СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредствам русских народных сказок

Нажмите, чтобы узнать подробности

план

Просмотр содержимого документа
«Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредствам русских народных сказок»

МБОУ СОШ р.п. Жадовка

МО «Барышский район»

Ульяновская область








 

план по самообразованию

«Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста

посредством русских народных сказок»

 

 

 

 

 

 

 

 

 















Воспитатель      Белянина Т.Н.





Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок.


«Сказка – великая духовная культура народа,

которую мы собираем по крохам,

и через сказку раскрывается история народа»

А.Н. Толстой


Цель: расширить общепедагогические  и психологические знания по теме, повысить свой  общекультурный уровень.

Задачи:

1.Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.

2.Разработать перспективный план работы с детьми.

3.Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.

4.Организовать работу с родителями по теме.

5.Создавать условия для полноценного нравственного развития детей;

6.Подготовить консультацию для педагогов на тему  «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Начало работы по теме: 01.09.2017

 Предполагаемый срок окончания:31.05.2018

Список изучаемой литературы:

  1. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г. Нечаевой. - М.: Сфера, 2002.

  2. Соловейчик, С.Л. Нравственное воспитание дошкольников/С.Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4.

  3. Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. - Владос, 2001

  4. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии.

  5. Шорыгина Т.А. Общительные сказки. М., 2005г

6.Журнал «Дошкольное воспитание» №4, 2005г. Стр. 14-16

Мероприятия проведения                                                            

Срок

 

1

Изучение литературы по теме, знакомство с передовым

 опытом в ДОУ                                                                             

сентябрь

 

2

Разработка перспективного плана по теме

октябрь

3

Консультация с родителями  по теме

                «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка».                                                   

ноябрь

4

Создание предметно-развивающей среды в группе                    

декабрь

5

Разработка методического материала совместного досуга детей и родителей «По дорогам русских сказок»

 

январь

6

Проведение мастер-класса для родителей:

«Книжки –малышки и другие поделки для игры с ребенком дома»                                                                                   

февраль

7

Изготовление альбома рисунков детей и  родителей «В стране добра и зла»

 

март

Практический выход :


1.Консультация для педагогов ДОУ по теме «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей»

  1. Презентация для родителей из опыта работы «Воспитание сказкой».

 

 

Перспективный план по воспитанию нравственных качеств детей дошкольного возраста

посредством русских народных сказок

 

Работа с детьми

Сентябрь-май

Чтение детям русских народных сказок, беседы по их содержанию.

Литературные вечера

Ноябрь

Знакомство детей с помощью сказок с понятиями добра и зла.

НОД «Спешите делать добро»

Декабрь

Обобщение полученных знаний детей за первое полугодие.

Викторина «В гостях у сказки»

Январь

Чтение сказки «Морозко», разучивание слов, действий.

Театральная постановка сказки «Морозко».

Февраль

Тематические занятия, самостоятельное творчество.

Выставка детского творчества «В стране добра и зла»

Март

Подготовка материала для игр (Игры «Отгадай сказку», «Один начинает – другой продолжает», «Из какой я сказки?» (на определение сказочного героя), «Сказочное лото»)

Неделя дидактических игр

Апрель

Изготовление волшебных предметов из сказок в творческой мастерской.

Выставка поделок «Волшебные помощники»

Работа с семьёй

Сентябрь

Привлечение родителей к благоустройству и оформлению группы.

Пополнение группы книгами с русскими народными сказками, дисками с мультфильмами по русским народным сказкам.

Оформление театрального уголка по мотивам русских народных сказок.

Октябрь

Консультация «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка».

Информация в уголке для родителей.

Ноябрь

Совместное творчество ребёнка и взрослого.

Выставка рисунков «Наша любимая сказка»

Январь

Привлечение родителей к участию в совместных мероприятиях в ДОУ.

Совместный досуг «Сказка  ложь, да в ней намёк…»

Апрель

Консультация «Воспитание сказкой – радость встречи с книгой».

Папка-передвижка в уголке для родителей.

Май

Подготовка фотографий для презентации.

Презентация на родительском собрании «Дорогой добрых дел»

Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок.

«Сказки – это зернышко, из которого

прорастает эмоциональная оценка   

ребенком жизненных явлений».

В.А. Сухомлинский.

    Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства — это, прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Слово, раскрывающее благородные идеи, всегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть.

   В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Зная возрастные особенности детей,  я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелания делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека. Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, т.к. считаю, что сказки вошли в детский быт малыша и по своей сущности сказка  вполне отвечает  природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Сопереживанию, состраданию должна учить детская книга. А именно сказки.

