Родительское собрание
Тема : «Воспитание культуры поведения у младших школьников»
Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка и предполагает становление его отношения к родителям, окружающим, к коллективу, обществу; отношения к труду, своим обязанностям и самому себе.
Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.
Родительское собрание – основной прием общения учителя и родителей. Но как вызвать взрослых на откровенный разговор? Ведь чаще всего мамы и папы на собраниях только молча воспринимают информацию. А как же тогда помочь им увидеть недостатки в воспитании ребенка и направить каждого взрослого в нужное русло?
Классный руководитель перед собранием проводит с детьми следующую подготовительную работу.
1.Анкета:
•Кого или что ты больше всего любишь?
•Что тебе делать дома нельзя?
•Что было бы, если ты вдруг стал взрослым?
2.Рисунки на тему «Моя семья дома»
3.Подборка литературы о культуре поведения для выставки.
Цель собрания : Помочь родителям в воспитании культуры поведения у детей; помочь им увидеть свои недостатки в процессе воспитания и найти пути их решения.
Ход родительского собрания:
- Сегодня мы в очередной раз возвращаемся к разговору о воспитании наших детей, поэтому открываем еще одну страничку устного журнала «Родители и дети». Мы поведем беседу о том, как помочь нашим детям стать такими, какими мы их хотели видеть: умными, добрыми, отзывчивыми, вежливыми.
Конечно, все вопросы разрешить сегодня нам не суметь, но думаю, что каждый из вас по ходу разговора сделает для себя соответствующие выводы. Главное, будьте раскованными, не бойтесь рассуждений вслух.
Итак, составной частью нравственного воспитания младших школьников является культура поведения.
Задачи родителей в воспитании культуры поведения у детей.
•Воспитание уважения к людям и результатам их труда
•Правила поведения и хорошие манеры в гостях, дома, на улице, в общественных местах
•Культура речи ребенка
- Дорогие родители мы с вами должны помнить, что личный пример – это основное условие воспитания культуры у детей.
- Кто мне из вас может сказать, что такое семья? Как вы это понимаете?
Семья – это произведение искусства любви нравственных людей. Давайте зададимся вопросом: почему супружеский долг и верность во все времена рассматривались как нравственные ценности, на которых строились отношения в семье? Можно ли, будучи не уверенными в своей «половине», строить жизненные планы? Обзаводиться домом, детьми? Сомнительно!
Дети – реальное и ощутимое воплощение любви супругов. Каковы отношения в семье, таково будет отношение детей к вам и окружающим. Что ребенок видит ежедневно в семье, то он обязательно перенесет во взрослую жизнь.
(Оглашение результатов анкет)
“У входа в школу стоит розовощёкая девочка-первоклассница. На ногах – резиновые сапожки. Мать, низко склонившись, отмывает их от грязи.
Подхожу поближе, спрашиваю:
– Чем ваша дочь болеет?
– Моя дочь вполне здорова. Посмотрите, стоит, как королева!
Тогда обращаюсь к девочке:
– Разве ты сама не моешь обувь?
– А мне мама не разрешает мыть! Женщина смутилась, но в мою сторону посмотрела с укоризной”.
Родители высказывают своё мнение вслух.
Делаем в ы в о д: поведение родителей определяет поведение детей.
Какими же быть нам с детьми: добрыми или строгими? А как найти эту “золотую” середину, ведь рост ребёнка включает в себя и конфликты?
Давайте посмотрим, что же НЕЛЬЗЯ нашим детям.
Основные НЕЛЬЗЯ, выписанные на доске, открываются и показываются родителям.
НЕЛЬЗЯ ДОМА:
получать двойки –
драться –
садиться за стол с грязными руками –
кричать –
включать газ –
гулять без шапки –
бегать по дому –
поздно ложиться спать –
шуметь дома –
выходить на балкон –
лазить на горку –
играть –
приходить с друзьями домой –
быть злой к маме –
смотреть телевизор –
- Как вы думаете, что же по-настоящему НЕЛЬЗЯ и что всё-таки можно разрешать нашим детям?
- Будьте к своему ребёнку в меру добр и требователен, если хочешь чего-то добиться. Сохрани в себе всё хорошее и передай это детям.
