СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание высоконравственной личности на основе культуры общения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья по теме самообразования

Просмотр содержимого документа
«Воспитание высоконравственной личности на основе культуры общения»

Проблема воспитания коммуникативной культуры в настоящее время наиболее актуальна, поскольку изменились современные требования к подготовке учащихся к взрослой жизни. Вопросы воспитания коммуникативной культуры личности всегда были в центре внимания педагогики и исследовались в различных аспектах (культура общения, поведения, межличностных отношений, речевая культура и т.д.). Отсутствие необходимых навыков владения коммуникативной техникой любым участником учебно-воспитательного процесса ведет к искаженной передаче и приему знаний, идей, мнений и чувств.

Знаменитый ученый Д.Карнеги говорил: "Единственная настоящая роскошь - роскошь человеческого общения". И действительно, настоящая роскошь - это и есть умение правильно общаться.

Научное содержание понятия «коммуникативная культура» определяется содержательным наполнением понятий «общение», «коммуникации», «толерантность».

Общение - это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Коммуникации – это умение и навыки общения с людьми, от которых зависит успешность людей разного возраста, образования, разного уровня культуры и психологического развития, а также имеющих разный жизненный опыт и отличающихся друг от друга коммуникативными способностями.

Толерантность – качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное. Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его права на отличие.

Общение в жизни младшего школьника занимает первое место, для него очень важно мнение сверстников, появляется желание проводить больше времени с друзьями, обсуждать общие проблемы. Естественно, дети начинают задумываться о том, почему у некоторых ровесников много друзей, а другим общаться достаточно нелегко; нужно ли иметь свою точку зрения или соглашаться во всем с окружающими; необходимо ли считаться с мнениями других или упрямо стоять на своем и многими другими вопросами.

Именно в общении младшие школьники усваивают нравственные нормы, типичные для общества в целом и конкретной социальной среды. Именно в общении формируются продуктивные поведенческие навыки.

Чтобы научиться правилам коллективной жизни, младшему школьнику нужен определенный социально-нравственный опыт, в котором формируются правила общения со взрослыми и сверстниками. Психологи считают отсутствие подобных умений одной из главных трудностей в обучении школьников. Общительность, дружелюбие, уступчивость, сдержанность, внимательность, стремление помочь товарищу и другие необходимые для обучения качества проявляются и формируются лучше всего при постоянном общении группы детей в ходе разнообразных ситуаций под умелым руководством старших.

Если возникают постоянные конфликты с другими ребятами, нужно причины разногласий выяснять. Задача учителя и заключается в том, чтобы как можно раньше обратить внимание родителей на важность всех этих вопросов, помочь им конкретными советами.

Коммуникативная культура всегда направлено на другого человека. Для того чтобы определить, является тот или иной вид взаимодействия коммуникативной культурой, необходимо обратить внимание на:

- внимание и интерес к партнеру. Взгляд в глаза, внимание к словам и действиям другого свидетельствуют о том, что субъект воспринимает другого человека, что он направлен на него.

- эмоциональное отношение к партнеру;

- инициативные акты, направленные на привлечение внимания партнера к себе. Стремление вызвать интерес другого, обратить на себя внимание наиболее характерный момент общения.

- чувствительность человека к тому отношения, которое проявляет к нему партнер. Изменение своей активности под влиянием отношения партнера явно свидетельствует о такой чувствительности.

Сформированность коммуникативной культуры личности определяется по таким группам критериев:

- культура общения, общительность;

- культура речи;

- коммуникативные умения;

- коммуникативное мышление;

- ценностные ориентации;

- досуговые интересы.

Организационной культура групп оценивается по таким критериям как:

- социально-психологический климат;

- групповые ценности;

- уровень самоорганизации досуговой группы;

- групповая сплоченность;

- целостность группового восприятия (термин В. Агеева);

- целеустремленность.

Рассматривая критерии коммуникативной культуры, можно выделить и три основных его мотива:

- деловые мотивы, которые выражаются в способности к сотрудничеству, к игре, к общей активности;

- познавательные мотивы, возникающие в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, в познании нового, источником которого выступает взрослый – носитель новой информации и в то же время как слушатель, способный понять и оценить суждения и вопросы младшего школьника;

- личностные мотивы, характерные только для общения как самостоятельного вида деятельности, в этом случае коммуникативная культура побуждается самим человеком, его личностью. Это могут быть отдельные личностные качества, а могут быть отношения с другим человеком как с целостной личностью.