    Сказка — это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными…  Недаром известная русская пословица гласит: «сказка — ложь, да в  ней намек, добрым молодцам урок». Урок нравственности, доброты, честности, ума и иной раз хитроумия.  Кто из нас не любил сказку в детстве? Наверное, не найдётся такого человека. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие), ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребёнка, — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка. Не для забавы  созданы русские народные сказки. Они являются мудрым воспитателем ребенка. Сказка всегда поучительна. Она впервые знакомит ребенка с искусством своего народа, его моральными убеждениями, культурой. Миллионы людей первые основы нравственного воспитания получали на ярких примерах народной сказки. Сказка воспитывает в детях лучшие черты характера. Она помогает им в первые годы жизни разобраться в таких сложных вопросах, как взаимоотношение людей, помогает оценить их поступки, вызывает либо сочувствие, либо осуждение. Изучению русских народных сказок посвятили  свои работы известные педагоги, психологи, сказковеды: братья Б. и Ю. Соколовы, А.И. Никифоров, Н.П. Андреев, А.Н. Афанасьев, К.Д. Ушинский, В.Я. Пропп, Э.В. Померанцева, В.П. Аникин и многие другие. Русский педагог К.Д. Ушинский высоко оценил русскую народную сказку, считая ее рассказывание замечательным методом воздействия на ребенка: «Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». А.М. Горький сказал, что сказки, как и некоторые  другие жанры фольклора, «выражают мышление народной массы в полноте особенно поучительной». Детский писатель сказочник Джанни Родари сказал — «Сказка для ребенка такое же серьёзное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности». Учитывая силу воздействия русской народной сказки на ребенка, большую воспитательную  ценность её содержания, красоту художественной формы воспитатель- рассказчик должен бережно донести её до слушателя.

Работая с детьми, я увидела, что детей недостаточно знакомят с русскими народными сказками, в основном дети смотрят зарубежные мультфильмы. Дети часто проявляют  агрессию, нетерпимость друг к другу.

Все вышесказанное обосновало актуальность данной проблемы и определило тему работы по самообразованию: «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста по средствам русских народных сказок».

  1. Использование сказки в нравственном воспитании дошкольника.

Нравственное воспитание детей – одна из главных задач в детском саду. Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности, я начала с младшего возраста, когда у детей начал формироваться  характер, отношение к миру, окружающим людям.

Дети пришли  в сложный мир, где они будут встречаться не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью.

Работая с детьми, я старалась воспитывать умение проявлять внимание, сочувствие к сверстникам, отзываться на помощь другого ребенка, помогать ему; воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; воспитывать любовь к близким людям.

 Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой.

 Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т.е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, рассказываются детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей. Следующий метод – рассказывание, т.е. более свободная передача текста. При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались. Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины.

Приемы формирования восприятия сказки.

Выразительность чтения. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.

Следующий прием – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание, возможно, сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.

 Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста, – выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок). Можно задать ряд вопросов (Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка? Если после первого чтения сказка уже понята детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками.

Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок исполняет роль сказочного персонажа. Привлечением детей к участию в драматизации. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

 Можно использовать словесные приемы. Зачастую детям бывают, непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения. Это можно сделать до чтения. Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения.

 Следующий прием – беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения. Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.

Этапы работы со сказкой

  • Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

  • Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.

  • Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки. ·Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

 



























«Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка».

Консультация для родителей

 

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни. Систематическое социально-личностное развитие ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Воспитание личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания.

Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Анализируя опыт работы и возрастные особенности детей дошкольного возраста, мы сделали вывод, что наиболее эффективной формой нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста является сказка.

Работа со сказкой различные формы и методы: организация «комнаты сказок» со «сказочным» оформлением, чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.

Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.

В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла. Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.

Во многих сказках воспеваются находчивость, взаимопомощь и дружба. Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания.

Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т. п.