О правилах поведения и хороших манерах дома и в гостях говорится и пишется достаточно много. Но всегда ли мы своих детей учим этому и всегда ли находим правильный выход в конфликтных ситуациях между детьми?
В комнате играли мальчики — сын Андрей и его друзья. Вначале играли дружно, потом послышался шум. Петя возмущался: “Это ты, Андрей, взял мою нитку. Отдай сейчас же!”. Андрей отвечал: “Я не брал твою нитку!”. Завязалась драка. Андрей подмял под себя “противника”, бил его кулаками и ногами, а друзья стояли притихшие. “Андрей, отпусти его!” – закричала я, растащила ребят и увидела полные злобы глаза. Петя схватил куртку и убежал.
Когда муж узнал о случившемся, он сказал: “Из Андрея получился смелый человек, сумеет постоять за себя. Так что не упрекай его”.
Делаем в ы в о д: прежде чем дать оценку действиям, постарайся вникнуть в ситуацию. Не делай поспешных выводов!
Вежливость – это и черта характера, и искусство вести себя в обществе. Ребёнок учится этому, подражая взрослым. И при любых условиях надо учить вежливо, а не грубо.
Семилетний Миша только что получил подарок от тёти. Он сильно сдавливает коробку, чтобы узнать, что там внутри.
Мать. Миша, сейчас же перестань! Ты испортишь подарок! Что надо сказать?
Миша (сердито). Спасибо!
Мать. Вот и хорошо.
Ситуация обсуждается и делается вывод.
Школа – общественное место, где в одно время присутствует много ребят и происходит много конфликтных ситуаций. Учитель старается избежать и разрешить их, но не всегда это удаётся. Поэтому, если с вашим ребёнком что-то случается, а учитель не в полной мере сумел разобраться, – не задерживаясь, приходите в класс. Мы вместе попробуем справиться с проблемой.
- Одним из важных пунктов воспитания культуры поведения является культура речи ребёнка.
- Речь наша богата. Но в последнее время мы слышим мало добрых слов и от взрослых, и от детей. О недопустимости в семье грубых слов всем известно. Заострю ваше внимание на том, как мы, взрослые, выражаем свой гнев и по какому поводу. Гнев, как и насморк, весьма насущная проблема, и игнорировать её нельзя. В гневе мы теряем рассудок и обращаемся с детьми, как со своими врагами: кричим, унижаем. Но нужно помнить о том, что гнев порой слишком дорого обходится нам и нашим детям. Не отсюда ли маленькие беглецы из дома, замкнутость, испуг детей?
Наши ребята писали, что было бы, если бы они вдруг стали взрослыми.
Учитель читает ответы ребят
помогал бы другим людям
получала бы одни пятёрки
стали бы учителями, врачами, воспитателями
установил бы мир на планете
не ругала бы своего ребёнка за двойки и тройки
никогда не бил бы своего ребёнка.
- Что ж, ваши методы воспитания налицо. И некоторым родителям стоит задуматься, не умерить ли свой гнев по отношению к детям, дабы не воспитать в нём чёрствость, жестокость, грубость.
Классный руководитель раздает родителям памятку.(которая была разработа вместе с школьным психологом)
Назовите вслух своё чувство.
• Осторожно! Пора остановиться!
• Я очень недовольна, я рассердилась.
• Я разгневана, но это скоро пройдёт.
Затем назовите причину своего гнева и попробуйте найти причину его в дурном настроении, в плохой погоде, ссоре с супругом, но ни в коем случае не вините ребёнка.
. Посмотрите в окно, переключите внимание.
• Я приготовила хороший обед, который заслуживает похвалы.
Гнев пройдёт, не причиняя никому вреда. А потом, с хорошим настроением, спокойно, тихо поговорите со своим ребёнком о том, из-за чего вы дошли до такого состояния.
Вывод : с сегодняшнего дня даже свой гнев выражаем не грубо и помним, что дети нам во всём подражают.
- А чтобы воспитание вашего ребёнка происходило не урывками и эффективно, уделяйте им больше времени вечерами и в выходные. К этому вас призывают рисунки ребят, из которых видно, чем занимаются папы, мамы, родные дома.
- Наш разговор подходит к концу. Верится, что каждый из вас сегодня о многом подумал и решил что-то изменить в общении с детьми.