Формирование интереса и воспитание любви к чтению
Попкова Е.В.
Отношение учащихся к чтению
По всему миру учащиеся 4 классов считают себя хорошими или, по крайней мере, неплохими читателями. Но только половина читателей согласилось, что им нравиться читать и они любят книги.
И все-таки Россия занимает 1 место по числу читающих в свое удовольствие(58% российских учащихся по сравнению с 49% в среднем по другим странам)
Так для чего же читают дети, если не для удовольствия?
Младшие школьники читают, чтобы учиться, чтобы найти ту или иную информацию, чтобы стать успешными.
Читающие ученики – успешные ученики
Конечно каждому учителю хочется, чтобы его ученики стали успешными. А без чтения это не возможно.
Факторы, способствующие формированию интереса и воспитанию любви к чтению
Взаимодействие с билиотекой
Пример взрослых (родителей)
Проведение различных мероприятий
Методы работы с учебной книгой
Первый фактор «Влияние семьи на процесс чтения»
Л.В. Сухомлинский говорил :
«Если в доме много книг, если они являются предметом уважения и любви, и вокруг себя малыш видит читающих, а то и слышит чтение вслух, любовь к книге, интерес к печатному слову, конечно, у него возникнет, и будет расти».
По результатам различных исследований можно сделать вывод, что семья оказывает самое важное влияние на процесс чтения, и дети из читающих семей, становятся лучшими читателями.
Семейное чтение
Чтение ребенку вслух (семейное чтение):
- развивает язык, память, учит мыслить;
- выстраивает связь между родителями и ребенком;
- А с точки зрения романтика дарит семейное
счастье!
Второй фактор «Взаимодействие с библиотекой» Праздник книги.
Праздник книги. Победители викторины.
Международный день распространения грамотности
Встреча в районной библиотеке с детским писателем и поэтом Игорем Жуковым
Встреча с методистом районной библиотеки Незнайко Ю.А.
По страницам детских писателей
По страницам детских писателей
По страницам детских писателей
Познавательно-конкурсная программа «Путешествие по родной земле»
Познавательно-конкурсная программа « Путешествие по родной земле»
Познавательно-конкурсная программа « Путешествие по родной земле»
Конкурсная программа «А ну-ка мальчики»
Конкурсная программа «А ну-ка девочки»
Конкурсная программа «А ну-ка девочки»
Конкурсная программа «А ну-ка девочки»
Познавательно-игровая программа «Из чего же сделаны мальчишки и девчонки»
Познавательно-игровая программа «Из чего же сделаны мальчишки и девчонки»
Познавательно-игровая программа «Из чего же сделаны мальчишки и девчонки»
Познавательно-игровая программа «Из чего же сделаны мальчишки и девчонки»
Праздник «Масленица»
Участие в конкурсе
Третий фактор «Методы работы с учебной книгой» Учебно-методический комплект «Работа с текстом»
Проведение параллели между содержанием произведения и личным опытом ребенка Л.Н.Толстой
Проведение параллели между содержание произведения и личным опытом ребенка (3 класс,1 часть «Вода в колодце Эмма Мошковская «Ты пила когда- нибудь воду из колодца?» Веришь, что это вкусная вода?»)
«Заразить» ребенка чтением помогает так называемая идентификация, узнавание себя в литературном герое Сергей Аксаков — Сурка (О.Н.Крылова, 2 класс)
«Заразить» ребенка чтением помогает так называемая идентификация, узнавание себя в литературном герое. Самоузнавание и определяет «зазывную» силу литературного произведения и желание вновь и вновь открывать себя в другом, а другого – в себе. Тексты автором подобранны таким образом, что в рассказ идет речь о сверстниках. Вопросы в учебнике помогают узнавать ребенку себя в героях книг (Лев Толстой «Прыжок», Александр Куприн «Слон» (Надя, Томми), Леонид Пантелеев «Честное слово» ( мальчик), А. Гайдар «Чук и Гек»)
«Заразить» ребенка чтением помогает так называемая идентификация, узнавание себя в литературном герое
«Заразить» ребенка чтением помогает так называемая идентификация, узнавание себя в литературном герое. Самоузнавание и определяет «зазывную» силу литературного произведения и желание вновь и вновь открывать себя в другом, а другого – в себе. Тексты автором подобранны таким образом, что в рассказ идет речь о сверстниках. Вопросы в учебнике помогают узнавать ребенку себя в героях книг (Лев Толстой «Прыжок», Александр Куприн «Слон» (Надя, Томми), Леонид Пантелеев «Честное слово» ( мальчик), А. Гайдар «Чук и Гек»)
Сравнивать себя с героем, находить у себя или в себе, то чего нет у главного героя
С. Михалков
Сравнивать себя с героем, находить у себя или в себе, то чего нет у главного героя. (Например: 2 класс 1 ч. Стр. 126. П Виктор Драгунский « Что я люблю» « Найди и зачитай те Денискины слова, которые ты можешь сказать и о себе! А что ты любишь такого, о чём Дениска не упомянул?»)