Ребенок, слушая сказку, повторяет на реальном (бытовом) материале тот фантастический путь, который проходит сказочный персонаж в течение сказочного сюжета.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника – все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Предполагаемый результат: заложенные в детстве знания будут согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. С помощью систематической работы, социально-личностного развития, надеемся достичь следующих результатов:

устойчивость навыков поведения;

сформированность основ ценностных сфер личности;

стабильность психического развития;

целостность восприятия мира;

воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;

развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;

Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

 





















Консультация для родителей

"Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у детей дошкольного возраста в современном мире"

Размышления на тему воспитания духовности у дошкольников нас часто посещали мысли. Почему же наши дети растут черствыми, бездушными? Почему дорогие нашему сердцу детские сказки об Иване-Царевиче, Василисе Прекрасной, Морозко, почти не интересны нашим детям? Почему им интересны, мало понятные для нас, Винкс, Покимоны, Бакуганы, Человек-паук, и прочая продукция американских авторов? Мальчики практически не играют в космонавтов, моряков, военных, эти герои ушли на второй план, а главное место занимают игры в человека – Паука, Бетмана, различные трансформеры и прочее. На что провоцируют наших детей современные игры и игрушки, чему и как учат мультфильмы? Такие понятия как миролюбие, доброжелательность, великодушие, устремленность не на удовлетворение своих желаний, а на служение другим в условиях современной культуры могут оказаться, незнакомыми нашим детям. В этой связи остро ощущается необходимость специальной педагогической работы по формированию гуманных отношений ребенка к миру, визуальной форме отношения ребенка к природной и социальной окружающей действительности. Кризисное состояние духовно-нравственной сферы общества и семьи, а также все проблемы общества, безусловно, отражаются на духовно нравственном здоровье детей дошкольного возраста. Распространенность психических нарушений среди подрастающего поколения, в том числе и детей дошкольного возраста, очень велика. Большая часть нарушений, с которыми сталкиваются сегодня педагоги и психологи, имеет социально-педагогическую и духовно-практическую природу. К сожалению, многие родители и педагоги утратили четкие представления о закономерностях, определяющих развитие ребенка в тот или иной период детства. Воспитание малыша с пеленок превращается в подготовку к учебе в школе и реализации удачной жизненной карьеры. А педагогический процесс, ориентированный на обучение в ущерб воспитанию, вытесняет из жизни дошкольника игру, доброе и живое общение со сверстниками и взрослыми.

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. Поскольку родители, в силу своей занятости, решением проблем насущных, предпочитают общественное воспитание и с 1,5 лет, а то и раньше, отдают детей в детские сады, то именно работники дошкольных учреждений, должны сыграть ведущую роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения детей. Именно младший возраст называют "золотой порой" духовно-личностного становления. Сейчас активно развивается сотрудничество православной церкви и школы. Издается много литературы, помогающей педагогам ориентироваться в обучающих программах. Нравственное воспитание было и остается наиважнейшей задачей, которая стоит перед воспитателем детского сада. В программе детского сада, под редакцией Васильевой, по которой мы работаем, есть раздел, в который входят задачи нравственного воспитания. Но жизнь показывает, что в школу приходят дети информационно подготовленные, а нравственно незрелые. Заполнить духовный вакуум должны в первую очередь воспитатели. Но не навязывать ту или иную религию. Верить или не верить, во что верить? Каждый решает сам. Но мы обязаны донести до наших детей моральные принципы и этические нормы, которые дадут им прочную основу для становления в жизни.

Для этого применяем различные формы работы с детьми. Это занятия и цикл бесед проведенных священнослужителем отцом Георгием, прикладное творчество, совместные праздники и посещение православной церкви. На занятиях даём понятия о добрых и злых людях, о традиции в семье (празднование День Ангела), углубляем и закрепляем представления о родной стране, знакомим с православными праздниками (Рождество Христово, Благовещенье, Пасха), с родословной семьи, генеалогическим древом, с храмами Белогорья, святыми земли Белгородской. На экскурсиях дети знакомятся с архитектурой и внешним убранством храмов, достопримечательностями города.

Большую помощь в ознакомлении детей с православной культурой оказывают художественные произведения. При выборе литературы стараемся учитывать следующие критерии: положительные персонажи, в которых воплощены идеалы добра, любви, милосердия, послушания, сострадания; отсутствие психической агрессии; слог и стиль, соответствующий возрасту ребёнка.

Это рассказы для детей из серии «Спаси и сохрани» В. Максимовой формирующие у детей нравственное поведение и привычки. Серия книг «Зёрнышки» - добрые истории для маленьких детей, повествующие о жизни и поступках людей, детей и животных

Ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника играет семья. Именно в семье благодаря ощущению " живой человеческой среды" и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых, ребенок приобретает первый социокультурный опыт.

