СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание патриотизма и гражданской идентичности учащихся на уроках истории с использованием информационных технологий

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Во внеклассной работе по патриотическому воспитанию могут использоваться такие образовательные технологии, как: - проектно-исследовательская деятельность; - коллективно-творческие дела; - педагогика сотрудничества; - информационно-коммуникационные технологии. Эти педагогические технологии реализуются через системно - деятельный подход в воспитании, обозначенный в ФГОС второго поколения, который предполагает использовать в образовательном процессе активные формы деятельности учащихся. Такие формы могут способствовать решению задач, направленных на патриотическое воспитание. Один из них проектная деятельность или метод проектов.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание патриотизма и гражданской идентичности учащихся на уроках истории с использованием информационных технологий»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Староюрьевская средняя общеобразовательная школа











Доклад на тему:


Воспитание патриотизма и гражданской идентичности учащихся на уроках истории с использованием информационных технологий










Подготовила учитель истории и обществознания

Стребкова Надежда Васильевна















Секция учителей истории и обществознания, январь 2019


Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому, школе. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству. Прежде чем говорить о патриотическом воспитании, обратимся к основным понятиям данной темы. Патриот - любитель Отечества, человек, который любит свою Родину. Патриотизм – в переводе с греческого, означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству. Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты. Гражданственность – это понятие, которое характеризует гражданско- патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой. Гражданско-патриотическое воспитание – целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей и молодежи ценностные ориентации, нормы поведения гражданина и патриота России. Нормативно-правовые аспекты патриотического воспитания определяются в государственных документах Российской Федерации – Конституции РФ, федеральных законах, постановлениях Правительства РФ, федеральных программах. Во-первых, отметим главный закон Российской Федерации - Конституция. В преамбуле Конституции РФ провозглашены общечеловеческие ценности: -ценности демократии, -нравственные ценности: вера в добро и справедливость, почитание памяти предков, -ценности российской государственности, -ценности патриотизма и интернационализма: любовь и уважение к Отечеству, ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, осознание общей судьбы у народов многонациональной России, её причастности к мировому сообществу. Ценности формируются в семье, неформальных сообществах, коллективах, в сфере массовой информации. Но наиболее системно, последовательно и глубоко они могут воспитываться всем укладом школьной жизни. Эта идея заложена во ФГОС второго поколения и раскрывается в базовом документе «Фундаментальное ядро содержания общего образования», основным назначением которого в системе нормативного сопровождения стандартов является определение: 1) системы базовых национальных ценностей, определяющих самосознание российского народа, приоритеты общественного и личностного развития, характер отношения человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни; 2) системы основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в средней школе; 3) системы ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования. Еще один документ, который лег в основу ФГОС «Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Авторами документа являются А.Я. Данелюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Основным назначением документа в системе нормативного сопровождения стандартов является определение: национального воспитательного идеала; целей и задач духовно-нравственного развития и воспитания; базовых национальных ценностей; основных принципов организации духовно-нравственного развития и воспитания. И, конечно, это Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Программа подготовлена на основе накопленных за последние десятилетия знаний, опыта и традиций патриотического воспитания граждан с учетом важности обеспечения российской гражданской идентичности, непрерывности воспитательного процесса, направленного на формирование российского патриотического сознания в сложных условиях экономического и геополитического соперничества. Целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для: -повышения гражданской ответственности за судьбу страны, -повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития РФ, -укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, -воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию. Всестороннее развитие и воспитание ученика в образовательных учреждениях нельзя представить без патриотического образования. Поэтому вся внеклассная деятельность, должна затрагивать все направления духовно-нравственной концепции. Во внеклассной работе по патриотическому воспитанию могут использоваться такие образовательные технологии, как: - проектно-исследовательская деятельность; - коллективно-творческие дела; - педагогика сотрудничества; - информационно-коммуникационные технологии. Эти педагогические технологии реализуются через системно - деятельный подход в воспитании, обозначенный в ФГОС второго поколения, который предполагает использовать в образовательном процессе активные формы деятельности учащихся. Такие формы могут способствовать решению задач, направленных на патриотическое воспитание. Один из них проектная деятельность или метод проектов.

