Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида».
г.Миасс
Рабочая программа
внеурочной деятельности в рамках группы продленного дня
(художественно-эстетического направления)
«Мастерилка»
2 группы (1-4 класс)
Составитель программы
Воспитатель Деревскова С.С.
Миасс 2019г.
Пояснительная записка.
Воспитание — великое дело: им решается участь человека.
Виссарион Григорьевич Белинский
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого ребенка, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
В связи с переходом на новый образовательный стандарт в настоящее время внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся, удовлетворения их потребностей в содержательном досуге, участии в самоуправлении и общественно - полезной деятельности.
Данная программа реализуется по следующим направлениям развития личности: познавательная деятельность , игровая деятельность, досугово-развлекательная деятельность ( досуговое общение),художественно-эстетическая деятельность, социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность),гражданско-патриотическое воспитание, трудовая деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность. Занятия проводятся в форме экскурсий, целевых прогулок, викторин, конкурсов, презентаций, праздничных мероприятий, соревнований в соответствии с выбором участников образовательного процесса.
В соответствии с новыми стандартами, необходимо, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Поэтому реализация программы способствует развитию личности обучающегося, раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности. Каждый вид деятельности – творческий, познавательный, игровой – обогащает коммуникативный опыт школьников. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Цель программы:
Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время;
Воспитание навыков учебного поведения, самообслуживания, труда;
Воспитание умений планировать свою деятельность в свободное время;
Развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
Создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
Расширение рамок общения с социумом;
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
Воспитание нравственных чувств и этического сознания;
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде ;
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях .
Задачи программы:
формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
формирование патриотизма и гражданской солидарности;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим
В своей воспитательной работе с детьми мы опираемся на следующие документы:
1.Закон РФ «Об образовании»;
2.Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», Постановление Правительства РФ, 10.03.2000 г., № 212; 23.12. 2002 г., № 919;
3. Положение о Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Республики Крым «Чеботарская специальная школа- интернат»
4. Годовой план Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Крым «Чеботарская специальная школа- интернат» на 2015-2016 учебный год
5. Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009г.
6. Конвенцию о правах ребенка.
7. Устав школы — интерната.
Методы:
научно-исследовательский;
метод проектов;
коммуникативная методика;
личностно-ориентированный метод;
наглядно-иллюстративный метод;
репродуктивный метод;
метод критического мышления;
Формы работы:
классный час, беседа, обсуждение, консультации;
презентации;
тренинги, занятия;
конкурсы, викторины, игры;
праздники, мероприятия,
представления, выступления, балы, карнавалы, фестивали;
встречи с интересными людьми, игры по интересам;
Принципы построения воспитательной работы:
принцип открытости.
принцип привлекательности будущего дела.
принцип деятельности.
принцип свободы участия.
принцип обратной связи.
принцип сотворчества.
Срок реализации программы- 4 года (1-4 класс)
Цель программы:
путем сочетания различных методов и приемов воспитательной педагогической деятельности способствовать становлению личности каждого школьника как гражданина Российской Федерации, способствовать духовно-нравственному развитию личности через систему «школа-семья-социум», формировать нравственные категории у обучающихся через принятие семейных традиций и ценностей.
Задачи программы:
1. Воспитание граждан с ориентацией на общечеловеческие ценности, понимание и поддержание нравственных устоев семьи.
2. Формирование у учащихся высокого патриотического сознания.
3. Воспитание чувства верности к своему Отечеству, вовлекать воспитуемых в использование историко-культурных традиций родного края.
4. Воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа.
5. Предоставить учащимся возможность реализовать себя в различных видах деятельности, ориентированных на общечеловеческие ценности, оказывать помощь в развитии познавательных интересов обучающихся.
6. Создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей.
7. Формирование здорового образа жизни школьника.
8. Создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе класса, повышения активности родительского сообщества; привлечение родительской общественности к участию в воспитательной работе класса и школы.
9. Гуманизация воспитательного процесса, создание условий для развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию.
10.Вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности.
11. Воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе.
12.Поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих созданию и развитию классного коллектива; совершенствование ученического самоуправления, развитие и упрочнение детской организации;
1 класс
- успешная адаптация к школьной жизни;
- эмоциональная устойчивость обучающихся;
- создание предпосылок для формирования классного коллектива;
- активное участие родителей в жизни класса, школы.
2 класс
- устойчивые положительные результаты обучения;
- активное участие детей в жизни класса, школы,
- негативное отношение к вредным привычкам;
- создание органов классного самоуправления;
3 класс
- проявление интеллектуальных способностей;
- знание истории своей семьи, школы, достопримечательностей города;
- умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия;
- ощущение ответственности за совершаемые поступки;
4 класс
- овладение методами самовоспитания, самоконтроля;
- проявление самостоятельной творческой активности;
- умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;
- готовность к самоопределению в социуме;
- создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации школы, педагогического коллектива и коллектива обучающихся;
- обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы;
- мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность.
Критерии к сформированности навыков поведения у воспитанников младшего школьного возраста.
Личностная идентификация: «Кто я?» - имя, фамилия, пол, внешность; знает родственные связи и свою социальную роль; домашний адрес и адрес школы-интерната;
называет и показывает на себе, других людях, игрушках, животных части тела и органы чувств; умеет объяснить, зачем нужны органы чувств и части тела; умеет осуществлять элементарный уход за ними;
знает и выполняет элементарные правила уличного движения;
имеет начальные представления и навыки коммуникативного поведения;
умеет использовать жесты, интонацию для выражения своих потребностей, желаний, просьб;
знает и умеет следовать элементарным правилам поведения в различных ситуациях: в школе, в транспорте, в общественных местах;
умеет дружить, не обижать сверстников, оказывать элементарную помощь;
понимает ответственность за своё состояние здоровья;
владеет навыками личной гигиены, обслуживающего труда: умеет чистить зубы, знает для чего это нужно, причёсываться, умываться, пользоваться туалетом, проводить элементарный уход за одеждой и обувью; содержит своё рабочее место в аккуратном состоянии, владеет элементарными навыками уборки;
умеет играть в настольные игры;
знает правила поведения на уроке, при самоподготовке;
имеет представление об элементарных, нравственных и этических понятиях и применяет их в жизненных ситуациях;
имеет элементарные представления о предметах быта, необходимых в жизни человека (одежда, обувь, мебель, посуда и др.); первоначальные представления о макросоциальном окружении (двор, магазин, деятельность людей, транспорт и др.);
знает, что такое работа, зачем люди работают; что такое отдых, зачем нужен отдых, как можно отдыхать;
умеет находить себе дело, не бездельничать;
знаком с элементарными правилами ухода за комнатными растениями и животными;
знает и называет окружающие предметы, которыми пользуется в быту, во время отдыха, игры, труда;
знает и понимает, что многие предметы созданы трудом человека, ценит это;
знаком с традиционными праздниками.
Основные итоги воспитательной работы в плане социализации школьников младшего возраста.
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни.
Содержание программы.
Внеклассное воспитание
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Уметь:
осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (педагога, одноклассников), решая её;
строить несложные рассуждения, делать выводы, формулировать их;
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить ;
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
пересказывать небольшие литературные произведения;
Знать:
правила поведения в школе , библиотеке, столовой, душевой, гигиенической
комнате и выполнять их;
свое имя и фамилию, выражать свои желания, потребности;
И.Ф.О. своих родителей ;
И.О. педагогов школы, работающих с ребенком;
правила по технике безопасности и применять их на практике.
Игровая деятельность.
развитие способности к интеллектуальному и эмоциональному самовыражению младшего школьника; раскрытие индивидуальных творческих способностей и познавательных интересов каждого ребёнка, через организацию игровой деятельности;
развивать сферы чувств, соучастия, сопереживания, активизировать мыслительные процессы и познавательный интерес;
развивать у детей внимание, память, воспитывать волю , характер;
способствовать воспитанию чувства ответственности, коллективизма, стремлению к взаимопомощи, созданию радостного настроения.
Уметь:
правильно проводить свое свободное время; уметь вести себя в свободном общении, играх, соревнованиях;
бросать и ловить мяч;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой деятельности;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
отбирать материалы, необходимые для занятий, игр;
придерживаться в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации;
договариваться с партнёрами, во что играть, кто кем будет в игре; подчиняться правилам игры.
Знать:
Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение).
выявление с помощью индивидуального подхода к каждому ребенку творческого потенциала каждого воспитанника;
научить плодотворному диалоговому досуговому общению, позволяющему реализовать свои интересы в ходе взаимодействия с другими участниками;
научить создавать украшения , призы, костюмы собственного изготовления , овладевать навыками общения, коллективного творчества.
Уметь:
разумно и рационально использовать свой досуг;
принимать участие в игровых инсценировках и драматизациях при обучающей помощи педагога;
участвовать в играх-драматизациях при мотивации педагогов;
прослушивать детские музыкальные произведения.
создавать украшения, открытки, закладки, костюмы собственного изготовления.
Знать:
правила поведения в общественных местах и применять их на практике;
народные традиции проведения праздников ;
различные виды игр.
Эстетическая воспитание
Создать условия для формирования:
представления о душевной и физической красоте человека;
умения видеть красоту природы, труда и творчества;
интереса к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;
интереса к занятиям художественным творчеством;
стремления к опрятному внешнему виду;
отрицательного отношения к некрасивым поступкам и неряшливости.