Однако воспитание духовно-нравственной личности показывает, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. При помощи различных вопросов, мы попытались изучить отношение родителей к данной проблеме и провели анкетирование. Анализируя ответы родителей, пришли к выводу, что несмотря на различные мнения, как правило, всем хотелось бы, чтобы их дети были знакомы с традициями, религией и выросли с четкими преставлениями о нормах морали и нравственности.

Плодотворность воспитательного процесса напрямую зависит от согласованности целей и педагогических усилий семьи и педагогов. Сотрудничество родителей и педагогов - непременное условие реализации вышеизложенной проблемы. Система мероприятий с родителями направлена на возрождение традиционного уклада жизни семьи, совершенствование современного воспитания на основе православной культуры. Изучение основ православной культуры позволяет детям и родителям почувствовать связь между поколениями, увидеть красоту и неповторимость отечественной культуры, понять, в чём состоит её уникальность. Работу по воспитанию духовной культуры строим на основе приобщения, как взрослых, так и детей к доступным пониманию последних главных святынь и духовных ценностей России, подвигов святых и героев своей Земли. Мы воспитываем любовь к Богу, первоначальные понятия о необходимости следовать лучшим традициям своей семьи, народа, уважение к другим народам. Нравственное, эстетическое, физическое воспитание и интеллектуальное, творческое развитие ребенка происходит с опорой на целостный календарно-обрядовый комплекс, семейный уклад и народную философию истории. Драгоценное время детства необходимо использовать, чтобы ребёнок не только обогатился знаниями, но и нашёл свой собственный путь  к духовным ценностям, приобщился к делам милосердия, любви и сострадания к ближним. Духовно-нравственное воспитание наших детей показывает: что дети меняются, стало меньше конфликтов, стараются больше проявлять терпимость, сдержанность, заботливость, внимательность по отношению друг к другу, учатся прощать, уступать, соотносить свои интересы с интересами других. И главный результат нашей работы, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

 


Конспект совместного досуга для  детей и родителей  

«По дорогам русских сказок»

 

Цель мероприятия: Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с детьми в условиях детского сада; создать атмосферу тесного сотрудничества и содружества, положительный психологический настрой, знакомить родителей с техникой рисования мятой бумагой.

Ход

В зал входит Бабушка – Загадушка

Бабушка: Здравствуйте ребята, здравствуйте и взрослые! Я бабушка – Загадушка. Вы любите сказки? А я хочу пригласить вас в сказку. Но чтобы до неё добраться, нужно выполнить все мои задания. А помогут вам ваши родители.

Есть у меня волшебный клубочек (достает  из корзины клубочек). Куда клубочек покатится, туда и пойдем. Готовы?

- За клубочком мы пойдем, прямо в сказку попадем!

Дети и родители идут за бабушкой. Клубочек останавливается.

Бабушка: Не хочет, родимый, катиться дальше, нужно моё задание выполнить. Есть у меня корзиночка волшебная, любит она сказки собирать.

Игра «Волшебная корзиночка» (игроки встают кругом и передают корзинку друг другу, называя сказки)

Бабушка: Ой, наполнилась моя корзиночка. Тяжёлая стала. Батюшки, а герои-то все перепутались. Ну-ка дружно родители и ребятки отгадайте про них загадки!

В ступе летаю,

Детей похищаю.

В избе на куриной

Ноге проживаю,

Красавица златокудрая,

А зовут меня …(Василиса Премудрая Баба Яга)

В дремучем лесу, на болоте

Вы ее непременно найдете.

Не рыбка она, не лягушка,

Моя дорогая подружка.

Стройная фигурка,

Зовут ее …(Снегурка Кикимора)

Есть еще в лесу один

Очень важный господин.

Он весь шишками оброс,

На лице лишь виден нос.

Может быть пуглив, как зайка,

А зовут его …(Незнайка Леший)

Внутри него водица,

С ним не хотят водиться,

А все его подружки —

Пиявки да лягушки!

Водорослями зарос

Добрый дедушка …(Мороз    Водяной)

Он живет глуши лесной,

Сердца моего герой.

Он костями громыхает

И в округе всех пугает.

Это что за старичок?

Ну конечно, …(Пятачок Кощей Бессмертный)

Бабушка: Молодцы справились с первым заданием. Ты клубочек покатись, прямо в сказке окажись!

Игра «Собери и назови сказку»

Все идут за клубочком, подходят к столу. На столе лежат разрезные иллюстрации к сказкам (одна на 1 семью)

Бабушка: Дружно картинки соберите и название сказки скажите. (дети по очереди называют сказку)

Бабушка: Дорогие ребята и родители поиграть ещё хотите?