Метод проектов – это система учебно-познавательных и воспитательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентацией результатов их работы. Проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. В рамках патриотического воспитания в лицее могут использоваться следующие виды проектов: 1. Практико-ориентированный проект. Такие проекты направлены на социальные интересы общества. Тематика и содержание практико - ориентированных проектов может быть разнообразна – от учебного пособия для кабинета истории до пакета рекомендаций по патриотическому воспитанию. Важно оценить реальность использования проекта на практике и его способность решить поставленную проблему. 2. Исследовательский проект по структуре и содержанию является настоящим научным исследованием. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: наблюдение, моделирование, социологический опрос и другие. Тематика таких проектов может быть примерно такой: «Наши земляки в годы Великой отечественной войны», «История семьи в истории страны», «Я и мой город», «Загляните в семейный альбом» и многие другие. 3. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Например «Мои земляки», «Защитники Отечества живут рядом», «Природа родного края и ее проблемы», «Есть такая профессия – защищать Родину», «Ветеран живет рядом», «Георгиевская ленточка». 4. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть инсценировки, театрализации, видеофильмы, ролики, выставки, которые несут в себе большой патриотический потенциал. Применяя идею патриотического воспитания к проектной деятельности, важно понимать, что эффективность процесса находится в прямой зависимости от уровня организации деятельности в целом и квалификации, и профессионализма педагога в частности. Педагог должен отвечать современным требованиям: быть образованным специалистом, творческой личностью, осознавать и реализовывать новые тенденции в образовании, добиваться высоких результатов в своей профессиональной деятельности. В процессе коллективной творческой деятельности решаются следующие задачи: - воспитание нравственно-патриотических чувств, любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашего народа и чувство благодарности к мужеству защитников земли русской; - развитие уважения к истории своего Отечества, к людям, вставшим на защиту родного края; - формирование чувства уважения к другим народам и их традициям. Воспитательные возможности коллективной творческой деятельности связаны, прежде всего, с самореализацией каждого участника. Методика коллективной организаторской деятельности дает возможность построения коллектива на принципах коллективного планирования, организации и обсуждения результатов совместной деятельности. Основное средство патриотического воспитания – социально- ориентированная направленность коллективных творческих дел. Это взаимодействие учащихся с социальными объектами, такими как общество, люди, Родина, народ, культура, природа. К коллективной творческой деятельности по воспитанию патриотизма относятся формы работы, которые предполагают включение учащихся в непосредственную патриотическую деятельность: смотр строя и песни, акции милосердия, возложение венков к могиле солдат, экскурсия в воинскую часть, военно-спортивные игры, конкурсы патриотических песен. Информационно-коммуникационные технологии. Современное человечество включилось в процесс, называемый информатизацией. Он включает в себя доступность источников информации, проникновение информационных технологий в научные, производственные, общественные сферы. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала человека. Информационные технологии предоставляют возможность: - рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе воспитательного процесса; - сделать воспитание более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием; - построить открытую систему воспитания, обеспечивающую каждому учащемуся собственную траекторию воспитания; - вовлечь в процесс активного воспитания различные категории детей; - использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать воспитательный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам. В дополнительном образовании работа по патриотическому воспитанию с использованием ИКТ подразумевает три этапа: - докомпьютерный, когда педагоги активизируют внимание учащихся на определенной теме, вводят их в тему, стимулируют познавательный интерес; - компьютерный, когда осуществляется работа с электронными ресурсами; -презентационный, на этом этапе подводятся итоги работы, представляется презентация. Цифровые ресурсы мобильны, активны. Использование ИКТ всегда интересно, необычно и эмоционально окрашено. Системно-деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения и воспитания, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в обрзовательном процессе. Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом своей деятельности значит: - ставить цели, - решать задачи, - отвечать за результаты. Системно-деятельностный подход позволяет осуществлять духовное, нравственное и патриотическое воспитание через имеющийся личностный опыт ученика и проверить его в действии. Основываясь на практическом опыте, можно с уверенностью сказать, что, только попробовав сам и почувствовав свои возможности, ученик может точно сказать, чего он хочет, что он может, а что ему еще нужно узнать или какие сделать для себя новые открытия. Системно-деятельностный метод обеспечивается следующей системой дидактических принципов: 1) Принцип деятельности. Ученик, активно участвует в воспитательном процессе, что способствует активному успешному формированию его личности. 2) Принцип непрерывности. Преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития учащихся. 3) Принцип целостности. Предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире, природе, обществе, самом себе. 4) Принцип психологической комфортности. Принцип предполагает снятие всех стрессовых факторов и создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. 5) Принцип вариативности. Предполагает умение адекватно принимать решения в ситуациях выбора. 6) Принцип творчества. Приобретение собственного опыта творческой деятельности. Каждое образовательное учреждение самостоятельно определяет направления и содержание патриотического воспитания, расставляет акценты и выбирает для себя наиболее приемлемые методы воспитания, исходя из накопленного опыта, традиций, приоритетов. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Социальное пространство для развития патриотизма не должно ограничиваться стенами лицея. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации. Воспитание и обучение должно быть построено так, чтобы человек, выросший в нашей стране, не стал человеком, которому все равно в какой стране жить, и которого абсолютно не волнует судьба его родины. Педагогический коллектив лицея серьезное внимание уделяет формированию гражданского и патриотического воспитания лицеистов, воспитанию патриота своей страны, края.

Свои уроки пытаюсь строить таким образом, чтобы ребята становились активными участниками процесса и формировали свою собственную точку зрения на исторические события и явления.

Призвание учителя – дать ребенку средства для обретения самого себя, создать условия, которые определила для развития того или иного возраста сама природа человека и природа в целом.

Только сотрудничество учителя и ученика смогут помочь воспитать гармонически всесторонне развитую личность, человека с высоким гражданским долгом и патриотическими чувствами, переживаниями за будущее своей Родины.