СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание культуры поведения младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание культуры поведения младших школьников возможно только совместными усилиями учителей и родителей. Целесообразно и эффективно проведение родительского собрания на тему "Воспитание культуры поведения младших школьников", в подготовке которого примут участие классный руководитель, родители, психолог.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание культуры поведения младших школьников»

Воспитание культуры поведения младших школьников



Аннотация: Воспитание культуры поведения младших школьников возможно только совместными усилиями учителей и родителей. Целесообразно и эффективно проведение родительского собрания на тему "Воспитание культуры поведения младших школьников", в подготовке которого примут участие классный руководитель, родители, психолог.

Ключевые слова: психолого-педагогическое просвещение, воспитание культуры, младшие школьники.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Цели: 

 - психолого-педагогическое просвещение родителей, 

 - развитие воспитательных умений родителей. 

 - интеграция усилий родителей и педагогов по формированию культуры поведения у младших школьников. 

Задачи: 

 - озвучивание проблем взаимодействия родителей с ребёнком по воспитанию культуры поведения учащихся, 

 - ознакомление родителей с воспитательными и психологическими приёмами воспитания культуры поведения у младших школьников.

Повестка собрания: 

1. Воспитание уважения к людям. 

2.Формирование правил поведения и хороших манер в гостях, дома, на улице, в общественных местах. 

3. Воспитание культуры общения и культуры речи ребёнка.  

Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребёнка и предполагает становление его отношения к родителям, окружающим, к коллективу, обществу, отношение к труду, своим обязанностям и самому себе. 

Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят. Эти особенности являются залогом успешного воспитания младших школьников. Детям свойственны непосредственность и доверчивость. Взрослые должны бережно относиться к  проявлениям честности, искренности и прямолинейности в рассуждениях и поведении детей. 

Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. 

Как помочь нашим детям стать такими, какими мы их хотим видеть: умными, добрыми, отзывчивыми, вежливыми? 

Итак, составной частью нравственного воспитания младших школьников является культура поведения. Задачи взрослых в воспитании культуры поведения у детей: 

1. Воспитание уважения к людям. 

2. Формирование правил поведения и хороших манер в гостях, дома, на улице, в общественных местах. 

3. Воспитание культуры общения и культуры речи ребёнка.  

Воспитание уважения к людям. 

Осуществляется главным образом, через семейное воспитание. Каковы отношения в семье, таково будет отношение детей к вам и окружающим. Что ребёнок видит ежедневно в семье, то он обязательно перенесёт во взрослую жизнь. 

Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим людям и к самому себе начинается в детстве. Ребёнок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые в нём закладывает его семья. Если изо дня в день ребёнок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, если ребёнок учится в семье рисовать жизнь только чёрными красками – помочь такому ребёнку жить по законам добра трудно. 

Помните: 

 - Ваши показные вежливость и чуткость ребёнок легко распознает – подражая, он очень скоро вернёт их вам. 

 - Не грубите и не сквернословьте: ваши привычки станут привычками ребёнка. 

 - Не говорите о людях неуважительно, плохо – ребёнок станет отзываться так и о вас. 

 - Поступайте с другими тактично – это будет для вашего ребёнка уроком доброты и человечности. 

 - Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. 

Помните, поведение – нравственное мерило человека. Будьте эталоном для своего ребёнка. 

Семья должна учить ребёнка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания. Ребёнок должен знать, когда можно включать и выключать музыку в доме, как вести себя в общественных местах, как вести разговор с незнакомым человеком. 

С какого же возраста эти правила могут быть вводимы в поле зрения ребёнка? 

С первых лет жизни. Осознаются они постепенно не в виде отвлечённых понятий, а в живых впечатлениях из окружающей жизни. Тут мало просто познакомить ребят с нормами нравственного поведения, важно строить в соответствии с ними всю их повседневную жизнь. 

Дети должны понять, что любое их слово и действие не безразлично для людей, а так или иначе касаются окружающих, что каждый их шаг, поступок – это испытание. Как поступить: добро совершить или зло? 

Дети – всегда носители определённых ценностей. Переходя из одной общности в другую, из одного коллектива в другой, человек вносит свои системы ценностей и требований в мир людей. Знают ли они о том, что каждый поступок, каждое желание отражается на людях? Проверяют ли они свои поступки сознанием: не причиняю ли я зла, неприятностей, неудобств людям? Могу ли бескорыстно делать добро? 

С возрастом дети будут замечать внутри себя борьбу добра со злом, у них начнёт «говорить совесть». Она, как строгий и неподкупный судья, оценивает все поступки и переживания человека. Если он поступил хорошо, то испытывает мир и спокойствие в душе. И, наоборот, после совершения нехорошего поступка чувствует угрызения совести. Совесть и есть основа общечеловеческой нравственности, из которой вытекают все правила поведения. 

О правилах поведения и хороших манерах дома и в общественных местах говорится и пишется достаточно много.  

Однако бывают случаи, когда ребята знают правила поведения, но не выполняют их. 

Причин этому несколько: 

 - дети просто не знают некоторых правил. Однако незнание правил – причина простая и легко устранимая. 

 - некоторые правила поведения ребята знают, однако не умеют их правильно выполнять. Значит, у них не выработалась привычка, которая формируется неоднократным упражнением. 