Игра «Путаница»
«Суп из топора», 
«По-заячьему велению», 
«Зелёная шапочка», 
«Кот в туфлях», 
«Два поросёнка», 
«Лиса и цапля», 
«Волк и пятеро щенят», 
«Сестрица Танюшка и братец Иванушка»,
«Мальчик с ладошку»
«Сивка-Мурка».
Какие вы замечательные участники! Всё знаете!

Бабушка: Молодцы! Ну, что пошли дальше? А клубочек нас дальше зовет, он уже катится вперед.

Дети идут за клубочком и находят на дорожке красную шапочку.

Бабушка: Кто шапочку потерял? (Красная шапочка).

-А девочка была грустная или веселая? (веселая).

И сегодня, для вас, она приготовила музыкальные загадки. Вам нужно угадать какой сказочный персонаж исполнял песню.Слайд 1

Бабушка: Раз, два, три, четыре, пять

Хочу с вами поиграть.

Игра «Гори, гори, ясно»

Звучит грозная музыка.

Бабушка: Ой! Опять Баба Яга сердится. Сейчас прилетит и точно нас заколдует… Я знаю, что делать, мы сейчас бабушке букет цветов нарисуем. Ведь она злая, потому что цветов ей никто не дарит. (Техника рисования мятой бумагой, родители дорисовывают элементы.)

Бабушка: Клубочек снова нас зовет, в какую сказку приведет?

БабушкаПрисаживайтесь рядком, да поговорим ладком

Бабушка : Есть у меня в сундучке один предмет

Отгадаете вы про него загадку или нет?

 

Длиннохвостая лошадка

Привезла нам каши сладкой.

Ждет лошадка у ворот –

Открывай пошире рот. (Ложка)

БабушкаИз чего сделана ложка?( Из дерева)

-Значит она какая?(деревянная)

-А как можно использовать ложку помимо её прямого назначения? (ответы

(Игра на ложках)

Бабушка: Давайте посмотрим, что у меня в сундучке?

(достаёт ложки-заготовки для героев сказки)

Бабушка: Я скажу вам секрет, это герои нашей сказки. Отгадайте загадку и узнаете из какой.

Румяный круглый паренёк,

Сбежал из дому на денёк.

С весёлой песенкой бродил

И все напасти обходил

От лисы уйти не смог

Что за сказка… (Колобок)

-Назовите всех персонажей из этой сказки?

-Я предлагаю вам их сделать из этих ложек.

Все помнят, что произошло с колобком?

-А вы сделайте сказку с добрым окончанием.

-Что произошло с колобком?

-А вы пока работаете, придумайте доброе окончание.

А теперь, я предлагаю родителям стать актёрами и показать сказку колобок своим детям.

Бабушка: Вот и привёл нас мой клубок в сказку «Колобок».

(СЛАЙД 9) Бабушка: Помните!

В мире много сказок 
Грустных и смешных. 
И прожить на свете 
Нам нельзя без них! 

Бабушка: А наше путешествие подошло к концу.

Давайте произнесём волшебные слова и очутимся в саду

Раз, два, три волшебный клубочек, снова нас в детский сад верни!

Бабушка: А теперь пора прощаться.

До свиданья! Не грустите,

В гости жду вас, приходите!

 











Мастер – класс для родителей:

«Создание книжки – малышки своими руками»

Уважаемые родители, проведите новогодние каникулы с пользой для Вас и вашего ребенка! Мы хотим предложить Вам создать совместный шедевр – зимнюю книжку – малышку.

Книжка. И не просто книжка, книжка-малышка. Что-то родное, тёплое, маленькое, из детства. Сразу вспомнилась своя личная домашняя библиотека: небольшие книжечки по 5 копеек, разные сказки, рассказы и многое другое. Они были самыми первыми любимыми книжками. Их мы рассматривали, зачитывали "до дыр".

Книжки-малышки - это книжки для дошкольников, которые не умеют читать и для тех, которые уже читают. В них много красочных картинок. Но самое интересное, что созданы они руками родителей и детей.

Работа над созданием книжки-малышки - это очень увлекательное занятие, немаловажно, что оно способствует

- развитию творчества дошкольников;

- повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета;

- развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

- синхронизирует работу обеих рук;

- формирует усидчивость, умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Книжка-малышка - маленькая книжечка на зимне-новогоднюю тему. В ней малыш сможет слепить снеговика, уложить спасть в берлогу медвежонка и нарядить ёлочку. Придумать свою новогоднюю сказку.