Сострадание, переживание за героя, следовательно, формирование нравственных качеств ребенка
Л.Н.Толстой
Сопереживание - самый сильный стимул, подвигающий ребенка к книге: испытанное им эмоциональное потрясение, возникающее в результате сопереживания героям книги. Оно пробуждает к жизни богатство внутреннего мира: чувства, ассоциации, мышление, воображение, память, – полностью захватывая и увлекая человека. Следовательно, происходит формирование сострадания, переживания, нравственных качеств ребенка. Для этого авторами учебника продуманы вопросы и задания («А тебе жалко Мишку?» ( 2 класс, 1 часть стр. 132)
Сострадание, переживание за героя, следовательно, формирование нравственных качеств ребенка
Сопереживание - самый сильный стимул, подвигающий ребенка к книге: испытанное им эмоциональное потрясение, возникающее в результате сопереживания героям книги. Оно пробуждает к жизни богатство внутреннего мира: чувства, ассоциации, мышление, воображение, память, – полностью захватывая и увлекая человека. Следовательно, происходит формирование сострадания, переживания, нравственных качеств ребенка. Для этого авторами учебника продуманы вопросы и задания («А тебе жалко Мишку?» ( 2 класс, 1 часть стр. 132)
Прием - сокращенный текст рассказа или стихотворения
Для стимулирования чтения, автор активно использует такой прием как сокращенный текст будь-то рассказ или стихотворение, после которого через группу вопросов подводит автор учебника к тому, что необходимо взять и прочитать эту книгу целиком или выучить наизусть (стр. 77, 2 класс, 2 часть «Предположи каково полное название стихотворения? Это БУКЕТ – кого или чего? Если тебе удалось догадаться, значит, понимаешь, сколько строчек во второй части и с какой буквы начинается каждая строка! Если тебе не терпится узнать продолжение этого стихотворения, спроси у учителя…»
Творческие задания, которые развивают способность ребенка реагировать по-своему на слово писателя
3класс, 1 часть стр. 42 «А ты можешь сочинить свою историю? Это должна быть история про какие-то незаметные предметы, которые помогают людям жить», сочинить басню 3 класс , стр. 37 «Сочини басню, в которой будет такая мораль «Любишь кататься – люби и саночки возить», рассказать прочитанное в другом жанре 2 класс, стр. 64 «А ты сможешь рассказать сказку про репку так, будто это небылица?», придумать концовку стихотворения 2 класс, 2 часть стр. 171 Петр Синявский «Ириски и редиски» Это стихотворение может иметь продолжение? Какое?»,).
Определи последовательность событий в тексте.
Работа с иллюстративным материалом способствует развитию познавательной активности каждого учащегося.
Четвертый фактор «Проведение различных мероприятий в школе»
Открытый урок по русскому языку.
Конкурс инсценированного стихотворения по произведениям Маршака. Знаки препинания
Праздник «Прощание с азбукой»
Праздник Покрова
Праздник Покрова
Конкурс чтецов
Конкурс чтецов
Районный конкурс чтецов « Великая слава Подмосковья». Диплом победителя.
Районный конкурс чтецов «Победа: одна на всех». Диплом призера.
В краеведческом музее
Проект ко Дню Победы
Чтение
Спасибо за внимание!