приключения, фантастика – 12% (понизилось на 10%).
Результаты обработки материалов, характеризующих уровень читательской самостоятельности:
Средняя частота посещения библиотеки 1 раз в 2 недели.
44% обучающихся посещают библиотеку каждые две недели; показатель вырос на 11%.
45% посещают библиотеку 1 раз в один – два месяца.
11% обучающихся посещают библиотеку реже 1 раза в два месяца;
показатель понизился на 11%.
Обучающиеся стали чаще посещать библиотеку, что связано с тем, что дети лучше стали ориентироваться в библиотечном фонде, а также с тем, что серьезно обновился библиотечный фонд, появилось много современных детских изданий.
Результаты обработки материалов, характеризующих уровень читательской самостоятельности на заключительном этапе на диаграмме:
Рис. 6 . Результаты исследования уровня читательской самостоятельности
Результаты диагностики развития интереса к чтению у младших школьников по результатам опытно-поисковой работы.
В итоге мы получили следующие результаты:
Уровень развития интереса к чтению младших школьников на заключительном контрольном этапе следующий:
Высокий уровень: (О) 5 человек
Средний уровень: (С) 4 человека
Низкий уровень: (Н) 0 человек.
Таким образом, видно, что дети стали интересоваться рассказами, справочной литературой. Выбор стихотворений также остаётся в качестве предпочтительного жанра, и он связан с учебной программой.
Итак, на заключительном этапе мы получили такое распределение обучающихся по уровням развития интереса к чтению художественной литературы:
- с высоким уровнем 5 обучающихся (56%) – Алим К., Валерия В., Диана Х., Айша В., Кристина С.
- со средним уровнем 4 обучающихся (44%) – Вильдан М., Гамид И., Дамир С., Захар И.
- с низким уровнем 0 обучающихся (0%).
Результаты проведённой опытно-поисковой работы на заключительном этапе показаны в таблице 5. (Приложение№6)
Обработав полученные данные заключительного этапа опытно-поисковой работы. Можем увидеть, что результаты повысились по всем показателям: в уровне эмоционально-ценностного отношения к книге, в уровне читательского кругозора, в уровне читательской самостоятельности. И, следовательно, уровень интереса к чтению значительно повысился. Круг чтения стал более разнообразным, дети стали чаще посещать библиотеку. Обучающиеся стали свободнее работать с книгой, быстрее могут найти необходимый материал.
В итоге можно сказать, что использование перечисленных упражнений на уроках литературного чтения способствовало развитию интереса к чтению, значительно увеличилась активность учащихся на уроках, дети больше стали задавать вопросов, ответственно выполнять дополнительные задания, с интересом участвовать в работе над проектами, подбирать дополнительный материал для уроков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Начальная школа должна учить детей постигать мир, в котором они живут, расширять их кругозор. Поможет это обеспечить познавательный интерес ребенка к чтению. Но чтобы этот интерес развивался, необходимо формировать и развивать у детей умения, связанные с навыком работы с книгой, читательской самостоятельностью, читательским кругозором.
Анализ результатов опытного обучения показал, что показатели критического уровня значительно снизились, средний и высокий уровни повысились, значит, повысился и уровень интереса к чтению.
Можно сделать следующие выводы:
- после проведения систематических упражнений на уроках литературного чтения у детей возросли показатели составляющих интереса к чтению художественных произведений;
- преобладающими стали высокий и средний уровни;
- систематическое применение разнообразных заданий с учениками на уроках литературного чтения, способствуют развитию отдельных компонентов интереса, помогают развитию интереса младших школьников к чтению художественной литературы. Цель исследования достигнута.
Такая работа должна систематически проводиться на уроках литературного чтения. Это позволит привить ученикам интерес к чтению, будет способствовать развитию гармоничной всесторонне развитой личности, и, конечно, поможет воспитать из младшего школьника квалифицированного читателя.
Из сказанного следует вывод, что воспитание интереса младшего школьника к чтению и книге – сложный процесс, требующий специальной целенаправленной работы учителя.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. – М.: Логос, 2013. – 336 с.
2. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО, – 2014. – 512с.
3. Гончарова Е.Л. Ранние этапы становления читательской деятельности при норме и при отклонениях в развитии: автореф. дисс. доктора псих.наук: 19.00.10 / Гончарова Е.Л. – М.: 2012. –40 с.
4.Григорьева, Е. Ю. Развитие у учащихся интереса к чтению / Е. Ю. Григорьева // Молодой ученый. – 2011.– №7. – С. 86-90.
5.Джежелей, О. В. Литературное чтение. Чтение и литература. 1-4 класс: Программа для общеобразовательных учреждений / О. В. Джежелей. – М.: Дрофа, 2010. – 64 с.
6.Джежжелей, О. В. Формирование круга чтения младших школьников /
О. В. Джежжелей // Начальная школа. – 1989. – №1. – С. 33-38.
7.Ефимов, В.Ф. Компетентность как новое качество личности школьника / В.Ф. Ефимов // Начальная школа. –2012. –№ 2. –С. 11–18.
8.Климанова, Л. Ф. Уроки литературного чтения: метод. пособие к учеб. «Родная речь» 2 кл. / Л.Ф. Климанова. – М.: Просвещение, 2005. – 67 с.
9.Колпащикова, Ю. С. Как развивать интерес к чтению у младшего школьника? / Ю. С. Колпащикова, В. А. Рожина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 29. – С. 104-109.
10.Лутова, Т. Н. Литературное чтение в начальной школе. Привитие интереса к чтению у младших школьников/ Т. Н. Лутова. – Н. Новгород : Просвещение, 2009. – 124 с.
11. Осмоловская И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И.М. Осмоловская, Л.Н. Петрова // Начальная школа. – 2012. – № 10.–С.13 –17.
12 Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. Методическое пособие для учителя / М.И. Оморокова. – М.: АРКТИ, 2016. – 160 с.
13.Первова, Г. М. Формирование и развитие мотивации чтения / Г. М. Первова // Начальная школа. – 2016. – №9. – С. 11-12.
14. Плотников, С. Н. Читательская аудитория в России
(социологический очерк) / Homo Legens // Памяти С. Н. Плотникова.
15. Полозова, Т. Д. Как сформировать читательскую активность:
книга для учителя / Т. Д. Полозова. – М. : Просвещение, 2013. – 22.с.
16. Савенков, А.И. Методика учебного исследования и проектирования в практике начального обучения / А.И.Савенков // Начальная школа. – 2012. – № 9. – С. 54-61.
17. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя. // Начальная школа. – 2013. – № 1. – С. 11-18.
18. Светловская Н.Н. Как помочь детям, которые не хотят учиться читать / Н.Н. Светловская, Т.С. Пиче-Оол. – М.: Аркти, 2011. – 54 с.
19.Романовская, З. И. Чтение и развитие младших школьников. Приобщение детей к художественной литературе как к искусству /З. И. Романовская. – М. Педагогика, 1982. – 128 с.
20. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2013. – 31 с.
21. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2015-2016 года
22. Чудинова В.П. Недетские проблемы детского чтения / В.П. Чудинова, Е.И Голубева., Н.Н. Сметанникова, М., 2014.
23. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. – М.: Просвещение, 2011. – 351 с.
24. Щукина, Г. И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения / Г. И. Щукина. – М.: Просвещение, 2012. – 230 с.
25. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. – М.: Педагогика, 2011. – 134 с.
26. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. – М.: Педагогика, 2015. – 208 с.