Вооружитесь следующими материалами:

  1. Листами белого или цветного картона, тканью, фетром и т.д. (на ваше усмотрение).
    2. Скотчем (1 см шириной), клеем ПВА или тесьмой.
    4. Вырезками из журналов, старых книг, открыток.
    5. Карандашами и фломастерами.
    6. Линейкой, ластиком и простым карандашом.
    7. Ножницами.

Порядок творчества:

  1. На листах белого картона (или другого материала) нарисуйте заготовки для книг. Размер страничек 5х10 см (можно чуть больше).

  2. Сгибаем странички по линиям сгиба в гармошку. Дополнительные странички, согнутые в гармошку, присоединяем скотчем (или чем то другим).


  3. Наклеиваем картинки и подписываем их.
    4. Разукрашиваем фасад книги.
    5. Чтобы книгу можно было хорошо закрывать на хвостик и на фасад наклеиваем маленький кусочек липучки.
    Как Вы понимаете, такие книжки-малышки можно сделать про что угодно. Изготавливаются они очень быстро.

Для того чтобы создать маленький шедевр не нужно обладать особенными талантами в шитье, достаточно быть внимательным и наблюдательным. Ведь нужно сделать такую вещь, которая будет интересовать и увлекать ребенка. Ну и, конечно же, не забудьте включить фантазию. 
В итоге книжка малышка будет представлять собой скрепленных между собой любым способом листов, которые можно изготовить из лоскутков и матерчатых квадратов, где прослойкой выступает синтепон, пластиковые салфетки из кухни, плотная полиэтиленовая пленка (можно купить в магазине строительных материалов) и многое-многое другое, что вам придет в голову. Скрепить листы можно люверсами, липучками да и любым иным способом.
На каждой странице книжки малышки должен быть сюжет, понятный ребенку. 

Когда будете оформлять книжку малышку, пользуйтесь различными интересными предметами: ткань разных фактур, пуговицы необычных форм и больших размеров, кнопки, ленточки, липучки. Внутри некоторых страниц вместо наполнителя можно разместить, к примеру, горох или гречку, а страницу прострочить на машинке редкой строчкой. Такой прием будет благотворно действовать на развитие мелкой моторики ребенка. Желаем Успехов! Ждем Ваши шедевры на нашей выставке.

 

Консультация для педагогов

«Сказка как средство нравственного воспитания детей

дошкольного возраста»

Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей; выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении. Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного воспитания. Нравственные убеждения, принципы и нормы составляют духовное ядро, основу личности. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка. Именно в этот период ребенок начинает осваивать окружающий его мир, учится взаимодействовать с детьми, проходит первые этапы в своем нравственном развитии. Дошкольник в 4-6 лет – это человек с богатым и разнообразным эмоциональным миром, он глубоко чувствует, его переживания, прежде всего, тесно связаны с отношениями в кругу близких. Поэтому именно от родителей требуется умение говорить с детьми, понимать язык их жестов и эмоций, терпеливо, доступно, но без сюсюканья объяснять суть происходящих явлений, значения слов и поступков, удовлетворяя как можно полнее жажду ребенка в понимании и осознании сложного мира человеческих отношений. Но наши воспитанники являются носителями негативного нравственного опыта, если так можно сказать, «семейной» жизни, когда в процессе «семейного воспитания» основным приоритетом в становлении нравственности ребенка является негативный пример родителей. Причем ребенок не оценивает зачастую безнравственное поведение близких людей как негативное. На уровне детского подсознания оно остается нормой, ориентиром в собственных поступках. Определенный дефицит духовности порождает у многих из них, в лучшем случае, пассивное, а иногда и агрессивно-негативное отношение к жизни. Данная проблема является очень актуальной для воспитанников нашей группы, так как в группе проживают дети дошкольного возраста. Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей. Анализируя опыт работы и возрастные особенности детей дошкольного возраста, мы сделали вывод, что наиболее эффективной формой нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста является сказка. Работа со сказкой различные формы и методы: организация «комнаты сказок» со «сказочным» оформлением, чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира. Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.

Используемая литература:

1.Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г. Нечаевой. - М.: Сфера, 2002.Соловейчик, С.Л. 2.Нравственное воспитание дошкольников/С.Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. - 2005. 

3.Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. - Владос, 2001

4.Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии.Шорыгина Т.А. Общительные сказки. М., 2005г

5.Журнал «Дошкольное воспитание» №4, 2005г. Стр. 14-16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс