СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Воспитание творчески активной личности"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Воспитание творчески активной личности". Ковалева Галина Николаевна МАУ ДО «Черняховская художественная школа им.Тенишевой» Аннотация. Воспитание творчески активной личности ребенка является одной из важнейших задач воспитания в целом. В современном мире каждый человек должен быть личностью,  способной к само проектированию и саморазвитию, к свободному определению себя в профессии, в обществе, в культуре. Он должен быть конкурентоспособен и прежде всего уметь вносить в свою сферу деятельности что-либо новое, искать новые подходы для реализации той или иной задачи.   Именно развитие творческой активности способно это реализовать. 

Просмотр содержимого документа
«"Воспитание творчески активной личности"»

"Воспитание творчески активной личности".

Ковалева Галина Николаевна

МАУ ДО «Черняховская художественная школа им.Тенишевой»

Аннотация.

Воспитание творчески активной личности ребенка является одной из важнейших задач воспитания в целом. В современном мире каждый человек должен быть личностью, способной к само проектированию и саморазвитию, к свободному определению себя в профессии, в обществе, в культуре. Он должен быть конкурентоспособен и прежде всего уметь вносить в свою сферу деятельности что-либо новое, искать новые подходы для реализации той или иной задачи. Именно развитие творческой активности способно это реализовать.

Введение.

Творческая активность - это важнейшая черта характера личности человека, способствующая изменению окружающего нас мира. В нашем современном обществе предъявлены новые требования к современному человеку, связанные с вхождением в общество с определенным набором социальных качеств, умением разбираться в современной культурной жизни . На данный момент востребованы люди, которые постоянно стремятся к обновлению своих знаний и умений, приобретению новых возможностей, к самореализации своей творческой направленности, обладающие способностью комбинировать свою деятельность в нестандартном ключе.

В данной работе рассматривается, как педагогу правильно воспитать творчески активную личность на базе художественной школы, какие механизмы будут этому способствовать и какие условия для реализации активности учащихся.

Основной текст.

"Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим его следует, прежде всего, воспитать эстетически". Фридрих Шиллер.

Воспитание творчески активной личности задача, прежде всего эстетического воспитания.

"Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по законам красоты" К. Маркс.

Эстетическое воспитание является одним из важнейших средств качественного совершенствования человеческой природы. Находясь в окружении творчества, красоты и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие часто обусловлено стремлением к развлечению, к тому же без вмешательства извне у ребенка могут сложиться искаженные представления о жизни, ценностях, идеалах. Д. Б. Лихачев, как и многие другие педагоги, и психологи, считает, что вовлечение ребенка в различную художественную деятельность способствует развитию их сенсорной сферы. Педагог должен так организовать свою деятельность, чтобы учащийся поднялся до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности.

Искусство является ядром и основным средством эстетического воспитания, которое осуществляется с помощью эстетических аспектов различных форм деятельности, несущих в себе эстетическое содержание. Ребенок, занимающийся творчеством, делает открытия в самом себе, развивает фантазию, пространство для самореализации и саморазвития, получает мотивацию, которую традиционное образование полностью обеспечить не может.

Художественное образование ребенка - это раскрытие его потенциала, своего опыта видения мира, своих возможностей, представления своих идей. Занятия искусством способствует также более быстрому освоению другими науками, повышают уровень интеллектуальных способностей учащихся в общеобразовательной школе, обогащает личность ребенка. Творчество формирует личность, направляет мышление учащегося на познание нового, уникального, креативного в мировосприятии. Личность современного человека должна обладать мобильным мышлением, гибкостью сознания, должна быть востребована во многих современных профессиональных сферах, активна. Именно творческая деятельность является непременным условием развития таких качеств.

Активность человека представляет способность к само изменению, саморазвитию и самодвижению, постоянно меняющая свои формы и уровни развития. Этот процесс способствует изменению нашего мира, его состояния. Для его изменений, развития материальной и духовной культуры выступает творческая активность личности.

Выделяют социальную и творческую активность человека. Социальная активность- способность личности сознательно взаимодействовать с окружающим миром, обществом, осваивая эту среду, преобразовывать ее. Это деятельность людей объединенных в систему отношений и способных вместе к преобразованию окружающей действительности. Творческая активность также включает в себя различные виды деятельности человека. Это продуктивная деятельность, форма активности человека или группы, направленная на преобразования окружающей среды, общества. Творческая активность, можно сказать, система воспитания, которая обеспечивает сочетание процессов взаимопреобразование, развития, как самой системы, так и воспитательной среды.

Учитывая выше сказанное, можно выделить следующее понятие:

Творчески активная личность - это результат воспитательного процесса, где субъект - целостная личность учащегося, ориентированная на использование механизма творческого самопознания и развития этой личности.

Воспитание творчески активной личности - это совместная целенаправленная работа педагога и личности ученика, в основе которого лежит мотивация учащегося к выбору и использование способов, форм своей активности, которое обеспечит социальное, творческое, развитие личности, ее необходимость в самореализации.

В связи с этим эстетическое воспитание ученика посредством их общения с миром искусства в процессе обучения приобретает в педагогической деятельности особую роль. Это не просто обучение творчеству, а целенаправленный процесс формирования творчески активной личности учащегося, который будет способен воспринимать, оценивать, видеть прекрасное, ценить и творить.

На базе художественной школы можно выделить следующие механизмы воспитания творчески активной личности ученика:

1. Развитие эстетического отношения к явлениям окружающей жизни и искусству в целом.

2. Воспитание художественных интересов, художественного вкуса и идеала.

