Аленькина Т. Г., Осянина В. А.
МБОУ СШ №7
г. Ярцево Смоленская обл.
ВОСПИТАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СВОБОДЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воспитание детей – самая важная
область нашей жизни.
Наши дети – это будущие граждане
нашей страны и граждане мира.
А.С.Макаренко
Мы живем в век быстрого развития коммуникации и все большей мобильности. И в то же время сталкиваемся с различными проявлениями эмоциональной ограниченности, жестокости, агрессивности, замкнутости на собственных интересах. Все проблемы общества наиболее ярко высвечиваются в школе. Поэтому уже с начальных классов необходимо проводить регулярную работу по всестороннему воспитанию учащихся: объяснять нормы и правила поведения в обществе, устраивать игры и соревнования, направленные на формирование здорового образа жизни. Чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями этнокультурных традиций своего народа, необходимо их познакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщить к ним, выработать привычку следовать им. Нужно так продумать программу воспитания в школе, чтобы поднять на более высокий уровень знание детьми обычаев своего народа.
Целью духовно-нравственного воспитания является воспитание ответственного, высоконравственного, инициативного и компетентного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь не только в соответствии с собственными интересами, но и с учетом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом.
В начальной школе эта работа и легка и, вместе с тем, трудна. Детская душа открыта перед миром и готова к принятию моральных ценностей свободы и ответственности. Однако, в силу своего возраста, обучающиеся не всегда правильно могут понять и принять их. В связи с этим мы строим свою работу по духовно-нравственному воспитанию как на уроках, так и во внеклассных мероприятиях и во внеурочной деятельности.
Например, в литературном чтении 2 класс («Школа России»), изучая раздел «Устное народное творчество», мы прививаем любовь и уважение к традициям своего народа. А сказка «Гуси-лебеди» дает возможность рассмотреть понятие ответственности в рамках семьи. В разделе «Русские писатели» на материале произведений И.А. Крылова, А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого мы учим детей понимать что такое благородство, справедливость, доброта, которые помогают осознать понятия свободы и ответственности. В разделе «О братьях наших меньших» в статье «Они и мы» Н. Сладкова мы с учащимися обсуждаем и выясняем в чем заключается ответственность по отношению к животным и знакомимся с важным правилом «Не навреди!».
На уроках окружающего мира создавая проекты «Красная книга», «Мои домашние питомцы» воспитываем ответственное поведение по отношению к окружающему миру.
На классных часах мы используем разнообразные формы работы (тренинги, игры, в том числе ролевые, различные экскурсии). Например, виртуальная экскурсия «Россия – Родина моя!», классный час «Ты и я – мы с тобой друзья», беседы «Зачем человеку совесть?» и «Уважаем старших».
На занятиях внеурочной деятельности по курсу «Речевое творчество» составляя рассказы по темам «Моя дружная семья», «Природа – наш дом», «Положительные и отрицательные эмоции», мы акцентируем внимание детей на проявлении свободы и ответственности в жизненных ситуациях.
Широкое поле деятельности в духовно-нравственном воспитании представляет курс «Основы религиозных культур и светской этики», в котором рассматриваются особенности морали. В модуле «Основы православной культуры» А.В. Кураева, работая над темами «Совесть и раскаяние» и «Зачем творить добро» рассматривают понятия «свободы» и «ответственности» с точки зрения христианства и усваивают правило – быть в ладу со своей совестью, слышать ее и поступать по ее подсказкам, исправлять свои ошибки. В модуле «Светская этика» есть тема «Свобода и ответственность». Хочется поделиться опытом и остановиться и прокомментировать некоторые фрагменты урока по этой теме.
Статья в учебнике начинается словами: «Свобода человека всегда связана с ответственностью. Ответственность – это черта характера личности, ее действий, которая говорит о том, что человек отвечает за свой собственный свободный выбор». Определение общее, научное и чтобы оно стало понятным и доступным для детей младшего школьного возраста мы используем различные формы работы.
На этапе формулировки темы урока можно использовать стихотворение Татьяны Ярошевич о свободе выбора:
Ползти. Идти. Бежать. Лететь.
Стремиться. Верить и хотеть...
Забыть. Устать. Застыть. Стоять.
Хандрить. Поддаться. Угасать...
Два выбора. И две судьбы.
Ну, а итог решаешь ты...
Проводим беседу по вопросам:
- Как вы понимаете эти слова?
- Какой выбор делают люди?
- Как они делают этот выбор: самостоятельно (свободно) или нет?
- Если выбор сделан свободно, то, как дальше нужно поступать?
- Попробуйте сформулировать тему урока.
Трудность этого этапа заключается в том, что понятие «свободы» дети определяют быстро, а связать его с ответственностью им еще тяжело.
Рассмотреть понятия свободы выбора и ответственности помогает стихотворение Агнии Барто «Уехали». После чтения стихотворения проводится беседа по вопросам:
- Почему это стихотворение прозвучало на сегодняшнем уроке?
- Какие чувства вы испытали, когда слушали это стихотворение?
- Какой выбор сделали дети и почему?
- Как бы вы поступили в этой ситуации?
- О какой ответственности идет речь в стихотворении А. Барто?
- А как вы понимаете, что значит «свобода» и что значит «ответственность»?
На следующем этапе работы с учебником дети разбираются в том, кто и что входит в отношения ответственности. Обсуждают, кто, перед кем и за что несет ответственность.
В качестве физкультминутки и закрепления изученных понятий можно предложить детям подвижную ролевую игру «Паровозик», в которой роль паровозика могут играть дети по очереди. После окончания игры идет ее обсуждение по вопросам учителя:
- В какой роли вам было интереснее?
- В какой роли вам было труднее? Почему?
- Какой вывод можно сделать в этом случае? (Трудно брать на себя ответственность за тех, кто стоит за тобой).
Далее, после работы со статьей учебника возможна работа с репродукцией картины Ф. Решетникова «Опять двойка». В ходе которой ребята определяют для себя, что ответственность у всех разная и зависит от того, какое место человек занимает в обществе.
В качестве закрепления изученного материала можно предложить работу в группах. Каждой группе предлагаются различные жизненные ситуации, в которых могут оказаться дети (записаны на листочках). Учащиеся обсуждают их и выносят решение, как бы они поступили в той или иной ситуации и объясняют почему.
Домашним заданием к уроку может быть прочтение сказки А. Сент-Экзюпери «Маленький принц» с заданием найти ответ на вопрос «Почему маленький принц остался на планете?».
Таким образом преподавание курса ОРКСЭ ориентировано на моральные нормы человеческого общества в воспитании у младших школьников свободы и ответственности.
Школа создает условия для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Свобода и ответственность являются частью духовного мира человека, частью его уровня воспитанности. В нашей школе на протяжение нескольких лет проводится анкетирование обучающихся, позволяющее оценить уровень воспитанности. Результаты показывают положительную динамику. Это отражено в карте наблюдений в папке классного руководителя.
Список литературы
Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Учебник для 4 класса под редакцией А.Я. Данилюка.- М.: Просвещение, 2014.
Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Учебник для 4 класса / А.В. Кураев. - М.: Просвещение, 2014.
Основы светской этики. Методическое пособие. / И.Б.Катышева, К.В. Савченко, Т.Д. Шапошникова. – М. Дрофа, 2014.