Ведущие идеи:

  • приоритетом воспитательной системы класса является воспитание коммуникативной культуры школьников как основы для овладения нравственными ценностями личности;

  • формирование коммуникативной компетенции в школьниках облегчает процесс получения знаний, делая его личностно значимым с помощью развитой рефлексии;

  • толерантность пронизывает все стороны коммуникации, помогая с пониманием относиться к различиям в характере, вероисповедании, ценностных установках окружающих;

  • мотивация на успешное общение побуждает подростка к самосовершенствованию и саморазвитию;

  • коммуникативная культура человека снижает уровень тревожности, повышает самооценку, становится здоровьесберегающей составляющей воспитательного процесса;

  • развитие коммуникативной культуры способствует формированию коллектива, чувства уверенности в себе, потому что «мы – вместе».



Цель : формирование у младших подростков навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми.



Задачи:

  • усвоить продуктивные приемы бесконфликтного общения на разных уровнях;

  • мотивировать учащихся на обращение к внутреннему миру, анализу собственных поступков, рефлексии;

  • способствовать формированию позитивной позиции по отношению к окружающему миру, людям, себе;

  • формировать толерантное отношение к миру в целом, к конкретным людям;

  • создать устойчивую систему классного самоуправления на основе продуктивного взаимообогащающего общения.

Необходимые педагогические условия:

  • постоянное психолого-педагогическое самообразование классного руководителя;

  • активное взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся;

  • педагогическая поддержка классным руководителем младших подростков;

  • создание классным руководителем нравственных личностно-ориентированных ситуаций по осмыслению собственного жизненного опыта усилиями детей (путем правильно поставленных вопросов и рефлексии);

  • создание воспитывающей среды в классе на основе взаимного уважения и поддержке друг друга;

  • этическая защита учащихся и сохранение их тайн.

Методы и формы работы:

  • социально-психологические тренинги межличностной коммуникации;

  • организационно-деятельностные игры;

  • методы самовыражения (рисунки, создание образов, сочинения и т.п.).

Развитие и воспитание детей осуществляется с помощью определенных средств и методов. Как бы хороши ни были методы, эффективный результат они дают лишь при определенных условиях:

- любой метод (группа методов) должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав. Это относится к детям любого возраста.

- метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического

завершения.

Воспитание коммуникативной культуры обуславливается тем, как младший школьник усваивает отношения, существующие в обществе. Возникает вопрос, как обеспечить такое усвоение. Для этого необходимо выбрать эффективный воспитательный метод и правильно организовать воспитательную работу.

Доказано, что в процессе игровой и развлекательной деятельности, деятельности по интересам и досуговой деятельности у младшего школьника формируются ценностные ориентации, модели поведения и общения, которые функционируют в обществе, т.е воспитывается коммуникативная культура, которая так необходима для своевременного воспитательного влияния с целью предупреждения младших школьников «коммуникативных проблем».



Игра как метод воспитания.

Рассматривая игру как всеобщую, спонтанно возникающую форму воспитания, известный психолог Д.Б. Эльконин подчеркивал, что ни один другой вид человеческой деятельности не образует вокруг себя такого мощного «педагогического поля». Уникальность игры в том, что именно игра и есть та деятельность, в процессе которой формируется человеческое воображение, без которого невозможно никакое проявление личности. Л. С. Выготский видел в игре неиссякаемый источник развития личности.

Выделим наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры:

- социокультурное назначение игры;

- функция межнациональной коммуникации;

- функция самореализации человека в игре;

- коммуникативная игра;

Игра является условием открытия младшим школьником человеческих взаимоотношений. Эта необходимость осознания обуславливает наличие в игре двух типов отношений: отношений младших школьников к предметам и отношений между действующими лицами.

Именно через сюжет игры педагог должен вводить в сферу представления младшего школьника знания о нормах общественного поведения. Варьирование сюжета игры способствует более глубокому проникновению младшего школьника в коммуникативную культуру не только со стороны знаний, но и со стороны развития культуры самого младшего школьника. Значит, содержание игры выступает в качестве определяющего фактора для формирования культурного облика младшего школьника. «Манипуляции» младшего школьника с содержанием отвечают познавательной потребности младшего школьника, направленной на сферу человеческих взаимоотношений.

Развлекательная деятельность.

Развлекательная деятельность дает возможность младшим школьникам посредством свободно избранной развлекательной деятельности глубоко и разносторонне познавать жизнь, развивать свои творческие силы, познавательные интересы, формировать коммуникативные умения и навыки, воспитывают у себя деловые черты характера.

Деятельность по интересам.

Предметные кружки, секции, студии позволяют сочетать решение учебных и развивающих задач. Сопутствующими формами развития младших школьников являются разнообразные читательские, зрительские, слушательские конференции, выставки. Конференции по книге, творчеству писателя, кинофильму, театральной или телевизионной постановке, радиоспектаклю активизируют их самостоятельность в оценке, суждениях, мнении. Объединения младших школьников по интересам в основном направлены на развитие специальных способностей, однако на равне с развитием способностей младших школьников так же воспитывается и коммуникативная культура.

Досуговая деятельность.

Ведущими формами досуговой деятельности являются кружки, творческие объединения, студии, факультативы, занятия в творческих мастерских, физкультурных секциях. В качестве вспомогательных форм используются краеведческие, фольклорные экспедиции и экскурсии, школьные клубные объединения, соревнования, конкурсы, олимпиады, массовые праздники. Досуговая деятельность младших школьников так же способствует воспитанию коммуникативной культуры. Во время проведения совместного досуга со взрослыми и сверстниками дети учатся правильно строить свои взаимоотношения, решать конфликтные ситуации.

Таким образом, рассмотрев формы и методы воспитания коммуникативной культуры можно сделать вывод, что все формы и методы могут формировать коммуникативную культуру младших школьников.



В основе занятий лежат следующие принципы:

  • этичное отношение к личности;

  • эмпатическое понимание мира подростка;

  • конструктивное общение;

  • интерес к личному опыту подростка и его актуализация;

  • необходимость выслушивать всех желающих;

  • конфиденциальность;

  • диалогичность и рефлексия;

  • добровольность.

Общая структура занятия включает следующие разделы:

  • приветствие – позволяет сплачивать участников группы, создавать атмосферу группового доверия и взаимопринятия;

  • разминка – настраивает участников на позитивную групповую деятельность, позволяет устанавливать контакт, активизировать учащихся, поднять настроение, снять эмоциональное напряжение или изменить эмоциональное состояние участников тренинга;

  • основная часть представляет собой совокупность упражнений и приемов, направленных на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков в зависимости от темы и личностно-ориентированной ситуации;

  • рефлексия занятия – предполагает обмен мнениями и чувствами о проведенном занятии и собственных ощущениях в его процессе.

Прогнозируемые результаты:

  • младшие школьники узнают правила безопасного поведения и эффективного межличностного общения не только в классе, но и в социально значимых группах;

  • учащиеся будут уметь эффективно общаться, конструктивно разрешать конфликтные ситуации, иметь базовые навыки общения;

  • разовьются позитивные качества личности: уверенность в своих силах, доброжелательность, терпимость, умение сотрудничать, работать над собой;

  • у ребят сформируется потребность обращаться к своему внутреннему миру, анализировать собственные поступки, рефлексировать;

  • учащиеся будут понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;

  • учащиеся будут учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • учащиеся научатся договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • учащиеся научатся использовать речь для регуляции своего действия;

  • учащиеся научатся строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи



Предлагаемая программа воспитания коммуникативной культуры школьников предназначена для работы с учащимися начальных классов общеобразовательной школы и является частью чего? по социализации личности подростка. На занятиях по программе ученики получают знания о том, как общаться, упражняются в применении приемлемых способов поведения, овладевают навыками эффективного общения, учатся преодолевать конфликты. Систематический курс по воспитанию коммуникативной культуры младших подростков помогает наладить адекватные межличностные взаимоотношения обучающихся, повысить их коммуникабельность, укрепить уважение к окружающим и чувство собственного достоинства, скорректировать собственное поведение.