Уметь:
выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества;
выполнять основные приёмы работы с кистями, красками, клеем;
слушать чтение небольшого по объему художественного произведения;
проявляет интерес рассматриванию книг, картин при совместной деятельности педагога;
просматривать иллюстрации, прослушивать сказки;
положительно относятся к прослушиванию музыки;
самостоятельно разукрашивать;
слушать чтение небольшого по объему художественного произведения;
уметь выразить свои чувства в рисунке под руководством педагога.
Знать:
традиции художественной культуры родного края;
элементарную технологию разукрашивания красками, карандашами;
элементарную технологию аппликации.
Патриотическое воспитание.
Создать условия для формирования:
элементарных представлений о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
представлений о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
стремлений активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
Уметь:
называть главный город страны;
назвать свое место жительства, город в котором он обучается, главные его достопримечательности ;
испытывать гордость за стойкость, героизм советских и российских воинов;
испытывать бережное отношение к историческим памятникам;
Знать:
знать герб, флаг, гимн России;
знать государственные праздники и традиции нашей страны;
правила поведения на торжественных мероприятиях, митингах, в общественных местах.
Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность).
Формирование коммуникативной культуры, умения общаться и сотрудничать;
организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков поведения в социуме;
формирование умений включаться в специфические виды деятельности, которые способствуют получению значимых для себя и окружающих результатов, и социальную активность;
формировать думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности;
Уметь:
высказывать свою точку зрения;
принимать решения в ситуациях, связанных с соблазном;
говорить “нет” в опасных ситуациях;
искать способы сотрудничества с людьми в различных ситуациях;
находить друзей по интересам;
правильно вести себя в общественных местах.
уметь устанавливать коммуникативные связи, соблюдать этически дисциплины и дисциплинарные дистанции в общении со взрослыми; уметь вливаться в специфические виды деятельности школы.
Знать:
способы взаимодействия с людьми;
самого себя и свои возможности;
и придерживается норм общения с педагогами.
Трудовое воспитание
вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия;
воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь;
воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости;
воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.
Уметь:
проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
под контролем педагога ухаживать за одеждой, устранять непорядок в своём внешнем виде;
ответственно выполнять обязанности дежурных ;
проявлять трудолюбие в работе, доводить начатое дело до конца;
планировать свою трудовую деятельность; отбирать материалы, необходимые для занятий, игр;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
убирать в классе игрушки под контролем взрослого;
содержать свое учебное место в порядке под контролем взрослого.
под контролем взрослых выполнять навыки самообслуживания.
использовать в работе веник, грабли, работать на клумбе, участке школьного двора в сквере, работать в коллективе дружно, сообща.
Знать:
особенности назначения и целевого использования предметов труда(лопата – убирать снег, веник – подметать класс);
элементарные представления об основных профессиях;
правила сухой и влажной уборки помещения и уметь применять их на практике;
основные предметы гигиены и правильно их применять;
правила Т.Б. и применять их на практике.
Физическое воспитание
Создать условия для формирования:
ценностного отношения к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
элементарные представлений о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
понимания важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знаний и выполнения санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
отрицательного отношения к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
Уметь:
распознавать факторы риска во внешней и внутренней среде организма;
выполнять комплексы упражнений утренней гимнастики и физминуток на занятиях;
соблюдать правила питания;
выполнять гигиенические процедуры;
выполнять комплексы упражнений утренней гимнастики и физминуток на занятиях.
Знать:
сущность понятия “здоровье”;
факторы, оказывающие влияние на не только жизнь и здоровье человека, но и всего живого на Земле;
о роли правильного питания .
правила личной гигиены и выполнять их;
знать и выполнять комплекс утренней гимнастики.
Нравственное воспитание.
ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье;
формировать доброжелательные отношения «семья – школа», «школа – семья».
постоянное информирование родителей о результатах учёбы, воспитания, душевного состояния, развития ребёнка;
просвещение родителей в вопросах воспитания и обучения детей, оказание им помощи;
формировать у родителей чувство доверия к школе, классу, педагогам;
обеспечивать соблюдение прав ребёнка в школе и контролировать их соблюдение в семье;
привлекать родителей к заинтересованному активному участию в классных и общешкольных мероприятиях, родительских собраниях, заседаниях Совета школы, помощи школе в хозяйственной деятельности;
укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.
Календарно-тематическое планирование
Литература:
1. «Внеклассные мероприятия в коррекционных классах» Н.М.Гончарова.
2. Интернет-сайты
3. «Интеллектуально - познавательные игры в школе». О.Г. Кондрашова.
4. «Воспитание здорового школьника» журнал.
5. Развлечения, игры в начальной школе – Н.Г. Кувашова.
6. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Кислова Т. По дороге к азбуке. Методические рекомендации для
воспитателей, учителей и родителей. Баласс.