 - иногда ребёнок знает правила поведения, знает, как их выполнять, но… не выполняет. Вероятнее всего это происходит из-за отсутствия волевого усилия в достижении чего-то. 

 - часто ребята не выполняют правила, считая их ненужными, неважными, что их просто придумали взрослые. 

Большая роль принадлежит взрослым и в воспитании культуры поведения в общественных местах. Являясь примером, они должны прежде всего следить за своим поведением. Это обязательное правило культуры поведения, которая воспитывается не с помощью нравоучений, какого-то специального морализаторства, а всем образом, укладом жизни, отношениями, существующими в семье. 

Если отец в течение всей жизни приносит маме в праздник цветы, не забывает поздравить в юбилейные даты и подарить что-нибудь красивое и приятное, уходя на работу и возвращаясь с неё, целует мать, ребёнок будет делать то же самое по отношению к своей матери и матери своих детей. Грубость детей в отношении родителей в большинстве случаев происходит потому, что бестактность и грубость царили в отношениях между ними самими. 

Вежливость – это и черта характера, и искусство вести себя в обществе. Ребёнок учится этому, подражая взрослым. И при любых условиях надо учить вежливо, а не грубо. 

Советы родителям: 

1. Не учите культуре назидательно. Излишняя морализация вызывает желание действовать назло. 

2. Привлекать ребёнка к посильной деятельности (накрыть на стол, почистить обувь и одежду, подготовиться к встрече гостей). 

3. Создавать специальные ситуации-задания: встретить тётю Машу, пригласить кого-то на прогулку, позвонить по телефону знакомым и др. 

4. В выработке культуры поведения широко использовать игры и игровые ситуации. 

5. Помнить, что в воспитании культуры поведения есть ситуации, когда вообще никакие слова не нужны, достаточно примера, образца поступка. 

6. Создавать вместе с детьми различные памятки: «Мой внешний вид», «Культура поведения в музее, кинотеатре» и т.д. 

7. Помнить: вы – главный воспитатель, вы – пример. 

Если спросить любого из вас: «Хотите ли вы, чтобы ваш ребёнок вырос высоко нравственным человеком?», то, наверняка, все ответят утвердительно. Но у одних родителей, казалось бы, вопреки их стараниям ничего не выходит. У других, напротив, без особых усилий получается всё как надо. В чём же дело? Дело во многом, в том числе – в силе, разрушающем или созидающем смысле родительского слова. 

Не злословьте, не обличайте, не позволяйте себе, хотя бы в присутствии детей говорить о людях плохо. Не осуждайте соседей, не подсмеивайтесь над знакомыми и родственниками, а наоборот, отмечайте их положительные качества, чаще хвалите окружающих. Если пойти по такому пути, то неудач в воспитании будет меньше. 

Культура речи. 

Речь наша богата. Но в последнее время мы слышим мало добрых слов и от взрослых, и от детей. О недопустимости в семье грубых слов всем известно. Заострю ваше внимание на том, как мы, взрослые, выражаем свой гнев и по какому поводу. Гнев, как и насморк, весьма насущная проблема, и игнорировать её нельзя. В гневе мы теряем рассудок и общаемся с детьми, как со своими врагами: кричим, унижаем. Но нужно помнить о том, что гнев порой слишком дорого обходится нам и нашим детям. Не отсюда ли маленькие беглецы из дома, замкнутость, испуг детей? И некоторым родителям стоит задуматься, не умерить ли свой гнев по отношению к детям. Вот какие советы дает по этому поводу психолог: 

1. Назовите вслух своё чувство. 

 - осторожно, пора остановиться 

 - я очень недовольна, я рассержена 

 - я разгневана, но это скоро пройдет 

2. Затем назовите причину своего гнева и попробуйте найти причину его в дурном настроении, в плохой погоде, ссоре с супругом, но ни в коем случае не вините ребёнка. 

3. Посмотрите в окно, переключите внимание. 

Гнев пройдет, не причиняя никому вреда. А потом, спокойно, тихо поговорите со своим ребёнком о том, из-за чего вы дошли до такого состояния. 

А чтобы воспитание вашего ребёнка происходило не урывками и эффективно, уделяйте им больше времени вечерами и в выходные дни. 

Заключение. 

«Всё начинается с дома».

С. Соловейчик высказал следующую мысль: «Не обязательно страстно любить детей, будь то любовь слепая или разумная. И не имеет значения, отказывают детям в чём-то, во всём или ни в чём не отказывают. Но очень важно, чтобы кто-нибудь из двух родителей или из 4 дедушек и бабушек – хоть один! – любил людей. Только эта любовь к людям и передаётся детям: делает добрыми и отзывчивыми, только она одна обладает педагогической силой». Возможно, это одно из правил воспитания «домом». 

Отчий дом … В нём начинается все самое главное, самое важное в жизни ребёнка. Так пусть же все в нём будет гармоничным, наполненным высокой духовностью, освящено нравственной чистотой. А чтобы он стал именно таким, укрощайте свой гнев, делитесь друг с другом добрыми чувствами, любите людей, умножайте добро.

 

Литература:

1. С. Соловейчик «Педагогика для всех». - СПб: Издательство «АСТ», 2018г. 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!