Воспитание нравственных качеств
детей дошкольного возраста
посредством русских народных сказок
Подготовила:
Воспитатель Давидко М.П.
Ермаково, 2023
Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказки.
Сказка является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребёнка.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости.
Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры.
Сказки должны входить в план воспитания детей как средство воспитания личности. Целью сказок должно быть развитие в ребенке данных от природы эмоций. Действие таких книг должно быть направлено на развитие чувств детей, а не на их рассудок. Фантазию ребенка легко направить как в положительное русло, так и в отрицательное русло развития. Воспитание сказкой должно способствовать воспитанию уверенности в себе и своих силах.
В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально - общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.
В решении задач нравственного воспитания нам помогают сказки
В младшем возрасте начинать лучше с волшебных сказок, имеющих простой сюжет.
Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание сказок, поэтому начинаем прививать интерес к чтению больших произведений. Необходимо продолжать воспитывать сострадание к героям, побуждать детей рассказывать о своем восприятии конкретного поступка персонажа, помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев. Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились образы.
В работе со сказкой можно использовать разные методы и приёмы.
Прежде всего - это традиционные методы и приёмы:
• чтение воспитателя
• рассказывание
• беседы
• пересказ
• драматизация сказки
• просмотр иллюстраций
• литературные викторины
Наряду с традиционными методами можно использовать и нетрадиционные подходы работы со сказкой, предложенные Л. Б. Фесюковой. Используя эти методы работы со сказкой, воздействуем на характер детей, мягко и бережно формируем положительные черты и корректируем негативное поведение.
1.Игра «хорошо – плохо»
2.Метод «волшебной палочки»
3.Метод «Превращения»
4. Д/и «Нравится, не нравится»
5. Создание проблемной ситуации
6. Решение противоречий в сказке
Одной из наиболее удачных форм по работе с детьми на знакомство с русскими народными сказками стала для нас дидактическая игра « Круги Луллия ». Дидактическое пособие мобильное и легкое в использовании. Пособие можно использовать как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе с детьми. Используя данное дидактическое пособие в образовательной деятельности ребенок усваивает материал просто великолепно и без всяких усилий. Круги Луллия развивают фантазию детей, обучают мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Они представляются дошкольникам как чудесные кольца или загадочные круги , тем самым мотивируя детей к выполнению заданий
Для расширения систематизации знаний детей о нравственных качествах можно использовать:
- Тематические дни и недели
- Метод проектирования
- Предметно – развивающую среду
- Взаимодействие с социумом
- Взаимодействие с родителями
Таким образом , с помощью сказок, детям дошкольного возраста можно преподавать основы нравственности, знакомить их с моральными законами, обычаями, взаимоотношениями людей. Своеобразие сказок позволяет это делать без принуждения, в занимательной форме.