Воспитание толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями
(из опыта работы).
В последние годы социальная политика нашего государства направлена на активную интеграцию людей живущих с инвалидностью в общество. Результатом такого подхода стало появление ФГОС для учащихся с ОВЗ и УО. Начинание это конечно же замечательное, только реформирование ведётся не вполне логично. Одной из проблем, которые встают на пути этого благого дела является неготовность общества к принятию людей с особыми потребностями. Мы, взрослые, не имеем культуры толерантного отношения к людям с инвалидностью. Чувствуем неловкость в их присутствии, не знаем, как правильно с ними общаться, чтобы не обидеть и не поставить в неловкое положение.
Целью соей работы как классного руководителя по данному вопросу я вижу создание условий для формирования у детей устойчивой мотивации к толерантному поведению, толерантным поступкам. Реализую эту задачу через решение следующих задач.
Познакомить детей с принципами уважения человеческого достоинства всех без исключения людей.
Формировать у детей коммуникативную компетентность.
В своей работе я стараюсь донести до сознания детей мысль,
озвученную в Видео… «Люди так не делятся»
Средства воспитания толерантного поведения
Создание атмосферы добра и взаимного понимания (дети на уроках оказывают друг другу помощь, опросы и анкетирование, проведённое в классе показывают удовлетворённость учащихся психологической атмосферой в классе.)
Гармонизация отношений (ребенок- ребенок, ребенок-взрослый, семья- ребенок- социум).
Использование традиционных и инновационные методов воспитания: убеждение, пример, внушение, проектная деятельность, частично-поисковая деятельность, ИКТ технологии.
К подготовке мероприятия на параллель «Познакомься – подружись» мною были привлечены учащиеся класса. Ребята находили материал в сети Интернет о людях с инвалидностью, о том, как общаться с такими людьми, о людях с инвалидностью, добившихся успеха. Эти материалы и легли в основу мероприятия. Конечно же, мероприятия выстраиваются таким образом, чтобы вызывать наибольший эмоциональный отклик у участников.
Вот некоторые примеры, глядя на которые и мы с вами сможем научиться жизнестойкости.
Отрывок презентации : «Знакомьтесь…»
Планируемые результаты
Умение отстаивать свои права и считаться с правами других людей, проявлять терпимость по отношению к другим
Понимание значимости и ценности жизни каждого человека
Владение вербальными и невербальными средствами общения в различных ситуациях
Проявление доброжелательного и отзывчивого отношения к пожилым людям и людям с ограниченными возможностями здоровья
Умение давать оценку своим поступкам и поступкам других людей
Знание нравственных норм поведения и осознание необходимости их соблюдения в повседневной жизни.
Видео «Мы желаем счастья вам…»
Так что же такое толерантность? В последние годы изучением проблем толерантности активно занимаются, но и в советском союзе этот термин уже был известен, его легко можно найти в советском энциклопедическом словаре и определение этого термина вполне современно: «Толерантность – это терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению» (4.с.1348). Понятие «толерантность» в современном обществе приобрело большую популярность и в научной литературе трактуется широко. Наиболее полно сущность толерантности изложена в «Декларации принципов толерантности», принятой в 1995 году Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. В Декларации указано, что «толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность – это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека» (6. с.61). Например, в словаре иностранных слов: «Толерантность (от лат. tolerantia терпение) – терпимость, снисходительность к кому-либо или чему-либо» (1.с.498). Толерантность – терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, т.е. это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимо от каких-либо отличий (5.с.46).