Коммуникативные компетенции (умения и навыки) формируются в ходе проведения классных часов, совместных школьных мероприятий, через участие в смотрах, конкурсах, выставках изобразительного и декоративно-прикладного творчества, в проведении праздников, совместной трудовой деятельности, индивидуальные беседы. Программа предполагает тесное взаимодействие с психологом, социальным педагогом, инспектором ОПДН, библиотекарем.

Формирование коммуникативной культуры – непрерывный педагогический процесс, требующий усилий совместной деятельности обучающегося и учителя.

Предполагается участие детей в социальных проектах, акциях социально-нравственной направленности: «Помоги детям из детского дома», «Поздравь ветерана», «Ярмарка благотворительности» и др., где каждый школьник может реализовать себя в любом виде деятельности, проявить свои возможности и творческие способности.

Все действия по формированию коммуникативной культуры школьников направлены на последовательное введение младшего школьника в социальный мир, позволяет учитывать индивидуальный уровень развития каждого ребенка, его интересов, способствует успешной социализации и обогащает опыт толерантного взаимодействия.

Ведение личного «Дневника роста», наблюдения учителя и родителей, анкетирование и диагностирование развития ребенка в социально-нравственном плане помогает своевременно корректировать и планировать дальнейшую воспитательную работу по формированию толерантного мировоззрения. Так успешность социальных контактов можно отслеживать по таблице 1 :

Таблица 1

Критерии

Ф.И. ребенка

Ф.И. ребенка

Ф.И. ребенка

Ф.И. ребенка

Общительный, легко контактирует с детьми

 

 

 

 

Мало инициативный, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети

 

 

 

 

Сфера общения ограничена: контактирует только с некоторыми ребятами

 

 

 

 

Предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт

 

 

 

 

Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один, другие дети равнодушны к нему

 

 

 

 

Проявляет негативизм по отношению к детям, постоянно ссорится с ними и обижает их

 

 

 

 



 Примечание: Условные обозначения

  • высокий уровень

  • средний уровень

  • низкий уровень











Используемая литература:



  1. Монина Г.Б. Коммуникативный тренинг. – СПб.: Речь, 2010.

  2. Митрошенков О. А. Эффективные переговоры. – М., 2003.

  3. Школьный психолог. Периодическое издание, №12/2007.

  4. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. Возрастная и ᴨȇдагогическая психология/ И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Издательский центр "Академия", 1998. - 320 с.

  5. 14. Рогов Е.И. Психология общения / Е.И.Рогов. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 335с: ил. - (Азбука психологии);

  6. Казаева Т.Н. Развитие речи младших школьников /Т.Н.Казаева // Начальная школа. -2007. - №6. - С.76- 79.

  7. Киянченко Е.А. Учим детей общаться/ Е.А. Киянченко// Начальная школа. - 2002. - №6. - С.63.

  8. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер. Коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и ᴨȇдагогов/ Н.В. Клюев, Ю.В. Касаткина -М.: "Академия развития", 1997. - 240с., ил. - (Серия: "Вместе учимся, играем").

  9. Ладыженская Н.В. Развитие коммуникативных умений на уроках риторики в начальной школе/ Н.В.Ладыженская// Начальная школа. - 2007.- №5. - С.43-45

  10. Лемяскина Н.А.Предмет "Культура общения" в начальной школе/ Н.А. Лемяскина// Начальная школа. - 2002. - № 6. - С.68.

  11. Позднякова Е.В., Кузнецова В.С., Долматова Т.И. Формирование коммуникативной культуры у младших школьников/ Е.В. Позднякова, В.С.Кузнецова, Т.И.Долматова// Начальная школа. - 2001. - № 11. - С.23-26.

  12. Шабалина З.П. Первый год - самый трудный: (Особенности учеб-воспитат. работы с шестилет. ᴨȇрвоклассниками): Кн.для учителя. (С) Информация опубликована на ReferatWork.ru 
    - М.: Просвещение, 1990. - 96 с.

  13. Шенцева В.А. Практикум по русскому речевому этикету: Пособие для учителей начальной школы/ В.А.Шенцева. - М.: Белгород: Издательство СГУ, 2001. - 113с.