3. Развитие художественно-образного мышления.

4. Развитие творческого восприятия мира, расширение мировоззрения и обогащение художественно-эстетического опыта.

5. Формирование коммуникативных навыков.

6. Формирование системы знаний и представлений об искусстве, жанрах и видах.

7. Применение художественных навыков в практической деятельности.

Одним из важнейших для воспитания творчески активной личности является развитие интуитивно творческого мышления, воображения у ребенка. Совершенствование у ученика интуитивного видения проблемы и самостоятельного решения поставленной задачи. Педагог должен правильно направить ребенка средствами искусства, использовать специальные приемы при работе с учеником, создать ряд творческих задач, требующих проявления тех или иных креативных способностей. Педагогическая деятельность также должна быть разнообразной.

Вопросы воспитания творчески активной личности рассмотрим на примере учебного предмета в художественной школе "Гравюра". Данный предмет в процессе формирования личности ребенка способствует воспитанию лучших эстетических и нравственных качеств у ученика. Гравюра интереснейшее средство педагогики искусства, разворачивающее перед преподавателем и учащимися широкие возможности.

Одним из важнейших аспектов художественной культуры является графика, она сближает личный опят ребенка и художественно-творческое наследие в едином процессе его практического познания, как это происходит в гравюре. В художественной педагогике печатная графика остается крайне редким средством обучения. Вследствие этого обучающий потенциал гравюры остается практически не востребованным, возможности преподавания эстампа детям среднего школьного возраста остаются мало изученной областью методики преподавания изобразительного искусства.

Специфика печатного искусства требует большого внимания не только к художественно-выразительным возможностям той или иной техники, и технологии выполнения. Перед учеником ставятся довольно сложные технически задачи, которые он должен выполнить. Процесс создания гравюры учит умению вести работу целенаправленно, целостно ее воспринимать, осознанно подходить к работе в материале, развивает способность к анализу, видению результата заранее. Печатная графика позволяет расширить возможности продуктивной самореализации учащегося.

Учебный предмет построен таким образом, чтобы ученики познакомились с разными этапами печатного искусства. Дети сначала знакомятся с материалом, выполняя штриховую монотипию. Ребенок на данном этапе работы сам для себя решает, что именно он будет изображать, дается определённая тема урока, но он сам выбирает, как это изобразить. Это развивает творческое мышление и позволяет ему самостоятельно делать выбор, способствует индивидуализации развития школьника.

Следующий этап знакомства с печатным искусством - черно-белая гравюра на картоне. Ещё при создании эскиза к гравюре ребёнок последовательно решает композиционные, пластические, тоновые задачи, учится мыслить, как говорят художники, или от "пятна", или от "линии", от общего к частному. Педагог учит ребенка адаптироваться к материалу, продумывать форму для печати, решить задачу равенства черного и белого в работе. Ведется большая предварительная работа, перед тем как происходит момент накатывания краски на форму печати и в несколько минут переходит в изображение, является одним из важных для заинтересованности ребят.

Наиболее интересной для учеников является выполнение цветной гравюры на картоне. Для выполнения такой гравюры необходимо аналитико-синтетическое объемно-пространственное мышление. В соединении с регулярным выполнением задач, связанных с цветом решением, его восприятием в натуре и воплощением в гравюре развиваются пространственно-колористические представления учеников. Добиться развития таких способностей позволяют длительные занятия гравюрой на картоне, а также знание технологии выполнения печатной техники. Именно благодаря занятиям гравюрой на картоне позволяют решить проблему способности к созданию завершенного произведения и связанную с ней проблему уверенности в своих силах - важные задачи в художественно-педагогическом процессе.

Данный предмет можно рассматривать как перспективное образовательное пространство для раскрытия и педагогически целесообразного развития условия стимулирования творческой активности личности ребенка, способствующих формирования у него готовности к творческой самореализации. Педагог должен с помощью методических приемов заинтересовать ученика, таких как советов, пожеланий, призывов к активизации сознательных и подсознательных механизмов. Стимулирование творческой активности также происходит во время совместной деятельности педагога и учащегося, что является неотъемлемой частью во время занятий гравюры. Также можно выделить, что многообразие материалов, различные рисунки, картины, художники, все что позволяет нас вовлечь ребенка в атмосферу урока, раздвигают границы детского мировоззрения. Применение перечисленных средств и приемов в совокупности, позволит обеспечить положительную динамику в их интеллектуальном и творческом развитии, направленном на активизацию творческого потенциала ученика.

В современном мире творческий человек - решающая сила, так как для нашего общество гибкий ум, креативность, способность мыслить свободно, иметь фантазию одних из самых важных и главных качеств для прогресса. Воспитание творчески активной личности в контексте с эстетическим воспитанием представляет собой актуальную педагогическую проблему, которую можно решить в процессе последовательного обучения ребенка. Эффективное решение данного вопроса входит в работу современного педагога, который должен так организовать свой педагогический процесс, чтобы активизировать учащегося, простимулировать творческую активность обучающегося.























































Список литературы.

  1. Алексеева В.В. Изобразительное искусство и школа. М., 1968.

  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психол. очерк: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991.

  3. Графика на уроках изобразительного искусства. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1965.

  4. Енин А.В, Лысенко Е.В., Казанцева Е.Г. Творчески активная личность как педагогическое понятие, Воронеж, 1998.

  5. Лихачев Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 2000.

  6. Пронина Н.И. Развитие творческого воображения учащихся художественного класса школы искусств. Изобразительное искусство в школе. 2001

  7. Чуркин В. Гравюра на картоне. Практические советы. 1988.