Воспитание правил поведения у дошкольников
Зачем нужны правила поведения?
Когда ребёнок овладевает правилами поведения, это способствует образованию у него твёрдых нравственных привычек, помогает становлению взаимоотношений со сверстниками, воспитанию организованного поведения. Правила дают направление деятельности и по мере их усвоения становятся нужными самому ребёнку: он начинает опираться на них.
Уже в раннем возрасте выполнение режима создаёт предпосылки для понимания того, что необходимо выполнять действия, связанные с режимом, в известной последовательности и в нужном темпе. Поэтому, если говорить о правилах поведения, необходимо прежде всего приучать ребёнка выполнять требования режима, прививать ему навыки самообслуживания. Например, вовремя садиться за стол для еды, самостоятельно есть, мыть руки перед едой, самому снимать одежду перед сном, аккуратно вешать её на стул возле кроватки. Освоение этих навыков – если создана атмосфера заинтересованности успехами ребёнка, если ему предоставляется возможно большая самостоятельность – интересно и самому малышу, вызывает у него желание добиться результата. И дело не только в развитии важных практических навыков, меняется характер взаимоотношений детей со взрослыми.
Ребёнок, раньше освободившийся от ежеминутной опеки взрослых, чувствует себя увереннее, он смелее вступает в общение с другими детьми, выражает желание помочь сверстнику в том, чему сам только что научился. Все действия детей с высоким уровнем самостоятельности отличаются большей упорядоченностью, организованностью. Такие дети более свободно затевают игру, легче усваивают несложные правила общих игр.
К концу четвёртого года жизни дети уже хорошо говорят, движения у них более уверенные. Всё это позволяет расширять возможности воспитания у детей навыков и привычек культурного поведения, правил взаимоотношений, более прочно их закреплять. Если по отношению к детям младшего возраста особое значение имеет показ действия, личная помощь взрослого ребёнку, то в дальнейшем большую роль приобретает напоминание, поощрение усилий ребёнка, его стремлений самостоятельно оказать помощь другим.
У детей складываются первые дружеские симпатии и привязанности, на этой основе особенно успешно формируются навыки вежливости, организованности поведения, культуры речи.
Дети дошкольного возраста очень восприимчивы – поэтому важно, чтобы они видели только положительные примеры.
Осознание детьми правил поведения является важнейшим условием их соблюдения. Надо, чтобы дети убедились в том, что выполнение правил помогает им лучше наладить игры, более успешно достигать результата на занятиях и в совместном труде. При соблюдении правил реже возникают ссоры, разногласия между детьми.
На старшей ступени дошкольного возраста усвоение детьми правил поведения обеспечивает развитие организованности, которая является одним из важнейших показателей нравственной готовности к школьному обучению. Будущему школьнику придётся выполнять учебные обязанности, рационально трудиться на уроке, под руководством учителя, и самостоятельно, в домашних условиях.
Организованность – это сложное качество личности. Внешние его проявления выступают в собранности, точности, аккуратности. Внутренняя же сторона этого качества состоит в настойчивости, в умении планировать свои действия, умении контролировать себя, в умении выполнять заданное в срок, оценивать свою работу и работы других ребят.
Организованность предполагает волевое развитие, умение управлять возникающими желаниями, эмоциями, поведением (в дошкольном возрасте такое умение только начинает складываться).
К концу старшего дошкольного возраста организованность может приобрести новые ценные качества, имеющие важное значение в нравственной подготовке ребёнка к школьному обучению. Ребёнок становится не только исполнителем требований взрослых, обращённых к нему или к группе детей, - он начинает предъявлять требования к самому себе и к другим детям.